5 класс сочинение по картине толстого цветы фрукты птица урок

Обновлено: 07.07.2024

На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада. Можно заметить, что один цветок выбивается из общей композиции. Он имеет яркий насыщенный золотистый цвет с красными вкраплениями в серединке бутона. Именно этот цветок делает образ натюрморта завершенным. Также внимание зрителя невольно привлекает вода в вазе: прозрачная и чистая. Она как – будто отражает солнечный свет и делает картину более легкой и теплой.

Не уводя внимания от букета, на столе находятся фрукты и ягоды. Среди них нет диковинных плодов. Обычные яблоки и виноград становятся необыкновенными под кистью живописца! В центре полотна виднеется кисть красной смородины, ее побег немного свисает с поверхности. Усики винограда продолжают тянуться вверх, Они напоминают роспись художника на холсте.

Птица, бабочки, цветы, фрукты – художник смог увидеть и показать единство между ними. Картина наполнена невероятной гармонией, красотой и жизнью.

Вариант 2

Светлая, повышающая настроение картина. В розовато – бежевом фоне художник Толстой поместил множество живых и не живых объектов. Световой поток падает слева, затемняя правую сторону картины.

В центральной части выполнено изображение прозрачной вазы. Она состоит из стекла. В ней отражаются стебли нежных белых колокольчиков и нежно-розовых лилий.

Слева расположены сочные с красными бочками яблоки. Одно из них отрезано и лежит одна половина. Возле второго круглого плода присела, проснувшаяся муха. Перед прозрачным сосудом лежит спелая смородина. Есть белые и красные ягодки на веточках.

На правую виноградную ветку опустилась шустрая птичка с хохолком голубого цвета. Хвост чёрным концом поднят вверх. Остренький носик устремился, чтобы клюнуть созревший плод. Лапки твёрдо вцепились в лозу винограда. Сочные, овальные ягодки соединились в крупную гроздь. Отломана целая ветка, на ней развиваются цепкие усики. Можно подумать, что это роспись главного автора произведения. Листья зелёные, крупные ещё не завяли.

В левом и правом верхних углах картины пролетают маленькие бабочки, навевающие ощущение движения и смену действий каждую секунду.

Я словно стою рядом и вдыхаю аромат нежных прекрасных цветов. Наслаждаюсь ароматными плодами. Изучаю всё разнообразие различных расцветок, вкусов и запахов. Их нам подарила щедрая природа и раскрасила нашу жизнь живыми объектами – райскими птицами и порхающими, словно распускающими цветами – бабочками.

В моей душе наступает покой, и благодатная радость чудесных даров нашей доброй матери природы. При просмотре сюжета время останавливается и наступает момент восхищения и гордости за свой родной край и его бесчисленные богатства. Мы должны их ценить и преумножать!

Художник хочет поделиться с нами своей любовью к прекрасному творческому искусству. И показать, что даже простые предметы на столе – элементы искусства. Познакомить с жанром художественных произведений – натюрмортом. Ему дороги все дары нашей земли, и он хочет нас научить наслаждаться и передавать форму и многообразие ярких цветов нашей планеты.

Сочинение-описание картины

В данной работе, изображён стеклянный сосуд с цветами, насекомые, птицы и фрукты. Сама ваза стоит на столе, в силу ярких красок, можно понять что стол, освещается солнечными лучами. В данной картине, чувствуется, прекрасное весеннее настроение.

Благодаря яблокам, винограду и цветам, картина несёт в себе насыщенность красок и ощущение весеннего настроения. Птицы и насекомые, на картине, дают своеобразное оживление и радость. Судя по количеству собравшихся вокруг фруктов птиц и насекомых, можно понять, что фрукты собраны недавно.

По присутствию птицы, сидящей на виноградной грозди, можно понять что стол, находиться на открытом воздухе. Солнце, освещает полностью все предметы стоящее на столе, даже две ветви спелой смородины, которые свисая, находятся на краю стола.

Изображение мелких насекомых, ползающих на яблоках, максимально оживляют данный натюрморт. Ваза, эпохи конца 19 века, содержит в себе чистейшую воду, это говорит о том, что ваза и сама картина пришли к нам с прошлого века.

Собранные цветы в вазе, создают хорошее настроение. Полёт порхающей бабочки, вокруг стола, говорит о летнем времени года. Остальные насекомые, так же как и бабочка, находиться вблизи вазы и фруктов, именно это говорит о том, что на улице тепло и солнечно.

Если говорить в общем, о данной работе, то она, несёт в себе игру красок цветов. Светло оранжевый фон стола, приятно сочетается с яркими красками цветов фруктов и ягод. Благодаря цветам, картина принимает выразительность. Название картины, говорит обо всём живом в природе.

О том, как автор выражал свою любовь к природе, его восхищение от солнечного света, падающего на эту замечательную картину. Все его произведения, несут в себе, положительные эмоции и улучшают настроение всем ценителям прекрасного.

Описание 4

Картина представляет собой красочный натюрморт. Притягивает внимание целостностью, гармонией в компоновке и умело подобранной цветовой палитрой. При знакомстве с работой, чувствуется индивидуальный стиль мастера. Это выражается не только в интересной детализации объектов, но и в манере наложения красок на холст. Автор нарочно сделал фон бледно-персиковым в теплых тонах, так как за счет этого вся композиция становится выразительной, колоритной, глубокой, наполняется теплым светом и окунает зрителя в живописную природу.

Центральным элементом является стеклянная ваза грушевидной формы, в которую поставлены только что сорванные, благоухающие, полевые цветы. Их цветовая гамма приятна глазу, здесь можно увидеть и нежно-розовые венчики, и серебристо-белые, а немного пониже, у самого горлышка сосуда, виднеется ярко-оранжевые. Стебли изящные и аккуратные, а лепестки настолько совершенные, что кажется будто через холст пробивается аромат летней свежести. Вокруг вазы расположились сочные наливные яблоки, которые уравновешивают композицию и делают натюрморт более богатым и насыщенным. На заднем плане лежит гроздь спелого винограда с тонкими, вьющимися почти незаметными усиками. А его широкие и крупные ярко-зеленые листья заботливо склонились над ним. На переднем плане можно заметить чуть спадающую, отличающуюся своей утонченностью, красную и белую смородину.

Художник не обошелся и без фауны, которую он исполнил во всем своем великолепии. На виноградной лозе сидит любознательная маленькая птичка с голубоватым оперением, склонившаяся над ароматным и аппетитным яблоком. Миниатюрная красавица придает живость картине. Вокруг такого обилия красок и запахов порхают две бабочки, прилетевшие на чудный аромат цветов. Если внимательно присмотреться, то на одном из яблок можно заметить крошечное насекомое, которое уже хочет попробовать сладкую мякоть фруктов.

Особое внимание следует обратить на детали данного полотна. Маленькие капельки воды на столе, словно утренние росинки, олицетворяющие свежесть и первозданную красоту. Подробно расписаны тычинки и пестики цветка, прожилки на лепестках, сердцевина яблока, игра бликов и колоритное сочетание. Всё это наполняет и обогащает изображение.

Несмотря на то, что произведение состоит из несложных элементов, оно завораживает и очаровывает. Своей работой художник хочет донести, что красота в простых вещах, а богатство природы разнообразно, удивительно и волшебно.

Описание настроения картины Толстой - Цветы, фрукты, птица

Популярные сегодня темы

Николай Михайлович Ромадин один из самых ярких и запоминающихся художников СССР. Его работы были отмечены многими наградами. Одна из таких наград, это премия Сталина.

Пластов Аркадий Александрович – великий советский художник. Родился в небольшом селе Прислониха, Ульяновской области. Учился художественному ремеслу в Москве

Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди

Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.

2) изобразительное искусство: научить определять жанры изобразительного искусства; вызвать интерес к изучению истории русского натюрморта 19 века; показать отличие картины от иллюстрации; воспитывать любовь и уважение к произведениям изобразительного искусства.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Слово учителя изо:

Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена путем фотографии, клише, то ее называют репродукцией. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, является иллюстрацией. Таким образом, картина пишется на основе жизненных впечатлений, исторических событий, с натуры. Иллюстрация же создается к какому-либо литературному произведению.

Слово учителя русского языка:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Давайте заглянем , подключив наше воображение, в одну из комнат дворянской усадьбы, насладимся красотой только что сорванных цветов, фруктов, ягод и, конечно, начнем описывать все увиденное, используя богатство русского языка и те чувства, которые вас охватят на этом уроке.

3. Работа с биографией Ф.П. Толстого

1. Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

3. Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.

4. Работа с искусствоведческим текстом.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать красоту красок окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии .

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Рассмотрим картину детально. Что изображено на ней? Опишите предметы. Как художник расположил их?

Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре, группе.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.

1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.

3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):

- Какая картина? (Как называется?)

- Кто автор? Какие картины написал?

- Что изображено? (Кто изображен?)

- Что изображено в центре? На переднем плане?

- Какие детали важно отметить?

- Каков колорит? Основные цвета?

- Каков фон картины?

- Какова цветовая гамма?

- Какое настроение вызывает картина?

- Какие чувства вызывает?

- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)

5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.

6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).

- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?

Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!

- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?

Правильно, жанр картины – натюрморт!

- Какие предметы изобразил художник?

- Как показана прозрачность воды в вазе?

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?

- Как художник изобразил птицу? Какая она?

- Что еще на картине привлекает внимание?

- Какой фон выбрал художник? Почему?

Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…

В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):

7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).

Ответы групп.

Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.

8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)

Ф.П. Толстой и его картины.

Основная часть

Композиция натюрморта:

1. Цветы в стеклянной вазе.

2. Фрукты: яблоки, виноград.

Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?

9. Вопросы классу.

- Какой пункт плана вызывает затруднения?

- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?

- Чему учит художник?

- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?

10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.

Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

5 класс - русский язык

Цель урока: Учить описанию картины (натюрморта); формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, расширить словарный запас обучающихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданием.

- Подготовка к уроку

- Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать картину.

- Запись в тетрадях:

Слово учителя : Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

Слайд: Портрет художника

Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. Прожил долгую жизнь. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

Федор Петрович Толстой, известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

Слайды: Картины художника

Словарная работа. Натюрморт.

- Что изображено на картинах? ( Различные предметы: цветы, ягоды, вазы, птички ).

Попробуйте закончить стихотворение.

- Правильно. Картина, на которой изображаются различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.) называется натюрморт.

Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Слайд: Натюрморт. Запись определения в тетрадь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

В этой картине заключена удивительная тайна. Её могут открыть только внимательные зрители .

- О чём же эта картина? Ответы учащихся . О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе и составляют этот живой мир.

5. Составление плана

1. Что перед нами за картина? Кто автор?

2. Что вы видите на картине?

3. Назовите жанр картины

4. Опишите цветы в стеклянной вазе.

5. Особенности фруктов:: яблок, винограда.

6. Опишите птицу.

7. Чем привлекают внимание бабочки?

8. Какое впечатление от картины? Чем понравилась?

Мысли и чувства, которые вызывает

натюрморт. В чем его загадка

Работа с картиной

- Какие главные предметы изображены на картине? Цветы, фрукты, птица

- Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья . Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет .)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины . Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки. )

- Что изобразил художник на картине слева ?

( Два спелых краснобоких яблока . От третьего осталась половинка . На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко . За ним – большая кисть спелого винограда . Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением . Она наклонила свою голубую головку к яблоку , и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху , которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

( Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Для чего мы оставили свободное место? ( Вступление, заключение)

- Работа в парах по карточкам : составить предложения из данных слов для вступления:

Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. Прокомментировать тире.

Картина рассказывает нам о красоте живого мира.

- О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Свое мнение о картине)

Я буду называть 2 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее к этой картине.

Какая это картина?

Радостная , унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная , скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)

Тревожная, спокойная ? (полная гармония цветов и животных)

Загадочная , обычная?

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой тип текса используем? (Описание)

- Какое – деловое или художественное? (Художественное. Картина - произведение искусства.)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? ( Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)

- Какова же будет главная мысль нашего описания? ( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:

Профессионального чтения…

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);

б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.

– Пробовали вы это делать раньше? (Да) –

Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?

– Да, мы будем описывать картину.

4. Операционно-содержательный этап.

– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?

– Попробуйте закончить стихотворение.

– Молодцы! А что же такое натюрморт?

Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)

– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

– Какие предметы изобразил художник?

– Что поместил художник в центре своей картины?

– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

– Что изобразил художник на картине слева?

– Что мы видим справа от вазы?

– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

– Нравится ли вам эта картина? Почему?

8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)

– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)

Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,

Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов

Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.

Оцените себя по итогам выполненной работы.

– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?

– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Художник: живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)

– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.

– С чего же начнём сочинение?

– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)

Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)

Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)

– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.

2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).

3. Настроение картины.

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)

10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.

11. Рефлексивно-итоговый этап.

– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.

Итоги урока. (по выбору учащихся)

А) закончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)

Читайте также: