Зороастризм кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Возникнув на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, зороастризм получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и был господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI в. до н. э. до VII в. н. э. После завоевания Ирана арабами в VII в. н. э. и принятия новой религии — ислама — зороастрийцы стали подвергаться гонениям, и в VII—X вв. большинство из них постепенно переселились в Индию (штат Гуджарат), где их называли парсами. В настоящее время зороастрийцы помимо Ирана и Индии проживают в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, а также в США, Канаде и Австралии. В современном мире число последователей зороастризма составляет не более 130—150 тыс. человек.

Зороастрийское вероучение было уникальным для своего времени, многие его положения глубоко благородны и нравственны, поэтому вполне возможно, что более поздние религии, такие, как иудаизм, христианство и ислам, кое-что позаимствовали из зороастризма. Например, как и зороастризм, они монотеистичны, т. е. в основе каждой из них лежит вера в единого верховного Бога, творца вселенной; вера в пророков, осенённых божественным откровением, которое и становится основой их вероучений. Как и в зороастризме, в иудаизме, христианстве и исламе существует вера в приход Мессии, или Спасителя. Все эти религии вслед за зороастризмом предлагают следовать возвышенным нормам морали и строгим правилам поведения. Не исключено, что учения о загробном мире, рае, аде, бессмертии души, воскресении из мёртвых и установлении праведной жизни после Страшного суда также появились в мировых религиях под влиянием зороастризма, где они присутствовали изначально.

Так что же такое зороастризм и кем был его полумифический основатель пророк Зороастр, какое племя и народ он представлял и что проповедовал?

z1.jpg

ИСТОКИ РЕЛИГИИ

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

БОЖЕСТВА ЗОРОАСТРИЙЦЕВ

z4.jpg

z2.jpg

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями — божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже получило некоторое распространение другое название зороастризма — маздеизм.

Воинство Ахримана составляют дэвы. Зороастрийцы верят, что это злые духи, колдуны, злые властители, которые вредят четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Кроме того, в них выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь. Божество огня Ахура-Мазда сотворил жизнь, тепло, свет. В ответ на это Ахриман создал смерть, зиму, холод, зной, вредных животных и насекомых. Но в итоге, согласно зороастрийскому вероучению, в этой борьбе двух начал Ахура-Мазда окажется победителем и уничтожит зло навсегда.

НЕБЕСНАЯ СТРАНА АХУРА-МАЗДЫ

Зороастрийцы рассказывают, что в древние времена, когда предки их жили ещё в своей стране, арии — люди Севера — знали дорогу к Великой Горе. В древности мудрые люди хранили особый ритуал и умели изготавливать из трав чудесный напиток, освобождавший человека от телесных уз и позволявший странствовать среди звёзд. Преодолев тысячи опасностей, сопротивление земли, воздуха, огня и воды, пройдя через все элементы, те, кто хотел своими глазами видеть судьбы мира, достигали Лестницы Звёзд и, то поднимаясь ввысь, то спускаясь так низко, что Земля казалась им сияющей вверху светлой точкой, оказывались, наконец, перед воротами в рай, которые охраняли вооружённые огненными мечами ангелы.

И вот откуда-то среди вечных снегов и льдов появлялось сияющее пламя. Огненный столп вёл странников к входу, и там встречали посланников Ахура-Мазды духи Горы.

Первое, что представало глазам странников, вступивших в подземные галереи, была звезда, подобная тысяче разнообразных лучей, слитых воедино.

КОСМОЛОГИЯ

Поскольку жизнь делится на благо и зло, следует избегать зла. Боязнь осквернения источников жизни в любой форме — физической или нравственной — является отличительной чертой зороастризма.

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЗОРОАСТРИЗМЕ

В зороастризме важная роль отводится духовному совершенствованию человека. Главное внимание в этической доктрине зороастризма сосредоточивается на деятельности человека, которая основана на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Зороастризм приучал человека к чистоте и порядку, учил состраданию к людям и благодарности к родителям, семье, соотечественникам, требовал выполнять свои обязанности по отношению к детям, помогать единоверцам, заботиться о земле и пастбищах для скота. Передача этих заповедей, ставших чертами характера, из поколения в поколение сыграла важную роль в выработке жизнестойкости зороастрийцев, помогла выдержать тяжкие испытания, постоянно выпадавшие на их долю на протяжении многих веков.

Зороастризм, предоставляя человеку свободу выбора своего места в жизни, призывал избегать творить зло. В то же время по зороастрийскому вероучению судьба человека определена роком, но от его поведения в этом мире зависит, куда попадёт его душа после смерти — в рай или ад.

СТАНОВЛЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА

z8.jpg

ОГНЕПОКЛОННИКИ

z6.jpg

Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Ни один праздник, церемония или обряд не обходился без огня (Атар) — символа Бога Ахура-Мазды. Огонь представлялся в различных видах: небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и, наконец, высший священный огонь, зажигающийся в храмах. Первоначально у зороастрийцев не было храмов огня и напоминающих человека изображений божеств. Позднее стали строить храмы огня в виде башен. Такие храмы существовали в Мидии на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Внутри храма огня имелось треугольное святилище, в центре которого, слева от единственной двери, находился четырёхступенчатый алтарь огня высотой около двух метров. По лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда был виден издалека.

При первых царях Персидской державы Ахеменидов (VI в. до н. э.), вероятно при Дарий I, Ахура-Мазду стали изображать на манер несколько видоизменённого ассирийского бога Ашшура. В Персеполе — древней столице Ахеменидов (близ современного Шираза) — изображение Бога Ахура-Мазды, высеченное по приказу Дария I, представляет собой фигуру царя с распростёртыми крыльями, с солнечным диском вокруг головы, в тиаре (короне), которую венчает шар со звездой. В руке он держит гривну — символ власти.

Сохранились высеченные на скале изображения Дария I и других ахеменидских царей перед алтарём огня на гробницах в Накше-Рустам (ныне город Казерун в Иране). В более позднее время изображения божеств — барельефы, горельефы, статуи — встречаются чаще. Известно, что ахеменидский царь Артаксеркс II (404—359 гг. до н. э.) приказал воздвигнуть статуи зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты в городах Сузы, Экбатаны, Бактра.

z5.jpg

Согласно зороастрийскому вероучению, мировая трагедия состоит в том, что в мире действуют две основные силы — созидательная (Спента-Майнью) и разрушительная (Анхра-Майнью). Первая олицетворяет всё доброе и чистое в мире, вторая — всё отрицательное, задерживающее становление человека в добре. Но это не дуализм. Ахриман и его воинство — злые духи и созданные им злые существа — не равны Ахура-Мазде и никогда не противопоставляются ему.

Зороастризм учит о конечной победе добра во всём мироздании и об окончательном разрушении царства зла — тогда наступит преображение мира.

Преображение тел произойдёт одновременно с преображением земли, в одно и то же время изменятся мир и его население. Жизнь вступит в новую фазу. Поэтому день конца этого мира представляется зороастрийцам днём торжества, радости, исполнения всех надежд, концом греха, зла и смерти.

Как великие страдания способствуют росту каждой отдельной души, так без всеобщей катастрофы не сможет возникнуть новая, преображённая вселенная.

Всякий раз, когда кто-либо из великих посланников верховного Бога Ахура-Мазды появляется на земле, чаша весов склоняется и наступление конца становится возможным. Но люди боятся конца, они защищаются от него, своим маловерием мешают концу наступить. Они как стена, глухая и косная, застыли в своей многотысячелетней тяжести земного бытия.

Что из того, что до конца мира пройдут ещё, может быть, сотни тысяч или даже миллионы лет? Что из того, что река жизни долго ещё будет течь в океан времени? Рано или поздно настанет возвещённое Зороастром мгновение конца — и тогда, как образы сна или пробуждения, разрушится непрочное благополучие неверующих. Как буря, которая ещё скрывается в облаках, как пламя, дремлющее в дровах, пока они ещё не зажжены, в мире присутствует конец, а сущность конца — преображение.

Те, кто помнит об этом, те, кто бесстрашно молится о скорейшем наступлении этого дня, только они воистину друзья воплощённого Слова — Саошьянта, Спасителя мира. Ахура-Мазда — Дух и Огонь. Символ пламени, горящего на высоте, — это не только образ Духа и жизни, другое значение этого символа — пламя будущего Пожара.

В день воскресения каждая душа потребует себе тело от элементов — земли, воды и огня. Восстанут все мёртвые с полным сознанием совершённых ими добрых или злых дел, и горько будут рыдать грешники, сознавая свои злодеяния. Затем в течение трёх дней и трёх ночей праведные будут отделены от грешников, пребывающих во мраке предельного помрачения. На четвёртый день злобный Ахриман будет обращён в ничто и всемогущий Ахура-Мазда воцарится повсюду.

ЗОРОАСТРИЗМ ПРИ САСАНИДАХ

z3.jpg



Ахура Мазда вручает символ власти царю Ардаширу, III век.

ХРАМЫ ОГНЯ.

Для укрепления своей власти среди населения империи Сасаниды начали покровительствовать зороастрийской религии. По всей державе, в городах и сельской местности, было создано большое количество алтарей огня. Во времена Сасанидов храмы огня традиционно строились по единому плану. Их внешнее оформление и внутреннее убранство были очень скромными. Строительным материалом служили камень или необожжённая глина, стены внутри штукатурили.

z9.jpg

Храм огня (предположительная конструкция по описаниям)
1 - чаша с огнем
2 - вход
3 - зал для молящихся
4 - зал для жрецов
5 - внутренние дверные проемы
6 - служебные ниши
7 - отверстие в куполе

Храм представлял собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте — алтаре — помещался священный огонь. Зал был отгорожен от других помещений таким образом, чтобы огонь не был виден.

z10.jpg

Зороастрийские храмы огня имели свою иерархию. Каждый властелин владел собственным огнём, зажигавшимся в дни его царствования. Самым великим и почитаемым был огонь Варахрама (Бахрама) — символ Праведности, составлявший основу священных огней главных провинций и крупных городов Ирана. В 80—90-х гг. III в. всеми религиозными делами ведал верховный жрец Картир, основавший по всей стране множество таких храмов. Они стали центрами зороастрийского вероучения, строгого соблюдения религиозных обрядов. Огонь Бахрама был способен придавать людям силу для победы добра над злом. От огня Бахрама зажигались огни второй и третьей степени в городах, от них — огни алтарей в деревнях, небольших населённых пунктах и домашних алтарей в жилищах людей. По традиции огонь Бахрама состоял из шестнадцати видов огня, взятых из домашних очагов представителей разных сословий, в том числе служителей культа (жрецов), воинов, писцов, торговцев, ремесленников, земледельцев и т. д. Однако одним из главных огней был шестнадцатый, его приходилось ждать годами: это огонь, который возникает от ударов молнии в дерево.

Через определённое время огни всех алтарей необходимо было обновлять: существовал особый ритуал очищения и возведения на алтарь нового огня.

z11.jpg


Священнослужитель-парс.

Рот прикрыт покрывалом (падан); в руках - короткий современный барсом (ритуальный жезл) из металлических стержней

Прикасаться к огню мог только жрец, у которого на голове была белая шапочка в форме тюбетейки, на плечах — белый халат, на руках — белые перчатки, а на лице — полумаска, чтобы дыхание не оскверняло огонь. Священнослужитель постоянно помешивал огонь в светильнике алтаря специальными щипцами, чтобы пламя горело ровно. В алтарной чаше сжигались дрова из ценных твёрдых пород деревьев, в том числе сандалового. Когда они горели, храм наполнялся ароматом. Накопившуюся золу собирали в специальные коробочки, которые потом закапывали в землю.

z13.jpg


Жрец у священного огня

z14.jpg

На схеме изображены ритуальные предметы:
1 и 2 — культовые чаши;
3, 6 и 7 — сосуды для пепла;
4 — ложка для собирания золы и пепла;
5 — щипцы.

СУДЬБА ЗОРОАСТРИЙЦЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ

Усилился антагонизм между персами, принявшими ислам, и персами-зороастрийцами. В то время как зороастрийцы лишались всех прав, если они отказывались принять ислам, многие персы-мусульмане занимали важные посты в новой администрации халифата.

Жестокие преследования и усилившиеся столкновения с мусульманами вынуждали зороастрийцев постепенно покидать родину. Несколько тысяч зороастрийцев переселились в Индию, где их стали называть парсами. Согласно преданиям, парсы около 100 лет скрывались в горах, после чего вышли к Персидскому заливу, наняли корабль и приплыли на остров Див (Диу), где прожили 19 лет, а после переговоров с местным раджой поселились в местечке, которое назвали Санджан в честь своего родного города в иранской провинции Хорасан. В Санджане они построили храм огня Атеш Бахрам.

В течение восьми столетий этот храм был единственным храмом огня парсов на территории индийского штата Гуджарат. Уже через 200—300 лет парсы Гуджарата забыли родной язык и стали говорить на гуджаратском диалекте. Миряне носили индийскую одежду, но жрецы по-прежнему появлялись только в белом одеянии и белой шапочке. Парсы Индии жили особняком, своей общиной, соблюдая древние обычаи. Парсийская традиция называет пять основных центров поселения парсов: Ванконер, Варнав, Анклесар, Броч, Навсари. Большинство зажиточных парсов в ХVI—XVII вв. селились в городах Бомбее и Сурате.

До монгольского завоевания Ирана и образования Делийского султаната (1206 г.), а также до завоевания Гуджарата мусульманами в 1297 г. связи между зороастрийцами Ирана и парсами Индии не прерывались. После монгольского нашествия на Иран в XIII в. и завоевания Индии Тимуром в XIV в. эти связи прервались и на некоторое время возобновились лишь в конце XV в.

В середине XVII в. зороастрийская община вновь подверглась преследованию со стороны шахов Сефевидской династии. По указу шаха Аббаса II зороастрийцев выселяли из предместий городов Исфахана и Кермана и насильственно обращали в ислам. Многим из них под страхом смертной казни пришлось принять новую веру. Уцелевшие зороастрийцы, видя, что их религия подвергается оскорблениям, стали скрывать алтари огня в специальных постройках, не имевших окон, которые служили храмами. В них могли входить только священнослужители. Верующие находились на другой половине, отделённой от алтаря перегородкой, позволяющей видеть лишь отсвет огня.

И в новое время зороастрийцы испытывали гонения. В XVIII в. им запрещалось заниматься многими видами ремёсел, торговать мясом, работать ткачами. Они могли быть торговцами, садоводами или земледельцами и носить одежду жёлтого и тёмных цветов. На постройку жилищ зороастрийцам необходимо было получать разрешение у мусульманских правителей. Свои дома они строили низкими, частично скрытыми под землёй (что объяснялось близостью пустыни), с куполообразными крышами, без окон; в середине крыши находилось отверстие для вентиляции. В отличие от жилищ мусульман жилые комнаты в домах зороастрийцев всегда располагались в юго-западной части строения, на солнечной стороне.

Постоянная борьба за существование, скитания, неоднократные переселения наложили отпечаток на внешний облик, характер и быт зороастрийцев. Им приходилось постоянно заботиться о спасении общины, сохранении веры, догматов и обрядов.

Многие европейские и русские учёные и путешественники, побывавшие в Иране в XVII—XIX вв., отмечали, что по внешнему облику зороастрийцы отличались от прочих персов. Зороастрийцы были смуглые, выше ростом, имели более широкий овал лица, тонкий орлиный нос, тёмные длинные волнистые волосы и густые бороды. Глаза широко расставлены, серебристо-серого цвета, под ровным, светлым, выступающим лбом. Мужчины были крепкими, хорошо сложёнными, сильными. Женщины-зороастрийки отличались очень приятной внешностью, часто встречались красивые лица. Не случайно их похищали персы-мусульмане, обращали в свою веру и женились на них.


Даже одеждой зороастрийцы отличались от мусульман. Поверх брюк они носили широкую хлопчатобумажную рубаху до колен, подпоясанную белым кушаком, а на голове — войлочный колпак или тюрбан.

Иначе сложилась жизнь у индийских парсов. Образование в XVI в. империи Великих Моголов на месте Делийского султаната и приход к власти хана Акбара ослабили гнёт ислама над иноверцами. Отменили непосильный налог (джизию), зороастрийские служители культа получили небольшие земельные наделы, была предоставлена большая свобода разным религиям. Вскоре хан Акбар начал отходить от ортодоксального ислама, заинтересовавшись верованиями парсов, индусов и мусульманских сект. При нём происходили диспуты представителей разных религий, в том числе и с участием зороастрийцев.

В XVI—XVII вв. парсы Индии были хорошими скотоводами и земледельцами, выращивали табак, занимались виноделием, поставляли морякам пресную воду и дерево. Со временем парсы стали посредниками в торговле с европейскими купцами. Когда центр парсийской общины Сурат перешёл во владение Англии, парсы переселились в Бомбей, который в XVIII в. был постоянным местом жительства богатых парсов — купцов и предпринимателей.

В течение XVI—XVII вв. связи между парсами и зороастрийцами Ирана часто прерывались (в основном из-за вторжения афганцев в Иран). В конце XVIII в. в связи с захватом Ага Мохаммед-ханом Каджаром города Кермана отношения между зороастрийцами и парсами прервались надолго.

Зороастризм (кратко)


Зороастризм как вечное противостояние Добра и Зла.

Основателем зороастризма является Заратуштра. Он до недавнего времени являлся лицом мифологическим и считалось, что на самом деле он никогда не жил. Но в последнее время, после проведения исследований было доказано, что Заратуштра - это реальный человек, который родился на северо-западе Ирана. Касаемо времени его жизни, кратко говоря, факты расходятся: одни считают, что он жил в 7-6 вв. до н.э., другие - в 6 тысячелетии до н.э. Официально признанная дата возникновения зороастризма - VI I-VI вв. до н.э., хотя произведенные исследования доказывают, что священная книга Авеста писалась примерно в 6 тысячелетии до н.э.
Заратуштра являлся жрецом, приносящим жертвы древнеиранским богам и совершающим ритуалы. В возрасте, примерно, 30 лет он получил откровение от бога Ахурамазды. После чего начал проповедовать новую религию. В течение 10 лет он проповедовал религию среди простого населения, но в 618 году до н.э. он обратил в зороастризм царя Виштаспу, его родственников и ближайшее окружение. Немного позже в эту религию было обращено все население Ирана. Но 583 год до н.э. стал трагическим. Заратуштра был убит кочевниками из Бактрии, воевавшими против Виштаспы.
Исходя из вероучения зороастризма, вначале был Совершенный мир, не наполненный ничем, кроме Света. Затем в этом мире возник Ахурамазда. После этого верховное божество населило мир Духовными созданиями, в том числе по Закону Полярности были созданы отрицательные персонажи. Высшим из них был Анхраманью, являющийся духом Тьмы. По мировоззрению зороастризма процесс Творения длился 12 тысяч лет:
- "Творение". Данный период длился 6000 лет. Вначале существовали Совершенные Духовные создания. Но дух Тьмы совершал нападения на мир Света, однако Тьма потерпела сокрушительное поражение, а дух был скован Ахурамаздой на 3000 лет. С этого времени начался период 9000 лет, после его окончания зло полностью потеряет силы и исчезнет. В последние 3 тысячи лет этого периода Ахурамаздой был спроектирован Духовный вариант созданий, на его основе он создал материальных существ, совершенных по своей природе;
- "Смешение". Этот период, также, как и предыдущий продолжался 6000 лет. В первые 3 тысячи лет Анхраманью вновь производит нападение на мир Света, вследствие чего ему удается захватить семь материальных существ. После этого начинается время беспорядка и хаоса, по его окончании в мире появляется пророк Заратуштра и начинается 3000-летний период противоречий и борьбы Добра со Злом. Именно в этом и состоит главная суть Зороастризма. После окончания этих 3000 лет должен родиться Спаситель. После чего будет устроен Последний Суд, затем Воскресение, а в конце всего Рождение обновленного бессмертного тела и получение Бессмертия существами, признанными праведными. Касаемо же Зла - оно будет уничтожено навсегда.
В завершение всего время исчезнет - прекратит существование, а все создания обретут первоначальный совершенный вид и духовное состояние.
Ахурамазда является верховным богом в зороастризме. Его имя состоит из двух частей: Ахура, означает "Владыка", а Мазда отождествляет его "Всезнающим". Именно он является создателем всего живого и неживого во всем Космосе. Он создал Законы, по которым существует жизнь и не вмешивается в процессы, происходящие на основах этих Законов. Ахурамазду нет возможности обмануть, он знает все мысли людей, уже свершившихся и только возникающих в головах у людей. В то же время он является добрым и всепрощающим богом. Если человек ведет праведную и справедливую жизнь, то он ему всячески помогает в делах.
Человек в зороастризме признан самым совершенным материальным существом. Он был создан для того, чтобы управлять всеми остальными творениями Ахурамазды, а также выполнять Божественную Миссию. Именно при активном действии человека будет совершено Воскресение. Исходя из своего предназначения человек был создан из 9 компонентов: три из них являются физическими, три полудуховными и еще три духовными.
Суть зороастризма дуальна: в нем все происходит в неразрывной связи Зла и Добра, причем самое деятельное участие в этом процессе принимает человек. Поэтому в жизни человека огромное значение играет очищение и чистота. Трупы зороастрицы никогда не хоронили, потому как земля являлась священной. Тела умерших сжигались - огонь имел большую очистительную силу. Немногим позже стали строить пустые башни. В них трупы зороастрицев сбрасывались, причем эту функции выполняли не зороастрийцы. Плоть поедалась грифами, а солнце иссушало кости. После заполнения башни, она заливалась асфальтом и покидалась.


В 1 тысячелетии до н.э. в Средней Азии распространяется религия, получившая название зороастризм. Она зародилась ещё тогда, когда люди обожествляли окружающую их природу. Зороастрийцы поклонялись огню (солнцу), земле, воде, луне, звёздам и считали их священными.

О возникновении зороастризма существует такая легенда. Однажды ранним утром Заратуштра пришёл на берег реки, чтобы набрать воды. В прозрачной воде он увидел изображение одного из посланников верховного божества Ахурамазды, который лучом света показывал ему, куда надо идти. Заратуштра последовал за волшебным лучом и вскоре оказался перед лицом Ахурамазды, который сообщил ему, что Заратуштра избран им для распространения знаний об Ахурамазде и его добрых делах.

Заратуштра — основатель новой религии — зороастризма.


Ахурамазда

Астролог - это человек, занимающийся предсказанием будущего по расположению небесных светил.

Распространение зороастризма

Во время распространения зороастризма не было ни храмов, ни специальных книг, по которым бы люди молились. Религиозные обряды проводились под открытым небом, перед костром или огнём домашнего очага.

В начале 1 тысячелетия до н.э. возникла необходимость объединения различных племён в борьбе с завоевателями. В своих проповедях Заратуштра как раз и призывал к единению, которое помогло бы противостоять завоевателям.

Впервые отдельные её части удалось перевести французскому учёному А. Дюперрону.

Боги зороастризма

Наиболее чтимыми богами у зороастрийцев были Ахурамазда, Митра и Анахита. Ахурамазда считался верховным богом, Митра — богом солнца и света, покровителем земледельцев и скотоводов. Митра был главным посредником между Ахурамаздой и людьми. Его изображали в виде юноши-воина. С помощью огненных молний он сражался с богом зла и смерти — Ахриманом. Радуге, появляющейся после дождя, поклонялись как луку Митры, мечущему стрелы. Богиней плодородия и воды у зороастрийцев считалась Анахита. Поклонялись они также богине счастья и богатства Хумо, представлявшейся им в виде прекрасной птицы. Хумо невидима, считали зороастрийцы, но если на кого-то упадет её тень, тот будет счастлив, к нему придёт богатство.


Восход солнца, которому поклонялись зороастрийцы


Митра — бог Солнца

Вторым существом, рождённым из света, подобно Ахурамазде, был Ахриман. Но он начал завидовать Ахурамазде, за что был наказан: ему предстояло пробыть двенадцать тысяч лет во тьме. Но Ахриман создал бесчисленное множество злых духов, наполнивших землю болезнями и страданиями.

После двенадцати тысяч лет люди, творившие добро, перестанут страдать от зла. Ахриман и злые люди будут сброшены в море расплавленного металла, а те, кто честно соблюдал наставления Ахурамазды, будут жить вечно. Исчезнут царство тьмы и ад, на земле установится вечный рай.


Зороастрийский жрец


Скульптурный оссуарий

Согласно зороастризму, весь мир и всё, что нас окружает, состоит из двух начал — доброго и злого. Между ними идёт постоянная борьба. Например, свет борется с тьмой, жизнь — со смертью, добро — со злом, закон — с беззаконием.

Самым страшным злом на земле считалась смерть. Отсюда у зороастрийцев возник особый обряд погребения умерших людей. Когда человек умирал, это означало, что в него поселилось злое начало — смерть, а злом нельзя осквернять добро — землю. Тело умершего нельзя было ни хоронить в землю, ни сжигать, ни предавать воде. Поэтому его выставляли на специальном сооружении на съедение птицам и зверям. Омытые дождями и высушенные солнцем кости хранили в специальных сосудах — оссуариях (костехранилищах).

Опорный конспект


Основным содержанием жизни зороастрийцев должны быть: доброе дело, доброе слово и добрая мысль. Основным долгом человека считался прежде всего справедливый образ жизни.

Вопросы и задания

1. Кто является первым проповедником зороастризма?

2. Назовите время распространения зороастризма на территории Средней Азии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

__Класс 6 Предмет: История

Учитель истории : Ахмедова Клара Арапджановна

Тема урока : Зороастризм

1.Обучающая – учащиеся узнают о религии зороастризм, роли зороастризма в развитии культуры и традиции народов Средней Азии.

2.Воспитательная - толерантности

3.Развивающая – навыки умения анализировать исторические события

Вид урока : комбинированный

Методы, используемые во время урока:

Оборудование : Учебник 20 ТСО - презентация

Основные понятия и термины : Астролог, ЖРЕЦ, Зороастризм, пророк, оссуарии

Формирование компетенции по предмету история

Компетенция понятия исторических событий

И умения их логического объяснения.

Компетенция работы с историческими источниками и литературой

- знать исторический период темы

- знать историка - географическое положение изучаемых государств

- рассказать об образование государств, положении, населении и форме правления

- знать о влиянии достижений Узбекистана на мировую цивилизацию

- знать о вкладе великих узбекских исторических личностях в развитии науки и национальной государственности

- знать значение топонимических терминов

- использовать дополнительную литературу и источники

- иметь личное мнение о предоставленных сведениях в СМИ

- уметь работать с исторической картой

II .Повторение закрепление пройденной темы

III .Объяснение новой темы

V .Оценивание учащихся

VI .Домашнее задание-

I .Орг.момент - 2 мин. 1.Приветствие 2. Цели и задачи урока

II .Повторение закрепление пройденной темы - 10 мин.

-Какие племена и народы населяли территорию Узбекистана VII - VI вв. до н.э.?

-Как назывались кочевые племена Средней Азии?

-Перечислите виды ремесел , получившие особое развитие в Узбекистане в VII - VI веках до н.э.?

-Назовите древние государства Средней Азии . На какой территории они располагались?

-Как выглядели ранние города Узбекистана? Что у них было общего ? Какие признаки выделяли их как город?

-В каких областях Узбекистана сформировались древнейшие города и государства?

III .Объяснение новой темы – 15 мин.

Рассказ учителя сопровождается слайдами , на экране телевизора

Первый слайд: В I тысячелетии до н.э. в Средней Азии распространилась религия зороастризм

https://cf.ppt-online.org/files/slide/v/Vaq0zgjWPn34lkRbZSf6L7FhND5OAiKo2cHr91/slide-1.jpg

2 Слайд:Заратушта в 30 лет стал пророком новой религии.

• Основатель религии Зороастризм –Заратуштра.

Учитель дает задание: найти в книге на стр. 81 Легенду о возникновении зороастризма.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

• 4 Слайд: Во время распространения Зороастризма не было храмов и специальных книг. Религиозные обряды проводились под открытым небом, перед костром или перед домашним очагом.

• Заратуштра призывал к единению.

Anquetil1.JPG
https://cf.ppt-online.org/files/slide/v/Vaq0zgjWPn34lkRbZSf6L7FhND5OAiKo2cHr91/slide-2.jpg

• В период завоевательных походов Александра Македонского большая часть книги была сожжена

8 слайд: Содержание Зороастризма

• Борьба двух начал: добра и зла , тьмы и света. Ахурамазда защищает жизнь, добро, свет и справедливость.

5abeed41577e.jpg

¨ Чтобы победить зло люди должны всегда выполнять данные обещания, совершать только добрые дела и никогда не обманывать друг друга.

• 9 слайд: Наиболее чтимыми богами были Ахурамазда, Митра, Анахита,Хумо.

• Ахурамазда- верховный бог

10 слайд: Митра- бог солнца и света

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Anahita_Vessel%2C_300-500_AD%2C_Sasanian%2C_Iran%2C_silver_and_gilt_-_Cleveland_Museum_of_Art_-_DSC08130.JPG/220px-Anahita_Vessel%2C_300-500_AD%2C_Sasanian%2C_Iran%2C_silver_and_gilt_-_Cleveland_Museum_of_Art_-_DSC08130.JPG
Нет мира на Земле без Митры

11 слайд: Анахита- богиня плодородия и воды

12 слайд: Богиня счастья и богатства -Хумо

Хумо

Радуга — стоковое фото

13 слайд: Радуге , поклонялись , как луку Митры, мечущему стрелы!

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/d2/Persepolis_ahriman.jpg/220px-Persepolis_ahriman.jpg

14 слайд: Бог зла и смерти –Ахриман.

15 слайд: Зороастрийцы 4 стихии считали священными: огонь, вода, земля, воздух

• Самым большим злом считали смерть. Поэтому существовал особый обряд погребения умершего. Так как нельзя было осквернить 4 священные стихии,

• умершего выставляли на особом сооружении на съедение птицам и зверям. Затем омытые дождями и высушенные солнцем кости помещали в костехранилища- оссуарии .

В ходе изучения новой темы учащиеся записывают опорный конспект:

-В I тыс.до н.э. возникла религия зороастризм.

-перевел французский ученый А.Дюперрон

-верховное божество Ахурамазда , ему помогают Митра ( бог Солнца и света, покровитель земледельцев и скотоводов ) в виде юноши-воина.

-бог зла и смерти Ахриман

-богиня плодородия и воды Анахита

-Хумо -богиня счастья и богатства

-дуализм:добро-зло, свет – тьма

Оссуарии ( костехранилища)

IV .Закрепление -13 мин.

Учащиеся получают тесты для закрепления темы:

1. Укажите дату появления зороастризма:

А) 3 тыс. до н.э.; В) 2 тыс. до н.э.; С) 1 тыс. до н.э.; Д) 5 тыс. до н.э.;

А) гробница зороастрийцев; В) обряд поклонения природе;

С) Комментарии к священной книге; Д) тексты проповедей Заратуштры

А).Дюпперон; В) М.Бойс; С) Р.Фултон; Д) Дж.Уатт

4. Какая богиня зороастризма была представлена в виде прекрасной птицы, несущей счастье?:

А) Семург; В) Хумо С) Анахита ; Д) Митра

5. Кто такие дэвы?

А) ангелы; В) обряд поклонения природе; С) злые духи; Д) тексты проповедей Заратуштры

Затем учащиеся обмениваются своими тестами с соседом по парте. Учитель зачитывает правильные ответы и дети отмечают на тестах.

Учитель просит на стикерах нарисовать смайлик – свое отношение к уроку и повесить на елку.

Внеурочный Круг Силы в поддержку России

Круг Силы ИСВ

Закрытая Школа магии Алёны Полынь онлайн




навигация


Магазин


Читальня


Наши организации


Всё о нас

Главная Читальня Знания Зороастризм: история возникновения, краткое описание религии

Зороастризм: история возникновения, краткое описание религии


Зороастризм: история возникновения, краткое описание религии

Зороастризм входит в перечень древнейших религий мира – наряду с такими, как буддизм, митраизм, манихейство, христианство. Многие следователи считают его самой древней мировой религией.

Свое название зороастризм получил от имени основателя – пророка Заратустры (Заратуштры), годы жизни которого относятся к VII– VIв.в. до н.э. Раньше эта религия была весьма распространена, главным образом, на территории современного Ирана. Потом ее вытеснил ислам, распространяемый завоевателями из Аравии, и многие верующие вынуждены были либо принять новую религию, либо бежать в другие страны.

В наши дни число приверженцев этого учения сравнительно небольшое. Общины верующих есть в Иране, Индии, Азербайджане, Таджикистане, а также некоторых западных странах: США, Канаде, Великобритании. В России зороастризм представлен очень небольшим количеством приверженцев.

Войдите, чтобы оставить комментарий

Как можно кратко охарактеризовать основы дзэн буддизма

Как можно кратко охарактеризовать основы дзэн буддизма

Религия джайнизм: время возникновения, основные правила и догмы

Религия джайнизм: время возникновения, основные правила и догмы

Как охарактеризовать даосизм, чтобы было кратко и понятно

Как охарактеризовать даосизм, чтобы было кратко и понятно


Вы хотели что-то приобрести?
А может, обратиться за помощью?
У вас пока нет денег?

Чудо случится именно с вами!

Алена Полынь предлагает вам в подарок ритуал на деньги, который и приведет к вам средства на первую покупку!

Читайте также: