Знаменитые художники испании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Испанские художники создали немало уникальных шедевров мирового искусства и навсегда останутся в памяти благодарных потомков. Творчество 10 самых известных из них подробно изучают специалисты, а картинами великих испанских мастеров до сих пор восхищаются посетители лучших музеев мира.

10 самых известных испанских художников — это:

Самые известные испанские художники принадлежат к разным историческим эпохам, стилям и жанрам. Большинство из них добились признания еще при жизни не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Эль Греко

Величайший художник испанского Ренессанса был по происхождению греком, а его настоящее имя — Доменикос Теотокорулос. До переезда в Толедо на постоянное место жительство он около 10 лет провел в Италии, где имел прекрасную возможность познакомиться с творчеством античных и итальянских живописцев. Эль Греко считал цвет важнейшей составляющей изобразительного искусства, поэтому использовал в своем творчестве богатую палитру красок. Работы мастера также легко узнать по характерным удлиненным фигурам героев и манере письма широкими мазками. В картинах Эль Греко черпали вдохновение кубисты и экспрессионисты, а по мнению большинства современных ученых его творчество нельзя причислить ни к одной традиционной школе живописи.

Хосе де Рибера

Выдающийся караваджист эпохи Барокко родился недалеко от Валенсии, но в возрасте 22 лет навсегда покинул Испанию и поселился в Неаполе. Его работы отличаются великолепной реалистичностью героев, а также умелым использованием контраста света и тени. Несмотря на то, что Рибера значительную часть жизни прожил в Италии, большинство его состоятельных заказчиков были испанцами и специально приезжали на Апеннины, чтобы приобрести картины мастера. Глубоко натуралистичные произведения художника и сегодня потрясают зрителей мощнейшим драматизмом и силой человеческого духа.

Франсиско де Сурбаран

Диего Веласкес

Судьба Диего Веласкеса сложилась намного удачнее, чем у его близкого друга Сурбарана. Он большую часть жизни был самым успешным испанским живописцем и по праву считается величайшим мастером Золотого века испанского изобразительного искусства. Уже в 24 года Веласкес получил титул придворного художника короля, что вызвало зависть многочисленных коллег. Творческое наследие мастера включает картины бытового, исторического, мифологического и портретного жанров. Его работы высоко ценили современники, а через несколько столетий наследие живописца стало источником вдохновения для многих представителей романтизма и импрессионизма.

Бартоломе Эстебан Мурильо

Величайший представитель севильской школы живописи в основном писал картины на религиозную тематику, хотя в его наследии есть и очаровательные пейзажи, и работы бытового жанра. Будучи глубоко верующим человеком, Мурильо, в отличие от большинства своих коллег, вел аскетичный образ жизни и имел огромный авторитет в родной стране. Особое место в его творчестве занимает образ Девы Марии, которой посвящены десятки прекрасных работ.

Франсиско Гойя

Самый знаменитый представитель романтизма в истории мирового изобразительного искусства оставил огромное творческое наследие. В течение всей жизни он не только писал картины маслом, но и делал уникальные гравюры. При этом, в разные периоды жизни характер его работ сильно отличается. На начальном этапе творческого пути картины Гойи переполнены радостью созерцания счастливой жизни современников, в них доминируют светлые тона. Но после Великой Французской революции манера письма мастера кардинально изменилась. В тяжелое для Испании время партизанской войны и восстаний против господства французов Гойя создал знаменитые серии злободневных офортов, а также написал несколько знаменитых картин, посвященных освобождению своей страны от захватчиков.

Пабло Пикассо

10 самых известных испанских художников. Пабло Пикассо. Фотопортет художника, 1962

Имя этого художника хорошо известно даже очень далеким от искусства людям. Пикассо, без сомнения, был одним из величайших живописцев ХХ века, он до сих пор остается самым востребованным среди коллекционеров автором. За свою долгую жизнь мастер создал почти 20 000 работ и добился широкого признания во всем мире. Он не боялся экспериментировать с новыми техниками и материалами, смело создавал новые революционные стили в искусстве, проявил себя в скульптуре, графике и дизайне. Большую часть жизни Пикассо прожил во Франции, а в родной Испании его творчество долгое время было под запретом властей. Художник вел активную общественную жизнь, был пылким приверженцем коммунистических идей и искренним противником войны.

Жоан Миро

10 самых известных испанских художников. Жоан Миро. Фотопортрет художника, 1935

В творчестве Жоана Миро наряду с элементами абстрактного искусства также есть и сюрреалистические мотивы, а его наследие включает картины, скульптуры, монументальные произведения, эскизы, литографии и гравюры. В ранние годы Миро увлекся идеями экспрессионизма, фовизма и кубизма, но позже его пристрастия изменились. Многие живописные работы мастера внешне очень похожи на детские рисунки, а для создания скульптур он использовал самые разнообразные материалы: от керамики и бронзы до картона и железа. Фрески Миро украшают стены парижского офиса ЮНЕСКО и Гарвардского университета, а его картины продаются на арт-рынке за огромные деньги.

Сальвадор Дали

10 самых известных испанских художников. Сальвадор Дали, Фотопортрет художника, 1939

Экстравагантный Сальвадор Дали по праву считается самым знаменитым художником-сюрреалистом в мире. Будучи весьма неординарной творческой личностью, Дали всю жизнь поражал окружающих эпатажными поступками, легко увлекался новыми идеями и всегда находился в гуще событий. Помимо живописи, он прославился интересными графическими работами, скульптурами и фотографиями, успешно пробовал свои силы в качестве режиссера, дизайнера, сценариста и литератора. Образ Дали до сих пор вызывает жаркие дискуссии знатоков искусства и часто становится объектом воплощения в кинематографе.

Антони Тапиес

10 самых известных испанских художников. Антони Тапиес. Фотопортрет художника, 2002

Авангардист Тапиес был художником-самоучкой и не признавал авторитетов в искусстве. Он выработал собственный стиль творчества, в котором смешались мотивы абстракционизма и символизма. Несмотря на оригинальность взглядов, идеи Тапиеса зрители и критики часто принимали с восторгом, его персональные выставки пользовались большим успехом, а к концу жизни художник стал обладателем огромного количества наград и премий. Для создания скульптур и картин мастер нередко использовал весьма нетрадиционные материалы, в том числе солому, ткань и песок. Он также приобрел славу выдающегося теоретика искусств, а его книги в этой области переведены на десятки иностранных языков.

Помимо перечисленных выше мастеров изобразительного искусства Испания подарила миру множество других великих мастеров. К известным испанским художникам также относятся:

  • Хоакин Соролья (Joaquín Sorolla);
  • Мариано Фортуни (Mariano Fortuny); (Juan Gris);
  • Хуан Батиста Мартинес дель Мазо (Juan Bautista Martínez del Mazo);
  • Игнасио Сулаога (Ignacio Zuloaga);
  • Рамон Касас (Ramon Casas);
  • Хуан Фландес (Juán de Flandes);
  • Франсиско Рибальта (Francisco Ribalta);
  • Антонио Переда (Antonio Pereda);
  • Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz);
  • Луис де Мора́лес (Luis de Morales);
  • Эмилио Сала Франсес (Emiliо Sala i Francés);
  • Хуан де Хуанес (Juan de Juanes);
  • Исидре Нонель (Isidro Nonell);
  • Франсиско Эррера (Francisco Herrera);
  • Висенте Лопес-и-Портанья (Vicente López y Portaña);
  • Хуан де Вальде́с Леа́ль (Juan de Valdés Leal);
  • Франсиско Прадилья (Francisco Pradilla);
  • Хуа́н Карре́ньо де Мира́нда (Juan Carreño de Miranda).

Выше перечисленные испанские художники не только прославили свою Родину, но и внесли огромный вклад в общемировое культурное наследие. Их работы всегда привлекают внимание зрителей на выставках и занимают почетное место в экспозициях музеев.

Фрагмент менины

Испания может похвастаться гениальными художниками. Но если бы их не было, никто бы не удивился.

Ведь эта страна почти всегда была консервативной. А где чрезмерная моральная косность и уж тем более инквизиция, там новаторы не выживают или просто не рождаются.

Поэтому я всегда поражалась, как эти художники умудрились предьявить миру свои новаторства!

Как Эль Греко обогнал своё время на 300 лет, работая в стиле экспрессионизма. А Веласкес на 200 лет раньше Мане и Моне начал творить в стиле импрессионизма!

Предлагаю пристальнее посмотреть на этих талантливых и гениальных испанцев.

Эль Греко автопортрет

Эль Греко. Портрет старика (предположительно автопортрет). 1600 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Греческий испанец или испанский грек Доминикос Теотокопулос почти в одиночку провернул испанское Возрождение. Если у итальянцев это была целая плеяда мастеров. То испанцы могут выдохнуть: ренессанс у них тоже был. Благодаря Эль Греко.

Создавая по большей мере религиозные картины, он смело разрушал предложенные каноны.

Вместо нескольких фигур – целая толпа. Вместо перспективы – непроницаемая стена из персонажей.

Вместо легко читаемых эмоций – сложные чувства. Взгляните хотя бы на непонимающий взгляд Святой Марии. Она как будто не осознала, что сейчас произойдет. Психологи бы это назвали защитной реакцией на сильнейший стресс.

Но Эль Греко этого мало. Через несколько лет он создал ещё более поразительное произведение. Не картина – а вселенная. От мельчайших вышивок-историй в одеянии святых. До четкого разделения мира на две половины: мирскую и небесную.

Погребение графа Оргаса

Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1588 г. Церковь Сан-Томе в Толедо

А ещё сразу мы замечаем вытянутые тела. Скорее, такое искажение форм Эль Греко подсмотрел у маньеристов. Хотя бы у того же Пармиджанино. Возможно, ещё наложился опыт создания византийских икон (ведь родом он был с греческого Крита).

Эль Греко Лаокоон

Эль Греко. Лаокоон. 1614 г. Национальная галерея Вашингтона

Художник интуитивно понимал, что через изменение формы его герои могут рассказать нам о своих чувствах и переживаниях. Ведь они лишены движения.

Заметили, что городской пейзаж на заднем фоне тоже очень необычный? Он скоре близок к Ван Гогу и Сезанну, нежели к эстетике Ренессанса.

Никто до Эль Греко в западной живописи так не искажал формы. И после него художники стремились к реалистичности пропорций. Поэтому-то и считали его 300 лет чудаком и неумехой.

Его забыли и не вспоминали. И только в конце 19 века до всех дошло, насколько он опередил своё время. Теперь вновь обретённый Эль Греко в истории искусства навсегда.

Веласкес Менины фрагмент с автопортретом

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Новаторства Веласкеса поражают до глубины души. Мало того, что он жил в очень консервативном обществе, так он ещё был придворным художником!

Но не у Веласкеса. Каким-то чудом заказчики ему все прощали, видимо, интуитивно понимая, что благодаря этому художнику о них будут помнить и через 500 лет. И они не ошиблись.

Однако даже Веласкесу жестокая инквизиция не собиралась идти на уступки во всем. Писать обнаженную натуру считалось серьезным преступлением.

Все же Веласкесу удалось создать шедевр с прекрасным обнаженным телом даже в таких условиях.

Предположительно, это итальянская возлюбленная художника. Он предусмотрительно обезопасил ее, повернув к нам спиной. А лицо отразил в мутном зеркале.

Там же в Италии Веласкес написал легендарный портрет Папы Римского Инокентия X.

Веласкес Папа Иннокентий x

Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия X. 1650 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Веласкесу удалось очень точно передать жесткий и коварный характер Папы.

Казалось бы, 75-летний понтифик предстаёт нам в самом величественном виде. Но колючий волевой взгляд, сжатые губы и ядовитый красный цвет мантии, говорят об истинных ценностях этого человека.

Как же Веласкесу опять удалось добиться жизненности даже в парадном портрете?

Вернувшись из Италии, Веласкес продолжил выполнять обязанности придворного.

Но не подумайте, что Веласкес был несчастлив. Он сам стремился стать художником короля, так как был тщеславен. Поэтому он безропотно писал бесчисленные портреты аристократов, и даже не брезговал выносить за Его Высочеством ночной горшок.

Менины

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

В этой картине заложена очень необычная идея.

Веласкес решил показать нам, как выглядит его мир по другую сторону холста. Мы видим происходящее глазами тех, кто … позирует художнику.

Мы видим, как художник работает над портретом Короля и его супруги. А они стоят на нашем месте (или мы стоим на их месте) и смотрят на художника. И тут в мастерскую зашла принцесса, их дочь, со своей свитой навестить родителей.

Да, мастерство не знает границ… не боясь ни инквизиции, ни косной морали. Представляете, что Веласкес мог бы сотворить, если бы жил в более свободную эпоху! В Ренессанс, например.

Портрет Риберы

Джузеппе Макферсон. Портрет Хосе де Риберы. 1633-1656 гг. Королевская коллекция, Лондон

Здесь, в Италии он был поражён живописью Караваджо. И, конечно, не удержался, чтобы не поработать в технике тенебросо. Это когда главный герой находится в темноте и только тусклым светом из неё выхватывается.

Очень уж эта техника Караваджо подходила общему стилю Риберы. Он просто обожал остросюжетные библейские и мифологические истории. И именно тенебросо доводит эту остросюжетность до кульминации.

Его главные герои – это те, кто принимает страдания ради высокой цели. Как, например, Прометей.

Рибера прометей

Хосе де Рибера. Прометей. 1830 г. Частная коллекция

От натуралистичности Риберы оторопь берет. И дело не только в очень точной передаче реального тела. А ещё в том, как выглядят раны и как эмоционально на свои страдания реагирует герой.

Дело в том, что Рибера посещал тюрьмы и своими глазами наблюдал пытки осуждённых. Вот такой Дега 17 века. Только Дега ходил в театр за балеринами подсматривать. А этот испанец ходил по местам заключения и выискивал правдоподобие для своих мучеников.

Рибера святого Филиппа

Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид

Мы видим святого за несколько секунд до того, как его вздёрнут на дыбу. Ещё нет самого страшного в физическом плане. Но есть возможность сопереживать из-за надвигающегося неизбежного конца и восхищаться смирением святого.

Рибера усиливает драматизм, изобразив мученика строго по диагонали. Его фигура, сухощавая и длинная, еле вмещается в картину. Как будто Гулливер (в духовном плане) попал в плен на растерзание к мелким, жалким людишкам.

Рибера прославился ещё тем, что рисовал людей с аномалиями. Хромоножки, карлики и женщины с бородой – тоже частые герои его картин.

Но не подумайте, что это было его болезненное стремление. Таковы были нравы при дворе. Аристократия любила держать у себя таких людей в качестве шутов и по сути рабов. А художники их рисовали опять же на потеху гостям.

Женщина в 37 лет пережила гормональный сбой, в результате у неё начала расти борода. Заказчик потребовал нарисовать ее с младенцем на руках. Хотя к тому моменту ей было уже за 50. Ее сыновья давно выросли, а грудь явно была не столь пышной. Но младенец и грудь делали эту ошибку природы более красноречивой.

Но в отличие от заказчиков, Рибера лишь сочувствовал таким людям. И глаза несчастной женщины выражают истинное отношение художника к ней.

Такая суровая и правдивая живопись не будет востребована несколько столетий. И вновь станет актуальной лишь в 19 веке: у французских реалистов Курбе и Домье, а также у русских передвижников .

Истории о том, как он оставил свою подпись на … куполе собора святого Петра в Риме, а ещё похитил и соблазнил монашку из монастыря – о многом говорят.

Образование он получил поверхностное и всю жизнь писал с ошибками. Но это не помешало ему стать величайшим художником. Он смог добиться почти невозможного.

Он написал обнаженную женщину, но не попался в лапы инквизиции. Впрочем, Веласкес проделал этот трюк первым.

Он умудрялся почти всю жизнь оставаться придворным художником. Но при этом активно высказывал гражданскую позицию в своих работах. А монархи как будто ничего и не замечали.

Он соблазнял одну красивую аристократку за другой, несмотря на плохое здоровье и глухоту.

Это один из самых смелых художников, чья кисть – как меч, а краски – дерзкие слова. Впрочем, в реальных дуэлях и словесных перепалках Гойя тоже участвовал не раз.

Взглянем же на его самые выдающиеся работы.

Впервые обнажённая натура предстала не как у Веласкеса, украдкой и исподтишка, а во всём своём бесстыдном великолепии. Никакой жеманности, а только чувственность и откровенный эротизм.

Сколько здесь иронии по отношению к монаршим особам! По центру автор изображает королеву Марию, явно намекая, что она, а не Карл правит страной.

Гой 3 мая

Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года в Мадриде. 1814 г. Прадо, Мадрид

В миг перед залпом, каждый из обречённых мятежников выглядит по-своему: кто-то смиренно ждёт, кто-то молится, кто-то плачет.

Но один испанец в белой рубахе готов встретить смерть без страха. Художник поставил его на колени. И если представить, что он встанет, окажется просто великаном. А ружья французских солдат как будто направлены только на него.

Так Гойя впервые показал подвиг и отвагу простого человека. До него героями изображались далеко не простолюдины. Это совершенно новый взгляд на историческую живопись.

Несомненно, Гойя и сегодня поражает свой смелостью, эксцентричностью и гуманизмом. Это был мастер с особым мироощущением.

Он для нас художник особой силы, как духовный лидер. Который не будет льстить властьпредержащим, не будет игнорировать героизм простого человека, и не будет отворачиваться от красоты, даже если она считается греховной и низменной.

Ссылка на бесплатный курс

Пикассо считается самым знаменитым художником в мире. Правда большинство знает его, как кубиста. Хотя в стиле чистого кубизма он работал недолго. Он был и экспрессионистом, и сюрреалистом. Это был художник-хамелеон.

На самом деле не важно, в каком стиле он работал. Главная его особенность – это многочисленные эксперименты с формой. Он мял форму, вытягивал ее, сжимал, крошил и показывал со всех сторон.

Начал он с осторожных экспериментов, подражая Эль Греко. Именно у него он подглядел деформированные формы. И так же, как Эль Греко, вытягивал свои фигуры во время своего голубого периода. Как, например, на картине “Две сестры”,

Но он идёт дальше. И на этот раз его учителем становится Сезанн.

Сезанн искал в цвете, форме и перспективе возможности выразить суть вещи. Пикассо с помощью кубизма довел эту идею до конца.

С помощью разных углов зрения и элементов предмета он пытался запустить ассоциативный ряд у зрителя: показать суть вещи, а не ее изображение.

Все эти обрывки образа груши и вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.

К таковым относятся портреты Марии-Терезы Вальтер.

Во время изматывающего и разрушающегося брака с Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.

Он всегда изображал ее красочной и волнистой, с элементами кубизма. Ведь её лицо показано одновременно с двух точек зрения: и в профиль, и анфас.

Тем самым он выворачивает наизнанку всю ее чувственность и нежность, крайнюю женственность. И это несмотря на то, что в ее фигуре было что-то мужеподобное. Но ведь формы для того, чтобы подчеркнуть суть, а не изобразить внешнюю оболочку модели.

Пять великих живописцев, пять испанцев являются одними из создателей современного искусства. Несмотря на то, что большинство из них жило 200-300 лет назад.

В их творчестве черпают вдохновение современные художники. Они дают импульс, который до сих пор подпитывает мировую культуру.

Нам остаётся быть благодарными, хранить их наследие и, конечно, восхищаться.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.


Картина - Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.
Год создания - 1944,
Холст, масло 51× 40,5 см
Музей Тисенна-Барнемисы, Мадрид

Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью.

Пабло Пикассо, Герника


Картина - Герника
Год создания- 1937.
Холст, масло. 349 х 776 см
Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Картина была написана в мае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Экспрессивный холст Пикассо стал публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники, когда на город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячная Герника была уничтожена, около двух тысяч жителей оказались под завалами.

Франсиско де Гойя, Обнаженная маха


Картина - Обнаженная маха
Год создания - 1795-1800.
Холст, масло. 98x191см
Музей Прадо, Мадрид

В образе махи - испанской горожанки XVIII—XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха - женщина, смысл жизни которой - любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности.
Гойя создал образ новой Венеры современного ему общества, мастерски показав молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.
Молодая женщина изображена на темном фоне, поэтому все внимание зрителя привлечено к вызывающей обнаженности ее шелковистой кожи, которая становится, по сути, главной и единственной темой картины.

Диего Веласкес, Менины


Картина- Менины
Год создания- 1656.
Холст, масло. 318 х 276 см
Музей Прадо, Мадрид


Наверное, Менины - это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно — одно из лучших произведений художника. Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью.

Для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.

Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Он пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.

Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.

Эль Греко, Погребение графа Оргаса


Картина - Погребение графа Оргаса
Год создания - 1586-1588.
Холст, масло. 480 x 360 см.
Церковь Сан-Томе, Толедо



Эль Греко (1541-1614). Кающаяся Магдалина, 1578. Холст, масло. Будапештский музей изящных искусств

Великие испанские художники создали множество шедевров мирового искусства. Попробуем назвать 10 самых известных из них, вошедших в историю мировой культуры.
Наиболее ярким выразителем испанской живописи XVI века и одновременно совершенно оригинальным стал Эль Греко. О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Доменико Теотокопулос, которого позже стали называть Эль Греко, что значит грек, родился на острове Крите, принадлежащим в то время Венеции. Подобно многим своим соотечественникам он искал счастья в Италии, учился в Венеции у Тициана. В 1572 году он вступил в римскую академию Сан Лука, а в 1576 году перебрался в Испанию. При королевском дворце в Мадриде Эль Греко не добился признания и поселился в Толедо - религиозном центре страны. До конца жизни он работал в основном на церковь. Его узнаваемая манера письма сложилась в Толедо, где он писал алтарные образы, святых, евангельские и легендарные сцены, повторяя по нескольку раз свои композиции для разных заказчиков. В своём творчестве он отошёл от традиций Возрождения и искал новые выразительные средства. Для передачи благоговения, экстаза, страсти он искажал и удлинял формы, использовал сверкающие краски.
Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от основного направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.

Луис де Моралес, старший современник великого Эль Греко, является одним из самых важных представителей испанского маньеризма. В своём творчестве художник испытал сильное влияние Рафаэля и художников ломбардской школы. За его приверженность библейским образам, изображениям святых и священным сюжетам был прозван "Божественным Моралесом".



Луис де Моралес (ок. 1515-1586). Скорбящая Богоматерь, 1570-е. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хосе де Рибера - испанский живописец и гравер, творивший в XVII веке. Один из самых известных представителей реалистической школы Валенсии, виртуозно использовавший резкий контраст света и тени. В своих работах Хосе де Рибера, как и другие караваджисты, применяет нарочито темный фон и ярко освещенные лица, что делает изображение максимально выразительным и объемным.
Информации о его детских годах и юности сохранилось крайне мало. Предположительно, в Испании он учился у художника Франсиско Рибальты (Francisco Ribalta), а в Риме присоединился к караваджистам, работавшим в темных помещениях с небольшим оконцем сверху для более яркой светотени. Но до нас не дошли ни документальные свидетельства того периода, ни ранние работы мастера.



Хосе де Рибера (1591-1652). Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом, 1641. Холст, масло. Дрезденская галерея

Франсиско де Сурбаран не так известен, как знаменитые Эль Греко или Гойя. Этого художника за пределами Испании до середины прошлого века плохо знала европейская художественная общественность. И в европейских музеях его картин не так уж много. Сурбаран родился в маленькой эстремадурской деревушке Фуенте де Кантос, учился в Севилье у местного мастера Педро Диаса да Валлануовы и большую часть жизни работал в Севилье. Он писал картины главным образом на религиозные сюжеты, выполняя заказы монастырей и церквей. Для его картин характерна строгая композиция, крупные формы, большие чистые цветовые пятна. В поздний период своей жизни он переселился в Мадрид. На художника, попавшего из севильских монастырей с их строгими взглядами в придворное окружение, оказали сильное влияние модные течения того времени. Его стиль значительно изменился - стал мягче, колорит светлее.

В XVII веке в Испании появился целый жанр живописи, изображающий бытовые сцены. Испанские художники писали вполне земные трапезы, встречи в тавернах. Вино было неотъемлемым атрибутом этих полотен. Наиболее характерные испанские жанровые картины из народной жизни, так называемые бодегонес, были созданы в Севилье. Одним из самых известных художников, работавших в этом жанре, считается Диего Веласкес.
Диего Веласкес сначала работал в своём родном городе Севилье, но затем переселился в Мадрид и в 1623 году стал придворным художником испанского короля Филиппа IV. Среди его работ больше всего портретов, но он писал и работы на религиозные и мифологические сюжеты, а в молодые годы и жанровые сцены.



Диего Веласкес (1599-1660). Обедающие крестьяне. Холст, масло. Будапештский музей изящных искусств

Бартоломе Эстебан Мурильо - выдающийся художник-реалист XVII века. Творчество Эстебана Мурильо автобиографично и тесно связано с культурой и традициями Испании того времени. Эволюция мастера происходила в переломный момент развития национального искусства, на живописца серьезное влияние оказывали идеология и эстетические вкусы различных слоев общества. Народ ценил картины Мурильо за жизнерадостность и лиричность, а у знати он был популярен из-за виртуозного владения цветом и светотенью.



Эстебан Мурильо (1617-1682). Продавщица фруктов, 1670-1675. Холст, масло. Старая пинокатека. Мюнхен, Германия

Франсиско де Гойя (1746-1828) в начале своего пути ничем не отличался от других художников своего времени. Он учился в Мадриде у классического живописца Франсиско Байсу, затем женился на его дочери и, как все художники, совершил путешествие в Италию. Его первые работы по заказу были выполнены для ковровой фабрики в стиле рококо. На них изображены весёлые сценки на природе. И вообще, его всегда интересовали сцены повседневной жизни. С ухудшением обстановки в Испании его картины стали серьёзней, драматичней, выразительней.
В атмосфере Испании конца XVIII-начала XIX века его занимали идеи борьбы народа за свободу, борьбы против инквизиции и мракобесия. В картинах Гойи, в его сериях офортов отразились все уродства испанской жизни: ужасы войны, тайные судилища инквизиции, казнь повстанцев. В 1824 году художник, опасаясь политических гонений, бежал во Францию и до самой смерти работал в Бордо.



Франсиско де Гойя (1746-1828). Девушка с кувшином (Агуадора). Холст, масло. Будапештский музей изящных искусств



Мариано Фортуни. Автопортрет, 1858. 62.5×49.5 см. Холст, масло. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

Пабло Пикассо - основатель кубизма, самый дорогой живописец в мире. Широко известен также как скульптор, график, дизайнер, керамист и театральный оформитель. Пабло Пикассо прожил удивительную и очень долгую жизнь, оставил после себя потомкам более 20 000 художественных работ. Картины Пикассо пользуются большим спросом на аукционах. Пабло Пикассо внес огромный вклад в мировое изобразительное искусство, постоянно пробовал свои силы в разных стилях и жанрах. По мнению многих ценителей живописи, именно Пикассо считается лучшим художником нашей планеты за XX столетие.



Пабло Пикассо (1881-1973). Автопортрет, 1896. Холст, масло. Барселона, Музей Пикассо

Хоакин Соролья (1863-1923) был так знаменит у себя на родине в Валенсии, где родился в 1863 году в семье торговцев тканями, что еще при жизни городские власти назвали в его честь одну из улиц. Талант Сорольи впервые проявился, когда он подростком работал ретушером у фотографа, чья дочь по имени Клотильда позднее стала женой художника. Он поступил учиться в художественный колледж и вскоре начал выигрывать крупные награды и стипендии на обучение в Италии. В 1900 году его картины уже покупал Музей Прадо, а на Всемирной выставке в Париже Соролья был награжден золотой медалью. Именно тогда художник, увидев свои темные полотна в тусклом свете выставочного зала, решил писать картины, освещенные испанским солнцем.
Хоакин Соролья отличался необычайной творческой энергией и оставил свыше 2000 произведений. Вдова мастера передала его работы в дар Испанской республике. Они составили основную коллекцию Музея Сорольи в его доме и мастерской в Мадриде, который был открыт в 1932 году. Американский промышленник и коллекционер Пол Гетти приобрел десять пейзажных полотен Сорольи для своего музея. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира.



Хоакин Соролья. Прогулка по пляжу. 1909. Холст, масло. Музей Сорольи

Сальвадор Дали - один из самых известных представителей сюрреализма. В двух словах о нём не рассказать. Картины этого эпатажного живописца новейшего времени похожи на странный сон. Сальвадор Дали родился в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были обеспеченными людьми - отец художника работал нотариусом, слыл уважаемым и порядочным человеком, мать была глубоко религиозным человеком, отец атеист. Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 годы воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1919 году участвовал в выставке в залах театра Фигераса (ныне театр-музей Дали). В 1921-1926 годах Сальвадор Дали учился в Академии художеств Сан-Фернандо в Мадриде. В 1923 году был исключен из академии как зачинщик студенческой акции протеста в защиту художника Даниэля Васкеса Диаса, которому не дали место на кафедре живописи. Осенью 1924 года он вернулся в академию, но в 1926 году был вновь исключен.
Первая персональная выставка Сальвадора Дали состоялась еще в студенческие годы в 1925 году в галерее Далмау в Барселоне.
Мастер прожил долгую и яркую жизнь, встретил настоящую любовь, создал тысячи шедевров. Он достиг всего, о чем мечтал. Невероятный, загадочный, бесконечно эксцентричный художник, стал лицом XX века.



Сальвадор Дали (1904-1989). Пейзаж с загадочными элементами, 1934. Холст, масло. Фонд "Гала-Сальвадор Дали"

Читайте также: