Банки в будущем сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В будущем от привычных финансовых услуг не останется почти ничего: бумажные деньги заменят цифровые валюты, сотрудников банковских отделений — роботы и искусственный интеллект, а офисы со всеми услугами полностью переберутся в смартфоны. Что ждет обычных потребителей уже через 10–20 лет?

Идет 2021 год. Вот уже в небо поднимаются первые прототипы летающих автомобилей. Искусственный интеллект занимается геологоразведкой. А туристов возят на МКС. Еще 20 лет назад это все казалось какой-то фантастикой, а теперь вполне себе часть жизни. В связи с этим возникает вполне себе закономерный вопрос: какими будут привычные нам вещи через 10–20 лет? Учитывая, как быстро меняется технологический стек, ответить однозначно на этот вопрос достаточно сложно. Но с оглядкой на текущие передовые технологии вполне можно представить себе картину будущего хотя бы в одном отдельном направлении, например, в банковской сфере.

Технологии будущего в настоящем

Тренд на переход банков в онлайн уже отчетливо виден сейчас.

По уровню внедрения технологий и их доступности в финансовом мире наша страна входит в пятерку лидеров по цифровизации банковского сектора среди 38 стран региона EMEA (Европа, Африка и Ближний Восток).

Меньше отделений

При этом физические отделения банков действительно сдают позиции, а их число медленно, но верно сокращается. Закрываются и головные офисы, и дополнительные офисы-филиалы.

Такие настроения, вместе с развитием технологий и повышением доступности банковских услуг онлайн, действительно ставят под вопрос существование привычных банковских отделений.

Кажется, зачем мне вообще идти в банк, если все можно сделать в мобильном приложении? Вопрос вполне закономерный, но не спешите забывать дорогу к любимому отделению. Прекрасное цифровое будущее еще не наступило. Пусть индустрия и движется в направлении полного отказа от офлайн-точек, а сфера финансов в целом переходит на цифровые рельсы, но остаются еще вопросы, которые можно решить только онлайн. И связаны они в первую очередь с удаленным открытием счетов и идентификацией клиентов. То есть банку для проведения операции важно знать, что мобильное приложение действительно у вас в руках.

Решают эту проблему сейчас с помощью выездных представителей. Но пока меньше половины банков доставляют банковские продукты удаленно. Мы же говорим о технологическом будущем. А значит, и решение проблемы для перехода в цифровое завтра должно быть основано на технологиях.

То же самое и со сканерами биометрических данных. Уже сейчас каждый второй смартфон имеет в своем арсенале дактилоскоп, сканер лица или сетчатки глаза.

В будущем эти технологии будут становиться все совершеннее и дешевле, а значит, в перспективе у каждого из нас будет в руках необходимый для биометрической идентификации инструмент. С этого и начнется революция в привычном банке, а отделения окончательно уйдут в прошлое.

Денег тоже не будет. Наличных

К этому ведут и ускоряющиеся темпы отказа от наличных. У нас в стране сейчас более 70% платежей — безналичные, а темпы проникновения безналичных платежей одни из самых высоких в мире. Совсем скоро так все 100% покупок будут проводиться по картам, а тут еще и перспективы цифрового рубля замаячили.

Понятно, что в будущем с такими вводными банк, как хранилище денег и место, где цифровые рубли можно поменять на аналоговые, точно перестанет существовать. И в мире, где все онлайн, даже деньги, классические банковские отделения останутся пережитком прошлого.

Восстание машин

Еще один пункт за — растущая финансовая и цифровая грамотность пользователей, со сменой поколений современный человек окончательно станет воспринимать поход в банк как лишнюю трату времени и денег. А обслуживание перейдет в формат самообслуживания. Еще один удар по сотрудникам нанесут машины — банковский персонал уже сейчас во многом подменяет искусственный интеллект: аналитические алгоритмы предсказывают пользовательское поведение, искусственный интеллект оценивает заемщика, умные чат-боты встречают клиентов на передовой службы поддержки. В будущем роботы будут принимать еще больше решений.

В конечном итоге уже через 20 лет мы с большой вероятностью не увидим привычных банковских отделений. Все финансовые услуги, начиная от открытия счета, депозита, получения кредита, в скором времени окончательно пропишутся в смартфонах. При этом многие технологии будущего уже активно применяются в настоящем: биометрия, искусственный интеллект, виртуальные ассистенты.

Первым делом убедитесь, что доступ к вашему мобильному банковскому приложению защищен двухфакторной аутентификацией. То есть войти в приложение можно, только имея доступ к вашему мобильному телефону. Также используйте генераторы паролей, а не придумывайте новые. А доступ к приложению — хранилищу паролей защитите с помощью биометрического сканера в смартфоне или специального приложения — аутентификатора, генерирующего уникальные цифровые ключи каждый раз, когда вы хотите получить доступ к приложению.

Также нелишним будет завести отдельную виртуальную карту для покупок в интернете. Не храните там больше денег, чем нужно для покупки, это поможет случайно не скомпрометировать данные своего основного счета. И не бойтесь защитить свой банковский счет, привязав к нему биометрические данные — параметры лица и голоса. Это самый надежный пароль и логин, который к тому же нельзя повторить или потерять.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.

Ермоленко Наталья Викторовна

2025 год. Волкова Мария, молодой, перспективный, талантливый банкир, предлагает свой бизнес-проект.

"Надёжность, сотрудничество, успех". Таков девиз моего будущего банка. Поэтому главная задача всех сотрудников банка - создать максимальный комфорт всем посетителям. В банке будут уютные залы с удобной мебелью, кофейной зоной и даже с детским уголком. Повсюду зелёные растения, приятная прохлада, никакой спешки, шума. Ведь деньги не любят суеты. Все сотрудники улыбчивы, доброжелательны, высокопрофессиональны. На должность сотрудника банка будут выбраны только квалифицированные, эрудированные и ответственные люди. Конечно, самое главное - хотеть работать в банке, считать это призванием.

Клиенты банка не будут стоять в очередях, их просто не будет, ведь менеджеры работают быстро и слаженно. Не нужно будет предъявлять паспорт, так как новые современные технологии смогут идентифицировать человека по отпечатку пальцев или по рисунку сетчатки глаз.

В клиентской зоне будет интерактивная стена, где автоматически можно получить любую интересующею вас информацию об услугах банка. Все процессы будут происходить в виртуальной среде. Лёгким касанием дисплея посетитель сможет оплатить счета, посмотреть статистику и даже задать вопрос менеджеру, не отходя от экрана. Специальная технология интерактивной стены воспроизводит звук буквально перед лицом клиента, а человек , стоящий рядом с ним, ничего не услышит и не увидит. В режиме онлайн будет контролироваться финансовое состояние каждого клиента, причем ему будут подсказывать наиболее эффективный способ размещения денег для каждой цели. Банковские продукты должны быть быстрыми, надёжными, простыми, прозрачными и доступны круглосуточно.

Мой банк будет полностью защищен от взлома, от хакерской атаки, от действий мошенников и грабителей. Встроенные видеокамеры отслеживают все передвижения посетителей, а специальное инфрокрасное излучение позволяет определить, есть ли у человека преступные замыслы.

Я, как руководитель банка, буду постоянно в центре всех событий. Мой кабинет всегда открыт для посетителей, работников. Кабинет оборудован по последнему слову техники. В нём стеклянные стены, никаких папок и бумаг, мой кабинет - царство безбумажных технологий, только огромный сенсорный экран, телефон, пара кресел. Специальная система позволит мне следить за работой банка в режиме реального времени.

Финансовый сектор сейчас переживает один из самых масштабных этапов эволюции. В первую очередь, это касается банков, которые перестают быть тем местом, куда люди приходят за деньгами, но становятся проводниками большей части необходимых финансовых услуг.

Глазами потребителя, банки начинают предоставлять настолько качественные и комфортные для клиента сервисы, что в повседневной жизни взаимодействие с самой организацией становится практически незаметным и не требует затрат времени. Банки окончательно уходят в цифровую плоскость, и, как считают эксперты и сами банкиры, в конечном счете мир придет к банкам без офисов, без сотрудников, без денег и без клиентов.

Цель работы: ыыяснить, какими могут стать банки в ближайшие 10 лет.

Основная часть

Этот тренд сейчас наиболее очевиден, в его пользу говорит статистика сокращения числа банковских отделений в России (см. приложение 1).

Какими бы комфортабельными не были бы отделения, клиенты все равно будут рассматривать их посещение как лишнюю трату времени и денег. Большинству клиентов не нужны офисы, если доступ к любой услуге они могут получить с любого устройства, в любое время, из любой географической точки.

Сокращение числа отделений — лишь одна из причин уменьшения количества сотрудников, но далеко не главная. Банки и предприятия стали передовой площадкой для обкатки всевозможных модных технологий.

Многие обязанности сотрудников можно переложить на клиентов. Так, конструировать наиболее подходящие для себя продукты клиенты во многих случаях могут сами, в режиме самообслуживания. То же относится к отчетам и аналитике. Именно с использованием ботов крупные банки связывают серьезные надежды.

Среди трендов ближайшего будущего также можно отметить удаленную идентификацию клиентов. Биометрические данные уникальны, поэтому можно говорить о максимальной надежности метода. В настоящее время разработкой подобных сервисов занимаются основные ведущие банки мирового рынка экономики.

Впрочем, как раз сейчас больше говорят об упрощении банковских процедур. Главная тому причина — отказ от обычных денег в пользу криптовалют и блокчейн-сервисов. Для реализации этой идеи, возможно, потребуются годы, однако, уже сейчас очевидно, насколько они упростят и верификацию клиентов, и сами транзакции.

В заключение хочу сказать, что мировая экономика и все, что к ней относится, не стоит на месте, а развивается. Постоянно создаются новые технологии, которые облегчают жизнь человеку во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере экономики. Новые технологии требуют соответствующей инфраструктуры, а для их обслуживания требуются высококвалифицированные кадры.

Банк будущего станет, в больше степени, инструментом достижения целей, а не сложностями и разочарованием.

Полностью цифровые банки, в которых не будет отделений и даже большей части сотрудников, ориентированные не на людей, а на их гаджеты: такую картину будущего рисуют специалисты. Как финсектор собирается избавиться от денег и что придется ради этого изменить в привычном укладе жизни обычным потребителям?

Финансовый сектор, всегда стоявший на передовой технологических изменений, сейчас переживает один из самых масштабных этапов эволюции. В первую очередь, это касается банков и финтех-стартапов, которые перестают быть тем местом, куда люди приходят за деньгами, но становятся проводниками большей части необходимых финансовых услуг.

Глазами потребителя, банки начинают предоставлять настолько качественные и комфортные для клиента сервисы, что в повседневной жизни взаимодействие с самой организацией становится практически незаметным и не требует затрат времени. Банки окончательно уходят в цифровую плоскость, и, как считают эксперты и сами банкиры, в конечном счете мир придет к банкам без офисов, без сотрудников, без денег и без клиентов.

Без офисов

Это тренд сейчас наиболее очевиден, в его пользу говорит статистика сокращения числа банковских отделений в России — на 7 тыс. за неполные два года с конца 2014 г. по сентябрь 2016 г. Конечно, банки закрываются и по финансовым причинам. Однако в среднесрочной перспективе можно получить более чистые данные. В Центробанке, например, уверены, что к середине следующего десятилетия банковских офисов в стране будет на 40-50% меньше, чем сейчас. Российская статистика отражает глобальные тенденции. Отделения сокращают такие гиганты, как Bank of America, City, HCBS. Общее число закрытых в США офисов составило, по некоторым данным, 6 тыс. за последние 8 лет.


Для успешной реализации этого направления, банкам придется решить несколько исключительно технологических вопросов. Например, обеспечить доступ клиентов из любой точки мира в режиме 24/7 по любому вопросу. При этом необходима надежная удаленная аутентификация и защита персональных данных, а сотрудникам (и, возможно, самим клиентам) пригодятся некие офисные приложения для распределенной работы. Пока это не всегда возможно, и в России не все лидеры готовы без оговорок встать на путь закрытия офисов.

Без сотрудников

Сокращение числа отделений — лишь одна из причин уменьшения количества сотрудников, но далеко не главная. Банки и предприятия финтеха стали передовой площадкой для обкатки всевозможных модных (но оттого не менее полезных) технологий. В конечном счете они упираются в повышение самостоятельности клиентов (самообслуживание), использование интеллектуальных помощников и чат-ботов (с применением технологий искусственного интеллекта) и повышение роли CRM и бизнес-аналитики больших данных (конечно, с помощью машинного обучения).


Повышение самостоятельности клиентов и развитие искусственного интеллекта приведут к замене большей части сотрудников банков на машины

В Goldman Sachs пошли еще дальше. Там заменили трейдеров, которые торговали акциями по поручению крупных клиентов банка, на роботов. Из 600 человек, на которых лежала эта функция в 2000 г., сейчас осталось двое! Конечно, такие меры требуют совершенно иного подхода к управлению персоналом, пока он есть: в краткосрочной перспективе заменить всех точно не удастся. Для этого банкам России еще нужно предметно разобраться с технологиями, которые находятся, возможно, в зачаточном состоянии.

Без денег

Впрочем, как раз сейчас больше говорят об упрощении банковских процедур. Главная тому причина — отказ от обычных денег в пользу криптовалют и блокчейн-сервисов. Для реализации этой идеи, возможно, потребуются годы, однако, уже сейчас очевидно, насколько они упростят и верификацию клиентов, и сами транзакции, да и вообще любые отношения, связанные с ликвидными активами.


Положительный опыт таких изменений в банковской сфере уже есть. Банк Barclays провел первую торговую сделку с израильским стартапом, используя блокчейн. Как правило, в таких случаях необходимо озадачиться сложным документооборотом, включающим пересылку конфиденциальных документов с помощью курьера. На практике это отнимает до 30 дней. С помощью блокчейна все было сделано за 4 часа.


Без клиентов

На транзакциях завязано и еще одно изменение: банки и предприятия финтеха будут коммуницировать не с людьми, а с устройствами интернета вещей, число которых уже сейчас превышает население планеты, а к 2025 г. достигнет отметки в 50 млрд. Конечно, клиент будет самостоятельно определять их полномочия, но на этом его связь с банком заканчивается. Люди, тем не менее, остаются конечными бенефициарами процесса.

Первопроходцем в создании таких сервисов стала компания MasterCard. Она развивает программу, которая поможет практически любой гаджет превратить в инструмент оплаты. На выставке CES 2017 была представлена совместная с Samsung разработка: приложение Groceries позволяет выбирать и оплачивать продукты прямо на дисплее смарт-холодильника, который еще и отслеживает срок годности пищи и способен делать дополнительные заказы в случае порчи еды.



Банк должен стать другом и помощником в достижении целей, а не учреждением, которое, как кажется потребителю, живет лишь попытками лишить его части денег. Такие предприятия будут призваны вызывать только положительные эмоции, и они станут основной валютой во взаимоотношениях между банками и их клиентами.

Банки уйдут от архитектуры систем прошлого века

Для воплощения всего описанного бизнесу (или даже человечеству) придется решить несколько проблем. Часть из них — исключительно технологические вызовы, вроде отхода от антикварных мейнфреймов, на которых работают информационные системы большинства банков. Их обслуживание обходится достаточно дорого, но для изменения этих принципов придется пересмотреть практически все основы архитектуры систем, которые сложились еще полвека назад, а также саму методологию разработки и сопровождения программного обеспечения.

К слову, согласно расчетам Gartner, на обслуживание критически важных данных крупные предприятия (в том числе и в финансовом секторе) тратят до 70% ИТ-бюджетов, а 60-80% этих данных все еще остаются неструктурированными и практически не используются.

Даже сейчас во многих предприятиях отрасли инновационные платформы просто накладываются на прежнюю матрицу, из-за чего банки пытаются просто поддерживать их в рабочем состоянии, а развитию уделяют очень мало времени. Попытки модифицирования устоявшейся системы путем разбиения монолитных процессов внутри финансовых институтов на микросервисы дают некие надежды, но процесс точно будет очень трудоемким.


Другой важный вопрос — обеспечение безопасности функционирования такого большого числа устройств интернета вещей. Здесь в последние годы заметен некоторый прогресс, связанный с развитием принципов и технологий коллективной безопасности в целом, и облаков — в частности.

Здесь становится очевидна роль крупных производителей: когда компания заводит большое количество клиентов в облако, обладая при этом многочисленными соглашениями и с частными, и с государственными предприятиями, удается общими усилиями быстро накапливать достаточный объем информации о преступниках и налагать некие паттерны на киберугрозы. Кроме того, можно использовать те же методы машинного обучения и искусственного интеллекта, чтобы быстро выявлять подозрительные активности.

Новые законы робототехники

Но есть проблемы, которые относятся к юридической сфере, и даже в какой-то степени к философской. Билл Гейтс (Bill Gates) считает, что замещение людей информационными системами и роботами не должно проходить хаотично с точки зрения пополнения государственных бюджетов: основатель Microsoft предлагает разработать налоговую политику в отношении технологий.


Человечеству предстоит решить этические и юридические проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта и роботов

Член экспертного совета Google, профессор Оксфордского университета Лучано Флориди (Luciano Floridi) идет еще дальше: он полагает, что придание информационным агентам некой юридической правоспособности — такой же естественный этап эволюции, как расширение прав граждан в Древнем Риме.

Эти проблемы, впрочем, пока находятся на зачаточной стадии. В вопросе формирования некой законодательной базы для функционирования робототехники человечество недалеко ушло от принципов Азимова. Но в этом году Европарламент создал специальное агентство по искусственному интеллекту и робототехники. Оно в ближайшее время и попытается подвести юридическую основу под галопирующее развитие технологий.

Каждому подростку, учащемуся в старших классах, свойственно задумываться о том, кем он хочет стать в будущем. Признаюсь честно, никогда не видел себя главой банка, однако представить себя на столь высокой должности оказалось довольно интересно.

Мой банк будущего. Каким бы он был? "Надежность, взаимовыгода, успех" - таким стал бы его девиз, под которым я бы рекламировал свой банк на TV и в интернете.

Моей главной задачей было бы обеспечение максимального комфорта для каждого клиента. В каждом отделении банка будут уютные залы с удобной мебелью, кофейной зоной и даже с детским уголком, чтобы дети, пришедшие вместе со своими родителями, не скучали, пока те проворачивают крупные финансовые операции.

Набирая штат сотрудников, я бы отдавал предпочтение не своим друзьям и знакомым, а по-настоящему квалифицированным, эрудированным и ответственным людям, способным работать, в первую очередь, ради процветания нашего общего дела.

Мы живем в век интернет-технологий, поэтому, разумеется, мой банк имел бы мобильное приложение, через которое наши клиенты могли бы в любой момент без труда исполнить любую финансовую операцию. Создавая его, я бы взял за образец "Тинькофф банк", чье приложение на сегодняшний день общепризнанно является самым удобным и быстро развивающимся, оставляя позади всех конкурентов.

Мой банк будет полностью защищен от взлома, от хакерской атаки, от действий мошенников и грабителей. Встроенные видеокамеры отслеживают все передвижения посетителей, а специальное инфракрасное излучение позволяет определить, есть ли у человека преступные замыслы.

Сам бы я руководил центральным отделением банка, расположенным в Москве, ежедневно находясь на своем рабочем месте и оказывая помощь сотрудникам, а в региональных отделениях поставил на ведущую должность тех, кто зарекомендует себя, как лучший сотрудник.

Думаю, все эти меры позволили бы моему банку процветать. Пофантазировать об этом и правда было очень интересно. Увы, я все также хочу быть учителем, а мои идеи о революции в банковском деле, надеюсь, реализует кто-то другой.

Читайте также: