Информационное общество и информационная культура кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

  • Почему о ней так активно говорят сегодня?

Потому что информационная культура сейчас активно входит в жизнь общества. Это стремительно развивающаяся область культуры, как никогда актуальная для людей сейчас, поскольку общество сегодня можно характеризовать как информационно развитое.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним).

  • В чем ее значимость для современного человека?

По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.

  • Какое значение она имеет для профессиональной деятельности?

В информационном обществе необходимо уметь овладевать информационной культурой, так как профессиональное образование ,в частности, зависит от этого.

Определения

Это способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в современном обществе, адаптироваться к нему.

Это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении.

Это информационная память народа на пути накопления индивидуального опыта и передачи индивиду в форме орудий, знаков и текстов.

Это степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, поиска, хранения, переработки и представления информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

3. Составьте сравнительную таблицу понятий "культура" и "информационная культура". Самостоятельно выделите еще 2 основания для сравнения.

Информационная культура

Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей.

способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

2. с точки зрения условий становления (что нужно, чтобы человек овладел культурой)

Овладение интеллектуальными, нравственными, этическими знаниями и законами.

Состоит в овладении определенными комплексом знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

3. в чем выражается…

выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

4. цель культуры (человек как…)

Человек как духовно-социальное существо

Человек со знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения

4. Ответьте на вопросы:

· Можно ли с уверенностью говорить, что культурный человек – это грамотный человек и наоборот, грамотный человек – это культурный человек?

Безусловно, культурный человек должен обладать и культурой речи, в частности, а весомой составляющей культуры речи является ее грамотность. Но только лишь грамотность речи не может быть показателем общей культурности человека.

· Существует ли взаимосвязь между понятием 'информационная культура' и 'синдром информационной усталости'? Можно ли вообще говорить о соотношении этих понятий?

· За какой временной интервал, и при каких условиях, можно овладеть умениями, позволяющими свободно и грамотно использовать разнообразные информационные потоки в своей профессиональной, образовательной и бытовой жизни?

На мой взгляд, здесь логично вспомнить о трех уровнях информационной культуры – базовом, профессиональном и высшем (логическом). Так вот, каждый из них необходим для использования информационных потоков в бытовой, образовательной и профессиональной жизни соответственно. Логично предположить, что наименьшее количество времени необходимо для освоения минимальных навыков, необходимых в бытовой жизни. Здесь в освоении культуры можно вполне обойтись своими силами. Для овладения навыками, необходимыми для образовательной деятельности, Вам понадобится больше времени, а так же помощь вашего преподавателя. Наибольшее количество времени понадобится для развития высшего уровня информационной культуры, необходимого для профессиональной деятельности.

5. Компоненты информационной культуры: самостоятельно заполните таблицу.

Компоненты ИК

Характеристика компонента

особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.

это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

культура как огромная совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней

Понятийно -терминологическая культура

Информационная компетентность в области понятий и знаний

Грамотность в области информационно- коммуникационных технологий.

Это культура современного технологически

насыщенного общества. Это новое отношение

к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.

6. Решение ситуаций: определите, о каком компоненте информационной культуры идет речь в каждой из предложенных ситуаций (см. Приложение)

Ситуация 1: представлены компоненты аудиовизуальный, логический и понятийно-терминологический

Ситуация 2: отсутствие 2-х компонентов – логического и понятийно-терминологического

Ситуация 3: представлены компоненты логический и аудиовизуальный

Ситуация 4: представлены компоненты логический, технологический

Ситуация 5: представлен коммуникационный компонент

Ситуация 6: представлены компоненты логический и технологический

Ситуация 7: отсутствие логического компонента

Ситуация 8: понятийно-терминологический компонент

Ситуация 9: представлены аудиовизуальный, понятийно-терминологический и коммуникационный компоненты

Ситуация 10: представлены компоненты логический и коммуникационный

Работа за компьютером

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

  • в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
  • в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
  • в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
  • во владении навыками анализа обработки информации;
  • в способности работать с любыми данными;
  • в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

1. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

  • Почему о ней так активно говорят сегодня?

Потому что информационная культура сейчас активно входит в жизнь общества. Это стремительно развивающаяся область культуры, как никогда актуальная для людей сейчас, поскольку общество сегодня можно характеризовать как информационно развитое.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним).

  • В чем ее значимость для современного человека?

По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.

  • Какое значение она имеет для профессиональной деятельности?

В информационном обществе необходимо уметь овладевать информационной культурой, так как профессиональное образование ,в частности, зависит от этого.

Определения

Это способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в современном обществе, адаптироваться к нему.

Это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении.

Это информационная память народа на пути накопления индивидуального опыта и передачи индивиду в форме орудий, знаков и текстов.

Это степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, поиска, хранения, переработки и представления информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

3. Составьте сравнительную таблицу понятий "культура" и "информационная культура". Самостоятельно выделите еще 2 основания для сравнения.

Информационная культура

Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей.

способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

2. с точки зрения условий становления (что нужно, чтобы человек овладел культурой)

Овладение интеллектуальными, нравственными, этическими знаниями и законами.

Состоит в овладении определенными комплексом знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

3. в чем выражается…

выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

4. цель культуры (человек как…)

Человек как духовно-социальное существо

Человек со знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения

4. Ответьте на вопросы:

· Можно ли с уверенностью говорить, что культурный человек – это грамотный человек и наоборот, грамотный человек – это культурный человек?

Безусловно, культурный человек должен обладать и культурой речи, в частности, а весомой составляющей культуры речи является ее грамотность. Но только лишь грамотность речи не может быть показателем общей культурности человека.

· Существует ли взаимосвязь между понятием 'информационная культура' и 'синдром информационной усталости'? Можно ли вообще говорить о соотношении этих понятий?

· За какой временной интервал, и при каких условиях, можно овладеть умениями, позволяющими свободно и грамотно использовать разнообразные информационные потоки в своей профессиональной, образовательной и бытовой жизни?

На мой взгляд, здесь логично вспомнить о трех уровнях информационной культуры – базовом, профессиональном и высшем (логическом). Так вот, каждый из них необходим для использования информационных потоков в бытовой, образовательной и профессиональной жизни соответственно. Логично предположить, что наименьшее количество времени необходимо для освоения минимальных навыков, необходимых в бытовой жизни. Здесь в освоении культуры можно вполне обойтись своими силами. Для овладения навыками, необходимыми для образовательной деятельности, Вам понадобится больше времени, а так же помощь вашего преподавателя. Наибольшее количество времени понадобится для развития высшего уровня информационной культуры, необходимого для профессиональной деятельности.

5. Компоненты информационной культуры: самостоятельно заполните таблицу.

Компоненты ИК

Характеристика компонента

особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.

это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

культура как огромная совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней

Понятийно -терминологическая культура

Информационная компетентность в области понятий и знаний

Грамотность в области информационно- коммуникационных технологий.

Это культура современного технологически

насыщенного общества. Это новое отношение

к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.

6. Решение ситуаций: определите, о каком компоненте информационной культуры идет речь в каждой из предложенных ситуаций (см. Приложение)

Ситуация 1: представлены компоненты аудиовизуальный, логический и понятийно-терминологический

Ситуация 2: отсутствие 2-х компонентов – логического и понятийно-терминологического

Ситуация 3: представлены компоненты логический и аудиовизуальный

Ситуация 4: представлены компоненты логический, технологический

Ситуация 5: представлен коммуникационный компонент

Ситуация 6: представлены компоненты логический и технологический

Ситуация 7: отсутствие логического компонента

Ситуация 8: понятийно-терминологический компонент

Ситуация 9: представлены аудиовизуальный, понятийно-терминологический и коммуникационный компоненты

Ситуация 10: представлены компоненты логический и коммуникационный

1. Информационное общество. Основные черты и основные особенности информационного общества. Информационная культура.

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

эффективное информационное взаимодействие людей;

их доступ к мировым информационным ресурсам;

удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;

информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;

информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;

2. Практическое задание. Создание, редактирование, форматирование, сохранение и распечатка таблицы в среде текстового редактора.

Расчет месячной заработной платы
№№ Ф.И.О. Должность Оклад Премия Подоходный К выдаче
налог налог К выдаче
Директор
Бухгалтер
Юрист
Экономист
Рабочий
рабочий

Билет № 24

Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов.

Понятие алгоритма

Для составления программы, предназначенной для решения на ЭВМ какой-либо задачи, требуется составление алгоритма ее решения — точного предписания, которое определяет процесс, ведущий от исходных данных к требуемому конечному результату.

Алгоритм - предписание, однозначно задающее процесс преобразования исходной информации в виде последовательности элементарных дискретных шагов, приводящих за конечное число их применений к результату.

Алгоритмами, например, являются правила сложения, умножения, решения алгебраических уравнений, умножения матриц и т.п. Слово алгоритм происходит от algoritmi, являющегося латинской транслитерацией арабского имени хорезмийского математика IX века аль-Хорезми. Благодаря латинскому переводу трактата аль-Хорезми европейцы в XII веке познакомились с позиционной системой счисления, и в средневековой Европе алгоритмом называлась десятичная позиционная система счисления и правила счета в ней.

Алгоритм - это точная инструкция, а инструкции встречаются практически во всех областях человеческой деятельности. Возможны алгоритмы проведения физического эксперимента, сборки шкафа или телевизора, обработки детали. Однако не всякая инструкция есть алгоритм.

Инструкция становится алгоритмом только тогда, когда она удовлетворяет определенным требованиям. Эти требования частично сформулированы в определении, хотя упомянутые в определении понятия однозначности и элементарности сами нуждаются в уточнении.

Алгоритм однозначен, если при применении к одним и тем же данным он даст один и тот же результат. Но как по описанию алгоритма определить, однозначен он или нет. В каком случае шаги считаются элементарными.

Применительно к ЭВМ алгоритм определяет вычислительный процесс, начинающийся с обработки некоторой совокупности возможных исходных данных и направленный на получение определенных этими исходными данными результатов. Термин вычислительный процесс распространяется и на обработку других видов информации, например, символьной, графической или звуковой

2. Свойства алгоритма

Если вычислительный процесс заканчивается получением результатов, то говорят, что соответствующий алгоритм применим к рассматриваемой совокупности исходных данных. В противном случае говорят, что алгоритм неприменим к совокупности исходных данных. Любой применимый алгоритм обладает следующими основными свойствами:

Дискретность – последовательное выполнение простых или ранее определённых (подпрограммы) шагов. Преобразование исходных данных в результат осуществляется дискретно во времени.

Определенность состоит в совпадении получаемых результатов независимо от пользователя и применяемых технических средств (однозначность толкования инструкций).

Результативность означает возможность получения результата после выполнения конечного количества операций.

Массовость заключается в возможности применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных (разработка в общем виде).

Для задания алгоритма необходимо описать следующие его элементы:

набор объектов, составляющих совокупность возможных исходных данных, промежуточных и конечных результатов;

правило непосредственной переработки информации (описание последовательности действий);

правило извлечения результатов.

Алгоритм всегда рассчитан на конкретного исполнителя. В нашем случае таким исполнителем является ЭВМ. Для обеспечения возможности реализации на ЭВМ алгоритм должен быть описан на языке, понятном компьютеру, то есть на языке программирования.

Понятия алгоритма и программы разграничены не очень чётко. Обычно программой называют окончательный вариант алгоритма решения задачи, ориентированный на конкретного пользователя.

Таким образом, можно дать следующее определение программы для ЭВМ:

Программа - это описание алгоритма и данных на некотором языке

программирования, предназначенное для последующего автоматического выполнения.

3. Способы описания алгоритмов

К основным способам описания алгоритмов можно отнести следующие:

словесно-формульный (на естественном языке);

структурный или блок-схемный;

с использованием специальных алгоритмических языков;

с помощью граф-схем (граф - совокупность точек и линий, в которой каждая линия соединяет две точки. Точки называются вершинами, линии - рёбрами);

с помощью сетей Петри.

Перед составлением программ чаще всего используются словесно-формульный и блок-схемный способы. Иногда перед составлением программ на низкоуровневых языках программирования типа языка Ассемблера алгоритм программы записывают, пользуясь конструкциями некоторого высокоуровнего языка программирования. Удобно использовать программное описание алгоритмов функционирования сложных программных систем. Так, для описания принципов функционирования ОС использовался Алголо-подобный высокоуровневый язык программирования.

При словесно-формульном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.

Пусть, например, необходимо найти значение следующего выражения:

Словесно-формульным способом алгоритм решения этой задачи может быть записан в следующем виде:

1.Ввести значения а и х.

3.Умножить а на 2.

4.Вычесть из 2а сумму (х+6).

5.Вывести у как результат вычисления выражения.

При блок-схемном описании алгоритм изображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записывается последовательность действий.

Данный способ по сравнению с другими способами записи алгоритма имеет ряд преимуществ. Он наиболее нагляден: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Кроме того, графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.

Оформление программ должно соответствовать определенным требованиям. В настоящее время действует единая система программной документации (ЕСПД), которая устанавливает правила разработки, оформления программ и программной документации. В ЕСПД определены и правила оформления блок-схем алгоритмов (ГОСТ 10.002-80 ЕСПД, ГОСТ 10.003-80 ЕСПД).

Операции обработки данных и носители информации изображаются на схеме соответствующимиблоками. Большая часть блоков по построению условно вписана в прямоугольник со сторонами а и b. Минимальное значение а равно 10 мм, увеличение а производится на число, кратное 5 мм. Размер b=1,5 мм. Для отдельных блоков допускается соотношение между а и b, равное 1:2. В пределах одной схемы рекомендуется изображать блоки одинаковых размеров. Все блоки нумеруются. Виды и назначение основных блоков приведены в таблице.

Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними, должны проводится параллельно линиям рамки. Стрелка в конце линии может не ставиться, если линия направлена слева направо или сверху вниз. В блок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемником любого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия. Логический блок может иметь в качестве продолжения одни из двух блоков, и из него выходят две линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

Схему алгоритма следует выполнять как единое целое, однако в случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющие блоки.

Если при обрыве линии продолжение схемы находится на этом же листе, то на одном и другом конце линии изображается специальный символ соединитель — окружность диаметром 0,5 мм. Внутри парных окружностей указывается

один и тот же идентификатор. В качестве идентификатора, как правило, используется порядковый номер блока, к которому направлена соединительная линия. Если схема занимает более одного листа, то в случае разрыва линии вместо окружности используется межстраничный соединитель. Внутри каждого соединителя указывается адрес — откуда и куда направлена соединительная линия. Адрес записывается в две строки: в первой указывается номер листа, во второй — порядковый номер блока.

Блок-схема должна содержать все разветвления, циклы и обращения к подпрограммам, содержащиеся в программе.

2. Практическое задание. Работа с диском (форматирование) в среде операционной системы.

Читайте также: