Барка которую бурлаки поздней осенью тянули по реке чусовой сочинение егэ

Обновлено: 07.07.2024

1 подготовка к ЕГЭ Задание В 8 Речь. Анализ средств выразительности. Лохманова Надежда Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000

3 Какие термины чаще всего необходимо найти? В таблице они указаны вместе с определениями и примерами. Языковое средство ОпределениеПримеры Анафора (единоначат ие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Антитеза (противоп оставлени е) Резкое противопоставлени е понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова.

4 Вопросно- ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. ГиперболаХудожественное преувеличение Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжелая, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия. Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

5 ГротескХудожественное преувеличение до невероятного, фантастического Если вы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. Инверсия антонимия Обратный порядок слов в предложении Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

7 Контекстные (или контекстуал ьные антонимы) Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Контекстн ые (или контекстуа льные синонимы) Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. Лексически й повтор Повторение в тексте одного и того же слова -Эти люди - ваши родственники? - Да, - сказал он. - Вот эти люди – родственники? - Безусловно, сказал он. -Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

9 Однородны е члены предложен ия Синтаксическое средство выразительности, позволяющее: а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья. ОксиморонСоединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Окказионал измы Индивидуально- авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?

11 Сравнитель ны оборот ( в том числе развернутое сравнение) Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1.С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п. Ночь, словно сумрачная оратория старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… 2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… И кабинет метра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

12 3. Родительным падежом существительного Лак на скрипке был цвета крови. 4. Творительным падежом существительного Стары метр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была только бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… 5. Сравнительным оборотом Вместе с ней росло в душе метра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

13 6. Отрицанием (т.е. не сопоставлением, а противопоставлени ем одного предмета или явления другому) Не скрипка – душа музыканта звучала в это тоскующее мелодии. 7. Придаточным сравнительным Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображала немецких миннезингеров. Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложении, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем.

14 ЭпитетХудожественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятно болью и слезами тихого восторга… Синтакси ческий параллел изм Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев. Что такое канцелярит? Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия причастием, деепричастием, существительным, а значит, застойность, неподвижность. Это - нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже ….

15 заданиеВ8 Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

16 Текст 1 (1)Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивши нас. (2)Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки. (3)Та запись, о которой идет речь, была нелегкой, рассказ был тяжелым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. (4)Они слушали внимательно, напряженно. (5)Первым не выдержал зять. (6)Он воскликнул: - Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? (7)Сдать надо было город. (8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей было губить? (10)Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. (11)Поначалу мы совсем не поняли, что он имел ввиду. (12)Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать. (13)Потом мы сообразили, что мог. (14)То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне все это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

17 ( 15)Время,минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разглядываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики. (16)Взападной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправдание капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? (18)Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? (19)Человечно ли это по отношению к своему населению? (20)Вот Париж объявили же открытым городом. (21)И другие столицы, капитулировав, уцелели. (22)А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побежден в свой срок. (23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. (24)Как же это цинично и неблагодарно!

21 Список терминов: 1) эпитет 2) риторический вопрос 3) парцелляция 4) вопросно-ответная форма изложения 5) риторическое восклицание 6) ряд однородных членов 7) метафора 8) градация 9) риторическое обращение

22 Текст 2 (1)Барка,которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложнялась осенними дождями. (2)Изшестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый человек. (3)Среднего роста, какой-то весь взъерошенный, кривой на один глаз одним словом, не настоящий мужик, а так, как мякина в зерне. (4)Однажды проснулся я от страшного шума, происходившего на барке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происходило что-то невероятное до последней степени. (7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гуси. (8)Обессилевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью села прямо на барку. (10)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов. (11)Лови, робя, бей! галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.

23 (12)Работа была брошена, и на барке происходила настоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший. (14)Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных. (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно! (22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она поймала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помятую, обезумевшую от ужаса птицу. (25)Што ты делаешь-то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу. (27)Братцы! (28)Черти! (29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (30)Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пойманную птицу. (31)А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, ответно ругалась обиженная баба. (32)Сбесился, деревянный черт!

26 Список терминов: 1) анафора 2) синтаксический параллелизм 3) градация 4) сравнительныйоборот 5) эпитет 6) ряд однородных членов 7) риторическое обращение 8) парцелляция 9) вопросно-ответное изложение

27 Номера пропущенных терминов Текст 1Текст 2 4, 6, 5, 24, 5, 6, 7 УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

  • Антиподом человечности служат безразличие и черствость. Но умение бескорыстно помогать людям, прислушиваться к их нуждам не является проявлением слабости. Это признак сильного, уверенного в себе человека. А также очень смелого.
  • Ведь только трус может спасовать перед опасностью и оставить кого-либо в беде, беспокоясь за свою шкуру. Также человечность базируется и на внимательности.
  • Порой для того, чтобы оказать помощь, следует увидеть, что она действительно нужна адресату. Немногие имеют чистоту души и помыслов, немногие имеют эту возможность.

Человечность является одним из качеств, что присущи каждой развитой личности. Тот, кто не способен к сопереживанию и великодушию, немногим отличается от диких зверей. Кроме этого, иногда он становится даже хуже их.

Человечность спасает героиню. Она хочет покончить с собой, но в последний момент вспоминает, ради кого она обратилась к позорной профессии. И оставляет попытки. Из этого исходит, что человечность – это умение думать не только о себе, но и о других, умение идти на риск либо на сделку с собственной совестью ради того, чтобы спасти кого-либо. Примечательно, что после того, как она спасла детские жизни, девушка спасает и самого Родиона. Ей удается достучаться до его сознания, в результате чего парень меняет свое мнение.

Человечность — это стремление к справедливости, уважение и честность. Это умение видеть в людях хорошее, даже если они поступали с тобой несправедливо. Данное качество лишено корысти. В данную категорию может относиться и материнство. Ведь каждая женщина, даря ребенку жизнь, при этом рискует своей. Если роды прошли успешно, она кардинально меняет свой образ жизни и привычки, посвящая свое существование новому человеку на долгие годы.

Также проявлением данного качества может считаться спасение человека на улице или бездомного животного. Его имеет, как человек, который рискуя собой, спас ребенка из горящего дома, так и тот, кто защищает слабых и обездоленных. Соответственно, это доброта, граничащая со смелостью.

Но, возможно, оно стало таковым потому, что в Шарикове не было самого важного качества – человечности?

Популярные сочинения

Человечность, сочинение 2 вариант

В небольшом сочинении по теме человечность довольно сложно объяснить дать определение этому слову. А все потому, что человечность это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество качеств. Давайте все же попробуем понять что такое человечность, и в сочинении рассуждении определимся с его значением и приведем примеры, как может проявляться человечность в нашей жизни.

В работе что такое человечность, можно найти ответы для сочинения рассуждения по пункту 15.3. Это облегчит работу для учеников 9 класса.

Что такое человечность сочинение рассуждение

В жизни человек часто слышит, насколько важна человечность и как высоко она ценится. Но что такое человечность, как она проявляется, и в чем кроется проблема человечности. Давайте поговорим об этом в нашем сочинении по русскому.


Прежде всего хочется сказать о сложности и обширности данного понятия, ведь это не просто какое-то конкретное человеческое качество, а совокупность положительных черт и действий. Так, если человек будет относиться терпимо к каждому живому существу, а не только к себе подобному, если он не будет жесток, а будет проявлять милосердие, его можно назвать человечным. Значит человечность это проявление доброты, любви, заботы по отношению к другим, отзывчивости к тем, кто попал в трудную ситуацию.

Мне кажется, что человечность подобна волшебной таблетке или вакцине от всего злого и несправедливого. Стоит потерять это качество, как в мире начнется хаос злых сил

Душа человека очерствеет, а вместе с этим очерствеет и окружающий мир, поэтому важно с самого детства прививать детям любовь ко всему живому, выращивать чувство сострадания к ближнему, прививать доброту, заботу, гуманность. Только так мир людей будет светлым и человечным

Как проявляется человечность: примеры

На самом деле человечность может проявляться в самых разных ситуациях. Даже на войне люди могут быть человечны, прикрывая собой друга, или щадя врага. Человечность можно наблюдать и в повседневной жизни, которое может проявляться даже в мелочах. Если вы помогаете старушке перейти дорогу, уступаете место старшим, выручаете друга в сложной ситуации, то в этом и проявляется человечность. А кто-то не может пройти мимо щенка, который запутался в веревке, другой подбирает птицу со сломанным крылом или кормит голодную кошку. Разве это не человечность, состоящая из мелочей?

Значение слова человечность

Чтобы точно дать определение человечности, стоит обратиться за помощью к словарю. Там говорится что человечность — это моральное качество, которое проявляется в повседневной жизни

Оно включает в себя уважение к другим, сочувствие, доверие, способность к самопожертвованию, скромность, искренность, доброту, внимание, сопереживание, готовность помогать. Проще говоря, человечность — это все то, что делает нас лучше, делает мир добрее и дает право называться Человеком с большой буквы

Проблема человечности

Несмотря на важность наличия у человека его лучших качеств, сегодня встречается много людей, которые потеряли способность сострадать и проявлять милосердие. Они стали жестокими и эгоистичными

Эти люди еще не потеряли человеческое обличье полностью, однако проблема человечности кроется в том, что они попадают в плен равнодушия. Создается впечатление, что человечность решила пройти мимо них, и мы видим людей, которым безразличны как окружающие их люди, так и окружающий их мир. Этих людей пока сложно назвать бесчеловечными, но и человечными их равнодушные поступки также не назовешь.

Очень хочется, чтобы люди остановились, нашли время заглянуть к себе в душу, и отыскали там свои лучшие человеческие черты, которые бы начали проявляться в повседневной жизни. Тогда бы мир начал становиться лучше, а проблема человечности исчезла сама собой.

(381 слово) Война убивает в человеке все самое ценное, что заложено в его натуре. Это и доброта, и отзывчивость, и готовность к жертве. Именно поэтому советский писатель Б. Васильев в своих произведениях поднимал проблему сохранения человечности в условиях военного времени.

Позиция автора не оставляет сомнений: он показывает, что остаться человеком на войне — это нравственный долг каждого, кто хочет, чтобы она закончилась.

Я согласен с автором, ведь боролись не Гитлер и Сталин, а их народы. Каждый солдат мог самостоятельно выбирать между жестокостью и великодушием. И только выбор в пользу доброты и прощения позволил советскому воину пронести свое нравственное начало через всю войну и пересилить врага.

Таким образом, человечность на войне — это не только нравственный долг каждого солдата, но и та духовная сила, которая позволяет победить.

Новые материалы

Эссе ЕГЭ

Об авторе.

Борис Львович Васильев. (1924-2013).
В годы великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона.

Демобилизован в 1943 году из-за ранения. В 1946 году окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск.

Темы произведений Б. Васильева:

Краткий анализ произведения.

Особенность военной прозы писателя: в его произведениях, как правило, нет описания крупных военных сражений. Более всего автора интересует психологическое состояние человека, волею судьбы попавшего в круговорот военных действий.

Сюжет.

Действие происходит в 1942 году.

В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Федот Евграфович Васков, заброшен большой отряд фашистских диверсантов. Их случайно заметила одна из зенитчиц — Рита Осянина, когда ходила к сыну в деревню.

Васков с пятью девушками -зенитчицами идёт в разведку.

Девушки-зенитчицы.

Лиза Бричкина – жила в Сибири, на природе, очень хорошо могла ориентироваться на местности. Жила с отцом, мечтала о настоящей любви.

Васкову она нравилась ему больше всех, потому что была, как и он, деревенской, и она была влюблена старшину. Погибла. утонув в болте, когда её послали за подкреплением, думала о Васкове, отвлеклась, забыла палку по неосторожности.

Женька Камелькова . Красивая рыжеволосая девушка, отчаянная и смелая. На её глазах немцы расстреляли мать, сестру и брата. Она пошла добровольцем, чтобы отомстить врагам.

Женя погибла, как герой, отвлекая немцев от раненой Риты Осяниной, принимая удар на себя. Немцы расстреляли её в упор, а потом даже они любовались её красотой.

Рита Осянина – самая старшая из девушек, серьёзная. Рассудительная. Она была замужем, у неё был сын. Муж погиб в самом начале войны.

Получив смертельное ранение в живот, понимает, что долго ей не протянуть. Не желая быть обузой Васкову, на котором лежит ответственность за нейтрализацию фашистского отряда, она стреляет в себя.

Соня Гурвич – девушка из еврейской семьи. Вся семья была казнена фашистами. Отличалась утончённость, поэтичность, образованностью. Погибла, когда вернулась за кисетом Васкова.

Войну выиграли простые солдаты, исход крупных военных операций зависел от успеха вот таких, казалось бы, маленьких по масштабам действий. Но только потому, что каждый на своем месте выполнял свой долг и чувствовал ответственность перед Родиной, наш народ сумел выстоять в этой войне.

Смысл названия произведения.

  • Зори тихие, потому что столько людей погибло , защищая эту тишину, отдав жизни за то, чтобы их дети и внуки жили в этом мирной тишине.
  • Зори – это начало дня. У девушек тоже было начало жизни, но они погибли, защищая страну, чтобы тихие зори стало началом дня для других.

Основные темы и проблемы.

Цитаты из произведения.

Фразы Васкова.

  • Тут одно понять надо: не люди это…., не человеки, не звери даже — фашисты. Вот и гляди соответственно.
  • Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает.
  • — Нету здесь женщин! — крикнул комендант и даже слегка пристукнул ладонью по столу. — Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…
  • А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел… И чисты-чистые, как слёзы…

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Исходный текст.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.

(10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин.

(32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)

(1)Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. (2)Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. (3)Такие маленькие, что в горлышко бутылки пролезают. (4)Их очень хорошо солить.
(5) Взяли мы по корзинке – я большую, а Никитка маленькую – и отправились в лес.
(6) И Томка с нами побежал.
(7)Мы ещё и до полянки с рыжиками не дошли, как Томка закрутился, завертелся на одном месте около ёлки, принюхиваться стал. (8)И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями.(9)Но смотрели мы за куст, а там ходит какая-то удивительная курочка, ходит и на нас глядит. (10)Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохолок – то поднимется колпачком, то ляжет.
— (11)Это кто? – спрашивает Никита.
— (12)Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчиха.
(13)Вдруг курочка поползла по земле, как мышь, потом встала столбиком, шею вытянула и ещё громче захлопала крыльями.
(14)Похлопала, похлопала, взъерошилась вся, будто больная, и поскакала куда-то вбок.
— (15)Вот так представление! (16)Чего это она так? – спрашивает Никита.
— (17)Это она хитрит, – говорю, – нашего Томку от цыплят отводит.
(18) А Томка как увидел рябчиху, так сразу и кинулся за ней.
(19) Рябчиха прихрамывает, подлётывает, еле бежит, будто она совсем больная.
(20) Притворяется.
(21) А Томка и рад: визжит, лает, вот-вот догонит рябчиху, вот-вот за хвост её схватит! (22)Глупый Томка.
(23) Увела его рябчиха далеко-далеко и потом, видно, села на дерево.
(24) Слышим: Томка лает на одном месте.
(25) Тут я говорю:
— Давай-ка, Никитушка, поищем с тобою цыплят. (26)Рябчиха отсюда Томку нарочно увела – значит, рябчата где-то тут затаились.
(27) Приподняли мы с земли прелую еловую ветку, видим: какой-то гриб-поганка торчит на тонкой ножке. (28)А под поганкой рябчонок сидит. (29)Спрятался и глаза закрыл.
(30)Я цап его рукой – и поймал. (31)Готово! (32)Попался, маленький!
(33) А, вот он какой! (34)Совсем как настоящий цыплёнок. (35)Только поменьше, да весь полосатый и пятнистый. (З6)Это для того, чтобы легче было прятаться.
(37) Ещё пуховый, а на крылышках перья – значит, уже летает.
(38) Я и Никите дал подержать испуганного рябчонка.
— (39)Что же будем с ним делать? – спрашиваю. – (40)Унесём домой или оставим рябчихе? (41)Пожалуй, он умрёт у нас дома без матери.
— (42)Отдадим рябчихе, – говорит Никита.
(43) Так мы и сделали.
(44) Я разжал руку. (45)А рябчонок сидит у меня на ладони и не двигается, боится очень.
(46) Тут я немножко его подтолкнул, и он полетел.
(47) Пролетел шагов пять, сел на землю да и с глаз пропал – то ли в яму сунулся, то ли под какой-нибудь листочек залез или просто прижался к земле.
(48) Ну и ловко прячутся эти рябчата!
(49) Мы набрали с Никиткой полные корзинки рыжиков и пришли домой.
(50) А Томка в лесу остался. (51)Его, глупого, рябчиха ещё долго-долго обманывала, от дерева к дереву водила.
(По Е. И. Чарушину*)
* Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) – советский писатель, график, скульптор, автор рассказов для детей о животных.

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.












Многие задаются философским вопросом, а что такое человечность? Раскрытие смысла этого слова интересует как подростков, так и взрослых людей. Человечность – это одно из самых важных внутренних качеств каждого из нас. Она проявляется с детства и на протяжении всей жизни. Начинает формироваться в детском возрасте на личном примере родителей, родных и друзей, воспитателей, учителей, тренеров.

Что такое человечность?

Человек обладает разумом. Им его наделил Бог. Этим он отличается от представителей животного мира. Человечность проявляется деятельно – это доброта с искренностью, отзывчивость, с сопереживанием и прочие душевные качества.

Настоящий человек поможет в беде как себе подобным землякам, так и спасёт иностранцев, домашних и диких животных. Человечность нас облагораживает, делает людьми с большой буквы. Благодаря ей, мы спасаем жизни, наставляем на путь истинный тех, кто о ней забыл и совершил злые поступки.

Общество было бы более высоко духовным, если бы человечностью обладал каждый из его членов. Без этого качества мы бы не отличались от зверей, у которых голодные мамочки или сородичи могут съесть себе подобных. Многие думают, что добро спасёт мир, но скорее всего это будет человечность или высокий духовный уровень большинства членов общества.

Человечность на примере рассказа Б. Васильева

У Марии Тихоновны из рассказа Б. Васильева сыновья погибли на фронте. Она не хотела уезжать из дома, в котором они выросли, где всё напоминало об их жизни. Строители, которые хотели снести её дом, подумали, что это у неё блажь и она просто вредная Баба-яга.

Строители вынуждают пожилую женщину выйти из дома. Она не объясняет, почему отказывалась покинуть дом. Когда старушка выносит портреты 4 погибших сыновей, тогда бульдозерист догадался, почему она не хотела покидать жилище, предусмотренное к сносу.

В рассказе показано, что у бульдозериста меняется отношение к пожилой женщине. Он понимает её мотивы, почему она отказалась покидать дом, в котором выросли её 4 погибших сына. Пожилая пережила большое горе, оплакала любимых сыновей, которые отдали свои жизни за родину. На этом примере мы понимаем, что работник проявил человечность.

Человечным был и Семён Митрофанович, который органи­зовал музей. Хорошо поступили военные, которые передали танковую модель, соседи по деревне, где похоронили её сыновей. Думаю, мир держится на людях, которые проявляют человечность к родным, друзьям, всем людям и животным, попавшим в беду. Это деятельное проявление человечности и отменное душевное качество.

Разные примеры

В нашей жизни есть и другие примеры человечности. Например, когда в деревне моих бабушки, с дедушкой сгорел дом, люди приносили погорельцам одежду, мебель, постельные принадлежности и всё нужное для жизни. Все сочувствовали и жалели людей, потерявших в пожаре своё жильё.

Аналогично, всем миром помогают семьям, потерявшим дом во время наводнения, например, которое происходило, в своё время, на Даль­нем Востоке. Люди, которые оказывают помощь, не знакомы между собой. Их объединяет общее стихийное бедствие и желание материально или в качестве волонтёра, помочь.

Я считаю, что это яркие примеры человечности, когда мы заботимся друг от друга вне зависимости от пола, возраста, социального положения, национальности и прочих дано. Вспомните достойные поступки людей и поймёте, что в их основе настоящая человечность.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

9.3. Как Вы понимаете значение слова человечность? (по тексту М.М. Пришвина)

Что же такое человечность? Это внутреннее качество человека, основанное на гуманном отношении ко всему окружающему миру. Человечность не позволяет причинять вред окружающим, совершать такие поступки, которые могут негативно сказаться на других живых существах. С помощью данного внутреннего качества человек остается человеком в любой жизненной ситуации. Быть человечным – значит, быть добрым и милосердным по отношению ко всем окружающим вне зависимости от обстоятельств и жизненных перипетий. Человечный человек всегда старается понять другого, старается поставить себя на его место и поступить правильно, не задевая ничьи чувства и не разрушая их жизни. Человечность помогает поступать с другими так же, как человек хочет, чтобы поступали с ним.

Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст М.М. Пришвина и на читательский опыт.

В тексте М.М. Пришвина показано, что партизан Кумачев Филат Антонович хотел убить ручного зайца Ивана Яковлевича – Руську, который за ночь испортил его сапоги, однако он не смог этого сделать, в последний момент опустив ружье. Поступок Филата Антоновича – настоящий пример человечности. Герой не смог убить зайца, то есть распорядиться чужой жизнью, поскольку в тот момент к нему пришло осознание того, что заяц – такое же живое существо, как и человек, как и он сам. Кумачев задумывается над тем, что сегодня он убьет зайца, а завтра убьют, как зайца, уже его. Филат Антонович осознает ценность жизни любого живого существа. Ему жаль ручного зайца, несмотря на то что тот испортил его сапоги. В тексте М.М. Пришвина выражается мысль о том, что каждое живое существо имеет право на жизнь, что никто не смеет лишать жизни другого. Филат Антонович, будучи охотником, отказывается от охотничьей деятельности, отдавая ружье Ивану Яковлевичу. Отказ от охоты – еще больший пример человечности.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человечность проявляется в милосердном, гуманном отношении человека к окружающему миру.

С полным текстом М.М. Пришвина можно ознакомиться по ссылке

Вариант 19 — сочинения 9.1. и 9.2.:

Для чего нужна человечность?









Что такое успешность

Успех — это достижение человеком задуманных целей. Сегодня очень много говорят об успешности — с экрана телевизора, в интернете, даже в школе. Успеха можно добиться во многих областях: в карьере, личной жизни, творчестве, спорте.


Образ успешного человека в основном таков: человек в деловом костюме, со счастливой белоснежной улыбкой и модной прической, портфелем. На руке дорогие часы, вокруг — пальмы и яхты. На мой взгляд, успешность сегодня измеряется в основном количеством денег и материальных благ, которые ты можешь себе позволить. Но можно ли считать успешным человека, который зарабатывает миллионы и при этом ненавидит свою работу, несчастен, болен?

Я думаю, формула успеха слагается не только из карьерных высот и денег. Быть успешным — совсем необязательно значит добиться высокой должности, много зарабатывать или быть олимпийским чемпионом в каком-либо виде спорта. История знает много случаев, когда люди просто выгорали на своей работе и умирали, хотя их счет в банке исчислялся миллионами.


В будущем я хочу стать художником. Я рисую с малых лет, и это мое любимое занятие. Мои работы участвовали в выставках — городских, районных, общероссийских и даже международных. Одна из моих работ победила на конкурсе во Франции. Я очень горжусь своими результатами и могу уже сейчас считать себя успешным художником.

Сегодня есть много сфер, где художник может реализовать себя: можно быть дизайнером, декоратором, преподавателем живописи. Мне очень нравится общаться с детьми, поэтому в будущем я планирую открыть собственную художественную школу. Конечно, она будет не только для детей, но и для взрослых — сегодня очень многие люди увлекаются творчеством и реализуют свои детские мечты. Это и значит для меня стать успешной.

Чтобы реализовать свою цель, мне нужно много учиться. В мире живописи постоянно появляются новые инновационные технологии, и современный художник обязан их все знать. К счастью, для меня учеба — это удовольствие, ведь когда занимаешься любимым делом, то не жаль ни потраченного времени, ни средств.


Также я планирую изучать педагогику и психологию, потому что быть художником и учить этому других — не одно и то же. Я собираюсь общаться с людьми разных возрастов, поэтому мне необходимо быть коммуникабельной, знать психологические тонкости общения, уметь найти подход к людям с разным характером.









Вариант 2

Что такое гуманность? Дословно это не что иное, как терпимость. Терпимость может проявляться по-разному. Если быть более точным, то это лояльное отношение к чужим мнениям, привычкам, обрядам, уважительное отношение к окружающим людям.

Многие люди затрудняются проявлять гуманность. Особенно в отношении представителей других рас. В большинстве случаев существует предвзятое отношение к субкультурам, молодежным течениям, людям без постоянного места жительства, малоимущим людям. Еще долго можно заниматься перечислением категорий людей, которых можно считать лишенными гуманности в современном мире. Такие люди объединяются в социальные группы по конкретным признакам, и начинают проявлять агрессию, отстаивая свои права. Если акт агрессии совершается целенаправленно, то за этим следует наказание. Может происходить и наоборот, могут затравливать именно человека из социального меньшинства. В таком случае большие неприятности ожидают жертву травли.

Подобным суждениям есть место и в преступных действиях. В результате этих действий происходит отрицание факта гуманности. Люди не считаются с чужим мнением, оскорбляют, нападают, испытывают неприязнь, но это не может происходить вечно и безнаказанно. Никому не разрешено осуждать человека, навязывать ему свое мнение, считая его единственно правильным. Каждый человек обладает правом на свою точку зрения по любому вопросу, только если это не идет вразрез с юридическим законом. Каждому человеку от рождения дано право формировать свои личные привычки, вкусы, желания. Порой встречаются люди, негативно влияющие на курящих людей, проявляющие неуважение к чужому образу жизни. Всегда нужно помнить о дружеском отношении к окружающим.

Гуманность поистине можно назвать лучшим качеством , имеющимся у людей. Все люди, независимо от вероисповедания, цвета кожи, языка, имеют полное право наслаждаться жизнью. Этого права никто никого не может лишать. Расовому признаку не дано ущемлять граждан в социальном праве. Антигуманность – не что иное, как отсутствующие манеры, недовоспитание, неуверенность в своих жизненных силах и отсутствие четкой жизненной позиции. Стоит отметить, что счастливому человеку не придет в голову лишать счастья другого. Ему просто некогда, он будет наслаждаться своим счастьем. Гуманность отсутствует в тех людях, у которых ничего нет, кроме жизненных неудач. Потому такие люди склонны выплескивать весь свой негатив на других людей. Конечно, это неправильно.

Гуманность – это человечность. Это слово – не простое сочетание букв. Оно несет в себе определенную смысловую нагрузку. Это качество требует воспитания. Злой человек не может сеять вокруг себя добро.

Читайте также: