Звукопись это в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

- система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков "л", "а", "э", в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:

Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:

Смотреть что такое ЗВУКОПИСЬ в других словарях:

ЗВУКОПИСЬ

использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенностьодинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

ЗВУКОПИСЬ

звукопись ж. 1) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2) Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине (в литературоведении). 3) То же, что: звукозапись (1).

ЗВУКОПИСЬ

звукопись сущ., кол-во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смысло. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ — см. Фоника. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественна. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’'Ονομα — имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней з. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

(нем. Tonmalerei, франц. musique descriptive) - воплощение муз. средствами объективного "предметного" мира. Опирается на изобразит. возможности. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУ´КОПИСЬ — условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображенной картине или последователь. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

1) Орфографическая запись слова: звукопись2) Ударение в слове: зв`укопись3) Деление слова на слоги (перенос слова): звукопись4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

-и, ж. 1. муз. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. лит. Один из видов инструментовки стиха. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

корень - ЗВУК; соединительная гласная - О; корень - ПИСЬ; нулевое окончание;Основа слова: ЗВУКОПИСЬВычисленный способ образования слова: Сложение основ. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Своп Своз Пуск Пук Пузо Псоу Псков Пос Покус Поиск Писк Пико Пик Пиво Пивко Пзу Пво Ось Осип Опус Опись Окь Окись Озу Кус Кузов Кси Кос Копь Коипу Кипу Квиз Ископ Иск Ипс Иов Икс Сивко Сикоз Сип Сиу Икос Скип Сков Зов Звукопись Скоп Совик Сок Вуз Спик Сук Суп Узик Уик Вкус Вкось Укос Усик Усиков Вис Вип Усовик Висок Узко Узи Увоз Воз Воск Впуск Звук Скупо. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. ср. повтор звуков (ш), (п) и (н) в известных стихах Пушкина: Шипенье . смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. например: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Д. Бальмо. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. Например: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Д. Бальмонт. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (". Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт).

ЗВУКОПИСЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. зву/кописиСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ - в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (". Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт).
. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Ударение в слове: зв`укописьУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: зв`укопись

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ , в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (". Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт). смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (". Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт). смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

звукопись, зв′укопись, -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

ЗВУКОПИСЬ

зву'копись, зву'кописи, зву'кописи, зву'кописей, зву'кописи, зву'кописям, зву'копись, зву'кописи, зву'кописью, зву'кописями, зву'кописи, зву'кописях

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

ЗВУКОПИСЬ

зву́копись, -иСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

зв'укопись, -иСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

звукописьСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

〔阴〕〈文学, 乐〉声响表现法. Синонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

Начальная форма - Звукопись, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ звукописи, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач.

ЗВУКОПИСЬ

жен. спец. гукапіс, муж.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ - см. Фоника.

ЗВУКОПИСЬ

звукопись зв`укопись, -и

ЗВУКОПИСЬ

Ж мн. нет ədəb. ahəng, ahəngdarlıq.

ЗВУКОПИСЬ

звукопись сабти садо

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ В "СЛОВЕ"

По-видимому, в С. еще нет ни аллитерации, ни ассонанса в классич. их проявлении; из сотни примеров З., представленных С. (в сочетаниях от двух слов до целых фраз), нет ни одного, в котором звуковой эффект был бы не связан со слогом в целом; он выражается в совместном повторении соответств. согласных и гласных, совмещением ассонанса и аллитерации (напр., зубные согласные соединяются с непередними гласными — как и губные согласные, а свистящие и шипящие — с передними). Эта особенность фоники С. была замечена еще до открытия фонологами слогового принципа древнеслав. фонетики (включенность согласного и гласного в общий по определенным признакам слог), первоначально в виде наивных высказываний

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

Что такое звукопись?

Что такое звукопись

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Звукопись примеры

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Звукопись в литературе

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Звукопись в стихах

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

Диссонанс и липограмма

Приемы звукописи

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Теплой осени дыханье,

Тихое листов шептанье,

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

Каламбурные рифмы

Русский язык звукопись

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Что значит – писа́ть звуками

Слова – это набор звуков, именно так мы воспринимаем незнакомую иностранную речь. В родной же в первую очередь замечаем значения слов. Но звуки тоже несут важную информацию. Они не только могут быть приятные и неприятные, но и способны создавать особое настроение.

Так вот, звукопись – это стилистический приём, выражающийся в подборе слов, звучание которых подчёркивает настроение текста и помогает передавать замысел автора.

Конечно, этот приём интересен, в первую очередь, поэтам, для которых иногда звучание слов важнее, чем их значение, и именно музыка текста передаёт его смысл и настроение. И здесь огромную роль играют общие для всех людей ассоциации.

Одним из видов звукописи является аллитерация – повторение одинаковых звуков или слогов. Этот приём был очень популярен в поэзии скальдов, живших в эпоху викингов. Кстати, интересно, что рифмовались в их стихах-висах не последние слоги строк, а первые. Конечно, в переводе это передать сложно. Но вот как примерно звучит аллитерация в висе Эгиля Скаллагримссона:

Возможно, смысл стиха будет более понятен, если узнать, что легендарный скальд произнёс его, принимая кубок с ядом, о чём Эгиль знал.

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков) и другие. Приёмы звукописи могут быть канонизированными - (общепринятыми в литературе) или индивидуальными.
Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт ему своеобразную симметрию.
Рассмотрим подробнее приёмы звукописи.

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
"Роняет лес багряный свой убор. "
Интересно, что в этой фразе мы видим букву "р", стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Также известны другие понятия слова Ассонанс:
• ассонанс - Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
• ассонанс - Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
• ассонанс - Неточная, неполная рифма в стихосложении.
• ассонанс - Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
• ассонанс - Повторение в стихе сходных гласных звуков.
• ассонанс - Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
• ассонанс - Созвучие гласных звуков.

3.Диссонанс и липограмма

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
- кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
- стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!


Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Вспомнилось, как языковеды отметили инструментовку строки Пушкина "Роняет лес багряный свой убор", отметив, что буква "р" в этой строке стоит в начале, в конце и точно посередине.

А из каламбурной рифмы вспомнилось детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

Спасибо за интересную публикацию!

Спасибо за примеры. Очень трудно искать подходящие в море информации.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Звукопись — это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).


Аллитерация

Аллитерация — это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.

"Я помню - этот страх
и есть любовь. Его лелею,
хотя лелеять не умею,
своей любви небрежный страж.";

"А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.";

"Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом."

Ассонанс

Ассонанс — это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.

"Иди, доказывай алиби,
Алиби сердца, или вот. ";

"Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.";

"Дыша духами и туманами
Она садится у окна";

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Обращаю Ваше внимание на то, что до ~ 2016 в ответах позволялось писать звукопись. С ~ 2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!

Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:

Читайте также: