Значение воскресного дня для христиан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Всем православным христианам известно, что Господь сотворил наш мир за шесть дней, а на седьмой день Он отдыхал. Именно поэтому в православии воскресенье - особый день, и провести его верующему человеку стоит правильно. Как именно? Об этом мне рассказал мой знакомый священник.

Спешу встретиться со знакомым батюшкой для получения от него наставлений, как правильно провести воскресный день верующему человеку

Спешу встретиться со знакомым батюшкой для получения от него наставлений, как правильно провести воскресный день верующему человеку

Каким духовным смыслом наполнено воскресенье в православии?

Со слов отца Романа, воскресенье, согласно Ветхому Завету, пошло от создания мира, когда Творец оставил этот день для того, чтобы отдохнуть.

Кроме этого на скрижалях Завета, полученных пророком Моисеем, были начертаны заповеди о том, как почитать день субботний (ветхозаветная суббота – это современное воскресенье). Заповеди призывают нас свято проводить воскресные дни и посвящать их Всевышнему.

И это неспроста! Ведь именно в воскресный день Иисус воскрес после крестной смерти. Вот почему воскресенье христиане чтят как малую Пасху.

Пасха – Светлое Воскресенье, величайший праздник для каждого верующего. К каждому же воскресному дню следует относиться как к малой Пасхе

Пасха – Светлое Воскресенье, величайший праздник для каждого верующего. К каждому же воскресному дню следует относиться как к малой Пасхе

Как, согласно церковному Уставу, стоит провести воскресенье?

На этот мой вопрос отец Роман ответил, цитируя книгу:

Ветхозаветный субботний день (нынешнее воскресенье) в древности свято почитался иудеями. Причем настолько почитался, что они абсолютно ничего не выполняли из того, что можно причислить к работе. Это было самым важным для них!

Нарушение запрета на выполнение любой работы в то время считалось преступным и причислялось к большому греху.

А что же нам скажет на сей счет книга Нового Завета? Святое Евангелие повествует нам о том, как Христос с апостолами шел по полю и его ученики захотели есть. Так начали апостолы рвать колосья пшеницы, перетирать их руками и употреблять в пищу. При этом фарисеи, которые также были среди учеников Иисуса, возроптали к Нему: отчего Твои ученики делают это в день субботний? В этот же день нельзя работать, а растирание колосков - это труд. На что Спаситель ответил, что не человек для субботнего дня, а субботний день для человека.

Из этого следует, что современному христианину стоит отложить бытовые дела на другой день, и не делать их в воскресенье, если в них нет большой нужды. При этом творить добро, дарить исцеление другим и свою помощь - не является грехом.

Естественно, верующему человеку следует посвятить воскресенье Всевышнему:

  • вознести молитвы;
  • уделить время родным и близким;
  • читать православную литературу;
  • заниматься благотворительностью.

А как проводите воскресенье вы? Рассказывайте в комментариях. Отблагодарите меня лайком, репостом, подпиской на мой канал, если статья была вам полезной. Пусть хранит вас Господь!

Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Ἡ Κυριακὴ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.

Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.

Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.

Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.

На заставке фрагмент фото JFXie

"Соблюдение воскресенья протестантами - это уступка, которую они платят вопреки себе авторитету католической церкви" (Plain Talk About Protestantism, by Father Segur, p. 213).
"Если для вас Библия - авторитет для соблюдения дня, вы не найдете в ней этого. Хорошо напомнить пресвитерианцам, методистам, баптистам и всем другим христианам, стоящим вне Матери-церкви, что Библия не поддерживает их в вопросе соблюдения воскресенья. Адвентисты седьмого дня - единственные, кто правильно понимает выражение "священный день покоя", так как они соблюдают седьмой день, а не первый как день отдыха" (Clifton Tracts, Vol. 4, p. 15).
"Протестантизм, отказываясь от авторитета церкви, не имеет никаких оснований на ее ТЕОРИЮ ВОСКРЕСЕНЬЯ и логически должен соблюдать субботу вместе с евреями" (American Catholic Quarterly Review, Jan. 1883).
"Сейчас каждый школьник знает, что освященный день - это суббота. И все же, за исключением адвентистов седьмого дня, все протестанты соблюдают воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь провела в жизнь это изменение в первые века христианства" (Father Gerritsma, in the Winnipeg (Manitoba) Free Press, April 21, 1884).
"Папство открыто принимает перенос субботы, седьмого дня, на воскресенье, первый день недели, и провозглашает это изменение, демонстрируя свой духовный авторитет. Один писатель заметил: "Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье" (Catholic Mirror, Sept. 1893).
"Ты - протестант и заявляешь, что ты следуешь только Библии, и все же ты идешь против Библии и соблюдаешь другой день вместо субботы. Заповедь почитать священный седьмой день - это одна из Десяти Заповедей. Кто дал тебе право нарушать четвертую заповедь?" (Library of Christian Doctrine, p. 3).
"Протестанты не руководствуются Священным Писанием в определении своего дня отдыха, они упразднили соблюдение субботы, не учитывая Священное Писание, и заменили его воскресеньем без полномочий Священного Писания, следовательно, для всего этого у них есть только авторитет традиции" (Keenan's Doctrinal Catechism, p. 354).
"Если Библия - единственное руководство для христиан, тогда адвентисты седьмого дня правы, соблюдая субботу вместе с евреями. Не странно ли, что те (протестанты), кто делает Библию своим единственным учителем, следуют в этом вопросе Церкви?" (The Question Box, by Father Conway, p. 179).
"Разум и здравый смысл требуют принятия той или иной альтернативы: либо протестантизм и почитание субботы, либо католицизм и соблюдение воскресения. Компромисс невозможен" (American Catholic Quarterly Review, Jan., 1883).

"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного".
Не всегда нужен сложный текст и много "буков". Вечером уставши за день, радостно прочитать о ближайших праздниках и статью Александра Ткаченко. Спасибо Фоме

Уважаемый Юрий, почти полностью с Вами согласен по поводу Вашей статьи. Более того, т.к. провел достаточно много времени на Балканах, в странах принявших христианство значительно раньше Киевской Руси, могу сказать, что, например, в Хорватии (сугубо католической стране) воскресение (день недели) - это nedjelja - думаю перевода не требуется. Смущает несколько то (без отношения к Вам), что некогда такой глубокий интеллектуальный журнал как-то мельчает. Вот сегодня, например, заметка об Успенском соборе - просто на уровне профана. Мы с женой Великим постом были на многочасовой экскурсии "Москва старообрядческая". Сколько же нам там рассказали интересного и очень профессионально. Сегодня, кстати, день еще и Святого Александра Свирского. На известной иконе он светит "двуперстием". Сколько было трагических споров на этот счет в церковной истории, но журнал как-бы теперь не расположен заниматься серьезным разъяснением подобных вопросов. Проще "благочестиво" отвечать на "ах, батюшка, с тем то поссорилась, не то съела, не так прочитала". Я, лично, абсолютно за то , что в данной ситуации журнал уходит принципиально от каких-либо политических обсуждений. Но тогда поднимите "планку" и сделайте журнал действительно (не хочу писать духовным или что-то в этом роде), но действительно высокопрофессиональным.

Странно, что адресуетесь к Юрию, а не ко мне или кому-то из редакторов. Он же не сможет ответить на Ваше замечание. Проблема в том, что Вы понимаете под "журналом": ежемесячное полиграфическое издание или ежедневные, подчас конспективные, заметки на сайте. Не могу согласиться с тем, что уровень ежемесячного "Фомы" снижается. Есть проблемы с работой над ежедневными нашими проектами в интернете: о сайте и социальных сетях. Все больше и больше людей становятся читателями именно там, по множеству причин. Скорость и интенсивность, с какой необходимо работать в этих средах, совершенно иная. Это требует и новых сил, и средств, и опыта. А всерьёз сайтом как особым направлением, занялись мы всего два года назад (при том, что журналу -- 21 год). Я как редактор сам вижу и согласен с Вами, что публикации по качеству неровные. Но это неизбежно на первом этапе. Если Вы внимательно посмотрите первые номера "Фомы", то обнаружите (вопреки восторженным воспоминаниям, которые основаны на одной только ностальгии) те же самые неровности, слабости и ошибки. Это, считаю, болезнь роста. От тех читателей, кто понимает и уважает дело, которое мы стремимся развивать, ждём подсказок, помощи в исправлении ошибок, откликов, возможно, со-участия. И тогда Ваш призыв удастся воплотить в жизнь. И - спасибо Вам.

Чет­вер­тая запо­ведь закона Божия — Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его ( Исх.20:8 ) пола­гает для каж­дого чело­века важ­ней­шее и бого­уста­нов­лен­ное основа­ние для отде­ле­ния одного дня в неделю с целью сугу­бого про­слав­ле­ния Бога, слу­жения Ему. Этот день запо­ве­дано пом­нить для освя­ще­ния его, что на прак­тике реа­лизуется в делах молитвы, чтения, бого­мыс­лия, посе­ще­ния храма и т. д. Это дает воз­мож­ность отойти от суеты житей­ских дел и посвя­тить часть своего вре­мени Богу. Так чело­век всту­пает в живую связь с Бо­гом, полу­чает от Него освя­ще­ние и благо­словение на житей­ские дела.

Открыв книгу Бытия, мы читаем первые стра­ницы этой про­стой и вели­кой книги, в кото­рой зиждется свет, неве­до­мый древне­му миру, свет, осве­ща­ю­щий глу­бо­кую тьму наших судеб. В биб­лей­ском повествова­нии, где все имеет свое зна­че­ние, мы нахо­дим и то, что Бог, совер­шив к седь­мому дню дела Свои, кото­рые Он делал, почил в день седь­мой от всех дел Своих, и бла­гословил Бог седь­мой день, и освя­тил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые творил и сози­дал (см. Быт.2:2—3 ).

И как оче­видно, что Бог не нуж­дался в покое, то что же из этого сле­дует, как не то, что это поста­нов­ле­ние имело в виду чело­века, т. е., что суб­бота, как это воз­ве­щает Иисус Хри­стос, дана для чело­века, кото­рый с самых древ­них времен и праздно­вал ее гораздо ранее, чем в форме закона празд­но­ва­ние суб­бот­него покоя было уза­конено на Синае. Вот пер­во­на­чаль­ная основа уста­нов­ле­ния дня покоя.

Итак, перед нами Боже­ствен­ное поста­новление: суб­бота для чело­века, — для че­ловека всех времен и мест. Мы при­ба­вим: для чело­века до паде­ния его. Если она была необ­хо­дима для него в состо­я­нии невинно­сти его, то не нуж­дался ли в ней тем более чело­век падший; чело­век, под­чи­нен­ный плоти, види­мому миру, суро­вой необходи­мости труда, нако­нец, греху, кото­рый по­стоянно изгла­жи­вает из его сердца образ Божий и созна­ние высо­кого человеческо­го назна­че­ния?

В книге Исход ( Исх.16:23—30 ) в первый раз упо­ми­на­ется о суб­боте, и это упо­ми­на­ние лишь пред­ше­ство­вало еврей­скому закону. Сам способ, с каким Моисей напо­ми­нает об этом поста­нов­ле­нии изра­иль­тя­нам по по­воду сбора манны нака­нуне этого дня, по­казывает, что он отнюдь не дает им новой запо­веди, но вос­ста­нов­ляет старую, осла­бленную и, быть может, забы­тую среди тяж­ких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на сво­боде, можно и должно было ее восстано­вить. Почему и самое выра­же­ние, в кото­ром пред­пи­сы­ва­ется чет­вер­тая запо­ведь: помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его, показы­вает, что помнят лишь то, что уже знают, как и бере­гут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя при­пи­сы­вать синай­скому зако­но­да­тель­ству того поста­нов­ле­ния, кото­рое оно само пере­носит за 25 веков назад и заим­ствует из пер­вых пре­да­ний чело­ве­че­ства. Оче­видно, что еще раньше синай­скаго закона учре­жде­ние и соблю­де­ние дня покоя было известно и при­ме­ня­емо даже за пре­де­лами еврей­ского народа, всюду явля­ясь поста­нов­ле­нием все­мирным и вечным. Века его не уни­что­жили; оно оста­ется таким же необ­хо­ди­мым и свя­щенным для нас и в нашей дело­вой жизни, и в шумной циви­ли­за­ции, каким было у первых веру­ю­щих, вно­сив­ших с собою под шатер пустыни веру в Бога, пер­во­на­чаль­ные пре­да­ния мира и будущ­ность чело­ве­че­ства.

Самая стро­гость его ука­зы­вает нам, на­сколько Бог считал необ­хо­ди­мым это по­становление для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния избран­ного Им народа. Но, узнав от свя­того апо­стола Павла, что мы не под зако­ном, а под бла­го­да­тью (см. Рим.6:15 ), не будем отно­ситься лег­ко­мыс­ленно к этому древ­нему поста­нов­ле­нию. Здесь наи­бо­лее достойно заме­ча­ния то, что учре­жде­ние суб­боты нашло себе место в Деся­то­сло­вии вместо того, чтобы сме­шаться со множе­ством раз­лич­ных мелких пред­пи­са­ний Мо­исеева закона. Деся­то­сло­вие в крат­кой, но чудной форме изла­гает весь нрав­ствен­ный закон, и все тре­бо­ва­ния, заклю­ча­ю­щи­еся в нем, имеют прямое отно­ше­ние к религи­озной жизни каж­дого чело­века, кото­рый поже­лал бы в какую угодно эпоху слу­жить Гос­поду Богу. Таким обра­зом, видя, что соблю­де­ние дня покоя зани­мает такое видное место и пред­пи­сы­ва­ется в такой настой­чи­вой и точной форме, мы заклю­чаем, что оно зиждется на самых корен­ных усло­виях рели­ги­озно-нрав­ствен­ной жизни чело­века и должно иметь зна­че­ние вечное.

Фари­сеи же при­ба­вили свои мелоч­ные пред­пи­са­ния к закону; с точ­но­стью опре­делили, какие дела должно доз­во­лить в этот день, рас­счи­тали даже число шагов, кото­рое можно было сде­лать, и решили, что вместо забот о боль­ном, лучше оста­вить его уми­рать, про­слав­ляя Бога своим полным без­дей­ствием.

Ново­за­вет­ная Цер­ковь насле­дует дух своего Учи­теля: она отка­зы­ва­ется от внеш­него соблю­де­ния еврей­ской суб­боты и по­винуется пред­пи­са­ниям апо­стола, кото­рый ясно гово­рит тем серд­цам, кото­рые по­добная мысль могла устра­шить: никто да не осуж­дает вас за… суб­боту ( Кол.2:16 ).

И как бы желая пока­зать, что Цер­ковь поль­зу­ется даро­ван­ной ей духов­ной сво­бодой, она изме­няет день отдыха: день, посвя­щен­ный Отцу, она смело посвяща­ет Сыну, празд­нуя память вос­кре­се­ния Иисуса Христа, Кото­рым все обно­ви­лось. Сама Цер­ковь еще во вре­мена апо­сто­лов освя­тила первый день недели. Так, в книге Деяний апо­столь­ских мы ясно видим этот день уста­нов­лен­ным для пре­лом­ле­ния хле­ба ( Деян.20:7 ). Этот обычай немед­ленно вво­дится в церк­вях, осно­ван­ных святым апо­сто­лом Павлом, и это ясно доказыва­ется тем обсто­я­тель­ством, что, во время своего пре­бы­ва­ния в Троаде, святой апо­стол Павел, несмотря на то, что спешил про­дол­жать свой путь, остался дожи­даться пер­вого дня недели, когда уче­ники собра­лись для пре­лом­ле­ния хлеба, и бесе­до­вал с ними до пол­ночи (см. Деян.20:7 ). Это яв­ляется, хотя кос­вен­ным, но, как нам кажет­ся, довольно ясным дока­за­тель­ством того, что этот день уста­но­вили, т. е. пере­несли празд­но­ва­ние с суб­боты на вос­кре­се­нье, первые хри­сти­ане. В апо­столь­ских посла­ниях мы нахо­дим уве­ща­ния, отно­ся­щи­еся к мило­сер­дию, осо­бенно в этот день; на­конец, послед­няя книга Свя­щен­ного Пи­сания — Апо­ка­лип­сис, — нам гово­рит в сво­их первых стихах, что в один из вос­крес­ных дней святой апо­стол и еван­ге­лист Иоанн, сослан­ный на Патмос, имел виде­ние, о ко­тором он рас­ска­зы­вает, назы­вая этот день прямо днем вос­крес­ным (см. Откр.1:10 ).

Вот учение Свя­щен­ного Писа­ния от­носительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохра­нялся во все вре­мена у Богом избран­ного народа, и если в неко­то­рые пе­риоды он при­ни­мал харак­тер фор­маль­ный, то, тем не менее, из той же еврей­ской фор­мы он воз­рож­да­ется в Новом Завете, как поста­нов­ле­ние Боже­ствен­ное, все­мир­ное и вечное.

Обычай соблю­дать вос­крес­ный покой, кроме цер­ков­ных правил, был утвер­жден и вла­стью импе­ра­то­ров. Святой Констан­тин Вели­кий осво­бо­дил воинов-хри­стиан от воин­ских заня­тий в вос­крес­ные дни, чтобы они могли сво­бод­нее при­хо­дить в цер­ковь к обще­ствен­ному бого­слу­же­нию. Он же запре­тил про­из­во­дить в вос­крес­ные дни тор­говлю, и это позже было подтверж­дено зако­ном визан­тий­ского импе­ра­тора Юсти­ни­ана. Доз­во­ля­лось тор­го­вать толь­ко необ­хо­ди­мыми для жизни пред­ме­тами. Кроме того, святой Кон­стан­тин Вели­кий и многие после­ду­ю­щие импе­ра­торы запре­тили про­из­во­дить в вос­кре­се­нье судеб­ные дела, разве когда долг чело­ве­ко­лю­бия и со­хранение обще­ствен­ного порядка не допу­скали отсрочки.

Цер­ковь запре­щала про­из­во­дить в празд­ники именно житей­ские дела. А дела бого­по­чте­ния, бла­го­че­стия, как-то: по­сещение храма и при­сут­ствие при обще­ственном бого­слу­же­нии, домаш­нюю мо­литву, погре­бе­ние мерт­вых, крест­ные ходы, бес­ко­рыст­ную помощь ближ­ним, осо­бенно несчаст­ным, чтение рели­ги­оз­ных книг, объ­яснение Писа­ния и т. п., она не только не вос­пре­щала, но, или прямо и настой­чиво уза­ко­няла, или, по край­ней мере, одоб­ряла, потому что тако­выми делами глав­ным обра­зом и освя­ща­ется вос­крес­ный день.

Цер­ковь всегда при­зна­вала воскре­сенье днем духов­ной радо­сти. Это она выра­зила, прежде всего, в запре­ще­нии поститься в вос­кре­се­нье (см. 64‑е апо­столь­ское прави­ло; 18‑е пра­вило Ган­гр­ского собора).

Взгляд Церкви на вос­кре­се­нье, как на день радо­сти, выра­жа­ется ясно и в тех со­борных пра­ви­лах и оте­че­ских свидетель­ствах, кото­рые вос­пре­щают пре­кло­нять в вос­кре­се­нье колени при молитве (см. 20‑е пра­вило I Все­лен­ского собора; 90‑е пра­вило VI все­лен­ского собора).

Само собою понятно, что по воз­зре­нию Церкви, вос­крес­ному дню при­лична только духов­ная, свя­щен­ная, рели­ги­оз­ная радость; такая радость не только не нару­шает свято­сти этого дня, но даже есть одно из средств освя­ще­ния его. Согласно такому взгляду на вос­кре­се­нье, как день духовно-радост­ный и свя­щен­ный, Цер­ковь, а за нею и граж­данское пра­ви­тель­ство, запре­щали сует­ные и мир­ские уве­се­ле­ния и пове­ле­вали уп­ражняться в делах рели­ги­оз­ных и нравствен­ных (см. 66‑е пра­вило VI Все­лен­ского собо­ра, 32‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского собора).

В вос­крес­ные и празд­нич­ные дни со­борными пра­ви­лами запре­ща­ются все во­обще обще­ствен­ные зре­лища и при­сут­ство­ва­ние на них, хотя бы сами по себе они не были без­нрав­ственны, частью по­тому, что они не согла­су­ются со священ­ною важ­но­стью и свя­то­стью этих дней, ча­стью потому, что они отвле­кают хри­стиан от цер­ков­ного бого­слу­же­ния.

Но воз­дер­жа­ние от удо­воль­ствий, до­ставляемых обще­ствен­ными зре­ли­щами, и закры­тие этих послед­них в дни воскрес­ные и в вели­кие празд­ники было только отри­ца­тель­ной сто­ро­ной освя­ще­ния или празд­но­ва­ния этих дней; поло­жи­тель­ная сто­рона освя­ще­ния их состо­яла в соверше­нии дел бла­го­че­стия и хри­сти­ан­ской нрав­ственности.

Если бы мы поже­лали про­сле­дить за че­ствованием вос­крес­ного дня в тече­ние всех первых веков хри­сти­ан­ства, мы пока­зали бы, каким ува­же­нием он был всегда окру­жен в Церкви, и могли бы пред­ста­вить не одно дока­за­тель­ство того удив­ле­ния, кото­рое испы­ты­вали языч­ники, видя первых хри­стиан, пре­кра­щав­ших всякую работу в этот день и посвя­щав­ших его все­цело Богу. Но и этих данных доста­точно для наше­го убеж­де­ния в том, что соблю­де­ние вос­кресного дня не есть только рос­кошь или внеш­няя при­ви­ле­гия, как думают многие из хри­стиан, но долг, осно­ван­ный на Боже­ствен­ном законе, и что, про­из­вольно нару­шая этот долг, мы не только пренебре­гаем даро­ван­ным нам благом, но и прямо нару­шаем Боже­ствен­ное поста­нов­ле­ние.

Как про­во­дить вос­крес­ный день хри­сти­а­нину

Уста­но­вив на незыб­ле­мых осно­ва­ниях необ­хо­ди­мость празд­но­вать вос­крес­ный день, мы теперь скажем о том, как должно его празд­но­вать.

Время празд­ника — время осо­бен­ного слу­же­ния Богу. А как Бог осо­бенно пребы­вает в храме, то в празд­нич­ные дни надоб­но посе­щать храм Божий.

Воз­вра­тясь из храма домой, хри­сти­а­нин и здесь должен под­дер­жи­вать в себе молит­венное настро­е­ние.

Если в будние дни, когда чело­век раз­влекается житей­скими забо­тами и труда­ми, не всегда он может посвя­тить много вре­мени на молитву, кото­рая так необходи­ма для его души, то в вос­крес­ные и празд­ничные дни он должен отдать боль­шую часть своего дня этому бла­го­че­сти­вому и спа­си­тель­ному заня­тию.

Свя­ти­тель Тихон, епи­скоп Воро­нежский ходил почти каждый день в храм на литур­гию и вечерню и сам пел на кли­росе. Ночи про­во­дил без сна и ложился на рас­свете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вста­вал на молитву в пол­ночь, молился утром, вече­ром и в пол­день.

Поэтому он сказал: сед­ме­ри­цею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ).

Молитва, — это бла­го­го­вей­ная беседа души чело­века с Богом. Вполне при­лична в празд­нич­ные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о пред­ме­тах боже­ствен­ных.

Душа после бла­го­че­сти­вых раз­го­во­ров пре­ис­пол­ня­ется свя­тыми мыс­лями, чув­ствованиями и жела­ни­ями. Ум ста­но­вится яснее, свет­лее; в сердце про­ни­кает сожале­ние о худо про­ве­ден­ном про­шлом — воля так и желала бы тво­рить только одно то, что бла­го­угодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил гово­рить и слу­шать более о том, что каса­ется Бога и души; тогда вера и доб­ро­де­тель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и досто­я­нием сердца, всего су­щества нашего.

Оди­на­ково полезно и спа­си­тельно, как веде­ние душе­спа­си­тель­ных бесед, так и чтение душе­спа­си­тель­ных книг. Святой апо­стол Павел запо­ве­дует своему возлю­бленному уче­нику, епи­скопу Тимо­фею, чтение святых и душе­по­лез­ных книг, как одно из глав­ных средств для пре­успе­я­ния в духов­ной жизни. Внемли чтению ( 1Тим.4:13 ), — пишет он ему. И святые отцы, сле­дуя апо­столу, запо­ве­дуют всем чтение свя­тых книг, как одно из важных средств к ду­ховному совер­шен­ство­ва­нию.

Так должен про­во­дить хри­сти­а­нин вос­кресный или празд­нич­ный день. Но так ли мы про­во­дим его на самом деле?

Многие из хри­стиан, недо­воль­ные сво­им посто­ян­ным зара­бот­ком, уде­ляют еще и время свя­щен­ного покоя на свои работы, думая через это умно­жить свое состо­я­ние. Но напрасно они так думают. В Про­логе поме­щен такой рас­сказ.

Неува­жа­ю­щих святые празд­ники всегда может постиг­нуть Божие нака­за­ние. Ведь они, имея празд­нич­ный день совер­шенно сво­бод­ным от работы, ленятся даже схо­дить в храм Божий, а если и придут, — стоят в цер­кви Божией рас­се­янно, молятся неусердно, думая о том, как бы им пове­се­лее про­ве­сти празд­нич­ный день. А придя домой, пре­да­ются необуз­дан­ному весе­лью.

Неко­гда Гос­подь Бог устами про­рока Своего гово­рил иудеям, про­во­див­шим дни празд­нич­ные в слу­же­нии одной чувственно­сти: празд­ни­ков ваших нена­ви­дит душа Моя ( Ис.1:14 ). Страшно слово это. Убо­имся же гнева Божия, будем про­во­дить празд­ники свято, не пре­да­ва­ясь ни пиро­ва­ниям и пьян­ству, ни сла­до­стра­стию и рас­пут­ству, ни ссорам и зави­сти ( Рим.13:13 ), но будем про­водить празд­ники в чистоте и пра­вед­но­сти.

Заклю­че­ние

В хри­сти­ан­стве самый первый день был днем свет­лой радо­сти для уче­ни­ков Хри­стовых. С тех пор день вос­кре­се­ния Госпо­да всегда был днем радо­сти для хри­стиан.

Празд­но­ва­ние вос­крес­ного дня есть не­посредственное слу­же­ние Богу, состо­я­щее пре­иму­ще­ственно в вос­по­ми­на­нии о Вос­кресении Хри­сто­вом. Покой от мир­ских дел — необ­хо­ди­мое усло­вие празд­но­ва­ния, а радость — есте­ствен­ный его резуль­тат.

Обще­ние с Богом, состав­ля­ю­щее сущ­ность празд­но­ва­ния, удоб­нее достигает­ся в обще­стве людей, ибо Гос­подь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Празд­но­ва­ние прежде всего должно совер­шаться в хра­ме — этом месте осо­бен­ного бла­го­дат­ного при­сут­ствия Божьего. Здесь совер­ша­ется Таин­ство Евха­ри­стии, здесь поучают сло­ву Божию свя­щен­но­слу­жи­тели, Самим Богом постав­лен­ные пасти стадо Его и полу­чив­шие для того осо­бен­ные благо­датные сред­ства. Здесь все веру­ю­щие еди­ными устами и единым серд­цем воз­но­сят свои моле­ния, про­ше­ния и бла­го­да­ре­ния Богу. Здесь члены Тела Хри­стова всту­пают в тес­ней­шее духов­ное обще­ние со своей главой Хри­стом и между собой. Торжест­венная тишина и бла­го­го­ве­ние воз­вы­шают сердца к Богу. Обще­ние всех веру­ю­щих, вза­им­ный пример воз­буж­дают и усили­вают бла­го­го­ве­ние и молитву каж­дого в отдель­но­сти. Совер­ше­ние в вос­крес­ный день святых и духов­ных дел удо­вле­тво­ряет самые суще­ствен­ные потреб­но­сти челове­ческой души. Это и само по себе есть бла­го, и вместе с тем — глав­ней­шее сред­ство достиг­нуть рая, еди­не­ния с Богом и вечно­го бла­жен­ства.

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане! Будем стро­го и неуклонно празд­но­вать день воскрес­ный и все прочие празд­нич­ные дни, уста­новленные святой Цер­ко­вью к нашему зем­ному сча­стью и спа­се­нию веч­ному.

(к вопросу о понимании четвёртой заповеди Десятисловия)


Исследуемая автором статьи тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. Данная публикация дает ответы на многие вопросы по теме, в том числе: каково новозаветное православное понимание субботы? Можно ли говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы? Также Е.О. Иванов делает попытку раскрыть глубину смысла четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.

Предлагаемая тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. На наш взгляд, распространённое среди православных представление о том, что суббота как особый праздничный день была заменена на воскресенье, возникло вследствие католического влияния и требует прояснения в свете учения Церкви. В настоящей статье изложены основы богословия воскресного дня и субботы, что даёт возможность более точно уяснить смысл четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.

Основания православного почитания воскресного дня

Итак, можно подвести промежуточные итоги:

1) самоочевидное и самодостаточное значение воскресного дня как главного торжества христианской веры подтверждается и Священным Писанием Церкви, и её Преданием;

2) вместе с тем в православных катехизисах начиная с XVII века появляется римо-католическая по своим истокам концепция, согласно которой суббота заменена на воскресенье [20] , а празднование воскресного дня подчинено ветхозаветной заповеди о субботе.

В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы.

Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета

В свете Нового Завета четвёртая заповедь Декалога может быть исполнена духовно (т. е. истинно) только через участие в торжестве воскресения Христова, а не через следование формальным предписаниям и ограничениям. Если ветхозаветное субботство требует от человека особого времяпровождения и поклонения Богу в седьмой день, то новозаветное субботство состоит в полном отложении от греха и творении добра во всякое время.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) четвёртая заповедь Декалога неприменима к воскресному дню с формальной точки зрения (формальный аргумент);

2) новозаветное субботство заключается в исповедании божественности Христа, вере в Его воскресение, отложении от злых дел и злой воли, совершении добрых дел, поскольку через это осуществляется вхождение в покой (субботу) Небесного Царства (духовный аргумент).

На наш взгляд, некоторая проблемность православного катехизического изложения четвёртой заповеди состоит в том, что оно воспроизводит то её внешне-формальное содержание, которое перестало быть актуальным с точки зрения Нового Завета, при этом духовное новозаветное содержание отражается недостаточно и как бы ограничивается одним днём недели. Формальный аспект здесь довлеет над духовным.

Вместе с тем обоснование почитания воскресного дня ссылкой на четвёртую заповедь имеет некоторые основания другого рода.

Представленный аргумент от аналогии (вкупе с пастырским аспектом) позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания.

Суббота в православном богослужении и аскетике

Схожее понимание субботы было у Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других святых [47] .

Таким образом, в новозаветной аскетике заповедь о субботе имеет глубокое духовное значение, а её ветхозаветный смысл не умаляется, а скорее, наоборот, обретает свою полноту.

Учение о воскресном дне и субботе в западном Православии

На православном Западе богословие воскресного дня и субботы было в основном тождественным учению церквей Востока за тем исключением, что в римской церкви соблюдали субботний пост, тем самым подчёркивая непраздничный характер субботы, и обращали большее внимание на дисциплинарные аспекты почитания воскресного дня.

Следует привести и другие примеры касательно богословия воскресного дня и субботы в западном Православии.

Церковь на Западе придавала большое значение дисциплинарным аспектам почитания воскресного дня. Ещё на Эльвирском поместном соборе (306 г.) было постановлено, что человек может быть изгнан из города, если не посещает богослужение три воскресенья подряд (21 правило). Агдский собор (506 г.) обязал христиан присутствовать на воскресной службе. Схожие правила принимались на III Орлеанском соборе (538 г.) и II Масонском (581-583 гг.).

Следует также отметить, что в Римской Церкви постились в субботу. Поначалу эта практика не была повсеместной: по свидетельству бл. Августина, в миланской области она отсутствовала [62] . Однако впоследствии субботний пост утвердился на Западе повсеместно, что стало одной из причин разделения с восточными церквями.

В дальнейшем католическое учение о воскресном дне и субботе, развиваясь уже вне православной традиции, приобрело свои особенности, главной из которых, на наш взгляд, является концепция замены субботы на воскресный день. Поскольку эта концепция в более позднее время оказала влияние и на православных христиан, необходимо рассмотреть, в чём состоит римо-католическое учение о субботе и воскресном дне.

Учение о воскресном дне и субботе в римо-католицизме

Серьёзные отличия римо-католического учения от церковного состоят в его чрезмерном юридизме, а также в концепции замены субботы на воскресный день, которая в какой-то степени была воспринята и православными христианами.

Таким образом, православное и католическое учения о воскресном дне и субботе хотя и тождественны в своих основах, но имеют и существенные различия. Вероятно, присутствие в православных катехизисах концепции замены субботы на воскресный день вызвано, как мы уже упоминали, католическим влиянием. Подтверждением этого является её позднее появление в Церкви [82] .

Заключение

Вместе с тем, в Православии сохраняется почтение к субботе: она является вторым по значению днём в седмичном богослужебном круге. Слава субботы как главного ветхозаветного праздника умалена славой воскресного дня, но не поглощена и не уничтожена ею. В I-II веках Церковь не противодействовала христианам из иудеев в том, чтобы хранить субботу по закону Моисееву, однако запрещала это делать новообращённым из язычников. Позже Церковь окончательно запретила ветхозаветные обряды субботы, одновременно утвердив в канонах её особый статус в память о ветхозаветном праздновании [83] .

В римо-католицизме также признаётся преимущество воскресного дня в сравнении с субботой, однако слава субботы и память о её праздновании оказываются устранёнными: суббота, согласно католическому учению, заменена на воскресный день. Эта концепция в силу чисто внешних, исторических причин оказала воздействие и на православных христиан, однако она не имеет оснований в Предании Церкви. Следствием этого воздействия является то, что православные христиане зачастую не знают о духовном смысле, который вкладывают в заповедь о субботе святые отцы.

На наш взгляд, разъяснение духовного смысла как субботы, так и воскресного дня в свете учения святых отцов может способствовать духовному возрастанию православных христиан и лучшему осознанию веры. Также важен миссионерско-апологетический аспект богословия воскресного дня и субботы, в частности с точки зрения полемики с субботниками.

1. Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество, Москва, 2002.

3. Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

4. Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.

7. Григорий Палама. Десятисловие по Христианскому Законоположению.

8. День Господень // Католическая Энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. Москва, 2002.

9. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908.

10. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.

12. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

13. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

14. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

15. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998.

16. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.

20. Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Исход.

21. Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.

22. Палладия, епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Пер. с греч. еп. Евсевия (Орлинского). 3-е изд. СПб., 1873. (Репринтное издание.)

23. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

24. Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. (Включая Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.)

25. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875.

26. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912.

28. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900.

29. Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Москва. В типографии Владимира Готье. 1855.

31. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

32. Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988.

34. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.

37. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913.

39. Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. – М.: Паломник, Благовест, 1995.

40. Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

42. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004

43. Творения святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. М.: Типография В. Готье, 1863.

44. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том второй в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1896.

45. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904.

47. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010.

48. St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.

49. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829.

[1] В древности воскресенье было первым днём недели, каковым и остаётся в православном календаре.

[2] Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 43, 1 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904. С. 438.

[6] Писания мужей апостольских. С. 110.

[12] Жизнь Константина, IV, 19. См.: Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.

[13] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912. С. 510.

[15] См.: Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.

[16] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи.

[17] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89.

[25] См. также Лк. 6:7-9.

[27] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231.

[29] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336.

[30] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335.

[33] Наилучшим образом христианская практика ежедневных богослужений и непрестанной молитвы сохранена в православном монашестве, к идеалам которого в этом и других отношениях должно стремиться христианину.

[34] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10, 7.

[36] Катехизис, 533. С. 89.

[40] Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 410.

[48] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 282-283.

[49] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. С. 192.

[50] Ирмос 8 песни Пасхального канона. См.: Пасхальный канон. Творение Иоанна Дамаскина // Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 423.

[53] Цитаты из писем бл. Августина даны в переводе с английского по изданию: St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.

[56] Исповедь, XXXV, 50. См.: Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 315.

[57] Исповедь, XXXVI, 51. См.: Блаженный Августин. Исповедь. С. 315.

[58] «Со времени явившейся благодати почитание субботы, которое выражалось в праздновании одного дня,

[61] Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским. С. 351.

[62] См. письмо 54, к Януарию.

[63] Dies Domini, I, 8.

[65] В католическом исчислении – третьей.

[67] Dies Domini, III, 47.

[68] К настоящему времени последний всекатолический собор, а потому в относительном смысле более авторитетный для католиков.

[69] Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998. С. 37.

[70] Документы II Ватиканского собора. С. 37.

[73] Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010. С. 236.

[74] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 126.

[75] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.

[76] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.

[77] The Catechism of the Council of Trent. P. 379. Отметим, что в Предании Церкви невозможно найти подтверждения этому высказыванию.

[79] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 133

[80] См.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. С. 288.

[81] Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875. С. 9.

[85] Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В двух томах. Т. II.

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С. 204.

воскр день

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

— Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

— Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

— Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

— Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе — для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье — то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

Читайте также: