Звук и фонема кратко

Обновлено: 02.07.2024

Соискателям учёной степени в филологии-языкознании (области фонетики, фонологии, логопедии) рекомендую почерпнуть новейшие фундаментальные знания о сути звуков речи и их классификации. Кто первым применит эти знания в своей диссертации, тот может стать основателем новой научной школы в фонетике, фонологии, общем языкознании! Такой научный смельчак прославится навечно!

В лингвистике, фонетике, фонологии принято считать, что звук речи есть производная от конкретной фонемы. Абсолютно разными не делимыми на составные фонемы, самостоятельными фонемами считаются каждая из всех палатализованных (мягких) фонем, также, как и каждая из всех не палатализованных фонем. Также самостоятельными фонемами считают в некоторых языках разную длительность звучания фонем, или разную высоту (разную тональность) звука фонем.

Понятие "фонема" ввел в лингвистику польский и российский лингвист Николай Вячеславович Крушевский в конце 19 века.

Русский лингвист Николай Сергеевич Трубецкой ввел в лингвистику 4 правила различения фонем и ещё 7 исключений из правил и исключений из исключений из правил. Эта архаика в правилах различении фонем и в исключениях из этих правил, и в исключениях из исключений из этих правил доказывает всю антинаучную суть понятия "фонема".

Международная Фонетическая Ассоциация (МФА, IPA) утвердила в качестве абсолютной фундаментальной истины не совместимые друг с другом две раздельные артикуляционные классификации более 100 согласных фонем и приблизительно 35 гласных фонем. Эти классификации основаны на более чем 20 артикуляционных признаках. Причём, для гласных фонем фонетики и фонологи не смогли распознать места (зоны) артикуляции, поэтому лингвисты верят в то, что у гласных нет строго определённого места артикуляции. Фонетики, фонологи просто делят гласные фонемы на группу переднего ряда, группу среднего ряда и группу заднего ряда.

Например, в Википедии опубликовано следующее:

при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);
при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).
Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а;]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а;] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы .

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой.

Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем:

1. Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то такие звуки являются факультативными вариантами одной фонемы.

2. При этом факультативные варианты бывают общезначимые и индивидуальные, а также стилистически существенные и стилистически несущественные.

3. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значение слова или исказить его до неузнаваемости, то эти звуки являются фонетическими реализациями двух различных фонем.

4. Если два акустически (или артикуляторно) родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторными вариантами одной и той же фонемы.

Два звука, во всём удовлетворяющие условиям третьего правила, нельзя тем не менее считать вариантами одной фонемы, если они в данном языке могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в каком может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.

Семь правил, выведенных Н. С. Трубецким для отличия отдельных фонем от сочетаний фонем:

*1. Реализацией одной фонемы можно считать только сочетание звуков, составные части которого в данном языке не распределяются по двум слогам.


д[о]м — д[;]мой — д[ъ]мовой —

В то же время один и тот же звук может быть проявлением разных фонем. Например, безударный звук [;] в первых слогах слов сорняк, домой является реализацией в речи фонемы , а в первых слогах слов сама, давать — реализацией фонемы .

Фонема может быть определена только через значимую единицу языка — морфему, составной частью которой фонема является. То есть, не понимая содержания речи, значения произносимых слов и частей слова, невозможно определить фонемный состав языка.

*7. Там, где звук может быть представителем разных фонем (с[;]ма — от сом и от сам), принадлежность звука к фонеме определяется по сильной речевой позиции (или позиции наилучшего различения) в конкретной морфеме. Для гласных в русском языке такой позицией является ударный слог, для согласных (по глухости-звонкости) — например, позиция перед гласными звуками. Если для морфемы не существует звуковой формы, в которой некоторая фонема находится в сильной позиции, на месте такой фонемы предполагают гиперфонему или архифонему (указывают все возможные фонемы и заключают их в фигурные скобки): трмвай.

Фонемы МФШ принято заключать в угловые скобки: — фонемная кириллическая транскрипция МФШ.

Другое понимание фонемы (класс акустически сходных звуков, тождество которых определяется без знания содержания речи) было выработано представителями американской дескриптивной лингвистики, методология которой разрабатывалась при анализе малоизвестных языков (в частности, североамериканских индейцев) и обращение к смыслу произносимой речи было затруднено (или ограничено).

Представители Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) признают связь фонемы со смыслом (считают фонему смыслоразличительной единицей), но не определяют фонемы через тождество морфем; согласно этой теории, в ряду д[о]м — д[а;]мой происходит чередование фонем /о/ — /а/. Фонемы ЛФШ принято заключать между двумя косыми чертами: /жыл да был ад’и;н каро;л’ь/ — фонемная кириллическая транскрипция ЛФШ.

И все эти лженаучные измышления, в разной степени противоречащие воззрениям приверженцев разных фонологических школ, в качестве не подлежащей критике, исправлению, совершенствованию системы научных догм, не относимых к естественным наукам гуманитарной неточной науки лингвистики, продолжают преподавать в школах и вузах, применять в разделах фонетики и фонологии гуманитарной науки лингвистика, применять в логопедии. Не принимая во внимание того, что один из российских исследователей давным-давно, ещё в в 1991 году анонсировал на научной конференции [1] и в 1996 году за свой счёт опубликовал в своей книге первый вариант общей артикуляционной классификации согласных и гласных звуков речи (не лженаучных фонем) [2]. И в последующие годы развивал, уточнял, дополнял 5.

Разработанная нами правильная, естественнонаучная общая классификация согласных и гласных звуков речи называется Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи (МОАЗР). МОАЗР основана на пятнадцати (небольшом количестве) фундаментальных признаков, описывающих биомеханику нормальной физиологии производства согласных и гласных звуков речи физиологически оптимальными формами артикуляции; и отражения звуков речи в плоских и рельефных письменных символах звуков речи; а также распознавание этих информационных знаков и отражаемой этими знаками вербальной информации на слух, визуально, на ощупь (тактильно).


Два подтипа артикуляции без модуляции в голосовой тон выдыхаемого воздуха голосовыми связками гортани или с модуляцией в голосовой тон:

/01. Отсутствие голосового тона на выдохе - без сближения до головой щели голосовых связок гортани не производящего модуляции выдыхаемого воздуха в вихри голосового тона;

/02. Наличие голосового тона на выдохе - со сближением до головой щели голосовых связок гортани с модуляцией выдыхаемого воздуха в вихри голосового тона.


1-6. Шесть типов физиологически оптимальных, элементарных артикуляционных жестов позиционированием верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата:


всегда с голосовым тоном два стержневых типа:

1/02. Сомкнутый сонорный согласный: производится несколькими сильно различающимися вариантами плотного сближения в смыкание верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата, закрытой артикуляцией с образованием полной преграды выдыхаемому воздуху [m], [n], или с образованием обходных проходов [l], или плотная преграда приоткрывается несколькими быстрыми отскоками биения с возвратом на краткое плотное примыкание нижнего участка к верхнему участку для пропуска выдыхаемого воздуха малыми порциями [r], [/r]); всего 5 сонорных согласных;

2/02. Раздвинутый (разомкнутый) - гласный (раскрытая артикуляция); всего 5 гласных;

3-4. Два щелевых типа артикуляции "аккордом" одновременной комбинации артикуляции как бы обоими стержневыми типами, сведенными до щелевой модификации их артикуляции:

3/01. Без голосового тона одновременный разведенный до щелевого просвета сомкнутый и одновременно до щелевого просвета разомкнутый глухой щелевой согласный, всего 5 щелевых глухих согласных;

4/02. С голосовым тоном одновременный разведенный до щелевого просвета сомкнутый и одновременно до щелевого просвета разомкнутый звонкий щелевой согласный, всего 5 звонких щелевых согласных;

5-6. Два взрывных типа "арпеджио" последовательности взрывного раскрытия из смычки нижнего и верхнего участков ротового отдела речевого аппарата:

5/01. Без голосового тона взрывное размыкание из сомкнутой позиции артикуляции взрывного глухого согласного, всего 5 глухих взрывных согласных;

6/02. С голосовым тоном взрывное размыкание из сомкнутой позиции артикуляции взрывного звонкого согласного, всего 5 звонких взрывных согласных.

Пять фокусов (зон) артикуляции позиционированием относительно друг друга нижних и верхних участков, расположенных вдоль ротового отдела речевого аппарата.

*1. Нижняя поверхность верхней губы и верхняя поверхность нижней губы;

*2. Передняя часть языка и задняя поверхность верхних и нижних резцов;

*3. Передняя часть языка и задняя поверхность дёсен верхних резцов;

*4. Передняя часть языка и переднее нёбо над дёснами верхних резцов;

*5. Задняя часть языка и заднее (мягкое) нёбо.

+. Не производство звуков речи устно и мысленно ("Ъ"), а также отсутствие автоматизма навыка биомеханики производства и творчества логики и без интуиции наполнения смысловым содержанием и распознавания смыслового содержания вербальной устной, письменной, жестовой речи и мысленной речи;

+++. Не палатализованная артикуляция твёрдых согласных и твёрдых гласных звуков речи;

++++. Палатализованная артикуляция мягких согласных и мягких гласных звуков речи одновременной артикуляцией мягчителя-йоты ("Ь" = "Й") с соответствующим предшествующим согласным и (или) последующим гласным звуком речи.

Итого 25 элементарных согласных и 5 элементарных гласных звуков-знаков речи. Из которых один знак речи - беззвучие-смысловик-понятийник-догадчик-пониматель-интеллектор (Ъ) не имеет собственного звучания.

Структура МОАЗР, отражающая 6 комбинаций взаимных отношений типов биомеханики артикуляции, проявляемых в 5-ти зонах в последовательности от самой наружной к самой внутренней) ротового отдела речевого аппарата, с госовым сблиджением голосовых ссвязок гортани или без сближения голосовхы связок, есть результат действия естественного алгоритма 6x5 Универсальной Матрицы взаимных эволюционных отношений качеств и свойств структуры и функции всех масштабов объектов и коллективов из объектов неживой материи, организмов живой материи и существ вербально мыслящей материи. Алгоритм Универсальной Матрицы проявляется и в мышлении и поступках людей; проявляется в эволюции неживой материи в живую и мыслящую материю.

В структуре фрактала из некоторого множества Универсальных Матриц можно обозначать, описывать и объяснять эволюционирующую реальность объектов и коллективов объектов неживой материи; организмы и коллективы организмов не мыслящей вербально живой материи; и существ мыслящей вербально живой материи; а также в меньшей или большей мере противоречащие реальности выдумки, формулируемые существами живой вербально мыслящей материи. То есть, объединить в эволюционирующий язык-всезнание всё естествознание и всю гуманитаристику.

Звуки речи являются элементарными отдельностями устной речи. Мысленные образы звуков речи являются элементарными отдельностями вербального мышления. Плоские линейные буквы и рельефные знаки, однозначно отображающие соответствующие индивидуально сопряжённые звуки речи, являются элементарными отдельностями письменной речи. Жестовые знаки являются элементарным отдельностями жестовой речи или комплексными знаками, отображающими сочетания звуков речи или отражением понятийного значения какого-то одного слова или каких-то нескольких слов, каких-то целых фраз.

Уточнение от 2010.02.27. 12 ч. 30 мин.

Информационный вихрь, циклон.

Информационный звуковой знак-символ устной речи и мысленной речи беззвучие-интеллектор-догадчик-понятник, предельник-вычленитель-отделитель-предельник можно назвать одним словом: циклон. Потому что он завершает ЦИКЛ содержащей смысл каждой цепочки звуков речи (слова) в непрерывном речевом потоке из последовательности звуков речи или пробелом между цепочками букв в письме. Также ЦИКЛОН наполняет смыслом отдельные звуки речи и буквенное отображение в письме звуков речи (однозвучные слова-обозначения) и цепочки звуков устной речи и цепочки букв (двух звучные и состоящие из трёх и большего количества звуков речи слова-обозначения); цепочки слов и фраз описания и общения; цепочки фраз описания, общения и объяснения; мировоззренческую информационную систему описания Мира, Вселенной, Реальности и выдумок; миропонимания, объяснения мироздания, природы, человека и общества в целом и в деталях.

Clarification from 2010.02.27. 12 hours 30 minutes
Information cyclone.
The informational sound sign-symbol of oral speech and mental speech, the intellectual-soundless-conjecture-conceptual can be called one word: a cyclone. Because it completes the CYCLE containing the meaning of each chain of speech sounds (words) in a continuous speech stream of speech sounds or from letters in a letter. The CYCLONE also fills with meaning the individual speech sounds and display the speech sounds in chain of the letters (monotonous designation words) and the chain of oral sounds and the chain of letters (two sonic and many designational sounds consisting of many speech sounds); chains of words and phrases of description and communication; chains of phrases of description, communication and explanation; worldview information system of the world of description, worldview, explanation of the universe, nature, man and society in general and in detail.


Подробности смотрите в моих статьях:

1. Макеев (Ерет) А.К. Естественная система фонем интеллекта (ЕСФИ) // Актуальные проблемы фундаментальных наук: тезисы докладов. Т. 12. Секции Эргономика и искусственный интеллект, иностранные языки, Семинар “Проблемы современной организации науки и производства. Инжиниринг. Маркетинг”. /Под ред. Федорова И.Б. М.: Издательство МГТУ, 1991. с. 106.

Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка.
Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем, слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.

О соотношении фонемы и звука

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

. Функции, выполняемые фонемами

1. Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)

2. Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

Признаки фонем, дифференциальные и недифференциальные

Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. Но тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости ( в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности ( в отличие от фрикативности з :дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н : дам-нам), наличие переднеязычности( в отличие от заднеязычности г: дам-гам).
Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни из них являются различительными, или дифференциальными (фонологически существенные признаки фонем). Замена даже одного дифференциального признака ведет к изменению фонемы. Например, заменив в фонеме д признак звонкости на глухость, мы получим, при сохранении всех прочих признаков, свойственных фонеме д, фонему т. Заменив признак взрывности на фрикативность, мы получим, при сохранении всех прочих признаков. Свойственных фонеме д, фонему з. Все остальные перечисленные выше признаки фонемы д также оказываются различительными (дифференциальными). Другие признаки оказываются неразличительными в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Варианты фонем, основные, комбинаторные, позиционные

В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Примерами таких регулярных различий в реализации одной и той же фонемы может служить различное произношение корневого гласного в русских словах водный - вода - водяной. С точки зрения МФШ (московской фонологической школы) существенно отличающиеся друг от друга гласные о , в приведенных выше словах являются представителями одной и той же фонемы о, так как эти гласные занимают одно и то же положение в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей. Такие варьирующие в известных пределах регулярные реализации одной и то же фонемы будем называть вариантами данной фонемы или ееаллофонами. Среди вариантов фонемы выделяется так называемый основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Напр. сне. В начале этого слова представлен мягкий зубной согласный с, который является комбинаторным вариантом русской фонемы с в сочетании с любым мягким зубным, в данном случае мягкое зубное н.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове. Так гласный является позиционным вариантом русской фонемы о во втором предударном слоге (водяной). В отличие от основного варианта о позиционный вариант утратил качества огубленности и принадлежности к заднему ряду.




Сильные и слабые позиции фонем

Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией.

Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением.

Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).

Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка.
Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем, слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.

О соотношении фонемы и звука

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

. Функции, выполняемые фонемами

1. Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)

2. Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

Признаки фонем, дифференциальные и недифференциальные

Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. Но тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости ( в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности ( в отличие от фрикативности з :дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н : дам-нам), наличие переднеязычности( в отличие от заднеязычности г: дам-гам).
Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни из них являются различительными, или дифференциальными (фонологически существенные признаки фонем). Замена даже одного дифференциального признака ведет к изменению фонемы. Например, заменив в фонеме д признак звонкости на глухость, мы получим, при сохранении всех прочих признаков, свойственных фонеме д, фонему т. Заменив признак взрывности на фрикативность, мы получим, при сохранении всех прочих признаков. Свойственных фонеме д, фонему з. Все остальные перечисленные выше признаки фонемы д также оказываются различительными (дифференциальными). Другие признаки оказываются неразличительными в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Варианты фонем, основные, комбинаторные, позиционные

В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Примерами таких регулярных различий в реализации одной и той же фонемы может служить различное произношение корневого гласного в русских словах водный - вода - водяной. С точки зрения МФШ (московской фонологической школы) существенно отличающиеся друг от друга гласные о , в приведенных выше словах являются представителями одной и той же фонемы о, так как эти гласные занимают одно и то же положение в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей. Такие варьирующие в известных пределах регулярные реализации одной и то же фонемы будем называть вариантами данной фонемы или ееаллофонами. Среди вариантов фонемы выделяется так называемый основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Напр. сне. В начале этого слова представлен мягкий зубной согласный с, который является комбинаторным вариантом русской фонемы с в сочетании с любым мягким зубным, в данном случае мягкое зубное н.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове. Так гласный является позиционным вариантом русской фонемы о во втором предударном слоге (водяной). В отличие от основного варианта о позиционный вариант утратил качества огубленности и принадлежности к заднему ряду.

Сильные и слабые позиции фонем

Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией.

Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением.

Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).

Фонема - кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка.

Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением.

Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем, слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.

О соотношении фонемы и звука

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

55. Сильные и слабые позиции фонем. Позиция нейтрализации.

Различают позиции фонем сильные и слабые.

Сильная позиция – максимально различительная способность в пределах слова или в пределах фонемного ряда (вял – от вялый; вел – от вести; мял – от мять). Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением.

Слабая позиция – фонема с меньшей или минимальной различительной способностью в пределах слова или фонемного ряда. Положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация

признаков данной фонемы.

Для гласных сильная позиция – позиция под ударением, причем не только рядом с твердым звуком, но и рядом с мягким.

Для согласных сильная позиция – позиция перед всеми гласными не переднего ряда.

Кроме сильных и слабых позиций и отражаемых чередований, существует позиция нейтрализации – позиция неразличения форм слова и самих слов.

Позиция нейтрализации опирается только на слабую позицию звука, в которой дифференциальные признаки перестают играть свою роль.

Система фонем - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

56. Основной вид фонемы и ее варианты. Понятие фонемного ряда.

1) Слабые гласные фонемы (редуцированные гласные) первого предударного слога.

Качество слабых гласных фонем оказывается зависимым, с одной стороны, от положения в безударном слоге и, с другой стороны, от качества соседних гласных.

Фонетические позиции: I- в начале слова, II- после парного твердого согласного, III- после мягкого согласного, IV- после твердого шипящего.

2) Варианты гласных фонем второго предударного слога. Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I- после парного твердого согласного и II- после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого – звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла].

3) Варианты гласных фонем заударных слогов. Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.

Понятие фонемного ряда

Фонемный ряд – менафонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме.

Мена – сильные фонема, с соответствующими ей слабыми фонемами (вариантами, омофонами).

Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд - - : [косы] - [кΛса] - [късΛр’и], а согласная фонема морфемы став- начинает фонемный ряд - - - : [уставы] - [устав’ит’] - [устаф] - [устаф’].

Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-оi̯] - [ъi̯]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы и , входящие в один фонемный ряд.

Онлайн калькуляторы

Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе общения.

Фонема и звук

Необходимо различать звук речи и звук языка.

Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Он является своеобразной точкой в артикуляционном и акустическом пространстве. Экспериментально доказано, что нельзя в точности произнести один и тот же звук дважды — это будет уже другой звук. Каждый человек произносит звуки по-своему и не всегда одинаково в одном и том же слове. Они будут различаться по высоте тона, длительности, силе и тембру.

Однако человек на слух не может определить разницу между ними. Звук языка — это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка является не конкретным звуком, а абстрактной величиной, отвлеченным понятием.

Фонетическая транскрипция передает именно звуки языка. Так, ударную фонему представляют звуки [а], [-а], [а’], ['а'] в словах астра, тяга, мальчик, мяч. Фонема в словах сон, сном, сливки, срезать представлена разными звуками: перед [о] звук [с°] в конце артикуляции огубляется, перед [н] — получает носовой призвук, перед [л] — становится боковым, перед [р] — дрожащим. Говорящий разницы в звуках не замечает, он убежден, что произносит один и тот же звук. Но звуки здесь различные, а фонема — одна: в первом случае гласная фонема , во втором — согласная . Это происходит потому, что в языковом сознании говорящих существует единый звуковой комплекс, единое представление, которое в лингвистике называется фонемой. Таким образом, понятия фонемы и звука тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Фонема и буква

Недопустимо смешивать фонему и букву. Фонема — звуковая единица языка, буква — элемент алфавита, графическая единица, имеющая определенное начертание. Так, звук [н] — произносится, буква н (эн) — графическое изображение, фонема — не произносится и не пишется. Однако существует определенное соответствие между буквой и фонемой. Буква на письме в большинстве случаев обозначает именно фонему, а не звук речи. Например, в слове поля [плл’й] звук [л] реализует фонему , так как в сильной позиции ей соответствует звук [о] — поле [пбл’ь]. Иногда буква передает реально произносимый звук. Так, в слове разрубить буква р (эр) передает звук [р], в слове раскусить буква с (эс) передает звук [с].

Фонологические школы

Фонема как абстрактная единица языка имеет разные трактовки в лингвистической науке, что дает основание для существования различных взглядов, различных точек зрения на ее определение. Фонология, изучающая фонему, сравнительно новый раздел языкознания, зародившийся в отечественной науке в конце прошлого столетия. Именно русской науке мировая лингвистика обязана созданием учения о фонеме.

Основоположником учения о фонеме был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ ( 1845— 1929). Его учение развили академик JI.B. Щерба (1880—1944) и Н.С. Трубецкой (1890-1938). Они обратили внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами. И.А. Бодуэн де Куртенэ впервые ввел понятие фонемы, противопоставив
его понятию звука, и выделил ее функциональную особенность. На основе его идей возникло несколько фонологических школ, в той или иной степени разделяющих исходные положения ученого. Однако они расходятся во взглядах на функциональную сущность фонемы. Так, что же такое фонологическая школа?

Фонологическая школа — это направление в мировой лингвистической науке, разрабатывающее учение о фонеме, т. е. фонологию. В настоящее время в России ведущее положение в фонологической науке занимают два научных направления, условно называемые Московская фонологическая школа (МФШ ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ ). В основу П(Л)ФШ, которая исторически возникла раньше других фонологических школ, легли высказанные впервые в 1912 году идеи академика Л.В. Щербы, ученика И.А. Бодуэна де Куртенэ.

В дальнейшем эти положения развивают ученики и последователи Л.В. Щербы: Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др. Московская фонологическая школа возникла в конце 20-х годов XX века. Ее основали московские ученые: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Впоследствии идеи МФШ продолжают развивать М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, В.А. Виноградов, П.А. Лекант и др. Обе фонологические школы рассматривают фонему с одной и той же точки зрения — функциональной.

Представители П(Л)ФШ при определении понятия фонемы исходят из конкретной словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол [вол] гласный звук [о] реализует фонему , а в слове волы [вллы] гласный звук реализует фонему , так как в соответствии со звучанием звук [л] ближе к звуку [а], чем к звуку [о]. Это свидетельствует, во-первых, о его независимости от морфемы, во-вторых, позволяет подчеркнуть самостоятельность фонологического уровня как одного из уровней языка. Представители Московской фонологической школы исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему.

Они определяют фонему как кратчайшую звуковую единицу в составе морфемы: тождество морфемы определяет границы и объем понятия фонемы. Звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. Так, в словах валы и волы безударные гласные звуки [а] и [о], несмотря на одинаковое звучание, представляют разные фонемы.

В первом случае в сильной позиции налицо фонема — вал, во втором случае фонема — вол. В таком понимании подчеркивается, во-первых, образующая функция фонемы, во-вторых, из него следует, что фонема — такая звуковая единица, которая обеспечивает связь между звуковой и смысловой сторонами языка. Следовательно, представители МФШ, усиливая связь фонемы с морфемой, фактически не признают фонологический аспект самостоятельным языковым уровнем. Таким образом, в учении Л.В. Щербы фонема — это собственно фонетическая, звуковая единица; в концепции московских фонологов это единица не собственно фонетическая, а морфологическая.

Учитывая расхождения во взаимоотношениях между фонемой и звуком в пределах концепций двух фонологических школ, заметим, что МФШ больше отражает особенности письменных форм речи, П(Л)ФШ — особенности восприятия устных форм речи. Для отечественной лингвистики важное значение имеет Пражская фонологическая школа (ПФШ ). Она возникла в 20-е годы XX века и связана главным образом с именами русских ученых Н.С. Трубецкого ( 1890— 1938) и P.O. Якобсона ( 1896—1982), которые перенесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы.

Именно Пражская школа разработала фонологию как особый раздел языкознания. Ученые впервые обратили внимание на различительные возможности фонемы, в этом они видели основное ее функциональное предназначение. В понимании Пражской школы фонема рассматривалась как единица противопоставления, то есть как звуковая единица, различающая высшие единицы языка, - морфемы или слова. Таким образом, Пражскую фонологическую школу и Московскую фонологическую школу сближает идея нейтрализации фонем.

Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и их дифференциальных признаков, а МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. Само существование нескольких фонологических школ свидетельствует о том, что фонема — сложная и многообразная языковая единица. Каждая школа, описывая звуковую реальность с разных точек зрения, отражает лишь отдельные стороны функционирования фонемы в разнообразной жизни языка.

Разные взгляды фонологических школ в совокупности позволяют глубже исследовать языковую природу фонемы в целом. В лингвистическом аспекте все изложенные концепции относительно равноправны, так как строятся на анализе прежде всего результатов речевой деятельности (устной и письменной).

В настоящем учебнике принято описание фонематической системы русского языка на основе теории Московской фонологической школы, то есть фонема рассматривается как компонент морфемы. По МФШ , фонема — это кратчайшая, линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Функции фонемы по МФШ:

1) фонема представляет ряд позиционно чередующихся звуков в однокоренных словах: поле —поля — полевод [Чередующиеся звуки [о ] / / [л] / / ъ] реализуют фонему ;
2) фонема служит для различения слов. Так, слова дом — дам —дым — дум различаются гласными фонемами — - - ; слова дом — ком — лом — ром — сом — том различаются согласными фонемами — — — — — ;
3) фонема служит для отождествления звуков. В словах ножа — ножу — ножницы отождествляются звуки [ж], с носовым призвуком.
Реализацию данных функций фонемы можно пронаблюдать в составе любой морфемы. Например, в приставке под- — подрёзать — подпись чередуются гласные звуки [ъ],[л],[о], реализующие фонему , и согласные звуки [т] и [д], реализующие фонему .

Позиции фонем

Фонологическая позиция — это условия употребления, реализации фонем в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть комбинаторными и конститутивными.

Комбинаторные позиции — это положение фонемы перед определенными звуками или после них.

Конститутивные позиции — это место фонемы в более крупной речевой единице: на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

Архифонема

Термин слабая фонема был предложен Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ. Для обозначения слабой фонемы лингвисты используют и термин архифонема, предложенный представителями Пражской фонологической школы. Архифонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Архифонема обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы отсутствует.

Так, согласная фонема — глухая, согласная фонема — звонкая, но архифонема не обладает этим признаком. В позиции нейтрализации отсутствует противопоставление фонем — по глухости / звонкости. Чтобы определить, какой фонеме соответствует звук в слабой позиции, нужно изменить данное слово, подобрать однокоренное (если фонема в корне) или подобрать другое слово с данной морфемой (приставкой, суффиксом или окончанием) так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Так, в слове код фонему можно проверить однокоренным словом — кодовый, в прилагательном липовый безударный гласный в суффиксе словом дубовый, в словоформе на рёчке безударный гласный в окончании можно проверить существительным женского рода единственного числа в предложном падеже на рекё.

Система фонем русского языка

В современном русском литературном языке около четырех десятков фонем, т. е. столько, сколько звуков реализует их в сигнификативно сильных позициях. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты. Так, санкт-петербургские (ленинградские) фонологи обычно насчитывают 41 фонему: 6 гласных и 35 согласных. Московские ученые считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. Такое различие объясняется разным подходом к анализируемому материалу. Спорным является вопрос о фонематической принадлежности звуков [ы], [г’], [к’], и долгих шипящих.

Читайте также: