Аргументы итоговое сочинение 2019

Обновлено: 30.06.2024

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В этом году даты написания итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.


Темы, которые ученики увидят на экзамене, гораздо уже самого направления. Это значит, что писать придётся не об искусстве в целом, а о конкретном аспекте этого понятия и противопоставленного ему понятия ремесла.

Узнать темы заранее не получится — их объявят за 15 минут до начала сочинения. Именно поэтому нужно быть готовым ко всему. Уже сейчас ученики должны подобрать как можно больше аргументов из художественной литературы по одному или нескольким направлениям, ведь без этого не получить зачёт и допуск к экзаменам.

Раскрываем содержание тематических направлений и предлагаем 35 произведений с перечнем возможных вариантов тем.

Отцы и дети

Какие художественные произведения читать:

Возможные формулировки темы:

Еще по этой теме:

В этом произведении конфликт поколений рассматривается через призму личных и общественных отношений. Собственным примером Фамусов научил Софью скрывать то, что осуждается обществом, и соблюдать приличия лишь внешне. Он страдает от такого поведения дочери, но не понимает собственной ошибки воспитания.

Возможные формулировки темы:

  • Как старшее поколение формирует мировоззрение детей?
  • Что может предложить младшее поколение для коренного и благотворного переустройства жизни?

Еще по этой теме:

Возможные формулировки темы:

  • Почему жизненному укладу требуется периодическое обновление?
  • Какие благотворные силы скрыты в конфликте поколений?

Еще по этой теме:

Мечта и реальность

Какие художественные произведения читать:

Обломов считает, что мир поглотила квазидеятельность — пустая и ненужная суета. Из его сна мы узнаем, что он мечтает об идиллическом уголке, где течет неспешная, но полная искренности и теплоты жизнь. Однако мечтам не суждено стать реальностью: ненадолго очнувшись к жизни под влиянием Штольца и Ольги Ильинской, Обломов все же не преодолевает инерцию лишенной смысла жизни.

Возможные формулировки темы:

  • В чем разница между мечтами и мечтаниями?
  • Что происходит с человеком и его идеалами, когда мечта не подкреплена действием?

Еще по этой теме:

Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.

Возможные формулировки темы:

  • Всякая ли мечта достойна воплощения?
  • Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?

Еще по этой теме:

Ассоль искренне и глубоко верит в свою мечту. Разубедить ее не могут ни мещанство окружающих людей, ни их злые насмешки, ни бедность, ни вынужденное одиночество. Эта мечта становится ее кредо и отражает благородство и тонкость ее натуры. Только человек, способный увидеть в этой мечте не шутовство, не юродивость, а настоящую веру в чудо и тягу к прекрасному, может быть спутником удивительной девушки.

Возможные формулировки темы:

  • Чем можно пожертвовать ради мечты?
  • Как мечты человека его характеризуют?

Еще по этой теме:

Месть и великодушие

«В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Какие художественные произведения читать:

Сильвио вызывает на дуэль противника (графа Б.) за незначительное оскорбление, но не стреляет, а оставляет выстрел за собой, чтобы изощренно наказать обидчика позже. К дуэли он возвращается через несколько лет, когда тому есть что терять: на глазах молодой жены графа он стреляет… в картину — это жест, которым он хочет показать свое нравственное превосходство.

Возможные формулировки темы:

  • Что говорит о человеке способность на месть?
  • Всегда ли прощение и отказ от мести — признак истинного благородства и великодушия?

Еще по этой теме:

Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.

Возможные формулировки темы:

  • Что может заставить решиться на месть благородного человека?
  • Какие условия могут сделать месть ненужной?
  • Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?

Еще по этой теме:

Иногда стремление к мести возникает даже у добрых и открытых жизни людей. Эдмона Дантеса обрекли на пожизненное заточение в замке Иф люди, казавшиеся ему друзьями. Вынужденный провести в тюрьме 14 лет, он вынашивает планы мести и после освобождения одну за другой разрушает жизни клеветников.

Возможные формулировки темы:

  • Когда месть может быть оправдана как справедливая расплата за подлость?
  • Что происходит с человеком, пока он решается на месть?

Еще по этой теме:

Искусство и ремесло

«Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Какие художественные произведения читать:

Сальери безмерно восхищается гением Моцарта и в то же время невыносимо завидует легкости, с которой тот сочиняет величайшую музыку. Сальери же развил свой талант титаническим трудом и стремится к познанию формулы идеального произведения искусства. Сальери — не пустой и ограниченный ремесленник, но при всех его высоких стремлениях ему никогда не сравниться в искусстве с Моцартом.

Возможные формулировки темы:

  • Что отличает талант от гения?
  • Каковы жертвы, которых требует искусство?

Еще по этой теме:

Антиутопический мир будущего подчинен прагматичности и рациональности. Здесь даже произведения искусства создаются программно, а люди, обладающие талантами, служат на благо Единого государства: сочиняют гимны арифметическим действиям, например. Но и в них нет-нет да проскачет метафора любви. Ведь пока окончательно не уничтожена человечность, то один, то другой гражданин вдруг оказывается подвержен опасной болезни, симптомы которой — чувства, личные желания и способность замечать прекрасное.

Возможные формулировки темы:

  • Способность наслаждаться искусством — признак человечности;
  • Какова исцеляющая сила искусства?

Еще по этой теме:

Возможные формулировки темы:

  • Каковы трудности творческого труда?
  • Как создается произведение искусства?

Еще по этой теме:

Доброта и жестокость

«Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Какие художественные произведения читать:

По мысли Достоевского, убийство противно человеческой натуре, однако Раскольников слушает голос разума и убивает старуху-процентщицу, чтобы проверить свою теорию. Это приводит его к душевному опустошению.

Возможные формулировки темы:

  • К чему приводит жестокость?
  • Как равнодушие превращается в жестокость?

Еще по этой теме:

Как предводитель восстания Пугачев жесток и непримирим: он безжалостно расправляется с каждым, кто становится на его пути. Но из истории его взаимоотношений с Гриневым мы узнаем, что Пугачев бывает и великодушен, и добр, и щедр, и весел. Очевидно, жестокого образа действий требуют от него обстоятельства. Но можно ли ими оправдаться?

Возможные формулировки темы:

  • Может ли нежестокий человек жестоко поступать?
  • Чем можно оправдать жестокость?
  • Чем можно искупить жестокость?

Еще по этой теме:

Возможные формулировки темы:

  • Каковы признаки настоящей доброты?
  • Как отличить внешнее благонравие от истинной доброты и человечности?

Еще по этой теме:

Существует две стратегии поиска аргументов к итоговому: читать более короткие произведения, подходящие только одному направлению, или же выбирать объемные тексты, в которых хватит примеров для каждого направления. Если вам ближе второй вариант, просто найдите повторяющиеся произведения в этой статье и приступайте к чтению.

Главное — не откладывать, ведь литературные аргументы — не единственная проблема в подготовке к итоговому. О них — в других статьях нашего блога:

img

Аргументы ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Аргументы из произведений (А.И. Куприн "Гамбринус", Г. Успенский "Выпрямила", М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", Н.В. Гоголь "Портрет", А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери")

Аргументы ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Аргументы из произведений (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Аргументы из произведений (В.Г. Распутин "Прощание с Матерой", В. Астафьев "Царь-рыба", Г. Троепольский "Белый Бим черное ухо")
Аргументы из произведений (В. Железников "Чучело", В. Распутин "Уроки французского")

Аргументы из произведений: Н.В. Гоголь "Тарас Бульба", М.А, Шолохов "Судьба человека", "Тихий Дон", Л.Н. Толстой "Война и мир", Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".
Аргументы из произведений: И.С. Тургенев "Отцы и дети", Л.Н. Толстой "Война и мир", К.Г. Паустовский "Телеграмма", А.И. Солженицын "Матренин двор", А. Платонов "Юшка".

Аргументы из произведений (большая подборка) (Н.Г. Чернышевский "Что делать", Б.Л. Васильев "Не стреляйте в белых лебедей", Ч.Айтматов "Плаха", Дж. Бойн "Мальчик в полосатой пижаме", М. Зусак "Книжный вор", Л.Н. Толстой "Война и мир", Д.Митчелл "Облачный атлас", М. Гелприн "Свеча горела", А.П. Чехов "Попрыгунья", Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", "Идиот", О.Генри "Дары волхвов", А.С. Пушкин "Скупой рыцарь",Х.К. Андерсен "Девочка со спичками", А.П. Чехов "В аптеке", Дж.Оруэлл "1984", Салтыков-Щедрин "История одного города", Шварц "Тень", У. Голдинг "Повелитель мух", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", А. Фадеев "Разгром", И.А. Бабель "Смерть Долгушова", Н. Лесков "Человек на часах", М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита",М. Горький "Старуха Изергиль", У. Шекспир "Гамлет", М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
Аргументы из пьесы Горького "На дне"

Аргументы из произведений (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", У. Шекспир "Гамлет", В. Кондратьев" Сашка) Аргументы МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Аргументы из рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Аргументы из произведений (А.С. Пушкин "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтов "Мцыри", Н.В. Гоголь "Невский проспект", "Шинель", "Портрет", "Мертвые души". Л.Н. Толстой "Война и мир", Ф.М. Достоевский "Бедные люди", "Белые ночи", "Преступление и наказание",И.А. Гончаров "Обломов", М. Горький "На дне", А.П.Чехов "Ионыч", "Крыжовник". А. Грин "Алые паруса", Б. Васильев "Не стреляется в белых лебедей", Н.Д. Телешов "Белая цапля")

Аргументы из произведений ( Н.В. Гоголь "Шинель", В.Пелевин "Generation П", О.Хаксли "О дивный новый мир", М. Горький "На дне", М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", А. Моруа "Фиалки по средам", Р. Гальего "Белое на черном", О.Генри "Мишурный блеск", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", В.Аксенов "Коллеги", С.-Щедрин "Премудрый пискарь", А.П. Чехов "Ванька", И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско", Н.В. Гоголь "Мертвые души", И.А. Гончаров "Обломов", Л. Улицкая "Зеленый шатер",

Аргументы из пьесы Горького "На дне"

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы "Вишневый сад" А.П. Чехова

Аргументы из романа И.А. Гончарова "Обломов".

. Если вы видите, что в некоторых списках аргументов повторяются названия произведений или авторы, это не значит, что аргументы одинаковые.

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В этом году даты написания итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Читайте также: