Трехгодичный акт 1641 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

(Законодательство английской революции 1640 - 1660 гг.

Принимая во внимание, что по законам и статутам английского королевства парламент должен быть созываем для уврачевания зол по крайней мере один раз в год и принимая во внимание, как это установлено опытом, что несозывание парламентов влекло за собой в качестве своего последствия различные великие бедствия и неудобства для его величества короля, церкви и государства; для предотвращения могущих произойти подобных бедствий и неудобств постановлено его королевским величеством с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в настоящем парламенте, что в случае, если не имеется налицо парламента, созванного посредством указа с приложением государственной печати Англии и собранного и заседающего до 10 сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания настоящего парламента. то в каждом таком. случае парламент должен собираться и заседать в обычном месте в Вестминстере таким порядком и такими способами, как изложено и постановлено в дальнейшем в настоящем акте, а не иначе.

В случае несозыва парламента в указанный выше срок, лорд-канцлер Англии или лорд-хранитель государственной печати Англии. обязаны, не дожидаясь распоряжений короля, издать указ о созыве нового парламента.

VI. И далее постановлено, что ныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для собрания,иначе, как с согласия его величества. и обеих палат, заседающих в парламенте.

VII. Члены каждой палаты имеют право избирать своих председателей - спикеров по своему усмотрению.

революции 1640—1660 гг. М.; Л., 1946)

Подобным же образом объявлено и постановлено властью на­стоящего парламента, что ни его величество король, пи Тайный совет не имеют и не должны иметь какой-либо юрисдикции, вла­сти или полномочий, посредством билля, петиции, предъявле­ния обвинения, возбуждения дела о клевете в печати или иным каким-либо произвольным способом рассматривать пли ставить на рассмотрение, решать или распоряжаться недвижимым или движимым имуществом кого либо из подданных настоящего ко­ролевства, но что указанные выше дела должны рассматривать­ся и разрешаться в обыкновенных судах и путем применения обыкновенного порядка судопроизводства.

Великая ремонстрация

революции 1640— 1660 гг. М.; Л., 1946)

Корень всех. бедствий мы усматриваем в злонамеренном и пагубном стремлении ниспровергнуть основные законы и нача­ла управления, на которых прочно покоились религия и право­судие английского королевства.

107. Необходимо было позаботиться о хозяйстве короля, так как оно было доведено до такого разорения, что король не мог покрыть своих обычных и необходимых издержек без помощи своего народа.

115. Все монополии были уничтожены, так как в силу их немногие лица причиняли ущерб подданным.

120. . Самый корень всех указанных зол был вырван, како­вым являлась произвольная власть, претендовавшая от имени его величества на обложение подданных и взимание налогов с их имущества без согласия парламента, что в настоящее время объявлено противоречащим закону; согласно постановлениям обеих палат, а также в силу актов парламента.

125. Перерывы в деятельности парламентов предотвращены путем билля о трехгодичном парламенте, а внезапный роспуск настоящего парламента - путем другого билля, которым пре­дусмотрено, что парламент не может быть распущен или отсро­чен без согласия на то обеих палат.

130. Неумеренные полномочия Тайного совета и злоупотреб­ления этими полномочиями столь упорядочены и ограничены. что никакие мероприятия, которые нередко ими производились к ущербу для общественной свободы, не могут осуществляться в будущем.

132. Непомерная власть епископов и их суды упразднены путем соответствующих постановлений в билле об отмене суда Высокой комиссии.

140. Упорядочение судов и упразднение волокиты и дорого­визны в судопроизводстве.

195. Для лучшего охранения законов и свобод королевства необходимо, чтобы все противозаконные злоупотребления и тре­бования были судимы и наказываемы на сессиях и ассизах.

197. Чтобы его величество, согласно почтительной просьбе обеих палат, назначал тех советников, послов и прочих должно­стных лиц для ведения его дел дома и за границей, которым парламент имел основание доверять, без чего мы не можем пре­доставить его величеству. субсидий.

В начале XVII века Тюдоры сменяются на престоле Стюартами. Яков I, Карл I – стали наблюдаться серьезные нарушения английской конституции. При Стюартах стали покушаться на существование парламента. На право вотировать налоги, на права о вольности англичан. Парламент 1628 года Карл I собрал его. Оппозиция предложила королю подписать петицию о правах! Оппозиция предлагает подписать королю документ, в котором король:

b не может произвольно налагать подати;

b обязан не нарушать впредь права на личную свободу своих подданных (исток будущего Habeas Corpus Act);

b король должен отказаться от произвольного установления воинской повинности и помещения солдат на постой в дома жителей;

b отказаться от права создавать чрезвычайные суды;

Король приостановил деятельность парламента. 1629 – разогнал парламент и в течении 11 лет правил без парламента. 1640 – король созывает Короткий парламент (2 ноября 1640 года) для решения материальных проблем. Это дата начала английской буржуазной революции.

В ходе английской буржуазной революции выделяют следующие этапы:

2) время 2 гражданский войн:

ü август 1642-1646;

3) индепендентская республика (1649-1653);

4) протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658);

5) вторая республика (1659 – начало 1660);

Парламент 1640 – Долгий. Работал почти 13 лет. Охвостье Долгого парламента. Состав менялся. Войны гражданские. 1648 – в парламенте индепенденты и пресвитериане. Более 100 пресвитериан удаляет из парламента. То, что осталось – Охвостье.

Принципиальные положения, что беспарламентское состояние не может быть более 3 лет. Далее описано, кто должен созывать парламент, если король не сделает это в назначенное время. Это должны сделать лорды. Он создает последователями тех, кто за доведение дела до конца, если предыдущий не исполнил определенное дело. Ответственность лица. Их очередность является юридической гарантией.

Второй акт – этот парламент вообще нельзя распускать или правомочия толковать его деятельность без согласия парламента. Долгий парламент обезопасил себя. Еще в трехгодичном акте – нельзя распустить в первые 10 дней. Эти 2 акта ограничивают права короля в области приостановления и роспуска парламента.

В том же 1641 – упраздняются чрезвычайные суды, высокая комиссия и звездная палата. Кроме того, тайный совет был лишен юрисдикции. Большая политическая амнистия. Выпустили инакомыслящих из тюрьмы. Подтверждено право парламента вотировать налоги. Все эти действия – сначала палата общин, затем подпись королю. Во второй половине 1641 года парламент принимает документ – Великая Ремонстрация. Это протест, в котором были собраны основные требования парламента. Это первый акт, где содержалась идея будущей ответственности правительства. Когда оппозиция сформулировала свой политический идеал. Король отказался ее подписать. Наличие конфликта между парламентом и королем стало очевидно. Это король сделал впервые. Долгий парламент разработал и 19 предписаний. Это может быть первой конституцией Англии. Там содержались революционные для акта того времени положения. Оспаривалось право наложения вето. Это проект конституции. Они стали одним из поводов к началу нового этапа.

К лету 1642 года начинаются военные действия, а Карл I уезжает в Оксфорд. 1642-1646 – 2 власти. Страна делится на 2 части. В одной части правил парламент, республика. Для осуществления административной власти – комитеты. Парламент - законодательный орган. В другой части – абсолютная монархия. Король - законодательная и исполнительная власть. Ордонансы – королевские акты – иногда создавал парламент.

Значительная часть актов Долгого парламента – вопросы долгого строительства и финансирования правительства, пополнение казны. Парламент заключает тайный договор с Шотландией – за помощь в войне против короля обещает ввести пресвитерианское правление. Это будет сделано. Религиозный вопрос будет решен.




1646 – король побежден. В плену, сдача парламенту обратно. В плену его не обижали. 1647 – проекты колонизации Англии. Ливиллеры стали выдвигать мысль о республиканской форме правления. Очередные гражданские войны. Это конфликт в парламенте между пресвитерианами и индепендентами. Армия захвачена республиканскими идеями. Победа индепендентов. Декабрь 1648 года чистка в парламенте. Прайдон. Парламент в руках индепендентов. Чистка полковника Прайда. Утром к палате общин пришел с войском и просто не пустил по списку в парламент некоторый пресвитериан. А Оливер Кромвель в это время отсутствовал в это время в стране.

1649 – 4 акта, закрепившие индепендентскую республику. Парламент создает чрезвычайные трибуналы для суда над Карлом I Стюартом. Казнили его во время революции. Долгий парламент упраздняет королевское звание, упраздняет палату лордов, провозглашает Англию республикой. В Англии высшая законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту. До апреля 1653 – это Охвостье.

Бербонский парламент (Малый парламент). По имени депутата. 1653 – введение гражданского брака в Англии, поставил вопрос о глубочайшей правовой системе. Исполнительная власть в период индепендентской республики принадлежит Государственному Совету. Реально власть принадлежит Совету офицеров во главе с Оливером Кромвелем. Индепендентская республика не связана с демократическим политическим режимом в Англии.

В период протектората Оливера Кромвеля – снова двухпалатный парламент, но верхняя палата – не палата лордов (она будет восстановлена только в 1660). Оливер Кромвель одно время правил без парламента (около 1,5 года). Когда ему предложили стать монархом – он отказался.

1658 – умер. Преемник – сын Ричард, не обладающий такими блестящими качествами. Отчуждение от власти. Время политической неустроенности. У армии не было человека, способного ее возродить. В результате по решению остатков Долгого парламента принимается решение о восстановлении наследников на английском престоле.

1660 – возвращение Карла II Стюарта. Период буржуазной революции завершился. Эти 20 лет не прошли бесследно. Восстановление абсолютной формы правления. Ограниченный характер королевской власти нашел свое отражение в Бредской декларации и Резолюции палаты общин от 01.06.1660.

Бредская декларация обязывает короля не делать:

b не преследовать участников революции;

b обеспечить свободу вероисповедания для всех, кроме католиков;

b не пересматривать вопрос землепользования без согласия парламента;

Во время революции было многое приобретено людьми и они не хотели эти земли потерять.

Резолюция: правительство, король, общины, лорды. Постепенно Карл II нарушает Бредскую декларацию, начал преследовать участников революции и т.д. Избирательная система будет возвращена престолу. Несогласных с властью – преследовали. Постепенно в английском парламенте – оппозиция. Особенно связи с тем, что монарх стал претендовать на абсолютизм. Эту оппозицию стали называть ВИГИ. А сторонников короля – ТОРИ. Вигов в парламенте унижали. 1679, когда виги остались в большинстве, принимается Habeas Corpus Act.

2 вида арестов: как наказание и второй – заключение под стражу (когда человек ждет в тюрьме до суда). Виги были обеспокоены, что король всех арестовывал подряд. В этом акте идея о том, что арест как привилегированная мера до суда должна иметь место по решению суда. Но если лицо подвергнуть аресту без такого решения или постановления суда, то есть по решению административного органа. У арестованного есть право обратиться в высшие суды с просьбой о выдаче приказа о Habeas Corpus. Это приказ о доставке арестованного в суд для проверки обоснованности ареста. Адресовано тюремщику. Тюремщики должны доставить его к судье, выдавшему приказ, в течении 3 дней. Обязанность исполнить закон. Если тюремщик не исполнит приказ, то ему грозит уплата штрафа в размере 100 фунтов стерлингов в пользу заключенного. При повторном – 200+лишение права занимать должность. Если судья откажется – 500. Судья может:

a признать арест законным и обоснованным и оставить арестованного в тюрьме;

a отпустить на свободу до суда, признав, что арест необоснован;

a на свободу под залог;

Лицо необоснованно арестовано – 500 фунтов стерлингов. Все эти правила не распространялись на совершенные тяжкие преступления и за долги. Акт парламента вправе приостановить действие Habeas Corpus Act.

a Вильгельм стал королем из-за наличия родственных связей;

a Политический идеал Вильгельма – ограниченная монархия;

a К католицизму относился отрицательно, был протестантом;

Таким образом, внешняя сторона Славной революции – смена короля на престоле, смена парламента. Наиболее важным оказалось закрепление в Англии навсегда конституционной монархии. Юридически это отражено в Билле о правах, 1689 и законе о престолонаследии, 1701.

Английская буржуазная революция (1640-1660).

История конституционного права до Славной революции.

Англичане любят говорить о древности своей конституции. Традиционные черты: парламент, местное самоуправление, суд присяжных

В начале XVII века Тюдоры сменяются на престоле Стюартами. Яков I, Карл I – стали наблюдаться серьезные нарушения английской конституции. При Стюартах стали покушаться на существование парламента. На право вотировать налоги, на права о вольности англичан. Парламент 1628 года Карл I собрал его. Оппозиция предложила королю подписать петицию о правах! Оппозиция предлагает подписать королю документ, в котором король:

b не может произвольно налагать подати;

b обязан не нарушать впредь права на личную свободу своих подданных (исток будущего Habeas Corpus Act);

b король должен отказаться от произвольного установления воинской повинности и помещения солдат на постой в дома жителей;

b отказаться от права создавать чрезвычайные суды;

Король приостановил деятельность парламента. 1629 – разогнал парламент и в течении 11 лет правил без парламента. 1640 – король созывает Короткий парламент (2 ноября 1640 года) для решения материальных проблем. Это дата начала английской буржуазной революции.

В ходе английской буржуазной революции выделяют следующие этапы:

2) время 2 гражданский войн:

ü август 1642-1646;

3) индепендентская республика (1649-1653);

4) протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658);

5) вторая республика (1659 – начало 1660);

Парламент 1640 – Долгий. Работал почти 13 лет. Охвостье Долгого парламента. Состав менялся. Войны гражданские. 1648 – в парламенте индепенденты и пресвитериане. Более 100 пресвитериан удаляет из парламента. То, что осталось – Охвостье.

Принципиальные положения, что беспарламентское состояние не может быть более 3 лет. Далее описано, кто должен созывать парламент, если король не сделает это в назначенное время. Это должны сделать лорды. Он создает последователями тех, кто за доведение дела до конца, если предыдущий не исполнил определенное дело. Ответственность лица. Их очередность является юридической гарантией.

Второй акт – этот парламент вообще нельзя распускать или правомочия толковать его деятельность без согласия парламента. Долгий парламент обезопасил себя. Еще в трехгодичном акте – нельзя распустить в первые 10 дней. Эти 2 акта ограничивают права короля в области приостановления и роспуска парламента.

В том же 1641 – упраздняются чрезвычайные суды, высокая комиссия и звездная палата. Кроме того, тайный совет был лишен юрисдикции. Большая политическая амнистия. Выпустили инакомыслящих из тюрьмы. Подтверждено право парламента вотировать налоги. Все эти действия – сначала палата общин, затем подпись королю. Во второй половине 1641 года парламент принимает документ – Великая Ремонстрация. Это протест, в котором были собраны основные требования парламента. Это первый акт, где содержалась идея будущей ответственности правительства. Когда оппозиция сформулировала свой политический идеал. Король отказался ее подписать. Наличие конфликта между парламентом и королем стало очевидно. Это король сделал впервые. Долгий парламент разработал и 19 предписаний. Это может быть первой конституцией Англии. Там содержались революционные для акта того времени положения. Оспаривалось право наложения вето. Это проект конституции. Они стали одним из поводов к началу нового этапа.

К лету 1642 года начинаются военные действия, а Карл I уезжает в Оксфорд. 1642-1646 – 2 власти. Страна делится на 2 части. В одной части правил парламент, республика. Для осуществления административной власти – комитеты. Парламент - законодательный орган. В другой части – абсолютная монархия. Король - законодательная и исполнительная власть. Ордонансы – королевские акты – иногда создавал парламент.

Значительная часть актов Долгого парламента – вопросы долгого строительства и финансирования правительства, пополнение казны. Парламент заключает тайный договор с Шотландией – за помощь в войне против короля обещает ввести пресвитерианское правление. Это будет сделано. Религиозный вопрос будет решен.

1646 – король побежден. В плену, сдача парламенту обратно. В плену его не обижали. 1647 – проекты колонизации Англии. Ливиллеры стали выдвигать мысль о республиканской форме правления. Очередные гражданские войны. Это конфликт в парламенте между пресвитерианами и индепендентами. Армия захвачена республиканскими идеями. Победа индепендентов. Декабрь 1648 года чистка в парламенте. Прайдон. Парламент в руках индепендентов. Чистка полковника Прайда. Утром к палате общин пришел с войском и просто не пустил по списку в парламент некоторый пресвитериан. А Оливер Кромвель в это время отсутствовал в это время в стране.

1649 – 4 акта, закрепившие индепендентскую республику. Парламент создает чрезвычайные трибуналы для суда над Карлом I Стюартом. Казнили его во время революции. Долгий парламент упраздняет королевское звание, упраздняет палату лордов, провозглашает Англию республикой. В Англии высшая законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту. До апреля 1653 – это Охвостье.

Бербонский парламент (Малый парламент). По имени депутата. 1653 – введение гражданского брака в Англии, поставил вопрос о глубочайшей правовой системе. Исполнительная власть в период индепендентской республики принадлежит Государственному Совету. Реально власть принадлежит Совету офицеров во главе с Оливером Кромвелем. Индепендентская республика не связана с демократическим политическим режимом в Англии.

В период протектората Оливера Кромвеля – снова двухпалатный парламент, но верхняя палата – не палата лордов (она будет восстановлена только в 1660). Оливер Кромвель одно время правил без парламента (около 1,5 года). Когда ему предложили стать монархом – он отказался.

1658 – умер. Преемник – сын Ричард, не обладающий такими блестящими качествами. Отчуждение от власти. Время политической неустроенности. У армии не было человека, способного ее возродить. В результате по решению остатков Долгого парламента принимается решение о восстановлении наследников на английском престоле.

1660 – возвращение Карла II Стюарта. Период буржуазной революции завершился. Эти 20 лет не прошли бесследно. Восстановление абсолютной формы правления. Ограниченный характер королевской власти нашел свое отражение в Бредской декларации и Резолюции палаты общин от 01.06.1660.

Бредская декларация обязывает короля не делать:

b не преследовать участников революции;

b обеспечить свободу вероисповедания для всех, кроме католиков;

b не пересматривать вопрос землепользования без согласия парламента;

Во время революции было многое приобретено людьми и они не хотели эти земли потерять.

Резолюция: правительство, король, общины, лорды. Постепенно Карл II нарушает Бредскую декларацию, начал преследовать участников революции и т.д. Избирательная система будет возвращена престолу. Несогласных с властью – преследовали. Постепенно в английском парламенте – оппозиция. Особенно связи с тем, что монарх стал претендовать на абсолютизм. Эту оппозицию стали называть ВИГИ. А сторонников короля – ТОРИ. Вигов в парламенте унижали. 1679, когда виги остались в большинстве, принимается Habeas Corpus Act.

2 вида арестов: как наказание и второй – заключение под стражу (когда человек ждет в тюрьме до суда). Виги были обеспокоены, что король всех арестовывал подряд. В этом акте идея о том, что арест как привилегированная мера до суда должна иметь место по решению суда. Но если лицо подвергнуть аресту без такого решения или постановления суда, то есть по решению административного органа. У арестованного есть право обратиться в высшие суды с просьбой о выдаче приказа о Habeas Corpus. Это приказ о доставке арестованного в суд для проверки обоснованности ареста. Адресовано тюремщику. Тюремщики должны доставить его к судье, выдавшему приказ, в течении 3 дней. Обязанность исполнить закон. Если тюремщик не исполнит приказ, то ему грозит уплата штрафа в размере 100 фунтов стерлингов в пользу заключенного. При повторном – 200+лишение права занимать должность. Если судья откажется – 500. Судья может:

a признать арест законным и обоснованным и оставить арестованного в тюрьме;

a отпустить на свободу до суда, признав, что арест необоснован;

a на свободу под залог;

Лицо необоснованно арестовано – 500 фунтов стерлингов. Все эти правила не распространялись на совершенные тяжкие преступления и за долги. Акт парламента вправе приостановить действие Habeas Corpus Act.

a Вильгельм стал королем из-за наличия родственных связей;

a Политический идеал Вильгельма – ограниченная монархия;

a К католицизму относился отрицательно, был протестантом;

Таким образом, внешняя сторона Славной революции – смена короля на престоле, смена парламента. Наиболее важным оказалось закрепление в Англии навсегда конституционной монархии. Юридически это отражено в Билле о правах, 1689 и законе о престолонаследии, 1701.

( Дается по сборнику “Законодательство Английской революции 1640—1660 гг.”, составленному Н. П. Дмитревским (М.—Л., 1946) )

( Акт 1641 г. следует отличать от акта 1694 г. (см. далее). Акт 1641 г. имел своею целью не ограничение продолжительности срока действия парламента тремя годами, а обеспечение того, чтобы промежуток между двумя сессиями парламента не превышал трехлетнего срока. Он был отменен в 16-й год правления Карла II (1664 г.), но в акте об отмене было предусмотрено что сессии парламента не должны быть прерываемы на срок по крайней мере свыше трех лет. )

15 февраля 1641 г.

Принимая во внимание, что по законам и статутам английского королевства парламент должен быть созываем для искоренения зол по крайней мере один раз в год, но назначение времени и места для его заседаний всегда принадлежало, как это и подобало, его величеству и его королевским предшественникам ( имеются в виду статуты, изданные в 4-й и 36-й годы правления Эдуарда III. В первом из них было указано, что парламент должен созываться раз в год и чаще, “если это представляется необходимым” (1330 г.), а во втором—“для исправления различных неудобств и бедствий, возникающих ежедневно, парламент должен созываться ежегодно” (1362 г.). ), и принимая во внимание, как это установлено опытом, что несозвание парламентов влекло за собой в качестве своего последствия различные великие бедствия и неудобства для его величества короля, церкви и государства, для предотвращения могущих произойти подобных бедствий и неудобств, постановлено его королевским величеством с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в настоящем парламенте. что в случае, если не имеется налицо парламента, созванного посредством указа с приложением государственной печати Англии, собранного и заседающего до 10 сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания [34] настоящего парламента, причем начало первого года исчисляется с указанного выше конечного дня последнего собрания и заседания парламента, и так время от времени, в течение всего будущего времени, если не будет иметься парламента, собранного и заседающего до 10 сентября, наступающего в ближайший третий год после конечного дня последнего собрания и заседания парламента, до этого созванного и заседавшего, причем начало первого года должно исчисляться со времени указанного выше конечного дня собрания и заседания парламента, то в каждом таком указанном выше случае парламент должен собраться и заседать в обычном месте в Вестминстере таким порядком и такими способами, как изложено и постановлено в дальнейшем в настоящем акте, а не иначе, во второй понедельник, который наступит в ноябре месяце, следующем за указанным выше сентябрем…

(В случае несозыва парламента в указанный выше срок, лорд-канцлер Англии или лорд-блюститель государственной печати Англии и каждый комиссионер или комиссионеры по хранению этой печати обязаны, не дожидаясь распоряжений короля, издать указ о созыве нового парламента. В случае, если этот указ ими не будет издан, они признаются утратившими свои должности и подлежат наказанию, которое будет назначено им следующим парламентом. Право же созыва парламента переходит к пэрам, которые должны собраться в обычном месте своих заседаний в Вестминстере в третий понедельник помянутого выше ноября месяца и издать указ о созыве парламента на третий понедельник ближайшего января месяца. Для права издания такого указа кворум пэров определен в 12 человек. Неисполнение пэрами созыва парламента влечет за собою переход права его созыва к шерифам, администрации университетов, а также к городскому голове и советникам города Бервик на Твиде. Если же и они не произведут созыва парламента, владельцы свободных держаний в графствах, преподаватели и студенты университетов и остальные граждане, имеющие право голоса, вправе собраться по собственному почину и произвести выборы).

VI. И далее постановлено, что отныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для его собрания, иначе, как с согласия его величества, его наследников или преемников и обеих палат, заседающих в парламенте, и что ни заседания палаты пэров, ни палаты общий в отдельности не должны быть прерваны по крайней мере в продолжение 50 дней после собрания этих палат, за исключением случаев добровольного согласия каждой соответствующей из указанных выше палат.

VII. (Члены каждой палаты имеют право избирать своих председателей — спикеров — по своему усмотрению).

Текст воспроизведен по изданию: Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт) 16 февраля 1641 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957

Принимая во внимание, что по законам и статутам английского королевства парламент должен быть созываем для уврачевания зол по крайней мере один раз в год и принимая во внимание, как это установлено опытом, что несозвание парламентов влекло за собой в качестве своего последствия различные великие бедствия и неудобства для Его Величества короля, церкви и государства; для предотвращения могущих произойти подобных бедствий и неудобств постановлено Его королевским Величеством с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в настоящем парламенте, что в случае, если не имеется на лицо парламента, созванного посредством Указа с приложением государственной печати Англии и собранного и заседающего до 10-го сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания настоящего парламента, то в каждом таком. случае парламент должен собираться и заседать в обычном месте в Вестминстере таким порядком и такими способами, как изложено и постановлено в дальнейшем в настоящем акте, а не иначе.

В случае несозыва парламента в указанный выше срок, Лордканцлер Англии или Лорд-хранитель государственной печати Англии обязаны, не дожидаясь распоряжений короля, издать Указ о созыве нового парламента.

VI. И далее постановлено, что ныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для собрания, иначе, как с согласия Его Величества и обеих палат, заседающих в парламенте.

VII. Члены каждой палаты имеют право избирать своих председателей - спикеров по своему усмотрению*.

*Акт отменен в 1664 г. Карлом II, но с оговоркой, что беспарламентское правление не может продолжаться более 3-х лет.

Источник: Законодательство английской революции 1640-1660 гг. /Сост: Н. П. Дмитриевский. М.-Л., 1946.

Читайте также: