Значение слова псалтырь кратко

Обновлено: 06.07.2024

(Книга псалмов) (от греч. psalterion — название музыкального инструмента) — одна из книг Библии (Ветхого завета), содержит 150 псалмов.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Православие. Словарь-справочник

(греч. psalterion – название музыкального инструмента)

См. Богослужебные книги.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Псалт’ирь — 19-я книга Ветхого Завета, вторая в разделе учительных книг ( см. Библия). Состоит из 150 псалмов, которые называются следующим образом:

плачевная песнь (7),

псалом, учение (31),

песнь, псалом (47,66,67,74,75,82,86,87,91,107),

песнь восхождения (119-133),

никак не названы (32,35,42,70,71,90,92-96,98,103,104,106,113-118,135,136,145-150).

Книга Псалтирь в оригинале (на еврейском языке) разделена на следующие части (книги):

2. ·Пс. 41-71,

3. ·Пс. 72-88,

4. ·Пс. 89-105,

5. ·Пс. 106-150.

Это деление существовало до перевода Библии на греч. , но назначение его не известно. Не известно также, кто собрал эти 150 псалмов, которые мы теперь имеем в книге Псалтирь, и расположил их именно в этом порядке, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра. Его считают также автором ·Пс. 118. Составителями остальных псалмов являются:

сыны Кореевы ( Пс.41:43 -48,83,84,86,87) ( см. тж Еман,а),

Асаф (49,72-82) ( см. тж Асаф,б),

неизвестные авторы (32,42,65,66,70,71,90-99,101,103-106,110-120,122,124,127-129,131,133-136,145-150).

Следующие псалмы составлены, по всей видимости, во время или после вавилонского плена: 101,106,110-118,120,122,125,128,136,145-150.

Некоторые псалмы по своей структуре являются алфавитными ( см. алфавитные произведения ).

В Псалтири особенно выделяются хвалебные псалмы (112-117), которые пелись на Пасху и на праздник кущей, и один из них, очевидно, пел и Сам Господь со Своими учениками ( Мат.26:30 ), а также псалмы (песни) восхождения (119-133), которые пелись на ступенях храма или пилигримами на подходах к Иерусалиму.

Среди псалмов Псалтири можно найти псалмы на следующие темы:

благодарение и хвала (29,30,74,104,106,110-117,135,137),

радость и поклонение (88,102,113,134,144-150),

мольба о помощи (3,4,7,11,12,16,24,30,34,53,87,131),

жизнь и бессмертие (15,48,72),

слава Божия в мире (8,18,28,92,103),

защита Божия (14,22,23,26,60,83,90,120),

история израильского народа (77,104,105,113).

Некоторые псалмы целиком являются пророческими и говорят о грядущем Мессии (2,21,44,71,109), а в некоторых только отдельные стихи ( Пс.23:7 -10; Пс.39:8 -11; Пс.67:19 ; Пс.68:22 ; Пс.117:22 -23; Пс.131:11 и др.). Особенно удивительно пророчество в Пс.21:2 ,17-19, которое как будто было записано у креста, хотя высказано оно было за 1000 лет до него!

В Священном Писании есть хвалебные песни и в других книгах ( Исх.15:21 ; Чис.21:17 -18; ·Суд. 5; 1Цар.2:1 -10; 2Цар.1:19 -27; 22; ·Ис. 12; Ис.23:2 -7; 26; ·Иез. 19; Лук.1:46 -55; Отк.15:3 -4), но они нигде не названы псалмами.

Некоторые псалмы очень похожи между собой:

·Пс. 13 и ·Пс. 52,

·Пс. 14 и Пс.23:1 -6,

Пс.39:14 -18 и ·Пс. 69,

Пс.56:8 -12 и Пс.107:2 -6,

Пс.59:7 -14 и Пс.107:7 -14.

Нумерация псалмов в русской Библии несколько отличается от принятой в других странах. ( см. Библия)

псалт’ирь ( 1Цар.10:5 ; 2Цар.6:5 ; 1Пар.13:8 ; Неем.12:27 ; Пс.32:2 ; Пс.56:9 ; Пс.70:22 ; Пс.80:3 ; Пс.91:4 ; Пс.107:3 ; Пс.143:9 ; Пс.150:3 ) — струнный (десятиструнный) музыкальный инструмент, напоминающий арфу небольших размеров. Всегда упоминается вместе с гуслями. Возможно, арфа, гусли и псалтирь были очень похожими инструментами. ( см. арфа, музыка)

Православный энциклопедический словарь

сборник священных песней Ветхого Завета, большая часть которых составлена святым пророком Давидом. Содержание Псалтири богато и разнообразно: в ней всякий может найти именно то, что соответствует состоянию его души. Есть в ней и пророчества о Христе, и учение веры, и учение нравственности. В православном богослужебном и молитвенном обиходе все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм. Кафизмы читаются на всяком богослужении, так что вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом - по два раза за неделю. Псалтирь служит источником многих богослужебных молитв. Наконец, существует благочестивый обычай читать Псалтирь в память об умерших. Чтение Псалтири во все времена считалось делом в высшей степени дущеполезным и угодным Богу.

Православная энциклопедия

книга Ветхого Завета. Ее относят к поучительным, это связано с тем, что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит благодарение и хвалу Богу. В древности псалмы пели под аккомпанемент древних инструментов, внешний вид которых напоминал на арфу. Псалтирь содержит 150 псалмов и еще один, которого нет на еврейском языке. Помимо псалмов, написанных царем Давидом, в книге есть псалом, принадлежащий Моисею, двенадцать псалмов сынов Кореевых, один – Ефама и один – Енама, которые были современниками царя Давида. Все перечисленные псалмы были собраны в одну книгу первосвященником Ездрой.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG psalter)

(греч. psalterion - струнный инструмент)

древний струнный инструмент, применяемый в иудейском богослужении. Также - название книги псалмов, к-рая широко использовалась на протяжении веков в христианской литургии, равно как и в личных молитвах.


Что такое Псалтирь

История создания

  • Адам,
  • Мелхиседек,
  • Авраам,
  • Моисей,
  • Асаф,
  • Еман,
  • Идифун,
  • сыны Кореевы и др.

Что такое Псалтирь?

Когда читают Псалтирь

Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.

Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.

Значение Псалтири для христианина

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Хор Валаамского монастыря. Псалтирь

книга

Происхождение слова

Христианское название произошло от греческого названия древнего струнного щипкового инструмента – псалтерия, похожего на арфу или славянские гусли. Многие песни-молитвы Псалтыри исполнялись под его аккомпанемент. На нем прекрасно играл основной автор гимнов – царь Давид.

История создания

Легендарный иудейский царь Давид правил в XI–X вв. до н. э. Вдохновленный Святым Духом, он написал много псалмов, которые исполнял во время еврейских богослужений. Известно также, что Давид организовал три хора певцов и музыкантов, поставив в их главе выделяющихся музыкально-певческими способностями людей – Асафа, Емана и Идифума.

Ряд богословов считает царя Давида автором всех псалмов. Несогласные указывают, что некоторые сюжеты случились уже после его смерти. Это возражение может быть опровергнуто наличием у Давида дара пророчества, помогшего ему прозревать будущее.

Первые славянские рукописи Псалтири появились в IX в., а первая печатная книга – в конце XV в. в Черногории. На Руси Псалтырь наряду с букварем и Часословом постепенно стала обязательной книгой при обучении грамоте не только в церкви, но и в миру. Многие темы и цитаты из Псалтыри вошли в литературу и в пословицы.

К XVI–XVII вв. относятся первые попытки переводов церковнославянской Псалтыри на общепонятный русский язык, неодобрительно встреченные РПЦ.

фото

Содержание

Псалтырь представляет собой еврейскую поэму, гимны которой содержательно связаны между собой. Наряду с преобладающим прославлением Бога среди них есть мольбы (6 и 50), жалобы (43 и 101), проклятия (57 и 108), исторический обзор (105) и любовная песнь (44).

Псалтири свойственно единство восприятия жизни и общность религиозных тем, устремленность человека и народа к Богу как к наблюдателю и испытателю глубин сердца человека.

Псалмы принято разделять на три самостоятельные группы:

  • хвалебно-благодарные;
  • молитвенные;
  • наставляющие.

Еще одну группу составляют пророчески-мессианские гимны, относящиеся к грядущему явлению Христа. Но она не считается самостоятельной, поскольку мессианские элементы присущи многим псалмам из других тематических групп.

Значение для христиан

Чтение Псалтыри гораздо старше Иисусовой молитвы. Именно цитатами из Псалтыри отвечал Иисус на упреки иудейских ортодоксов во время земной жизни. Дохристианские монахи, как правило, знали Псалтырь наизусть. Это единственная книга Ветхого Завета, полностью входящая в богослужения в православии. Они строятся на Псалтыри, ведь нет ни одного обряда или таинства, обходящегося без псалмов.

Их авторы – люди, сумевшие установить особые отношения с Богом. Слова, с которыми они обращались к Создателю, – образец искренней и горячей молитвы. А к возможности живого молитвенного общения с Богом стремится душа каждого христианина. Ведь молитва и пост – оружия, оставленные нам Богом для противодействия козням дьявола. Псалтырь – старейшая богоугодная молитва, которую постоянно читают в храмах и дома.

Для большинства христиан Псалтырь – вторая по важности после Евангелия священная книга. Поэтому распространена практика совместного издания Евангелия или всего Нового Завета с Псалтырью.

Структура

Нумерация

Разделение текста на псалмы и, естественно, их нумерация различаются в иудейском (масоретском) варианте Тегилима и в греческом переводе Ветхого Завета – Септуагинте. Православная церковь основывается на греческой нумерации. Католики используют обе нумерации, а протестанты – масоретскую.

Оба варианта Псалтыри содержат 150 канонических псалмов. 151-й псалом есть только в Септуагинте.

в руках

Кафизмы

Кафизма I Слава II Слава III Слава
I 1–3 4–6 7–8
II 9–10 11–13 14–16
III 17 18–20 21–23
IV 24–26 27–29 30–31
V 32–33 34–35 36
VI 37–39 40­­–42 43–45
VII 46–48 49–50 51–54
VIII 55–57 58–60 61–63
IX 64–66 67 68–69
X 70–71 72–73 74–76
XI 77 78–80 81–84
XII 85–87 88 89–90
XIII 91–93 94–96 97–100
XIV 101–102 103 104
XV 105 106 107–108
XVI 109–111 112–114 115–117
XVII 118.1–72 118.73–131 118.132–176
XVIII 119–123 124–128 129–133
IX 134–136 137–139 140–142
XX 143–144 145–147 148–150

Надписания

Надписаниями принято называть содержащиеся в псалмах пояснения с указаниями на жанр, авторство, технику и аккомпанемент исполнения псалмов.

Зачем читать Псалтырь

Многообразие содержания 150 гимнов Псалтыри издавна обращало на себя внимание отцов и учителей церкви. Богословы отмечали, что Псалтырь – квинтэссенция Ветхого Завета, вобравшая из него все самое ценное. Они писали, что соответствующие псалмы есть практически для всех случаев жизни и любого душевного состояния человека. Именно поэтому регулярное чтение псалмов – обязательный атрибут жизни истинного христианина.

на столе

Правила чтения

В Православной церкви

В византийском обряде многие псалмы включены в богослужения суточного круга и, следовательно, читаются ежедневно. К таковым относятся:

  • в вечерне последовательно прочитываются псалом 103, затем 140, 141, 129, 116, далее – 33-й;
  • в начале утрени читается шестипсалмие из псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142, а в конце – псалмы 148–150;
  • канон предваряется 50-м псалмом;
  • полиелей – торжественная часть праздничной утрени, включает пение псалмов 134 и 135.

Большую часть часов, междочасий, повечерия и полунощницы составляют псалмы. Они входят в Божественную литургию и другие молебны.

Церковные таинства также сопровождаются пением псалмов. При крещении исполняется псалом 31, перед исповедью – 50-й, а при церковном бракосочетании – 127-й.

В монастырях принято прочитывать Псалтырь целиком за неделю. На утрени обычно читаются две, иногда три кафизмы (см. выше), а на вечерне – одна. Схема недельного круга церковного чтения кафизм по номерам такова:

  • суббота (утро): 1;
  • воскресенье: 2, 3;
  • понедельник: 4–6;
  • вторник: 7–9;
  • среда: 10–12;
  • четверг: 13–15;
  • пятница: 19, 20, 18;
  • суббота (вечером): 16, 17.

В Великий пост кафизмы читаются также и на часах. Правда, эти правила строго выполняются только в ортодоксальных монастырях, а также в старообрядческих общинах. В больших монастырях практикуется Неусыпаемая Псалтырь – непрерывное ее чтение сменяющими друг друга монахами.

в церкви

Со времен первых христиан Псалтырь широко использовалась и для домашнего чтения. Христиане нередко знали псалмы наизусть. Повсеместное распространение Псалтыри даже способствовало изучению по ней грамоты.

Препятствием к современному домашнему чтению Псалтыри может быть непонятность церковнославянского языка. Многие богословы тем не менее не советуют пользоваться его русским переводом. Они указывают, что только сделанный св. Кириллом и Мефодием церковнославянский перевод является богодухновенным, а следовательно, содержащим мистические откровения и прогоняющим нечистую силу.

С другой стороны, вряд ли можно считать оправданным полный отказ от понятного русского текста. Самое разумное – сочетать оба варианта Псалтыри. Этому очень помогают издания на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский.

Другое препятствие – элементарная лень, которую рекомендуется преодолевать по тренировочному принципу. Чтение Псалтыри нужно начинать с малых доз, например начиная с одной Славы, постепенно увеличивая продолжительность чтения. Самое главное – делать это регулярно. Особенно рекомендовано чтение Пластыри во время постов.

Читать Псалтырь можно в любое время суток, в том числе и ночью. Ее лучше читать, стоя перед горящей свечой или лампадой. При необходимости не возбраняется делать это и сидя, вставая при чтении начальных и завершающих молитв, и на славах. Можно читать вслух или вполголоса, обязательно соблюдая ударения. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев, без театрального пафоса. Домашнему чтению Псалтыри должны предшествовать и завершать особые молитвы.

страницы

Поминание о здравии и упокое

После чтения каждой кафизмы можно молиться за живых и усопших родственников и близких. После первой славы поминаются за здравие живые, а после второй – усопшие.

У гроба новопреставленного христианина до погребения полагается прочитать всю Псалтырь. Приглашенный священник затрачивает на это не менее 3–4 часов, во время которых от души усопшего отгоняются злые духи. Некоторые родственники заказывают полное чтение Псалтыри и на 40-й день.

Какие псалмы для чего читать

Согласно преподобному Арсению Каппадокийскому (духовнику Паисия Святогорца), за каждым псалмом закреплена нужда, при которой его рекомендуется читать. Полный список всех псалмов и соответствующих им жизненных ситуаций приведен на сайте.

Когда и за кого нельзя читать Псалтырь

Есть период в десять дней, во время которого Псалтырь нельзя читать не только мирянам келейно, но и церковным служителям в храмах. Он начинается с Великого четверга Страстной недели и продолжается всю Светлую седмицу. На протяжении этих десяти дней книгу Псалмов не читают ни в храмах, ни келейно.

Нельзя читать Псалтырь за самоубийц. Что же касается некрещенных усопших и иноверцев, то за них допускается келейное чтение в домашних условиях.


Содержание

Нумерация псалмов

Греческая Масоретская
1…8
9 9
10
10…112 11…113
113 114
115
114 116
115
116…145 117…146
146 147
147
148…150
(151)
    использует переводы, основанные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов. традиционно использует латинский перевод (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих переводах на национальные языки, используется масоретская нумерация. обычно используют масоретскую нумерацию.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских, обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая нумерация.

Содержание и структура

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую — 41-71, третью — 72-88, четвёртую — 89-105, пятую — 106—150.

Надписания псалмов



Указания на жанровую принадлежность

Указания на авторство



Указания на порядок исполнения

Эти надписания могут указывать на то, что псалом следует исполнять под аккомпанемент определённых музыкальных инструментов или на определённый традиционный мотив. Мы сейчас не знаем ни этих мелодий, ни характера и звучания древних инструментов; поэтому перевод здесь может быть лишь приблизительный, причём понимание этих слов в Септуагинте расходится с современным.

Авторство

Традиционно автором Псалтири считают царя Давида, хотя на многих псалмах очевидны следы позднейшего происхождения: времён плена вавилонского и ещё позже. В самом тексте книги для некоторых псалмов прямо указаны иные авторы: главный псалмопевец Давида Асаф (см. 1Пар.16:5), храмовые привратники сыны Кореевы (Кораха) (1Пар.9:19), Моисей и др. В Талмуде (Бава Батра, 14б) в числе авторов, кроме Давида, упомянуты Адам, Мелхиседек, Авраам, Моисей, Асаф, Еман, Идифун и сыны Кореевы. Классический еврейский комментатор Раши насчитывает в начале своего комментария к Псалмам десять авторов.

Вернее всего, Псалтирь вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон еврейских священных книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции.

Богослужебное использование

Богослужебной (в иерусалимском храмовом культе) Псалтирь стала ещё при Давиде — сперва в Скинии, потом в Храме. От евреев богослужебное употребление Псалтири рано перешло к христианам.

В иудаизме




В Скинии, а затем в Иерусалимском храме пение псалмов было частью храмового ритуала; эту обязанность исполняли левиты. Псалмы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов (в отличие от современного богослужения, в котором их исполняют, как правило, а капелла).

В некоторых общинах принят обычай прочитывать всю книгу Тегилим за неделю или за месяц, с определённой разбивкой по дням. Так, у хасидов Хабада книга читается каждое утро и прочитывается за месяц, кроме этого утром в последнюю субботу месяца книга Тегилим читается целиком.

У православных

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

У католиков



Кроме того, псалом или значительная часть псалма теперь поётся или читается на каждой мессе после первого чтения из Писания (до реформы исполнялись лишь два стиха из псалма, именуемые, в разных случаях, градуал или тракт). Псалом обычно подбирается таким образом, чтобы соответствовать содержанию прочитанного чтения или смыслу праздника.

Псалтирь в исламе

И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные.

Псалтирь в качестве отдельной книги

В христианстве Псалтирь является одной из наиболее популярных, а по некоторым мнениям — самой важной книгой Ветхого завета, и часто издаётся отдельно или вместе с Новым заветом.

Псалтирь у славян

Псалтирь на Руси

Толковая Псалтирь

В некоторых изданиях Псалтири помещены и краткие истолкования псалмов, и такая Псалтирь называется толковой. Из древних толкований Псалтири известны: Иоанна Златоуста, Амвросия, Августина; из новых — Толюка, Эвальда; в русской литературе — епископа Феофана, протоиерея Вишнякова и других. При толкованиях прилагаются и критические введения.

Следованная Псалтирь

Переложения Псалтири

Весьма распространены были стихотворные переложения псалмов. В русской поэзии XVIII—XIX вв. перелагали псалмы и подражали им крупнейшие литераторы: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков и др.

Читайте также: