Значение слова бюджет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ищешь, что значит слово бюджет? Пытаешься разобраться, что такое бюджет? Вот ответ на твой вопрос:

Бюджет это:

Бюджет

1.Смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.

2.Средства существования, совокупность личных доходов и расходов на определенный срок.

Бюджет

( фр. budget англ.)
1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период;
2) совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.

Бюджет

м.
1) а) Смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. б) Средства существования, совокупность личных доходов и расходов на определенный срок.
2) Учет, расчет чего-л.

Бюджет

муж. , франц. смета, учет, расчет, роспись, счет расхода и прихода, за прошлое и за будущее время; | государственная смета. Бюджетные расходы, сметные, вошедшие в роспись.

Бюджет

1. роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период;

2. совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.

Бюджет

Бюджет

роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок Государственный б. бюджет чьи-нибудь средства к существованию, доходы и расходы Б. семьи. Выйти из бюджета (допустить перерасход). Б. год. Бюджетная политика.

Бюджет

(англ. budget), роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

Бюджет

бюджет м.
1) а) Смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. б) Средства существования, совокупность личных доходов и расходов на определенный срок.
2) Учет, расчет чего-л.

Бюджет

бюджета, м. (англ. budget). Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени. || Совокупность личных доходов и расходов за какой-н. период времени. Мой бюджет мне этого расхода не позволяет.

Бюджет

(англ. budget — сумка) —
1) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, сбалансированная смета, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Б. составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и Б. времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое Б является основным инструментом проверки сбалансированности соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется Б , различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) Б. Правомерно говорить и о Б. предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов. Если расходная часть сметы превышает доходную, то Б. сводится с дефицитом Превышение доходов над расходами образует положительный остаток Б.;
2) предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Содержание

Государственный бюджет

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Бюджетное право

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных бюджетов составляет бюджетное пра́во. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог, никакая перемена в старых налогах ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.

В Российской Федерации законопроект, содержащий предварительную смету доходов и расходов государства, составляется Министерством финансов РФ. Процесс разработки бюджета называется бюджетное плани́рование. Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается. Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу, где он рассматривается в трех чтениях, от чтения к чтению всё более детально. На стадии первого чтения в случаях отклонения Государственной Думой проекта федерального бюджета, может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации. В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан Президентом РФ.

Если бюджет не утверждается парламентом страны вовремя, или если президент наложил на бюджет вето, и в результате бюджет не вступил вовремя в законную силу — то такая ситуация называется бюджетный кри́зис.

Государственный бюджет составляется на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Финансовый год в некоторых странах может начинаться и не с 1 января. В России финансовый год начинается 1 января [1] .

В Республике Беларусь основы функционирования бюджетной системы определяет Закон О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах от 4 июня 1993 г. N 2347-XII.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

Бюджет в организации

Основные типы бюджета:

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Классификация бюджетов:

  1. Долгосрочные и краткосрочные
  2. Постатейные бюджеты
  3. Бюджеты с временным периодом
  4. Гибкие и статические бюджеты
  5. Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. [2]

Структура бюджета

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  1. распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  2. формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  3. формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Бюджетная эффективность

Из истории

В XIII—XVI веках значительная доля доходной части бюджета русских князей формировалась из доходов от торговли, дани и взимания различных торговых пошлин. [источник не указан 789 дней]

Сегодня мы поговорим о том, что такое бюджет в обобщенном толковании и немного подробней остановимся на бюджете организации и государства, рассмотрим основные принципы его формирования и виды.

Бюджет

Бюджет — это.

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

Что такое бюджет

В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:

  1. отдельные люди (физические лица);
  2. семьи;
  3. организации (юридические лица);
  4. государства;
  5. прочие субъекты.

Бюджет это.

Мешок с деньгами

Структура бюджета

Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.

  1. Доходная часть:
    1. внешние поступления – заемные средства (кредиты, займы, подарки и т.д.);
    2. внутренние доходы – денежные средства и другие материальные поступления, заработанные субъектом, формирующим бюджет.
    1. текущие расходы, необходимые в данный момент времени;
    2. капитальные расходы, вкладываемые в объекты долговременного использования.

    Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.

    Что такое профицит и дефицит бюджета

    Оптимальный вариант состояния – это ситуация, при которой его доходная и расходная часть равны, это сбалансированный бюджет.

    Профицит и дефицит

    1. Если же расходная часть больше доходной, то говорят о дефиците бюджета.
    2. Если же доход превышает расход, то это профицит бюджета.

    Виды бюджетов

    Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

    Личный (семейный)

    Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

    Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.

    А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

    Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

    Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

    Семейный бюджет

    Бюджет организации

    Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

    Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

    Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

    Продажи

    1. операционный (текущий), формируется на основании продаж, затрат на производство и управленческие расходы;
    2. финансовый, создается на основании движения денежных средств и необходимых капитальных вложений.

    Бюджет государства

    Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

    Доход и расход

    По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

    1. налоговые поступления – около 84 %;
    2. неналоговые – около 16 %.

    Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

    Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

    1. локальные войны внутри государства и военные конфликты за его пределами;
    2. увеличение расходов на вооружение (модернизацию) в мирное время;
    3. неустойчивый курс национальной валюты; (застой в экономике) → снижение ВВП (валового внутреннего продукта) → сокращение налоговых поступлений (т.е. налоговой составляющей доходной части бюджета) при неизменном объеме расходов;
    4. увеличение расходной части государственного бюджета, иногда нецелесообразное или неэффективное расходование денежных средств. Например, чрезмерное финансирование управленческого аппарата, дотации убыточных отраслей производства;
    5. недостаточность объема доходной части. Такая ситуация нередка в нашей стране. Появление новых налогов или увеличение старых – единственная мера для наполнения этой статьи бюджета.

    Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

    Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

    Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

    Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

    Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:

    Структура

    Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

    1. федеральный – финансирует расходы по управлению государством;
    2. региональный – финансирует функционирование субъектов РФ (их промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальную инфраструктуру);
    3. муниципальный – обеспечивает выполнение функций местного самоуправления.

    Краткое резюме

    Социальная и экономическая стабильность отдельно взятой семьи, предприятия и государства недостижима без грамотно сформированного бюджета. Поэтому бюджетирование – одно из наиболее значимых направлений в управлении любым проектом.

    Винни-пух

    Читайте наш блог, и все сложное станет намного проще.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    В семье траты бюджета куда более эффективны, чем у государства, ведь семья знает цену каждому заработанному рублю.

    Государство же действует порой крайне расточительно, выделяет большие средства не на образование, науку, культуру, медицину, а на армию.

    Потом родители больных детей вынуждены просить милостыню на федеральных каналах, граждане должны скинуться, чтоб ребёнка вылечили, а всё потому что деньги из бюджета на перевооружение пошли и государству на больных детей плевать.

    Игорь: интересы и заботы государства отличаются от того, что об этом думают отдельные люди. Все хотят чтобы им (людям) было лучше, но государство существует в окружении других государств, а мировой полиции пока не придумали .

    Поэтому, чтобы тебя не ограбили нужно иметь армию, флот, современное вооружение. Кто этого не имел в устрашающем для агрессора количестве жестоко поплатились (Ливия, Сирия, Ирак, Вьетнам, Корея).

    По поводу сбора денег на лечение детей согласен. Государство должно решать такие вопросы само. У нас должно быть министерство справедливости (например, базируясь на кадрах ОНФ), которое бы разруливало все казусные моменты имея на это полномочия и бюджет.

    Тратить надо всегда меньше, чем зарабатываешь. Казалось бы, все просто, но не все так могут жить!

    А какие у государства могут быть проблемы в плане настричь бабла? Не, ну реально, какие проблемы? Придумать новые налоги или повысить старые, придумать новые виды правонарушений и взимать штрафы.

    Мне больше знакомо понятие-семейный бюджет. Жить по средствам далеко не каждому дано. Я этим делом управляю и вроде все получается.

    Хорошо, когда у семьи есть возможность копить деньги, но ведь многие семьи находятся в крайне неустойчивом финансовом состоянии и им пришлось очень тяжело во время введённого локдауна.

    Кстати, в семейном бюджете, если покопаться, то можно много лишних трат найти, так что, если оптимизировать расходы, то на всё хватит.

    Думаю, что для более эффективных расходов государства, большая часть собранных налогов должна оставаться в регионах, ведь чем меньше хозяйство, тем проще разобраться, на что тратить деньги.

    Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

    В теории финансового права бюджет рассматривается в трех аспектах:

    • в материальном - как централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления;
    • в экономическом - как совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций органов власти и самоуправления;
    • в правовом (в ст. 11 БК РФ) - бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов и в форме муниципальных правовых актов.

    Понятие бюджета

    Бюджет - это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для государственных нужд. Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

    Важным для понимания сущности бюджета являются следующие факты:

    1. Бюджет является необходимым условием существования и состоятельности суверенного государства и (или) публично-правового образования.
    2. Бюджет как форма образования и использования фондов денежных средств существует в течение определенного периода времени .
    3. Бюджет в качестве закона существует и по истечении указанного периода.

    Функции бюджета:

    • перераспределительная (по отношению к национальному богатству);
    • прогностическая (бюджет - как форма финансовой деятельности публично-правового образования и имеющий обязательную силу финансовый план-прогноз публично-правового образования;
    • контрольная (заключается в том, что через регулирование направлений финансовых потоков государство контролирует те или иные сферы общественной жизни).

    Виды бюджетов

    1. По принадлежности к тому или иному уровню бюджетной системы России:
      • федеральный;
      • субъектов Федерации;
      • местные.
    2. По сроку (периоду), на который принимается бюджет:
      • годовые;
      • многолетние (в т.ч. скользящие - составляется на несколько лет, ежегодно пересматривается и передвигается на 12 месяцев вперед );
      • дробные;
    3. По содержанию и цели принятия:
      • бюджет развития;
      • военный бюджет;
      • чрезвычайный бюджет (основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения);
      • социальный бюджет;
      • другие;
    4. Экономические виды:
      • консолидированный бюджет - свод бюджетов уровня бюджетной системы на соответствующей территории;
      • национальный бюджет (государственный бюджет, а также доходы и расходы всех других звеньев финансовой системы);
      • бюджет-брутто и бюджет-нетто (чистый бюджет, не включает затраты на осуществление бюджетного процесса);
      • дефицитный и профицитный (расходы превышают доходы, и наоборот);
      • бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств.

    В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на той или иной территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

    Иными словами, консолидированный бюджет не принадлежит к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учетные параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов.

    Значение бюджетов

    Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

    Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправлениями. Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.

    Категории

    Нормативные правовые акты в Российской Федерации

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

    Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

    Читайте также: