Зуев василий федорович вклад в естествознание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Зуев Василий Федорович (1754-1794) - академик, профессор учительской семенарии, написал первый отечественный учебник по естествознанию.

В учебнике материала располагался в определенной системе, был изложен живым, образным языком, дающим ясное представление внешний вид животного или растения, но и его образ жизни, строение, размножение. Много внимания уделялось использованию описываемых растений и животных.

При характеристике домашних животных давались практически советы по уходу за ними, указывались способы борьбы с болезнями.

Отличительной чертой учебника явилось отсутствие стремления использовать знакомство с природой для религиозного воспитания. В учебнике был представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), отбор объектов для изучения осуществлялся исход из практического значения их для человека.

С учебника В. Ф Зуева начинается методика естествознания. В предисловии к учебнику определялись учебно- воспитательные задачи школьного естествознания, давались методические указания, как преподавать естествознание; там же В.Ф. Зуев отмечал, что естествознание должно давать учащимся знания, необходимые в жизни.

Для достижения сознательного усвоения рекомендуется обучения вести на основе наглядности и предметности. Признавая ведущую роль учителя при обучении естественной истории, В.Ф Зуев большое значение придавал и самостоятельным работам учащихся. Он предлагал учителям предоставлять возможность учащимся самим определять изучаемые предметы природы, находить местообитание изучаемых растений и животных по географическим картам, описывать своими словами предметы. В.Ф Зуев был сторонником изучения натуральных предметов природы и лишь в тех случаях, когда их невозможно предоставить, использовал таблицы и картины. Ф.В. Зуев рекомендовал составлять коллекции, гербарии и сам составил первый в России атлас стенных таблиц, широко применявшихся сорока лет.

В.Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебников, а изучая окружающею природу, совершать с учащимися изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Все это дает возможность признать, что во второй половине 18 века зародилась русская методика преподавания естествознания, основоположником которая являлся В.Ф Зуев. Решая практические вопросы преподавания, В.Ф Зуев поднял такие важнейшие теоретические проблемы методику, как науку и учебный предмет, последовательность и система содержания школьного предмета, доступность его изложения, активное, сознательное и прочное усвоение знаний, связь школьного естествознания с практической деятельностью людей. Данный период в развитии методики естествознания получил название практического.

Зуев Василий Федорович (1754—1794) — академик, профессор учительской семинарии, написал первый отечественный учебник по естествознанию.

В учебнике материал располагался в определенной системе, был изложен живым, образным языком, дающим ясное представление об описываемом объекте; автор описывал не только внешний вид животного или растения, но и его образ жизни, строение, размножение. Много внимания уделялось использованию описываемых растений и животных.

При характеристике домашних животных давались практические советы по уходу за ними, указывались способы борьбы с болезнями.

Отличительной чертой учебника явилось отсутствие стремления использовать знакомство с природой для религиозного воспитания. В учебнике был представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), отбор объектов для изучения осуществлялся исходя из практического значения их для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествознания. В предисловии к учебнику определялись учебно-воспитательные задачи школьного естествознания, давались методические указания, как преподавать естествознание; там же В. Ф. Зуев отмечал, что естествознание должно давать учащимся знания, необходимые в жизни.

В. Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а, изучая окружающую природу, совершать с учащимися экскурсии в горы, на поля, в леса,

включать в учебные занятия изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Все это дает возможность признать, что во второй половине XVIII века зародилась русская методика преподавания естествознания, основоположником которой явился В. Ф. Зуев.

Естествознание должно стать предметом изучения с первых дней пребывания детей в школе. Это необходимо по целому ряду соображений.

1) Естествознание в младших классах необходимо, как основа для будущих систематических курсов. Ведь и ботаника, и зоология и т. д. — это курсы систематические, курсы обобщающие. Их цель, их задача привести сознание учащихся к более сложным обобщениям, к более сложным выводам и заключениям, к законам. Одна из причин, почему ботаника, зоология и т. д. так трудны для учащихся, заключается в том, что в сознании учащихся нет начала, нет представлений о самых обычных явлениях и связанных с их познанием самых элементарных понятий, самых простейших обобщений. Как бы ни был элементарен систематический курс ботаники, но он неизбежно вынужден опираться на массу самых первичных понятий из мира растений: берёза, сосна, дуб, свёкла, картофель, глухая крапива и т. д. А мы только что видели, что у многих учащихся подобных понятий или совсем нет или они очень невысокого качества. Несомненно, многие, изучая ботанику, продолжают, не имея необходимого для этого продолжения начала.

Список литературы
1. Зуев В.Ф. Педагогические труды. М., 1956.
2. Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи. Ч.1-2. Спб., 1786.
3. Путешественные записки Василья Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781- 1782 годах. Спб,. 1787.
4. Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955.
1 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955. С.321. 2 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955. С.322. 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Василий Федорович Зуев

в истории отечественной педагогики

Академик Василий Федорович Зуев, гео-граф и натуралист, сыграл выдающуюся роль в развитии педагогических идей в Рос-сии: он принимал деятельное участие в пер-воначальной организации русской общеоб-разовательной школы, был автором первого учебника естественной истории, первым ме-тодистом по естествознанию и наставником первой группы учителей по этому предмету. Педагогическая деятельность В.Ф. Зуева в годы его жизни не была оценена по достоин-ству: он даже подвергся преследованию за нее. Его имя было надолго забыто. Лишь в 1922 г. Б.Е. Райков установил имя автора первого безымянного учебника по естество-знанию — В.Ф. Зуева, проанализировал его роль в школьном естественно-научном обра-зовании в России как методиста.

Имя В.Ф. Зуева теперь вошло во все ру-ководства по методике естествознания, о

нем упоминают преподаватели, читающие этот курс в педагогических вузах. Однако работ В.Ф. Зуева (по причине их библио-графической редкости) нет в педагогиче-ских библиотеках. С ними не могут позна-комиться ни учителя, ни студенты педву-зов, ни руководители кафедр педагогики. Вот почему возникла необходимость на-помнить нашим современникам о выдаю-щемся ученом и педагоге.

Василий Федорович Зуев родился в 1754 г. (по данным Б.Е. Райкова — в 1752 г.). Он происходил из крестьян Твер-ской губернии. Отец его был солдатом Се-меновского полка, который стоял в Петер-бурге. Жены солдат-гвардейцев имели пра-во проживать при мужьях в особой слободе, а дети пользовались некоторыми льготами. Так, В.Ф. Зуев в возрасте 12 лет был при-нят в гимназию, которая тогда существова-

Сегодня этот учебник представляет для нас интерес как первый опыт определения содержания начального этапа естественно-научного образования. В то время учебник

вышел без указания фамилии автора, но стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению при-роды. Содержание учебника, стиль его из-ложения по праву заслужили высокую оценку ученых — современников автора. По отзыву П.С. Палласа, этот труд В.Ф. Зуева превосходил все тогдашние иностранные руководства по этому предмету. По нашему мнению, он является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и мето-дике преподавания школьного естествозна-ния на заре его становления.

деть разнообразие и единство живой приро-ды, лучше усвоить знания. Описания расте-ний и животных довольно интересны, изло-жены доступным для детей языком, сдела-ны на уровне науки того времени, проник-нуты идеей их практической значимости для человека, жизнь организмов рассматри-вается в связи с их средой обитания. Таким образом, ученый впервые начал решать проблему отличия учебного предмета от на-уки, определил порядок изложения матери-ала в школьных учебниках, вытекающий из взаимосвязей в природе, отвечающий логи-ке науки (неживая природа — растения — животные) и соответствующий ходу эволю-ции жизни на земле.

В.Ф. Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описы-вая березу, он сообщает, как изготовить хо-роший деготь, на примере липы — как при-готовить из нее мочало, дает совет, что луч-ше всего из липы делать ложки для еды и что она хороша для посадки в аллеях. Такой ярко выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень ва-жен, так как показывал большую роль естест-венно-научной грамотности для человека в его повседневной и трудовой жизни.

ализовано в учебнике путем введения све-дений прикладного характера к описывае-мым объектам природы.

И наконец, весьма ценными являются рекомендации В.Ф. Зуева изучать живые организмы в их связи с окружающей сре-дой. Здесь уместно вспомнить о предложен-ном ученым порядке изучения природы, построенном на эволюционном подходе, на

взаимосвязи составляющих природы. Эти два положения свидетельствуют о том, что Зуев заложил такой важный принцип есте-ственно-научного образования, как прин-цип экологической направленности.

1. Начертание естественной истории, издан-ной для народных училищ. (Предисловие). СПб., 1876.

Читайте также: