Значение слова плагиат кратко

Обновлено: 05.07.2024

Плагиат - это присвоение себе авторства чужого произведения (чаще всего речь идет о различных текстах, но это также может быть картинка, музыка и т.д.). То есть при плагиате вы берете чужое произведение (полностью или фрагмент) и выдаете за продукт собственного творчества.

Например, плагиатом будет вставить несколько абзацев из чужой статьи/книги в свою курсовую или дипломную работу, не указывая, что это не ваш текст.

Однако плагиатом не являются цитаты. В отличие от плагиата при цитировании всегда указывается настоящий автор текста и источник заимствования (конкретная книга или журнальная статья), при этом объем цитаты обычно сравнительно невелик относительно остального вашего текста.

За плагиат предусмотрена строгая ответственность:

если вы попались на плагиате в своей курсовой или дипломной работе, то в зависимости от правил вашего вуза и серьезности проступка вам могут грозить как минимум, снижение балла за работу, а в худшем случае - отчисление;

настоящий автор, который стал жертвой плагиата, может в судебном порядке требовать возмещения морального вреда за нарушение права авторства, а также либо взыскания убытков, либо выплаты фиксированной компенсации от 10 000 рублей до 5 миллионов рублей за каждый факт нарушения его исключительного права на произведение;

все материальные носители, содержащие плагиат (диски с записями, книги и т.д.) подлежат изъятию и уничтожению;

если произведение, содержащее плагиат, распространяется через интернет, то соответствующий сайт может быть заблокирован Роскомнадзором;

в отдельных случаях за плагиат может грозить уголовная ответственность (если настоящему автору причинен крупный или особо крупный ущерб).

Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.

Содержание

История термина

Что является плагиатом

Определение плагиата

Анализ плагиата или выявление плагиата — это компьютерные методы выявления плагиата.

Плагиат с появлением Интернета превратился в серьёзную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится всё труднее и даже невозможно [3] . Постепенно становится сложнее идентифицировать первоначального автора.

Стремительное развитие сети Интернет наряду с увеличивающейся компьютерной грамотностью способствует проникновению плагиата в различные сферы человеческой деятельности: плагиат является острой проблемой в образовании, промышленности и научном сообществе [4] .

В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат. Так же существует ряд компьютерных методов обнаружения плагиата.

Лингвистический аспект

Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что является плагиатом, а что нет.

Т. И. Стексова определяет:

  • Личностное (субъективное) отношение автора к тому, о чём он говорит, а также к тому, как выстроены его высказывания.
  • Используются ли автором отсылки на неопределённых авторов и на неконкретные источники или указываются точные источники используемой информации.
  • Личными или безличными конструкциями оформлена позиция автора.
  • Степень категоричности (например, использование автором слов со значением долженствования).
  • Особенности в использовании слов с оценочным значением.
  • Стиль изложения (констатирующий, полемически-рассуждающий и т. д.).
  • Характерно ли для автора использование вопросительных конструкций, что ведет к диалогизации монологического текста, или нет.

Отношение к плагиату в разное время

Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, меняются со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.

В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде. В 1891 году вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга [5] . Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана.

Современная юридическая практика

Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.

С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.

Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.

Плагиат в научно-популярной литературе

Литература

См. также

Примечания

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

плаги а т, плагиата, муж. (от лат. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов) (книж., юр.). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. plagio похищаю)

умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Предусматривается уголовная и гражданская ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав.

Словарь финансовых терминов

умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФ влечет уголовную ответственность. ПЛАГИАТ признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Принуждение к соавторству преследуется как ПЛАГИАТ. Потерпевший от ПЛАГИАТА автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в т.ч. требовать возмещения убытков. При доказанности ПЛАГИАТА в работе, на которую заключен издательский договор, издательство вправе его расторгнуть и взыскать выплаченный гонорар. Заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается ПЛАГИАТОМ.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от лат. plagio — похищаю) — литературное воровство, умышленное присвоение авторства на чужое произведение (искусства, науки и пр.).

Рб: автор и художественное творчество

Асс: литературное влияние, стилизация, пародия (не путать!), реминисценция

* "В наше время под плагиатом понимают публикацию чужого произведения или его части под своим именем" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Гаспаров. Записи и выписки

"умоокрадение" (Лесков, 11, 176).

Дизайн. Словарь терминов

ПЛАГИАТ – выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства.

Энциклопедический словарь

(от лат. plagio - похищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Предусматривается уголовная и гражданская ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав.

Словарь Ожегова

ПЛАГИАТ, а, м. Выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства.

Словарь Ефремовой

м.
Присвоение или использование без разрешения автора и без ссылки на него
художественного или научного произведения, а также оглашение изобретения до его
оформления без согласия изобретателя.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— литературное воровство. Это значение усвоено слову П. лишь в XVII в.: в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Теперь под П. понимают присвоение авторского права, выражающееся в опубликовании чужого произведения или его части под своим именем. Понятие это не имеет вполне определенного содержания, и в частных случаях не всегда возможно отграничить его от сопредельных понятий литературного подражания, заимствования, совладения и других подобных случаев сходства литературных произведений. Во всяком случае, в совпадении отдельных идей нельзя видеть П.: условия преемственности духовной жизни таковы, что без известного усвоения чужой мысли невозможно никакое человеческое творчество. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя Колумбом истины и, не желая знать о своих предшественниках ("pereant qui ante nos nostra dixerunt"), видит в повторении своих мыслей посягательство на свои права. На самом деле объектом П. является не идея, за редкими исключениями представляющая собою "res communis omnium", но то, что принято считать ее внешней оболочкой. Громадное большинство литературных произведений, не заключая ничего нового по содержанию, имеет своеобразную форму, новые оттенки выражения; лишь присвоение этой глубоко индивидуальной стороны произведения может быть названо П. Обсуждая с этой точки зрения случаи сходства поэтических произведений, нельзя видеть П. ни в заимствовании фабулы (сюжет заимствован во многих драмах Шекспира, в сказках Толстого), ни в пользовании готовыми типами (особый художественный прием, примененный Щедриным в его Ноздреве и Молчалине), не говоря уже о новой обработке известных во всемирной литературе характеров (Дон-Жуан, Фауст). Равным образом не имеют характера П. сводные работы, самой сущностью которых предполагается пользование чужими данными без самостоятельной обработки. Но взгляды на П. меняются — и то, в чем прежде видели присутствие творческой мысли, кажется подчас механическим воспроизведением. Древний мир был чуток к авторской славе, но разрешал заимствования довольно широко. Особенно свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Виргилий горячо жаловался на П. в знаменитом "Sic vos non vobis", хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге "Сатурналий" собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о П. у Софокла и Меандра. Открытие сокровищниц древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе славу классиков. Бруни д'Ареццо опубликовал в 1444 г. под своим именем "Историю готов" Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона "De gloria", поместив из него лучшие места в своих сочинениях; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог "Della stampa", но вставил в него три "инвективы", направленные против настоящего автора. В XVII в. во Франции были даже своеобразные теоретики П., как Ла Мот-Ле Вайе, находивший, что "заимствовать у древних — все равно, что сделать морской набег, но обирать современников — все равно, что разбойничать на большой дороге", и Ришесурс, который в своей оригинальной "Академии ораторов" и в руководстве "Masque des orateurs ou Mani ère de dé guiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc." между разнообразными средствами заменить недостаток творчества указывал и "плагиаризм", заключающийся в последовательном изменении всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели греха в заимствованиях. Мольер, перенесший в "Fourberies de Scapin" почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: "Je prends mon bien o ù je le trouve". Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: "Это девка, которую я нашел в грязи и ввел в высший свет". Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов. В XVIII веке патер Барр выдал за часть своей "Histoire d'Allemagne" отрывок в 200 страниц из "Истории Карла XII" Вольтера. Сам Вольтер позволял себе мелкие заимствования. Обвинение в П. было брошено и в Руссо; но сходство между "Contrat social" и книгой Ульриха Губерта "De jure civitalis" не идет далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 г. был раскрыт один из наиболее наглых П.: перевод "Voyage d'Abdoul Rizzak", изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной его работы, оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака; плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана, не зная, что существует ее дубликат. В течение последнего века обвинения в П. не раз падали на выдающихся писателей; не избегли их Мюссе, Зола, Додэ. В 1891 г. вышла целая книга, обличающая в П. Лессинга (Albrecht, "Lessings Plagiate"). Более основательны были обвинения в П., направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтер-Скотта, Шатобриана. Его П. в свое время вызвали целую литературу (ср. особенно Eug. de Mirecourt, "Maison Alex. Dumas et Comp.", П., 1845). Ср. J. Thomasius, "De plagio litterario" (Лпц., 1678); Voltaire, "Dictionnaire philosophique"; D'Israeli, "The amenities of literature" (Л., 1841) и "The curiosities of litterature" (1791—1817; много изданий); Lalanne, "Curiosit és litté raires" (П., 1853) и "Curiosit és bibliographiques"; Ch. Nodier, "Questions de la littérature légale" (1812); Quérard, "Les supercheries littéraires dévoilé es" (1846—54). О П. с юридической точки зрения см. Литературная собственность

Простыми словами плагиат – это такое противозаконное действие, при котором человек присваивает себе результаты творческого или интеллектуального труда, автором которого является совершенно другое лицо. Существует 2 вида плагиата – преднамеренный и непреднамеренный. В современном творчестве (литературе, музыке, искусстве) существует масса примеров, когда автор скопировал чужую идею целиком или повторял отдельные части, выдавая работу как свою. Такие действия считаются неправомерными и наказуемыми в законодательном порядке.

Что такое плагиат

В толковом словаре русского языка термин плагиат объясняется как незаконное опубликование чужого труда или его части под своим именем. Понятие плагиата хорошо рассмотрено и разъяснено в Википедии. Так называется противозаконное умышленное присвоение своего авторства на чужое произведение, сопровождающееся доведением до других людей неправдивых сведений о себе как об истинном авторе. Если сказать проще, то этим термином можно назвать какие-угодно произведения науки, искусства, которое создал один человек, но за его автора умышленно выдает себя совершенно другая личность, не имеющая к труду никакого отношения.

Неправомерное использование чужих трудов и присвоение им своего авторства является нарушением авторско-правового и патентного законодательства. Лицо, которое будет уличено в заимствовании и его вину удастся доказать, понесет за свои действия уголовную ответственность. Большинство авторов, решившихся совершить такую противоправную деятельность, преследуют лишь одну цель – получить финансовую выгоду или стать признанным в высшем обществе.

Понятие плагиат

Наиболее корректные синонимы плагиата:

У многих может возникнуть вопрос – является ли использование идей плагиатом? В этом случае однозначного ответа не существует. Дело в том, что одинаковые идеи могут возникнуть в головах разных людей и доказать, кто же истинный источник, практически невозможно. Другое дело, когда для воплощения задумки в жизнь автор полностью скопировал первоисточник. Такое действие уже можно считать плагиатом, и за его совершение придется ответить перед судом.

История термина


Кто такой плагиатчик

Плагиатчиком принято называть лицо, которое незаконно и умышленно присвоило себе авторство, то есть, совершило воровство. Плагиатор создает якобы новый материал, компилируя несколько научных исследований или литературных произведений, взятые с уже опубликованных источников. Такая работа будет считаться плагиатом, если ее создателем не дано соответствующих ссылок на первоисточник либо не названы имена настоящих авторов.

Как выявить плагиат в тексте

Часто используемые сервисы для проверки работы на плагиат:

Понятие плагиат

Отношение к плагиату в разное время

В разные эпохи люди по-разному относились к плагиату. К примеру, в древние времена копирование чужих текстов, отдельных стихов и прочих произведений было в порядке вещей. Трудами своих предшественников часто пользовались знаменитые историки, географы и даже такие знаменитые мыслители, как:

В эпоху Возрождения плагиат в искусстве присутствовал на каждом шагу. К примеру, Перотти присвоил себе авторство текстов Федра, Альционо полностью уничтожил манускрипт трактата Цицерона De gloria, а самые лучшие места из этого сочинения использовал для своего произведения. Доменики полностью сплагиатил из произведения Дони свой знаменитый диалог Della stampa, а также позволил себе вставить в него 3 инвективы, направленные против настоящего автора.

Плагиат в разных сферах деятельности

В наше время нередко встречаются разные формы заимствования в любых сферах деятельности, а это говорит о том, что от попытки осознанно присвоить себе чужой труд никто не собирается отказываться.

Музыкальный плагиат

В музыкальной среде объектами плагиата становятся мелодии и тексты песен. Человек может полностью присвоить себе чужое произведение, скопировать работу, затем внести небольшие правки либо позаимствовать часть произведения, вставив отрывки в свой продукт, не указав оригинального авторства.

Литературный плагиат

В литературе объектами плагиата становятся тексты – литературные произведения. В древности человек, желающий прославиться, мог легко и просто позаимствовать чужой труд, изменив лишь название и внеся небольшие коррективы. Однако современные писатели стараются бороться с этим явлением и искоренять его.

Научное заимствование

В науке объектами копирования становятся диссертации, исследования, открытия. Это подрывает систему образования и науки страны, дискредитирует институции, негативно влияет на моральную атмосферу в профессиональной среде.

Плагиат в интернете

В интернете копированию чаще всего подвержены текстовые файлы и изображения. Защитить материал от плагиата помогут специально разработанные Поисковые системы. После публикации важно, чтобы авторский материал был проиндексован прежде всего на вашем сайте. Тогда Поисковые системы будут считать первоисточником именно ваш ресурс.

Понятие плагиат

В английском языке слово plagiarism звучит как |ˈpleɪdʒərɪz(ə)m|. Для правильного произношения лучше прослушать вариант английского перевода в переводчике.

Читайте также: