Актуально ли поучение владимира мономаха в наши дни сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – предста­витель высшей власти, освященной церковью, он мог произнести или написать поучение.

Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались

В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население.

Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.

Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почетом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

Совет: “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни селам, ни посевам” – связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников (“отроков”) по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.

Советы: “напойте и накормите просящего”, “убогих не забы­вайте” – связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

И в наши дни не потеряли своей актуальности мысли Владимира Мономаха связанные с человеческой добродетелью, с нравственными ценностями любого цивилизованного человеческого общества.

Это такие поучения как "не забывайте Бога" (следовательно, поступайте согласно учению Бога о добре, любви к ближнему), "гордости не имейте в сердце и уме" (не считайте себя лучше других, выше и достойнее), "старых людей уважайте" (прислушиваться к мудрости стариков, помнить уроки прошлого), "на войну выйдя, не ленитесь" (воевать самоотверженно, биться за мир в своей стране до последней капли крови), "лжи остерегайтесь" (не иметь дела с людьми двуличными, лицемерными, самим не прибегать к обману), "напоите и накормите просящего,убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу" (доброта и забота о ближнем), "рассудите сами, а не давайте сильным губить человека" (бороться за справедливость, не давать в обиду беззащитных).

Скажу прямо, читать текст "Поучения Владимира Мономаха" сейчас нелегко, потому что написано в древнерусской манере, очень велеречиво, непривычно для современного человека. Но от этого само "Поучение" не прекращает быть величайшим памятником древнерусской литературы, в котором отражены надежды и чаяния одного из самых образованных и умных людей своего времени - великого князя Владимира Мономаха.

Если разобрать текст "Поучения" на тезисы, основные положения, то становится ясно, что говорит Мономах о действительно важных вещах. которые окажутся актуальными не только в наше время, но вообще всегда, пока существует человечество.

Мономах рассказывает о вере и мире, о том, что человек должен вести жизнь честную и праведную, о почтении к своим родителям, о доброте и милосердии.

Мономах указывает на вред пьянства, на недопустимость лжи и гордыни, призывает не убивать "ни виновного, ни правого".

Все эти наставления актуальны.

Актуальными поучения Владимира Мономаха остаются и в наши дни, как всегда актуальны нравственность, доброта, любовь.

Поучение Мономаха называет первой проповедью, а ведь действительно так. Библейские поучения в наше время и начиная даже с самых древних времен остаются актуальны, особенно среди верующих.

О чем пишет Мономах в поучении? Это некий пересказ библейских притч, Евангелий и посланий. Он пишет о том, что необходимо смирение, воздержание о любого зла, иметь чистые мысли, помогать ближним и т.д. Нельзя не согласиться с этими словами, поэтому мы и говорим о их актуальности.

Можно привести несколько цитат в доказательство:

GVWjatdeKPsDVidxavIRo3MKhqHRGs.jpg

Автор: Владимир Мономах.

Краткое содержание: поучение обращено к детям автора, которым он советует уклоняться от зла и творить добро, иметь душу чистую и непорочную, а тело худое, быть верующим и надеяться на Царствие небесное. Также автор кратко рассказывает свои жизненные достижения, военные походы, одержанные победы, травмы на охоте.

Из "Поучения" видно, что Мономах был человеком верующим, он стремился поделиться с детьми своим жизненным опытом и воспитать их в христианской вере. Некоторые вещи сейчас, в 21 веке, воспринимаются как очень непривычные ("руки омоет свои в крови грешников"), но видно, что хороший человек что в 12 веке, что в 21, это примерно схожие люди.

FnFGkP9M95SmmfW1m6dfVKX1LOOY3Cf.jpg

"Поучение Владимира Мономаха" -памятник древнерусской литературы 13 века. Это "Поучение" написано князем Владимиром Мономахом как для своих прямых потомков, так и для всех остальных людей.

Его можно назвать нравственной проповедью, ведь в своем поучении Мономах касается вопросов нравственности и веры, добра и зла, честности и справедливости.

Он говорит очень важные вещи, которые не потеряли своей актуальности в современном мире.

В самом начале "Поучения" мы находим слова, которые можно назвать самым основным тезисом этого документа. Вот они:

Zwk7QZSh4ILvHdeIRKIkNXekYN6IKraq.jpg

Этими словами великий князь старался убедить потомков в необходимости творить добрые дела,Ю направленные не на свою выгоду, а на прославление имени Господа и на помощь нуждающимся.

И далее в тексте поучения мы не раз сталкиваемся с фразами, которые можно охарактеризовать как тезисы, программу действия человека.


Окт 11, 2017 | 1 комментарий

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.


История сочинения

При изучении древнего литературного памятника в полном объеме необходимо не только внимательно читать текст, но и обращать внимание на исторический контекст. Именно на его фоне мудрость советов правителя выделятся более ярко. Владимир Всеволодович возглавлял различные регионы Руси до того, как в 1113 стал Великим князем Киевским. Мономахом он был по роду матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Рос будущий великий князь в напряженной обстановке. Ему довелось пережить целую череду внутренних междоусобиц, военных конфликтов с половцами, ставшими серьезной угрозой древнерусскому государству, На некоторые факты из личной биографии Владимира Всеволодовича необходимо обратить внимание при анализе произведения. Владимир Мономах отличался от многих молодых князей удивительным миролюбием. Так, он отказался от притязаний на Киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Очередность, конечно, в традициях предусматривалась, но во многих аналогичных ситуациях начинались конфликты между родственника за власть, ослаблявшие страну.









Внешняя политика Владимира Мономаха

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:

  • На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

Налаживание дружеских отношений с другими странами:

  • с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
  • продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.










Особенности произведения

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Итоги деятельности Владимира Мономаха

Анализ

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

Полный текст поучения

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Читайте также: