Значение воскресного дня для христиан кратко
Обновлено: 02.07.2024
Всем православным христианам известно, что Господь сотворил наш мир за шесть дней, а на седьмой день Он отдыхал. Именно поэтому в православии воскресенье - особый день, и провести его верующему человеку стоит правильно. Как именно? Об этом мне рассказал мой знакомый священник.
Спешу встретиться со знакомым батюшкой для получения от него наставлений, как правильно провести воскресный день верующему человеку
Спешу встретиться со знакомым батюшкой для получения от него наставлений, как правильно провести воскресный день верующему человеку
Каким духовным смыслом наполнено воскресенье в православии?
Со слов отца Романа, воскресенье, согласно Ветхому Завету, пошло от создания мира, когда Творец оставил этот день для того, чтобы отдохнуть.
Кроме этого на скрижалях Завета, полученных пророком Моисеем, были начертаны заповеди о том, как почитать день субботний (ветхозаветная суббота – это современное воскресенье). Заповеди призывают нас свято проводить воскресные дни и посвящать их Всевышнему.
И это неспроста! Ведь именно в воскресный день Иисус воскрес после крестной смерти. Вот почему воскресенье христиане чтят как малую Пасху.
Пасха – Светлое Воскресенье, величайший праздник для каждого верующего. К каждому же воскресному дню следует относиться как к малой Пасхе
Пасха – Светлое Воскресенье, величайший праздник для каждого верующего. К каждому же воскресному дню следует относиться как к малой Пасхе
Как, согласно церковному Уставу, стоит провести воскресенье?
На этот мой вопрос отец Роман ответил, цитируя книгу:
Ветхозаветный субботний день (нынешнее воскресенье) в древности свято почитался иудеями. Причем настолько почитался, что они абсолютно ничего не выполняли из того, что можно причислить к работе. Это было самым важным для них!
Нарушение запрета на выполнение любой работы в то время считалось преступным и причислялось к большому греху.
А что же нам скажет на сей счет книга Нового Завета? Святое Евангелие повествует нам о том, как Христос с апостолами шел по полю и его ученики захотели есть. Так начали апостолы рвать колосья пшеницы, перетирать их руками и употреблять в пищу. При этом фарисеи, которые также были среди учеников Иисуса, возроптали к Нему: отчего Твои ученики делают это в день субботний? В этот же день нельзя работать, а растирание колосков - это труд. На что Спаситель ответил, что не человек для субботнего дня, а субботний день для человека.
Из этого следует, что современному христианину стоит отложить бытовые дела на другой день, и не делать их в воскресенье, если в них нет большой нужды. При этом творить добро, дарить исцеление другим и свою помощь - не является грехом.
Естественно, верующему человеку следует посвятить воскресенье Всевышнему:
- вознести молитвы;
- уделить время родным и близким;
- читать православную литературу;
- заниматься благотворительностью.
А как проводите воскресенье вы? Рассказывайте в комментариях. Отблагодарите меня лайком, репостом, подпиской на мой канал, если статья была вам полезной. Пусть хранит вас Господь!
Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Ἡ Κυριακὴ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.
Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.
Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.
Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.
На заставке фрагмент фото JFXie
"Соблюдение воскресенья протестантами - это уступка, которую они платят вопреки себе авторитету католической церкви" (Plain Talk About Protestantism, by Father Segur, p. 213).
"Если для вас Библия - авторитет для соблюдения дня, вы не найдете в ней этого. Хорошо напомнить пресвитерианцам, методистам, баптистам и всем другим христианам, стоящим вне Матери-церкви, что Библия не поддерживает их в вопросе соблюдения воскресенья. Адвентисты седьмого дня - единственные, кто правильно понимает выражение "священный день покоя", так как они соблюдают седьмой день, а не первый как день отдыха" (Clifton Tracts, Vol. 4, p. 15).
"Протестантизм, отказываясь от авторитета церкви, не имеет никаких оснований на ее ТЕОРИЮ ВОСКРЕСЕНЬЯ и логически должен соблюдать субботу вместе с евреями" (American Catholic Quarterly Review, Jan. 1883).
"Сейчас каждый школьник знает, что освященный день - это суббота. И все же, за исключением адвентистов седьмого дня, все протестанты соблюдают воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь провела в жизнь это изменение в первые века христианства" (Father Gerritsma, in the Winnipeg (Manitoba) Free Press, April 21, 1884).
"Папство открыто принимает перенос субботы, седьмого дня, на воскресенье, первый день недели, и провозглашает это изменение, демонстрируя свой духовный авторитет. Один писатель заметил: "Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье" (Catholic Mirror, Sept. 1893).
"Ты - протестант и заявляешь, что ты следуешь только Библии, и все же ты идешь против Библии и соблюдаешь другой день вместо субботы. Заповедь почитать священный седьмой день - это одна из Десяти Заповедей. Кто дал тебе право нарушать четвертую заповедь?" (Library of Christian Doctrine, p. 3).
"Протестанты не руководствуются Священным Писанием в определении своего дня отдыха, они упразднили соблюдение субботы, не учитывая Священное Писание, и заменили его воскресеньем без полномочий Священного Писания, следовательно, для всего этого у них есть только авторитет традиции" (Keenan's Doctrinal Catechism, p. 354).
"Если Библия - единственное руководство для христиан, тогда адвентисты седьмого дня правы, соблюдая субботу вместе с евреями. Не странно ли, что те (протестанты), кто делает Библию своим единственным учителем, следуют в этом вопросе Церкви?" (The Question Box, by Father Conway, p. 179).
"Разум и здравый смысл требуют принятия той или иной альтернативы: либо протестантизм и почитание субботы, либо католицизм и соблюдение воскресения. Компромисс невозможен" (American Catholic Quarterly Review, Jan., 1883).
"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного".
Не всегда нужен сложный текст и много "буков". Вечером уставши за день, радостно прочитать о ближайших праздниках и статью Александра Ткаченко. Спасибо Фоме
Уважаемый Юрий, почти полностью с Вами согласен по поводу Вашей статьи. Более того, т.к. провел достаточно много времени на Балканах, в странах принявших христианство значительно раньше Киевской Руси, могу сказать, что, например, в Хорватии (сугубо католической стране) воскресение (день недели) - это nedjelja - думаю перевода не требуется. Смущает несколько то (без отношения к Вам), что некогда такой глубокий интеллектуальный журнал как-то мельчает. Вот сегодня, например, заметка об Успенском соборе - просто на уровне профана. Мы с женой Великим постом были на многочасовой экскурсии "Москва старообрядческая". Сколько же нам там рассказали интересного и очень профессионально. Сегодня, кстати, день еще и Святого Александра Свирского. На известной иконе он светит "двуперстием". Сколько было трагических споров на этот счет в церковной истории, но журнал как-бы теперь не расположен заниматься серьезным разъяснением подобных вопросов. Проще "благочестиво" отвечать на "ах, батюшка, с тем то поссорилась, не то съела, не так прочитала". Я, лично, абсолютно за то , что в данной ситуации журнал уходит принципиально от каких-либо политических обсуждений. Но тогда поднимите "планку" и сделайте журнал действительно (не хочу писать духовным или что-то в этом роде), но действительно высокопрофессиональным.
Странно, что адресуетесь к Юрию, а не ко мне или кому-то из редакторов. Он же не сможет ответить на Ваше замечание. Проблема в том, что Вы понимаете под "журналом": ежемесячное полиграфическое издание или ежедневные, подчас конспективные, заметки на сайте. Не могу согласиться с тем, что уровень ежемесячного "Фомы" снижается. Есть проблемы с работой над ежедневными нашими проектами в интернете: о сайте и социальных сетях. Все больше и больше людей становятся читателями именно там, по множеству причин. Скорость и интенсивность, с какой необходимо работать в этих средах, совершенно иная. Это требует и новых сил, и средств, и опыта. А всерьёз сайтом как особым направлением, занялись мы всего два года назад (при том, что журналу -- 21 год). Я как редактор сам вижу и согласен с Вами, что публикации по качеству неровные. Но это неизбежно на первом этапе. Если Вы внимательно посмотрите первые номера "Фомы", то обнаружите (вопреки восторженным воспоминаниям, которые основаны на одной только ностальгии) те же самые неровности, слабости и ошибки. Это, считаю, болезнь роста. От тех читателей, кто понимает и уважает дело, которое мы стремимся развивать, ждём подсказок, помощи в исправлении ошибок, откликов, возможно, со-участия. И тогда Ваш призыв удастся воплотить в жизнь. И - спасибо Вам.
Четвертая заповедь закона Божия — Помни день субботний, чтобы святить его ( Исх.20:8 ) полагает для каждого человека важнейшее и богоустановленное основание для отделения одного дня в неделю с целью сугубого прославления Бога, служения Ему. Этот день заповедано помнить для освящения его, что на практике реализуется в делах молитвы, чтения, богомыслия, посещения храма и т. д. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Богом, получает от Него освящение и благословение на житейские дела.
Открыв книгу Бытия, мы читаем первые страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет, неведомый древнему миру, свет, освещающий глубокую тьму наших судеб. В библейском повествовании, где все имеет свое значение, мы находим и то, что Бог, совершив к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые творил и созидал (см. Быт.2:2—3 ).
И как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду человека, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, который с самых древних времен и праздновал ее гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было узаконено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя.
Итак, перед нами Божественное постановление: суббота для человека, — для человека всех времен и мест. Мы прибавим: для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинности его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходимости труда, наконец, греху, который постоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческого назначения?
В книге Исход ( Исх.16:23—30 ) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Сам способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по поводу сбора манны накануне этого дня, показывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, ослабленную и, быть может, забытую среди тяжких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстановить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показывает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само переносит за 25 веков назад и заимствует из первых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением всемирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и священным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собою под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.
Самая строгость его указывает нам, насколько Бог считал необходимым это постановление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от святого апостола Павла, что мы не под законом, а под благодатью (см. Рим.6:15 ), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечания то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множеством различных мелких предписаний Моисеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религиозной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху служить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заключаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.
Фарисеи же прибавили свои мелочные предписания к закону; с точностью определили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном, лучше оставить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.
Новозаветная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внешнего соблюдения еврейской субботы и повинуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которые подобная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за… субботу ( Кол.2:16 ).
И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовной свободой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвящает Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, Которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге Деяний апостольских мы ясно видим этот день установленным для преломления хлеба ( Деян.20:7 ). Этот обычай немедленно вводится в церквях, основанных святым апостолом Павлом, и это ясно доказывается тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, святой апостол Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидаться первого дня недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (см. Деян.20:7 ). Это является, хотя косвенным, но, как нам кажется, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посланиях мы находим увещания, относящиеся к милосердию, особенно в этот день; наконец, последняя книга Священного Писания — Апокалипсис, — нам говорит в своих первых стихах, что в один из воскресных дней святой апостол и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о котором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (см. Откр.1:10 ).
Вот учение Священного Писания относительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые периоды он принимал характер формальный, то, тем не менее, из той же еврейской формы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.
Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властью императоров. Святой Константин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверждено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать только необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запретили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки.
Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: посещение храма и присутствие при общественном богослужении, домашнюю молитву, погребение мертвых, крестные ходы, бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объяснение Писания и т. п., она не только не воспрещала, но, или прямо и настойчиво узаконяла, или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным образом и освящается воскресный день.
Церковь всегда признавала воскресенье днем духовной радости. Это она выразила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье (см. 64‑е апостольское правило; 18‑е правило Гангрского собора).
Взгляд Церкви на воскресенье, как на день радости, выражается ясно и в тех соборных правилах и отеческих свидетельствах, которые воспрещают преклонять в воскресенье колени при молитве (см. 20‑е правило I Вселенского собора; 90‑е правило VI вселенского собора).
Само собою понятно, что по воззрению Церкви, воскресному дню прилична только духовная, священная, религиозная радость; такая радость не только не нарушает святости этого дня, но даже есть одно из средств освящения его. Согласно такому взгляду на воскресенье, как день духовно-радостный и священный, Церковь, а за нею и гражданское правительство, запрещали суетные и мирские увеселения и повелевали упражняться в делах религиозных и нравственных (см. 66‑е правило VI Вселенского собора, 32‑е правило Карфагенского собора).
В воскресные и праздничные дни соборными правилами запрещаются все вообще общественные зрелища и присутствование на них, хотя бы сами по себе они не были безнравственны, частью потому, что они не согласуются со священною важностью и святостью этих дней, частью потому, что они отвлекают христиан от церковного богослужения.
Но воздержание от удовольствий, доставляемых общественными зрелищами, и закрытие этих последних в дни воскресные и в великие праздники было только отрицательной стороной освящения или празднования этих дней; положительная сторона освящения их состояла в совершении дел благочестия и христианской нравственности.
Если бы мы пожелали проследить за чествованием воскресного дня в течение всех первых веков христианства, мы показали бы, каким уважением он был всегда окружен в Церкви, и могли бы представить не одно доказательство того удивления, которое испытывали язычники, видя первых христиан, прекращавших всякую работу в этот день и посвящавших его всецело Богу. Но и этих данных достаточно для нашего убеждения в том, что соблюдение воскресного дня не есть только роскошь или внешняя привилегия, как думают многие из христиан, но долг, основанный на Божественном законе, и что, произвольно нарушая этот долг, мы не только пренебрегаем дарованным нам благом, но и прямо нарушаем Божественное постановление.
Как проводить воскресный день христианину
Установив на незыблемых основаниях необходимость праздновать воскресный день, мы теперь скажем о том, как должно его праздновать.
Время праздника — время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.
Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.
Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и трудами, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.
Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.
Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.
Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ).
Молитва, — это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.
Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чувствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом — воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.
О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.
Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению ( 1Тим.4:13 ), — пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.
Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?
Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.
Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, — стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.
Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя ( Ис.1:14 ). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти ( Рим.13:13 ), но будем проводить праздники в чистоте и праведности.
Заключение
В христианстве самый первый день был днем светлой радости для учеников Христовых. С тех пор день воскресения Господа всегда был днем радости для христиан.
Празднование воскресного дня есть непосредственное служение Богу, состоящее преимущественно в воспоминании о Воскресении Христовом. Покой от мирских дел — необходимое условие празднования, а радость — естественный его результат.
Общение с Богом, составляющее сущность празднования, удобнее достигается в обществе людей, ибо Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Празднование прежде всего должно совершаться в храме — этом месте особенного благодатного присутствия Божьего. Здесь совершается Таинство Евхаристии, здесь поучают слову Божию священнослужители, Самим Богом поставленные пасти стадо Его и получившие для того особенные благодатные средства. Здесь все верующие едиными устами и единым сердцем возносят свои моления, прошения и благодарения Богу. Здесь члены Тела Христова вступают в теснейшее духовное общение со своей главой Христом и между собой. Торжественная тишина и благоговение возвышают сердца к Богу. Общение всех верующих, взаимный пример возбуждают и усиливают благоговение и молитву каждого в отдельности. Совершение в воскресный день святых и духовных дел удовлетворяет самые существенные потребности человеческой души. Это и само по себе есть благо, и вместе с тем — главнейшее средство достигнуть рая, единения с Богом и вечного блаженства.
Православные христиане! Будем строго и неуклонно праздновать день воскресный и все прочие праздничные дни, установленные святой Церковью к нашему земному счастью и спасению вечному.
(к вопросу о понимании четвёртой заповеди Десятисловия)
![]() |
Предлагаемая тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. На наш взгляд, распространённое среди православных представление о том, что суббота как особый праздничный день была заменена на воскресенье, возникло вследствие католического влияния и требует прояснения в свете учения Церкви. В настоящей статье изложены основы богословия воскресного дня и субботы, что даёт возможность более точно уяснить смысл четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.
Основания православного почитания воскресного дня
Итак, можно подвести промежуточные итоги:
1) самоочевидное и самодостаточное значение воскресного дня как главного торжества христианской веры подтверждается и Священным Писанием Церкви, и её Преданием;
2) вместе с тем в православных катехизисах начиная с XVII века появляется римо-католическая по своим истокам концепция, согласно которой суббота заменена на воскресенье [20] , а празднование воскресного дня подчинено ветхозаветной заповеди о субботе.
В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы.
Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета
В свете Нового Завета четвёртая заповедь Декалога может быть исполнена духовно (т. е. истинно) только через участие в торжестве воскресения Христова, а не через следование формальным предписаниям и ограничениям. Если ветхозаветное субботство требует от человека особого времяпровождения и поклонения Богу в седьмой день, то новозаветное субботство состоит в полном отложении от греха и творении добра во всякое время.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) четвёртая заповедь Декалога неприменима к воскресному дню с формальной точки зрения (формальный аргумент);
2) новозаветное субботство заключается в исповедании божественности Христа, вере в Его воскресение, отложении от злых дел и злой воли, совершении добрых дел, поскольку через это осуществляется вхождение в покой (субботу) Небесного Царства (духовный аргумент).
На наш взгляд, некоторая проблемность православного катехизического изложения четвёртой заповеди состоит в том, что оно воспроизводит то её внешне-формальное содержание, которое перестало быть актуальным с точки зрения Нового Завета, при этом духовное новозаветное содержание отражается недостаточно и как бы ограничивается одним днём недели. Формальный аспект здесь довлеет над духовным.
Вместе с тем обоснование почитания воскресного дня ссылкой на четвёртую заповедь имеет некоторые основания другого рода.
Представленный аргумент от аналогии (вкупе с пастырским аспектом) позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания.
Суббота в православном богослужении и аскетике
Схожее понимание субботы было у Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других святых [47] .
Таким образом, в новозаветной аскетике заповедь о субботе имеет глубокое духовное значение, а её ветхозаветный смысл не умаляется, а скорее, наоборот, обретает свою полноту.
Учение о воскресном дне и субботе в западном Православии
На православном Западе богословие воскресного дня и субботы было в основном тождественным учению церквей Востока за тем исключением, что в римской церкви соблюдали субботний пост, тем самым подчёркивая непраздничный характер субботы, и обращали большее внимание на дисциплинарные аспекты почитания воскресного дня.
Следует привести и другие примеры касательно богословия воскресного дня и субботы в западном Православии.
Церковь на Западе придавала большое значение дисциплинарным аспектам почитания воскресного дня. Ещё на Эльвирском поместном соборе (306 г.) было постановлено, что человек может быть изгнан из города, если не посещает богослужение три воскресенья подряд (21 правило). Агдский собор (506 г.) обязал христиан присутствовать на воскресной службе. Схожие правила принимались на III Орлеанском соборе (538 г.) и II Масонском (581-583 гг.).
Следует также отметить, что в Римской Церкви постились в субботу. Поначалу эта практика не была повсеместной: по свидетельству бл. Августина, в миланской области она отсутствовала [62] . Однако впоследствии субботний пост утвердился на Западе повсеместно, что стало одной из причин разделения с восточными церквями.
В дальнейшем католическое учение о воскресном дне и субботе, развиваясь уже вне православной традиции, приобрело свои особенности, главной из которых, на наш взгляд, является концепция замены субботы на воскресный день. Поскольку эта концепция в более позднее время оказала влияние и на православных христиан, необходимо рассмотреть, в чём состоит римо-католическое учение о субботе и воскресном дне.
Учение о воскресном дне и субботе в римо-католицизме
Серьёзные отличия римо-католического учения от церковного состоят в его чрезмерном юридизме, а также в концепции замены субботы на воскресный день, которая в какой-то степени была воспринята и православными христианами.
Таким образом, православное и католическое учения о воскресном дне и субботе хотя и тождественны в своих основах, но имеют и существенные различия. Вероятно, присутствие в православных катехизисах концепции замены субботы на воскресный день вызвано, как мы уже упоминали, католическим влиянием. Подтверждением этого является её позднее появление в Церкви [82] .
Заключение
Вместе с тем, в Православии сохраняется почтение к субботе: она является вторым по значению днём в седмичном богослужебном круге. Слава субботы как главного ветхозаветного праздника умалена славой воскресного дня, но не поглощена и не уничтожена ею. В I-II веках Церковь не противодействовала христианам из иудеев в том, чтобы хранить субботу по закону Моисееву, однако запрещала это делать новообращённым из язычников. Позже Церковь окончательно запретила ветхозаветные обряды субботы, одновременно утвердив в канонах её особый статус в память о ветхозаветном праздновании [83] .
В римо-католицизме также признаётся преимущество воскресного дня в сравнении с субботой, однако слава субботы и память о её праздновании оказываются устранёнными: суббота, согласно католическому учению, заменена на воскресный день. Эта концепция в силу чисто внешних, исторических причин оказала воздействие и на православных христиан, однако она не имеет оснований в Предании Церкви. Следствием этого воздействия является то, что православные христиане зачастую не знают о духовном смысле, который вкладывают в заповедь о субботе святые отцы.
На наш взгляд, разъяснение духовного смысла как субботы, так и воскресного дня в свете учения святых отцов может способствовать духовному возрастанию православных христиан и лучшему осознанию веры. Также важен миссионерско-апологетический аспект богословия воскресного дня и субботы, в частности с точки зрения полемики с субботниками.
1. Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество, Москва, 2002.
3. Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
4. Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.
7. Григорий Палама. Десятисловие по Христианскому Законоположению.
8. День Господень // Католическая Энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. Москва, 2002.
9. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908.
10. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.
12. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
13. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
14. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
15. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998.
16. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.
20. Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Исход.
21. Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.
22. Палладия, епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Пер. с греч. еп. Евсевия (Орлинского). 3-е изд. СПб., 1873. (Репринтное издание.)
23. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
24. Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. (Включая Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.)
25. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875.
26. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912.
28. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900.
29. Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Москва. В типографии Владимира Готье. 1855.
31. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
32. Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988.
34. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
37. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913.
39. Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. – М.: Паломник, Благовест, 1995.
40. Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.
42. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004
43. Творения святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. М.: Типография В. Готье, 1863.
44. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том второй в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1896.
45. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904.
47. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010.
48. St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.
49. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829.
[1] В древности воскресенье было первым днём недели, каковым и остаётся в православном календаре.
[2] Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 43, 1 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904. С. 438.
[6] Писания мужей апостольских. С. 110.
[12] Жизнь Константина, IV, 19. См.: Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.
[13] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912. С. 510.
[15] См.: Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.
[16] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи.
[17] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89.
[25] См. также Лк. 6:7-9.
[27] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231.
[29] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336.
[30] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335.
[33] Наилучшим образом христианская практика ежедневных богослужений и непрестанной молитвы сохранена в православном монашестве, к идеалам которого в этом и других отношениях должно стремиться христианину.
[34] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10, 7.
[36] Катехизис, 533. С. 89.
[40] Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 410.
[48] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 282-283.
[49] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. С. 192.
[50] Ирмос 8 песни Пасхального канона. См.: Пасхальный канон. Творение Иоанна Дамаскина // Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 423.
[53] Цитаты из писем бл. Августина даны в переводе с английского по изданию: St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.
[56] Исповедь, XXXV, 50. См.: Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 315.
[57] Исповедь, XXXVI, 51. См.: Блаженный Августин. Исповедь. С. 315.
[58] «Со времени явившейся благодати почитание субботы, которое выражалось в праздновании одного дня,
[61] Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским. С. 351.
[62] См. письмо 54, к Януарию.
[63] Dies Domini, I, 8.
[65] В католическом исчислении – третьей.
[67] Dies Domini, III, 47.
[68] К настоящему времени последний всекатолический собор, а потому в относительном смысле более авторитетный для католиков.
[69] Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998. С. 37.
[70] Документы II Ватиканского собора. С. 37.
[73] Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010. С. 236.
[74] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 126.
[75] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.
[76] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.
[77] The Catechism of the Council of Trent. P. 379. Отметим, что в Предании Церкви невозможно найти подтверждения этому высказыванию.
[79] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 133
[80] См.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. С. 288.
[81] Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875. С. 9.
[85] Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В двух томах. Т. II.
Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С. 204.
Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.
— Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?
— Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?
— Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.
— Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?
— Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе — для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье — то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.
Читайте также: