Абдулла написал сочинение по первому тексту

Обновлено: 02.07.2024

По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.

Исходный текст.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.

Объем сочинения — 255 слов, согласно word count в документах Гугл.

Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение - 25.

Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Условия: дистанционно для группы из двух учеников, продолжительность 120 минут, стоимость одного занятия для ученика - 2500. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!

В школе, где когда-то учился милиционер Абдулла-ака, есть музей великих персон, то есть тех, кто оставил неизгладимый след в истории республики, внес свой вклад в укрепление режима. Руководство школы решило воздать им, и открыло музей, чтобы на личных примерах своих бывших учеников воспитывать подрастающее поколение к идеологии национальной независимости. На стендах выставлены вещи, лучше всего характеризующие знаменитостей: штаны в заплатках заместителя министра обороны (никогда не вставал со стула и не занимался физкультурой), биноколь губернатора области (при помощи которого он списывал задачки у соседей), рогатка начальника районной налоговой инспекции (его боялись все птицы и кошки), дубинка майора Секретной службы (силу ее испробовала на себе ни одна спина младшеклассников). Но самым важным экспонатом считается тетрадь, где написано сочинение старшеклассника Абдуллы-ака на тему "Кем я хочу стать, когда закончу школу?"
Эта рукопись так потрясла учителей, что ее решили оставить для истории. А когда Абдулла-ака стал знаменитостью, то ее достали из архивов и поместили в самом видном месте музее. Когда школьники входят сюда, то экскурсовод первым делом ведет их к тетради. И поэтому мы приведем весь текст этого сочинения:

"В классе все говорят, кто кем хочет быть. Например, ушастый Аскер - строителем, вредная Лейла - архитектором, сопливая Наргиза - переводчиком, а хвастунишка Баходир - социологом. Но все эти профессии - несерьезные, можно сказать, глупые.
А я хочу стать милиционером. Почему?

Потому что милиционер самый смелый, если у него есть пистолет. Он может ударить любого, если в руках держит резиновую дубинку. Он покажет удостоверение - и заставит любого прохожего выполнять приказ, иначе за неподчинение власти этого сволоча можно арестовать и посадить в тюрьму. Милиционер может материться, обзывать, рукоприкладствовать - и это будет в рамках закона. Все боятся зеленую с лампасами форму и кепку с кокардой. И все уважают того, кто носит эту форму. А если милиционер сидит в машине, то можно не соблюдать правил дорожного движения, давить любого, кто будет на пути.

Милиционер ходит по улицам, и все кланяются ему. Он зайдет в любой магазин и пригрозит проверкой, как ему сразу принесут подарки и деньги от страха. Он может выписать штраф на огромную сумму, если у хозяина магазина неподметен и невымыт тротуар в 20 метрах дальше, этим самым разорив его. Он имеет право врываться в любое учреждение, угрожать сотрудникам, что в наручниках доставит в прокуратуру, если ему не дадут справку на того или иного человека. А потом заявит, что возбудит уголовное дело на директора за то, что тот поставил печать и подписался в этой справке. И самое главное - никто его за это не накажет. Так, один капитан милиции Низаметдин-ака ходил по ННО и показывал свою грозную и могучую власть разным там людишкам, требовал предъявить документы отдела кадров, мол, есть ли в списках сотрудников непрописанные в городе иммигранты. Потому что иногородним нет места в столице - они не белые люди, неграм положено жить в кишлаках.

Или, например, моя соседка - майорша Гуля-опа, она не дает разрешения на выезд за границу тем, кто ей не понравится или на кого укажет начальство. И хоть треснись лбом об стену - никогда не добъешься справедливости. Или подполковник Гулям-ака из соседнего дома. Он мастер придумывать разные пункты и по ним обвинять человека. Например, он одного журналиста обвинил в нарушении пункта в законе, которого на самом деле там нет. Этот журналюга писал жалобу в Генеральную прокуратуру, в МВД и даже непосредственному начальнику Гулям-ака - полковнику РУВД Усербай-ака, но разве там своего продадут? Конечно, все каратели заступились за него, поддержали. Отписка была такой, что ее опротестовать не удалось нигде.

И поэтому мне нравится, как милиционеры моют друг другу руки, заступаются. Даже судьи заступаются за милиционеров. Вот я знаю одну историю. Один милиционер схватил одного мальчишку, торговавшего бананами на улице, и обвинил его в том, что тот угнал "Мерседес" одного мафиозника. Мальчик, конечно, ездить не умел, но разве это причина, по которому нельзя его без оформления посадить в КПЗ на трое суток? Там милиционер и еще четыре человека издевались над ним, пытали, в итоге мальчишка выбросился из третьего этажа. Но остался жив, только ему потом ногу ампутировали.

Так вот, адвокат этого мальчишки пытался засудить милиционеров, но судья не посадил никого, потому что очень любил милиционеров и мечтал, чтобы его сын тоже стал милиционером. Того милиционера, который первым задержал мальчишку, просто уволили из органов и объявили, якобы в розыск. Адвокат удивлялся на суде, мол, я вчера видел этого человека на базаре, он ходил спокойно по рядам продавцов, хотя находится в розыске. Но ему никто не поверил. И не дали ему денег от МВД, на которые настаивал адвокат в качестве компенсации за физический и моральный урон, нанесенный милиционерами мальчишке. После этой истории я окончательно убедился, что милиционеры - самые грозные и неподсудные люди, с ними невозможно бороться никак. Их следует воспринимать как естественное и объективное зло, и поэтому бояться и уважать.

Или еще случай - возле израильского посольства кто-то из охраны застрелил мужчину, который проходил мимо в сторону нотариальной конторы. Милиционеры точно знают, кто убил этого человека, но никогда никому об этом не скажут. Даже пресс-секретарь Генпрокуратуры всегда уводит от темы, никогда не отвечает на вопросы прессы правдиво. Она говорит так, чтобы милиционеры и другие носители форм, в том числе иностранных, всегда были вне подозрения, ведь нужно мыть запятнанный мундир. И понятно, что эта тайна и останется тайной на всегда. И мне смешно над тем, что мать убитого плачет и сама убивается горем, ха-ха-ха.

Вот одной старушке снесли палисадник. Пришел участковый и помогал рабочим из ЖЭКа избивать эту старую женщину. Ее родственники писали в городскую прокуратуру, а там плюнули на них, мол, ничего не было - ни палисадника, ни избиения, ни женщины. Ведь у прокуратуры есть более важные дела - искать тех преступников, которых таковыми считает президент-фюрер. А милиционеры тоже не занимаются пузатой мелочью - ворами, грабителями, насильниками, им нужно деньги зарабатывать, людей пытать. И поэтому они и не искали тех, кто облил краской и избивал одного из оппозиционных интернет-журналистов (а чего искать-то - это ведь сделали коллеги из Секретной службы).

Милиционерам не нужно защищать народ - это стадо баранов, им нужно защищать только себя и Главнокомандующего. Поэтому они оцепляют все улицы и дороги, где проезжает тот, кто определяет эпоху и руководит страной. Милиционеры любят смотреть на людей через прицел автомата и радуются, если им можно нажать на курок. А на это разрешение дают часто.
У-у-у, жаль, что я не был в том городе в числе тех, то из оружия палил в мирных жителей. Этот сброд вышел с требованиями разобраться в коррупции, решить экономические проблемы. А милиционеры стреляли в них из пулеметов, давили БТРами и смеялись от радости, если цель была настигнута. Эх, я бы подстрелил бы детей и женщин - страсть как люблю стрелять по бегущей мишени. А старикам я бы разносил головы из гранатометов. И меня бы президент наградил за это, как наградил тех, кто тогда стрелял в этих мятежников-революционеров.

Скажу о коллегах милиционеров - таможенниках. Один такой на суде признавался, что брал у друга оппозиционера-бизнесмена из какого-то "Лунного движения" взятку за оформление груза. Суд прослезился от такого сердечного признания и вкатил не другу, а самому оппозиционеру огромный срок тюремного заключения. А раскаившегося таможенника оставил в должности и звании. А потом милиционеры пригласили его к себе на работу. Потому что им нужны такие прохвосты.

Милиционеры не выпускают из дома правозащитников, сажают некоторых журналистов в психиатрические клиники. Они подбрасывают наркотики и патроны оппозиционерам, а потом арестовывают их за это. Они работают в паре с мафией, торгуют анашой, продают ворованные вещи, "крышут" проституткам, занимаются контрабандой. Ведь милиционеры никогда не защищают закон, потому что сами не знают этих законов. Зато законы, подписанные президентом, позволяют им беспредельничать. Милиционер может ставить дорожный знак, где ему заблагорасудиться и потом штрафовать водителей. Не зря его дорожную палочку называют "волшебной" - а какая еще за один день принесет столько денег его владельцу? Или радар - тоже хорошая машина на пропитание семьи милиционера.

Но пистолет, наручники, дубинка и слезоточивые газ - это символы власти любого носителя лампас и погон. Ими можно заставить любого приклониться. И я, став милиционером, этим и буду заниматься каждый день. Всех, кто мне не понравится или не даст деньги, я буду сажать за решетку и бить, бить, бить их там, пока не устанет рука и нога. А потом стану пить их кровь.

Когда я закончу среднюю школу, то пойду в Полицейскую академию. Там меня научат, как нужно пытать, выбивать нужные сведения, стрелять по людям, варить заключенных в кипятке, насиловать подозреваемых при помощи швабры, фабриковать уголовные дела. Что хорошо в милиции, так то, что там не нужно быть умным. Это врач несет ответственность за лечение, инженер - за строительство, парикмахер - за стрижку. А милиционер ни за что не отвечает, ему и мозги не нужны. И карьеру можно делать не по уму, а за деньги. Так что звания и должности обычно покупают, и поэтому милиционер должен упорно работать - добывать деньги из подследственных, задержанных, арестованных, и чем больше, тем лучше, что бы из лейтенанта стать капитаном, из майора - подполковником, из инспектора - начальником отдела, из областного руководителя - министром. И про права человека можно не вспоминать - этот термин вообще придумали евреи.

А сейчас я читаю книги про инквизиции, ГЕСТАПО, НКВД, концлагеря, и жалею, что не родился в те времена. Ох, я бы раскрутился, сделал бы себе такое имя. Хотя, хм, ведь наш президент дает нам такие же возможности, создает такие же времена - чего ныть? И сейчас можно делать то, что делали любимые мной гестаповцы много лет назад.

Милиционер - это властелин мира. И если есть на свете Господь, то и он, наверняка, милиционер. Богу - богово, кесарю - кесарево, а милиционеру - пистолет. Поэтому если я надену погоны, то начну строить жизнь так, чтобы мучительно не было больно за бесцельно прожитые годы, месяцы и часы. То есть каждое время должно приносить мне деньги, славу и почет! И горе тем, кто не будет уважать и боятся милицию!
Абдулла-ака, 10 класс".

Это сочинение было показано ректору Полицеской Академии, и тот даже расплакался, когда прочитал. А потом вызвал к себе Абдуллу-ака и сказал ему:
- Ты прекрасно написал это сочинение. Я в награду возьму тебя в Академию. Но не совсем бесплатно. Наверное, ты знаешь, что без денег сюда не поступишь, и поэтому ты мне на руки дашь всего 50% от той стоимости, что на самом деле платят люди за место курсанта. Многие пишут в сочинениях, что хотят стать милиционером, потому что любят родину, хотят служить народу, защищать отчизну. Но это все - неправда. Потому что милиционер уже изначально не навидит родину, которая ему мало платит, граждан, из которых нужно высасывать себе на пропитание, законы, которые ограничивают их права и не дают наслаждаться жизнью. А отчизна. милиционеру все равно, кто стоит у власти - коммунисты, фашисты, исламисты, лишь бы те давали милиционерам грабить и убивать, при этом быть безнаказанным.

Из твоего сочинения, Абдулла, я понял, ты станешь самым лучшим милиционером, потому что ты - самый подлый, самый ничтожный, самый гадкий, самый низкий человек, можно сказать, нравственный урод. И может, когда-нибудь дорастешь до министра внутренних дел. И чем больше тебя станут презирать люди, тем знаменитее ты будешь, тем больше денег получишь и медалей заработаешь. Эта пофессия - для тебя и тебе подобных.

Так оно и произошло. Абдулла-ака стал милиционером и делает то, что писал в школьном сочинении. Посмотрите вокруг, если увидите, как какой-то милиционер выбивает деньги у иногороднего за отсутствие регистрации, или избивает старушек, умоляющих не трогать палисадники, или вымогает деньги у водителей, занимающихся частным извозом, или охраняет президента от народа, чтобы те боялись посмотреть в глаза своему мучителю, или не выпускает из страны журналистов, чтобы они не разболтали миру о произволах власти, или "крышует" проституткам, как главные сутенеры страны, то знайте, что это, возможно, и есть тот самый Абдулла-ака.

(12.01.2007. Примечание: вышеприведенное основано на реальных событиях, имевших место в Узбекистане)

ОК ЕГЭ 2022

😊

Слава, ты по какому тексту писал сочинение? По третьему, с фамилией автора. А в КИМе ещё два текста (задания 1 и 21)

Ксения Матвеева


Ксения Матвеева

Выбить головой окно, после того как отобрали бланки

Елизавета Павловская

Минара Сейфуллаева


Минара Сейфуллаева

👍

Слава, он написал сочинение по тексту в начале варианта(по нему нельзя писать , а он написал). Надо писать по тексту в конце варианта

Наташа Орлова

Кирилл Толмачёв

В аудитории был челик, который задал куратору интересный вопрос- "А мы ведь сегодня только тесты пишем, без сочинения?".

Владислав Лопатин


Владислав Лопатин

Ульви Гасымов


Ульви Гасымов

Елена Шутова-Сорокина


Елена Шутова-Сорокина

ОК ЕГЭ 2022

😂

Ульви, ох, ничего себе)) а если бы выполз паук, админушка сбежал бы с экзамена

Али Ибрагимов

Заболел живот, просидела два раза по 30 минут в медпункте. Одноклассник пронёс книжку какую-то и забыл её на столе, работу аннулировали но это было так давно

Вета Захарова


Вета Захарова

🤦‍♀

Сказали, что нужно дописывать сочинение до самого конца бланка и не оставлять никаких строчек. У меня оставалось 2 строчки клеточек, яспециально подозвала наблюдателя и спросила :а мне писать здесь или на следующем? На что мне ответили : на следующем
В итоге, под конец экзамена, мне говорят, что нужно было писать до конца первого бланка и хотели заставить написать просто разные буквы там

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.

2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).

3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).

4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.

5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.

2) Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу. 3) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

6) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снятА крАлась кровоточАщий закУпорила засЕлена

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

При невозможности УПЛАТЫ налога и пени налогоплательщик вправе рассчитывать на предоставление отсрочки или рассрочки.

Я огляделся, стоя посреди тесной каморки, стал обдумывать своё БЕДНОЕ положение.

Вся прежняя смелость исчезла, и я робела, как робеет ОБВИНЁННЫЙ в преступлении перед приговором суда.

Когда мы говорим с ним о работе, обычно я оказываюсь во всём виноват, так что это процесс не очень ПРОДУКТИВНЫЙ.

Но стук повторился – чёткий, РИТМИЧНЫЙ, и тут из темноты вдруг выплыло и прижалось к стеклу лицо Лины.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИДОБРЕЙШИЙ человек ВЫСЛУШАЯ замечания

о ДЕВЯНОСТА выпускниках

снял ТУФЛЮ несколько ВИШЕН

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Стоять на полу было нельзя, потому что холодный сквознячок дул из-под двери, коварно обходя уложенный на его пути валик из старого одеяла, и мог остудить мои ноги.

3) Жалея об упущенных возможностях, не будем всё же забывать о том, что индивидуальные характеристики, которые представлены в книге, дали материал для чрезвычайно важных выводов.

4) В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящему для того месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.

5) Для выколотки объёмных изделий мастера использовали не только молотки с различной формой бойков, но и специальный опорный инструмент, который выбирался в зависимости от формы обрабатываемого мастером изделия.

6) Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны как гарантировать безопасность моих клиентов, так и мою собственную безопасность.

7) Делая выбор, мы редко ощущаем необратимость свершившегося факта; мы принимаем множество решений, порой спотыкаемся, иногда сожалеем о чёмто – словом, живём дальше.

9) В этот день баба Шура, вопреки обыкновения, встретила меня молча – она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

1) притираться, убирать, расположение

2) безотлагательный, усмирить, соберу

3) прозорливый, комета, упомянуть

4) приращение, разжимать, блестящий

5) неприкасаемый, загоревший, перескочили

1) р..зослать, пр..контролировать, д..жевал

2) пр..высить, пр..способиться, пр..мыкающий

3) и..худавший, не..гораемый, ра..щедриться

4) пред..дущий, с..гранность, двух..гольчатый

5) об..ёмный, двух..якорный, меж..ярусный

1) фасол..нка, перешаг..вать

2) застенч..вый, добр..нький

3) отреш..нный, (он нелеп и) смеш..н

4) клеёнч..тый, досух..

5) пальт..цо, молодц..ватый

1) (они) дополн..т, (они) зате..т

2) (вы) вытерп..те, незыбл..мый

3) посе..нный, завис..щий

4) бор..мся, биоразлага..мый

5) колебл..щий, разве..вший

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЖЕЛАВШИЙ обидеть других, он всегда очень тщательно подбирал слова перед тем, как высказать критическое замечание.

Оля (НЕ)ДЫША, с замиранием сердца смотрела на величавый закат.

Гости, как ни странно, были ничуть (НЕ)СМУЩЕНЫ этим неловким разговором.

Это была, стоит отметить, в высшей степени (НЕ)ПРОСТАЯ для всех нас задача.

Отец объяснял внезапную ссору (НЕ)ЧЕМ иным, как вспыльчивостью моей матери.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Митька появился в какой-то странной кепке, сдвинутой (НА)БЕКРЕНЬ, но на плечи было небрежно наброшено всё ТО(ЖЕ) старое, сильно потёртое коричневое пальто.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ целой недели я занимался только тем, что с утра до позднего вечера гулял по лесу, наблюдая (ЗА)ТЕМ, как лес потихоньку из зелёного превращается в золотисто-багряный.

Мы почти каждый день ползали (ВО)КРУГ яблони дяди Гены и собирали опавшие яблоки, а завидев его, бежали оттуда (БЕЗ)ОГЛЯДКИ.

Пока я со своей собакой сидел на скамейке и смотрел куда-то (В)ДАЛЬ, ко мне подошла (БЕЛО)КУРАЯ девчушка и попросила разрешения погладить пса.

Кэти стояла и смотрела на меня (В)УПОР – было сразу ясно: она пришла, ЧТО(БЫ) поговорить о чём-то очень серьёзном.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Стари(1)ый замок XV–XVI веков был расположен высоко на горе, по обеим сторонам дороги, ведущей к нему, были зажже(2)ы факелы; внутре(3)ий двор, обнесё(4)ый колоннадой, был превращён в концертный зал под открытым небом: устрое(5)а небольшая сцена, на посыпа(6)ом то ли мелкой галькой, то ли песком земля(7)ом полу установле(8)ы стулья.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На территории старинной городской усадьбы росли берёзы и клёны и каштаны.

2) Вчера вечером дул сильный ветер и лил дождь.

3) Мы сидели около большого кирпичного камина и бабушка рассказывала нам сказки.

4) Лиля была актрисой не только театра но и кино а также вела несколько телепередач.

5) Ближайшие выходные мы проведём либо на озере либо в лесу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старички (1) сидевшие на веранде (2) принялись обсуждать последние события (3) значительно поджимая губы (4) и (5) обменявшись наконец оценками (6) стали пить чай.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

- Нет (1) живой. Без гимнастерки.

- А не фриц? Не к нам ли в тыл?

- Нет. А (2) может (3) это Тёркин?-

Кто-то(4) робко пошутил.

- Стой (5) ребята (6) не соваться (7)

Толку нет спускать понтон.

- Братцы (8) он! А. Твардовский

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пока я слушал долгий рассказ старика (1) уже стемнело (2) так что я попрощался и пошёл в свою комнату на втором этаже (3) из окна (4) которой (5) можно было выйти на крышу (6) чтобы в тишине любоваться звёздами.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я оставил денег, написал на листке телефон моего друга (1) который после обеда должен приехать вместе с сиделкой (2) и сказал (3) чтобы сестра больше ни о чём не переживала (4) что люблю её (5) и (6) что мы обязательно увидимся (7) когда я снова буду в Ереване.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым-престарым. (3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды видел Маяковского.

(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и тем же загадочным вопросом:

– Вы, кажется, родом из Козлова?

(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что-нибудь из Державина, выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря Северянина, погудеть Пастернаком. (15)Но Маяковского читал постоянно, с аппетитом – как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им занимался – разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии, толковал, комментировал.

(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу.

(По В.В. Радзишевскому*)

* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) – литературовед, литературный критик, журналист.

1) Несмотря на многочисленные шутки в свой адрес, В.Д. Дувакин не обижался, относился к этому снисходительно, с добродушием.

2) В.Д. Дувакин хорошо знал поэзию, но особенно любил и исследовал максимально тщательно, скрупулёзно творчество Маяковского, которого ему довелось даже дважды увидеть.

3) Виктора Дмитриевича студенты прозвали бесконечным потому, что тот не только сам знал наизусть почти всё творчество Маяковского, но и заставлял других выучивать длинные тексты.

4) Дувакина хотели отстранить от работы в университете, однако многие студенты поддержали своего преподавателя и были внутренне не согласны с решением учёного совета.

5) Когда автор и другие студенты оказались на курсе В.Д. Дувакина, тот подарил каждому из них по книге Маяковского со своими комментариями.

1) Предложение 12 поясняет, раскрывает содержание предложения 11.

2) В предложениях 18–20 представлено описание.

3) В предложениях 21–23 представлено описание.

4) В предложении 33 представлено рассуждение.

5) В предложения 43–44 представлено описание.

24. Из предложений 14–17 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

3) вопросно-ответная форма изложения

5) разговорная лексика

6) ряды однородных членов предложения

8) контекстные синонимы

9) вводные слова

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

2 поскольку потому что так как потому как по причине того что оттого что вследствие того что ввиду того что ведь в силу того что по причине того что благодаря тому что в результате того что ибо

7 выслушав выслушивая

14 вдаль белокурая белокурая вдаль

15 1346 любая другая последовательность этих цифр

17 123456 любая другая последовательность этих цифр

18 135678 любая другая последовательность этих цифр

19 1236 любая другая последовательность этих цифр

20 12347 любая другая последовательность этих цифр

21 234678 любая другая последовательность этих цифр

24 вдоль и поперек; вдоль и поперёк

Примерный круг проблем Позиция автора

1) Проблема роли наставника в жизни человека. (Кто может стать наставником в жизни человека? Какова роль наставника в жизни человека? Какими качествами должен обладать наставник?)

1) Роль наставника в жизни человека очень велика: настоящий наставник искренне любит своих подопечных, является для них примером для подражания, образцом порядочности, он способен не только передать знания, но и вдохновить. Очень часто наставником становится преподаватель, который искренне увлечён своим делом, с уважением относится к студентам, готов делиться своей страстью со студентами.

2) Проблема отношения студентов к преподавателю. (Какого преподавателя искренне любят студенты? Что способствует формированию уважения, искренней любви студентов к преподавателю?)

2) Студенты любят преподавателя, который увлечён своим делом, является профессионалом в своей области, любит и уважает своих студентов, готов вступиться за них даже тогда, когда это ставит под угрозу его преподавательскую карьеру, внутренне порядочен вне зависимости от требований системы, искренен и открыт.

3) Гораздо важнее сохранить чистой свою совесть, нежели согласиться с несправедливыми требованиями системы. Когда, с твоей точки зрения, несправедливо обвиняют в чём-то другого человека, важно уметь вступиться за него, чтобы остаться верным своим принципам.

4) Проблема проявления внутренней силы, силы духа. (Как проявляется внутренняя сила, сила духа?)

4) Внутренняя сила, или сила духа, – это способность оставаться верным себе и своим человеческим принципам. Сильный человек способен смело высказывать свою точку зрения, не боясь столкновения с системой, даже если последствия такого столкновения будут плачевными.

5) Проблема отношения к профессии. (Как человек, профессия которого является его страстью, относится к своему делу? Как такое дело влияет на человека?)

5) Человек, профессия которого становится делом его жизни и является его страстью, без устали, предельно вовлечённо трудится. И такой труд не только не лишает человека энтузиазма, но, напротив, даёт новые силы, вдохновляет день за днём.

Абдулла Алиш – великий татарский писатель, герой войны. Он творил в совершенно разных жанрах: стихотворном, прозаическом, драматическом. Большая часть произведений автора посвящена детям.

Абдулла Алиш – это писатель, наделенный разносторонним талантом. С одинаковой легкостью он мог творить в жанре повести, очерка, пьесы или поэзии. Но главной любовью всей его жизни были дети, именно для них он создал большинство своих произведений.

Алиш старался сделать жизнь своих маленьких читателей интереснее и добрее. Увидев ужасы войны воочию, писатель хотел научить подрастающее поколение ценить мирное небо и наслаждаться каждым мгновением детства.

Детство и юность

Писатель родился в татарской деревне Каюки 15 сентября 1908 года. Его отец был простым крестьянином, в свое время получившим неплохое по тем временам образование. Бари много читал, любил татарскую и восточную литературу, выписывал периодические издания. С огромным уважением относился к творчеству знаменитого соотечественника Габдуллы Тукая, время от времени и сам сочинял сказки. Алиш-старший должен был стать местным муллой, но в силу определенных обстоятельств не смог закончить обучение в медресе. Вместо этого мужчина отправился на службу в царскую армию, где после четырех лет службы денщиком практически превратился в инвалида.

Мама будущего литератора не только сочиняла сказки, но и умела их увлекательно рассказывать. Многие из своих произведений она посвятила любимому сыну Абдулле.

Абдулла Бариевич Алиш

В такой семье просто не мог не родиться талантливый ребенок. С пятилетнего возраста Алиш-младший увлекся миром книг, заставляя родителей перечитывать их снова и снова. Большинство из произведений он выучил наизусть.

Когда пришла пора отдавать мальчика в школу, отец выбрал для него хоть и дальнее, но очень престижное медресе. Любимым предметом мальчика, конечно же, стала литература. Он начал коллекционировать народные сказки, предания, песни и старинные пословицы. К сожалению, после Октябрьской революции медресе закрыли, и мальчик вернулся в родительский дом.

У Абдуллы была старшая сестра Закира, которая отучилась на педагога и стала работать в сиротском приюте соседнего села. После 1917 года под приют отдали помещичье имение, где разместили несколько десятков обездоленных детей. Алиш часто наведывался к сестре на работу, а вскоре и сам поступил в русскую школу этого села. Путь от дома до школы был не близким – ежедневно юному ученику приходилось проделывать трехкилометровый пеший путь.

Все детские годы Абдуллу окружала невероятной красоты природа, которую он воспевал в своих произведениях. Любил маленький сочинитель и традиционные татарские праздники, где собирались представители разных национальностей – татары, русские, чуваши. Всеобщее веселье нередко омрачали провокации религиозных фанатиков, но простые жители продолжали дружить, невзирая на национальную принадлежность.

Большое место в ранней биографии писателя было отведено труду. Помогая родителям по хозяйству, юноша особенно полюбил возиться с пчелами. Помимо этого, принимал участие в сенокосе, ночных пахотах. Отцу было жаль отпускать от себя такого помощника, но он прекрасно понимал – сын должен получить образование. Когда появилась возможность, Бари отвез мальчика в Спасск, где в те годы на территории педагогического техникума открылась школа.

Учился крестьянский сын хорошо, нареканий от педагогов не было. Помимо школьных занятий, посещал драмкружок, участвовал в концертах и любительских постановках. Зимой вместе с приятелями Абдулла бегал на замерзшую речку Бездна, где детвора каталась по люду на самодельных коньках. По вечерам начиналось самое интересное: все собирались возле кровати Алиша и слушали сказки его сочинения.

Абдулла Бариевич Алиш

Выйдя из стен интерната, молодой человек поначалу поступил в Спасский педагогический техникум, но на первом же курсе покинул учебное заведение и поступил в Казанский землеустроительный техникум.

Трудовая деятельность

Абдулла Бариевич Алиш

Со временем мастер пера полностью переключился на журналистскую работу. С 1932-го и вплоть до начала войны он сотрудничал с различными редакциями и публиковал собственные сочинения. В 1935 году талантливого литератора приняли в Союз писателей СССР.

Современники Алиша вспоминали о нем, как о невероятно увлекающемся человеке. Однажды он побывал в Феодосии, где впервые увидел полотна Айвазовского. Он был так восхищен творчеством живописца, что устроив личную жизнь, дал своему сыну имя Айваз.

Много времени Абдулла посвящал общению с подрастающим поколением. Он поддерживал пионерское движение Татарской республики, а в 1933-м основал первый молодежный литературный кружок на базе Казанского клуба пионеров.

В середине 1930-х по решению Татарского обкома партии писатель был командирован в Харьков, где открылся первый в стране Дворец пионеров. Впечатленный масштабом проекта, Алиш привез в Казань подробное описание этого дворца, а вскоре принял активное участие в создании подобного в Казани.

Главным делом жизни Абдуллы Бариевича стало воспитание смены молодых литераторов-журналистов. Он много работал с юными корреспондентами, помогал набираться опыта, давал дельные советы. Многие из его юных друзей в будущем стали известными людьми искусства: Махмуд Хусаин, Джавад Тарземанов, Самат Шакир, Лутфулла Фаттахов, Харис Якупов.

Абдулла Бариевич Алиш

Алиш писал для детей, и ему было важно мнение маленьких читателей. Каждый раз перед публикацией очередной книги автор читал ее своим юным поклонникам, прислушивался к их мнению.

Не переставая трудиться, Абдулла поступил в Казанский государственный педагогический институт. Окончить учебу писатель так и не успел: он был уже на четвертом курсе, когда вся страна содрогнулась от известия о начале войны.

Читайте также: