Знания о физической культуре 8 класс кратко
Обновлено: 08.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
Рекомендована Утверждаю
методическим советом школы директора школы
Протокол Ю.С. Кильдюшкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Екатериной Юрьевной Слесаревой
Пояснительная записка.
Источники составления программы.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Рабочая программа по физической культуре составлена для 6-х классов на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов. Автор: Матвеев А.П.
Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение меж предметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Ключевые слова: физкультура, спорт, техника, движение, соревнование,
зарядка, физкультпаузы, профилактика, здоровье, адаптация, лечение,
оздоровление.
Основные понятия: физкультурно-оздоровительное
направление, спортивное направление, прикладное направление, техника
соревновательных упражнений, профилактика заболеваний, специальная
физическая подготовка, общефизическая подготовка, техническая подготовка,
активный отдых, лечебная физическая культура, адаптивная физическая
культура, профессионально-прикладная физическая культура.
Пояснения: Каждый человек, чтобы совершенствовать свою физическую форму и повышать жизненный тонус, может выбрать наиболее подходящее для себя
направление физической культуры – физкультурно-оздоровительное,
спортивное или прикладное. Каждое из этих направлений преследует свои цели и задачи и требует определенного времени на их достижение.
Изучение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
— укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
— освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
— обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
— воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, процессов и свойств личности.
Программа рассчитана на 102 учебных часа.
Содержание предмета физическая культура включает следующие разделы:
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно - ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Характеристика возрастных и половых особенностей организма и их связь с показателями физического развития. Опорно – двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Правильная осанка как один из основных показателей физического развития человека. Основные средства формирования и профилактики нарушений осанки и коррекции телосложения. Регулярное наблюдение физкультурником за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом. Учет данных самоконтроля в дневнике самоконтроля.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения технике двигательных действий. Двигательные умения и навыки как основные способы освоения новых двигательных действий (движений). Техника движений и ее основные показатели.
Появление первых примитивных игр и физических упражнений. Физическая культура в разные общественно – экономические формации. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр древности (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители).
Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Сведения о Московской олимпиаде 1980 года и о зимней Олимпиаде в Сочи.
Летние и зимние Олимпийские игры современности. Двухкратные и трехкратные отечественные и зарубежные победители Олимпийских игр.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Физическое совершенствование
Опорный прыжок. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (30 ч.). Совершенствование техники в беговых (спринтерский, эстафетный и кроссовый бег), прыжковых (прыжок в длину и высоту с разбега) упражнениях.
Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол (18 ч). Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Бросок двумя руками от головы с места. Бросок одной рукой от плеча. Вырывание, выбивание мяча, перехват. Позиционное нападение со сменой мест. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 ч) Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача. Прием мяча. Верхняя передача в парах через сетку. Нападающий удар. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка (21 ч). Одновременный одношажный ход. Коньковый ход. Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 4,5 км.
Физическая культура, физкультурно-оздоровительное направление, спортивное направление, прикладное направление.
Основное содержание
Наиболее популярным направлением физической культуры, знакомым практически каждому человеку с детства, является физкультурно-оздоровительное направление.
Давайте вспомним, что оно включает в себя:
- физкультпаузы и физкультминутки;
- прогулки на открытом воздухе;
- специальные упражнения, направленные на профилактику или коррекцию нарушений осанки или формирование стройной фигуры;
- активный отдых в выходные дни.
Запомните: физкультурно-оздоровительная деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода заболеваний, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса.
Второе направление физической культуры, как вы уже знаете, - спортивное.
Оно состоит из таких видов занятий, как:
- общефизическая подготовка, целью которой является развитие основных физических качеств, необходимых для повышения спортивных результатов;
- техническая подготовка, целью которой является освоение и отработка правильных движений, составляющих основу того или иного спортивного приема;
- специальная физическая подготовка, целью которой является освоение техники соревновательных действий.
Запомните: на уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, плавание, спортивные игры и некоторые другие.
Рассмотрим третье, прикладное, направление физической культуры.
Оно включает в себя такие виды занятий, как:
- профессионально-прикладная физическая культура, направленная на развитие физических качеств, которые помогут овладеть будущей профессией;
- военно-прикладная физическая культура, предполагающая развитие различных личностных и физических качеств
- адаптивная физическая культура, применяемая для лечения многих заболеваний
- лечебная физическая культура, предназначенная для людей, имеющих нарушения в работе органов зрения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Запомните: прикладное направление физической культуры (в зависимости от его вида) связано или с подготовкой человека ко взрослой жизни, успешным существованием в выбранной профессии, или с улучшением качества жизни.
Выполни тренировочные задания
Определите, что из перечисленного не является формами занятий оздоровительной физической культуры:
1) утренняя зарядка
2) оздоровительный бег
3) техническая подготовка
5) общефизическая подготовка
____________________ деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода __________________, укрепление здоровья, повышение ___________________ .
7) жизненного тонуса
Установите соответствие между направлениями физической культуры и занятиями, входящими в каждое из них.
1) физкультурно-оздоровительное направление
2) спортивное направление
3) прикладное направление
а) активный отдых в выходные дни
б) адаптивная физическая культура
в) техническая подготовка
Целью специальной физической подготовки является _______________________________________________.
1) профилактика заболеваний
2) подготовка к выбранной профессии
3) освоение техники соревновательных действий, укрепление здоровья
Адаптивная физическая культура применяется для:
1) лечения многих заболеваний
2) подготовки к соревнованиям
3) подготовки к трудовой деятельности
4) развития основных физических качеств
Во время урока, если накопилась усталость, учитель может предложить классу:
1) устроить спортивное соревнование
2) провести физкультминутку
3) прогуляться на свежем воздухе
4) осуществить оздоровительный бег
Профессионально-прикладная физическая культура направлена на развитие ____________________ качеств человека, которые способствуют успешному освоению им ________________________________..
Читайте также: