Акмеисты серебряного века сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

Вариант 2

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Другие темы: ← Поиски и находки поэтов серебряного века↑ РазныеМаленький принц →


Главной характерной чертой Серебряного века можно назвать тяготение к новаторству. Это касается и форм, и содержания. Образная система также менялась в зависимости от направления.



(Константин Бальмонт)

Основным направлением Серебряного века считается символизм. Его главными признаками являются глубина, философичность, декадентство (упадничество). Все слова в текстах символистов образны. Поэты-символисты (Фет, Тютчев, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок) ценят многозначные слова, поэтому нередко используют их в самых разнообразных комбинациях (метафоры, аллегории, сравнения, параллелизм).



(Александр Блок)

Поэзия символизма представляет собой сочетание сложных образов и тематик. Самой распространенной можно назвать тему поэта и поэзии. Символисты восхваляли красоту поэзии, считали ее самым ценным искусством и говорили, что поэзия должна быть эстетичной. Главными образами становятся образ мечты, образ поэта, образ вечной женственности, образ совершенного мира.



(Николай Гумилев)

Второе течение Серебряного века – акмеизм. В отличие от символистов, акмеисты (Ахматова, Мандельштам, Иванов, Гумилев) выступали не за символику, а за материальность, точность значений и предметность.



(Анна Ахматова)

Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.



(Владимир Маяковский)



(Сергей Есенин)

Новокрестьянская поэзия в качестве направления заняла одну из лидирующих позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам.

Серебряный век русской поэзии по праву можно назвать выразительным и ослепительным временем. Этот период подарил литературе чувственного, смелого и яркого лирического героя в условиях неспокойной атмосферы. На поэзию Серебряного века оказали большое внимание революция, война, кризис личности. Поэзия этого времени неординарная, непредсказуемая, главный образ Серебряного века – человек, лишившийся всего, но с гордо поднятой головой преодолевающий невзгоды.

Популярные сочинения

Серебряный век русской литературы статья по литературе (11 класс) на тему

Серебряный век литературы

Ягненочек – кудрявый месяц –

Пасется в голубой траве

Сочинение: Поэты серебряного века

(318 слов) Рубеж XIX и ХХ веков – период, когда Россия стояла на пороге колоссальных изменений и потрясений: революции, Первая мировая война, научно-технологический скачок: все это, несомненно, повлияло на творчество поэтов того времени. Лирика принимает свежие формы, образуются новые течения, авангардистские движения. Конечно, вечные темы, такие как любовь, жизнь и смерть, природа, дружба, место человека в мире неизменно затрагиваются авторами, но меняется стиль их поэзии.

В данный период зародились четыре основных литературных течения, в которых развивалось творчество поэтов Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Давайте подробнее рассмотрим поэзию их главных представителей.

Кардинально противоположные идеи воплотились в акмеизме: мир – материален, образы точны и понятны. Поэты стремились показать красоту вещей, явлений, человеческой души простыми словами и образами. Их стихотворения не нагромождены изобразительными средствами языка. К акмеистам относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий.

Самобытным явлением в поэзии стал футуризм, который воплощает в себе бунтарский дух. Поэты этого направления отрицали старые нормы, традиции, устои, они ломали привычные правила стихосложения, экспериментировали с рифмой и ритмом, активно использовали окказионализмы. Футуристами были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных.

Главным средством выразительности в поэзии имажинистов является метафора, а цель – создание ярких и броских образов, скандальных мотивов. К поэтам-имажинистам относят Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Вадима Шершеневича.

Однако были поэты Серебряного века, чьё творчество развивалось вне литературных течений и объединений, это, например, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Иван Бунин, Максимилиан Волошин.

Можно сказать, что поэзия Серебряного века ознаменовалась сменой парадигм, что стало некой основой для развития совершенно нового представления о стихосложении и восприятии мира.

В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе ак­меизм (от др.- греч. акте – высшая степень, расцвет). Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту не­обходимо “найти в себе мир с собою и с миром”. М. Кузмин считал, что поэзия должна быть простой, логичной, экономной в средствах и словах, то есть ясной.

Отсюда предложенное им название нового течения – кларизм (от лат. clarus – ясный).

объединились в литературную группу “Цех поэтов”, куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, Г. Иванов, М. Зенкевич, О. Мандельштам, Г. Адамович. После 1917 года ак­меисты, благодаря усилиям Н. Гумилева, вновь собрались в “Но­вый цех поэтов”, просуществовавший до трагической гибели (расстрела по обвинению в контрреволюционном заговоре) Гу­милева в 1921 году.

Акмеизм был воспринят как бунт против символизма. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев, критикуя символизм, декларировал принципы новой поэзии. Восстав против символиз­ма с его “бесконечными приближениями”,

“текучестью слова”, “истонченным и изломанным человеком”, поэзия акмеистов стре­милась к осязаемости и предметности мира. Ее привлекал “дух ме­лочей прелестных и воздушных”.

Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение.

Поэзия акмеистов отличается интересом к неординарной личности, стремлением к нравственному идеалу, к гармонии мира. Акмеизм провозглашал ориентацию на общечеловеческие ценности: добро, совесть, долг, любовь. Поскольку в творчестве акмеистов большое значение имело понятие “мужественность”, а идеалом мужчины был первочеловек Адам, то иногда можно встретить такое название акмеизма, как адамизм. Смысл этого названия проясняется в стихотворении С. Городецкого “Адам”:

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму мир поручен,

Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле воспеть хвалы.

Критерием простоты и гармонии для акмеистов являлся Пуш­кин. Именно от него акмеисты восприняли строгую художест­венную форму, классически четкие размеры стиха.

Поэты этого века, вдохновленные идеей осязаемости всего в этом мире, строили новое ощущение мира и представление существования человека в этом новом мире. Адекватно воспринимая новое мироощущение Волошин, Анненский, Северянин, Гумилев, Хлебников, Бальмонт понимали, что далеко не все, созидаемое людьми подвластно их осознанию. Есть еще части созданного в новом мире, где умственный анализ еще не способен распознать течение главной идеи.

Большое значение символисты придавали субъективному началу и внутреннему духовному опыту человека, тому, что неуловимо, как момент, легко и загадочно. Течение символистов отдавало дать именно форме, почти полностью игнорируя содержание, и демонстрации собственных познаний в различных областях, начиная с географических и заканчивая философско-лингвистическими.

Сторонники акмеизма полностью освобождали поэзию от полемичности образов и текучести суждений. Акмеисты пришли к единому осознанию значения слова от образных обозначений и намеков золотого века. Во главе этого течения встал Николай Гумилев, собрав около себя еще двадцать шесть поэтов-единомышленников, в числе которых была и ранняя Анна Ахматова.

Хлебников, действительно, как зачарованный странник умел восторгаться встречей с цветами, первозданной красотой природы.

Двадцатый век был богат на многоцветье поэтов, многоголосен и талантлив на зарождение новых идей и умов.

Например, поэтические произведения Бальмонта узнаваемы с первых строк своей музыкальностью, брызгами пенящегося моря, искрящейся надеждой, журчанием весенних ручьев, в центре которых, помимо солнечных бликов, само ярило – источник жизни и света.

Но основной отличительной чертой литературы и поэзии серебряного века является причастность к трагическим событиям судьбы страны. Между строк поэтов двадцатого века читаются метания и потерянность, неприкаянность и некая неосознанность себя в этом мире, полное одиночество души.

Серебряный век русской поэзии был незабываем и неповторим своим осознанием прихода новой эпохи, взволнованным, восторженным с налетом тихой грусти осознанием.

Неповторимым он останется и благодаря тем напряженным чаяниям, надеждам и исканиям поэтов. Не только поэтов, а всех людей.

Серебряный век характеризует поэзию своего времени широко, не загоняя в рамки одного литературного течения. Глубокое осознание мысли и слова, умение осмыслить течение духовной жизни и мастерство, осознание гражданских проблем и правовых, наряду с историческими и общественными проблемами людей. Все это является отличительной чертой поэтов того великого времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэты серебряного века

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

Правда и литературная нравственность всегда существуют только рядом, они практически неотделимы друг от друга, - высказывал свое мнение Василий Шукшин.

С давних времён человечество стремилось изучить просторы галактики. Космос представляет собой одну из загадок природы, разгадать которую пытается человек.

Период развития литературы России конца XIX – начала XX веков вошел в историю как Серебряный век русской поэзии. В это время зародилось несколько модернистских течений, среди которых был и акмеизм. Сегодня мы поговорим о месте его в русской литературе Серебряного века. Я напомню историю этого течения, его художественную концепцию, а также его представителей.

История возникновения и развития акмеизма


«Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,


gorodezkij

Портрет Сергея Городецкого с женой работы И. Репина

Художественная концепция акмеизма


«Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,


«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад


Предлагаю вам прослушать это стихотворение О. Мандельштама в исполнении Народного артиста Российской Федерации Сергея Юрского.

  • Эстетизм. Стихи акмеистов красивы, красивы и изображенные в них образы, красивы чувства и эмоции. Эстетизация действительности сказывается и в тяготении к мифологии, и в стремлении к изображению экзотических стран, персонажей. Хотя в поэзии В. Нарбута можно наблюдать противоположную тенденцию – изображение безобразных вещей.

Еще одним важным отличием акмеизма от символизма было принятие реального мира, отказ от идеализации и поиска тайных смыслов, попыток постичь глубинную суть вещей, прикоснуться к сокровенной истине.

gumilev-i-achmatova

Н. Гумилев и А. Ахматова с сыном Львом

Представители акмеизма

Поэтов-акмеистов я уже называла, но перечислю еще раз:

  • Н.С. Гумилев;
  • А.А. Ахматова;
  • О.Э. Мандельштам;
  • С.М. Городецкий;
  • М.А. Зенкевич;
  • В.И. Нарбут.

Вкратце расскажу о биографии и творчестве каждого из них.

Николай Степанович Гумилев (1886—1921 гг.)

Гумилев

Закончил гимназию в Царском селе, директором которой был известный поэт-символист Иннокентий Анненский. Слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. В 1907 году совершил свое первое путешествие в Африку. После него жил в России, учился в Петербургском университете. В 1910 году женился на Анне Андреевне Горенко (Ахматовой).

В 1909 и 1910 гг. совершал повторные путешествия в Африку, а в 1913 году даже сам возглавил экспедицию на этот континент.

В 1914 году Николай Степанович ушел на фронт добровольцем. В итоге он был дважды награжден Георгиевским крестом за проявленную храбрость.

В 1918 году Николай Гумилев вернулся в Россию. В августе этого же года он официально развелся с Анной Ахматовой (расстались они уже в 1913 году, и к этому времени у них уже был сын Лев).

В том же году Н.С. Гумилев был обвинен в участии в антибольшевистском заговоре Таганцева и расстрелян.

Анна Андреевна Ахматова (1889—1966 гг.)

Ахматова

Анна Горенко родилась в Одессе в офицерской семье. Ахматова – псевдоним, который поэтесса взяла в период, когда ее творчество было связано с акмеизмом.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938 гг.)

Мандельштам

Родился будущий поэт в Варшаве, но в 1897 году его семя переехала в Петербург. В 1907 году он закончил Тенишевское училище и был принят вольным слушателем в Петербургский университет, но уехал учиться в Сорбонну и Гейдельбергский университет. Однако финансовое положение его семьи заставило его в 1911 году вернуться в Россию.

В 1919 году поэт познакомился с Надеждой Хазиной, которая позже стала его женой и любовью всей его жизни.

В общей сложности поэт выпустил 10 книг, из которых 8 были изданы именно в советское время.

Однако в 1933 году О. Мандельштам написал антисталинское стихотворение и имел неосторожность прочесть его более чем дюжине человек. Борис Пастернак назвал этот поступок самоубийственным, и оказался прав. Кто-то из слушателей донес на поэта, и в 1934 году тот был арестован. Сначала Бухарину удалось добиться освобождения Мандельштама, но на определенных условиях. Тот не должен был покидать места поселения (которое мог выбрать самостоятельно). Срок ссылки закончился в мае 1937 года, и в марте 1938 года семя Мандельштамов поехала в подмосковный санаторий. Это послужило поводом для повторного ареста Осипа Эмильевича. Ему поставили в вину нарушение запрета посещать Москву и попытку воздействовать на общественное мнение, приговорив к пятилетнему заключению в исправительно-трудовом лагере. Его отправили этапом на Дальний Восток, по пути он заразился тифом и умер в пересыльном лагере.

Антисталинское стихотворение О. Мандельштама, которым он, по сути, подписал себе приговор, в приведенном ниже видеоролике читает Николай Мартон.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884—1967 гг.)

В советский период писал политические стихи, приветствия пролетарским поэтам, партийным съездам и другим событиям.

Михаил Александрович Зенкевич (1886—1967 гг.)

Владимир Иванович Нарбут (1888—1938 гг.)

Нарбут

Этот поэт родился в многодетной семье с литовскими корнями. Учился в Петербургском университете сначала на математическом факультете, затем – на факультете восточных языков, потом – на филологическом (не окончил ни одного).

Жизнь немногочисленных поэтов-акмеистов сложилась по-разному, но большинству из них была уготована трагическая участь.

Акмеизм – одно из ведущих литературных течений Серебряного века русской поэзии. Основателями его стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий, также к этому течению относились Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие талантливые авторы. Противопоставив акмеизм символизму, они очистили поэзию от чрезмерной туманности и многозначности, сделали поэтический язык чистым и ясным, образы – понятными и красочными. Акмеизм не просуществовал долго, но повлиял на творчество многих поэтов, причем творивших не только в начале 20 века, но и в более поздний период. Россия – единственная страна, где существовал акмеизм, в других аналогичного литературного течения не было даже под другими названиями.

Гост

ГОСТ

Акмеизм в литературе Серебряного века – это философское и литературное течение, сформировавшееся в России в начале прошлого столетия; оригинальная философско-эстетическая модель осмысления мира, воплощенная в художественном пространстве.

В начале прошлого столетия Россия вступила в новую эпоху, которая во многом отразила кризис общественного сознания на рубеже XIX-XX вв. На данном этапе общественное сознание характеризовалось кризисом рационализма, разочарованием в идеалах прошлого и настоящего, обращением к иррациональному, мистическому, распадом времен, когда прошлое воспринималось как бессмысленное, а будущее – как неопределенное. В условиях переходной эпохи в российском обществе осуществлялся поиск новых духовных ценностей, сопровождающийся столкновением полярных идей и течений, социальных идеалов. В качестве яркого примера подобного столкновения идей может выступать столкновение акмеизма и символизма.

Философские основы и особенности акмеизма

  • противостояние неопределенности и зыбкости символистских идей;
  • теоретики акмеизма провозглашали необходимость обращения искусства к социальной реальности, делая акцент на самоценности явлений социального и природного миров.

В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.

Готовые работы на аналогичную тему

Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.

Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.

Детали и образы повседневности в творчестве акмеистов

Поставленная задача, реабилитация социального бытия, а также стремление отразить целостность, органическое единство человека и социоприродной окружающей среды, обусловливают внимание акмеистов к каждой детали повседневности в их творчестве.

В результате особенностей мировосприятия у акмеистов сформировалась новая картина мира, в которой были уравнены бытие и быт, что находило свою репрезентацию в стереоскопическом отображении реальности: детальном изображении запахов, звуков, цветов, пространственных форм и фактуры материалов. Эта детальность, рельефность становится визитной карточкой акмеистов.

Эйдолология как онтологическая установка эстетики и философии акмеизма

Произведение, таким образом, рассматривается:

Эйдолология, таким образом, представляет собой и анатомию, и физиологию произведения, один из важнейших органических компонентов поэтики наряду с композицией, стилистикой, ритмикой.

Эйдолология, по мнению Гумилева, примыкает к поэтической психологии, подводит итог темам поэзии, возможным отношениям поэта к этим темам.

Творчество А. Ахматовой

Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.

В этом сером будничном платье,

Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.

Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.

Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.

Читайте также: