Антитеза в драме гроза сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Пейзаж.

описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.

— описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

Большую роль в пьесе играют символы.

Символично уже само название: гроза — это 1) природное явление; 2) для Катерины — это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова — символ грядущих перемен.

— художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.

Жанр.

Драма

один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;

один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.

Трагедия

драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Неприменное условие трагедии — катарсис — очищение и просвещение зрителя в результате переживания страха и сострадания.

Заключение.

1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?

Б) внутренний В) двуплановый

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?

Значение жестов в композиции серии портретов смольнянок Д.Левицкого
15.01.2005/реферат

Образное содержание парковых композиций

Практика зелёного строительства, ее составляющие. История возникновения садово-паркового искусства. Сады европейского средневековья. Классификация и планировка парков. Образное наполнение парковых композиций, их структура. Компоновка спортивных парков.

Графическая композиция урбанистического пейзажа

История возникновения жанра урбанистического пейзажа и правила его изображения. История возникновения графики, виды графики. Художники, работающие в графической технике. Типы графических композиций. Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа.

Основи композиції на площині

Основні образотворчі засоби: форма, текстура матеріалу, освітлення, колір. Композиція як найбільш яскравий показник художньої уяви. Різні види композицій. Процес пошуку оптимального розташування елементів. Вивчення й трансформація природного аналога.

Понятие композиции в музыкальном спектакле

Музыкальное произведение как результат творчества композитора. Выразительные средства музыки, ее образное содержание и источники эстетического наслаждения. Создание атмосферы спектакля, многообразие приемов сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Сутність композиції, її типи та форми

Замкнута й відкрита типи композиції. Побудова всієї композиції на контрастах. Виразні образи реальних об’єктів. Навмисне перекручування та трансформація форми. Повторювана частина орнаменту. Почуття міри й стилю. Геометрична характеристика форми.

Теория композиции в теории Н.Н. Волкова

Шрифт и шрифтовые композиции

Рассмотрение включения шрифта в изобразительную композицию. Особенности и способы шрифтовых композиций. Классификация шрифтов по назначению и области применения: книжные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, рекламные. Работы известных дизайнеров.

Архітектура і живопис Англії

Історія створення Стоунхенджу, його опис та дослідницькі відомості. Три етапи зведення, глибокий зміст композиції. Формули та припущення математика Злобіна. Історія розвитку та становлення Лондонського національного музею, опис картин його колекції.

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулагиным, — символ просвещения и т. д.

LiveInternetLiveInternet

Вторник, 03 Июня 2008 г. 22:07 + в цитатник Режиссёрская_комната

Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, странницы и даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, – все они вращаются в замкнутой патриархальной сфере. Лишь один человек не принадлежит калиновскому миру по рождению и воспитанию. Он не похож на других жителей города обликом и манерами – это Борис, молодой человек, приехавший к дяде, чтобы получить свою долю наследства. Эта новизна и привлекла внимание главной героини – Катерины – к Борису.
Она, уставшая от подавления собственной свободы и независимости, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или…уж и не знаю”.
Это чувство, которое Катерина не может объяснить, – просыпающееся чувство личности.
Но Островский, следуя своей манере выражать социальные вопросы через нравственные проблемы, не придает “чуду” формы общественного протеста, а наделяет героиню чувством влюбленности.
В Катерине рождается и растет страсть, но эта страсть одухотворенная, далекая от бездумного стремления к тайным радостям. Она пытается бороться с ней, потому что это проснувшееся и заговорившее со всей силой чувство любви воспринимается героиней как страшный, несмываемый грех, так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего высокого смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: “А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.
И действительно, вокруг нее все уже рушится. Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери.
Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство – обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: “Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…”
Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.
Осознав в себе грешную страсть, но оставаясь очень религиозной, Катерина не может молиться, как прежде: слишком далека она от неискренности перед Богом. Это тоже подрывает в ней способность к противостоянию завладевшему ею чувству.
Подхваченная вихрем страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись не отступать, не жалеть себя, она ничего не хочет скрывать. “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” – говорит она Борису. Но это как раз и предвещает дальнейшее развитие драмы – гибель Катерины.
Сознание греха живет в ней и в счастье, которое с огромной силой овладевает ею, и тогда, когда счастье кончилось. Она не боится людского суда, ей страшен Божий суд. Во время грозы, увидев “геенну огненную”, Катерина 216
прилюдно кается, так как ее внутренние переживания дошли до такого накала, что она уже не могла скрывать свою неверность. Покаяние ее отвергнуто. Полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали.
Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть – это конец ее внутреннему возмездию и… успокоение.
Катерина хотела жить по чувству, не подчиняясь общему правилу: любовь и брак — вещи несовместимые. Ей не позволили.
Катерина не может больше терпеть нападок свекрови, муж ей “постыл, ласка-то его мне хуже побоев”, и она уходит из дома. Но куда она пойдет? Она же “мужняя жена”. У нее остаются только два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, тем самым бросив вызов деспотизму и невежеству “самодуров”. Катерина своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
Благодаря этому, по словам Добролюбова, “самодурство, как мы видим, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех”.
Поэтому смерть Катерины, по-моему, является виной калиновского мира – мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. И еще, мне кажется, что гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам: в финале, вслед за признанием Катерины, следует опять-таки открытый, при людях, бунт сына Кабанихи, то есть вместе со смертью Катерины приходит и крушение Кабановой. “Протест против них не заглушается уже”, – сказал Добролюбов.

Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А.Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов.
Изображение народного характера занимает особое место в произведениях Островского. Ведь он родоначальник истинно русского театра, он впервые вывел на подмостки не столичных дворян, как это с успехом делал А.С. Грибоедов, а провинциальных мещан, купцов, обитателей захолустного волжского городка. И в этих пьесах раскрылась душа народа, его характер. Так как же показывает Островский народный характер, какими чертами наделяет его?
Конечно, в первую очередь привлекает образ Катерины. Это очень сложный характер, он совмещает в себе многие, порой противоречивые черты. Это центральное действующее лицо, ведь именно в душе Катерины родилось то самое противоречие, на котором построено действие. Нельзя сказать, что Катерина исключительно положительная героиня, но несомненно то, что она любимая героиня Островского.
Прежде всего, образ Катерины – символ горькой доли угнетенного народа. С сочувствием, а порой и с гневом зритель следит за нелегкой судьбой Катерины. Он понимает, что за ней стоят миллионы других таких же обездоленных женщин и мужчин, вынужденных в одиночку бороться с несправедливым и жестоким миром. И не всегда это противостояние заканчивается добровольной смертью не покорившегося человека, чаще всего устои общества ломают души людей, делают их моральными калеками, что гораздо страшнее.
С другой стороны, в образе Катерины нашла отражение удивительная способность русского человека к беззаветной страсти и преданности. Возможно, Катерина понимает, что Борис не достоин ее, что это не тот человек, с которым умная девушка решилась бы связать свою жизнь. Но в этом-то и есть отличительная черта народного характера: Катерина любит не головой, а сердцем. Она предана Борису, хочет видеть его каждый день возле себя и быть счастливой, а когда узнает о невозможности этого счастья, находит в себе силы одним ударом разорвать связи с опостылевшим миром, миром без любви.
В то же время в Катерине развито чувство морального долга, покорности традициям. Она понимает, что совершила страшный грех, и разрывается между любовью и долгом, любимым человеком и постылым мужем. Сознание того, что ее мир разрушился, что она сломала устои, приводит ее в ужас. Ей даже не приходит в голову мысль, что она не виновата в том, что полюбила. Выше всего на свете Катерина ставит патриархальные устои семьи, благоговеет перед мужем и свекровью. Для нее долг выше чувств, это яркий пример самопожертвования русского народа.
Вообще, Катерина – сильный характер. Но ее беда в том, что веками устанавливавшиеся патриархальные нормы подчиняют себе ее волю, диктуют принципы жизни и в итоге ломают судьбе. Это самобытный образ благородной, но невежественной женщины. То, что Катерина боится грозы, говорит не в ее пользу. Она боится наказания за то, что смела полюбить кого-то, ей даже не приходит в голову идея абсурдности такого наказания, она подчинена лишь традициям и не видит ничего, кроме них.
Хотя, конечно, образ Кабанихи противопоставляется образу Катерины, но в то же время у них очень много общего. В первую очередь это власть над ними патриархальных устоев общества и семьи. Но только Катерина боится этих устоев, а Кабаниха пытается их удержать, сама не зная зачем. Кабаниха – символ самодурства. Она почитает себя хранительницей семейных традиций и, не думая, осуждает выпад Катерины против них. В то же время жесткая Кабаниха верит в сказки и предания, что является признаком простодушия русского купечества. Островский использует сцену общения Кабанихи со странницей Феклушей, чтобы показать, как еще далек народ от рационального познания мира. Ощущение темноты усиливается путем использования автором архаизмов и просторечий.
Еще одна черта народного характера, показанная в “Грозе”, – твердая вера в будущее, в добро, этакий неиссякаемый народный оптимизм. Символом этого является образ умного и простодушного Кулигина. Талантливый механик-самоучка мечтает делать добро, не подозревая, что до крайности наивен. В изображении Кулигина проскальзывает ирония, но то, над чем не смеет смеяться Островский, – эта такая же наивная, но необыкновенно глубокая любовь Кулигина к родине. Автор преклоняется перед простым человеком с такой большой душой.
Также драматургу удалось передать решительность русского человека, его способность очертя голову броситься в омут, не думая о последствиях. Кроме Катерины, никто не бунтует в открытую, но и Варвара, и Кудряш, и даже Тихон находят способ хоть изредка оторваться от ненавистной диктатуры самодуров, их протест тоже очевиден, хотя и не столь силен, как у Катерины. И возвращение их обратно еще более мучительно. Однако автор оставляет надежду, что смелый поступок Катерины даст им силы окончательно освободиться из сетей ненужных и уничтожающих традиций.
Все эти образы помогают Островскому раскрыть уникальный характер русского человека. Некоторые его качества положительны, например, доброта, вера в счастливое будущее, а некоторые разрушительны – самодурство, насильное насаждение жестких патриархальных устоев, но в целом в “Грозе” показана трагедия не одного человека, а всего народа, не только Катерины, но и Варвары, вынужденной встречаться с любимым человеком тайком, и Кулигина, оторванного от реальности, и Тихона, не имеющего права на собственное мнение, и даже Кабанихи, привычный мир которой рушится на глазах. Автор понимает и жалеет всех своих героев, каждого по-своему несчастного.
“Гроза” – яркая иллюстрация народной жизни. Островский отразил самобытность народного характера, осветил его хорошие и плохие стороны, вывел целую галерею ярких персонажей.

Вступление.

Основная часть.

Варвара же жила в семье Кабановых и воспитывалась Марфой Игнатьевной. Мать её была строга, любила руководить и приказывать своим детям. Варя, в отличие от Тихона (её брат), приспособились к такому отношению. Она научилась хитрить и врать:

Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского

Жена Тихона верна и добросовестна, а его сестра хитра и привыкла лгать. Если бы не Варвара, то Катя не решилась бы на встречу с Борисом, вместо этого некоторое время продолжая терпеть свою семью. Её подруга только ускорила процесс решения проблемы, сыграв немаловажную роль в пьесе и жизни главной героини.

Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского

Вывод.

Первый этап урока. Схватывание или индуктор.

Учащиеся называют: стихийное явление природы, сопровождаемое громом и молнией.

Учитель: «А для кого из героев пьесы характерно такое понимание этого символического образа:

-Семейный гнет, тяжелая обстановка в доме /Тихон/

-Благодать Божья /Кулигин/

-Илья Пророк по небу катиться /Феклуша/

-Кара небесная /Обыватели города Калинова/

-Возмездие за грехи /Катерина/

Учитель, записав на доске все предложенные истолкования, дает следующее задание.

Организация парной или групповой работы, основанной на выборе противостоящих друг-другу персонажей.

Задание: Расскажите об этих героях, докажите, что использован прием антитезы.

Второй этап урока. Деконструкция.

На этом этапе каждой группе представляется возможность определить путь дальнейшего поиска.

Третий этап урока. –Организующее ядро.

Учитель предлагает ученикам выбрать из двух противоположных точек зрения критиков-современников А.Н.Островского- выбрать ту позицию, с которой они согласятся. /Фрагменты статей прилагаются/

Четвертый этап урока. Созидание, реконструкция.

Учащиеся работают в паре или группе, создавая письменный ответ в форме эссе.

Пятый этап урока. Социализация и афиширование.

Результат работы группы предъявляется всему классу. Автор или другой участник зачитывает созданное эссе.

Шестой этап урока. Корректировка или разрыв.

Учащиеся класса, заслушав работу одноклассников, вносят исправления. Учи­тель предлагает почитать материал в учебниках под ред. Лебедева, Кутузова.

Седьмой этап урока. Рефлексия

«Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несо­размерность между причинами и следствиями.. Каждое внешнее впечатление по­трясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор про­изводят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты.

О бедной Кабанихе замолвили слово

(Я мыслю - следовательно, я рискую)

Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в XIX веке этот характер и был идеальным, но не сейчас. Катери­на - избалованная, ленивая женщина.

И вдруг ее выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не дает. И рядовая семья Кабановых стала для нее темным царст­вом.

У Кабанихи твердый характер. Она говорит человеку все, что о нем ду­мает. И говорит в глаза. В наше время она бала бы хорошим руководителем како­го-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времен. Не она ли приказала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять? А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису.

Считаете ли вы такой подход новаторским или эти мысли вам уже знакомы

Точка зрения Н.Д. Тамарченко.

Карточка № 6 Какую фамилию носит Борис Григорьевич?

Итак фамилия Бориса Григорьевича тоже Дикой. Но фамилия Бориса ни разу не звучит в пьесе - настолько она не сочетается с его характером.

Похожие документы:

Календарно-тематическое планирование 10 класс (1)

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Тема урока Содержание образования

Д. А. Леонтьев психология смысла

. Выгот­ского—А.Н. . работают антитеза сознание— . психозом, острым алкогольным . пример — драма Родиона Рас . грозят . смысла, названная нами континуальной, предлагается С.М.Морозовым (1984). С.М.Морозов выделяет сле­дующие условия, при . одноименной пьесы того .

Читайте также: