Значение данного произведения в творческой эволюции драматурга гроза кратко

Обновлено: 07.07.2024

Островский Александр Николаевич (1823—1886) — крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника. Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина.

Город Калинов и его обитатели.

Город Калинов на Волге - собирательный образ волжских городов - хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня "Среди долины ровныя", которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно оценить как "предгрозовое" - пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни. Внешне же пока все выглядит спокойным.

Основной конфликт драмы - столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный - столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху.

Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой - патриархальный уклад. Дикой - тип самодура, Кабанова - символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Феклуша - полярное понимание и отношение к нравам "темного царства". Варвара и Кудряш.

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе - воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла "гроза".

Н.А. Добролюбов.В 1859 году на страницах "Современника" появилась статья Добролюбова "Темное царство". "Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак "темного царства" ?"- спрашивал Добролюбов.

На этот вопрос Островский ответил новой пьесой, которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма "Гроза" была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества.

Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства.

Калинов олицетворяет всю Россию. Черты, характеризующие быт города - невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой.

Образ Катерины является центральным образом в драме. Она резко отличается от представителей "темного царства". В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Воображение Катерины работает неутомимо: уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И такая поэтически - мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и "темным царством" Кабановой. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви.

Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.

Борис, превосходит Катерину по образованию, но уступает ей по силе воли - это слабохарактерный, безвольный человек,по психологии раб.

В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности, а ненависти к угнетающим порядкам.

Гибель Катерины, укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки забитого Тихона содействовала разрушению старого порядка.

а) фон пьесы- широкая Волга, свобода, мощь, красота, песня, Кулигин, Кудряш (бунтарь), Варвара, стремящаяся вырваться из гнёта матери.

б)сам характер Катерины, внушающий оптимизм. В ней есть сила. Куда-то стремится её душа.

3. Какова общая оценка Катерины? В чем необычность, своеобразие её хар-ра? Ничего нет в этом характере искусного, наносного. Всё определяется внутренней природой, а природа эта – стремление к воле.

4) Почему решительный, цельный характер является в женском типе у Островского? Известно, что крайности порождаются крайностями, если самое забитое сущ-во поднимает голос, то дальше так жить нельзя.

5. Какая великая народная идея воплощена в образе Катерины? Катерина носит идею в сердце – это стремление к воле. Она может быть уподоблена широкой реке – нет силы, которая остановит реку в её стремительном движении вперёд.

6.Как оценивает самоубийство Катерины? она освобождена. Грустно, горько такое освобождение. Но что делать, если другого выхода нет? Хорошо, что нашлись у бедной женщины силы на последний шаг.

Другие выводы - Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы” 1864 .

Он замечает несоразмерность между причинами и следствиями в поступках героини: “Кабаниха ворчит — Катерина изнывает”; “Борис Григорьевич бросает нежные взгляды - Катерина влюбляется”. Ему непонятно поведение Катерины.

По его мнению, Катерина не может быть названа “лучом света в темном царстве”, так как не сумела сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, для изменения жизни в “темном царстве”. Поступок Катерины бессмыслен, он ничего не изменил.

Писарев оценивает характер героини с позиции другого исторического времени, наполненного большими событиями, когда “идеи росли очень скоро, в год свершалось столько дел и событий, сколько в другие времена не свершится и в десять - двадцать лет”.

В 20 веке:

(я отыскивал для вас те строки о "Грозе" первого спектакля, которые помогли бы вам почувствовать тон тогдашней игры)

Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности.Этот духовный конфликт приводит к трагической развязке.

Система персонажей.

Полемика
“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого бытия — отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?
Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова -несколько прямолинейно (если не сказать примитивно) понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.
С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере “Русского слова” за 1864 год. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
“Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий реалист” Писарев. Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы.

Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности.Этот духовный конфликт приводит к трагической развязке.

Система персонажей.

Полемика
“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого бытия — отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?
Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова -несколько прямолинейно (если не сказать примитивно) понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.
С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере “Русского слова” за 1864 год. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
“Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий реалист” Писарев. Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается "Гроза", которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.

Особенно понравилась Островскому Кострома редкостной красотой своей природы, общественным садом с прогуливающимися купеческими семьями, беседкой в конце бульвара, откуда открывался вид на заволжские дали, восхитительные просторы и живописные рощи.

Полученные впечатления многие годы питали творчество Островского. Отразились они и в "Грозе", действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове. Костромичи долгое время утверждали, что именно Кострома явилась прообразом города Калинова.

А.Н. Островский в 70-80-е годы.

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.




1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Н. Добролюбов

Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара– от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа– от арамейского marta – госпожа.
Борис– сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.
Савёл – от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый
(у бога).
Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.

Домашнее задание.

II. Объяснение нового материала.

Лекция (краткое изложение).

Этапы творческого пути А.Н. Островского

А.Н. Островский в 70-80-е годы.

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Н. Добролюбов

Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара– от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа– от арамейского marta – госпожа.
Борис– сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.
Савёл – от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый
(у бога).
Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.

Домашнее задание.

Написанию пьесы "Гроза" предшествовала экспедиция
по Волге с целью изучения быта местного населения.
Островский принял в ней участие.
Таким образом, прототипом города Калинова стали несколько
приволжских городков, таких как Торжок, Тверь, Кинешма.
Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим,
особенным, но в то же время, он видел и множество
сходства в этих провинциальных городах.
Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными
для провинциала, но на Островского производили огромное
впечатление.
Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых
был Островский, остались в пьесе в неизменном виде,
то есть сохранили свою первобытность.
Опираясь на собранные факты, Островский в скором времени
создает пьесу "Гроза".
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года.
9 октября драматург окончил "Грозу"и отправил пьесу в цензуру
в Петербург.
Премьера прошла в Малом театре 16 ноября этого же года.

Читайте также: