Значение теоретических знаний по физической культуре кратко

Обновлено: 08.07.2024

Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим ни от учителей физической культуры, ни от родителей, ни от самих учащихся. Причин тому много. Во-первых, часов на физическую культуру в школьной программе и так мало. Во-вторых, многие физическую культуру понимают как занятия физическими упражнениями для овладения двигательными умениями и навыками. Некоторые видят в занятиях физической культурой только оздоровительный эффект.

Правы и первые, и вторые, и третьи, конечно. Однако теория и методика физического воспитания и положительный опыт многих учителей физической культуры подтверждают и другую точку зрения. Поясню, почему.

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

В 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Доказано, что положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда низкая заинтересованность населения в занятиях физической культурой стала предметом беспокойства правительственных структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности населения, главным образом молодежи. Были подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, т.е. их мотивации к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями.

По нашему мнению, речь следует вести о педагогически обоснованной системе научных знаний о физической культуре в целом и о практических способах деятельности в этой сфере, необходимых для изучения в общеобразовательной школе. Знания учащихся должны иметь определенную целевую направленность – помочь им выработать умение использовать полученные знания на уроках физической культуры и в условиях самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья и практикой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со школьниками. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования научного мировоззрения и физической культуры личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.

Однако в существующей практике физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе, а особенно в ДЮСШ, теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре.

Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, наиболее полно удовлетворить их познавательные и общекультурные потребности. С этой целью подробно составлен тематический план изучения теоретического раздела программы по физической культуре для 1–4-х и 5–9-х классов.

Освоение теоретического раздела программы по физической культуре, начиная с 5-го класса, предусматривает 1 час в неделю на теоретические уроки в классе. Но формирование знаний о физической культуре не ограничивается только теоретическими уроками. На практических занятиях в ходе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать учащимся сведения о возникновении, сущности, особенностях влияния на организм физических упражнений и т.д.

Ниже мы приводим примерное тематическое планирование учебного материала для учащихся 1–4-х классов. Программа также может быть использована при планировании теоретической подготовки юных спортсменов в ДЮСШ и ДЮКФП.

Основы знаний о физической культуре на первой ступени общего образования составляют теоретические сведения об основах здорового образа жизни, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, основах обучения двигательным действиям и технике безопасности на уроках физической культуры.

Выпускники начальной ступени общего образования должны знать и понимать:

роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов упражнений для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

правила поведения на занятиях физической культурой.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тест для учащихся по физической культуре

Выполнила: учитель МБОУ Одинцовской гимназии № 7

Феоктистова Татьяна Михайловна

Проверил: Морозов Валерий Павлович

преподаватель курсов повышения квалификации

г. Одинцово 2016

Тест для учащихся по физической культуре

Для чего необходимо изучать теорию физической культуры на уроках?

Это нужно для того, чтобы школьники не бездумно выполняли различные физические упражнения и задания учителя, а осмысливали свои действия, то есть осуществляли осознанный подход к овладению двигательными действиями и навыками. Я считаю, что у чащиеся должны знать:

– об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

- о различных видах спорта, правилах и нормативах на уроках физической культуры

– о способах и особенностях движений, передвижений;

– о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений.

Например, знания об истории Олимпийского движения помогают решать нравственные задачи в воспитательном процессе: воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ. Но для этого и сам учитель должен пополнять свои знания из различных источников и естественно этому очень помогают:

1. Курсы повышения квалификации, где можно узнать об инновациях и о научных разработках в области педагогики , психологии т.д.

2. Взаимное посещения уроков физической культуры, то есть возможность обмена опытом.

3.Различные литературные источники, где можно почерпнуть опыт коллег из других городов и регионов.

Также учитель должен максимально использовать свои творческие способности: применять различные методы и всевозможные доступные средства для овладения учениками теоретическими знаниями. К этому можно отнести оформление наглядных стендов возле спортивного зала и коридорах, по тематике знаний о физической культуре. Так же плакаты по технике и тактике спортивных игр, фиксирование на стендах рекордов школы (способствует поддержанию и повышению интереса к урокам Ф.К.).

То есть все методы наглядной агитации путем воздействия на зрительные анализаторы способствует осознанному усвоению техники и тактики, прививают интерес к занятиям.

Еще хочу сказать об учебниках по физической культуре. К сожалению многие школы не имеют возможности приобрести учебники по физической культуре на каждого учащегося, в лучшем случае приобретается комплект на параллель, так как и так затрачиваются довольно большие средства на учебники по другим теоретическим предметам. В учебниках по физической культуре, даются в доступной степени знания об организме, здоровье, о функциональных системах организма, соответственно каждому возрасту, комплексы утренних гимнастики т. п.

Существуют различные способы проверки полученных знаний, например:

- использование заданий в тестовой форме;

- задания в виде рисунков, что кстати очень успешно в изучении видов спорта (в основном в младших классах);

- задания на выполнение рефератов и презентаций по разделам программы: л/а, гимнастика, волейбол, спортивные игры (для детей которые освобождены от физических нагрузок);

- составление комплексов упражнений в виде слайдов (презентации), конкретно по своим заболеваниям (эти задания для 6 - 11 классов) и т.д.

Теория не должна заменять практику, но в связи с введением третьего урока физкультуры, необходимо более полное овладение теоретическими знаниями и использование для этого всевозможных методов.

ТЕСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Что представляет собой талисман Олимпиады 1980г?

А) пять переплетенных колец Б) Олимпийский мишка

В) лучик и льдинка

А) Лазанье по канату

Б) Синхронное плавание

В) Бег на короткие дистанции

3. На флаге Олимпийских игр изображены соединенные между собой разноцветные кольца. Что они символизируют?

А) Дружбу всех спортсменов Б) пять континентов

В) пять законов олимпиады

А) спортивные состязания б) четырехлетний период между Олимпийскими играми

В) международный спортивный турнир

5. Укажите, какие дистанции относятся к коротким:

6. Вид спорта, где больше проявляется гибкость:

В) Фигурное катание

7. Какого цвета полотнище Олимпийского флага?

а) Зелёное б) Голубое

в) Белое г) Жёлтое.

8. Укажите размеры волейбольной площадки:

9. Как называют комплекс жилых помещений для спортсменов, участников Олимпийских игр?

а) Олимпийская деревня; б) Спортивное село;

в) Городок рекордсменов; г) Чемпионская столица.

10. Где нельзя измерить пульс?

А) В области шеи.

11. Какой из этих видов спорта – олимпийский?

а) Регби; б) Керлинг;

в) Боулинг; г) Армрестлинг.

12. В каком году состоялись первые современные олимпийские игры?

А)1896 Б)1894 В) 1895

13. Какой из этих олимпийских видов спорта имеет пляжную разновидность?

а) Баскетбол; б) Гандбол;

в) Волейбол; г) Футбол.

14. Где зажигается всегда факел олимпийского огня современных игр?

А) Афины Б) Олимпия В) Москва

15. Кольцо какого цвета на Олимпийском флаге символизирует Европу?

а) Синие; б) Красное;

в) Зеленое; г) Желтое.

16. Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как он называется?

А) Плаванье Б) Футбол

В ) Канат Г) Керлинг

17. Чему равно чистое время каждого периода в хоккее с шайбой?

18. Как называется японская борьба с очень весомыми спортсменами?

А) Греко-римская Б) Дзюдо

В) Сумо Г) Карате

19. Кто является автором олимпийских ритуалов, эмблемы, текста клятвы участников Олимпийских игр?

А) Пифагор Б) Пьер де Кубертен В) Николай Павин

20. Воспроизвести олимпийский девиз, выражающий устремление олимпийского движения.

А) Лучше, выше, сильнее Б) Быстрее, сильнее, выше

В) Быстрее, выше, сильнее

21.В каком году был создан Международный Олимпийский комитет?

А)1794 Б)1894 В) 1884

22. В каком году было названо имя первого победителя Олимпийских игр?

А) в 776 г.н.э. Б) в 776 г. до н.э. В) в 767 г. до н.э.

23. Как в древней Греции называли победителей Олимпийских игр?

Б) победителями Олимпиады

24. Вид спорта, где больше проявляется дыхательная функция:

25. Какой континент символизирует цвет каждого олимпийского кольца?

А) Синий - Б) Красный -

В) Черный - Г) Желтый -

Ответы к тесту:

1- б, 2 –а, 3 – б; 4 – б, 5 – б, 6 – в, 7 – в, 8 – а, 9 – а, 10 – в, 11 – б, 12 – а, 13 – в,г; 14 – а, 15 – а, 16 – в, 17 – г, 18 – в, 19 – б, 20 – в, 21 – б, 22 – б, 23– в, 24 – а. 25 - (Синий — Европа; черный — Африка; красный — Америка; желтый — Азия; зеленый — материки Австралия и Новая Зеландия);

Данный тест по теории физической культуры составлен с помощью программы Airen . Его можно применить на уроках физической культуры для определения знаний по теории физической культуры, на факультативных занятиях для подготовке к олимпиаде и тестированию. Тест позволяет осуществить мгновенную проверку и оценку знаний по теории и организовать мгновенную распечатку отчета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются вопросы проведения теоретических занятий по физической культуре как одной из составляющих изучения учебного материала, а также формы таких занятий и методика оценивания.

Теоретические уроки по физической культуре в школе

Образование по физической культуре - это педагогический процесс передачи предшествующими поколениями последующим социального опыта в сфере физической культуры, процесс формирования физической культуры личности.

Содержание учебного предмета "физическая культура" находит свое воплощение в учебной программе. Программа условно должна состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть программы включает основы научных знаний о физической культуре (историю возникновения и развития физической культуры, основные понятия в сфере науки о физической культуре, основы теории физических способностей человека, основы спортивной тренировки, основы гигиены занятий физическими упражнениями).

Нужны ли теоретические знания и занятия по физической культуре? Трудный вопрос. И на него нет однозначного ответа. Почему? Во-первых, часов на физическую культуру в школьной программе немного. В нашей школе, как и в большинстве других школ, на занятия физической культурой отводится три часа в каждом классе. Во-вторых, многие физическую культуру понимают как занятия физическими упражнениями для овладения двигательными умениями и навыками или видят в занятиях физической культурой только оздоровительный эффект.

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. Здесь необходимо отметить, что за последние годы, число обучающихся школы, желающих сдать одним из экзаменов по выбору физическую культуру, особенно в 9 классе, заметно возросло, и как следствие увеличилась потребность в более качественном и полном изучении теоретического материала представленного в экзаменационных билетах.

Как правило, учитель сообщает теоретические сведения в основной части урока, предваряя ими разучивание физического элемента или действия. Наиболее часто теория сопровождает практику на уроках по спортивным играм при изучении правил игры, элементов судейства. Зачастую, достаточно большой объём двигательных действий на уроке, не даёт учителю возможности сообщить и теоретический материал.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Надо отметить, что в нашей школе этим вопросам уделяется особое внимание, и не только на уроках физической культуры.

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них.

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиенические основы физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в быт учащихся.

Поясню всё сказанное на примере проведения уроков физической культуры в нашей школе. Изучение теоретического материала осуществляется тремя путями:

Как вариант – проведение интегрированных уроков физической культуры и ОБЖ, физической культуры и биологии, физической культуры и истории. Интересными с точки зрения результата могут быть уроки физической культуры и физики (например при изучении лёгкой атлетики или гимнастики), физической культуры и химии (при изучении понятий аэробной и анаэробной нагрузки);

Такой подход к изучению теории на уроках физической культуры приносит свои плоды.

Во-вторых, верность выбранной методики подтверждается результатами муниципального и регионального этапов олимпиады по физической культуре, где в течение последних 5 лет обучающиеся школы являются победителями и призерами.

Таким образом, в заключении, можно сказать, что преподавание теоретического материала необходимо. Но для успешного решения этой задачи учитель физической культуры должен найти оптимальные формы и методы урока, позволяющие давать теоретический материал не в ущерб развитию двигательных умений и навыков и наоборот.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием.

Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

2) практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии и путях совершен­ствования физической культуры в стране;

5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свой­ства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания отно­сятся следующие:

1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совер­шенство;
5) спорт.

Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека.

Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие

Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство

Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт

Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие. [Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 данного учебного пособия (глава 17)]

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Читайте также: