Звериный стиль это кратко
Обновлено: 05.07.2024
условное наименование широко распространенного в декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке и был распространен в I тыс. до н.э. — у скифов, саков, алтайцев, фракийцев, сарматов, в I тыс. н.э. — у кельтов и германцев, он также часто встречается в рукописях и декоративно-прикладном искусстве раннего средневековья (Ирландия, Англия, Скандинавские страны). Для орнаментов звериного стиля характерны стилизованные изображения фантастических животных и птиц, переплетающиеся растительные и зооморфные мотивы.
в древ. прикладном иск-ве и орнаментике условное назв. стиля, хар-ризующ. использованием изображ. животных. В основе его лежит свойствен. первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображ. к-рого, утрачивая свой свящ., магич. хар-р, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в 3-м тыс. до н.э. иск-во египтян и шумеров создало своеобраз. образцы З. с. — фантастич. изображения птице-зверей — грифона, крылатого быка, сфинкса (лев с головой человека) и др. Во 2-м тыс. до н.э. З. с. был хар-рен для декоративн. иск-ва народов Передней Азии (хеттов), Зап. Ирана и др., оказавш. большое влияние на др.-греч. иск-во 1-го тыс. до н.э. В Индии и особенно в Китае З. с. известен с древнейших времен. Уже в эпоху бронзы (2-е тыс. до н.э.) в прикладном иск-ве Китая известно изображ. дракона. Особенное развитие З. с. в Китае получил в кон. 1-го тыс. до н.э. и в первых веках н.э. (орнаментация бронзовых зеркал, украшений, конской сбруи). Однако наибольш. развития и выразителельности З. с. достиг в скифо-сарматском декоратив. иск-ве 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. Корни скифск. З. с. уходят в местное творчество предшествующей эпохи и иск-во Передней Азии, Зап. Ирана и Кавказа, но под воздействием греч. иск-ва причерномор. колоний вост. черты в нем постепенно стирались. Сюжетами З. с. скифов и близких к ним по культуре народов 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. были отдельные фигуры животных (стоящие, лежащие, свернувш. клубком, скачущие, галопирующие) или части их, пары животных, сцены борьбы зверей. В обстановке разложения родового строя, утрачивая постепенно первонач. тотемич. смысл, изображаемые животные сохран. свое магич. значение; образы грифонов и др. хищников на оружии и конской сбруе как бы усиливали боевую мощь воинов и конницы.
условное наименование широко распространенного в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке (См. Бронзовый век, Железный век). Происхождение звериного стиля связано с почитанием священного зверя, изображение которого постепенно превращалось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы звериного стиля известны в Египте и Месопотамии в 3 тыс. до н.э., В Передней Азии, Индии и Китае – во 2 тыс. до н.э. В это же время звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племен Южной Сибири 1 тыс. до н.э. и первых веков н.э. Скифский звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (См. Грифон). Приемы изображений различны: гравировка по металлу и литье, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в зверином стиле. Реалистичность изображения сочеталась с определенной условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами, хищники – иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются определенные приемы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога – завитков, пасть – полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела животного, служившая ее символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных. В сарматском зверином стиле схематизация и условные черты усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1 тыс. н.э. звериный стиль постепенно утратил свое значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на Запад и мусульманского на Восток. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов. Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин). См. Первобытное искусство.
Звериный стиль — условное обозначение художественного стиля, отличающееся созданием предметов с изображениями животных и мифических существ, широко представленного в археологических культурах бронзового и железного веков.
Содержание
Общие сведения
Изображать животных начали ещё первые люди, но практика массового производства различных предметов с изображениями в зверином стиле появилась в бронзовом веке, и возросла в железном веке. Самые лучшие изображения в зверином стиле основаны на любви к природе, восхищению животными и их движениями, наблюдению борьбы зверей и т. д. Своим рождением и сюжетами изображений звериный стиль обязан Тотемизму. Чаще всего изображались обожествляемые животные, хищные звери, птицы и фантастические существа (грифоны). Для создания предметов с изображениями использовались все доступные тогда технологии, а для создания особо ценных предметов (для избранных) использовалось золото, серебро, драгоценные камни и т. д. Мастера всех древних народов старались копировать друг у друга не только художественные приемы, но и технологии работы с различными материалами.
В результате распространения новых религий, которые далеки от Тотемизма, звериный стиль утратил своё значение и масштабы использования, однако некоторые изображения в зверином стиле, ставшие популярными, повлияли на формирование современных национальных орнаментальных мотивов, государственных символик и т. д..
Первые найденные материальные артефакты с изображениями в зверином стиле датируются :
— в Египте и Месопотамии V тыс. до н. э. — в Передней Азии, Индии и Китае — IV тыс. до н. э. — в России (Майкопская культура) — IV тыс. до н. э.
Типы артефактов звериного стиля, обнаруживаемых в РФ
На территории России и в ряде соседних государств, наблюдаются археологические находки, которые можно отнести к 6 основным типам звериного стиля.
Человек начал украшать то, что сделал своими руками с того самого момента, как впервые вышел из животного состояния. С тех пор различные узоры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что довольно затруднительно стало найти предмет, который не имел бы никакого орнамента, ведь различные узоры не только радуют глаз своей красотой, но и являются носителями ценной информации, доступной только посвященным. Обычно орнамент, несмотря на всю свою древность, является вспомогательным элементом "настоящего" искусства и в крайне редких случаях занимает в ней достойное место, являясь его первоосновой и хранителем устоев, как, например, "звериный стиль" кочевых народов Евразии.
В силу природных условий и образа жизни кочевники-скотоводы остались куда ближе к природе, чем отделившиеся от них ранее оседлые земледельцы. Для живших в вольной, пока ещё мало затронутой человеком степи, кочевников различные животные, которых они встречали во время своих скитаний по степи были одним из самых сильных впечатлений в жизни. Вообще, жизнь скотовода сильно зависит от различных животных, как домашних, так и диких, поэтому неудивительно, что они стали для них объектами поклонения, духами-покровителями в их нелегкой жизни. Это, а также восхищение живыми существами и вообще нетронутой природой и родило знаменитый "звериный стиль".
Изображали зверей и сцены с ними на всем и из всего: на металле, камне, ткани, даже войлоке. Популярности звериного стиля способствовало также и то, что звериные орнаменты служили своего рода письменностью для тех, кто умел ее расшифровывать. На протяжении тысячелетий между народами Великой степи шел активный культурный обмен, в ходе которого во всеобщее достояние переходили не только отдельные мотивы и творческие находки мастеров стиля, но и технологии обработки различных материалов.
В истории "звериного стиля" можно выделить несколько отдельных этапов, связанных с историей различных, сменяющих друг друга кочевых культур.
1. Майкопский звериный стиль - самый древний, истоки которого восходят к "звериному стилю" Шумера и Аккада. Его особенности:
— определенный набор животных, изображения которых занимают центральное место,
— композиционное оформление в виде процессии или ряда фигур,
— отсутствие фантастических существ,
— предельная типизация образов,
— простота и геометризм рисунка
— четко видимая связь изображений животных с космогоническими представлениями.
2. Скифский звериный стиль - произошёл от майкопского путем перенятия отдельных его элементов представителями карасукской культуры (XIII - IX века до н. э). Дал множество ответвлений, наиболее известным из которых является пермский звериный стиль. Его особенности:
- строго определенные, канонические, наборы животных для изображения (копытные, хищники, птицы и фантастические животные) и позы для их изображений.
- смысловая сакральная нагрузка изображений в виде идеи преодоления смерти.
- связь с погребальным культом.
Бляшка с изображением двух антропоморфных существ верхом на коне, попирающем змея. Пермский край, Х век н. э.
Бляшка с изображением двух антропоморфных существ верхом на коне, попирающем змея. Пермский край, Х век н. э.
3. Сарматский звериный стиль - результат дальнейшей эволюции скифского звериного стиля после завоевания скифов сарматами в III веке до н. э. Его особенности:
- большая степень условности.
- обилие цветовых элементов.
- несмотря на обилие элементов из различных культур эклектичность отсутствует как таковая.
4. Меотский звериный стиль или "Прикубанское барокко" - назван так по древнегреческому названию Азовского моря ("Меотийское болото"). Вобрал в себя все самое лучшее от предыдущих стилей, а также от античного искусства, ведь большая часть произведений этого стиля изготовлялась в городах Боспорского царства, откуда экспортировалась в Степь. Его особенности:
- высокая реалистичность изображений.
- присутствие религиозных элементов не только чисто степного, но и античного происхождения.
Основанны на стилизованных изображениях реальных и фантастических животных и частей их тела. Для звериного стиля характерно натуралистичное подчёркивание отдельных анатомических деталей в сочетании с линейной стилизацией и орнаментализацией.
Специфические приёмы стилизации зооморфных изображений вырабатываются в искусстве древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Ирана, Китая и др. За их пределами в железном веке и раннем Средневековье звериный стиль складывается в искуссиве Латена, в степных культурах Евразии (скифо-сибирский звериный стиль), у финно-угров (пермский звериный стиль), германцев, в искусстве Британских островов, развивавшемся на основе кельтских (смотрите Гэлы), и германских традиций и др.
К позднейшим памятникам тератологии относится орнамент южнославянских и русских рукописей XII-XVI веков. Традиции звериного стиля прослеживаются в народной орнаментике Нового времени. К звериному стилю типологически близка зооморфная орнаментика и пластика древнеберингоморской культуры, индейцев Северо-Запада Северной Америки, маори и др.
Звериный, или анималистичный [ источник не указан 284 дня ] стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Читайте также: