2 класс сочинение с однокоренными словами

Обновлено: 02.07.2024

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот, котёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб, дубок.
    • С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
    • С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
    • С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
    • С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб—грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
    • лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
    • Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
    • Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
      плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.

    Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

    Как найти корень в слове?

    1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
    2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

    Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

    Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

    • снег — снега — снеговик
    • мороз — морозы — морозить
    • ложка — ложечка
    • рукавчик — рукава
    • гриб — грибок
    • рыбка — рыба
    • куст — кусты
    • холод — холода
    • дождь — дожди
    • шубка — шуба
    • берёзка — береза
    • травка — трава.

    Зимой зимняя дорога становилась теплой из-за того что грело ясное солнце и казалось как-будто наступит весна.Я помню как весной мы играли с ребятами в футбол и яркое пекло грело так сильно что все дети разбежались по домам и мечтали о зимней стужи,а сейчас всё изменилось, теперь все мечтают чтобы поскорее прибыла весенняя пора и все почки распускались и прыгать по лужам.Зима это совсем не плохое время но когда каждый день мороз так хочется хоть немного тепла но зимой можно кататься на санках,лыжах ,играть в снежки строить с ребятами ледянные замки всё-таки каждое время года по своему хорошо!

    1) в переносном . Ну может быть это как родиться в рубашке. Только счастливчик значит. Удачливый человек. 2)Думаю тоже переносное. Мб это имеется ввиду пушинки снега . как сказать точнее. Ну когда звезды падают это же красиво) 3) А тут хм.. будет в прямом, если учитывать сцену. Он на сцене звезда . Ну мы же говорим Сергей Зверев звезда и т.д Хотя мб и в переносном. 4) Ну здесь просто Орден. Название Ордена. Вот и все. 5) В прямом. На небе видны звезды. 6) Переносное. Верить в совю мечту. Желаниям верить. 7) В прямом поздно ночью светят звезды. Это признак ночи)8)Переносное.Счастье мое ушло и мечта рухнула. 1)-7, 5 2) 3. 3) 1, 8
    4) хз
    Звезда - имеет огромное значение. Как и прямое так и переносное
    Звезда моя желанная приди ко мне скорей.

    с причастным оборотом:
    1) К тому же молодежь у нас бойкая, способная перевернуть весь ваш
    Старый Свет.
    2) Вы видите кровь леди Элеоноры Кентервиль, убиенной на этом самом
    месте в тысяча пятьсот семьдесят пятом году супругом своим сэром Симоном де Кентервиль.
    3) Она потом утопилась в пруду, знаменитом своими карпами, в конце Королевской аллеи.
    4) Наконец он добрался до поворота, откуда начинался коридор, ведущий в комнату злосчастного Вашингтона.
    5) Прямо перед ним стоял страшный призрак, недвижный, точно изваяние, чудовищный, словно бред безумца.
    с деепричатным оборотом:
    1) Вы, американцы, еще так близки к природе! - отозвался лорд Кентервиль, видимо, не совсем уразумев последнее замечание мистера Отиса.
    2)Многие американки, покидая родину, принимают вид хронических больных, считая это одним из признаков европейской утонченности, но миссис Отис этим не грешила.
    3) Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепетывали по мшистым кочкам.
    4) Они вошли вслед за нею в дом и, миновав настоящий тюдоровский холл, очутились в библиотеке.
    5)Они сняли плащи и шали и, усевшись за стол, принялись, пока миссис Амни разливала чай, разглядывать комнату.

    Напрасно тревож_ш_ся,почтальон разнос_т телеграммы,ребята готов_тся к спектаклю,мы получа_м удовольствие от чтения,зна_те програ

    Заполни пустые клетки синонимами состоящими из такого же количества букв: шум жара мороз пурга прочный просить небольшой баловат

    Составьте и запишите предложения из слов поставив их в нужную форму. Определи склонение и падеж имен существительных. 1.мой, бра

    Вставьте окончания пожалуйста!Купленн. ПК был. с жидкокристаллическим монитором.Введен. в строй цифров. АТС.

    1) Косогор, который густо зарос клёном, . . 2) Ромашки, которые улыбаются солнцу, . . 3) Луга, которые пестреют июльским раз


    Каждый день в своей речи мы используем тысячи слов, и самое интересное — у многих из них есть сходства в произношении, написании, по смыслу. Разберемся в теме корней и узнаем больше об однокоренных словах.

    О чем эта статья:

    2 класс, 3 класс, 5 класс

    Что такое однокоренные слова в русском языке

    Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

    Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

    Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

    Морфемный состав

    Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

    Как образуются однокоренные слова

    Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

    Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

    Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

    Какие слова не являются однокоренными

    Слова с омонимичными корнями

    В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

    Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

    Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

    Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

    Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

    В каждом ряду мы видим родственные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

    Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

    Любовь — любитель, любимый, любить.

    Бурить — бурильщик, буровая, бур.

    Буря — бурный, буревестник.

    Формы одного слова

    Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

    Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

    Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

    суффикс прошедшего времени глагола -л-;

    суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

    суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

    Примеры форм одного и того же слова:

    Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

    Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

    Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

    Зачем подбирать однокоренные слова

    Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    СШ.№43 Целиноградского района

    hello_html_m6d134bf1.jpg

    Урок русского языка во 2 классе

    подготовлен и проведен для декады

    учителей начальных классов

    Мофа Н.Л.

    а.Р.Кошкарбаева 11.01.13г.

    Урок русского языка во 2 классе.

    Тема: Однокоренные слова.

    1.Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.

    2.Учить подбирать родственные (однокоренные )слова ,выделять корень слова в однокоренных словах .

    3.Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова . Познакомить с понятием чередование.

    4.Развивать память ,внимание, умение работать в парах.

    5.Воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой.

    Тип урока. Урок усвоения навыков и умений.

    Обобщения и закрепления знаний.

    Вид урока. Нетрадиционный урок (урок-путешествие).

    Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок!

    -Ну-ка проверь ,дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ли на месте

    Все ли в порядке

    Ручка книжки и тетрадки?

    Все ли правильно сидят?

    Все внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    III. Чистописание.

    На момент чистописания

    Я приготовила вам задание

    Вы с закрытыми глазами

    Угадаете буквы сами.

    Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

    Итак, это буквы Д,В.

    - Какие звуки они обозначают?

    Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.

    -Какие элементы мы используем при написании этих букв?

    - Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

    - Запишите строчку слогов, где буква В будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

    Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.

    Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]

    Сначала один росток пустило ( ВОЗЧИК), потом второй ( ВОЗИТЬ), третий (ЗАВОЗ)…

    ( ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

    Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ

    И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

    IV . Словарная работа.

    Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны. Где надо искать значение непонятных слов? [Ответ: в толковом словаре]

    (детям заранее произвольно роздано толкование слов)

    ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях

    ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-нибудь, при помощи каких-нибудь средств передвижения.

    ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению

    ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь

    ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь

    ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей

    Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.

    Давайте вспомним, что же такое корень

    Родственные слова имеют общую часть корень.

    Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.

    Родственные слова иначе называют однокоренными.)

    Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.

    ФИЗМИНУТКА

    (Выполнение действий по тексту)

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    И за парты все уселись

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем

    И работать продолжаем.

    V . Тема урока

    Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?

    Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

    - Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами

    - Работник, занимающийся уходом за садом;

    - Специалист, разводящий сад;

    - Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;

    - Выкопав растение, посадить его в другое место;

    - Небольшой садик, цветник перед домом;

    - Цветок растущий в саду;

    - Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;

    - Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;

    ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)

    Задание на карточке:

    1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого.

    Пока вы писали на ваши парты опустились листочки которые унес ветер. Догадайтесь с какого они дерева.

    Дети выходят к доске и прикрепляют листочки-слова.)

    Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.

    Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

    Давайте послушаем, о чём они говорят.

    - Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

    - Я ваша тётя – Гусеница.

    Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

    Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)

    Задание на карточке:

    2. Зачеркните лишнее слово.

    Выделите корень в однокоренных словах.

    4) ЧЕРЕДОВАНИЕ

    Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.

    Петя дёрнул за ухо Андрюху.

    Тот как крикнет:

    - Не тронь моё ухо!

    А Лариска с проказником Борей

    Потянули за ухо другое!

    Стал Андрюшка ужасно не в духе:

    - Что сказал я. – Не тронь мои ухи!

    Засмеялись Лариса с Танюшей:

    - Говорить надо правильно – УШИ!

    Прояви здесь, Андрейка, вниманье!

    Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!

    Корни с чередованием(Изображения детей)

    Корни с чередованием)

    ( -лет- -лёт-: летит, самолёт)

    (-бег- -беж-: бегут, бежит)

    (-снег- -снеж-: снег, снежинка)

    ФИЗМИНУТКА

    -Замри по три--- все про корень расскажи.

    -замри по четыре--- что такое окончание ?

    Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или.

    -снеж-, хлопните в ладоши.

    Проплясали по снегам

    Снежные метели.

    Снегири снеговикам

    У заснеженной реки,

    В снежном переулке

    Звонко носятся снежки,

    Режут лёд снегурки.

    А в завьюженных лесах –

    Снежные палаты.

    На сверкающих кустах –

    Снежные халаты.

    Скрипнут лыжи на бегу

    В белом Снегограде,

    Впишут синюю строку

    В снежные тетради.

    6) Работа в группах

    Задание на карточке:

    Подберите и запишите однокоренные слова .

    Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -вода-, на другом – мороз.

    Время пошло.

    7) Проверка задания. Рефлексия (Сигнальные карточки)

    Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно – зелёная карточка, если не правильно – красная, с жёлтой молнией.

    V . Итог урока

    Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?

    ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными

    Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.

    Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами – вы присядете.

    Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)

    Лес – лесник, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол, стул - кресло.

    Учитель.Молодцы!.

    VI . Домашнее задание Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

    Задачи урока

    • учить подбирать родственные слова, обязательно используя сходство и значения, и звучания;
    • тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.

    Ключевые понятия

    • корень слова
    • родственные слова
    • однокоренные слова
    • орфограмма
    • совершенствование графического навыка
    • словарные слова

    Актуализация знаний

    Русский язык. 2 класс. Часть 1

    Как разобрать задание на уроке?

      Разделите класс на три группы.


    Возможные ошибки:

    Вместо однокоренных слов дети называют их формы (учитель обращает внимание учеников на то, что формы слова называют один и тот же предмет). В записи появляются орфографические ошибки (если ошибки допущены на изученные правила, учитель просит ребят самостоятельно найти их, назвать правило и подобрать проверочное слово).

    Актуализация знаний. Отрабатываем алгоритм выделения корня

    В упражнении 2 даны слова, в которых нужно выделить корни.

    Задайте классу вопрос: Что необходимо сделать, чтобы выделить корень в слове?

    Работу проводите фронтально, устно. Запишите слово на доске. Ученики пусть подбирают родственные, учитель записывает их в столбик под словом. Ученики называют корень слова, учитель его выделяет.

    Дополнительные вопросы: Что общего у слов каждой группы? Чем первое слово упражнения отличается от всех остальных? (Слово лесной — имя прилагательное, остальные слова — имена существительные).


    Закрепление изученного. Применение двух условий подбора родственных слов и различение однокоренных слов и форм слова

    В упражнении 3 ребятам предлагается выписать родственные слова с корнями -гор-, -нос-, -ран-.

    Важно, чтобы ученики заметили в каждой группе слов лишнее: горе, горевать (нет сходства в значении), носилки (нет сходства в значении), ранний (нет сходства в значении). Первая группа слов записывается фронтально, две оставшиеся — самостоятельно (при этом у доски работают два ученика) с последующей проверкой. Дополнительно ученики устно подбирают ещё несколько однокоренных слов к каждой группе; называют группу, в которой есть имя существительное, имя прилагательное и глагол.


    Закрепление изученного. Подбираем родственные слова к заданным

    Упражнение 4 направлено на отработку умения подбирать родственные слова к заданным. Помимо развития основного навыка задание способствует обогащению словарного запаса учеников.

    Форма проведения (в зависимости от подготовленности класса) — фронтально или дифференцированно (для сильных учеников).

    Дополнительно можно спросить, что общего у всех предложенных слов. Это имена прилагательные, все эти слова отвечают на вопрос какой?

    Закрепление изученного. Поиск слов с заданным корнем в тексте

    В задании 5 находим слова с заданным корнем.

    Напомните детям, что выписывать формы одного и того же слова не нужно. Дифференцированная работа. Сильным ученикам предлагается выписать слова с корнем -лист-, средним — с корнем -букет-, медлительным — с корнем -клен-. Три ученика выполняют работу на доске. По окончании работы записи в тетрадях сверяются с записями на доске.



    Читайте также: