Аннушка работала больничным клоуном сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Лингвист М.В.Панов однажды написал: "Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи -- единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу". Это высказывание лингвиста я понимаю так: язык -- это многоуровневая система, и каждый уровень (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) играет свою роль, выполняет свои функции.

Особенно это заметно в художественных текстах, где можно встретить самые разные языковые средства, и все они подчинены одной цели -- выразить мысль автора наиболее полно, емко, выразительно.

Докажем справедливость высказывания М.В.Панова на примере текста О.Павловой про волонтера Нюшу и неизлечимо больного мальчика Гришу.

В предложении 53 ("Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошарашенную Нюшу") мы наблюдаем такое средство звуковой выразительности, как аллитерация. Повторение звуков [с], [х], [ш] помогает читателю услышать шум сильного порыва ветра.

Невероятная новость о том, что мальчик Гришка смеется, поразила пациентов и персонал больницы, и многозначное слово "высыпали (все)" помогает зримо представить, как в коридоре неожиданно появилась толпа.

Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- в слове "Гришенька" показывает отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о грустном пациенте, который никогда не смеется.

Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 4 помогают нам понять, почему далеко не всем детям разрешали играть с клоунами: "Родители и врачи не всех детей отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения".

Как видим, на каждом уровне языка находятся средства, которые позволяют автору точнее передать свои мысли и чувства, нарисовать образы героев, показать их взаимоотношения. Это доказывает нам справедливость высказывания М.В.Панова, утверждавшего, что "каждый этаж" языка "выполняет свою работу".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

1)Аннушка работала больничным клоуном. (2)Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело больных детей, которые жили там месяцами. (3)Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.

(3)Родители и врачи не всех детей отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения.

(14)Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.

(15)- Нюша, тебе не страшно?
(16)- А чего мне бояться?
(17)- Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.
(18)- Значит, я пойду в твою палату искать тебя!
(19)- И в палате меня тоже не будет.
(20)- Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.
(21)- И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?
(24)- Значит, я буду знать, что тебя выписали…
(25)- С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, – уже не выпишут.

(26) Гришка смотрел на Нюшу не мигая, и она, не в силах выдержать взгляда этих ждущих только честного ответа глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько притянув мальчика к себе, осторожно обняла его.
(27)- Гриш…

28)В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров. (29)Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче. (30)И Нюша вдруг поняла: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31)Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам страшной тьмой.
(32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:

(33)- Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты будешь всегда! (35)Никто и никогда, послушай! (36)Никто и никогда не исчезает насовсем, пока…пока… пока он смеется в чьем-то сердце!

(37)Предательский комок в горле заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее. (38)Девушка отвернулась, поспешно, по-детски - ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.

(39)- Ойёёоой! (40)Какая ты… – мальчик словно не мог подобрать слова. (41)- Какая ты! (42)Как…енот!

(43)И тут Гришка засмеялся. (44)Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45)Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.

(46)Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.

(54)Все, что ему хотелось, - хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55)И ему теперь было совсем не страшно. (56)Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57)А это значило, что никто из них отныне никогда уже не исчезнет насовсем…

1. Тезис , то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).

3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста :

1) пример №1 , его роль

2) пример №2 , его роль .

- если примерами являются слова или словосочетания , их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;

- если в качестве примера используется предложение , его можно или процитировать, или только указать его номер.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова .

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:

- о богатстве, выразительности, точности русской речи;

- о средствах выражения мыслей;

- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

- о взаимосвязи лексики и грамматики;

- о роли синтаксиса в человеческом общении;

- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление.

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания . В этом вам помогут следующие слова и выражения:

- автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на. останавливается на . раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что . и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например:

- К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

- Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

- Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

- В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими фразами:

- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста).

- Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста).

- Докажем эту мысль на примерах из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста .

Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:

- примеров должно быть 2;

- примеры должны быть из указанного текста;

- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление , но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

- Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

- Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

- Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: .

В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д.

- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

- Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

План и образец сочинения

( черным цветом выделены лингвистические термины , которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного пример а, подчеркнута )

1. Тезис, то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор?

(т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).

3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:

1) пример №1 , его роль

2) пример №2 , его роль

Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем .

Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства .

Текст, из которого взяты примеры-аргументы

для сочинения на лингвистическую тему

(1) Аннушка работала больничным клоуном. (2) Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело больных детей, которые жили там месяцами.

(3) Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.

(14) Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.

(15) – Нюша, тебе не страшно?

(16) – А чего мне бояться?

(17) – Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.

(18) – Значит, я пойду в твою палату искать тебя!

(19) – И в палате меня тоже не будет.

(20) – Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.

(21) – И у окна не будет. (22) И в другой игровой комнате не будет. (23) Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?

(24) – Значит, я буду знать, что тебя выписали…

(25) – С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, - уже не выпишут.

(26) Гришка смотрел на Нюшу не мигая, и она, не в силах выдержать взгляда этих ждущих только честного ответа глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько притянув мальчика к себе, осторожно обняла его.

(28) В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров. (29) Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче. (30) И Нюша вдруг поняла: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31) Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам страшной тьмой.

(32) И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:

(33) – Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34) Потому что ты будешь всегда! (35) Никто и никогда, послушай! (36) Никто и никогда не исчезает насовсем, пока… пока… пока… он смеется в чьем-то сердце!

(37) Предательский комок в горле заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее. (38) Девушка отвернулась, поспешно, по-детски – ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.

(39) – Ойёёй! (40) Какая ты… - мальчик словно не мог подобрать слова. (41) – Какая ты!

(43) И тут Гришка засмеялся. (44) Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45) Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.

(46) Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47) Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.

(53) А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать.

(54) Все, что ему хотелось, - хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55) И ему теперь было совсем не страшно. (56) Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57) А это значило, что никто из них отныне никогда уже не исчезнет насовсем… (По О. Павловой)

Варианты рассуждений учеников

по ряду высказываний на лингвистическую тему

( черным цветом выделены лингвистические термины , которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута )

- Восклицательные предложения в монологе Нюши ( 33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.

- Придаточные причины в сложноподчиненном предложении 7 помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры.

- Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени , которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи ) , и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни.

Внимание! Не ошибитесь!

Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.

Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.

Варианты сочинений на лингвистическую тему

Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы , которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.

Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.

Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.

Действительно, абзац выступает как средство , позволяющее правильно понять информацию в любом тексте , однако, используя абзацный отступ , автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы .

Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети , и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.

Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора .

Помогите пожалуйста!!
Сочинение надо уменьшить до 70 слов.
Аннушка работала больничным клоуном. Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в клинику и забавляла тяжело больных детей, которые жили
там месяцами. Игралась с ними, разучивала забавные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ожидали свою Нюшу, как она им представилась.
Предки и врачи не всех деток отпускали играть с шутами: многим ребятам было запрещено тревожиться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, поэтому что хвори могли дать отягощения.
В ноябре нездоровых, к счастью, было совсем малюсенько. Вот и в этот раз в игровую комнату пришли всего пятеро. Среди их, как всегда, был Гришка худой и бледный мальчик лет 10 на вид. Он не мог играть в подвижные игры, поэтому что принуждён был всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по капельке струилась в его слабый организм жизнь. Гришка нарекал стойку жирафом и повязывал на нее собственный желтоватый в клеточку шарф, наверняка, чтоб жираф не простудился. Мальчик всегда держался в стороне и никогда не хохотал. Старшая медсестра, горестно вздохнув, так и произнесла Нюше единожды: Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не пытайтесь его развеселить. Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если бы он тоже довольствовался, но Гришенька как-то сам по себе. Будет просто со стороны следить.

Потому Нюша и удивилась, когда мальчишка в перерыве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним кратковременно в коридор что-то важное выяснить.
Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.
- Нюша, тебе не ужасно?
- А чего мне побаиваться?
- Что ты единожды придешь, а меня не будет с детьми.
- Означает, я пойду в твою палату искать тебя!
- И в палате меня тоже не будет.
- Тогда я пойду искать тебя к великому окну у столовой, где ты любишь стоять.
- И у окна не будет. И в иной игровой комнате не будет. Ты не побаиваешься, что единожды ты придешь, а меня насовсем нет?
- Означает, я буду знать, что тебя выписали
- С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, уже не выпишут.

Гришка глядел на Нюшу не мигая, и она, не в мощах выдержать взора этих ждущих только правдивого ответа глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько притянув мальчугана к для себя, осмотрительно обняла его.
(- Гриш
В пустопорожнем холодном коридоре они были одни, и свет остывающего, ослабевающего ноябрьского солнца проникал в коридор только на пару метров. Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора мглы в сужающемся солнечном луче. И Нюша вдруг сообразила: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка остается. Один на один с подкрадывающейся к его худым плечикам страшной тьмой.
И тогда Нюша начала разговаривать твердо и громко, чтоб ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:
- Такой денек, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! Поэтому что ты будешь всегда! Никто и никогда, послушай! Никто и никогда не пропадает насовсем, покапока пока он смеется в чьем-то сердце!
Изменнический комок в горле принудил Нюшу всхлипнуть нежданно громко, отчего Гришка дрогнул и испуганно отпрянул от нее. Женщина отвернулась, поспешно, по-ребячески - ладошками вытерла слезы и посмотрела на него.
- Ойёёоой! Какая ты мальчик будто не мог подобрать слова. - Какая ты! (Какенот!

И здесь Гришка засмеялся.Зашелся никем ранее в больнице не слыханным первым гулким смехом. Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, будто вторя задорному хохоту мальчугана.

Ничего не разумея, Нюша поглядела на свое отражение в стекле окна. Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь схожими полосками от глаз куда-то к ушам и вправду походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверьком.

Открылась дверь игровой, и в просвете появилась старшая медсестра. Наверняка, она желала что-то спросить, но не успела. Она увидела забавную Нюшу-енота, увидела рядом с ней трясущихся от смеха Гришку и жирафа, и Гришка смеется! - сама залилась счастливым хохотом. В коридор высыпали все, кто был в комнате. И смех светлым вихрем пронёсся по всем углам, подхватив и ошеломлённую Нюшу.
А Гришка смеялся от души и не мог ни о чем размышлять.

Все, что ему хотелось, - хохотать и хохотать далее, так же просто, так же заразительно и звучно, и ему было отрадно, что с ним смеются и иные дети. И ему теперь было совершенно не ужасно. Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердечко. А это значило, что никто из их отныне никогда уже не пропадет насовсем

Читайте также: