Исторические события в дагестане кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

ТА'РИХ ДАГЕСТАН

М. А. Казембек считал, что существовала более полная история Дагестана и что данная хроника, связанная с именем Мухаммеда Рафи', - отрывок из полной истории 4 . [91]

Список СН. Один из позднейших списков. Рукопись на 11 листах. Фабричная бумага в линейку. Дагестанский насх, черные чернила. 18*11. Мухаммед Рефи' в рукописи не упомянут. Переписано в 1336/1917-18 г. Переписчик - Чуфалав ал-Джебели ал-'Анди ал-Хелетлури.

Список СС. Это самый старый из известных списков. Он находится в составе сборной арабской рукописи, состоящей в основном из астрономических трактатов, некоторые из которых отмечены детой 1113/1701-1702 г. Хронике на 4 страницах (условно лл. 59б-61а). Дагестанский насх., черная тушь, 20*16. Переписчик не указан.

Список ИБ. Также хранится в рукописном фонде Институте истории, языке и литературы (ф. 1, оп. 1, д. 446). Текст на 13 листах, 18*13, в конце рукописи дан перечень разделов хроники. Насх, черные чернила. Переписано в 1925 г. Гази Мухаммедом ал-Ури.

Список К. Издан М. А. Кезембеком по копии жителя Дербенте Хаджжи Молла Таки (Tagki). Описания не имеет.

Сравнение рукописей, имеющихся в нашем распоряжении, показывает, что, как правило, они отличаются друг от друга только в деталях. В основных вопросах, в основной идее произведения, в своих художественных средствах все рукописи похожи друг на друга и могут быть рассмотрены как различные списки известной дагестанской хроники.

Рукописи, дошедшие до нас, прошли, разумеется, длительный путь, каждая из них имеет свою историю, свои особенности, но их общий источник легко обнаруживается. Сильно схожи списки СВ и СГ, причем написание имен почти во всех случаях совпадает; в написании же глагольных форм СБ, СА и К едины; список СВ в своих генеалогических рядах одинаков с СГ и К, а в географической номенклатуре и в оформлении многих оборотов - с К. При всех разночтениях наши списки взаимно подтверждают друг друга, хотя ни в одном случае нет полного сходства двух списков.

При перечислении генеалогической цепи дагестанских правителей, а также в написании отдельных имен в таблицах часты случаи ошибок, намеренных сокращений, перестановки имен, вставок.

Почему-то до сих пор не обращали внимания на имя автора отрывка. Почти во всех хрониках он назван Мухаммедом ибн Джартром ат-Табарани. Это очень странно, если учесть, что автор был известен на Ближнем Востоке, но дагестанские переписчики везде (за редким исключением) пишут его имя неправильно. Только списки СС и СЗ дают правильное чтение - имам Мухаммед ибн Джарир ат-Табари, т. е. известный арабский историк и богослов конца IX - начала X в., автор многотомной всеобщей истории. [97]

Труд Мухаммеда Рафи' предстает перед нами как свод отдельных хроник, объединенных общей идеей. Наиболее древняя часть его может быть датирована первой половиной X в. и относится к Аварии, или Сариру средневековых арабских авторов 23 .

Очевидно, хронология и ее достоверность интересовали автора хроники в гораздо меньшей степени, чем вопрос о происхождении шамхалов. Их род возведен к дяде пророка Мухаммеда. Это был прецедент, подхваченный впоследствии другими феодальными владетелями Дагестана, - так возникли подобные же версии о происхождении уцмиев Кайтака, майсумов Табасарана 33 , беков Рутула 34 .

При датировке текста основной части хроники должна быть также учтена и топонимическая номенклатура при перечислении доходов кумухского шамхала. В XVI-XVII вв. Баб ал-абваб был бы назван Дербендом, Зирихгеран - Кубачи, Кумух (или Гумик) - Гази-Кумухом. Между тем везде мы встречаем в нашем тексте первое написание и ни разу - Дербенд, Кубачи, Гази-Кумух. Кала-Корейш назван столицей Кайтака, в то время как в более позднее время резиденция уцмиев находилась в Маджалисе.

Огромно также значение хроники в изучении социально-экономической жизни дагестанского общества в один из важнейших этапов средневековья. В первую очередь следует говорить о списке податей, так подробно изложенных в памятнике. Еще предстоит большая работа по точному определению здесь хронологических рамок, но уже в настоящее время эти данные служат ценным материалом при изучении процесса феодализации в Дагестане, форм феодальной ренты, процесса хозяйственной специализации отдельных районов в XIII-XIV вв.

1. Перевод на английский язык, осуществленный М. А. Казембеком.

Перевод

// Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Хвала Аллаху. Нет владыки, кроме него, в мирах. История ислама в Дагестане 42 - да продлит Аллах их пребывание в исламе до Судного дня - и объяснение генеалогий правителей (салатин) Дагестана, аргумент относительно положений 43 (усул) народов Дагестана - да дарует им Аллах благочестие и счастье 44 .

Знайте, что Дагестан был 45 прекрасной страной, обширной для его обитателей, сильной для чужих, радующей глаз, благословенной богатствами жителей из-за их справедливости. В нем много аулов 46 , большое число городов и три области: ал-Авар 47 , ас-Сахл 48 , аз-Зирихгеран 49 .

Далее. Знайте, передают, что по прошествии двухсот лет после хиджры пророка, избранного, вечного, группа лиц из потомков двух дядей нашего пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, - т. е. я имею в виду главу мучеников (саййид аш-шухада') Хамзу и повелителя правоверных Аббаса - покинула благословенную Мекку, светлую Медину и благородную Сирию с двумя тысячами воинов из своего племени и родственников. Они расстались со своей родной землей, оставив свои страны, потеряв надежду [увидеть вновь] свою родину, уповая на Аллаха милосердного. С целью совершить джихад и газават и распространить по мере своих сил ислам в отдаленных частях земель неверных они посетили все их земли [в ожидании, пока] Аллах повелит сделать то, что предопределено. [106]

Рассказывают, что они вышли ради достоинств гази и степеней шахидов, ибо они не находили вокруг себя области войны (дар ал-харб), где бы они сражались и добились достоинств джихада. Они предпочли найти эту награду, переселившись в те страны, близ которых находилась область войны и убиения, чтобы достичь своих желаний с помощью Аллаха. Может быть, это и послужило причиной присутствия потомков пророка и потомков его сподвижников во [многих] странах, городах, окраинах, областях ( К, У - это предложение отсутствует. ).

Это начало повествования. Было пять человек из наиболее достойных потомков Хамзы и 'Аббаса, трое из них - из потомков главы шахидов ал-Хамзы, а именно - Шейх Ибрахим Абу Исхак ( К - Шейх М.-ли, У - Шейх Милли, остальные списки - Шейх Али. ), Шейх Ахмад и Шейх 'Али ( К, У - ибн Исхак, в остальных - Абу Исхак. ), а двое из потомков правителя правоверных 'Аббаса - Шейх Ахмад ( СВ, СС, К - Мухаммед, СБ - Ахмад Мухаммед. ) и Шейх Насир ад-Дин. Они после своего выхода и переселения вместе со своим обществом (джам'ат) оставили свои жилища и прошли [многие] переходы, пока не достигли превосходной стоянки, т. е. Константинополя, и пребывали в нем два года. Затем они отправились оттуда в Хиндустан, где пребывали также некоторое время. Затем они отправились в Ширван, где оставались в течение двух лет, приготовляя военное снаряжение - метательные орудия и тараны, кенафиры, канаты для катапульт 58 и другие средства войны, с целью вести джихад против неверных, жителей южных гор, т. е. Дагестана, // области войны.

Этот правитель стал брать доходы со всех владений, вилайетов, областей. Имя его было Шам Хал, он назван [так] в начале их переселения по имени деда, который родился в селении Хал, в одном из селений Сирии - как это принято называть новорожденного по имени места рождения. Он был сыном Амира Хамзы, сына Султан Ахмада, сына Хан-Мухаммада, сына ал-Вали ( К - Араби. ), сына Хала, сына Фаридуна, сына Амир Султана, сына Султан 'Али-бека, сына 'Абд ал-Азиза, сына Аглаба, сына Амир Джуфана ( СГ - Дуфана. К, СН - Чуфана. ), сына Амир Мухаммеда, сына Газй ( В тексте - Фази, но все другие списки - Гази. ) Аби-л-Фатха, сына Муслима, сына 'Абд ал-Малика, сына Ибрахима, сына Исхака, сына Мансура, сына Касима, сына Йакуба, сына 'Омара, сына Насиба, сына Сулеймана ( К - сына Наййиба, сына Сулеймана; СГ - сына 'Омара из рода Салмана (***). ) - да будет им доволен великий Аллах 60 .

Согласно разъяснению в хронологиях ученых, занимающихся генеалогией, и записи, которую мы списали, число его предков до Адама доходило до 6078 ( К - 78. ), возможно, больше. И с тех пор стало обычаем называть именем шамхал того, кто правит и назначен над жителями этой области 61 .

Они вышли и отправились в полном согласии в эти области войн на слонах, верблюдах, быстрых конях. Когда жители Дагестана узнали об этом, собрались вместе войска проклятых неверных Дагестана и воины ( СА - дописано карандашом. ) негодных 'урусов 62 , которые в согласии с дагестанцами поровну делили добро, зло, важные дела, у города Джур 63 с намерением отразить ислам, защититься от войск и нанести вред мусульманам принуждением и силой. Мусульмане послали сто храбрых воинов, чтобы они следили за войсками проклятых неверных // и разузнали их положение. Они установили наблюдение за неверными, узнали, что [эти неверные] храбрее их. Тогда охватил мусульман страх за [возможные] потери в случае сражения. Поэтому они решили разбить отряды неверных легчайшим способом - они пошли на хитрость: каждая группа их изготовила горячую еду, [смешанную с ядом, и это был хашиш, разрывающий внутренности того, кто его съедает. Когда неверные напали на мусульман, последние притворно обратились в бегство, бросив пищу, смешанную с ядом, и когда неверные нашли еду] ( Восстановлено по СГ, СН. В СА - пропуск, частично восстановленный карандашом. ) и съели ее, то тут же умерло из племени 700 000 человек, ибо их внутренности были разорваны ядом. [108]

Мусульмане разорили большое число аулов Дагестана и силой овладели городом Хунзах (Хумз) 66 . // Мусульмане убили много воинов их и их союзников, пленили их жен и детей, забрали их имущество и богатства. Престол их правителя занял с радостью и достоинством один из потомков Шейха Ахмада по имени Мавсум-бек, а он происхождения хаканского ( К - отсутствует текст о происхождении правителя. ). После этого жители Аварии приняли ислам. И обосновался там Шейх Абу Муслим имамом, валием, хакимом их, а он был достойнейшим из ученых. [109]

Все, что упомянуто здесь 78 , поступает ежегодно и делится, как указывалось, среди потомков Хамзы и 'Аббаса.

Когда прошло некоторое время, Амир Султан, сын Байар 'Аббаса ( К - сын Байрампаса. ), сын проклятого Сурака, бежавшего от ислама к неверным 79 , по прозвищу нусал, живший в Туше, попросил войска 80 , чтобы добиться [вновь] места своего отца и занять престол своих предков и достичь их степени. Он собрал войско, начиная от Цумтал и кончая Аришти, и пришел с этим войском тайком, темной ночью в вилайат Хунзах (Хумз). Тут от советовался с теми, кто остался в стране его отцов, в Аварии. Они стали соучастниками его коварного плана, спрятали воинов в своих селениях, укрыли их в домах тех жителей, которые оставались среди мусульман, ложно приняв ислам, дожидаясь момента, когда представится возможность убить Амира Ахмада, сына Чуфана, сына Султана, сына Ма'сум-бека, // который занимал в это время престол предков Амир Султана 81 . Они выделили храбрецов, чтобы убить Амира Ахмада.

В ту ночь Абу-л-Муслим, сын Юсуфа ( СГ - Юнуса, сына Мухаммеда, сына Абу-л-Муслим Шейха. ), сына Абу-л-Муслим Шейха увидел сон, будто неверные победили мусульман в городе Хунзахе (Хумз) и [111] там случилось большое несчастье. Его ошеломило видение, и он бежал в утреннее время в Кумух (Гумук). Неверные [действительно] напали на мусульман, убили Амир Ахмада в следующую ночь до рассвета, отрубили ему голову, выставили ее над крепостью. В этот день они убили всех мусульман, живших здесь, и добились своей цели.

Затем, когда прошло много времени, между амирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия усилиями сатаны - наиболее заклятого из врагов, упрямство разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространились ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни здравому смыслу.

Сказал имам Мухаммед ибн Джарир ат-Табарани ( СЗ, СС - ат-Табари. ) о завоеваниях в правление 'Омара, что из многих халифов наибольших успехов в завоеваниях имел 'Омар ибн Хаттаб. Он изгнал неверных, разбил их войска, собрал диван, предписал харадж на земле. На востоке его войска перешли воды Джейхуна, на севере войско его дошло до Азербайджана и Баб ал-абваба и земли Н.т.джа ( Так во всех списках. ), связанной со стеной Йа'джудж и Маджудж. На юге они дошли до Хиндустана, Бахрейна, 'Оммана, Мукрана, Кирмана, а на западе - до границ Константинополя. И подчинились ему все народы. Удивительно то, что 'Омар - да будет доволен им Аллах! - не изменил своего положения по части еды, речи, одежды, скромности, не предался слабости в поклонении и несправедливости в правосудии. Большая часть его войн - на джизье (?) 88 . Несомненно, результатом этого стал ислам, плодом - вера. И было у Омара войско в Сирии, войско - в Ираке, войско - в Азербайджане, от Хамдана до Баб ал-абваба длиной ( Здесь обрывается текст во всех рукописях. ) .

Закончил перепиской историю местных султанов, где объясняется их генеалогия и деяния. Год 1246 ( 1830-31. ).

Комментарии

8. Тарихи Дербенд-наме. Под редакцией М. Алиханова-Аварского, Тифлис, 1898 (далее - Дербенд-наме).

12. Ge'ographie d'Aboulfeda. Texte arabe publie par M. Reinaud et M. MacGuckin de Slane, Paris, 1840.

14. Aboulfedae Annates anteislamici, Leipzig, 1831, стр. 6, 18, 19, 90.

19. Выражаю благодарность М.-С. Саидову за предоставление в мое распоряжение списков и за ценные советы и помощь при переводе хроники.

20. А. И. Михайлова, Каталог арабских рукописей Института народов Азии, вып. 3. История, М., 1965, стр. 142. Описание этой рукописи, данное В. Р. Розеном, см.: V. Rosen, Notices sommaires des manuscrits arabes du Musee Asiatique, Premiere livraison, SPb.,1881, стр. 143-144 (№ 192).

23. BGA, I, 1870, стр. 4, 5, 10, 184, 217, 223, 227 (ал-Истахри); V, 1885, стр. 295 (Ибн ал-Факих); VI, 1889, стр. 124, 162 (Ибн Хордадбех); VII, 1892, стр. 147-148 (Ибн Руста); Macoudi, Les Prairies d'or. Texte et trad, par B. de Meynard et P. de Courteille, t. II, Paris, 1863, 42; Hudud al-'Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. - 982 A. D. Transl. and explained by V. Minorsky, London, 1937, стр. 161; В. Ф. Минорский, История Ширвана и Дербенда X-XI вв., М., 1963, стр. 132-137.

27. Д. М. Атаев, Нагорный Дагестан в раннем средневековье, Махачкала, 1963, стр. 184-196.

29. М.-С. Саидoв, О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане, - УЗ ИИЯЛ, т. 1, 1956; А. Р. Шихсаидов, Ислам в средневековом Дагестане, Махачкала, 1969, стр. 205-211.

32. Али Каяев, Материалы по истории лаков, - РФ ИИЯЛ, д. 1642, л. 263а.

35. Б. Малачиханов, К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане, стр. 192-193.

36. Али Каяев, Материалы по истории лаков, л. 255.

37. Государственный Матенадаран при Совете Министров Армянской ССР. Арабско-персидский фонд, д. 240, л. 4.

38. Л. И. Лавров, Эпиграфические памятники. ч. 1, стр. 81, 83.

40. История Дагестана, т. 1, стр. 282-287.

44. В издании и переводе М. А. Казембека это вступление отсутствует.

45. П. К. Услар (стр. 9) и М. Алиханов-Аварский (стр. 164) передали это предложение в настоящем времени, хотя М. А. Казембек (стр. 659) перевел: was a beautiful country.

51. Нусал - титул феодальных правителей Аварии. В дагестанских языках, в частности аварском, произносится нуцал (Аварско-русский словарь. Составил М. Саидов, М., 1967, стр. 362).

52. В переводе П. К. Услара (стр. 11) упомянут только Саратан, а остальные представители генеалогической цепи не названы.

53. Так во многих списках. М. А. Казембек в переводе намеренно отметил 99 поколений вместо 99 тыс. арабского текста. М. Алиханов-Аварский (стр. 166) пишет, что в его списке указано 9009 поколений.

61. Широко распространенная в Дагестане версия о происхождении шамхалов - правителей Кумуха (Газикумухского шамхальства).

64. Кала-Корейш - ранняя столица Кайтакского уцмийства. Расположен в 6 км от Кубани (Дахадаевский р-н). Сохранились развалины селения, в том числе и известный стуковый михраб XI-XII вв. Остался целым мавзолей уцмиев.

65. Тушетия - область Грузии, на границе с Дагестаном.

75. М. А. Казембек прочитал Ассиш, но П. К. Услар исправил на Усиша.

76. В тексте - ***. М. А. Казембек (стр. 671) перевел частично (and 50 rams the. of the mountain) и предложил осторожное исправление *** на ***. П. К. Услар также перевел не полностью.

85. По всей вероятности, 718 г. хиджры относится ко времени составления хроники, а не к событиям в Кумухе.

88. В тексте: ***. Почти во всех других списках - ***. Может быть, ***? Тогда текст следует понимать в том смысле, что принцип веротерпимости с уплатой джизьи привел к успешному распространению ислама.

Текст воспроизведен по изданию: Дагестанская историческая хроника "Та'рих Дагестан" Мухаммада Рафи' // Письменные памятники Востока. 1972. М. Наука. 1977

Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (ашельское время) (около 800—1500 тыс. лет назад).

В эпоху среднего палеолита (мустье) (80—35 тыс. лет назад) археологические памятники встречаются уже во всех физико-географических зонах. В верхнем палеолите (35—10 тыс. лет назад) в условиях наступления ледников с горных районов человек спускается в Прикаспийскую равнину, о чем свидетельствует находка чаши из окрестностей Гиджуха, изготовленной из головки бедренной кости мамонта. С ашельского времени люди научились пользоваться огнем, практиковали коллективную охоту с помощью загонов. В мустье появляются наконечники для копий.

В эпоху мезолита (10—9 тыс. лет назад) на Кавказе завершилась эпоха ледников, изменились климатические условия, снизился уровень Каспийского моря. Из районов южного Прикаспия в горный Дагестан проникают племена, которые оставили нам Чохское поселение. С ними связаны и наскальные изображения около сел Мекеги и Ругуджа. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрелы. Об идеологических представлениях населения свидетельствуют изображения животных и солярных знаков. Переход к земледелию и скотоводству произошел в неолите (8—7 тысяч лет назад). В это время на Чохском поселении появляется каменное жилище, примыкающее к скальному навесу. Среди важнейших достижений этой эпохи были изобретения керамики, ткачества, новой техники обработки камня (полировка, сверление). В эпоху энеолита (V—IV тысячелетие до н.э.) произошло важнейшее открытие металлов. Эталонным памятником этого времени является Гинчинское поселение с круглоплановыми жилищами. Здесь же было обнаружено два человеческих захоронения.

Возникновение земледелия и скотоводства было важнейшим событием древнего Дагестана. С этого времени он становится центром бурного развития экономики, ускоренного роста населения, интенсивных демографических процессов, связанных с освоением новых территорий. Возникают временные и сезонные поселения. С началом бронзового века (конец IV—II тысячелетие до н.э.) горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм. Восточный Кавказ, включая Дагестан, как одна из провинций "неолитической революции" сделал вклад в мировую селекцию многими сортами мягких и твердых пшениц, почти 50 разновидностями ячменей, эндемичными культурами льна и бобовых, множеством сортов абрикоса, винограда, семечковых и т.д. В позднем бронзовом веке зарождается производство железа. Это привело к революционным изменениям в экономике, культуре и сознании людей, в конечном счете — к формированию сначала "военной демократии", а потом и государственности.

Через Дагестан прокатываются разные волны ираноязычных кочевников (сабатиновских, белозерских, скифских племен), которые растекались в странах Закавказья и Передней Азии.

Период IV в. до н.э. – IV в. н.э. в истории Восточного Кавказа ознаменован образованием и расцветом государства Кавказской Албании. Народы Кавказской Албании приняли участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. С приходом к власти сасанидских правителей (226 г.) в Иране началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Положение на Кавказе осложнилось Великим переселением народов и вторжением в Прикаспийский Дагестан различных кочевых племен — савиров, авар, барсилов, гуннов и т.д.

Они представляли опасность для стран Закавказья и Передней Азии. Поэтому сасанидские правители (Ездигерд, Кавад, Хосров, Ануширван) в целях своей безопасности возводили укрепления на северных рубежах. Так, возникли Дербентские оборонительные сооружения. Начал функционировать Великий шелковый путь. В V—VI вв. формируются раннефеодальные царства Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут, которые сыграли важную роль в истории народов Кавказа.

В середине VII в. формируется Хазарский каганат — крупное государственное образование юго-восточной Европы, своеобразный конгломерат кочевых и оседлых племен и различных народов. Пределы этой огромной державы охватывали Прикаспийский Дагестан. 40-е годы VII—VIII вв. характеризуются арабо-хазарскими войнами, в которые вовлекались и народы Дагестана. На последнем этапе арабские отряды под руководством военачальников Джарраха, Масламы и Мирвана совершали походы во внутренние районы Дагестана. Эти войны привели к разрушению производительных сил Дагестана, уничтожению сел, упадку сельского хозяйства и ремесел. После арабо-хазарских войн вместе с арабскими завоеваниями началось распространение ислама в Дагестан, которое завершилось в XV в. В IX в. Дагестан освобождается от власти арабского халифата, к 965 г. распался и Хазарский каганат. В середине XI в. в Предкавказье появляются половецкие племена кипчаков, которые сыграли решающую роль в образовании кумыкского народа из населения Прикаспийского Дагестана. Целую эпоху истории Дагестана составило татаро-монгольское нашествие. В 1220-1222 гг. 20-тысячное войско во главе с Джэбэ и Субэдэем, несмотря на упорное сопротивление горцев, из Закавказья через внутренний Дагестан прорвались на Северный Кавказ. Последующие годы отмечены серией походов татаро-монгол на Дагестан уже из районов Северного Кавказа (1227, 1239-1240) и упорной борьбой народов Дагестана против агрессоров. Татаро-монгольское нашествие затормозило процесс социально-экономического и культурного развития населения, привело к регрессу культуры. В XIV в., создав в Средней Азии обширное государство, Тамерлан стал претендовать на создание "мировой империи", которую не удалось создать Чингисхану. В 1395 г. во главе огромной армии он из Азербайджана через Дербентский проход проник в дагестанские владения. Варварские погромы Тимура принесли неисчислимые бедствия народам Дагестана, но его жестокость не могла поставить свободолюбивых горцев на колени. Их борьба за свободу и независимость является яркой страницей в истории. В начале XVI в. Иран и Османская империя вступили в схватку за обладание Дагестаном. Эта борьба сопровождалась безудержным грабежом местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и угоном населения в неволю. В 1582 г. объединенные силы лакцев, аварцев и даргинцев нанесли турецким янычарам крупное поражение. Затем развернулась продолжительная борьба народов Дагестана за свободу и независимость, венцом которой стала героическая борьба против иранского шаха Надира, совершившего два опустошительных нашествия на Страну гор. Объединенные силы горцев разгромили иранцев сначала около Джаника в 1738 г. и в 1741 г. в самом Дагестане. Все последующие походы и сражения иранских войск (1742 и 1743 гг.) кончались их поражением. Убедившись в бесперспективности войны с горцами, Надир-шах в 1743 г. в спешном порядке вывел свои войска из Дагестана. Наиболее яркой страницей истории Дагестана и всего Кавказа явилась народно-освободительная борьба горцев против царского колониализма в XIX в. Эта борьба против могущественнейшей в мире империи отмечена героическими подвигами народов Дагестана и Северного Кавказа под руководством имамов Гази-Мухаммеда, Гамзатбека и Шамиля.

Дагестан расположен на юге Европейской части России, на северо-восточном склоне Большого Кавказа и на юго-западе Прикаспийской низменности. Граничит: на юге-востоке и юге - с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией, на западе и севере - с Чеченской Республикой, на северо-востоке - с Республикой Калмыкией, на севере - со Ставропольским краем.

Государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику. Среди них имеют письменности и официальный статус аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский языки.

История

К концу I тыс. до н. э. сформировались ранние городские центры, южные области вошли в состав Кавказской Албании. В III в. н. э. сасанидский Иран захватил Албанию, а позднее укрепился в районе дербентского прохода, "стране Чога (Чола)"; здесь до 461 года правил "марзпан Чога", ставленник Ирана. После 488 года, при царе Вачагане III, Лпиния и Чола окончательно вошли в состав Албанского государства [1]. Арабские источники помимо Чога (Дербента) и Табасарана упоминают о таких гос. образованиях на территории Дагестана, как Лакз, Гумик (Кумух), Хайдак (Кайтаг), Серир (Сарир), Карах, Зирихгеран (Кубачи), Филан и др. Особо важное значение в истории раннесредневекового Дагестана, да и всего Кавказа, имел Дербент, выступавший не только как стратегический укрепленный пункт, но и как политико-экономический центр, а также религ. центр зороастризма, христианства, а затем ислама.

В середине V века власть сасанидского Ирана в Албании значительно усилилась. Были возведены первые сасанидские укрепления в Дербентском проходе. Царская династия в Албании была временно упразднена (до 487), страна стала персидской провинцией. В Чоле пребывали персидские марзпаны и Албанский католикос (до VI в.). В VI веке было завершено строительство Дербентского оборонительного комплекса.

Территории к северу от Дербента оказались под контролем т. н. царства гуннов, на смену которому в VII веке пришли Западнотюркский и Хазарский каганаты. В VII веке на Кавказе началась экспансия Арабского халифата.

В Дагестане появляются небольшие гос. образования: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак, Гумик, Филан, Зирихгеран и др. С VII века - Дербент, в X-XI веках - Кайтаг и Кумух стали центрами распространения ислама. В X-XII веках часть территории Дагестана попадает под контроль Ширвана, крупнейшего мусульманского государства на Кавказе.

В X веке т. н. русы совершают ряд военных экспедиций в Восточном Закавказье: в 944 году они в союзе с горцами захватили г. Барда в арране (совр. Азербайджан), ок. 965 года разрушили одну из хазарских столиц, г. Семендер, на территории Дагестана. В 1175 году флотилия русов на службе у дербентского эмира участвовала в сражении близ Баку.

В 1070-х годах Дербент и окрестные земли оккупировали турки-сельджуки. Их господство в регионе окончилось в 1123/24 году, когда войска груз. царя Давида IV Строителя изгнали их из Ширвана; ширваншахи и дербентские эмиры стали союзниками и вассалами Грузии. В 1173 году Дербент опять попал в зависимость от Ширвана.

В XIII веке народы Дагестана вели жестокую борьбу против монгольских завоевателей (1220, 1239-1240), которые контролировали всю территорию Дагестана. Наибольшему опустошению подверглись равнинные и предгорные районы прикаспийского и Северного Дагестана, включая предгорную Салатавию, Буйнакскую котловину, Кайтаг, Нижний Табасаран, кюринские предгорья и нижний Самур. Со второй половины XIII века эти территории стали ареной борьбы двух держав Чингисидов - Золотой Орды и государства Хулагуидов; в 1319 году хан Узбек захватил Дербент. Центральная и южжная области Дагестана (кроме Рутула и Цахура) были обложены данью; при поддержке монголов здесь укрепились новые правители, не связанные с прежними династиями: нуцалы, шамхалы, уцмии и др., просуществовавшие до XVIII в. Высокогорный Дагестан (земли рутульцев, цахуров, дидойцев, андийцев, отчасти аварцев), лежавший в стороне от направлений монгольских походов, избежал разорения.

Итог 140-летнего господства монголо-татар в Дагестане был крайне тяжелым: равнинная его часть полностью обезлюдела. Горцы отчаянно оборонялись, однако вынужденная изоляция от остального мира привела к замедлению исторического развития этого района. Дербент был разрушен до такой степени, что не смог восстановить свое прежнее значение.

В конце XIV века Кавказ становится предметом притязаний Тамерлана, основателя новой среднеазиатской империи. В 1385/6 и 1387 годах хан Золотой Орды Тохтамыш пытался захватить территории южнее р. Самур, но был отбит войсками Тамерлана. В феврале 1395 года Тамерлан с огромной армией перешел Самур и начал военные действия в Дагестане. Пройдя Дербент, он вступил в Кайтаг, состоявший в союзе с Тохтамышем, и отдал приказ о полном истреблении местного населения. Победив Золотую Орду, Тамерлан снова появился на Кавказе в октябре 1395 года: разрушил укрепления в Салатавии, разгромил Капчугай и кумыков в Северном Дагестане. Весной 1396 года походы Тамерлана в Дагестан сопровождались зверствами и разрушениями, истреблением и угоном в плен многих тысяч чел.

В XIII-XIV вв. в основном определились границы территории, населенной аварцами и близкими к ним этническими группами (андийцы, дидойцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы, ахвахцы, бежтинцы, ботлихцы, годоберинцы, хваршины, гунзибцы, гинухцы, арчинцы), даргинцами, лакцами, кумыками, кайтагцами, кубачинцами, агулами, табасаранцами, лезгинами, рутульцами, цахурами. Источники упоминают также о тюрко- и ираноязычном населении (тюрки, персы, азербайджанцы, таты) в районе Дербента и на севере Дагестана. Несколько позднее в Северном Дагестане появилось чеченское и русское население. Из политических образований к XV веку наиболее крупными были Дербентский эмират, Казикумухское шамхальство, Табасаранское майсумство, Аварское (Хунзахское) нуцальство, Кайтагское уцмийство; существовали многочисленные союзы сельских общин. В 1640 году в результате распада Казикумухского шамхальства возникли Казикумухское и Мехтулинское ханства, Тарковское шамхальство и ряд сельских общин.

В 1509 году Исмаил Сефеви опустошил Нижний Табасаран и взял Дербент, переселив туда 500 семей из Тебриза. В 1511-1512 годах при его помощи ширваншах Шейхшах разорил земли Кюре и Кураха. В 1578 году Турция вступила в борьбу с Ираном и к 1590 году захватила все Закавказье, включая Шемаху и Дербент. Дагестанские земли, попавшие под контроль турок, были объединены в пашалык (губернию) Османской империи, разделявшийся на санджаки (округа). Население должно было содержать турецкие войска, платить налоги и подати. В 1603 году иранский шах Аббас I возобновил военные действия против Турции. В 1606 году силами кайтагской конницы и восставших горожан Дербента из крепости Нарын-кала был окончательно изгнан турецкий гарнизон. На рубеже XVII и XVIII веков под непосредственным управлением иранской администрации во главе с беглер-беком в Шемахе была лишь часть южнодагестанских земель.

В XVIII веке началось освободительное движение дагестанских народов. В 1707 году восставшие джаро-белоканские аварцы и цахуры разбили беглер-бека Гасанали-хана. Отряды кубинских лезгин во главе с Хаджи Даудом из среды суннитского духовенства, Чолака Сурхая Казикумухского и акушинцев разрушили г. Шабаран (1710), захватили крепость Худат (1711) и ненадолго взяли осадой оплот шахской власти - Шемаху (1712), но после поражения под Баку Сурхаю пришлось уйти в Кумух, а Хаджи Дауд попал в дербентскую тюрьму. В 1720 году лезгинские, лак. и кайтагские отряды вновь напали на иранский гарнизоны. В 1721 году Сурхай и Хаджи Дауд осадили и взяли Шемаху.

Ослаблением Ирана воспользовался российский император Петр I. 18 июля 1722 года 100-тысячная армия под его командованием двинулась из Астрахани вдоль западного берега Каспия в сопровождении флотилии под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Одной из задач похода на Кавказ Петр I считал присоединение к России Дагестана и Азербайджана. 23 августа 1722 года главные силы подошли к Дербенту; перед городом Петра I встретил дербентский наиб Имам Кулибек. По Санкт-Петербургскому договору 1723 года закавказские владения Ирана и южный берег Каспия до Туркмении переходили к России. Таким образом, Дагестан юридически присоединялся к России.

Турция заявила резкий протест, угрожая войной. Переговоры с ней завершились Стамбульским договором 12 июня 1724 года, по которому Россия сохраняла за собой каспийское побережье, а внутренняя часть Дагестана и Азербайджана отходили Турции.

В 1722-1723 годах Петр I построил крепость Святого Креста, переселив туда население ликвидированного Терского городка и несколько сот казачьих семей. В 1725 году на верность России присягнули кубачинцы и акушинцы. Сенат принял указ о беспошлинной торговле в Дербенте, крепости Святого Креста и Баку (1725 год, в 1730 году он был распространен на все прикаспийские владения России). По распоряжению Петра в устье Терека завезли для посадки лучшие европейские сорта винограда.

В 1732 году к власти в Иране пришел Надир Кулибек (с 1736 - шах), который опротестовал Санкт-Петербургский договор, требуя от России вернуть прикаспийские земли. В том же году в Реште был подписан договор, по которому русско-иранская граница устанавливалась по р. Куре, остальные земли (включая Дагестан) Россия отказывалась возвращать, пока то же самое не сделает Турция. В 1733 году Надир разбил турок под Багдадом, и они вынуждены были вернуть Ирану закавказские земли, захваченные в 1724 году. Россия, готовившаяся к столкновению с Турцией, также уступила Ирану. В 1735 году в военном лагере Надира у г. Гянджи был подписан договор, по которому восстанавливалось положение до 1722 года: рус. войска выводились за р. Сулак, крепость Св. Креста ликвидировалась. Этим окончился 1-й период вхождения дагестанских земель в состав Российского государства.

Однако результаты этой жестокой тактики оказались противоположными тем, которых ожидал Надир. К концу 1742 году шах кроме приморской равнины и предгорьев контролировал лишь Нижний Табасаран, Кайтаг до Кала-Корейша и Кумух; сопротивление дагестанцев и азербайджанцев усиливалось. В 1744 году шах Надир Кулибек с основными силами вновь двинулся на Дагестан, но, когда шах обнаружил, что потерял уже половину армии, он стремительно оставил Дагестан и более сюда не возвращался. В Иране возникла поговорка: "Если шах глуп, пускай идет войной на Дагестан".

В результате Гюлистанского договора между Россией и Персией в 1813 году Дагестан вошел в состав России. В 1825-1859 годах, в ходе народно-освободительной борьбы горцев, было организовано государство имамат с населением 100-150 тысяч семей.

В 1860-1869 годах были упразднены ханства и была образована Дагестанская область состоящая из девяти округов под управлением областеначальника, приравненного к генерал-губернатору. Северный Дагестан оказался в составе Терской области.

9 марта 1917 года в Темир-Хан-Шуре (ныне - город Буйнакск) был образован Временный областной исполнительный комитет - орган Временного правительства. В марте 1920 года в Дагестане была установлена советская власть. 27 октября того же года было принято постановление об образовании Дагестанской автономной республики. 13 ноября того же года по поручению Правительства РСФСР И.В. Сталин провозгласил советскую автономию Дагестана.

20 января 1921 года ВЦИК принял декрет об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. В советское время территория Дагестана расширилась почти вдвое за счет присоединения Терско-Сулакской низменности (1921 год) и Ногайской степи (1957 год).

В 1991 году была провозглашена Республика Дагестан в составе Российской Федерациии.

26 июля 1994 года в республике была принята новая Конституция, высшим органом исполнительной власти был объявлен Государственный совет.

Религия

Все приходы Русской Православной Церкви расположены на севере равнины и в крупных городах. Среди православных преобладают потомки переселенцев из южной и центральной России, а также выходцы из гребенских и терских казаков.

Первоначально православные приходы Дагестана подчинялись созданной 17 июля 1842 года Кавказской и Черноморской епархии с центром в городе Ставрополе, а с 1860 года - Грузинской епархии Грузинского экзархата Русской Православной Церкви с центром в Тифлисе. Православные на территории Терского казачьего войска (Терская область) относились до 1917 года к Владикавказской епархии. В дальнейшем православные приходы Дагестана подчинялись епископу Ставропольского края с кафедрой в Ставрополе.

28 декабря 1998 года территория республики вошла в юрисдикцию Бакинской и Прикаспийской епархии Московского Патриархата.

22 марта 2011 года приходы Дагестана был включены в состав возрожденной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

26 декабря 2012 года из состава Владикавказской была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия в состав которой и вошли приходы республики Дагестан.

Православные приходы республики разделены на Махачкалинское и Кизлярское благочиния. Во всех приходах действуют воскресные школы.

Использованные материалы

[1] Мамедова. 1986. С. 89

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Материал понравился:



Дагестан уникальный уголок России, да что там России – всего мира. Здесь на относительно небольшой территории (50.3 тыс. кв. км) проживает около 30 этносов и этнических групп, говорящих на совершенно разных языках или языковых диалектах.



По переписи 2012 года население республики составило 2 миллиона 950 тыс. человек. Самый большой и самый многочисленный народ это аварцы. Данных по народам за 2012 год у меня нет, однако на момент переписи 1995 г. аварцами посчитали себя 758,4 тыс. человек.
И вот тут опять интересно, ибо в состав аварцев входят также малые народы: арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы (дидойцы), хваршинцы, чималалы, андийцы. За ранее извиняюсь, если кого-то забыл упомянуть или неправильно назвал, а то получится как тогда….
Говорят, что Борис Николаевич, читая подобный список, по ошибке назвал андийцев индейцами, и это стало в Дагестане предметом для шуток. Кстати, пошутить дагестанцы любили во все времена, но у горцев есть свои определённые правила. Так, например, верхом неприличия считается начать первым громко смеяться над своей собственной шуткой. Надеюсь, читатель простит шутника автора и ушедшего в мир иной Бориса Николаевича.
Кстати, андийцы известны в Дагестане тем, что они из войлока различную одежду шили. Вообще, каждый народ создавал что-то своё, кто-то делал оружие, кто-то ювелирные изделия, кто-то был мастером по обработке камней, кто-то прославился резьбой по дереву. Вплоть до наших дней сохранилось ковроткачество.




По религиозному составу большинство дагестанцев мусульмане-сунниты. Шиитами являются азербайджанцы и малая часть лезгин. По данным за 2000 год исповедующих иудаизм татов (или горских евреев) в республике проживало 14, 7 тыс.


Русских в Дагестане на январь 2002 года было 120,9 тыс. человек.
На основании исследований учёные пришли к выводу, что коренные народы Дагестана принадлежат к двум родственным между собой типам – кавказскому и каспийскому. К кавказскому типу антропологи относят: чеченцев, ингушей, аварцев, лакцев и частично даргинцев.
К каспийскому по их мнению принадлежат: опять таки даргинцы, лезгины, кайтагцы и часть кумыков. И что интересно – у каждого народа своя история, свои легенды, свои обычаи.




Геологи, отвечая на подобный вопрос, обычно говорят, что сам Кавказ никак не может быть причислен к Европе – Кавказ это Азия.


Доказывают они свою правоту тем, что на севере Предкавказья существует Кумо-Манычевская впадина, называемая так от озера Маныч и реки Кумы, впадающей в Каспийское море.



По геологическим исследованиям на месте нынешней впадины был пролив, соединявший Чёрное море через Азовское с Каспийским, и упоминаемая впадина не что иное, как бывшее дно пролива. Соответственно коренные народы населяющие Дагестан необходимо относить к Азии.



По своему географическому положению Дагестан считается самой суровой и труднодоступной частью Кавказа,


и это естественным образом отобразилось в характере местных горцев.
Вплоть до начала двадцатого века люди, как правило, из своих аулов никуда не выезжали. Даже браки старались заключать между членами своей общины. Как правило, мужчина имел одну жену, две или три жены мог позволить себе только очень состоятельный человек, а таковых было мало.
Калым принятый обычно у мусульман здесь не практиковался. Жених перед свадьбой выплачивал кебин. Заметим, что калым выплачивался родителям невесты в качестве подарка, тогда как кебин – это некая денежная сумма, которая выдаётся непосредственно невесте в качестве золотого парашюта на тот случай, если муж с ней захочет развестись.

Ещё интересны традиции алатычества, встречающиеся у кумыков и ногайцев. Младенца почти сразу после рождения отдавали в другую семью, которая чаще всего проживала в другом селении. Законные родители не должны были его видеть вплоть до совершеннолетия. Даже при случайной встрече со своим чадом они проходили мимо.
Приёмный родитель назывался алатыком. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы сын не вырос избалованным и изнеженным, а познал с самого детства все трудности и горести жизни. Добавим к этому, что таким образом увеличивалось число родственников, ибо породниться могли различные семьи.
Одной из главных традиций в Дагестане является культ старших.


Никто в семье не имел права ослушаться старейшину рода (как сейчас не скажу). Также любопытно, что горский этикет при людях не позволял горцу называть свою жену по имени, или каким-то ласковым словом. Хвалебные речи в адрес жены или мужа считались неуместными.

Непристойным для мужчины считалось заниматься стряпнёй, стиркой, уборкой, хождением за водой, зашиванием и латанием одежды. Мужчина горец пахал, сеял, занимался обмолотом урожая — все остальные полевые работы выполняла женщина. А у равнинных кумыков наоборот большинство полевых работ делали мужчины.
Дагестанская кухня довольно разнообразна, но общей для всех народов пищей является чуду – лепёшка наполненная мясом, сыром, творогом, тыквой, рисом, орехом и курятиной. И пусть никого не смущает название, чуду еда вкусная.


Основным видом оружия горцев был кинжал, который носило всё мужское население, достигшее совершеннолетия. В комплекс вооружения входили шашка, кремневое ружьё, пистолет. В наше время в Махачкале без проблем можно купить кинжал или шашку.


Цены на современные изделия вполне демократичные, а вот старинные кинжалы, которые любят покупать коллекционеры, реально зашкаливают. Так, например, в одном магазине, когда я смотрел кинжал, и мне сказали, что он стоит 280 тысяч, я чуть не выронил его из рук.



Ни один национальный праздник в республике никогда не обходился без вольной борьбы, метания камней или скачек. По итогам Афинской Олимпиады (август 2004 года) по количеству завоеванных в копилку России медалей Дагестан был на третьем месте. Здесь особенно хорошо развиты различные виды единоборства.
Молодые ребята дагестанцы все стройные и подтянутые, толстых людей в Дагестане практически не увидишь. Хорошая физическая подготовка является обязательным атрибутом мужчины.


Я был реально поражён, когда увидел, как простые обычные ребята в Махачкале на городском пляже на турнике акробатические номера показывали.



Если, допустим, взять нынешнего президента Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова – он аварец, и тут мы видим, что его черты лица явно имеют восточный оттенок.

Фото из интернета.

Фото из интернета.


В прежние времена женская национальная одежда у всех народов Дагестана украшалась множеством монет, блях и всевозможными подвесками.


По костюму, по головному убору можно было безошибочно определить, к какому горскому сообществу она относится.


Мужскую принадлежность к какому-либо сообществу чаще всего определяли по обуви.
Однако пусть никого не смущают дорогие и нарядные женские костюмы.



Вплоть до начала двадцатого века многие горцы имели всего один комплект одежды. Поэтому многие горянки за стирку брались ночью, дабы успеть просушить одежду, а утром вновь её надеть.


В наши дни девчонки дагестанки, как правило, длинноволосые шатенки, блондинки практически не встречаются. Они любят носить обувь на высоком каблуке, всегда аккуратно накрашены и весьма миловидны.

Сфотографировать женщин в

Сфотографировать женщин в Дагестане проблематично.

Если в Чечне и в Ингушетии замужние (или религиозные) женщины обязательно носят на голове косынку, то здесь данное правило не действует. Правда в последние годы в Дагестане женщины стали носить хиджабы, или какие-то другие варианты арабской одежды,


но так ходят не все. Хотя, отметим — женщин одетых на арабский манер в чёрную одежду с каждым годом становится всё больше и больше.

В Махачкале проживают люди сто одной национальности. В Дагестане никогда не возникало конфликтов именно на национальной почве. В 1988 году, когда вдруг взорвался Сумгаит, подобные события стали разворачиваться и здесь в Махачкале. Тогда авторитетные дагестанцы объяснили кое-кому, как нужно себя вести, как следствие этого разборки из соседней республики на Дагестан не перекинулись.

— Стоп, автор, вот тут ты нам уже заливаешь! Мы по телевизору постоянно слышим про стрельбу и про спецоперации в Дагестане, — возмутится читатель.

Я собственно не заливаю, но дабы в Махачкале найти какой-либо махач, для этого нужно проявить рьяное желание и особые способности.


Конфликты конечно бывают, в том числе и вооружённые, иногда где-то стреляют, но происходит это не на национальной почве, а на религиозной, но при этом уличная преступность не выше чем в Москве.
Не хотелось мне писать про ваххабитов, но читатель моему сладкоголосому пению просто не поверит. По некоторым оценкам ваххабитов в Дагестане не более 3-4%, но воду они мутят на всю республику, поэтому от данной темы никак не уйдёшь, про них я расскажу потом, ну а пока хочу поведать о некоторых малоизвестных исторических фактах — о первых чаще всего вооружённых контактах России и Дагестана.

Территориальное единство во все времена заставляло и обязывало дагестанцев сообща выступать против неприятеля.


Так было во время арабских завоеваний, во времена нашествия монголов, так было и в 14 веке в период борьбы с Тимуром. В 18 веке дагестанцы дали отпор грозному Надир-шаху, для решающего сражения с которым поднялся весь Дагестан.

В 2013 году отмечалось 200-летие присоединения Дагестана к России.



зато они дружно фиксируют всевозможные конфликты, судя по которым отношения России и Дагестана развивались не просто.
Испокон веков приходили, сюда спускаясь вниз по Волге, честные гости-купцы, также повторяли их маршрут всевозможные ушуйники, промышлявшие разбое, где только можно.
Напомню, что в свою очередь уже кайтаки ограбили судно А.Никитина. Произошло это где-то в районе Тарки (нынешняя Махачкала).



Весной 1594 года из Астрахани в Тарки направилось войско под управлением воеводы Дмитрия Ивановича Хворостина, усиленное терскими и гребенскими казаками. Они переправились через Терек, с него пошли на Сулак, где разграбили тарковцев, кумыков, ногайцев и далее легко взяли Тарки.

Картинка из интернета.

Картинка из интернета.

второй с боярскими детьми и казаками. Ожидалась помощь из Грузи, но грузины не пришли, испугавшись прогневать иранского шаха.

Как и в первый раз, победа далась относительно быстро, правда отметим, что бой за Тарки был кровопролитным и тяжёлым. И тут вновь поднялся весь Дагестан. Горцы уничтожили русские заставы на Сулаке и Акташе, как и в первом случае вновь обложив Тарки. Далее они попробовали выбить русских из крепости, но это им не удалось. Обложенный со всех сторон, лишённый продовольствия и воды, гарнизон слабел.

Правоверные справляли в это время один из своих праздников, и под предлогом военных игр и джигитовок следовали за отступавшим отрядом. Под видом свадебного торжества подтянулись 20 тыс. аварцев, которые всем своим видом создавали ощущение праздника. Во время пира дагестанцы угостили стрельцов и казаков хмельными напитками.
Перейдя речку Озень, где был разгромлен отряд Хворостина, воеводы разбили лагерь. Ночью на беспечно спавших стрельцов и казаков обрушилось всё горское воинство. Побоище вышло ужасное. Оба воеводы были убиты, и их участь разделило ещё 7 тыс. человек. Спастись удалось совсем не многим.


И далее более ста лет вплоть до Петра Великого русские отряды в Дагестане уже не показывались.

Пётр Первый в 1722 г. дошёл до Дербента, жители которого преподнесли ему ключ от главной крепости Дагестана. Последующие правители то выводили войска с Кавказа, то возвращали. Причём повторно приходилось с боем брать ранее оставленные крепости.

Много войн и громких событий случилось далее в отношениях между Россией и Дагестаном.
12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море. Этот день официально считается днём воссоединения Дагестана и России.


В годы ВОВ Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из них погибло более 90 тыс. человек, и это при том, что численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек.



7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями.

P.S. При составлении статьи автор использовал открытые информационные источники.
Дагестан. Ч-2. Бархан Сары-кум - самое жаркое место России

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Читайте также: