Золотая середина аристотеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аристотель вошел в историю человечества как философ меры. Можно с уверенностью сказать, что в каждой из его работ обнаруживается стремление к мере во всем. Но прежде чем изложить его учение о мере подробнее, несколько слов о том, что же оно собой представляет.

Первое, на что можно обратить внимание, – это критика учения Платона об идеях. Несмотря на то, что Аристотель был самым знаменитым последователем своего учителя, он не считал необходимым догматически придерживаться положений его системы – и предложил в противовес им свои, совершенно иные.

Так, Аристотель считал, что разделение мира на небесный, в котором находятся идеи, и земной, заполненный неполноценными копиями-вещами, представляет собой стремление разорваться между двумя крайностями, что для него принципиально недопустимо. Поэтому Аристотель предположил, что вместо двух разорванных миров существует только один, а именно – мир реальных вещей, соединяющих в себе и образец, и копию. В качестве образца выступает форма, а в качестве его воплощения – материя. Обе субстанции присутствуют в самой вещи, а при их соединении и начинает существовать все многообразие предметов реального, земного мира.

Первая причина представляет собой своего рода умозрительный шаблон, по которому создается вещь. Если попытаться представить себе процесс соединения четырех причин на примере того, как гончар создает вазу, то первая причина будет авторской задумкой, идеей вазы, которая появляется в голове мастера. Вторая причина называется материальной. Это то, из чего создается предмет (в нашем примере это глина). Третья причина называется двигательной и представляет собой начало движения в предмете. Так, гончар движет ногой специальный гончарный круг, на котором лепит руками вазу. Четвертая причина называется целевой. Это окончательное воплощение замысла мастера – полностью изготовленная ваза.

Аристотель называл созданную в результате слияния четырех причин вещь поэзисом и говорил о том, что поэзис и есть мера, т. е. соразмерность четырех названных начал в одной вещи.

Еще один аспект учения Аристотеля о мере – проблема умеренности чувств, которую он изложил в своем учении об этике. Умеренность чувств представляет собой мечту каждого истинного философа, так как только бесстрастие, спокойствие ума и чувств позволяют обрести истинное, объективное знание о мире и человеке. А чтобы достичь умеренности чувств, философы предлагали множество рецептов и методик. Но основная их идея заключается в постоянной работе над собой и медленном, шаг за шагом, приближении к идеалу – бесстрастию.

Продолжением этического учения Аристотеля является предположение наличия меры в добродетелях. Следует сказать, что добродетели трактовались древнегреческими философами очень различно: как стремление к знанию, как умеренность чувств и страстей, как намерение человека удалиться от мирских дел и посвятить себя размышлениям. Для Аристотеля добродетель – это умеренность во всем: в страстях, в поступках, в тембре голоса, в желаниях и потребностях. Например, такая добродетель, как мужество, трактуется Аристотелем как середина между трусостью и безрассудной храбростью, а щедрость – середина между скупостью и мотовством.

Еще одним моментом учения о добродетели являются представления Аристотеля о государственном устройстве. Философ говорил, что все население должно делиться на три класса, каждый из которых соответствует одной из трех частей души (чувствующей, вожделеющей или думающей). Вот эти классы: торговцы и ремесленники, воины (или стражи), правители-философы.

Каждый из трех классов наделен собственной добродетелью. которая состоит в том, что человек должен знать свое место: торговцы должны торговать, ремесленники заниматься своими ремеслами, воины и стражи – охранять государство, а философы – мудро управлять. Если же ремесленники захотят управлять государством, а воины станут торговать, то и народ, и само государство лишатся своих добродетелей, настанет хаос. Другими словами, главной добродетелью для Аристотеля является справедливость, она объединяет все остальные добродетели и главенствует над ними.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Аристотель

Аристотель Биография Аристотеля известна нам из сочинений Диогена Лаэрция, Дионисия Галикарнасского и некоторых других писателей.Аристотель родился в 384 г. в Сагире, греческой колонии, недалеко от Афона. Отец его, Никомах, был лейб-медиком и другом македонского царя

Аристотель

Аристотель Последняя великая философская система этого периода избежала односторонности и крайностей материалистических и сенсуалистических, идеалистических и рационалистаческих доктрин. Картина мира в этой системе была сложной, поскольку включала в себя не только

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его отец Никомах был придворным

4. Аристотель

4. Аристотель а) Он облегчил для нас исследование термина arch?. Именно, в V книге его"Метафизики"мы находим перечисление целых шести значений данного термина. Эти шесть значений А. В. Кубицкий перечисляет в таком виде (в изложении главы I указанной книги"Метафизики"): 1)

2. Аристотель

2. Аристотель Совсем другую картину представляет собою античная классика в лице Аристотеля. Как мы и доказывали выше в томе об Аристотеле (ИАЭ IV 28 – 29), основное отличие Аристотеля от Платона заключается отнюдь не в полном опровержении общекатегориального идеализма

2. Аристотель

2. Аристотель Как мы хорошо знаем, основное отличие Аристотеля от Платона заключается в чрезвычайно внимательном и зорком отношении Аристотеля к частностям и ко всему единичному в сравнении с общими категориями и особенно с предельно–общими. Это мы называли

1. Аристотель

1. Аристотель У Аристотеля имеется весьма ценный обзор бывших до него теорий души, занимающий собою целую книгу в трактате"О душе"(1). Аристотель специально формулирует и разные точки зрения на этот предмет: естествоиспытателя, практически–творческого человека,

3. Аристотель

3. Аристотель а) Аристотель, во многом используя Платона, тоже рассуждает о мимесисе весьма разносторонне и не без противоречий, но тем не менее делает огромнейший шаг вперед. Тексты из Аристотеля о мимесисе тоже приведены и проанализированы нами в своем месте (ИАЭ IV 402 –

3. Аристотель

3. Аристотель Прежде всего, Аристотель отличает"элемент"и от"природы", и от"усмотрения", и от"сущности", и от"цели". Поскольку все причины Аристотеля являются"началами", то в этом смысле между ними нет никакого различия. Тем не менее различие это, несомненно, имеется, поскольку

2. Аристотель

2. Аристотель а) Специального учения о космической софии в поздней классике у Аристотеля не имеется. Но все учение об уме–перводвигателе, включая тождество мышления и бытия или идеи и материи, а также включая всю энергийную заряженность, обеспечивающую уму все его

§4. Аристотель

§4. Аристотель В проблеме человека как в проблеме синтеза природы и искусства Аристотель является таким же сторонником и таким же противником Платона, как и во всех других проблемах своей философии (ИАЭ IV 28 – 90, 581 – 598, 642 – 646). В этой сравнительной характеристике Платона и

6. Аристотель

6. Аристотель Большое внимание рационально-теоретическому анализу права и закона и их социальнополитической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384—322 гг. до и. э.).Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в

Аристотель

Аристотель Важное место занимают коммуникативные проблемы искусства и в произведениях Аристотеля. Поскольку, следуя традиции, он все искусства рассматривает как подражательные, в его эстетике получает дальнейшее развитие теория изобразительной репрезентации.

13. Аристотель

13. Аристотель Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н. э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.)

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.) Древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 году до н. э. основал Ликей, или перипатетичекую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли знания того времени. Основоположник формальной

АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель создал принцип, с помощью которого оценивал не только поступки, но и характеры. В этой части говорим о правиле золотой середины.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


Аристотель сделал несколько важных открытий в области морали 👇

🔎 Оценивать самого человека. Аристотель предлагает оценивать не последствия поступков и даже не их мотивы, а самого человека. Сделает этот поступок меня лучше или хуже? Помогает ли он культивировать какую-то добродетель? Или же он наоборот делает меня хуже и способствует пороку? Порок — это негативные черты характера, дурные, а добродетели — хорошие черты характера.

Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, —
Дивных чертогов.

Рассуждая о том, как устроена добродетель, Аристотель делит все добродетели на два вида.

1️⃣ Дианоэтические — добродетели разума: благоразумие, мудрость.

2️⃣ Этические — добродетели воли: это мужество, дружба, щедрость.

Если знание — это обладание истиной, его противоположность — ложь, а где тогда золотая середина? Может быть правильнее ориентироваться не на истину, а на что-то среднее между истиной и ложью? Среднее между истиной и ложью — это полуправда, но полуправда — это все равно ложь. Значит, есть такие вещи, между которыми середины нет.

💡 Этическая добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком какого-то качества и его избытком.

Список этических добродетелей по Аристотелю 👇

1️⃣ трусость — мужество — бессмысленное геройство

2️⃣ бесчувствие — благоразумие — распущенность

3️⃣ скупость — щедрость — расточительство

4️⃣ мелочность — великолепие — пышность

5️⃣ малодушие — великодушие — дерзость

6️⃣ застенчивость — честолюбие — тщеславие

7️⃣ безвольность — сдержанность — гневливость

8️⃣ притворность — правдивость — хвастовство

9️⃣ неотесанность — остроумие — шутовство

🔟 зловредность — дружелюбие — угодливость

Этика Аристотеля привлекательна своей реалистичностью и практичностью. Но не все так просто.

Рассмотрим пример, о котором рассказывает Сократ 👇

🗡 Представим, что друг дал вам свой меч. Настало время его возвращать, но вы узнаете, что друг собирается покончить жизнь самоубийством и поэтому просит вернуть меч. Что делать? Вернуть или не возвращать? Две добродетели борются — добродетель честности заставляет вас вернуть меч, это же долг, а добродетель дружбы заставляет заботиться о жизни друга.

😧 Один поступок может быть одновременно и хорошим, и плохим. Конфликт двух добродетелей объясняет, что здесь наша моральная оценка амбивалентна. Поступки могут быть одновременно хорошими и плохими, потому что в них одновременно может культивироваться одна добродетель и ущемляться другая. В этом заключается главная трудность — выбор между двумя добродетелями. Мы не получаем ответа на вопрос: как поступить правильно?

📈 Объективной иерархии добродетелей не существует. В данной ситуации можно было бы сделать правильный выбор, если бы существовала объективная, единая шкала добродетелей, на которой добродетели были бы расставлены по иерархии, в порядке убывания важности. Такая система получила название трансцендентная иерархия ценностей, то есть независимая от нас. Но это философское понятие оказалось нереалистичным. Ни один философ не сумел обосновать подобную шкалу, а история культуры показывает, что у разных народов разные ценности в разных приоритетах.

Аристотель гений! Мир был бы совершенно иным, не существуй никогда этого великого грека. Огромный пласт современных естественных и социальных наук бы попросту не появился. Вклад Аристотеля в любую сферу известного нам знания огромен, однако, сегодня я хотел бы рассказать вам о его этической системе(вернее, маленькой части этой системы), а не попросту петь дифирамбы (хоть Аристотель этого, безусловно, заслужил).

Это невероятно, но более чем за 2 тысячи лет, ( великий грек умер, примерно в 322 г. до н.э) не появилось работы по этике лучше, чем "Никомахова этика". Даже краткого содержания (но автор статьи советует ознакомиться с данным трудом в полном виде (оно того стоит)) будет достаточно, чтобы изменить жизнь прочитавшего к лучшему, ответить на многие волновавшие его вопросы и задать новые, которые просто необходимо задавать самому себе. Как говорил другой мудрец - "Если вы хотите спасти мир, надо спасать одного человека за одним, спасать всех - это романтизм или политика". Возможно, если каждый прочтет Никомахова этику и правильно её осмыслит, то мы спасем мир?

Это и правда романтизм, возможно, глупая шутка, однако, кто знает чем бы закончился такой эксперимент?

Давайте ответим на очень простой и одновременно сложный вопрос - к чему стремится каждый человек? Вы, ваши родные, ваши друзья,ваши коллеги, ваши соседи, грузчики, водопроводчики, врачи, писатели, директора, официанты, шахтеры, чиновники, уборщики. Каждый, без исключения, хочет быть счастливым. Жаль, что не все выбирают правильный путь, для достижения этой цели, хоть и каждый ставит перед собой целью достижение "блага".

Благо может быть разным, для кого-то это любовь, для других деньги, кто-то отдает всего себя некому "делу", считая это благом. Если всякое благо является целью, то главной желанной целью человека можно считать стремление к чему-то лучшему. Всякий ремесленник стремится хорошо выполнить свою работу. По аналогии можно сказать, что человек обретает свое счастье в исполнении своего человеческого ремесла. Счастье, у Аристотеля, это и есть своеобразная "энергия", движущая сила, ведущая человека вперед - "деятельность души по осуществлению добродетели". Идеальный исход такого движения - практическое осуществление человеком своего предназначения в жизни. Он невозможен без четкого осознания "добродетели", что ведёт тебя вперед, а что тянет назад. И здесь, мы приближаемся к сути данной статьи, к основной мысли Никомаховой этики - "золотой середине".

Вообще, греческий идеал меры несправедливо забыт. Современному миру, который бросает из крайности в крайность, пошло бы на пользу вспомнить античные установки. То мы все строго носим маски и сидим на карантине, обрабатывая санитайзерами руки каждые пять минут, то бросаемся на улицу, жарим шашлыки в большой и шумной компании, не обращая внимания на опасный вирус совсем. Вчера мы восхищались научным прогрессом, считая его панацеей, сегодня мы разрушаем 5G вышки.

Необходимо грамотно ставить перед собой цели, искать приятные и нужные мотивы и достигая их - получать истинное наслаждение, избегая крайностей. Например, постройка дома. Здесь присутствует хорошая цель, есть приятная мотивация - жить в своем собственном доме, в котором будет хорошо вам и вашим родным и достижение такой цели - доставит неподдельное, истинное наслаждение. Избегайте крайностей, друзья, плохо быть трусом, однако, так же плохо, сломя голову, нестись на врага вперед грудью - это безрассудно. Мужество здесь посередине. Развивайте ваш практический разум, чтобы видеть эти крайности, будьте добродетельны по отношению к себе и другим. Человеческое действие, будь оно добродетельным или порочным, совершается не по необходимости и не случайно, а в соответствии с его свободным выбором… Человек - хозяин и повелитель своих действий и, значит, отвечает за них. Особое место следует отвести благоразумию, добродетели доброго намерения, которая среди двух крайностей, излишества и инертности, каждый раз способна определить, где находится золотая середина, оптимальная комбинация желаемого и возможного.

Из этого благоразумия растет ваше счастье, так будьте благоразумны и счастливы!

Этика Аристотеля (384 – 322) является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится философом в достижении счастья. По Аристотелю, счастье есть высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели же подразделяются на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания человека.

Билет 14

Этические и дианоэтические добродетели

Деятельность человека отчасти практическая, отчасти теоретическая, человек - существо чувствующее и познающее. Сообразно этим двум сторонам его деятельности и его существа (его характеру и рассудку) добродетели распадаются на этические (нравственные) и дианоэтические (умственные или мыслительные). Этические добродетели идут от характера человека и приобретаются путем воспитания в нем хороших привычек, а дианоэтические – идут от рассудка человека и приобретаются путем обучения. Как дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их.

Этические добродетели

Повиновение голосу разума и есть этическая добродетель, или достоинство практического поведения. Оно достигается тренировкой, когда добродетель входит в привычку. Добродетели становятся статусом, или образом жизни, нами же создаваемым и принимаемым, то есть этические добродетели человек находит уже готовыми, благодаря сложившемуся в обществе порядку и от государства.

По конкретному содержанию этическая добродетель определяется как середина между ложными крайностями. Например, мужество (трусость – безрассудная отвага), великодушие (скупость – расточительство). Из всех добродетелей самая прекрасная и высокая — справедливость. Оценивать все блага и достоинства можно только по справедливости. Другая важная добродетель – дружба, в которой человек совершает переход от индивидуальной жизни к общей. Этическая добродетель связана с необходимостью ведения общественной жизни (не кради, не убивай, без суда не наказывай человека).

Дианоэтические добродетели

Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие.Душа нуждается в особой опеке и совершенствовании. Эту способность к самоочищению Аристотель называет дианоэтической добродетелью. Мыслительная добродетель возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении.

Сторону души, обращенную к меняющейся реальности, он называет искушенностью, a занятую вечным и божественным — софийной мудростью. Практически ориентированная рассудительность устанавливает, в чем состоит благо и в чем — зло для человека. Мудрость как софия служит источником знания о самой высокой реальности, этим занята метафизика. Именно на пути самосовершенствования у человека появляется возможность стать подлинно счастливым, на грани с божественным. Интенсивное самоуглубление дает эффект самодостаточности, ибо теоретическая деятельность разума не имеет другой цели, кроме самой себя, т.е. внутренней истины. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Животные не знают счастья, а боги пребывают в счастливом блаженстве постоянно. Только человек счастлив в той мере, в какой сам этого захочет. Насколько он способен к незаинтересованному постижению бытия, настолько он и счастлив.

Билет 15

Этика Аристотеля (384 – 322) является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится философом в достижении счастья. По Аристотелю, счастье есть высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели же подразделяются на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания человека.

Билет 14

Этические и дианоэтические добродетели

Деятельность человека отчасти практическая, отчасти теоретическая, человек - существо чувствующее и познающее. Сообразно этим двум сторонам его деятельности и его существа (его характеру и рассудку) добродетели распадаются на этические (нравственные) и дианоэтические (умственные или мыслительные). Этические добродетели идут от характера человека и приобретаются путем воспитания в нем хороших привычек, а дианоэтические – идут от рассудка человека и приобретаются путем обучения. Как дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их.

Этические добродетели

Повиновение голосу разума и есть этическая добродетель, или достоинство практического поведения. Оно достигается тренировкой, когда добродетель входит в привычку. Добродетели становятся статусом, или образом жизни, нами же создаваемым и принимаемым, то есть этические добродетели человек находит уже готовыми, благодаря сложившемуся в обществе порядку и от государства.

По конкретному содержанию этическая добродетель определяется как середина между ложными крайностями. Например, мужество (трусость – безрассудная отвага), великодушие (скупость – расточительство). Из всех добродетелей самая прекрасная и высокая — справедливость. Оценивать все блага и достоинства можно только по справедливости. Другая важная добродетель – дружба, в которой человек совершает переход от индивидуальной жизни к общей. Этическая добродетель связана с необходимостью ведения общественной жизни (не кради, не убивай, без суда не наказывай человека).

Дианоэтические добродетели

Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие.Душа нуждается в особой опеке и совершенствовании. Эту способность к самоочищению Аристотель называет дианоэтической добродетелью. Мыслительная добродетель возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении.

Сторону души, обращенную к меняющейся реальности, он называет искушенностью, a занятую вечным и божественным — софийной мудростью. Практически ориентированная рассудительность устанавливает, в чем состоит благо и в чем — зло для человека. Мудрость как софия служит источником знания о самой высокой реальности, этим занята метафизика. Именно на пути самосовершенствования у человека появляется возможность стать подлинно счастливым, на грани с божественным. Интенсивное самоуглубление дает эффект самодостаточности, ибо теоретическая деятельность разума не имеет другой цели, кроме самой себя, т.е. внутренней истины. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Животные не знают счастья, а боги пребывают в счастливом блаженстве постоянно. Только человек счастлив в той мере, в какой сам этого захочет. Насколько он способен к незаинтересованному постижению бытия, настолько он и счастлив.

Билет 15


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: