Анализ лексических особенностей текста сочинение по тексту
Обновлено: 05.07.2024
Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.
Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.
Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность позна-комиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).
С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
СОЧИНЕНИЕ
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных пред-ложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение №2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.
Попробуем разобраться в сути сказанного, воспользовавшись текстом Юрия Домбровского. Убедимся на примерах, что лексические средства языка помогают нам ярко, точно, образно и эмоционально передавать наши мысли.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. Г. Короленко о том, что для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный арсенал разнообразных языковых средств.
Так, например, в предложении №45 (Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце) рассказывается о впе-чатлениях, которые испытывал Сережа от необычного эха — многогранность его ощущений передана в сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была С.И. Львова, утверждая, что язык мало знать, нужно уметь правильно им пользоваться.
В тексте используется диалог. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно, почему рассказчик общается с девочкой Витькой.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5, 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении №18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Что же такое языковая единица? Итак, единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Именно о них идет речь в словах Панова: это звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Попробуем доказать объективность этого высказывания на примере текста Юрия Сергеева.
СОЧИНЕНИЕ
Таким образом, проанализировав примеры из текста Т. Н. Тесс, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.
Словарь любого языка — это его лексика. Человек употребляет в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Автор в своем произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении №33 привлекают внимание эпитеты: добрые слова, золотой огонь, молочные облачка дыма. Этот троп помогает автору избежать повторов, украсить и разнообразить текст.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждений говорящего или пишущего, ход его мыслей. Рассмотрим предложения №12, №18 с точки зрения грамматики. В них использованы обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Данная конструкция помогает автору сделать речь более динамичной и выразительной, нежели синонимичное сложноподчиненное предложение. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выражать свои мысли.
Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь, поэтому можно утверждать правомерность упомянутого суждения лингвиста Г. Степанова.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. В форме слова заключаются различные грамматические признаки частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования формы слова служит окончание и формообразующие суффиксы, изменяющие только грамматическое значение слова. С помощью формы слова можно выражать и различные оттенки чувств и мыслей, отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста К. Симонова.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.
Эти примеры доказывают, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.
Лексический анализ текста – важная составляющая для развития речи и расширения словарного запаса. Хорошее понимание лексического значения слова, умение определять синонимы, омонимы, антонимы, формирование навыков употребления художественно-выразительных средств для обогащения речи, правильное использование фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний – все эти навыки помогает приобрести детальный разбор текста.
Как делать лексический анализ текста?
Для выполнения лексического анализа необходимо:
План лексического анализа текста
1. Определить стиль текста.
Стили:
- художественный;
- публицистический;
- официально-деловой;
- разговорный;
- научный.
2. Определитm тему и основную идею.
3. Выделить ключевые слова.
Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.
4. Выделить лексически окрашенные слова:
- для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
- для публицистического стиля – общественно-социальная, общественно-политическая лексика;
- для официально-делового стиля – канцеляризмы;
- для разговорного стиля – слова, характерные для непринужденной беседы, бытовых ситуаций, использование уменьшительно-ласкательных слов, междометий;
- для научного стиля – термины, узкоспециальная лексика.
5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.
6. Найти синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объяснить их роль.
7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.
Пример лексического анализа текста
Как неожиданно и ярко…
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
душная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака вошла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.
Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.
- Стиль текста – художественный.
- Произведение относится к пейзажной лирике, поэт с восхищением описывает красивое природное явление – радугу.
Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.
Изнемогла – ослабла, потеряла силу.
Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое.
Лексический анализ текста в русском языке: что это такое
Современному человеку без знаний в области составлений текстов, а также их интерпретации обойтись нельзя. Упомянутые умения и навыки хорошо совершенствуются благодаря выполнению лексического анализа текста.
Говоря о лексическом анализе текста с точки зрения русского языка, следует понимать, что он неразрывно связан со знаниями в области литературы, поскольку осуществляется, чтобы раскрыть задумку автора через использование определенного вида лексики.
Любой текст состоит из содержания и композиции. К содержанию относится поднимаемая в тексте тема и проблема, а также основная мысль, то есть идея. Под композицией подразумевается построение текста. Традиционными элементами композиции являются вступление, основная часть и заключение.
Что касается лексической специфики текста, то это в какой-то степени элемент композиции, позволяющий раскрыть содержание, то есть главную мысль.
Под лексическим анализом текста непосредственно подразумевается определенный метод его оценки с точки зрения лексического состава.
Лексический состав — это совокупность слов, сгруппированных в пределах одного контекста.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ключевым понятием рассматриваемого анализа является слово.
По этой причине лексический анализ нужно начинать с исследования ключевых слов.
Распознать ключевые слова позволяет вдумчивое чтение, при котором анализируется лексика всего текста. Особое внимание следует обращать на слова, с помощью которых автором дается оценка происходящего. Это могут быть часто повторяющиеся слова или слова, которые на фоне всего контекста смотрятся по-особенному.
Например, художественный текст пестрит разговорной лексикой, диалектизмами или лирическими отступлениями. Такой подход, как правило, осуществляется с целью привлечения внимания читателя.
К тому же ключевые слова часто содержатся в речи самих персонажей и позволяют понять сущность их образа. Герой произведения в целом может быть представлен как положительный персонаж с точки зрения окружающих, но специфика используемых им слов может стать ключевым звеном, позволяющим понять, что представляет собой герой на самом деле.
Таким образом, говоря о лексическом анализе текста, следует понимать, его сущность заключается в анализе слова.
Лексический анализ слова
Слово как лексическую единицу можно охарактеризовать с разных сторон:
- с точки зрения происхождения (заимствованное или исконно русское);
- с точки зрения употребления (общеупотребительная или лексика, ограниченная в употреблении);
- с точки зрения семантики (однозначные и многозначные слова);
- с точки зрения сочетаемости с другими словами (свободное или является частью фразеологического оборота).
Использование подобных современных заимствований в литературных произведениях может говорить о сущности персонажа, речь которого пестрит таким разнообразием.
Если в одном месте собраны более ранние заимствования, то в силу идейного замысла это также может иметь определенное значение.
Более ранние заимствования можно распознать по следующим признакам:
сдвоенная согласная в корне (касса, коллектив);
сдвоенные гласные в слове (поэт, театр);
неизменяемость существительных (пальто, такси).
По происхождению слова можно разделить на неологизмы (новые слова) и устаревшие слова. Устаревшая лексика делится в свою очередь на историзмы и архаизмы.
К общеупотребительной лексике относятся слова, употребление которых допускается во всех стилях речи (дом, стол, стул и т.д.)
Образец разбора представлен ниже:
На основе анализа рассматриваемых выше пунктов выполняется лексический анализ всего текста или выбранного фрагмента.
Лексический анализ текста
Выполнение рассматриваемого анализа текста позволяет не только наиболее точно определить тему, проблему и идею, но и способствует развитию связной речи, а также расширению словарного состава языка. К тому же проделываемая работа над анализом семантики слов формирует навыки использования и дифференциации средств выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты) и фигур речи (метонимия, анафора и др.).
Чтобы выполнить лексический анализ как всего текста, так и его фрагмента, необходимо:
- Внимательно и вдумчиво прочитать текст.
- Определить его стиль речи и тип.
- Определить ключевые слова или выражения, позволяющие определить тему и идею текста.
В отдельных случаях, когда используемые слова не свойственны заданному стилю речи, потребуется их исследование, что предполагает попытки объяснить роль данного слова в контексте. Случайностей быть не может, если речь идет об образцах русской классики, где каждая деталь продумывалась тщательнейшим образом.
Лексический анализ сделать гораздо легче, если придерживаться определенного плана. Единого образца нет, но ниже представлен один из допустимых вариантов.
План лексического анализа текста
1. Понять, с какой целью создавался текст, то есть сформулировать его тему и идею.
2. Определить ряд ключевых слов, позволивших сделать представленное выше умозаключение.
3. Определить стиль речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный.
4. Оценить лексику с точки зрения стилевой принадлежности. Для научного стиля, например, не свойственны местоимения и эмоционально окрашенные слова. Или если текст художественного стиля полон диалектов или профессионализмов, то это также нельзя назвать случайностью. Подобного рода несоответствия нужно постараться интерпретировать с позиции автора.
5. Проверить, есть ли в тексте лексически окрашенные слова:
- в тексте художественного стиля это могут быть метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения и прочие средства языковой выразительности;
- в публицистическом стиле это может быть общественно-политическая и общественно-социальная лексика, а также все те же признаки лексически окрашенных слов, что и у текстов художественного стиля речи;
- в разговорном стиле в качестве лексически окрашенных слов выступаю междометия и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксам;
- что касается научного стиля речи и официально-делового, то здесь не может быть эмоционально окрашенной лексики.
6. Определить, имеются ли в тексте стилистические фигуры речи. К ним относятся инверсия (нарушение традиционного порядка слов в предложении), риторические вопросы, гипербола (преувеличение), анафора (повтор слова в начале предложения).
7. Выявить наличие в тексте синонимов, антонимов и омонимов. Проанализировать их роль.
8. Определить наличие неологизмов, диалектизмов или диалектов. Если в тексте есть заимствования, то нужно определить их роль и значение.
Схема-план и образец написания лексического анализа текста представлен ниже.
Как правильно сделать: общепринятая схема
Поскольку нет единого требования к написанию лексического анализа текста, то акцент в первую очередь делается на раскрытии темы и логичности повествования. Ниже представлена схема-план анализа, пункты которой при необходимости можно менять местами.
Если осуществляется анализ текста художественного стиля речи, то не лишним будет обратить внимание на дату написания текста. Дело в том, что авторы, как правило, в текстах отражали те события и темы, которые беспокоили их больше всего. Именно по этой причине события, происходящие в год написания, часто становятся отгадкой к раскрытию авторской задумки.
Лексический анализ текста на конкретных примерах
В произведении, благодаря использованию определенных средств языковой выразительности, можно заметить, что поэт восхищается радугой. Это говорит о принадлежности текста к художественному стилю речи.
Здесь можно найти следующие средства языковой выразительности:
К тому же в тексте представлен ряд стилистических фигур:
- нега — состояние полного спокойствия;
- очи — глаза;
- виденье — предзнаменование;
- изнемогла — потеряла силу.
Представленный выше образец анализа оформлен в виде связного текста, но можно делать разбор, оформляя его и нумерованным списком.
В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.
Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.
Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.
Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.
В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.
Схема лингвистического анализа текста
- Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
- Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
- Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
- С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
- К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
- Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
- Какова идея текста (основная мысль);
Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте
Пример лингвистического анализа текста
Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.
Текст
Анализ
Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.
Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.
В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.
Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:
ключевые слова (словосочетания);
слова, употребленные в переносном значении;
синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);
заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;
провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.
1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
Для справок
Городи'ще, -а, ср. Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.
Лихоле'тье, -я, ср. (устар.). Время смут, бедствий.
Пря'сло, -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни.
Тын, -а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).
(Из Толкового словаря русского языка)
Проверьте себя!
Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.
Упражнение 2. Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания.
Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь 3 , и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими 2 днями. Может быть 7 , душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем 4 ? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец.
1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):
а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.
Упражнение 3. Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?
Души'ца, -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).
1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это.
1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.
Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению.
У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова. Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
Упражнение 6. Определите основную мысль текста.
1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота, принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд.
Упражнение 7. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.
А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик, которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик), отуманена печалью.
(Е.Эткинд. Разговор о стихах)
Упражнение 8. Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.
У тонкого сна на краю,
покорного рвущему мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной.
И труд золотой, добровольный,
настоянный на тишине.
Растроганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.
Читайте также: