Злочин і кара кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раскольников какое-то время обдумывает и планирует убийство, то пытаясь найти ему удобоваримое оправдание, то осознавая, что не имеет на это морального права. В конце концов, случайно услышав от сестры процентщицы Лизаветы, что та будет дома завтра в семь, Раскольников решается. Студент убивает топором и Алёну Ивановну, и случайно появившуюся в квартире Лизавету и сбегает с места преступления. С этого момента начинаются тяжелейшие муки совести Раскольникова, которые подрывают его здоровье, заставляют подозревать каждого случайного прохожего, не дают спать и жить. Раскольников часто падает в обмороки и более не может существовать как обычный человек.

От своего знакомого Разумихина Раскольников узнаёт, что его подозревают в убийстве. По совету Сони он добровольно сдаётся полиции, после чего его отправляют на каторгу. Соня едет за ним, и в конце концов её любовь и мягкость помогают вернуть Раскольникова к спокойному существованию с надеждой на будущее счастье.

• Это роман о том, что никакое преступление нельзя совершить, не понеся наказания, в том числе наказания муками совести. Достоевский подчёркивает, что никакое дело, даже самое благое, не стоит человеческой жизни.

Герой роману Родіон Раскольников — колишній студент, який не може закінчити курс через нестачу грошей. Мета його виходу зі своєї комірчини, схожої на труну, — візит до старої лихварки Альони Іванівни. Віддаючи в заставу батьківський годинник, Раскольников вивчає розташування предметів у кімнаті, морально і психологічно готуючись до злочину — вбивства лихварки. Щоб заспокоїтись, Родіон іде до пивниці, де зустрічається з п'яничкою Мармеладовим. З розмови із Семеном Захаровичем Раскольников дізнається, що родина Мармеладових живе у суцільних злиднях, а Соня, старша дочка, змушена для хворої мачухи та молодших дітей заробляти на хліб проституцією.

    ▲ читається трохи більше, ніж за 4 вечори ▲ читається за 24 хвилини ▲ читається приблизно за півтори години ▲ читається за 15 хвилин

— Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, — поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее.

— Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, — отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица.

— Так вот-с. и опять, по такому же дельцу. — продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи.

"Может, впрочем, она и всегда такая, да я в тот раз не заметил", — подумал он с неприятным чувством.

Старуха помолчала, как бы в раздумье, потом отступила в сторону и, указывая на дверь в комнату, произнесла, пропуская гостя вперед: — Пройдите, батюшка.

Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. " — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему, становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная.

— Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул.

— Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите.

— А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

— Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

— Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

— Полтора рубля! — вскрикнул молодой человек.

— Ваша воля. — И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел.

— Давайте! — сказал он грубо.

Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. "Должно быть, верхний ящик, — соображал он. — Ключи она, стало быть, в правом кармане носит. Все на одной связке, в стальном кольце. И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. Стало быть, есть еще какая-нибудь шкатулка, али укладка. Вот это любопытно. У укладок все такие ключи. А впрочем, как это подло все. "

— Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

— Как! Так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

Молодой человек спорить не стал и взял деньги. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно.

— Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу. серебряную. хорошую. папиросочницу одну. вот как от приятеля ворочу. — Он смутился и замолчал.

— Ну тогда и будем говорить, батюшка.

— Прощайте-с. А вы все дома одни сидите, сестрицы-то нет? — спросил он как можно развязнее, выходя в переднюю.

— А вам какое до нее, батюшка, дело?

— Да ничего особенного. Я так спросил. Уж вы сейчас. Прощайте, Алена Ивановна!

Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем— то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул:

"О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я. нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц. "

Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели. "Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое все это ничтожество. " Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная.

Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что-то совершалось в нем как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей. Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию. Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, и потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него, и видно было, что тому очень хотелось начать разговор. На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и развития, с которыми нечего ему говорить.

роман фм достоєвськго "злочин і кара" - це твір, присвячений історії того, як довго й важко йшла до розуміння істини через страждання й помилки бентежна душа людини, душа головного героя - родіона романовича раскольникова.
радіон раскольников - учорашній студент, якому випала тяжка доля. саме життя висунуло перед ним такі питання, які вимагають зосередження всіх духовних і моральних сил.
живучи у злиднях, родіон йде до лихварки і закладає батьковий годинник і каблучку, якому йому подарувала сестра.
лихварка альона іванівна не стільки роздратувала його тим, що дала мало грошей за цінні йому речі, а стільки тим, що вона здалася йому однією з тих людей, які псують суспільство.
раскольников в цей час ставить себе і наполена.. . і тих людей, яких знищив наполеон, аби статити тим, ким він був. .

родіона в цей час мучить запитання: як всі чи як людина? тварюка я чи право маю?
йому хочеться належати до еліти і він наважується переступити через кров і дає своїй совісті дозвіл і право на злочин.

він вирішує вбити лихварку, вибудувавши перед цим систему методів і самовиправдань. але на місці злочину його застає сестра лихварки - лізавета. і родіон її вимушений також вбити. (це все перша частина)

також перед вбиством відразу після того, як він заклав годинник і каблучку, в трактирі раскольников знайомиться з мармеладовим, який розповідає йому про свою дочку-повію від першого шлюбу, хвору жінку катеруну іванівну і ще трьох дітей.. . (також перша частина)

далі в 5-ти частинах він мовби з їжджає з глузду. чисто випадково бачить, як гине мармеладов, потім знайомиться з його сім єю.. . і дочкою-повією Сонею.. . катерина іванівна помирає від сухот, раскольников допомагає організувати похорони. . також до раскольникова приїжджають його мати і сестра Дуня, яка чималу не виходить заміж за старого діда, аби допомогти матеріально братові, але потім закохується в друга родіона. .

паралельно з цими подіями йде слідство. .
і коли роскольніков розуміє, що вже не може приховувати свій злочин, він першим про це розповідає соні.. а потім сам зізнається в усьому. .
йому дають 8 років. дуня виходить заміж за його друга. соня їде за ним до сибіру (епілог)

Достоевский считается одним из величайших писателей психологической фантастики в мире и является одним из основателей русской литературы. Все его произведения, включая этот нашумевший роман, были адаптированы для кино, телевидения и театра.

Сюжет

Бедный, параноидальный молодой студент по имени Раскольников убеждает себя в том, что он необыкновенный. Он разрабатывает теорию, согласно которой самым необыкновенным людям в мире должно быть позволено совершать любые преступления во имя всеобщего блага человечества. Раскольников живёт в крошечной квартирке, тратит те небольшие деньги, которые у него есть, на странные, альтруистические цели и замышляет какое-то таинственное, ужасное деяние, которое докажет его превосходство.

Наконец, Раскольников решает проверить свою теорию. Он убивает пожилого ломбардщика, которого считает пиявкой для общества. Он также убивает сводную сестру ломбардщика, которая неожиданно вторгается на место убийства. Раскольников сбегает с места преступления, но вскоре заболевает лихорадкой и проводит несколько дней без сознания в своей крошечной квартирке.

Когда Раскольников приходит в себя, он узнаёт, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за напыщенного, богатого человека по фамилии Лужин. Раскольников в ярости, считая, что Дуня жертвует своим счастьем ради него. Когда Лужин приезжает к Раскольникову в Петербург, Раскольников вспыхивает от гнева и бросает оскорбления своему будущему шурину.

Раскольников поднимается с больничной койки и тайком уходит. Каждый день после убийства он лихорадочно читает газеты. Когда Раскольников сталкивается с полицейским, он почти признается в преступлениях – и его безумные разглагольствования вызывают подозрения в полицейском управлении. Раскольников выбегает из полицейского участка и видит, что его собутыльник, приказчик Мармеладов, лежит на улице, смертельно раненный дилижансом. Мармеладова несут в маленькую квартиру, которую он делит с семьёй. Сочувствуя скорбящей семье, особенно дочери-подростку Мармеладова Соне, Раскольников оставляет все свои деньги, чтобы оплатить похороны Мармеладова.

Раскольников с удивлением обнаруживает на пороге дома мать и сестру. Они приехали, чтобы подготовить свадьбу Дуни с Лужиным. Разгневанный, Раскольников запрещает сестре выходить замуж за Лужина.

В Петербург приезжает бывший работодатель Дуни, богач Свидригайлов. Его внебрачная связь с Дуней вызвала скандал, который едва не разрушил её репутацию в провинции. Теперь, когда жена Свидригайлова мертва, он приехал в Петербург в надежде соблазнить Дуню.

Воспоминания об убийствах мучают Раскольникова. Узнав, что местный полицейский судья Порфирий начал допрашивать всех клиентов ломбарда, Раскольников просит вернуть ему его собственные заложенные вещи. Его странный разговор с Порфирием только усиливает подозрения. После этого, готовясь к похоронам Мармеладова, Раскольников и Соня готовят разговор о религии и нравственности. Раскольников жалеет Соню, которую бедность заставила заниматься проституцией. Раскольников решает рассказать ей, кто убил двух женщин, обещая вернуться на следующий день.

Порфирий снова допрашивает Раскольникова и хотя он уверен, что Раскольников – убийца, он пока не может предоставить доказательств. Раскольников приходит к Соне и рассказывает ей о том, что он сделал. В соседней комнате Свидригайлов подслушивает разговор и узнаёт правду. Позже Свидригайлов пытается использовать свои знания о признании, чтобы шантажом заставить Дуню выйти замуж. Она отказывает ему, обвиняет его в убийстве жены и пытается выстрелить ему в голову. Она промахивается, но Свидригайлов понимает, что Дуня никогда не полюбит его. Он отпускает её и на следующий день кончает жизнь самоубийством.

После ареста мужика, ложно признавшегося в убийствах, к Раскольникову приходит Порфирий и рассказывает, что знает правду. Однако он хочет дать Раскольникову время, чтобы сделать чистосердечное признание. После тревожной ночи и при поддержке Сони Раскольников приходит в полицейский участок и даёт признательные показания. Его приговаривают к каторге в Сибири, где к нему присоединяется Соня. Там он вновь собирает свою жизнь по кусочкам.

Отчуждение от общества

В конце концов, полное отчуждение, которое он сам на себя навлёк, становится для него невыносимым. Только в эпилоге, когда он наконец осознает, что любит Соню, Раскольников пробивается сквозь стену гордости и эгоцентризма, отделявшую его от общества.

Психология преступления и наказания

То, как в романе рассматриваются преступление и наказание, не совсем то, что можно было бы ожидать. Преступление совершается в первой части, а наказание приходит через сотни страниц, в эпилоге. На самом деле роман сосредоточен не на этих двух конечных точках, а на том, что находится между ними – на глубоком исследовании психологии преступника.

Внутренний мир Раскольникова, со всеми его сомнениями, бредом, сомнениями, страхом и отчаянием, является сердцем повествования. Достоевского волнуют не реальные последствия убийства, а то, как убийство заставляет Раскольникова справляться с мучительным чувством вины. Действительно, уделяя так мало внимания тюремному заключению Раскольникова, Достоевский, кажется, предполагает, что реальное наказание гораздо менее ужасно, чем стресс и тревога, связанные с попыткой избежать наказания. Порфирий Петрович подчёркивает психологический аспект романа, поскольку он проницательно понимает, что Раскольников – убийца, и произносит несколько речей, в которых подробно описывает работу сознания Раскольникова после убийства. Поскольку он понимает, что преступник, испытывающий чувство вины, обязательно должен подвергнуться душевной пытке, он уверен, что Раскольников в конце концов сознаётся или сойдёт с ума. Искусные игры разума, в которые он играет с Раскольниковым, усиливают ощущение неизбежности развязки романа в силу особенностей человеческой психики.

Идея сверхчеловека

Нигилизм

Список персонажей

Главный герой романа. Бывший студент, Раскольников теперь нищий, живущий в тесной мансарде на самом верху многоквартирного дома. Основной драматизм романа сосредоточен на его внутреннем конфликте, сначала на том, стоит ли убивать ломбардщика, а затем на том, стоит ли признаться и вернуться к человечеству. На протяжении всего романа Раскольников болен, его переполняют чувства отчуждения и ненависти к себе.

Любовь Раскольникова и дочь Мармеладова. Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы содержать себя и остальных членов семьи. Она кротка и легко смущается, но сохраняет сильную религиозную веру. Она – единственный человек, с которым Раскольников поддерживает полноценные отношения.

Сестра Раскольникова. Дуня так же умна, горда и красива, как и её брат, но она также нравственна и сострадательна. Она решительна и смела, расторгает помолвку с Лужиным, когда тот оскорбляет её семью, и отбивается от Свидригайлова выстрелами.

Аркадий Иванович Свидригайлов

Развратный бывший работодатель Дуни. Свидригайлов почти до самого конца романа верит, что сможет заставить Дуню полюбить его. Смерть жены, Марфы Петровны, сделала его великодушным, но в целом он представляет собой угрозу и для Дуни, и для Раскольникова.

Дмитрий Прокофьич Разумихин

Катерина Ивановна Мармеладова

Жена Мармеладова. Из-за тяжёлой болезни у Катерины Ивановны раскрасневшиеся щеки и постоянный кровавый кашель. Она очень горда и неоднократно заявляет о своём аристократическом происхождении.

Порфирий Петрович

Мировой судья, занимающийся расследованием убийств. Порфирий Петрович тонко разбирается в уголовной психологии и прекрасно понимает душевное состояние Раскольникова на всех этапах пути от преступления до признания. Он – главный антагонист Раскольникова, и, хотя он появляется в романе лишь эпизодически, его присутствие ощущается постоянно.

Семен Захарович Мармеладов

Чиновник-алкоголик, которого Раскольников встречает в трактире. Мармеладов полностью осознает, что пьянство губит его самого и его семью, но не может остановиться. Неясно, была ли его смерть от падения под колеса кареты пьяной случайностью или преднамеренной.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Мать Раскольникова. Пульхерия Александровна глубоко предана своему сыну и готова пожертвовать всем, даже своим счастьем и счастьем дочери, ради его успеха. Даже после признания Раскольникова она не хочет признаться себе, что её сын – убийца.

Петр Петрович Лужин

Жених Дуни. Лужин скуп, узок и самолюбив. Его самое заветное желание – жениться на красивой, умной, но отчаянно бедной девушке, такой, как Дуня, чтобы она была ему обязана.

Андрей Семенович Лебезятников

Алена Ивановна

Лизавета Ивановна

Зосимов

Доктор Раскольникова и друг Разумихина. Зосимов – молодой, самодовольный человек, мало что понимающий в состоянии своего пациента. Он подозревает, что Раскольников психически болен.

Александр Григорьевич Замётов

Младший чиновник в полицейском участке, который подозревает, что Раскольников является убийцей Алены Ивановны и Лизаветы.

Маляр, работавший в пустой квартире рядом с квартирой Алены Ивановны в день убийств. Подозреваемый в убийствах и содержащийся в тюрьме, Николай в конце концов делает ложное признание.

Читайте также: