Князь андрей боголюбский смерть кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение от отца Вышгород, резиденцию киевских князей, но он предпочёл удалиться на север и основал каменный город Боголюбове, недалеко от Владимира. Возлюбив с юных лет Христа и пречистую Богородицу, князь Андрей воздвиг в центре города церковь Рождества Богородицы. И украсил её драгоценными иконками, золотом, и дорогими каменьями, и жемчугом крупным, бесценным — блеском осыпал её так, что больно было смотреть, ибо вся она в золоте стала. Всякий, видевший это чудо, не мог передать словами невероятной её красоты. Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал: к нему он ворота золотые соорудил, построил во Владимире храм Успения Богородицы, не уступавший по роскоши боголюбскому. Кроме того, он создал многие другие церкви и монастыри.

В то время много случилось бед: дома посадников и управителей разграбили, а самих их, и слуг, и стражей убили. Разбой перекинулся и на Владимир. Пока не стал ходить Микула с образом святой Богородицы в ризах по городу — тогда остановились грабежи.

Пересказала Н. Б. Виноградова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Информация о родословной князя

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский

Стоит сказать, что происхождение Боголюбского было самым что ни на есть интернациональным. Но это нисколько не помешало ему стать выдающимся русским правителем, вознесшим Владимиро-Суздальское владение на необыкновенную высоту. Боголюбский постарался на славу – во времена его правления весь привычный порядок был просто опрокинут. Киевское старшинство кануло в Лету. Инициатором таких революционных действий был сам великий князь, отличавшийся недюжинным умом и таким же властолюбием.

Для многих наших соотечественников роль Андрея Боголюбского в русской истории бесценна. Выдающиеся скулы, раскосые глаза, малое количество русской крови нисколько не помешали этому государственному деятелю быть по-настоящему русским человеком, патриотом и гражданином своей страны.

Как была перенесена русская столица

Андрей Юрьевич Боголюбский

Очень скоро он понял, что сделал большую ошибку. Жизнь в Южной Руси совсем не привлекала его, богатое южное княжество казалось чужим и постылым. Андрей ослушался грозного отца, вернулся на родину. Из Вышгорода он уехал вместе с чудотворной иконой Святой Богородицы, которая была привезена под Киев из Константинополя.

Есть легенда, касающаяся этой чудотворной. Когда Андрей прибыл на родину из южных краев, ему приснился вещий сон. Князю привиделась сама Богородица, повелевшая правителю найти место для иконы в городке Владимир-на-Клязьме. Сновидец в точности выполнил указание Божьей матери. Вещий сон оказал большое впечатление на князя. На том месте, где случилось видение, князь впоследствии выстроил город Боголюбов. Именно этот городок стал его резиденцией. После и самого Андрея стали называть Боголюбским.

Через два года скончался отец Андрея, Юрий Долгорукий. Боголюбский решил, что настало время для перенесения столицы отчего княжества. Так стольным градом вместо Суздаля стал Владимир, город, выстроенный великим дедом Андрея – Мономахом.

Андрей справедливо полагал, что новая столица должна быть самым прекрасным русским городом. Стараниями этого князя во Владимире были возведены постройки необыкновенной красоты. Две из них сохранились до нашего времени. Это Золотые ворота города, Успенский собор. Неподвластным времени оказалось и другое здание. Его называют настоящим чудом древнерусской архитектуры. Это храм Покрова-на-Нерли, расположенный недалеко от города Владимира. В настоящее время здание внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Андрей Юрьевич Боголюбский

При жизни Боголюбский пользовался на Руси непререкаемым авторитетом. Он был настоящим диктатором, воля которого исполнялась и в далеком Киеве, и в близком Новгороде. Период правления Андрея Боголюбского как великого князя составил всего 18 лет. За этот не такой уж долгий срок он превратил Владимиро-Суздальское княжество в новый политический центр древнерусского государства. Именно этот центр в будущем стал настоящим ядром, вокруг которого собрались и сплотились потомки восточнославянских племен в единую нацию великороссов.

Наши современники давно привыкли к тому, что главой Русской церкви является Московский патриарх. Такой порядок был не всегда, было время, когда во главе нашей церкви стоял Киевский митрополит. Это положение дел не устраивало многих русских князей. Великороссы нуждались в собственном митрополите. Эта мысль часто посещала Андрея Боголюбского. Князь прекрасно понимал, кто из церковников может возглавить русскую церковь. Ростовский епископ Федор был лучшей кандидатурой на данный пост, он был любимцем великого князя Андрея.

Но у Киевского митрополита на этот счет имелось собственное мнение, он не хотел утратить сферу своего влияния, отказывался благословить Федора. Между митрополитом и епископом начались нешуточные разногласия. Оскорбленный Федор, лишенный благословения, перестал подчиняться Киевскому митрополиту. Ростовский епископ выступил перед великороссийской паствой как независимый владыка.

Все это привело прихожан в великое смятение. Даже простолюдины, несмотря на неграмотность, были прекрасно осведомлены о церковной иерархии, знали, что Федор нарушает главные постулаты веры. Народ не поддержал бунтаря-епископа, не хотел повиноваться ему. Тогда Федор решил силой добиться покорности от паствы. Под его карающую руку попали многие священники, монахи, обыкновенные прихожане. Епископ приказал своим подручным подвергать непослушную паству страшным мучениям. Непокорным людям рубили головы, отрезали языки, выжигали глаза, рвали бороды.

Боголюбский долго не обращал внимания на действия своего любимца. Но когда бунт в княжестве стал выходить из-под контроля, ему пришлось предпринять решительные действия. Надо сказать, что в этом случае Боголюбский вел себя достаточно лицемерно. Именно он втянул Федора в борьбу за церковную власть. А когда епископу понадобилась поддержка, князь покинул его на произвол судьбы.

Андрей Юрьевич Боголюбский

В ночь на 29 июня 1174 года в селе Боголюбове под Владимиром-на-Клязьме совершилось злодейство, равному которого ещё не бывало в Земле Русской. Заговорщиками из числа верных слуг был убит великий князь Андрей.

Князь Андрей Боголюбский – первый самодержец Земли Русской

Андрей был вторым сыном великого князя Юрия Владимировича по прозвищу Долгорукий. Его матерью была половчанка, дочь хана Аепы, названная при крещении Анною. В 1154 году отец, утвердившись в Киеве, назначил Андрея своим наместником в Вышгороде. Но в следующем году Андрей, соскучившись по родным суздальским местам, тайно от отца уехал на родину. С собой он увёз греческую чудотворную икону, известную теперь как Владимирская икона Божьей Матери.

В 1157 году Юрий Долгорукий умер, и Андрей вступил на престол Суздальского княжества. Тяготясь засильем боярства в Суздале, Андрей перенёс столицу княжества во Владимир. Но и здесь Андрей хотел жить вдали от городской суеты, а потому выстроил себе резиденцию в пригородном селе Боголюбове.

Долгое время считали, что прозвище Андрея – Боголюбский – было дано ему по месту, где он поселился. Но в этом случае он был звался Боголюбовским. Сейчас большинство историков придерживаются иной версии: Андрей был прозван Боголюбским по своей набожности, а село получило название от прозвища князя.

Андрей был сильнейшим из князей русских и стремился повелевать всеми ими. Овладев с боя и опустошив в 1169 году Киев, он не захотел там жить, а остался во Владимире. Так при нём политический центр русских земель переместился с Днепра в Залесье, где с тех пор и утвердился окончательно.

Кто его убил

По летописи, князя предали его ближние слуги. Во главе заговора стояли бояре Кучковичи. Техническое обеспечение убийства взял на себя княжеский ключник Анбал Ясин, который убрал меч, висевший на стене спальни Андрея. Заговорщики, напившись вина для храбрости, толпой вломились к князю. Андрей, хотя и обезоруженный, оказал убийцам ожесточённое сопротивление. Заговорщики, нанеся князю множество ран, снова отправились в погреб заливать вином свою совесть. Однако спустя некоторое время обнаружили, что князя нет там, где они его бросили. Придя в себя, тяжело (возможно, уже смертельно) раненый Андрей пытался скрыться. Убийцы отыскали его по кровавому следу и добили окончательно. Последний удар нанёс боярин Ефрем Моизич, ранее облагодетельствованный князем.

По версии Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, Анбал Ясин и Ефрем Моизич были евреями, которых приблизил к себе князь. Есть версии, согласно которым Анбал был осетином (на что указывает его прозвище Ясин), а Ефрем – мусульманином, возможно, волжским болгарином (имя его отца, скорее всего, Му’изз).

Кучковичи владели землями в районе нынешней Москвы. По одной из старинных легенд, князь Юрий Долгорукий казнил одного из Кучковичей, а на отобранных землях и основал Москву.

Недостатки князя

Но даже если эта легенда верна, одного мотива мести Кучковичей сыну за отца недостаточно, чтобы объяснить массовое предательство князя его слугами. Андрей Боголюбский правил очень круто и самовластно. Историк Василий Ключевский писал на его счёт:

О широком народном недовольстве правлением Андрея Боголюбского свидетельствует, что, как только разнеслась весть об его смерти, граждане Владимира начали повсеместно избивать княжеских тиунов (судей), посадников и приказчиков. Вероятно, правление Андрея было тяжело не только для одних бояр, но и для всего народа. Этим общим настроением, неблагоприятным для князя, видимо, объясняется возникновение и успех заговора. Характерно, что Андрей, не полагаясь на своих, русских, окружил себя иноземцами, надеясь на их личную преданность, но просчитался.

Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.

О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.

В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.

В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.

Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.

К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.

Читайте также: