Значение психогигиены и психопрофилактики в медицинской сфере кратко

Обновлено: 04.07.2024

в деятельности практического психолога

Данные ключевые слова несут существенную смысловую нагрузку. Мы полагаем, что они:–соотносятся с уровнями психопрофилактики (первичной− предупреждение, вторичной− предотвращение, третичной−преодоление)и–требуют от специалистов корректного их использования:в формулировках предмета профилактики,

Ссылки на источники1.Чиркова Т.И., Харитонова Т.Г. Профилактическая деятельность психолога: теоретические и практические проблемы// Известия РАО. –2011 г.–№4. –С.5060.2.Словарь русского языка / под ред. Г.П. Князькова, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова. − В 4 т. − М.,1958.3.Словарь русского языка/ под ред. Е.Н. Гороховникова, Ц.Г. Гурвиц, Л.И. Рахманова. − В 4.т. − М.: Гос. издво иностр. и национал. словарей, 19581961.4.Малая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. –3 изде, в 10 т. − М.,1958.5.Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. –в 4х т., 3е изд. − М.:Рус.яз., 19851988.6.ЛакосинаН.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. –2е изд. − М.: Медицина, 1984.–272 с.7.ДемьяновЮ.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. − СПб.: Паритет, 1999. –224 с.8.Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. − СПб.: ПраймЕврознак, 2003. –672 с.9.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − М.: Политиздат, 1985.–431 с.10.ЕникеевМ.И. Психологический энциклопедический словарь.–М.:Проспект, 2010. –560 с.11.Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: ПраймЕврознак, 2007. –640 с.12.Гехт К. Психогигиена.− М.: Прогресс, 1979.–176 с.

13.ОжеговС.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. − М.: Рус.яз, 1991.–918 с.14.МягерВ.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики / В.К. Мягер// Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы / под ред. М.М. Кабанова. − Л.: Медицина, 1985. –

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основы психогигиены и психопрофилактики

Понятие о психогигиене

Психогигиена – это прикладное направление психологии, в котором разрабатываются и применяются меры, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. Психогигиена сестринского персонала.

· удовлетворенность содержанием и результатами своей деятельности;

· оптимальные условия труда (добиться труднее всего);

· возможность релаксации (сон, отдых в течение рабочего дня, индивидуальные способы расслабления);

· распределение ответственности между всеми членами коллектива;

· микроклимат в коллективе.

Психогигиена сестринского персонала

Обеспечение следующих психогигиенических условий необходимо для сохранения физического и душевного здоровья медработников:

удовлетворение содержанием и результатами своей деятельности;

оптимальные условия труда (как правило, этого добиться тяжелее всего);

возможность релаксации (сон, отдых в течении рабочего дня, индивидуальные способы расслабления и концентрации);

распределение ответственности между всеми членами коллектива;

комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются общей целью, доверием и взаимопомощью.

ПСИХОГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

К физическим факторам можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ (инфекционная безопасность, температура воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещённость, цвет стен, белья, мебели, одежды персонала и пациентов, питание и т.д.).

Психические факторы – психологический микроклимат самого лечебного отделения (стиль отношения между медработниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами или близкими людьми.

К социальным факторам относятся различные материальные проблемы, связанные с помощью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.;

Духовные факторы – возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу людьми, и т.д.

Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе.

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1. Возрастная психогигиена

2. Психогигиена быта

3. Психогигиена семейной жизни

4. Психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Возрастная психогигиена включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту.

Основными условиями воспитания являются:

развитие и тренировка процессов торможения,

обучение преодолению трудностей.

Так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Выделяют следующие возрастные периоды:

младенчество — до 1 года

детство — до 11 лет

отрочество — 12—15 лет

юность — 16—21 год

зрелость — 22—50 лет

обратное развитие — 51—70 лет

старость — 70 лет и старше.

Психогигиена быта

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению.

И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Психогигиена семейной жизни

Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие.

Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения

Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду.

Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

4. Ятрогения

Ятрогения – (греч. iatros – врач, genes – порождающий)

Профессиональные оценки ятрогении отличаются еще большим разнообразием:

«Сущность ятрогении может быть описана тремя группами слов:

1) описывающими механизм возникновения ятрогении (действие, вмешательства, влияния, поведение, поступки, высказывания, ошибки);

3) и, наконец, дающими качественную оценку свершившихся событий (неблагоприятные, негативные, отрицательные, вредные, нежелательные, побочные).

Здесь следует отметить, что изначальная трактовка ятрогении, как ни странно, не содержит ни оценки последствий деятельности врача (благоприятные или неблагоприятные), ни объекта приложения его знаний и опыта.

5. Типы медицинских работников

Психологи выделяют разные типы поведения медсестер и реакции больных на их поведение. Примером может служить один из вариантов такой типологии, описанный Иштваном Харди (1981)

Практический тип. Медсестры этого типа отличаются точностью и педантизмом в работе, но могут забывать о человеческой сущности больного. В крайних случаях их действий могут доходить до абсурда (например, будят спящего больного, чтобы дать назначенное снотворное)

Артистический тип. Такая сестра старается порой без чувства меры произвести впечатление на больного, быть важной.

Нервный тип. Медработники этого типа раздражительные, капризные, обидчивые, могут сознательно и неосознанно уклоняться от некоторых обязанностей. Больные рядом с ними не чувствуют себя спокойно.

Мужской тип. Обычно это женщина крупного телосложения, решительная, уверенная, энергичная, последовательная. Может иметь хорошие взаимоотношения с больными. В неблагоприятных случаях склонна проявлять агрессивность, деспотичность.

Сестры-специалистки. Они работают в диагностических кабинетах, операционных, манипуляционных и нередко проявляют превосходство над другими сестрами и больными. Это также может послужить причиной напряжения и ятрогении.

6. Понятие о психопрофилактике и ее виды

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокуп- ность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилак- тику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и рас- пространения нервно-психических заболеваний.

Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств. Здесь особо значима психогигиена: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. Очень важное значение имеет определение групп риска - лиц с повышенной угрозой заболевания (подростки, люди с наследственными заболеваниями, с риском профессиональных заболеваний и т.д.). Сюда же относится психогигиена семьи и беременных женщин.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на профилактику хронизации заболеваний, уменьшение их патологических проявлений, раннюю диагностику. Здесь ведущую роль играет фармако- и психотерапия. Третичная профилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболеваний, их рецидивов и трудностей с последующим трудоустройством больного. Здесь основное значение приобретает социальная реабилитация. Задачами профилактики любых заболеваний и расстройств, включая психические, являются:

1) предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2) предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы болезней и переход их в хронические формы.

Основные виды психопрофилактической помощи:

воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов психопрофилактики;

обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

отработка навыков освобождения от негативных привычек, девиантных форм поведения;

изменение нарушенных межличностных отношений (групповая, семейная психотерапия);

освоение приемов саморегуляции (аутогенной тренировки, методов релаксации, регулирования сна и др.).


Психогигиена это наука о сохранении, укреплении и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Вашему вниманию предлагаются основные рекомендации психолога для поддержания психического здоровья.


Психогигиена

Что каждый человек может для себя сделать, чтобы укрепить свое психическое здоровье?

Если вы заметили за собой какие-либо последствия от нарушения правил психогигиены, или возникли трудности в их выполнении, то рекомендую обратиться за помощью к специалистам клиники РОСА. Психологи, психотерапевты, психиатры помогут вам в решении данной проблемы.

В современное время состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и поэтому выбранная мною тема психогигиена и психопрофилактика очень актуальна на сегодняшний день.
Каждый день абсолютно здоровые люди подвергаются стрессам, психическим расстройствам, а вследствие этого и психическим заболеваниям.

Содержание

1 Введение
2. Психогигиена
3. Возрастная психогигиена
4. Психогигиена быта
5. Психогигиена семейной жизни
6. Психогигиена трудовой деятельности и обучения
7. Психопрофилактика
8. Режим дня. Сон и его гигиена
9. Заключение
10. Литература

Работа содержит 1 файл

Копинг.doc

  • 1 Введение
  • 2. Психогигиена
  • 3. Возрастная психогигиена
  • 4. Психогигиена быта
  • 5. Психогигиена семейной жизни
  • 6. Психогигиена трудовой деятельности и обучения
  • 7. Психопрофилактика
  • 8. Режим дня. Сон и его гигиена
  • 9. Заключение
  • 10. Литература

В современное время состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и поэтому выбранная мною тема психогигиена и психопрофилактика очень актуальна на сегодняшний день.

Каждый день абсолютно здоровые люди подвергаются стрессам, психическим расстройствам, а вследствие этого и психическим заболеваниям.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравматических реакций (психогений).

В своем реферате я рассмотрю разделы психогигиены, определение понятия психопрофилактики, а также режим дня и гигиену сна.

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно- психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом.

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Психогигиена семейной жизни

Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения

Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы .выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных .кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив сверстников;

появление нового непререкаемого авторитета учителя и т. д.

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

 Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию. Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

 Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку - избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку -

Разделы психогигиены :

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1. создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

2. передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

3. санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний. Задачами психопрофилактики являются : 1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины; 2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения; 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на : первичную; вторичную; третичную. Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на :

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение . Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания . Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах , речь идет обычно профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду), поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах , речь идет обычно

Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного.

 М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах. Основные принципы реабилитации : 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия,от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке

задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия,от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах. Основные этапы реабилитации : 1) восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

  • Задача психологов, при первичной психопрофилактике , - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
  • В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.
  • Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации :

· коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

· коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

· восстановление нарушенных ВПФ;

· восстановление и нормализация отношений в среде.

Взаимосвязь двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики Согласно психологу К. К. Платонову, -

Взаимосвязь двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики

Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"

Читайте также: