Реферат нагорный карабах 2020

Обновлено: 05.07.2024

Летом 2020 года на пограничной линии между Арменией и Азербайджаном обострились боевые столкновения. Стороны двух кавказских государств предъявляли обвинения друг другу в обострении конфликта. Только к концу года на встрече глав России, Армении и Азербайджана было принято соглашение о прекращении огня.

Причины и результаты конфликта

Главной причиной столкновений является Нагорный Карабах, находящийся между двумя государствами. Он имеет равнинный и нагорный ландшафт. В долине издавна жили азербайджанцы, а в нагорной части в основном преобладали армяне.

С крахом Российской Империи в 1917 году сформировались несколько отдельных республик. Причем Нагорный Карабах перешел Азербайджану, но с этим решением местное армянское население не было согласно и за короткое время организованный съезд армян Нагорного Карабаха избрал правительство. Конфликты были ожесточенными вплоть до прихода советской власти в Азербайджан. За весь период СССР произошло еще несколько важных событий для региона.

армяне

Яндекс картинки

В 1987 году резко увеличилось недовольство местных жителей политикой Азербайджанской ССР, вследствие чего власти Карабаха приняли решение о выходе из состава страны и Азербайджан потерял Карабах В промежуток с 1991 по 2020 года столкновения не были завершены и находились в периоде затишья с локальными боями.

ВАЖНО: Площадь Нагорно-Карабахской Республики с 1991 по 2020 года варьировалась приблизительно от 5000 до 13000 кв. км.

С 12 по 16 июля 2020 года на армяно-азербайджанской границе произошли боевые столкновения между Вооруженными силами Армении в Тавушской области вблизи села Мовсес и в районе города Товуз возле села Агдам со стороны Азербайджана. В провокации конфликта и нарушении режима прекращения огня стороны обвиняли друг друга. В первые часы боевых атак Турция сделала заявление, что полностью поддерживает Азербайджанскую Республику.

27 сентября началась вторая по счету Карабахская война. Азербайджан, НКР и Армения заявили о введении военного положения и произвели мобилизацию мужского населения. Турция оказала Азербайджану военную и политическую поддержку, обеспечив боевой техникой и, по утверждению нескольких СМИ, советниками и инструкторами.

армяне

Яндекс картинки

Боевые столкновения на Карабахской территории велись до 10 ноября, когда президенты России, Армении и Азербайджана заключили совместное соглашение о прекращении огня в НКР. Азербайджан объявил о выигранной войне, а Армения потеряла контроль над:

  • 5 городами;
  • 4 поселками;
  • 240 деревнями;
  • границей на территории между Азербайджанской Республикой и Ираном.

На основании соглашения, территории, которые за 44 дня боевых действий были захвачены азербайджанской армией, перешли государству. Также под его контроль вернулись:

  • 20 ноября — Агдамский район;
  • 25 ноября — Кельбаджарский район;
  • 1 декабря — Лачинский район.

В трехстороннем соглашении говорится о разблокировании всех связей в области перевозок и экономики. Со стороны Армении гарантируется безопасность транспортного обращения между Нахичевской Автономной Республикой и западными районами Азербайджана. Все стороны договорились о введении в регион миротворцев из России.

ВАЖНО: После трехстороннего заключения соглашения 1 декабря 2020 года фактически площадь Нагорно-Карабахской Республики составила примерно 3170 кв. км.

Кого поддерживает Россия

С самого начала военных действий были озвучены предположения о вмешательстве Москвы в ситуацию на Кавказе и принятии чьей-либо стороны. Но Россия не втянулась в конфликт между двумя странами и это выглядит как разумная позиция и понимание, что отсутствие вмешательства и дипломатическая активность при сохранении нейтральной стороны могут быть более выгодны.

Путин с самого начала стал лично контролировать ситуацию и три раза проводил переговоры с Пашиняном по телефону, акцентируя необходимость незамедлительного прекращения боевых действий и возобновления усилий в сфере политики и дипломатии по устранению конфликта. МИД Лавров занял такую же сдержанную позицию после переговоров с армянскими и азербайджанскими коллегами. Это послужило сигналом для российских спикеров не производить вмешательств и не озвучивать непродуманные формулировки, что могло нанести большой вред.

Утихнет конфликт окончательно или возобновится снова может показать только время. Без нормализации карабахского вопроса обстановка, как и прежде, будет держаться взрывоопасной. Его решение в настоящих политических константах — более чем затруднительно.

Проигравшими сторонами по Карабаху стали Армения и Россия. Россия пошла на компромисс с Турцией за счёт Армении. Оценивая итоги войны в Нагорном Карабахе можно сказать, что Армения допустила катастрофические ошибки в своих расчётах. Поэтому расплачивается унизительным миром и фактической потерей Карабаха.

Последние годы Турция методично и последовательно готовила Азербайджан к реваншу. В турецких военных академиях проходили подготовку азербайджанские военные. Анкара поставляла Баку современное оружие. Акцент был сделан на ударных беспилотниках. Россия, к слову, до сих пор не имеет их в своём арсенале.

Нефтедоходы позволили Баку существенно модернизировать свой военный потенциал

За счёт поставок нефти в Израиль и Грузию Баку обзавёлся новыми союзниками. Именно они помогли ему в ходе прошедших боевых действий. В то же время Баку не разругался и с Москвой.

Армения за этот же период дистанцировалась от Москвы в политическом отношении. При этом осталась в зависимости от нее в военном. Россия оказалась единственным государством, поставляющим Армении оружие без необходимости пересекать территорию 3-их стран.

Боевые действия показали, что боеготовность Армении оказалась на низком уровне. Её армия лишена мобильности. Система ПВО устарела и оказалась малочисленной. Военное командование продемонстрировало неспособность вести современную войну, находить верные тактические решения. Было много пропаганды, но очень мало понимания того, как вести современную войну.

Несмотря на бряцание оружием и агрессивную риторику в отношении западных стран, Москва остереглась пойти на прямое столкновение с Турцией. Стало очевидна неготовность к реальным боевым действиям с сильным соперником.

Кремль отказался выполнить свои военные обязательства перед Арменией в соответствии двусторонними договорами. В результате Москва сильно дискредитировала образ надёжного союзника.

Действия России воспринимаются в Армении как предательство

  • Азербайджан освободил свои территории. Закрыл проблему Карабаха. Укрепил свои союзы.
  • Турция расширила своё влияние. Показала решимость и способность добиться нужных ей военно-политических решений.
  • Армения потеряла Карабах. Показала, что не имеет союзников и дееспособной армии. Оказалась беззащитной перед Азербайджаном и Турцией. Все это возрождило в армянском обществе страх национальной катастрофы, подобной турецкому геноциду 1915.
  • Россия потеряла Армению и Азербайджан. Проглотила расширение влияния Турции на Кавказе. Проявила неготовность к современной войне с равноценным соперником. Показала себя ненадежным союзником.

Автор статьи — Андрей Авраменко.

Продолжавшаяся 45 дней карабахская война в отличие от прежних конфликтных ситуаций в зоне конфликта (апреля 2016 года или июля 2020 года) имеет ряд важных отличительных особенностей, некоторые из которых имеют принципиальное свойство.

Во многих экспертам еще предстоит разбираться по мере предания гласности новых деталей, связанных, прежде всего, с действиями и политикой главных участников конфликта – Азербайджана и Армении. Пока бросаются в глаза следующие обстоятельства.

Речь идет о загадочной вспышке боевых действий между Азербайджаном и Арменией в июле 2020 года в районе Казаха, за пределами Нагорного Карабаха. По всем признакам, правительство Никола Пашиняна пыталось таким образом инициировать армяно-азербайджанскую войну с потенциальным вовлечением в нее России как члена ОДКБ. Азербайджан такой ход событий не устраивал и поэтому он быстро поддержал призывы Москвы остановить кровопролитие. Это первое.

Второе. Ранее Пашинян, вроде бы поддерживая диалог с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и контакты на уроне глав внешнеполитических ведомств при посреднических усилиях Минской группы ОБСЕ, выступил все же с провокационными по отношению к Баку заявлениями по Карабаху, откровенно провоцируя Азербайджан на войну.

Третье. Указанные факторы во многом предопределили тактику действий Москвы в карабахской войне, когда она сначала взяла паузу (хотя были телефонные контакты с Ереваном), затем приняла активное участие при посредничестве Минской группы ОБСЕ в подготовке трех так называемых гуманитарных перемирий, которые почти сразу срывались.

США и Франция, как страны – сопредседатели МГ ОБСЕ дальше не пошли, тогда как Россия вступила в диалог с Анкарой, Баку и Ереваном с целью остановить войну уже в ином переговорном формате. Любопытно, что именно в этот момент в России активизировались агитаторы, которые стали запугивать всех турками.

Четвертое. Если бы Армения по ходу войны признала бы независимость Нагорного Карабаха, а еще лучше – включила бы Карабах в свой состав, тем более что юридическая база позволяла признать декрет о независимости НКР, то в зону ответственности России, независимо от того, как отнеслись бы к этому Азербайджан, Минская группа и мировое сообщество, вошел бы и Степанакерт.

И Москва была бы поставлена перед необходимостью обеспечивать безопасность Карабаха и была бы вынуждена принять участие в военном конфликте. При определенных условиях это могло привести к масштабной войне с вовлечением других сторон, в частности, Турции. Но Армения не признала независимость Нагорного Карабаха и тем самым урезала российскую маневренность.

Пятое. В результате сложилась критическая масса. Она привела к тому, что стороны понесли большие потери с обеих сторон. Для того, чтобы решить проблему, понадобилось активное вмешательство России. Армения оказалась перед выбором: или потерять всю территорию Нагорного Карабаха, или подписывать соглашение о прекращении войны.

Если ознакомиться с 9 пунктами этого документа, то заметно, что он тщательно готовился. Для этого необходимо было вести тщательные переговоры. Можно утверждать, что соглашение согласовывали на протяжении определенного времени с участием, конечно, Пашиняна.

Отсюда возникает вывод: если интересы Баку были четко определены, позиция России также была очевидной (Москва вмешивается в военный конфликт только в случае его эскалации и вторжения в Армению), то позиция Пашиняна при подготовке этого документа вызывает массу вопросов. Возможно, премьер пытался создать какую-то политическую альтернативу, что у него не получилось.

Для армян произошедшее в Карабахе – трагедия. Война отразится на политической ментальности и армян, и азербайджанцев. Очевидно, что в обозримом будущем у обоих народов не появится желание жить в каком-либо едином государственном образовании. Что же в сухом остатке?

Первое. Война приостановлена, российские миротворцы размещены на линии соприкосновения. Пока ни одна из сторон не решилась возобновить боевые действия. Как и любое другое государство, Азербайджан имеет право приглашать иностранные вооруженные силы на свою территорию, но эти силы не будут иметь статуса и прав миротворческих сил.

Второе. Москва будет контролировать нагорно-карабахский и нахичеванский коридоры.

Третье. Россия сейчас зарекомендовала себя на Кавказе как единственная держава, которая может принести мир.

Четвертое. Москва будет постоянно иметь вооруженные силы как в Армении, так и в Азербайджане, а российское подбрюшье сейчас намного сильнее, чем когда-либо прежде.

Пятое. Россия не дала втянуть себя в конфликт, что означало бы резкое ухудшение давних партнерских отношений с Баку и очередное осложнение в отношениях с Анкарой. Удалось избежать репутационных потерь. ОДКБ продемонстрировала первые крупные реальные успехи с момента своего основания, она существует не на бумаге, а как влиятельная региональная сила. Это, безусловно, большой плюс к геополитическому рейтингу Москвы.

Продолжение, несомненно, последует. На Большом Ближнем Востоке пишется партитура новой геополитической мессы. Но ясно одно. Пока вопрос о статусе Карабаха – войдет ли он в состав Армении или нет – открыт, Карабах должен стать зоной безопасности. Соответственно, без участия Москвы стабилизировать этот регион невозможно.

Нагорный Карабах год спустя: как изменилась геополитика Закавказья

27 сентября 2020 г. в Нагорном Карабахе начались интенсивные боевые действия между азербайджанскими и армянскими вооруженными силами. По итогам первых дней это противостояние выглядело как самое масштабное нарушение режима прекращения огня, которое было достигнуто в мае 1994 г. Полтора месяца боев обрушили военно-политический статус-кво, существовавший на протяжении двадцати шести лет.

Сентябрьская гроза: причины и предпосылки

Осенью прошлого года все ведущие внешние игроки (сопредседатели Минской группы), вовлеченные в процесс мирного урегулирования, были сосредоточены на других направлениях.

После войны: новый статус-кво

На первый план вышел вопрос о демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. Карабах перестал быть эпицентром конфликта, но само противостояние двух закавказских государств никуда не делось, поменялись лишь его форматы.

Армения, которая до осени 2020 г. позиционировала себя как самое сильное в военном плане государство Кавказского региона, потерпела поражение и получила удар по своему имиджу. Теперь ее зависимость от внешних игроков (включая и Азербайджан с Турцией) неизмеримо выросла.

С ноября 2020 г. на территории Азербайджана разместились российские миротворцы. Ранее они там не присутствовали (как и другие контингенты по поддержанию мира). Кроме того, война 2020 г. усилила зависимость Азербайджана от Турции, которая с помощью поставок современного вооружения, военных советников и содействия в планировании операций помогла сокрушить армянские силы. В настоящее время Анкара пытается втянуть Баку в игру по признанию Турецкой республики Северного Кипра, кооперацию с Пакистаном на Среднем Востоке в целом и на афганском направлении в частности. Но светский Азербайджан опасается втягивания в альянсы с определенным исламистским идеологическим уклоном. Более того, укрепление союзничества с суннитскими державами опасно межконфессиональным противостоянием внутри Азербайджана, где шииты составляют большинство.

Особая роль России

А как же Россия, страна, которая до 2020 г. была, по сути, главным медиатором между Баку и Ереваном? Эту функцию Москвы признавали как сами конфликтующие стороны, так и ее партнеры по сопредседательству в Минской группе ОБСЕ. Можем ли мы говорить о выигрыше или проигрыше?

В то же время именно Москва эксклюзивно разместила своих миротворцев в зоне конфликта и при этом не пустила Турцию к участию в совместной операции. Конфликт 2020 г. не привел и к дополнительным всплескам конфронтации с Западом. Более того, два сопредседателя Минской группы ОБСЕ (США и Франция), по факту, согласились и с российской миссией в Карабахе, и с особой ролью Москвы в послевоенном мирном урегулировании. В противном случае, легитимность уже самой Минской группы оказалась бы под вопросом.

Таким образом, Москва в определенной мере утратила монополию на геополитическое лидерство на Кавказе. Теперь она в большей степени должна учитывать интересы и мнение Турции.

В то же время ситуация вокруг Карабаха стала связанной с Сирией, где Москва и Анкара также вынуждены взаимодействовать друг с другом, не имея при этом полностью идентичных позиций. И у России появляется возможность использовать свои сирийские ресурсы для давления на позиции Анкары на Кавказе. Впрочем, есть вероятность применения аналогичного алгоритма, только со стороны Турции к России.

Тем не менее, обе конфликтующие стороны – Армения и Азербайджан – готовы и сегодня принимать особую роль Москвы в урегулировании противостояния. На сегодня только два документа (совместные заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 и 11 января 2021 гг.) определяют контуры послевоенного статус-кво, и в обоих случаях Москва эксклюзивно вовлечена в процесс их имплементации. Ни Запад, ни Турция не имеют такой возможности.

Сегодня Москва ставит на разблокирование транспортных коммуникаций как на способ неполитического (прагматического) втягивания Баку и Еревана в мирный процесс. Вопросы статуса Карабаха Россия не педалирует, но в то же время Кремль показывает, что не заинтересован в его силовом и форсированном решении. Согласно заявлениям высших должностных лиц России, проблема статуса может быть решена в будущем на взаимовыгодной и компромиссной основе.

Читайте также: