Зиновьев александр александрович биография кратко самое важное

Обновлено: 04.07.2024

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области РСФСР в многодетной крестьянской семье. В 1939 году окончил школу с золотой медалью и в том же году поступил в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве, откуда вскоре был исключён за выступления против И. В. Сталина. Был арестован, однако из-под следствия сбежал и некоторое время скрывался. В 1940 году пошёл добровольцем в Красную армию, что спасло его от повторного ареста. Участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны в качестве танкиста в танковом полку, а затем лётчика-штурмовика в штурмовом авиационном корпусе. Закончил войну в Берлине в 1945 году в чине старшего лейтенанта, награждён боевыми орденами и медалями.

Последние годы жизни А. Зиновьев занимался логическими и социологическими исследованиями истории и идеологии, а также социально-этической проблематикой. Ушёл из жизни 10 мая 2006 года в Москве.

Творчество и деятельность

По своим взглядам и убеждениям А. Зиновьев относился к той части советских философов, которые в своих публикациях и выступлениях противостояли догматизму в науке, гуманитарном знании и общественном сознании. Острые философские дискуссии в среде студенчества, профессуры, молодых учёных влияли на общественный климат в стране, формировали систему взглядов и убеждений образованной части советского общества.

В творчестве А. Зиновьева выделяются три самостоятельных периода:

  1. Мышление должно рассматриваться логикой не как статичная структура, а как историческая деятельность, все структуры знания — суть временно зафискированная деятельность мышления.
  2. Собственно логический анализ (языковой аспект) должен совмещаться с содержательным и процедурным анализом знания и научного мышления.
  3. Логика должна быть эмпирической наукой, её эмпирический материал — реальные научные тексты, а предмет исследования — приёмы и способы мышления, зафиксированные в этих текстах.
  4. По отношению к самому научному мышлению логика — не канон, а набор инструментальных исследовательских средств (органон).

Сохранив интенцию на разработку логики научного знания, А. Зиновьев воспользовался развитым аппаратом математической логики, к возможностям которого он адаптировал свои методологические установки — ориентацию на эмпирическое знание и анализ реальных языковых структур, противопоставление содержательных и языковых аспектов, выделение логических средств анализа системных объектов со сложной неоднородной структурой и другие. Такой шаг позволил Зиновьеву довольно быстро получить впечатляющие результаты, среди которых: исчисление высказываний о связях, подходы к применению многозначной логики в логике науки, концепция комплексных определений и комплексной логики. Зиновьев сформировал собственную школу и направление в логике, получившее в своё время определённый резонанс и на Западе.

Оставленное А. Зиновьевым творческое и научное наследие включает множество текстов и до настоящего времени нет полного собрания его сочинений, а многие статьи, лекции, доклады, интервью не учтены в библиографических сводках. Творчеству Зиновьева посвящён ряд монографий и коллективных трудов, множество аналитических статей, рецензий, хотя в целом систематическое и глубокое его изучение остаётся делом будущего.

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Биография
Александр Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области РСФСР шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже — столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, хулящих современный социальный строй, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован. От…

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Биография
Александр Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области РСФСР шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже — столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, хулящих современный социальный строй, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован. От ареста он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись так от преследований. Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне как танкист, а затем боевой лётчик. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями.

Член КПСС с 1953 по 1976 г.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков Советской системы. Также как и Солженицын, Зиновьев вернулся из эмиграции. Однако в отличие от Солженицына, который оценил перемены, как возрождение дореволюционной России, Зиновьев отрицательно относился к возрождению религии и русского национализма. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы. Он представлял собой исключение среди диссидентов, будучи таковым и по отношению к западной политической системе.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Связанные видео

Библиография

список может быть неполным
Научные труды
Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. — М.: 1959.
Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1959. — № 3.
Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2.
Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия . — 1960. — Т. 1.
Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. — 1960. — № 3.
Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 1.
Зиновьев А.…

список может быть неполным
Научные труды
Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. — М.: 1959.
Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1959. — № 3.
Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2.
Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия . — 1960. — Т. 1.
Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. — 1960. — № 3.
Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 1.
Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 8.
Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания . — М.: 1965.
Философские проблемы многозначной логики . — М.: 1960.
Логика высказываний и теория вывода . — М.: 1962.
Основы логической теории научных знаний — М.: 1967.
Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. — М.: 1968.
Зиновьев А. А. Логическое следование. — М.: 1970.
Комплексная логика — М.: 1970.
Зиновьев А. А. Логика науки. — М.: 1971.
Логическая физика . — М.: 1972.
Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. — М.: 1973.
Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). — М.: 1973.
Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. — М.: 1975.
Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. — 1979.
Очерки комплексной логики . — М.: 2000. — 560 с.
Восхождене от абстрактного к конкретному (на материале Капитана К. Маркса) — М.: 2002.
Логическая социология — М.: Социум, 2006.

Александр Александрович - личность очень многогранная и в его долгой жизни было много всякого и разного. Писать о нем можно много и долго. Увы, формат Дзена не позволит это сделать в одной статье.

Коротко можно сказать, что Александр Александрович - диссидент . Причем заслуженный, настоящий, в отличие от других.

Еще в возрасте 17 лет зимой 1939 года на комсомольском собрании он раскритиковал колхозную систему, рассказал о несправедливости в деревне и обвинил в этом. Сталина! Прилюдно! Его исключили из комсомола и отчислили из университета.
Дальше было много всякого в его судьбе.

А 2 декабря 1976 года Зиновьева исключили из КПСС, лишили научных званий за "антипатриотические действия, несовместимые со званием советского ученого", уволили из Института философии.
В 1977 году Зиновьева лишили ученых степеней и всех государственных наград, включая боевые (он - участник войны).
В июне 1978 года было принято решение о высылке Зиновьева за границу.
6 августа 1978 года Зиновьев с женой и семилетней дочерью выехал в ФРГ, а затем был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Зиновьева советского гражданства.

Эдуард Лимонов вспоминал - ". Когда я поселился во Франции, он находился в зените славы. Его приглашали на телевидение комментировать любое событие в России, любой чих, не говоря уже о смерти генсеков. " .

В 1990 году в СССР философа восстановили в научных званиях. В 1999 году Александр Зиновьев вернулся в Москву, стал профессором на философском факультете МГУ, читал лекции в Литературном институте.

Касательно боевых наград - Зиновьев начинал службу в армии в кавалерии, затем его перевели в танковый полк. В дальнейшем военная судьба занесла Зиновьева в авиашколу - он стал летчиком, летал на штурмовике Ил-2, успел повоевать на нем на завершающем этапе войны. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями "За победу над Германией", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги".

Нет смысла пересказывать биографию А.А.Зиновьева - каждый может легко ее найти и прочитать.
Полагаю, что лучше будет, если он сам скажет своими словами о себе и своих мыслях. Это очень интересно читать - как менялась его точка зрения на события и на личность Сталина.

Зиновьев никогда не прятался за спину и не скрывал своих убеждений.

О советском периоде -

". с ранней юности я просто болел коммунизмом. Но я не был просто слепым защитником, я стремился понять, что это такое. Жизнь у меня была тяжелая, впервые в жизни я спал на отдельной койке, когда меня арестовали. До этого мы жили восьмером в десятиметровом подвале. Голод, нищета, вши - все это в моей жизни было. Тем не менее все равно я считаю советский период феноменальным явлением в истории человечества. И когда еще такое будет - трудно сказать. Может быть, никогда. "

По поводу ареста -

". В 1939 году вас правильно арестовали?
- Абсолютно правильно.
- А если бы вас расстреляли?
- Ну что делать? Я был террорист. Я хотел убить Сталина. Что еще со мной делать. "

Зиновьев вспоминал, что в школьные годы просто физически ненавидел Сталина и ему пришла мысль убить его.

". Я рано встал на путь бунтарства против дефектов советского строя и стал антисталинистом. В десятом классе школы я стал членом террористической группки, планировавшей убить Сталина. Нам казалось, что убив Сталина. мы сделаем величайшее благо для миллионов соотечественников. Проблема состояла в том, как осуществить покушение технически и где добыть оружие. Обсудив все доступные нам варианты, мы остановились на том, чтобы осуществить замысел во время демонстрации. Колонна, в которой шла на демонстрацию наша школа, проходила недалеко от Мавзолея. Никому бы не пришло в голову, что какие-то невзрачные мальчишки и девчонка способны на такое серьезное дело, как мы думали, эпохального масштаба. Но если бы разоблачили, нас, конечно, осудили бы, как это сделали с другими группами, которые появлялись в те годы. И правильно бы сделали - мы были преступники, воплощение зла. "

Касательно репрессий в СССР -

". - А, скажем, репрессии? Их что, не было?

- Вы считаете, что при Сталине всех сажали правильно?

- Не всех, но это время было трагическое, тяжелое. Вот сейчас попробуйте наведите порядок в стране - ведь полстраны преступники. А тогда, вы думаете, проще было? Я считаю, что в "Архипелаге ГУЛАГ" отдельные факты справедливы. Но в целом - это концептуальная фальсификация истории. Получилось так, будто вот был злодей Сталин, а все остальные были невинные жертвы. Я вообще не встречал людей, которые подвергались репрессиям и за которыми не было бы какой-то вины. Ну вот, я мальчишка совсем был. Что со мной нужно было делать? Что, орденом награждать, что ли? И как вы думаете, что, все эти люди - Троцкий, Бухарин, Каменев, другие - были ангелами? Нет, конечно. Вся реальная история сфальсифицирована. Почти на сто процентов. И сейчас идет систематическая фальсификация истории: и советской, и досоветской, и зарубежной. "

О коллективизации и о 1937 годе -

". - Если бы вы были на месте Сталина, то повторили бы и коллективизацию, и 37-й год?

- Да. Я другого придумать не смог бы. Эти действия были совершены в силу необходимости. Они предпринимались в конкретных условиях с конкретным человеческим материалом, это никогда не нужно забывать. То же самое со Сталиным. Одно дело на бумаге быть за то, чтобы была демократия, за то, чтобы людей не арестовывали, а попробуйте в реальности обойтись без этого. "

О сегодняшнем отношении к Сталину (интервью было в начале 2000- годов) -

". - Как вы сейчас относитесь к Сталину?

- Я считаю его одним из величайших людей в истории человечества. В истории России он был, по-моему, даже крупнее, чем Ленин. До смерти Сталина я был антисталинистом, но всегда считал его гениальной личностью.

- В чем заключалась его гениальность?

- Как в чем? В том, что он создал великую супердержаву.

- В реальности во всем мире обходятся без арестов людей, которые ни в чем не виноваты.

- Вы мне эти сказочки оставьте. Не думайте, что при Сталине были разнузданные дураки и болваны, которые только и делали, что разрушали сельское хозяйство просто так или что арестовывали просто так. Шла борьба, настоящая борьба не на живот, а на смерть, историческая борьба, а в исторической борьбе целые цивилизации и народы погибают.

- Выходит, цель оправдывает средства?

- Да при чем тут цель? Цель оправдывает средства - это моральный принцип. А я говорю о реальности, а реальность живет совсем по другим законам. Моральными принципами руководствуются отдельные люди, и в особенности такие, которые сочиняют всякие книги про репрессии. Они после драки машут кулаками. Теперь они все выглядят героями. А где они были раньше? И если представится ситуация, посмотрим, как они будут себя вести. Мне 78 лет, я насмотрелся на всякого рода демагогов и прохвостов. Я помню, как после смерти Сталина все махровые сталинисты превратились вдруг в антисталинистов. И когда я сказал на одном собрании, что мертвого льва может лягнуть даже осел, меня превратили в сталиниста, хотя знали, кто я такой. "

Из доклада на Международной научно-практической конференции, прошедшей на базе от­крытого академического теоретического семинара "Марксовские чтения" в Институте фило­софии РАН. Опубликован в книге "Конец предыстории человечества: со­циализм как альтернатива капитализму" (Омск, 2004 г.).

". Сталин. Сталинская эпоха. Сталинизм

Прошло пятьдесят лет после смерти Сталина. Но Сталин и все, что свя­зано с его деятельностью, не стало далеким безразличным для живущих лю­дей прошлым. Сталин принадлежит к числу тех великих исторических личностей, которые навечно остаются значительными явле­ниями современности для всех последующих поколений.

Сталинская эпоха. . После 20-го съезда КПСС (1956 год) прочно утвердилось представле­ние о сталинском периоде как о периоде злодейства, а о самом Сталине — как о самом злодейском злодее изо всех злодеев в истории человечества. И теперь в качестве истины принимается лишь разоблачение язв стали­низма и дефектов Сталина. Попытки высказаться объективно об этом пе­риоде и о личности Сталина расцениваются как апологетика сталинизма. И все же я рискну отступить от разоблачительной линии и высказаться в защиту… нет, не Сталина и сталинизма, а их объективного понимания.

Думаю, что я имею на это моральное право, поскольку с ранней юности был убежденным антисталинистом, в 1939 году был членом террористи­ческой группы, намеревавшейся совершить покушение на Сталина, был арестован за публичное выступление против культа Сталина и до самой смерти Сталина вел нелегальную антисталинистскую пропаганду. После смерти Сталина я прекратил ее, руководствуясь принципом: мертвого льва может лягнуть даже осел. Мертвый Сталин не мог быть моим врагом. На­падки на Сталина стали ненаказуемыми, обычными и даже поощряемыми.

Коллективизация и индустриализация.
Существует устойчивое мнение, будто колхозы были выдуманы сталинскими злодеями из чисто идеологических соображений. Это чудовищная нелепость. Коллективизация была не злым умыслом, а трагической неизбежно­стью. Процесс бегства людей в города все равно нельзя было остановить. Коллективизация ускорила его. Без нее этот процесс стал бы, может быть, еще болезненнее, растянувшись на несколько поколений.
Дело обстояло вовсе не так, будто высшее советское руководство имело возможность вы­бора пути. Для России в исторически сложившихся условиях был один выбор: выжить или погибнуть.
А в отношении путей выживания выбора никакого не было. Сталин явился не изобретателем русской трагедии, а лишь ее выразителем. Колхозы были злом, но далеко не абсолютным. Без них в тех реаль­ных условиях была невозможна индустриализация, а без последней нашу страну разгромили бы уже в тридцатые годы, если не раньше.

Репрессии.
Вопрос о репрессиях имеет принципиальное значение для понимания, как истории формирования русского коммунизма, так и его сущности как социального строя. В них произошло совпадение факто­ров различного рода, связанных не только с сущностью коммунистическо­го социального строя, но и с конкретными историческими условиями, а также с природными условиями России, ее историческими традициями и характером наличного человеческого материала. Была мировая война. Рухнула царская империя, причем — коммунисты в этом были меньше всего повинны. Произошла революция. В стране дезорганизация, разруха, голод, нищета, расцвет преступности. Новая революция, на сей раз — со­циалистическая. Гражданская война, интервенция, восстания.
Никакая власть не смогла бы установить элементарный обществен­ный порядок без массовых репрессий. Само формирование нового общественного строя сопровождалось бук­вально оргией преступности во всех сферах общества, во всех регионах страны, на всех уровнях формирующейся иерархии, включая сами органы власти, управления и наказания. Коммунизм входил в жизнь как освобож­дение, но освобождение не только от пут старого строя, но и освобожде­ние масс людей от элементарных сдерживающих факторов. Халтура, очковтирательство, воровство, коррупция, пьянство, злоупотребления слу­жебным положением и т. п., процветавшие и в дореволюционное время, превращались буквально в нормы всеобщего образа жизни россиян (те­перь советских людей). Партийные организации, комсомол, коллективы, пропаганда, органы воспитания и т. д. прилагали титанические усилия к тому, чтобы помешать этому. И они действительно многого добивались. Но они были бессильны без органов наказания. Сталинская система массовых репрессий вырастала как самозащитная мера нового общества от рожденной совокупностью обстоятельств эпидемии преступности. Она становилась постоянно действующим фактором нового общества, необхо­димым элементом его самосохранения.

. Сталин и международный коммунизм. Сталин начал свою великую миссию по построению реального ком­мунистического общества с решительного отрицания общепринятой дог­мы классического марксизма, будто коммунизм можно построить только во многих передовых западных странах одновременно, и с провозглашения лозунга построения коммунизма в одной отдельно взятой стране. И это на­мерение он осуществил. Более того, он сознательно встал на путь исполь­зования достижений коммунизма в одной стране для распространения его по всей планете. К концу сталинского правления коммунизм действи­тельно стал стремительно завоевывать планету. Лозунг коммунизма как светлого будущего всего человечества стал выглядеть как никогда реаль­ным. И как бы мы не относились к коммунизму и к Сталину, бесспорным остается тот факт, что никакой другой политический деятель в истории не добивался такого успеха, как Сталин. И ненависть к нему до сих пор не угасает не столько из-за причиненного им зла (многие в этом отношении превзошли его), сколько из-за этого его беспримерного личного успеха.

Триумф сталинизма. Война 1941-1945 годов против гитлеровской Германии была величайшим испытанием для сталинизма и лично для само­го Сталина. И надо признать как бесспорный факт, что они это испытание выдержали: величайшая в истории человечества война против сильнейшего и страшнейшего в военном и во всех прочих аспектах врага завершилась триумфальной победой нашей страны, причем — главными факторами по­беды явились, во-первых, коммунистический социальный строй, устано­вившийся в нашей стране в результате Октябрьской революции 1917 года, и, во-вторых, сталинизм как строитель этого строя и лично Сталин как руко­водитель этого строительства и как организатор жизни страны в военные годы и главнокомандующий вооруженными силами страны. Казалось бы, что все баталии Наполеона в совокупности ничто в срав­нении с этой баталией Сталина. Наполеон в конечном итоге был разгром­лен, а Сталин одержал триумфальную победу, причем — вопреки всем про­гнозам тех лет, предрекавшим скорую победу Гитлеру. Казалось бы, что по­бедителя не судят. Но в отношении Сталина все делается наоборот: тьма пигмеев всех сортов прилагает титанические усилия к тому, чтобы сфаль­сифицировать историю и украсть это великое историческое деяние у Стали­на и сталинизма.
К стыду своему, должен признаться, что я отдал дань та­кому отношению к Сталину как к руководителю страны в годы подготовки к войне и в годы войны, когда был антисталинистом и очевидцем событий тех лет.

Сталин и Гитлер. Один из способов фальсификации и дискредита­ции Сталина и сталинизма — отождествление их с Гитлером и, соответст­венно, с немецким нацизмом. То, что между этими явлениями имеет место сходство, это не дает оснований для их отождествления. На таком основа­нии можно обвинить в сталинизме и Брежнева, и Горбачева, и Ельцина, и Путина, и Буша и многих других.
Но главное — не в сходстве сталинизма и нацизма (и фашизма), а в их качественном различии. Нацизм (и фашизм) есть явление в рамках запад­нистской (капиталистической) социальной системы, в ее политической и идеологической сферах. А сталинизм есть социальная революция в самих основах социальной системы и начальная стадия эволюции коммунисти­ческой социальной системы, а не только явление в политике и идеологии. Неслучайно потому имела место такая ненависть нацистов (фашистов) к коммунизму. Хозяева западного мира поощрили нацизм (фашизм) как ан­тикоммунизм, как средство борьбы с коммунизмом. И не забывайте, что Гитлер потерпел позорное поражение, а Сталин одержал беспрецедентную в истории победу. И не мешало бы нынешним антисталинистам подумать о том, в каких конкретно исторических усло­виях это происходило и какое грандиозное влияние на человечество и на ход мировой истории оказала эта победа. Сталинизм не потерпел крах, как утверждали и до сих пор утвержда­ют антисталинисты, антикоммунисты, антисоветчики. Он сошел с арены истории, выиграв свою великую роль и исчерпав себя еще в послевоенные годы. Сошел осмеянный и осужденный, но непонятый даже в советские го­ды. А теперь, в условиях оголтелого антикоммунизма и ничем не сдержи­ваемой фальсификации советской истории рассчитывать на объективное его понимание вообще не приходится. Торжествующие пигмеи постсоветизма, разрушившие русский (советский) коммунизм, всячески умаляют и извращают деяния великанов советского прошлого, дабы оправдать свое предательство этого прошлого и самим выглядеть великанами в глазах оболваненных современников. "

Взято вот отсюда -

Это только совсем небольшой фрагмент.

У Зиновьева больше 40 книг на философские темы, воспоминания, изобретенный им жанр - "социальный роман" . Некоторые книги есть в личной библиотеке автора. Его размышления очень интересны и актуальны.

Александр Александрович Зиновьев скончался 10 мая 2006 года . Согласно завещанию, тело было кремировано, пепел развеян с вертолета над районом Чухломы (это в Костромской области), где родился и вырос Зиновьев.

В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена могила-кенотаф (своего рода символическая могила) А.А.Зиновьева.


Юные годы

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии. Он был шестым ребенком в бедной крестьянской семье. В школе он проявил большие способности, которые выделяли его и после переезда с семьей в Москву в 1930-е годы.

Отличная учеба позволила ему на общих основаниях поступить в Московский институт философии, литературы и истории, однако помимо занятий в вузе он проводил пламенные антисоветские выступления среди сокурсников. В детстве и юности настроенный вполне прокоммунистически, во взрослом возрасте он столкнулся с разочарованием в виде развеивания иллюзий. Оказалось, что в мире все равно остается место неравенству, и жертва, принесенная страной идеалам справедливости, оказывается напрасной.

В итоге философ пришел к выводу, что социальный мир неисправим, и воплощение в нем даже самых лучших идеалов вследствие непредусмотренных явлений приводит к неизбежно мрачной реальности.

Подготовка покушения на вождя

Это разочарование в социуме не ограничилось рассуждениями по поводу социального строя и Сталина. Было задумано выстрелить в вождя из колонны 1 мая на Красной площади. Зиновьев знал, как пронести оружие, и надеялся на удачу хотя бы сделать выстрел. Шансы попасть, а тем более убить были минимальными, и он хорошо понимал, что идет на самоубийство. Но при этом надеялся на суд, в котором мог бы высказать последнее слово.

Покушение на Сталина

Неизвестно, чем могла закончиться история, но на Александра был сделан донос о "подготовке покушения на вождя". Конечно, студента сразу отчислили с запретом когда-либо в дальнейшем поступать в вузы, а затем и арестовали. Расстрела он избежал только благодаря тому, что хотели взять его сообщников.

Александр Зиновьев отсидел в Лубянке, но непосредственно от тюремных ворот сумел сбежать. Он долго прятался от преследований, от страха, безденежья и неустройства даже несколько раз собирался сдаться чекистам. Выход нашелся в виде поступления добровольцем в кавалерию Красной армии. В военкомате он заявил, что его документы утеряны.

Военное время

В Великую Отечественную войну Зиновьев был танкистом, а затем отучился в летной школе и стал пилотом штурмового самолета. Летчики считались смертниками, так как в среднем делали 10 боевых вылетов и погибали. В плен их не брали никогда. За это у них были определенные привилегии - более вкусная еда, водка, аккуратная форма, отсутствие тяжелой физической работы.

Зиновьев был летчиком на войне

Александру повезло и он сделал более 30 боевых вылетов, за что был награжден знаками отличия и медалями, в частности орденом Красной Звезды. Но после победы ситуация в армии усложнилась, и Зиновьев покинул ее. Пришлось работать от случая к случаю за гроши, иногда приходилось заниматься подделкой документов и печатей.

Студенчество и аспирантура

Одновременно с этим Александр Зиновьев возобновил обучение. Запрет поступать в вузы он обошел, подделав документы за две коробки конфет. Так он попал на философский факультет Московского государственного университета. В 1951 году он получил красный диплом и поступил в аспирантуру в том же университете. Одновременно с подготовкой кандидатской диссертации он основал логический кружок, который во многом повлиял на работу. В это же время будущий писатель женился. Жена Александра Зиновьева была дочерью работника НКВД, и брак отчасти состоялся по расчету.

Через 3 года у супругов родилась дочь Тамара, но семейная жизнь сложилась неблагополучно, регулярно возникал конфликт интересов, усиливалось взаимное непонимание, усугублявшееся периодическим пьянством Зиновьева.

Работа в МГУ

Зиновьев стал заведовать кафедрой логики в МГУ и публиковать философские статьи и книги. Он брал самые горячие темы и писал то, что, по его мнению, должно было затронуть струны человеческой души. Некоторые работы были актуальны, другие не вызывали интереса.

Портрет Зиновьева

Была на тот момент у Александра Александровича и художественная проза, написанная еще во время войны. Однажды он поделился "Повестью о предателе" с Константином Семеновым, и тот сказал ему, что сюжет может стать причиной тюремного заключения. Семенов не собирался выдавать друга, но проблема была в том, что Александр успел поделиться текстом с еще одним знакомым.

Рукопись необходимо было в срочном порядке украсть и уничтожить. Сделать это получилось как раз вовремя, утром к писателю пришли с обыском. После этого у Зиновьева был долгий перерыв в написании литературных произведений.

Тем временем философские работы переводились на иностранные языки и оказались известны за рубежом. Автору начали приходить приглашения на зарубежные конференции, но он не принимал в них участия.

Эмиграция и возвращение на родину

Работа заведующим кафедрой окончилась, когда Александр Александрович отказался увольнять двух преподавателей. Тогда он начал писать произведения для публикации на Западе, вследствие чего в августе 1978 года был вынужден переехать с родными в Мюнхен и зарабатывать научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы.

Зиновьев в эмиграции

Семья Александра Зиновьева прожила там вплоть до лета 1999 года. По возвращении в Россию писатель пробовал выдвинуть свою кандидатуру в Госдуму, но получил отказ в регистрации, так как слишком мало прожил в стране после эмиграции. Тем не менее он восстановился как профессор, и его публичная деятельность была довольна активной. Он комментировал политические события, выступал на конференциях, давал интервью.

Возвращение в Россию

Александр Зиновьев отрицательно воспринял перемены в виде возрождения религии и русского национализма, как и разрушение советской системы. Не менее негативно он оценивал западную политическую систему. Это сильно выделяло его среди прочих несогласных с коммунистической идеологией. Умер писатель и философ 10 мая 2006 года в Москве.

Популярные книги

Биографию Александра Зиновьева прекрасно характеризуют произведения, написанные им на разных этапах жизни. Научные труды представляют большой интерес для всех, кто занимается социологией, социальной и политической философией, этикой или логикой.

Знаменитый автопортрет

Научные труды

В 1960 году был издан первый том "Философской энциклопедии" Зиновьева. В нем дан систематический свод знаний по историческому и диалектическому материализму, философским вопросам и проблемам религии и атеизма. Строго научная и терминологическая информация соседствует со статьями, в которых рассматриваются определенные проблемные вопросы, охватывающие такие понятия, как возможное, действительное и всеобщее. Также присутствуют обзорные работы, освещающие историю, философские школы и направления различных стран, а также биографии мыслителей, получивших мировую известность.

Очень много работ было посвящено теориям и формальным аппаратам многозначной и комплексной логики. В рамках научных трудов снова рассмотрены интересные философские вопросы, а также теории дедукции, условия возникновения логических систем и их особенности.

Отдельные исследования посвящены одной из основных проблем современной логики - логическому следованию. Рассматриваются вопросы возможности аналогий с системой классической логики. Используется терминология, относящаяся к пространству, времени, эмпирическим связям и изменениям.

Обложка книг о коммунизме

Оно было опубликовано в Швейцарии в 1976 году, переведено более чем на 20 иностранных языков и принесло автору сенсационную мировую известность, но на родине его признали антисоветским. Конкретно это и стало причиной лишения советского гражданства и высылки из страны, после чего писатель смог вернуться на родину лишь спустя 23 года.

В длинной двухтомной книге иронично, интересно, ярко и искренне описана общественная жизнь в СССР и ее пороки. Советский Союз показан как мир позднего застоя, что никак не соответствовало идеологическим нормам государства. Писатель Александр Зиновьев был не просто уволен с работы и под угрозой тюремного заключения вынужден эмигрировать, его лишили ученых званий и военных наград. В рецензиях отмечается, что книга читается легко, но переполнена сатирой. Этим она напоминает ранние работы Задорнова.

В тексте есть довольно язвительные рассуждения о том, что коммунизм был придуман на Западе, а осуществлен в России как самый подходящий строй для внеисторического народа. Описаны очереди в магазины с пустыми прилавками и кооперативные предприятия, имеющие баснословный доход. Антиалкогольная кампания, гласность, осуждение сталинизма и брежневского застоя, демонстрируемые свободы, имеющие цель доказать Западу человечность коммунизма.

В произведении писатель заявил, что перестал быть ярым противником сталинизма. Он привел доводы в пользу того, что эта система в большей мере была порождением народа, живущего при Сталине, чем самого вождя. Политика непререкаемого руководителя была неизбежна и необходима в условиях краха Российской империи. Это и привело к возникновению культа личности Сталина.

Трагические обстоятельства эпохи, изменившие жизнь советских людей и сделавшие многих жертвами репрессий, по мнению автора, отражают страшную многовековую мечту человечества, в которой социальной среде наилучшим образом соответствуют палачи.

Таким образом, автор рассматривает эпоху сталинизма как историю реального коммунизма. С приходом Хрущева, по его мнению, начался период смуты, а Брежнев довел коммунизм до состояния зрелости.

"Глобальный человейник"

Среди самых значительных идей Зиновьева выделяют такое понятие, как "человейник". Что это означает, он подробно описал в книге, выпущенной в 1997 году. В произведении автор тревожится по поводу того, что традиции и ценности Запада стали глобальными и распространяются по всей планете. Он считает, что в будущем это может привести остальные культуры к подчиненному положению. Но хотя новое общество стало похожим на муравейник, осталось в нем и человеческое.

Реалистичность и ценность книги в том, что многие прогнозы начали сбываться, и это хорошо видно спустя два десятка лет после ее написания. Внутреннее опустошение и обезличивание каждого человека прогрессирует, и в будущем это грозит страшными последствиями. Александр Александрович предсказывает, что это может привести к самоуничтожению цивилизации, и подробно описывает, как это будет.

Произведение, которое получилось в итоге, можно отнести к утопии и одновременно с этим к антиутопии. Потому что мир будущего, по Зиновьеву, - это высокий уровень жизни, много свободного времени, развитая индустрия развлечений. Но в совокупности все это ведет к серой, унылой и однообразной рутине.

Последние произведения

Таким образом, Александр Александрович Зиновьев внес огромный вклад в мир науки и литературы и приобрел известность выдающегося отечественного философа.

Читайте также: