Значение фамилии коробочка мертвые души кратко

Обновлено: 05.07.2024

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Звали Коробочку Настасья Петровна. Эта помещица довольно пожилая, у неё есть дети, о них она упоминает в разговоре с Чичиковым.

Описание её лица в поэме отсутствует, этим подчёркивается то, что образ Коробочки был довольно типичен для многих русских помещиц.

Значение фамилии

Описание усадьбы, деревни и дома

Коробочка жила в небольшом доме с деревянной крышей. Перед домиком узенький дворик был наполнен курами, индейками, тут же расхаживал петух и рылась в куче мусора свинья с поросятами. За дощатым забором этого дворика тянулись большие огороды с различными овощами. Кое-где на этих огородах росли фруктовые деревья. Чтобы защитить от сорок и воробьёв, их накрыли сетями и соорудили чучела, на одном из которых был чепец помещицы.

Гоголевский стиль имеет одну характерную особенность: особый интерес писателя к изображению предметов, вещей из окружения его героев. Вещи помогают лучше понять людей, которым они принадлежат. Поэтому в описании комнаты в доме Коробочки проглядывает характер хозяйки: она бережлива и любит порядок. На это указывают старенькие обои и старинные зеркала, за которыми заложены разные нужные мелочи. Коробочка любит птиц и за красоту, и за пользу в хозяйстве. В её комнате Чичиков заметил картины с какими-то птицами, а в хозяйстве помещицы великое множество домашних птиц. Чичикову Настасья Петровна предлагает, если ему понадобится, птичьи перья, объясняя, что они будут у неё к Филиппову посту.

Черты характера

Характер Коробочки виден уже при взгляде на её усадьбу, убранство дома и на принадлежащую ей деревню. Во всём этом видна хозяйственность и бережливость помещицы. Она так умело ведёт хозяйство, что у неё остаются на продажу излишки мёда, крупы, муки и т. п.

Коробочка обладает неплохими чертами характера. Она аккуратна, гостеприимна, деловита, расчётлива, у неё практическая хватка, способность к умелому хозяйствованию. Некоторые считают, что ей недостаёт живого хозяйственного ума, но зачем ей применять какие-то новые методы хозяйствования, если старые, проверенные временем, дают хорошие результаты, если у неё есть излишки продуктов и крестьяне её не бедствуют.

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Отношение Чичикова к Коробочке

Затем Коробочка подумала, что, если задобрить заезжего закупщика, то он будет покупать у неё скотину и муку. Поэтому она угостила его отменным обедом с пирогом, блинами, пирожками и тому подобным. А довольный и сытый Чичиков наобещал помещице, что скоро купит у неё и свиное сало, и муку, и крупу, и птичьи перья — всё, что она предлагала.

Вывод

Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.

Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.

Манилов - от "манить", "манящий". То есть Манилов - сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост".

Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов - мертвая душа, "ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). ". По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.

Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: "Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна".

Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: "Прореха на человечестве". Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.

Итак, Гоголь умело оперирует приёмом "говорящие" фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.

Заключение


Целью данной работы было рассмотреть использование говорящих фамилий на примере произведений русских писателей XVIII-XIX веков. В соответствии с поставленной целью, в исследовании было рассмотрено и проанализировано использование "говорящих" фамилий в произведениях Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, раскрыто их значение и значимость в каждом произведении.

Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
"Говорящие" фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.

При слове коробочка представляется что-то практичное,
связанное с хозяйством.
Эта фамилия как нельзя лучше подходит помещице.
Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам,
проявить хитрость, но она остается консервативной
и примитивной (коробкой) .
И, возможно, наиболее меткое высказывание о ней-пусть
и грубое-дубинноголовая" (так называет её Чичиков
по воле автора) .
Фамилию Коробочка ещё и соотносится с ловушкой для героя
и шкатулкой Чичикова. Па­вел Иванович приехал к Коробочке,
а "из коробочки ему уже не было выхода", т. е. герой, сам того
не подозревая, обеспечил пол­ный крах своего дела.

Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
"Говорящие" фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.

Манилов, фамилия от глагола "манить", "заманивать", иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.

Фамилия Собакевич напоминает о животном мире.
И Го­голь подчеркивает животное начало персонажа
(грех чревоуго­дия).
Фамилия его формально не связана с внешним обликом:
он похож "на средней величины медведя";
его имя- Михайло Семенович - также указывает на
фольклорного медведя.
Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру
и портрету: у Собакевича "бульдожья" хватка и лицо;
кроме того, к людям он относится, как цепной пес :
"да уж нрав такой собачий: не могу не доставить
удовольствие ближнему".

При слове коробочка представляется что-то практичное,
связанное с хозяйством.
Эта фамилия как нельзя лучше подходит помещице.
Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам,
проявить хитрость, но она остается консервативной
и примитивной (коробкой) .
И, возможно, наиболее меткое высказывание о ней-пусть
и грубое-дубинноголовая" (так называет её Чичиков
по воле автора) .
Фамилию Коробочка нщё и соотносится с ловушкой для героя
и шкатулкой Чичикова. Па­вел Иванович приехал к Коробочке,
а "из коробочки ему уже не было выхода", т. е. герой, сам того
не подозревая, обеспечил пол­ный крах своего дела.

Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: "Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна".
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
"Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами".

Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
по­терявшем первоначальную форму. И действительно,
этот ге­рой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам гово­рит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.

Они выявляют натуру человека, указывают на главные определяющие характера.

Образ Коробочки Гоголь Мертвые души

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Читайте также: