1 особенности предвыборной агитации с помощью социальных сетей и мессенджеров сочинение

Обновлено: 19.05.2024

В начале 2021 года блогеры и СМИ хайпили о полном запрете политической агитации в социальных сетях — были приняты изменения в законодательство о выборах.

Может ли обычный человек на своей странице писать о кандидатах, о выборах? А паблики? И что с репостами?

Право участвовать в предвыборной агитации относится к избирательным правам граждан.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума —

это предусмотрено статьей 48 Закона № 67-ФЗ

Центризбирком немногословен в своих разъяснениях относительно предвыборной агитации в социальных сетях, официальных мнений удалось найти лишь несколько: вот , вот и вот .

Если их резюмировать, то ЦИК относится к социальным сетям как к площадкам распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Это некая иная форма агитации. Иная — в сравнении с традиционными теле, радио, печатными СМИ и сетевыми изданиями.

Считаю такой подход обоснованным, потому что Закон № 20-ФЗ и Закон № 67-ФЗ не содержат специальных требований к агитации именно в социальных сетях.

Из этого следует, что некоторые требования законодательства о выборах, предъявляемые к СМИ, не относятся к агитации в социальных сетях. Но это не означает, что в блогерстве можно проявить всю свою активность и креативность. Возможно все, но только в рамках разрешенного.

По смыслу статьи 54 Закона № 67-ФЗ материалы, которые технически могут быть размещены в интернете, относятся к аудиовизуальным. Они предназначены для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового.

В свою очередь все аудиовизуальные агитматериалы:

  • должны содержать специальные “выходные данные”;
  • до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию.

Проверять, представил ли кандидат свои материалы в избирком или нет, человек не обязан и не несет за это ответственность. А вот выходные данные нужны всегда, следуя требованиям закона.

Мой пост — агитационный или нет?

Я уже писал о признаках агитации для СМИ, прочитайте. По этим же критериям можно оценить и ваш пост.

Кратко. Если он преследует цель побудить своих подписчиков голосовать за этого кандидата или против того кандидата, и в нем присутствуют другие признаки агитации, то он агитационный. Более четких критериев, к сожалению или к счастью, нет.

Я сам написал агитационный пост в поддержку своего любимого кандидата. Какие выходные данные.

Общие требования части 4 статьи 68 Закона № 20-ФЗ и пункта 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ говорят о том, что каждый агитматериал должен содержать информацию:

  • наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы;
  • если материал изготовило физическое лицо, то его ФИО, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится его место жительства. Домашний адрес не нужно указывать;
  • наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей агитматериалы;
  • информацию о тираже и дате изготовления этих материалов;
  • указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.

Означает ли это, что если я планирую разместить агитационный материал, например, стихотворение, в поддержку определенного кандидата на своей странице в социальной сети, то должен и всю эту информацию написать? С кандидатом я никак не связан и просто хочу его поддержать. Агитационный материал создаю самостоятельно и бесплатно.

Пока же вижу такой выход. На первый взгляд странный, но соответствующий требованиям законодательства о выборах, если ЦИК что-то другое не предложит.

Итак, под агитационными постом, автором которого является некий Петров П. П., я напишу:

Данный материал изготовил Петров Петр Палыч, Свердловская область, г. Екатеринбург по своему заказу. Тираж — 1 экземпляр. Дата изготовления 18.08.2021 г. Из средств избирательного фонда кандидата Иванова И. И. материал не оплачивался.

А что делать с репостами? Можно или нет?

Репост — это распространение информации. Если при репосте агитматериала выходные данные сохраняются, то все ОК.

И, кажется, единственным безопасным решением в ситуации правовой неопределенности является отказ от публикации агитации. Но ведь так сложно удержаться и промолчать… Маскировать мудреными словесными оборотами свои высказывания — тоже не новая идея.

Разумность, содержание и форма

ЦИК заявляет , что в спорных вопросах будет смотреть на содержание и форму материалов, публикуемых в соцсетях. Одно дело личный аккаунт в соцсети, другое дело — паблики, которые тоже разные бывают.

Например, паблик может администрировать редакция СМИ, но отдельно в качестве сетевого издания его не регистрировать.

В этом случае логично предположить, что на распространение материалов действует общие редакционные правила, а следовательно, если материал содержит признаки агитации, то он должен быть размещен платно. Платно можно, но только по договору и при условии оплаты со специального счета кандидата. Только если он не является информационным .

Кто не может агитировать в социальных сетях

Часть 7 статьи 48 Закона № 67-ФЗ содержит перечень лиц и организаций, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы, в том числе и в социальных сетях:

  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные госорганы и органы местного самоуправления;
  • лицам, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;
  • воинские части, военные учреждения и организации;
  • благотворительные и религиозные организации, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • комиссии, члены комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранные граждане, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Закона № 67-ФЗ, лица без гражданства, иностранные юридические лица;
  • международные организации и международные общественные движения;
  • представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представители редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лица, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона № 67-ФЗ.

Так или иначе эти ограничения связаны с осуществлением профессиональной деятельности.

Например, журналист не может агитировать в процессе выполнения редакционного задания. Но нет запрета на публикации постов с агитационными признаками на его личной странице. С другой стороны, если личная страница журналиста в большинстве своем состоит из своих профессиональных работ, то могут возникнут вопросы.

Когда нельзя размещать агитационные материалы в соцсетях

Так как в 2021 году голосование длится три дня — 17, 18 и 19 сентября, то проведение предвыборной агитации в эти дни запрещается.

Традиционного “дня тишины” в этом году нет. Это общее требование, поэтому оно распространяется и на соцсети.

Что нельзя писать в соцсетях о выборах

Действуют следующие ограничения:

Есть еще ряд ограничений, которые предусмотрены для любых агитационных материалов законом. Подробнее о них я писал в статье о требованиях к агитационным материалам в СМИ. А если кратко, то:

  • нельзя привлекать к агитации детей;
  • о кандидате-иноагенте необходимо специальное указание;
  • фото людей только в предусмотренных случаях
  • и т. д.

Ответственность за незаконную агитацию в социальных сетях

Если говорить исключительно о нарушении требований к агитации в интернете, то ответственность предусмотрена частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ:

Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Не забывайте, что это не отменяет ответственности за клевету в интернете , оскорбление или распространение порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. То есть, если негативная информация будет находиться в посте агитационного характера, то можно ответить в совокупности и за то, и за другое.

Блокировка личного аккаунта или сайта возможна?

Да, возможна. Процедура блокировки за нарушение законодательства о выборах предусмотрена статьей 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…”. Норма новая и будет апробирована только на выборах в 2021 году.

Будем смотреть на практику применения и анализировать ее.

Что делать-то?

Публиковать свое мнение о выборах и кандидатах никто не может запретить. На своей странице в соцсети или на своем сайте, без разницы. Мнение не должно быть оскорбительным , а утверждения не должны быть заведомо ложными, то есть клеветой .

Информация всегда субъективно воспринимается, учитывайте это. Если готовите серьезный пост, то заранее подумайте, почему вы напишете его, почему именно так. Иначе говоря, обоснуйте для себя его необходимость, содержание и форму до того, как опубликуете, а не после.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ученик 10 класса

Ахмедзянов Дмитрий Александрович

В своём эссе я собираюсь разобраться в такой проблеме как: Влияние социальных сетей на электоральную активность населения. Социальными сетями пользуется больше половины населения страны, и с каждым днём пользователей интернета становиться всё больше, в основном это молодежь.

Суть проблемы заключается в том, что: Россия информационное государство, поэтому влияние социальных сетей актуально в наше время, информационные новшества влияют на молодёжь по - разному. Так же, умение пользоваться социальными сетями позволяет использовать их для формирования политической карьеры, например политики из разных стран заводят странички в таких социальных сетях как Twitter , YouTube , Facebook и т.д.

С раннего возраста ребенок начинает пользоваться интернетом ,узнавая от туда и о политике ,и о экстремизме который может пагубно повлиять на ребёнка. Анти политическая агитация, это и есть одна из опасностей интернета.

Для начала разберемся, что же такое электоральная активность населения и социальные сети. Под понятиемЭлекторальная активность понимают активность населения во время проведения выборов, сюда входит: процент пришедших избирателей и проголосовавших результативно. Социальные сети онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.

Моё мнение такого: Социальные сети могут влиять на население по разному, как хорошо, так и плохо. В интернете можно увидеть предвыборные агитации. Одни показывают могущество, другие ущемляют достоинство кандидата. Существует множество способов предвыборной агитации в интернете. В основном в интернете создаются группы на эту тему, контекстная реклама, баннеры, организуют онлайн вебинары и др. мероприятия.

Создавая политические сообщества, важно привлечь как можно больше граждан. Я считаю что единственный способ в наше в время привлечь людей это показать взаимовыгодное сотрудничество, таким образом, политические деятели можно сказать подкупают избирателей и вообще население страны в целом.

На основе личного опыта, могу привести пример выборов президента которые проводились у нас в школе в 2018 году, в подготовке к выборам принимало участие много молодежи. Большее число избирателей узнавали о проведении выборов в основном, через социальные сети. Путем агитации баннерами, рекламами.

Таким образом, на основе этого можно сделать вывод о том, что социальные сети часто используются для проведения мероприятий связанных с политикой, в основном выборы. Так как в интернете осуществляется предвыборная агитация. Можно сказать, что социальные сети и интернет в целом являются инструментами политики, и так же позволяют поддерживать связь населения с политикой.

Автор обращает внимание на проблемы, связанные с применением интернет -технологий в период проведения избирательных кампаний, а также, на основе анализа действующего законодательства выявляет пробелы в правовом регулировании данной сферы правоотношений.

Ставится вопрос о необходимости совершенствования правового регулирования использования новых технологий в предвыборной агитации.

Ключевые слова: предвыборная агитация, интернет – технологии, сетевые издания, блогосферы, новостные агрегаторы, и аудиовизуальные сервисы.

ONLINE ELECTION CAMPAIGNING: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Surkova O.E.*

Samara State University of Economics, Samara, Russia

Abstract

The issue of legal regulation in online election campaigning is the main focus of both Russian and foreign theorists, practitioners and legislators. The article highlights new additions to the Russian legislation that pertain to regulating the procedure for online campaigning.

The author of the article draws attention to the problems associated with the use of Internet technologies during election campaigns as well as identifies gaps in the legal regulation of this sphere of legal relations based on the analysis of the current legislation.

Also, the article raises the issue of the need to improve the legal regulation of using new technologies in election campaigning.

Keywords: election campaigning, Internet technologies, online publications, blogospheres, news aggregators, audiovisual services.

Введение

К несомненным преимуществам предвыборной агитации с использованием интернет – технологий относятся: невысокие финансовые затраты на ее проведение, возможность быстрой, онлайн – передачи информации в любом формате, трансграничность, наличие обратной связи, позволяющей выявить электоральные предпочтения избирателей и др.

В силу чего, является актуальным вопрос о возможных пределах дозволенного в интернете и о допустимых ограничениях, которые должны регулироваться законодательством, с учетом соблюдения свободы слова, свободы мысли, свободы политических взглядов и других демократических ценностей.

На сегодняшний день проблема регулирования предвыборной агитации с использованием цифровых технологий решается двумя способами: путем использования технических средств и программного сопровождения, направленных на противодействие некорректным интернет – технологиям, в частности, Роскомнадзор использует автоматизированную систему мониторинга электронных СМИ, эта система также используется для выявления нарушений в сети Интернет.

Второй способ – это соответствующие изменения законодательства, направленные на актуализацию правового регулирования предвыборной агитации, что на наш взгляд является наиболее эффективным способом.

Однако, необходимо подчеркнуть, что такую аналогию можно проводить только в отношении сетевых изданий и негосударственных СМИ, участие которых в проведении агитации является факультативным, свободным и необязательным.

Законодательством установлены запреты и ограничения, направленные на недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающих терроризм, экстремизм, разжигание межнациональной, религиозной или расовой розни.

Установлен запрет на проведение предвыборной агитации для лиц, имеющих специальный статус, например, к таким относятся лица, замещающие государственные и муниципальные должности, журналисты, редакторы сетевых изданий, а также иностранные граждане, несовершеннолетние лица, в том числе религиозные, благотворительные, международные организации и др.

Ответственность за содержание размещенного агитационного материала несет заказчик, т.е. кандидат или избирательное объединения, а редакция сетевого издания обязана лишь проверять материал на предмет содержания в нем материала экстремистского характера.

Кроме того, обязательным условием участия сетевых изданий в проведении агитационной деятельности является опубликование расценок на размещение агитационных материалов в 30-дневный срок с начала избирательной кампании, при этом, данные услуги могут оплачиваться только из средств избирательного фонда, созданного кандидатом или избирательным объединением.

В связи с поправками, внесенными в избирательное законодательство в марте 2021 г. были расширены права избирательных комиссий всех уровней по контролю за агитационными материалами, размещенными в сети Интернет.

В случае выявления нарушений, избирательные комиссии вправе обращаться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения агитационных материалов и иной информации, нарушающей законодательство.

В этом случае при проведении агитации на таких сайтах возможны существенные нарушения избирательного законодательства: к примеру, могут быть нарушены сроки проведения агитации, отсутствовать выходные данные агитационных материалов, нарушены правила определения стоимости агитационных материалов, также сложно установить ответственных за размещенную информацию.

В соответствии с законом и отдельными решениями ЦИК РФ, на размещения предвыборной агитации на этих сайтах должны распространяться те же правила, которые распространяются на печатные и аудиовизуальные материалы, размещенные в СМИ и сетевых изданиях, что достаточно сложно реализовать на практике.

Однако порядок размещением агитационных материалов в социальных сетях не подпадают под воздействие законов, российское законодательство не относит социальные сети к средствам массовой информации.

Заключение

Следует отметить, что, несмотря на довольно подвижное избирательное законодательство, нормы, регулирующие предвыборную агитацию отличаются наибольшей стабильностью и изменения, которые были в него внесены, в основном, направлены на запреты и ограничения при проведении предвыборной агитации.

С правовой точки зрения, предвыборная агитация в сети Интернет приравнивается к агитации, осуществляемой организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями.

Современное российское законодательство имеет существенные недостатки в регулировании вопросов, связанных с интернет – агитацией: не установлен специальный правовой режим в отношении интернет – агитации, остаются неурегулированными вопросы, связанные с финансированием интернет – агитации, не определен правовой статус источников информации, не установлен состав правонарушений и порядок привлечения к ответственности участников данных правоотношений, доступ к распространению информации агитационного характера практически неограничен.

Следует отметить, что распространение информации в сети Интернет явно отличается от всех иных способов и требует существенных изменений в законодательстве.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

В октябре в СМИ появилась новость о том, что Администрация Президента планирует запустить в регионах 100 Telegram-каналов для формирования повестки перед президентскими выборами. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Кремль активно мониторит Telegram-каналы и дайджесты по ним регулярно кладутся на стол Путину. Этот факт говорит о том, какое огромное значение уделяется социальным медиа в политических процессах и в предвыборных кампаниях в частности. Применение этого инструмента уже стало обязательным для кандидатов на выборах любого уровня.

Технологии интернета и социальных медиа в выборах начали использоваться с 1996 года в США, когда появился первый предвыборный сайт кандидата в президенты. В 2000-х годах цифровые технологии позволили внедрить фандрайзинг, началась мобилизация электората через интернет. В конце 2000-х на первое место для продвижения кандидатов стали выходить социальные сети, в начале 2010-х – мобильные технологии и big data. С середины 2010-х как предвыборный инструмент начинают развиваться мобильные мессенджеры.

Наиболее показательными кейсами, связанными с социальными медиа являются кампании Барака Обамы и Дональда Трампа. Штаб Обамы уже в 2008 году начал использовать мобильные технологии в связке с социальными сетями. По данным исследований, на тот момент, 88% пользователей социальных сетей с правом голоса имели мобильные телефоны. В штабе Маккейна работу в Facebook и Youtube начали с отставанием в 7 месяцев, работу с Twitter — с отставанием в 1 год и 4 месяца. Ряд технологий, в том числе и мобильных, вообще не применялся.

Предвыборный сайт Обамы уже с 2007 года давал возможность зарегистрировать личный кабинет, подписаться на тематические рассылки, отслеживать календарь агитационных мероприятий, при этом контент сайта менялся в зависимости от геолокации пользователя. Кроме того, через личный кабинет можно было делать взносы, записываться в волонтеры, отмечать интересующие мероприятия. Так же на сайте присутствовали ссылки на все аккаунты в соц.сетях.

Особо в этой кампании можно отметить уникальную технологию СМС-рассылок, при которой волонтеру присылалось предложение позвонить по номеру из активной базы и сагитировать человека проголосовать за Обаму (использовались только номера, которые люди оставляли лично).

В 2012 году применение социальных медиа было значительно расширено, появились аккаунты Обамы в Instagram, Pinterest и Spotify. Через мобильные приложения, формы обратной связи и социальные сети осуществлялось взаимодействие с избирателями их мобилизация. По количественным показателями работы с социальными медиа Обама значительно обошел кандидата от Республиканской партии Митта Ромни.

Читайте также: