Социалистическая ориентация это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Отсутствие в африканских государствах прочного экономического базиса в виде современных производительных сил, сложившейся системы производственных отношений, капиталистических или социалистических, открывает возможность сравнительно лёгкого изменения не только политических режимов, но и направления общественного развития (к социализму или к капитализму). Придание общественному развитию С. о. происходило в одних странах в процессе развития и доведения до конца национально-освободительной революции и её перерастания в революцию социальную (обычно национально-демократическую — Алжир, Гвинея-Бисау). В некоторых странах этот процесс протекает замедленно и выражается в прогрессивных преобразованиях, которые в перспективе могут придать их развитию С. о. (Сан-Томе и Принсипи, Зимбабве). В других странах, где были установлены неоколониалистские режимы, изменение направления социального развития имело место в результате национально-демократической революции (Эфиопия, Конго, Мадагаскар, Бенин и др.). Переход к социализму непосредственно через социалистическую революцию, минуя или сокращая до минимума этап национально-демократической революции и С. о. на континенте, возможен (по мнению африканских коммунистов) только в Южной Африке, где лица наёмного труда составляют более 1 /2 экономически активного населения (в 2 раза выше, чем в среднем по континенту), где сформировался более чем 2-миллионный пролетариат, возглавляемый ЮАКП. Но и здесь не исключается переходный период.

Важная отличительная особенность С. о. на континенте состоит в том, что революционный переход к этому этапу общественного развития и руководство им осуществлялись обычно под руководством не пролетарских, а революционно-демократических сил и партий, а также авангардных партий трудящихся (Фронт национального освобождения — в Алжире, МПЛА-ПТ — в Анголе). Марксистско-ленинские партии в тех странах, где они имелись, как правило, поддерживали конструктивные усилия революционных демократов по проведению курса С. о. (Алжир). При этом они стремились к созданию единого национального фронта — объединению всех социальных и политических сил нации, способных участвовать в осуществлении программы С. о. (Мадагаскар).

Наиболее распространённая государственно-политическая форма С. о. — национально-демократическое государство (Алжир, Мадагаскар, Конго и др.). Предпринимаются попытки проведения курса С. о. также в народно-демократических государствах (Ангола и др.) и в такой своеобразной форме государства, как социалистическая джамахирия (Ливия). Очевидно, в будущем в государствах социалистического направления могут возникнуть и другие формы государственности. В 80-е гг. прогрессивные силы большинства стран С. о. ставят своей целью совершенствование и упрочение национально-демократического государства, в котором проводятся мероприятия, направленные на демократизацию, укрепление государственного аппарата компетентными, преданными народу кадрами, более широкое привлечение трудящихся к управлению местными и государственными делами, повышение их роли в экономической и политической жизни, их воспитание в духе идеалов социализма.

Африканские страны С. о. добились значительных успехов в деле упрочения политической независимости, в социальной области (развитие образования, прогрессивное трудовое законодательство и т. д.), несколько меньше они продвинулись в экономическом развитии. Если эффективность С. о. оценивать по совокупности экономических и социально-политических факторов, её положительный баланс очевиден почти во всех странах этой группы. С. о. привлекает народы не только тем, что она даёт им сегодня, но и открываемыми ею перспективами, в частности реальной возможностью преодоления слаборазвитости. Решение этой задачи требует соединения преимуществ развития в направлении к социализму с достижениями научно-технической революции. Опыт таких стран, как Алжир и ряд других, говорит о том, что придание развитию страны С. о. значительно облегчает и расширяет возможности использования достижений научно-технической революции в интересах общества. В Алжире, например, новые отрасли промышленности обслуживаются, как правило, подготовленными за годы С. о. местными специалистами, за счёт внутреннего производства удовлетворяется 2 /3 внутреннего спроса.

В своём развитии страны С. о. порой встречаются со значительными трудностями. Они вызываются и подрывной деятельностью империалистических держав, и внутренними факторами, общими для всех освободившихся стран: сильная зависимость от мирового капиталистического хозяйства, его рынков и кредитов, отсталость и монокультурный характер экономики, живучесть архаических социальных институтов в деревне, соперничество политических группировок и лидеров и т. д.

Главная внутренняя проблема — низкая производительность труда, особенно в национальном масштабе в результате отсутствия сложившихся связей между различными предприятиями, слабой договорной дисциплины, неразвитости инфраструктуры и т. д. В результате в Гане, Египте, Сомали, Судане и некоторых других странах С. о. была утрачена. Но и здесь ведётся борьба за сохранение завоеваний этого периода развития, за восстановление прогрессивного курса.

Число стран С. о. медленно, но неуклонно растёт. Более 1 /3 африканских государств имеет практический опыт развития по этому пути, что подтверждает жизненность и правильность такого курса. Пока не всем странам, придающим своему развитию социалистическое направление, удаётся полностью реализовать программу создания предпосылок для строительства социализма и приступить к развёрнутому социалистическому строительству, но и то, что удаётся сделать за период С. о., даже после её утраты в некоторых странах, продолжает служить народу, делу прогресса.

Страны С. о. проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, расширяют дружбу и сотрудничество с социалистическими государствами, которые оказывают им значительную помощь в строительстве национальной экономики, подъёме сельского хозяйства, подготовке национальных кадров и т. д. Предприятия, созданные с помощью социалистических стран, составляют важный элемент государственного сектора. Страны С. о. постепенно сближаются с системой мирового социалистического хозяйства, сотрудничают с социалистическими странами не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Ангола, Мозамбик, Эфиопия участвуют в работе Совета экономической взаимопомощи в качестве наблюдателей. Экономическое сотрудничество стран С. о. со странами социализма подготавливает условия для включения их в международное социалистическое разделение труда. Политическая и военная поддержка социалистических государств помогает странам С. о. противостоять экспансионистской политике империализма.

Африка: проблемы социалистической ориентации, М., 1976;

Африка. Страны социалистической ориентации в революционном процессе, М., 1984;

Волянский В. Ф., Некапиталистический путь развитая (на опыте африканских стран), М., 1983;

Гура В. К. Несук Н. Д., Проблемы и пути развития освободившихся стран Африки, К., 1981;

Иванов А. А., Социалистический выбор в Африке и идеологическая борьба, М., 1984;

Социалистическая ориентация освободившихся стран. Некоторые вопросы теории и практики, М., 1982;

Политические системы в странах социалистической ориентации, М., 1985;

Право в странах социалистической ориентации, М., 1979;

Государство социалистической ориентации, М., 1975;

Кива А. В., Страны социалистической ориентации. Основные тенденции развития, М., 1978;

Ким Г. Ф., От национального освобождения к социальному, М., 1982;

Старушенко Г. Б., Социалистическая ориентация в развивающихся странах, М., 1977;

Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики, М., 1976;

Чиркин В. Е., Революционно-демократическое государство современности, М., 1984;

Lehfeld H., Dohm P., Zum nationalen und sozialen Befrelungskampf in Ländern Afrlkas in der Gegenwart, B., 1983;

Staaisrechtliche Grundfragen der nationaldemokratischen Staatsmachl, Potsdam—Babelsberg, 1972.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ занимают важное место в современной идеологической борьбе. Буржуазные идеологи и политологи, пытаясь опорочить идеи социализма и навязать освободившимся странам путь зависимого развития в качестве аграрно-сырьевого придатка империалистических держав, прилагают значительные усилив, чтобы дискредитировать марксистско-ленинскую теорию некапиталистического пути развития к социализму, минуя капитализм, и извратить положительный опыт государств социалистической ориентации.

Возникновение этих государств в буржуазной политологии трактуется как якобы "случайное явление" или "продукт экспорта революции". В последнее время активно разрабатывается новое направление антикоммунистических исследований в буржуазном обществоведении, так называемая "тропическая советология". Ее авторы сосредотачивают усилия на том, чтобы извратить политику СССР в Африке, очернить процесс развития государств социалистической ориентации во главе с авангардными партиями, который они обозначают как "афрокоммунизм 80-х годов".

Давайте разберемся, какие процессы в действительности происходят в странах социалистической ориентации, и прежде все- что представляет собой социалистическая ориентация.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Под социалистической ориентацией понимается длительный целенаправленный процесс создания в освободившихся странах под руководством революционно-демократических партий необходимых социально-политических, материально- технических и духовных предпосылок для перехода к строительству основ социализма.

Движущей силой этого процесса является широкий блок классов и социальных групп, включающий рабочих, крестьян, прогрессивные круги интеллигенции, учащуюся молодежь, представителей армии, служащих, мелкую национальную буржуазию, полупролетарские слои городского населения.

Идейно-политическая программа революционной демократии базируется на антиимпериализме, антифеодализме, антикапитализме, глубоком демократизме, отдельных положениях научного социализма. По мере реализации этой программы в ходе национально-демократической революции происходит дальнейшее сближение революционной демократии с марксизмом-ленинизмом.

Очевидно, что приход к власти во многих освободившихся странах революционной демократии, выражающей коренные интересы трудящихся, глубоко закономерен, объективно обусловлен характером и степенью развития революционных процессов в Азии, Африке и Латинской Америке.

Социалистическая ориентация ряда развивающихся стран является ярким подтверждением характера современной эпохи - эпохи перехода человечества от капитализма к социализму.

За истекшие два десятилетия в Азии и Африке образовалась обширная зона государств социалистической ориентации с населением около 130 млн. человек. Наибольшее число этих государств насчитывается ныне в Африке. На них приходится 26% территории и почти 22% населения континента (см. таблицу).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Социалистическая ориентация - длительный и сложный процесс. Было бы неверно смешивать его с непосредственным строительством социализма, который может быть осуществлен только в рамках государства диктатуры пролетариата, под руководством партии марксистско-ленинского типа и при наличии необходимых материально-технических предпосылок. Было бы также неправильно рассматривать социалистическую ориентацию как некий "третий путь" между капитализмом и социализмом.

Социалистическая ориентация - это не стихийный, а сознательно управляемый процесс. Он имеет свои этапы развития. Одни государства только недавно избрали путь социалистической ориентации, другие уже несколько лет осуществляют прогрессивные преобразования с социалистической перспективой, третьи вступили на этом пути во второе десятилетие развития.

Важным этапом в жизни народов части этих государств стало создание авангардных партий трудящихся (см. "АиФ", 1984, NN 39, 41), которые провозглашают идеи марксизма- ленинизма своей идеологической основой и могут рассматриваться как прообраз будущих партий нового типа. Однако и этом случае речь, разумеется, идет не о строительстве социализма, а лишь о завершении сложного и многообразного процесса формирования необходимых предпосылок для перехода к созданию основ социализма.

Принято условно выделять две основные разновидности стран социалистической ориентации: в первой группе во главе стоят авангардные партии трудящихся, а во второй - революционно-демократические организации или партии, воспринимающие пока лишь отдельные элементы научного социализма. К первой группе можно отнести Анголу, Афганистан, НДРЙ, Народную Республику Конго, Мозамбик, Эфиопию; ко второй - остальные страны, перечисленные в таблице.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Закономерности и основные направления социалистической ориентации состоят в следующем:

- приход к власти революционной демократии, ее постепенный переход на позиции научного социализма;

- создание революционно-демократического государства, повышение в нем роли трудящихся;

- формирование массовых организаций трудящихся, повышение их роли в общественно-экономической жизни;

- осуществление глубоких аграрных преобразований в интересах трудового крестьянства при его непосредственном участии, последовательная политика кооперации;

- национализация крупной и средней иностранной и местной частной собственности, создание прочного государственного сектора;

- планомерное развитие хозяйства, направленное на формирование материально-технических предпосылок, необходимых для создания основ социализма, на повышение жизненного уровня трудящихся;

- осуществление культурной революции, означающей борьбу с неграмотностью, формирование новой интеллигенции, воспитание трудящихся для решения задач социалистической ориентации, распространение научной идеологии;

- антиимпериалистическая внешняя политика, дружба и тесное сотрудничество со странами социализма.

Глубокие преобразования, происходящие в странах социалистической ориентации при участии и в интересах широких народных масс, - это отнюдь не "случайные явления", за которыми скрывается пресловутая "рука Москвы", как утверждает буржуазная пропаганда, а выражение воли миллионов людей в освободившихся странах, отвергающих империализм с его политикой эксплуатации и выбравших иной путь развития - путь социализма.

Ю. ИРХИН, кандидат исторических наук

О том, как на практике осуществляются прогрессивные преобразования в странах социалистической ориентации, "АиФ" подробно рассказывал на своих страницах. Это материалы об Эфиопии ("АиФ", 1984, NN 3, 41), Алжире ("АиФ", 1984, N 13), Афганистане ("АиФ", 1984, N 38), НДРЙ ("АиФ", 1984, N 33).

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПУТЬ, некапиталистический путь развития - процесс постепенного (через ряд демократических преобразований) перехода освободившихся стран на путь социалистического строительства, минуя капитализм, одна из форм перехода к социализму. Научно обоснованная идея некапиталистического пути развития была высказана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В. И. Ленин показал неразрывную связь перехода народов, отставших в своем историческом развитии, к социализму, минуя капитализм, с мировым революционным движением рабочего класса, установлением диктатуры пролетариата и с победой социализма в одной или нескольких странах. Огромную роль в избрании частью освободившихся стран социалистической ориентации пути сыграл опыт государств мировой социалистической системы.

Отсутствие в африканских государствах прочного экономического базиса в виде современных производительных сил, сложившейся системы производственных отношений, капиталистических или социалистических, открывает возможность сравнительно лёгкого изменения не только политических режимов, но и направления общественного развития (к социализму или к капитализму). Придание общественному развитию С. о. происходило в одних странах в процессе развития и доведения до конца национально-освободительной революции и её перерастания в революцию социальную (обычно национально-демократическую — Алжир, Гвинея-Бисау). В некоторых странах этот процесс протекает замедленно и выражается в прогрессивных преобразованиях, которые в перспективе могут придать их развитию С. о. (Сан-Томе и Принсипи, Зимбабве). В других странах, где были установлены неоколониалистские режимы, изменение направления социального развития имело место в результате национально-демократической революции (Эфиопия, Конго, Мадагаскар, Бенин и др.). Переход к социализму непосредственно через социалистическую революцию, минуя или сокращая до минимума этап национально-демократической революции и С. о. на континенте, возможен (по мнению африканских коммунистов) только в Южной Африке, где лица наёмного труда составляют более 1 /2 экономически активного населения (в 2 раза выше, чем в среднем по континенту), где сформировался более чем 2-миллионный пролетариат, возглавляемый ЮАКП. Но и здесь не исключается переходный период.

Важная отличительная особенность С. о. на континенте состоит в том, что революционный переход к этому этапу общественного развития и руководство им осуществлялись обычно под руководством не пролетарских, а революционно-демократических сил и партий, а также авангардных партий трудящихся (Фронт национального освобождения — в Алжире, МПЛА-ПТ — в Анголе). Марксистско-ленинские партии в тех странах, где они имелись, как правило, поддерживали конструктивные усилия революционных демократов по проведению курса С. о. (Алжир). При этом они стремились к созданию единого национального фронта — объединению всех социальных и политических сил нации, способных участвовать в осуществлении программы С. о. (Мадагаскар).

Наиболее распространённая государственно-политическая форма С. о. — национально-демократическое государство (Алжир, Мадагаскар, Конго и др.). Предпринимаются попытки проведения курса С. о. также в народно-демократических государствах (Ангола и др.) и в такой своеобразной форме государства, как социалистическая джамахирия (Ливия). Очевидно, в будущем в государствах социалистического направления могут возникнуть и другие формы государственности. В 80-е гг. прогрессивные силы большинства стран С. о. ставят своей целью совершенствование и упрочение национально-демократического государства, в котором проводятся мероприятия, направленные на демократизацию, укрепление государственного аппарата компетентными, преданными народу кадрами, более широкое привлечение трудящихся к управлению местными и государственными делами, повышение их роли в экономической и политической жизни, их воспитание в духе идеалов социализма.

Африканские страны С. о. добились значительных успехов в деле упрочения политической независимости, в социальной области (развитие образования, прогрессивное трудовое законодательство и т. д.), несколько меньше они продвинулись в экономическом развитии. Если эффективность С. о. оценивать по совокупности экономических и социально-политических факторов, её положительный баланс очевиден почти во всех странах этой группы. С. о. привлекает народы не только тем, что она даёт им сегодня, но и открываемыми ею перспективами, в частности реальной возможностью преодоления слаборазвитости. Решение этой задачи требует соединения преимуществ развития в направлении к социализму с достижениями научно-технической революции. Опыт таких стран, как Алжир и ряд других, говорит о том, что придание развитию страны С. о. значительно облегчает и расширяет возможности использования достижений научно-технической революции в интересах общества. В Алжире, например, новые отрасли промышленности обслуживаются, как правило, подготовленными за годы С. о. местными специалистами, за счёт внутреннего производства удовлетворяется 2 /3 внутреннего спроса.

В своём развитии страны С. о. порой встречаются со значительными трудностями. Они вызываются и подрывной деятельностью империалистических держав, и внутренними факторами, общими для всех освободившихся стран: сильная зависимость от мирового капиталистического хозяйства, его рынков и кредитов, отсталость и монокультурный характер экономики, живучесть архаических социальных институтов в деревне, соперничество политических группировок и лидеров и т. д.

Главная внутренняя проблема — низкая производительность труда, особенно в национальном масштабе в результате отсутствия сложившихся связей между различными предприятиями, слабой договорной дисциплины, неразвитости инфраструктуры и т. д. В результате в Гане, Египте, Сомали, Судане и некоторых других странах С. о. была утрачена. Но и здесь ведётся борьба за сохранение завоеваний этого периода развития, за восстановление прогрессивного курса.

Число стран С. о. медленно, но неуклонно растёт. Более 1 /3 африканских государств имеет практический опыт развития по этому пути, что подтверждает жизненность и правильность такого курса. Пока не всем странам, придающим своему развитию социалистическое направление, удаётся полностью реализовать программу создания предпосылок для строительства социализма и приступить к развёрнутому социалистическому строительству, но и то, что удаётся сделать за период С. о., даже после её утраты в некоторых странах, продолжает служить народу, делу прогресса.

Страны С. о. проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, расширяют дружбу и сотрудничество с социалистическими государствами, которые оказывают им значительную помощь в строительстве национальной экономики, подъёме сельского хозяйства, подготовке национальных кадров и т. д. Предприятия, созданные с помощью социалистических стран, составляют важный элемент государственного сектора. Страны С. о. постепенно сближаются с системой мирового социалистического хозяйства, сотрудничают с социалистическими странами не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Ангола, Мозамбик, Эфиопия участвуют в работе Совета экономической взаимопомощи в качестве наблюдателей. Экономическое сотрудничество стран С. о. со странами социализма подготавливает условия для включения их в международное социалистическое разделение труда. Политическая и военная поддержка социалистических государств помогает странам С. о. противостоять экспансионистской политике империализма.

Литература:
Африка: проблемы социалистической ориентации, М., 1976;
Африка. Страны социалистической ориентации в революционном процессе, М., 1984;
Волянский В. Ф., Некапиталистический путь развитая (на опыте африканских стран), М., 1983;
Гура В. К. Несук Н. Д., Проблемы и пути развития освободившихся стран Африки, К., 1981;
Иванов А. А., Социалистический выбор в Африке и идеологическая борьба, М., 1984;
Социалистическая ориентация освободившихся стран. Некоторые вопросы теории и практики, М., 1982;
Политические системы в странах социалистической ориентации, М., 1985;
Право в странах социалистической ориентации, М., 1979;
Государство социалистической ориентации, М., 1975;
Кива А. В., Страны социалистической ориентации. Основные тенденции развития, М., 1978;
Ким Г. Ф., От национального освобождения к социальному, М., 1982;
Старушенко Г. Б., Социалистическая ориентация в развивающихся странах, М., 1977;
Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики, М., 1976;
Чиркин В. Е., Революционно-демократическое государство современности, М., 1984;

Lehfeld H., Dohm P., Zum nationalen und sozialen Befrelungskampf in Ländern Afrlkas in der Gegenwart, B., 1983;
Staaisrechtliche Grundfragen der nationaldemokratischen Staatsmachl, Potsdam—Babelsberg, 1972.

Г. В. Старушенко.


Мировая система социализма или Мировая социалистическая система — социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности. Страны мировой социалистической системы имеют однотипную экономическую основу — общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй — власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом — коммунистическими и рабочими партиями; единую идеологию — марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель — коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Конспект

Установление просоветских и социалистических режимов на территории Восточной, Юго-восточной и части Центральной Европы позволило включить страны, располагавшиеся на этих территориях, в т.н. социалистический лагерь. К государствам, попавшим в орбиту СССР в Европе, относятся: Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, Албания, Югославия и Германская Демократическая республика (ГДР). Установление политических режимов советского образца повлекло за собой преобразования и реформы, скопированные с СССР. Так, во всех вышеперечисленных странах, в конце 1940 – начале 1950 гг. была проведена аграрная реформа, началось преследование диссидентов (т.е. людей, не согласных с политическим режимом), практически все сферы жизни общества были подчинены государству. Для укрепления взаимосвязей и поддержания экономики в 1949 году был основан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда вошли все государства, за исключением Югославии (Рис. 1). В 1955 году, в Варшаве, между СССР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, ГДР, Румынией и Болгарией, был подписан договор о создании военного блока, во многом для противостояния с НАТО, созданным в 1949 году. Этот блок социалистических стран получил название ОВД – Организация Варшавского договора.


Рис. 1. Здание СЭВ в Москве (Источник)

Первые трещины в едином социалистическом лагере произошли в 1948 году, когда югославский лидер Йосип Броз Тито, желавший вести, во многом, свою политику без согласования с Москвой, в очередной раз сделал своевольный шаг, что послужило обострению советско-югославских отношений и их разрыву. До 1955 года Югославия выпала из единой системы, и больше туда целиком не возвращалась. В этой стране возникла своеобразная модель социализма – титоизм, основанная на авторитете лидера страны Тито. При нём Югославия превратилась в страну с развитой экономикой (в 1950-1970 гг. темпы производства выросли в четыре раза), авторитет Тито скреплял многонациональную Югославию. Идеи рыночного социализма и самоуправления были положены в основу югославского процветания.

После смерти в 1980 году Тито, в государстве начались центробежные процессы, что привело страну к распаду в начале 1990-х гг., войне в Хорватии, массовому геноциду сербов в Хорватии и Косово.

Второй страной, которая вышла из объединённого социалистического лагеря и больше в него не входи

Вкладываемое значение

Предыстория

К 1947–1948 гг. в странах Центральной и Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания) к власти пришли коммунистические партии, подчиненные Москве. Все другие партии были вытеснены из политической жизни. Был установлен режим единовластия и взят курс на строительство социализма по модели СССР.

Для стран социалистического лагеря были характерны следующие черты.

  • Однопартийная система.
  • Тоталитарный социализм (тоталитаризм).
  • Национализация промышленности, торговли и финансов.
  • Госпланирование. Командно-административная распределительная система.

Критерии

Основные критерии, по которым можно было судить о том, относилось ли то или иное государство к социалистическим странам или странам социалистической ориентации, следующие:

События

1953 г. – восстание в ГДР из-за снижения уровня жизни.

1961 г. – строительство Берлинской стены, которая должна была предотвратить утечку кадров из Восточного Берлина (ГДР) в Западный (ФРГ).

Польша

1956 г. – выступления рабочих против коммунистической власти в Познани.

Чехословакия

1968 г. – по просьбе консервативной части компартии Чехословакии страны ОВД ввели в страну войска. Реформы были приостановлены.

Венгрия

1953 г. – во главе нового правительств оказался Имре Надь, который был сторонником реформ. Были освобождены политзаключенные, решено отказаться от ускоренной коллективизации и индустриализации.

1955 г. – И. Надь смещен со своего поста.

1956 г. – многотысячная демонстрация в поддержку реформ и с требованием назначить И. Надя премьер-министром. СССР вводит в Будапешт войска. Надь объявляет Венгрию нейтральным государством и заявляет о выходе из ОВД. Восстание подавлено, И. Надь приговорен к смертной казни.

Специфика употребления

На Западе выражение в дословном переводе (англ. socialist orientation, нем. sozialistische Orientierung, фр. orientation socialiste и др.) употреблялось только писателями-социалистами и деятелями левого толка, а также в переводных работах с русского языка.

Участники

Имре Надь – председатель Совета министров Венгрии.

Выход из употребления

Эквиваленты на замену

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 24697
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: