9 кругов ада сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность работы обусловлена не только всемирным интересом литературоведов к произведению, но и его проблематикой и оформлением. Изображённые в комедии пороки современного Данте общества находят отражение и в настоящее время, а особенности композиционного решения автора не могут не заинтересовать своей исключительностью.

Выявить принцип расселения грешников по кругам Ада и определить закономерность между преступлением и наказанием, заложенную в комедии.

Для достижения цели мне потребуется выполнить следующий ряд задач:

· Проанализировать каждый из кругов ада, рассмотрев наказания грешников с помощью принципа иерархии;

· Назвать основные критерии, которые определяют судьбу грешника в аду;

· Проследить особенности композиционного построения произведения;

· Рассмотреть труды критиков по вопросу классификации Ада Данте;

· Использовать исторические и теологические сведения как базис для анализа архитектоники Ада.

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

Архитектоника - это композиция художественного произведения, его построение. В основе архитектоники комедии лежат два принципа - соразмерность и вертикальность.

1.1. Соразмерность

2.2. Вертикальность

Принцип вертикальности выражен в расположении грехов: от менее тяжких к более тяжким по ниспадающей. Так, соотношение Ада и Рая также отражает вертикальную компоненту произведения. Свет, чистота, гармония - наверху, а грязь, хаос, раздор, соответственно, внизу.

«Ужели ты не помнишь изреченья

Из Этики, что пагубней всего

Три ненавистных небесам влеченья:

Тем не менее, Данте, распределяя грешников по кругам ада, во многом действует вольно, отходя от классификации пороков, предложенной античным автором. Например, гнев, который Аристотель считает не столь тяжким прегрешением, Данте относит к числу наиболее страшных и требующих жестокого порицания пороков.

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Третий круг ада - чревоугодие, невоздержание в еде. Обжор поливает холодный вечный дождь, под ногами - грязь (страж - Цербер, который пожирает грешников).

Стоит отметить, что стражи кругов безобразны и жестоки, их пыткам над грешниками нет конца. Таким образом, этическая и эстетическая составляющая в романе пересекаются:

«Шесть глаз точило слезы, и стекала

Из трех пастей кровавая слюна.

Oни все три терзали, как трепала,

Четвертый круг ада олицетворяет жадность и уготован для скупцов и расточителей. Души грешников толкают навстречу друг другу огромные камни, а когда линии сталкиваются, приходится начинать работу заново (страж - Плутос, греческий бог богатства). Два образа: скупец, который находится в плену своих богатств, и расточитель, который тратит деньги без меры.

Пятый круг - поле гневливых и унывающих (как и в четвёртом кругу, здесь изображены две грани одной сущности). Казнь - Широкое болото, в котором грешники беспрестанно дерутся (страж - Флегий).

Согласно задумке автора, самые страшные грехи, заслуживающие соразмерное им наказание – насилие, расточительство, ложь, предательство. Повествование об этих пороках начинается с шестого круга. Так, в восьмой и девятый круг помещены грешники, чьи пороки, согласно иерархии наказаний, являются наиболее тяжелыми и требующими мучительной кары [2].

Шестой круг предназначен для еретиков и злоучителей, которые мучаются в открытых горячих как печи могилах (стражи - мифические фурии).

Итак, первый пояс отведён грешникам, которые совершали насилие против ближних (воры, убийцы). Казнь – кипение в вечном огне. Поток реки мелеет по мере наказания грешников, но за жестокое насилие (в частности, насилие, совершаемое правителями) грешников ожидает полное погружение в кипящую воду. Второй – для тех, кто преступил через свою жизнь, совершив насилие над самим собой (моты, терзаемые адскими гончими, и самоубийцы). Такие грешники превращены в деревья, и после страшного суда, когда души других преступников оденутся в своё обличие, самоубийцы не смогут этого сделать, ведь они сняли с себя свои тела добровольно. Внешняя форма грешников будет висеть на ветках деревьев. Третий пояс уготован для богохульников, отвергших имя Бога, и людей с нетрадиционной ориентацией. Казнь для них – нескончаемые хождения по пустыни под огненным дождём.

Характерно, что страдания грешников соизмеримы с тяжестью их прижизненных грехов. Как уже было мною отмечено, казнь символична и олицетворяет греховную сущность человека, преступившего моральные принципы.

Интересна следующая закономерность: именно падший с небес ангел Люцифер, возгордившийся своим величием и предавший Бога, терзает Иуду, Кассия и Брута. Причина грехопадения каждого из них, в том числе Люцифера – зависть, ревность и гордость. Такая параллель между пороками грешников и их мучителей прослеживается в каждом круге ада.

Библиография:

1. Даниил Пивоваров. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. - СПб. : Владимир Даль, 2009.

2. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Изд.5-е. М., 2000.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия / А. Данте / [перевод М. Лозинского]. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1967.

4. Библия. Ветхий Завет: Книга пророка Иезекииля, 28: 12-15.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

В творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери, которого критики справедливо называли "колоссальной фигурой", "последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени", в полной мере отразилась его собственная сложная и противоречивая судьба. Сохранивший в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он вместе с тем нес миру свежее гуманистическое видение окружающей действительности. В этой борьбе между старым и новым у Данте брало верх новое, в чем и заключается величие поэта.

С ранних лет жизненный путь писателя определяли три направления, нередко связанные между собой: любовь к Беатриче, активное участие в политической борьбе и преданность поэтическому творчеству. Данте очень рано приобщился к политике, посвятив ей почти всю свою жизнь. Он был одним из ведущих деятелей партии белых гвельфов — партии городского дворянства. После их поражения, в 1302 году, Данте был изгнан из Флоренции и заочно приговорен к сожжению в случае самовольного возвращения. Всю оставшуюся жизнь он провел в постоянных скитаниях по Италии, находя убежище у своих однодумцев. В 1315 году поэт был вторично приговорен к казни. Однако даже в этой трудной ситуации Данте не сложил оружия, не потерял твердости духа. Наоборот, именно в годы изгнания он уверенно стал говорить от имени всего человечества, которое хотел видеть живущим в справедливом и счастливом мире, где будет покончено с бесправием, когда "одни правят, а другие страдают".

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, осознание единства итальянской нации — все это привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора Генриха VII, в котором видел миротворца, наследника Римской империи, способного возродить Италию.

В научных трактатах, созданных в изгнании: "Пир", "О народном красноречии", "О монархии", содержится немало новых, передовых мыслей. В "Пире" он призывает даже малообразованных людей из народа приобщиться к научным знаниям. Эта мысль усиливается еще больше в трактате "О народном красноречии", где автор утверждает право народного итальянского языка стать языком науки и литературы. Третье произведение — "О монархии", из-за своих прогрессивных настроений, было занесено в список книг, запрещенных Ватиканом. В этом трактате поэт выступает со смелым протестом против претензий церкви на политическую власть. Вместе с тем он выражает свою мечту о прекращении войн. Здесь автор защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей. Это произведение вызвало немало споров и возмущений: его обвиняли и в утопизме, и в возвращении к средневековью. И действительно, трактат, как и все творчество поэта и само его мировоззрение, довольно противоречив.

Данте тяжело переживал смерть Генриха VII, так как она означала крах всех его надежд. Однако и этот духовный кризис поэт сумел преодолеть, создав в изгнании свое самое гениальное произведение — "Божественную комедию". Цель создания которой сам поэт определил так: "Цель этого произведения — вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью". Образы поэмы глубоко символичны. Например, темный лес, в котором заблудился автор, отражает его внутренние колебания, и в то же время — анархию, которая царила в Италии. Скалистое ущелье — символ того места, где пребывает многострадальное человечество. Светлая, зеленеющая верхушка горы — царство справедливости, к которому стремится Данте. Но на пути к этой цели стоят три основные преграды: пантера — ложь и измена; лев — гордыня, жажда власти, насилие; волчица — эгоизм и собственничество. Преодолеть эти прейятствия людям помогают наука, искренняя любовь друг к другу в сочетании с божественной благодатью. В то же время поэма содержит в себе намеки на реальную действительность. Ад в произведении является огромной политической тюрьмой, в основном населенной врагами самого автора. Он не побоялся поместить туда и трех римских пап, которые, согласно церковным учениям, "безгрешны". Настоящий патриот и гражданин, Данте был беспощаден к тем, кто относился с безразличием к судьбе родины и предавал ее интересы. Для поэта не существует более страшного греха, чем измена монарха, который должен быть воплощением родины.

"Божественная комедия", как и все произведения Данте, наполнена духом борьбы, она одновременно является и политическим памфлетом и философским произведением, в котором затронуты общечеловеческие проблемы.

Политическая активность Данте Алигьери, его обеспокоенность судьбой родной страны, понимание перспектив развития общества сделали поэта видной политической фигурой. Его передовые устремления, несмотря на то что из-за них он был изгнан и приговорен к казни, продолжали жить в его душе и вдохновлять на новые и новые творения. Не имея возможности самому продолжать активную борьбу, Данте сражался словом, обращался к народу при помощи своих бессмертных произведений.

Имя Данте - это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление.

Данте - прежде всего поэт, автор "Новой жизни" и "Божественной комедии", "Пира" и "Стихотворений". Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании "Божественной комедии".

Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем "Божественная комедия" - это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.

Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между "маленькой" и "великой" Флоренцией. Для поэта "бездушный лик" природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом.

Зло, поднимающееся из глухих тайников души, - это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода - Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы.

По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.

"Божественная комедия" состоит из трех частей: "Ада", "Чистилища" и "Рая". Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. "Божественную комедию" он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах.

Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.

В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут - души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.

Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии - история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.

Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Дантё его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно.

Зато перед шестым кругом - огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, - еретики.

В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада - насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом - обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом - обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого).

Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи - более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей - Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.

Но все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из "темной чащи" недоверия и сомнений поможет гармоничность мира великого Данте, где властвует "любовь, которая водит солнце и другие звезды".

Ад что это

Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.

Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.

Ад

Ад по Данте

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.

Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

Страж уровня

На каждом уровне следит страж

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.

1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль

В преддверии в криках и стонах блуждают бесчисленные толпы душ, которых отвергли Рай и Чистилище, но и не принял Ад. За жизнь они не совершили никаких важных земных дел, за которые их можно осудить, не отличились ни благодетелью, ни грехом. Эти души страдают от того, что нигде в загробном мире им нет места. С ними бродят ангелы, которые во время восстания Люцифера не поддержали Бога и не приняли сторону падших, пытаясь придерживаться середины.

Харон

Страж Харон

Чтобы попасть в первый круг, мертвые души переправляются через реку Ахерон. Грешников на своей ладье перевозит древний старик Харон с горящим взглядом – страж первого круга.

Переплыв реку, грешники попадают в Лимб. Сюда отправляются добродетельные, но некрещеные души, атеисты, ученые и мыслители, невинные люди, жившие до прихода Христа, благодетели, исповедующие другие религии, младенцы, умершие без обряда крещения. Мертвые здесь не несут жестоких наказаний, но бесконечно пребывают в безвольной скорби и печали. Здесь же находились ветхозаветные праведники, которых потом вывел в Рай Иисус.

2 круг ада: похоть, пытка ураганом

У входа во второй круг души мертвых встречает страж Минос – при жизни критский справедливый царь-судья. После смерти он был обращен в беса и отправлен в ад допрашивать и судить, распределяя грешников по девяти кругам. Оскалившись, он выслушивает каждую прибывшую душу и устанавливает наказание, обвивая свой длинный хвост вокруг нее столько раз, на сколько кругов ей предстоит спуститься.

Минос

Страж Минос

Во второй круг попадают люди, которые при жизни неудержимо предавались плотским наслаждениям и вожделению. Здесь страдают мужчины и женщины, прожившие жизнь в разврате, прелюбодействе, похоть и влечение для которых были превыше морали и добродетели. Толпы душ бесконечно терзаются ураганным ветром. Они крутятся, вьются в холодной буре, с криками и стонами бьются о скалы, на которых восседает Минос.

3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем

В третьем круге страдают осужденные за обжорство, жадность к пище. Хранитель обители чревоугодников – злобный, трехголовый пес Цербер с человеческими когтистыми руками. Его косматая борода измазана черным жиром, три пасти рвут, грызут и терзают мертвых.

Цербер

Страж Цербер

Здесь стеной льет вечный ледяной дождь, смешанный с градом, снегом и гноем. Грешники нескончаемыми грядами лежат и ворочаются в гниющей топи. Всюду разносится вой и стенания, души пытаются прикрыть спины и лица от дождя, утопая в грязи. В вечном гниении они потеряли свой облик, ослепли, превратились в тени, смешанные с грязью и дождем. Громадный бес–страж не замолкая лает на осужденных, которые мечтают оглохнуть.

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.

Плутос

Страж Плутос

На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте

В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.

Стигийское болото

Пятый круг ада

В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.

9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

Город Дита

Стены города Дита

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.

Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания

Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.

Минотавр

Страж Минотавр

По первому поясу течет кровавый, кипящий поток Флегетон. В нем варятся заживо тираны, деспоты, завоеватели и люди, совершившие насилие над ближним или его достоянием. Вдоль берегов носятся толпы кентавров, которые пускают стрелы в тех, кто выныривает из потока.

Во второй пояс отправляются души, совершившие насилие над собой или своим достоянием – самоубийцы, азартные игроки, моты и расточители. Души самоубийц после суда Миноса семенами падают в седьмой круг и прорастают там, превращаясь в деревья. Лес самоубийц терзают гарпии – птицы с когтистыми лапами и женскими лицами. Они рвут листья деревьев, ломают ветви. Из трещин и обломов сочится кровь, деревья стонут от боли. Нагие души игроков и расточителей гоняют по лесу и разрывают на куски стаи черных псов.

Третий пояс – выжженная пустыня, в которой мучаются души, совершившие насилие над божественным. Под огненным дождем в песках лежат навзничь богохульники, сидят съежившись ростовщики, снуют содомиты и нарушители естественного порядка.

Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов

Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Герион

Страж Герион

Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков. Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.

  1. В первой круговой впадине наказываются соблазнители и сводники. Грешники бегут двумя встречными рядами, подгоняемые плетками бесов. В одном потоке двигаются обольстители, обманом соблазнявшие женщин для себя, в другом – сводники, которые обольщали и продавали женщин другим.
  2. Второй ров наполнен зловонным калом. В нем увязли льстецы, которые, хрюкая, скребутся и хлещут себя ладонями.
  3. В третью впадину отправляются святокупцы – духовные сановники, которые продавали или покупали священные чины и должности. В каменном дне рва высечены круглые ямы, в которых вверх ногами заключены грешники, а их стопы обжигаются пламенем.
  4. По четвертому рву неспешной процессией бредут, лишенные голоса, прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, предсказатели. Их головы усажены на тела задом на перед, так, что взоры, пытавшиеся заглянуть слишком далеко, теперь устремлены на пятки, а по спинам стекают молчаливые слезы.
  5. Пятый ров наполнен кипящей смолой, в которой несут наказание мздоимцы – взяточники. Впадину стерегут черные бесы с баграми и крюками, следящие, чтобы грешники не выныривали из смолы.
  6. В круге пятой впадины бредут лицемеры в тяжелых, свинцовых мантиях, покрытых сверху позолотой. Там же к каменному дну пригвожден Каифа и все фарисеи, которые участвовали в казни Христа. Все грешники в своих неподъемных одеждах проходят по их телам.
  7. Седьмой ров наполнен клубками змей, которые обвивают, душат и жалят виновных за воровство. От укусов змей души воров истлевают в пепел, из которого снова восстают, либо сами превращаются в змееподобных чудовищ, сливаясь телами с другими грешниками.
  8. В восьмом рве наказываются лживые, лукавые советчики. Каждый грешник заключен внутри пламени, в котором вечно горит.
  9. В девятую впадину попадают зачинщики вражды. Они бредут окровавленные и изувеченные по кругу. Черный демон ножами рассекает и рубит их тела, не пропуская ни одного грешника. Пройдя круг, их раны заживают, пока демон опять не изувечит их.
  10. В последнем кольце восьмого круга лжецов от болезней мучаются поддельщики. Люди, выдававшие себя за других обессилены и страдают зудом, раздирая кожу и плоть, фальшивомонетчики раздуваются от водянки, клеветники страдают от лихорадки и мигреней.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота

9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.

На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.

Ледяное озеро ада

Озеро Коцит

Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники. Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.

  1. Пояс Каина – души предателей и убийц родственников.
  2. Пояс Антерона – изменники родины, предатели единомышленников.
  3. Пояс Толомея – предатели и убийцы друзей, близких, разделивших с ними трапезу.
  4. Пояс Иуды – души, предавшие своих покровителей и заступников.

Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.

Читайте также: