Значение имен в романе отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако И.С. Тургенев не делает акцента на своей точке зрения относительно наболевших вопросов. С помощью композиции романа, языка, мыслей героев, правдивых и точных образов читатель может рассмотреть позицию автора.

В романе можно выделить основные направления, на которые автор делает акцент:

  • Семейные отношения.
  • Старое и новое поколение.
  • Идеологическое противостояния.

Рассмотрим каждое из них более подробно.

Семейные отношения

Для всего творчества И.С. Тургенева характерна семейная тема. У самого автора были крайне натянутые, сложные отношения с матерью. Ивану Сергеевичу не хватало тепла домашнего очага, уютного и спокойного семейного гнезда. Именно по этому для автора эта тема была очень близка. Создание гармонии между старшими и младшими поколениями то, к чему стремился И.С. Тургенев.

Аркадий зависит от мнения Базарова. Однако это не мешает представителю передового, молодого поколения находиться в тесном контакте со своими родственниками. Яркие пейзажи, которые использует И.С. Тургенев, говорят о том, что Аркадий глубоко любит свою малую Родину. Даже столица ему не мила.

Но не только Аркадий старается поддерживать тёплые и дружеские отношения в своей семье. Кирсанов-отец готов прислушиваться к мнению младшего поколения.

Старое и новое поколение

Новое, молодое поколение — максималисты. Они считают себя умнее, талантливее, перспективнее. Автор приветствует новое время. Ведь они способны совершать поступки, которые положительно скажутся на обществе в целом. Однако И.С. Тургенев является ярым сторонником того, что нельзя полностью отказываться от опыта прошлых лет. Нельзя закрывать глаза на достижения старого поколения.

Идеологическое противостояние

В чем же заключается проблематика произведения? Движения разночинцев. Появление нового феномена в обществе — нигилиста, который ставит под сомнение государственные устои.

Автор соединил в романе и рассказ о жизни Базарова, который хотел посягнуть на всю систему, и конфликт между различными идеологическими течениями, и критику нового движения.

Смысл финала романа Отцы и Дети

И.С. Тургенев осудил и дворянство, и бунтаря Базарова. Нельзя яро отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на другие мнения. Но кем остался нигилист Базаров в конце произведения: победителем или проигравшим?


Главные герои

Евгений Васильевич Базаров

Главный герой, студент-медик 30 лет, нигилист.

Сын полкового лекаря, учится на медицинском факультете. К окружающему миру относится скептически, отрицает привычные ценности. В его образе преобладают ум, самоуверенность, лидерские качества. Умирает от заражения крови.
Подробная характеристика Базарова.

Николай Петрович Кирсанов

Отец Аркадия Кирсанова, 44-летний вдовец, дворянин.

Любит сына Аркадия. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после полюбил простую крестьянку Фенечку и женился на ней.
Подробная характеристика Николая Петровича Кирсанова.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Молодой человек 23 лет, друг Евгения Базарова.

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, учился в университете, поддался влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.
Подробная характеристика Аркадия Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов

45-летний брат Николая Петровича, дворянин.

Бывший гвардейский офицер. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.
Подробная характеристика Павла Петровича Кирсанова.

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения Базарова.

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Мать Евгения Базарова.

Пожилая дворяночка. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Тяжело переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

Овдовевшая помещица, которая предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Независима, умна, справедлива, но своенравна и избалованна, обожает роскошь. Избегает эмоциональных потрясений. Никогда и никого не любила, второй раз замуж выходит по расчету.
Подробная характеристика Одинцовой.

Катерина

Сестра Анны Одинцовой, возлюбленная Аркадия Кирсанова.

В строгости воспитанная сестрой молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия. Имея характер, мужем руководит.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведёт себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.
Подробная характеристика Ситникова.

Авдотья Кукшина

Приятельница и подражательница Базарова.

Знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Фенечка

Юная крестьянская девушка, ставшая женой Николая Кирсанова.

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание её соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная, домашняя, женственная.
Подробная характеристика Фенечки.

Дуняша

Простая крестьянка, весёлая и игривая хохотушка, в доме ведёт себя строго. Помогает Фенечке ухаживать за ребенком.

Слуга Павла Петровича Кирсанова.

Глуповатый и самовлюблённый, едва научившись читать, считает себя учёным человеком.

Княгиня Р.

Женщина, которую любил Павел Петрович.

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. Узнав о её смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

В романе Тургенева "Отцы и дети" имеется сложная система символов. Она необходима для более точного раскрытия смысла произведения и характеров персонажей. В романе есть символы как отдельных людей, так и всего произведения. Тургенев дает большую часть символов через слова Базарова, но есть варианты введения символов через сны и обстановку. Но Тургенев далеко не первым стал использовать символику. До него ее использовали многие писатели. В частности, Гоголь использовал этот прием во многих своих произведениях, но особенно широко это проявилось в "Мертвых душах", где все насквозь проникнуто духом христианства и гомеровского эпоса. Лермонтов также часто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль из стихотворения "Парус" по сути и есть сам автор.

Главным символом романа является лягушка. В восточных религиях лягушка — это волшебное существо, поскольку ее кваканье — это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: "Мы с тобой те же лягушки". Таким образом, в этой фразе заключен основной мотив произведения — спор отцов и детей.

У многих персонажей есть собственные символы, которые раскрывают их характер.

У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это дерево считалось дьявольским, так как даже в безветренную погоду его листья дрожат.

Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, вызывая отвращение к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, а затем вылезает из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что он нужен обществу, но перед смертью говорит, что "нет, видно, не нужен", а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. И вот Базаров умирает, то есть переходит в стадию окукливания, а затем, когда его хоронят, его душа, словно бабочка, отлетает от тела.

Николая Петровича Базаров сравнивает с божьей коровкой. У Николая Петровича, правда, много общего с этим насекомым: они оба спокойные и добродушные существа. Но высоко не летают.

Символом внутреннего мира Николая Петровича является его сад. В нем не прижилось ни одного полезного растения. Только сирень и акация, которые просто приятны для взора, но бесполезны для жизни. У Шекспира есть знаменитые слова из "Отелло":

"Душа — это сад, а садовник в нем воля".

Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес — символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован.

Аркадий в корне отличается от Базарова. Катя говорит Аркадию, что Базаров и Одинцова хищники, а они ручные. Поэтому его символом не может быть какое-то опасное животное. Его символ — это зяблик, так во время его разговора с Катей над ним в унисон ему поет зяблик. В имени Аркадия также сокрыт смысл его характера, поскольку в Греции существовала область, называемая "Аркадия". В мифах считалось, что люди там находятся в беззаботном блаженстве и горе никогда их не посещает. Аркадий подобен воску, любая сильная рука может вылепить из него то, что захочет. После свадьбы он обретает свою "Аркадию".

Имя Екатерина означает "чистая". Это имя также влияет на Катю. Она святая и возвышенная по характеру. Поэтому ее символом является ясень — дерево "светлое" и "чистое". Под ним происходит беседа Аркадия и Кати. И Катя чиста от всяких загадок, вопросов.

Таким образом, зяблик, поющий на ясене, — это беседа Кати и Аркадия.

Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. И это верно, ведь у нее есть загадка, которую Павел Петрович не может отгадать и поэтому умирает духовно. Потому что если человек не отгадывал загадку сфинкса, то сфинкс его съедал. Но загадка не остается неразрешенной. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: "Крест — вот разгадка". А поскольку загадка была разгадана, она не может не умереть. Ведь если загадку сфинкса разгадать, то он умирает.

Одинцову также можно сравнить со сфинксом, так как вокруг нее витает ореол таинственности. И она тоже побеждает Базарова. Как будто лягушка съедает червяка (мы все лягушки, по мнению Базарова).

Из сна Базарова мы видим, что символ Фенечки — это кошечка.

В произведении важным символом является крест. Мотив креста появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест — это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и человек с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р., так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на могиле Базарова. Ведь к концу жизни он "сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал", как говорит герой другого романа Тургенева — Лаврецкий.

Главные герои

  1. Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
  2. Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
  3. Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
  4. Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
  5. Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.

Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).

Евгений Васильевич Базаров

Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.

Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).

Николай Петрович Кирсанов

Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.

Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.

На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.

Павел Петрович Кирсанов

Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.

До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.

В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.




Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.

Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.

Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.

Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну.

Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.

В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.

Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.

Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.

Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.

Второстепенные персонажи

Большую роль в романе играют также и второстепенные персонажи, на примерах которых автор демонстрирует разное отношение людей к жизни, происходящему вокруг них и других людей.

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения – это небогатый, но добрый человек, который живет и управляет хозяйством своей жены. Занимается хирургией, так как ранее был медиком в армии. Он очень любит своего сына, поэтому беспокоится за его взгляды и поведения.

Василий Базаров уже давно живет в деревне, поэтому он не понимает большинство прогрессивных идей (и он даже немного переживает по этому поводу). Он религиозен и консервативен, но не стремится переубедить своего сына.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дворянка, мать Евгения, очень религиозна и набожна. Она очень добра и ласкова к сыну, и ее очень беспокоит его отречение от веры. Поддерживает своего мужа Василия и всегда ведет себя корректно и умно, ее окружает порядок. После смерти сына очень переживает, поэтому над его телом проводят религиозный обряд, который сам Евгений никогда не признавал.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая вдова Анна Одинцова становится предметом любовного интереса сразу двух мужчин – и Евгения Базарова, и Аркадия. Тем не менее, она симпатизирует лишь одному из них (Базарову), но на признания в чувствах не отвечает взаимностью.

Анна ведет себя высокомерно и гордо, поэтому со временем чувства Аркадия к ней утихают. В финале романа читатель понимает, что она просто одинокая и несчастная женщина, которая никогда никого не любила, кроме себя самой. После того, как ее сестра Екатерина выходит замуж, а тетя умирает, Анна остается совсем одна.

Катерина

Вместе с Анной Одинцовой и ее тетей проживает скромная девушка Катерина (или Катя), которую воспитывали в строгости. Она выросла скромной, но очень доброй и отзывчивой, любит слушать музыку или играть самой, предпочитает проводить время на природе. Когда Аркадий был влюблен в Анну, он проводил много времени с Катериной, так как сама Анна не стремилась отвечать на чувства взаимностью.

По мере взросления Аркадия его взгляды на мир и окружающих людей меняется, поэтому он остывает к Анне Одинцовой и все больше внимания обращает на скромную Катерину. Та отвечает взаимной симпатией, и в финале они с Аркадием женятся.

Жанр и направление

Жанр: роман, изначально задуманный, как повесть. От повести там действительно много — сосредоточение действия вокруг одного героя, выделение кульминационных моментов содержания, концентрированность содержания, сжатость во времени — все действие умещается в 2 месяца.

Направление: критический реализм. Своеобразие направления в том, что огромное влияние уделено внутреннего миру человека, развивающемуся в обществе. Мы можем проследить эволюцию героев, подверженных новым веяниям.

Виктор Ситников

Сын купца Виктор Ситников – это молодой человек, с которым, как сначала может показаться, приятельствует Евгений Базаров. На самом деле, Ситников не отличается большим умом или сильным характером. Он стыдится своей семьи и слепо подражает новым движениям, даже не разобравшись в их истоках или идеях. Во время общения с Аркадием и Базаровым Виктор проявляет назойливость, часто позволяет себе пошлые и глупые высказывания. Евгений презирает его за такое поведение, в то время как сам Ситников считает Базарова своим учителем.

После того, как Виктор Ситников женился, он получил новый идеал для следования – свою жену. Он во всем с ней соглашается и тем самым перекладывает ответственность на ее плечи.

Авдотья Кукшина

Фенечка

Дочь простой экономки Фенечка рано осталась без матери. Она простая девушка, крестьянка, с добрым сердцем и чистыми помыслами. После того, как ее мать умерла, она стала любовницей барина и даже родила от него ребенка.

Непорочность, доброта и скромность девушки оставляет неравнодушными сразу нескольких героев романа. Когда Евгений Базаров проводил время у Кирсановых, он попытался поцеловать Фенечку, которой это было не по нраву. Свидетелем сцены стал Павел Петрович, который и сам испытывал симпатию к девушке, поэтому между ним и Евгением состоялась дуэль, окончательно испортившая отношения Базарова с родней Аркадия.

Сама же Фенечка питает взаимные чувства к Николаю Петровичу Кирсанову, но не решается ему об этом сказать. В финале они женятся, несмотря на все общественные предрассудки, и обретают счастье вдвоем.

Дуняша

Простая крестьянка Дуняша – служанка Фенечки, она помогает ей присматривать за рожденным от барина ребенком. Ее поведение имеет сильный контраст с другим слугой – Петров. Дуняша понимает, где ее место, и принимает жизнь радостно: она часто смеется и всегда находит поводы для веселья. В доме же ведет себя строго, но имеет доброе сердце.

Княгиня Р Нелли

Загадочная Княгиня Р Нелли – персонаж, который встречается в романе только из рассказов других. В эту женщину был сильно влюблен Павел Кирсанов, и она имела большое значение для его судьбы. После того, как пришло известие о ее смерти, Павел покинул страну, закрылся в себе и потерял смысл жизни.

Суть и конфликт

Выше мы выяснили, что конфликт имеет два аспекта — борьба поколений и борьба сословий. Примечательно и замечательно то, что представлена борьба двух поколений внутри каждого сословия.

Сравним два сословия на примере старшего поколения. Тут явно проигрывают родители Базарова, уступая место старшим Кирсановым. Дворянство в дамках.

Теперь сравним младшее поколение — тут однозначно разночинец Базаров превосходит всех молодых представителей дворянства — Аркадий проигрывает ему в мужестве, уме и стойкости позиций. Кукшина вообще дана как некий карикатурный образ, чтобы подчеркнуть несостоятельность нигилистических идей в современном обществе.

ГеройКраткое описаниеОбраз поколения
Евгений БазаровНигилист, отрекся от веры, студент, либерал.Новое
Аркадий КирсановЗакончил обучение, хочет следовать взглядам Базарова.Новое
Николай КирсановЛиберал, имеет прогрессивные взгляды, очень любит сына.Старое
Василий БазаровКонсерватор. Религиозен и небогат, имение с крепостными ему досталось от жены. Любит сына и не препятствует его взглядам.Старое
Арина БазароваПожилая женщина, владелица имения с 15 крепостными. Очень религиозна и беспокоится о сыне.Старое
Анна ОдинцоваБогатая и самовлюбленная вдова. Устраивает у себя приемы для нигилистов. Не способна любить, в брак вступает только по расчету.Новое
Виктор СитниковГлупый и назойливый человек, который слепо следует за новой модой. Слабохарактерен, но при этом отвергает любые авторитеты.Новое
Авдотья КукшинаСторонница эмансипации, ведет себя развязно, придерживается нигилизма в его вульгарной форме.Новое

Автор также показывает характеристику персонажей с помощью интерьеров. Дом Василия Базарова характеризует его как доброго и образованного, но не всегда собранного и аккуратного человека. А с помощью таких приемов, как описание интерьера комнаты сразу от двух лиц (Фенечки и Павла Кирсанова) Тургенев показывает, как по-разному эти два персонажа относятся к миру.

Композиция. Анализ сюжета романа


Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Читайте также: