Анализ тоска чехов сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Жанр и направление

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Смысл названия

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Композиция

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Особенности: выразительные средства и художественная деталь

Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.

Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.

История создания

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Смысл названия

Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Композиция и конфликт

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

Основная идея

Чему учит?

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Художественные средства и детали

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Критика

Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:

Автор: Виктория Куликова

Автор: Самый Зелёный · Published 31.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 07.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 01.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Одиночество человека в мире.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.

Проблематика: Вырождение нравственности в людях.

Иона столкнулся с тотальным равнодушием. Среди людей он не встретил ни одного милосердного, сострадающего человека.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Извозчик Иона неделю назад потерял сына. Горе подкосило его, боль Ионы настолько невыносимы, что ему обязательно нужно с кем-то поговорить. Он пытается завести разговор о своей беде с встретившимися ему людьми, но безуспешно. Ионе казалось, что его тоска может заполнить собой весь мир, ему нужен был всего один добрый человек, готовый выслушать рассказ о смерти сына. Он бы облегчил страдание убитого горем отца. Но никому до Ионы и его горя не было дела.

И, не найдя никого среди людей, Иона рассказывает о сыне своей лошади.

7. Система образов произведения.

Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.

Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.

Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.

10. Отзыв о произведении.

Сюжет рассказа незамысловат и прост. Главный и единственный герой рассказа — старый извозчик Иона похоронил недавно своего сына, умершего от горячки. Рана от горя ещё свежа и у него есть настоятельная необходимость поделиться с кем-нибудь своим горем, чтобы его кто-то выслушал, посочувствовал, повздыхал вместе с ним, он хочет выговориться. Старик всё время делает попытки заговорить со своими седоками. Но людям нет никакого дела до его горя, у каждого свои проблемы. В конечном итоге единственный, кому он смог излить свою душу — это его лошадь.



Рассказ, к сожалению, современен и актуален по сей день. Большинство людей, живя даже относительно благополучно, в окружении семьи, родственников и друзей, остаются, тем не менее, так же одиноки, потому что в суматохе ежедневных забот, проблем мы порой не замечаем тех, кто находится рядом с нами. А ведь как было бы хорошо, если бы у каждого нашлось бы немного времени, несколько тёплых слов для тех, кто находится рядом, кому необходимо наше тёплое участие для человека, нуждающегося в поддержке. Жизнь наша во многом бы изменилась в лучшую сторону.

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Краткое содержание

Произведение рассказывает о зимнем воскресном снежном вечере простого престарелого извозчика, которого зовут Иона Потапов. У него старенькая лошадка, на которой он развозит по Санкт-Петербургу постоянно торопящихся по своим делам горожан. У главного героя случилось очень большое несчастье — умер его сын.


И об этой печали ему жизненно необходимо поведать хоть какой-то живой душе. Однако в мрачной Северной столице он видит только грубость, бездушие, ожесточенность и злость.

Ни в каком месте и ни в одном человеке Иона не нашел сострадания, одиночество начало становиться все острей и выражается мучительной томительной болью в измученном теле.

Главный герой идет во двор, отправляется на конюшню и лишь в своей верной кобылке находит настоящий человеческий отклик. Только лошадь его выслушала, именно она одна поняла Иону в мрачном городе.

Композиция и конфликт

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Сюжет

Извозчик Иона Потапов и его лошаденка долгое время стояли неподвижно, и белый снег присыпал их так, что они стали похожи на привидения. Каждый из них был погружен в свои мысли, и отсутствие работы еще больше погружало их в состояние оцепенения. Лишь когда на город опустились сумерки, у Ионы появился первый клиент – военный, которому нужно было срочно попасть на Выборгскую.

Иона больше по привычке махнул кнутом, и сани тронулись. Неожиданно из темноты показалась карета, с которой столкнулся старик-извозчик, затем под его лошадь чуть было не попал какой-то прохожий. Военный подгонял Иону, и острил по поводу его нерасторопности. Извозчик с трудом прошептал, что у него на этой неделе умер сын – пролежал в горячке три дня в госпитале, и скончался. Военный равнодушно выслушал Иону и приказал ему поторапливаться.

Высадив военного, старик еще несколько часов ждал новых клиентов. Ими оказались подвыпившие молодые люди. Они предложили ему слишком низкую цену, но Ионе сейчас было не до этого – лишь бы только были седоки, и нужно было их куда-то везти. Приятели шумно хвастались друг перед другом количеством выпитого алкоголя, обсуждали женщин. Иона назвал их веселыми господами, и попытался было рассказать об умершем сыне, однако его никто не собирался слушать. Дав напоследок извозчику подзатыльник, компания удалилась. Опять Иона остался один, в тишине. На него накатилась страшная, беспредельная тоска, и некому было излить свое горе, облегчить душу. Он попытался заговорить с дворником, но тот посоветовал ему проезжать мимо.

Поняв, что обращаться к людям на улице бесполезно, Иона направился ко двору. В доме было полно народа – старые и молодые извозчики спали, и некому было выслушать горе Ионы. А ему так хотелось в подробностях рассказать, как болел его сын, что говорил перед смертью, как умер, как проходили похороны. Иона оделся и вышел в конюшню, чтобы покормить свою лошаденку. Он и сам не заметил, как рассказал ей все-все…

Главные герои и их характеристика

Второстепенные персонажи

Военный

Трое молодых людей

Анализ рассказа Тоска для 7 класса

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Злоумышленник↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Бунина Кавказ →

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

Основная идея

Чему учит?

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Художественные средства и детали

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Читайте также: