Зинаида гиппиус особенности творчества кратко
Обновлено: 19.05.2024
В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи и настроения присутствовали на раннем и более позднем этапе творчества, в каких исторических условиях создавались те или иные произведения, и, тем самым, выявим общие тенденции, свойственные русскому символизму xx века.
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество З.Гиппиус | 315.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нельзя не отметить, что деятельность Гиппиус была тесно связана со становлением русского символизма, его развитием в литературе и с появлением религиозного ренессанса начала XX века. Крупнейшие писатели, философы, политические деятели – каждые по-своему испытывали интеллектуальное влияние этой выдающейся личности.
В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи и настроения присутствовали на раннем и более позднем этапе творчества, в каких исторических условиях создавались те и иные произведения, и, тем самым, выявим общие тенденции, присущие русскому символизму начала двадцатого века.
Детство и семья
Поэзия в начале литературного пути
Небеса унылы и низки,
Но я знаю – дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога,
Она к смерти меня ведет.
Но люблю я себя, как Бога, -
Любовь мою душу спасет.
Три основные идеи волнуют поэтессу – человек, любовь и смерть. Гиппиус желает примирить любовь и вечность, осознавая при этом, что единственный путь к достижению единства – смерть, и только она способна спасти любовь от всего преходящего. В одном из стихотворений она говорит:
Тройная правда – и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.
Гиппиус отрицает традиционно-церковного Бога, она обращается к иному – Неведомому, недостижимому началу:
Чего, быть может, нет.
Поэзия и религия
Страдать достойней одному.
Пусть я жалею и пойму –
Любви и жалости не верь,
Не открывай святую дверь,
Храни, храни ее ключи,
И задыхайся – и молчи.
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – одна.
В начале XX века
Творчество в период 1914 – 1917 гг.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Мой дух пойдет и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Переполняющие стихи военных лет гнев и отчаяние, однако, смягчается верой поэтессы в Свет, что воссияет однажды над тьмой мировой войны, и последует святое воскрешение мира:
Пускай он спит, закрыт – но он живет!
В Страстном томлении земля весенняя.
Восстань, земля моя! И расцветет
Зеленопламенный в день воскресения!
Простят ли чистые герои
Мы их завет не сберегли,
Мы потеряли все святое:
И стыд души и честь земли.
Рылеев, Трубецкой, Голицын!
Вы далеко, в стране иной.
Как вспыхнули бы ваши лица
Перед оплеванной Невой!
Таким образом, Октябрь поэтесса воспринимает как преступление политических проходимцев и общенародный грех за то, что допустили их к власти и позволили, тем самым, измываться над собой.
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил – засек кнутом?
Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей – никогда.
И я ходил, ходил в петрокомпроды ,
Хвостился днями у крыльца в райком .
Но и восьмушки не нашел – свободы
Из райских учреждений ни в одном.
Перестарки и старцы и юные
Впали в те же грехи:
Берберовы, Злобины, Бунины
Стали читать стихи
И Гиппиус, ветхая днями,
Кинулись со стихами,
Бедою Зеленых Ламп.
Л. Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус. 1906
Дом Мурузи на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля
Зинаида Гиппиус. Рисунок Ильи Репина. 1894
Зинаида Гиппиус дома в своем кабинете. 1903
Зинаида Гиппиус в эмиграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года.
Презентация поможет выпускникам подготовиться в ЕГЭ по литературе. Анализ стихотворения А.Блока "З.Н.Гиппиус".
Зинаида Николаевна Гиппиус
Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. \'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью\', — записывала она в 53 года… И если она .
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов "Творчество молодых"в номинации "Литературное творчество"
Соломуд Юлия - дипломант в номинации "Литературное творчество. Сочинение".
Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус
В стихотворении "Песня" Зинаида Гиппиус описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.
Анализ рассказа З. Гиппиус "Так случилось"
Анализ рассказа Зинаиды Гиппиус "Так случилось".
Из чёрной рамы смотрит мне в глаза глазами жадными лицо Лескова. Как затаённая гроза,в изображенье умного Серого. Вл.Гиппиус ( жизнь и творчество Н.Лескова)
Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаённая гроза,В изображенье умного Серого.Вл.Гиппиус.
Официальная биография Зинаиды Гиппиус способна удивить множеством интересных фактов и глубоким смыслом стихов даже бывалого человека. Эту талантливую женщину любили и одновременно осуждали за нескромные выходки, открытость и смелость. Ещё при жизни Зинаиду отнесли к рангу великих поэтов и писателей Серебряного века. Сегодня стихами этой поэтессы зачитываются зрелые и молодые люди, ведь в каждой строчке скрыт глубокий смысл жизни человека.
- Детские годы
- Личная жизнь
- Общественная деятельность
- Самые интересные факты
- Успехи в литературе
- Смерть поэтессы
- Отзывы читателей
Детские годы
Будущая поэтесса появилась на свет 20 ноября 1869 года в Тульской области. Девочка родилась в дружной семье дворянского происхождения. Отец Зинаиды был известным в те времена юристом, услуги которого пользовались огромным спросом. В семье на тот момент росли ещё три дочери. Всё семейство было вынуждено часто менять место жительства, так как этого требовала весьма прибыльная работа Николая Романовича.
В детстве маленькая Зина периодически меняла школы, а к экзаменам готовилась в домашних условиях вместе с гувернантками. Первые свои стихи талантливая девочка написала в 7 лет. Вместе с этим Зинаида вела дневник, где записывала все свои переживания и мысли.
За трудолюбие и ответственный подход к своей работе отец большого семейства получил долгожданную должность обер-прокурора в 1880 году, после чего они переехали в Нежин. Но вскоре Николай Романович почувствовал резкое ухудшение здоровья и через год умер от туберкулёза. Это событие сильно подкосило семью, так как на руках у вдовы Николая осталось четыре дочери, незамужняя младшая сестра и престарелая бабушка.
Туберкулёз и переезды
После смерти главы семейства мать приняла решение перевезти родных в Москву, так как она надеялась улучшить своё финансовое положение. Уже подросшую Зину отправили учиться в местную гимназию, но уже через несколько месяцев у неё диагностировали закрытую форму туберкулёза. Анастасия Васильевна сильно опасалась за здоровье своей дочери, из-за чего они снова приняли решение переехать, но теперь в Ялту. Материальное положение семейства оставалось крайне тяжёлым. Важно учесть, что в течение всей своей жизни Зинаида Гиппиус усердно боролась с патологиями верхних дыхательных путей.
В Крыму к семье приехал брат Анастасии, Александр Степанов, который взял на себя все финансовые вопросы. Вскоре он решил перевезти своих родных в Тбилиси. Для улучшения состояния Зинаиды он арендовал отличную дачу с просторными комнатами и большими окнами в Боржоми. Но будущую поэтессу Серебряного века ждало ещё одно потрясение. В 1885 году Александр Степанов скоропостижно умер от менингита. Семье ничего не оставалось, как остаться в Тбилиси.
Личная жизнь
Многих современных ценителей поэзии интересует биография и творчество Зинаиды Гиппиус. Но кратко изложить все важные моменты из жизни этого талантливого человека просто невозможно. В начале 1888 года Зинаида вместе со своей матерью переехала в Боржоми. Именно там будущая поэтесса в возрасте 18 лет познакомилась с писателем Дмитрием Мережковским. Этот творческий мужчина отличался от всех остальных поклонников юной красавицы своей мечтательностью и вдумчивостью, что и привлекло внимание Зинаиды.
Постепенно между парой возникла близость на духовном уровне, из-за чего они решили расписаться. Через 11 месяцев после знакомства влюблённые обвенчались в старинной церкви Архангела Михаила. Уже в скором времени пара решила перебраться в Петербург. В своих заметках Зинаида неоднократно указывала, что после венчания она не разлучалась со своим Дмитрием ни на один день в течение всей их семейной жизни.
Настоящий взлёт творчества девушки произошёл в тот период, когда она вместе со своим мужем переехала в Петербург. В этом городе перед Зинаидой открылось гораздо больше возможностей, так как она познакомилась с опытными поэтами, драматургами, писателями, философами и художниками. Близкие Гиппиус говорили, что общество не всегда понимало, но охотно принимало эксцентричную и немного дерзкую литераторшу.
Так как влюблённая пара занималась исключительно творчеством, они договорились, что Зинаида будет писать исключительно свою любимую прозу, а вот Дмитрий займётся поэзией. Но уже через некоторое время Мережковский первым нарушил устную договорённость, так как он решил написать целый роман о Юлиане Отступнике. После этого Гиппиус поняла, что их брак построен на родстве духовного мира и общности творческих идей.
Отношения между супругами оставались исключительно платоническими. У обоих периодически случались короткие связи на стороне, а ссоры возникли в редких случаях. Но, несмотря ни на что, Зинаида и Дмитрий оставались очень близкими на духовном уровне.
Общественная деятельность
Самые интересные факты
Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза. Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.
Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.
В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.
К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:
Бытует мнение, что Гиппиус забирала у своих поклонников обручальные кольца, чтобы вечером нанизывать их на специальную цепочку и вывешивать у изголовья своей кровати.
Успехи в литературе
Стихи Зинаиды Гиппиус пользуются спросом во все времена, так как в строчках её поэзии спрятаны основные ноты мелодии души человека, познавшего чувство любви и тем самым пережившего волнующие ощущения, которые сложно передать обычными словами. Талантливые супруги были открыты для единомышленников, из-за чего их семейное поместье стало настоящим центром философской и общественной жизни Петербурга. Все начинающие писатели и поэты мечтали попасть на неординарные литературные вечера Мережковских.
Выпускаемые в свет стихи Гиппиус, а также безупречная проза Мережковского не вписывались в строгие рамки общепринятой литературы. Именно поэтому крупные издательства печатали их на свой страх и риск. Критики с особым интересом наблюдали за успехами поэтессы. Активная и целеустремлённая Зинаида в своё время оказалась у самих истоков символизма, который зарождался на территории России. Верными соратниками целеустремлённой женщины стали многие талантливые личности:
-
.
- Ф. Сологуб.
- Н. Минский.
- И. Анненский.
- В. Брюсов.
Смерть поэтессы
Писательница неоднократно говорила, что она хочет воссоединиться со своим любимым мужем. На этой почве она часто предпринимала различные попытки свести счёты с жизнью, чтобы покинуть этот мир раньше положенного срока. Но все действия заканчивались неудачами, из-за чего фантазия Зинаиды создала вымышленный мир, в котором такой любимый Дмитрий был по-прежнему жив.
Единственным утешением для души сходившей с ума женщины была её любимая кошка. Животное никогда не отходило от своей хозяйки. Удивительным считается то, что кошка внезапно покинула женщину только в день её смерти. Умирая, Зинаида Николаевна напрасно пыталась отыскать рукой верную спутницу своих последних лет. Василий Зеньковский по всем правилам причастил Зинаиду вечером 1 сентября 1945 года. Женщина на тот момент мало что понимала и практически не говорила.
Настоящая легенда Серебряного века тихо ушла в небытие вечером 9 сентября 1945 года. На тот момент Зинаиде было 76 лет. Похоронили её на русском кладбище под названием Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с супругом, как она и хотела. Непревзойдённое литературное наследие величественной мистификаторши сохранилось в больших сборниках драм, стихов с глубоким смыслом и величественных романов.
Отзывы читателей
Зинаида Гиипус в своё время писала настоящие шедевры. При создании своих стихов поэтесса стремилась отобразить все свои чувства и переживания, так как порой одними только словами сложно выразить все накопленные эмоции. Творчество этой женщины не только удивляет, но и вдохновляет на новые свершения.
Если выполнить краткий анализ портрета писательницы, то можно понять, что в своё время эта женщина пыталась всяческими путями проявить свою индивидуальность и целеустремлённость. Многие её стихи являются символистскими, так как она писала обо всех темах, которые волновали не только её, но и окружающих людей.
Неоднократно перечитываю стихи Зинаиды Гиппиус. Особенность её произведений в том, что каждая строчка соответствует реальным внутренним переживаниям чтеца. Стихи настолько хорошие, что даже по истечении 80 лет они остаются актуальными, как будто были написаны только вчера.
Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы " писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы".
В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.
Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски - психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Человек, Любовь, Смерть, Бог - вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.
Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.
Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога - Отца - царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа -- царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери - царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы -- пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь". [24:104-105].
И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 - это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 - объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена " похоть " и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки" неразделенных и неслиянных". Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий - Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.
"Человек без Бога, - подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, "чертовой куклой".[18: 339].
В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ - начале ХХ века, начиная с "Песни", своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: "Мне нужно то, чего нет на свете. " (" Песня ", 1893); "Люблю недостижимое, чего, быть может, нет. " ("Снежные хлопья", 1894).
Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое "самостояние" личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада - неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный на берегу.
Стою над пропастью - над небесами -
И улететь к лазури не могу.
Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека - революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.
Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало
Для сборника "Сияния" характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении "Грех" Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:
И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья.
Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности - Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как "живую, пульсирующую истину". Она выразила эти идеи в стихотворении "Вечноженственное
Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: "Бессилие", "Снег", "Мгновения", "До дна", "Не знаю".
В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.
Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: "О вере", "Костер", "Что есть грех?", "Только о себе".
Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения "Мера", Числа".
В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.
В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно - патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.
Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а "психологизм лирического я". Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова--сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении "Свеча ненависти" к таким словам - сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении "Веселье": блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. "Петербург": перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.
Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.
К таким "неженским" стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: "Петербург"(1909), "Молодому веку"(1914), "Сейчас"(1917), "Веселье"(1917).
Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.
К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.
Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.
Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: "Любовь"(1900), "Нескорбному учителю"(1901), "Христу"(1901).
При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды - установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.
Прежде всего стоит отметить, что подавляющему большинству З.Н. Гиппиус известна как поэт серебряного века. Большая часть литературоведческих исследований посвящена её поэзии, в то время как критика, мемуарная и малая проза, драматические произведения остаются на периферии.
Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна и совершенна по форме. Поэтесса вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Основные темы её поэзии – человек, любовь и смерть. Поэтическое творчество для Зинаиды Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философско-психологический спор с собой и с несовершенством земного существования.
Ее публицистика — высокого класса, это касается и дневников, и, прежде всего, очень лично написанных портретов А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова и др. Здесь, как и в некоторых своих стихах, Зинаида Николаевна резко выступает против большевизма и дает свидетельство своего глубокого почитания свободы человеческого достоинства и русской культурной традиции.
Самый неизученный пласт творчества З.Н. Гиппиус – это её малая проза. Именно рассказы поэтесса считала местом концентрации своих творческих сил, относилась к ним даже серьёзнее, чем к поэзии. Несмотря на это, малая проза Гиппиус осталась на периферии её творчества. Однако в контексте изучения развития традиций русской литературы её сборники рассказов могу послужить богатой почвой для исследования.
В нескольких рассказах первых двух сборников (“Новый люди, “Зеркала”) прослеживаются параллели с героинями малой прозы И.С.Тургенева. В частности, героини рассказов “Мисс Май”, “Легенда”, “Среди мёртвых” сопоставимы с героинями “Трёх встреч”, “Призраков”, “Странной истории”. В это время поэтессу привлекают героини с неопределенным психологическим, социальным и онтологическим статусом. З.Гиппиус притягивает тургеневский тип женщины свой загадочностью, таинственностью. Героиню рассказа “Среди мёртвых” Шарлотту по неизвестным причинам манит всё, что связано с миром мёртвых. Её прототипом можно считать Сусанну, героиню рассказа “Несчастная”.
Следует также отметить, что Гиппиус не копировала слепо, а заново переосмысливала русскую классику, помещая своих героев в атмосферу произведений Достоевского, Тургенева, Чехова. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом.
Прежде всего стоит отметить, что подавляющему большинству З.Н. Гиппиус известна как поэт серебряного века. Большая часть литературоведческих исследований посвящена её поэзии, в то время как критика, мемуарная и малая проза, драматические произведения остаются на периферии.
Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна и совершенна по форме. Поэтесса вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Основные темы её поэзии – человек, любовь и смерть. Поэтическое творчество для Зинаиды Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философско-психологический спор с собой и с несовершенством земного существования.
Ее публицистика — высокого класса, это касается и дневников, и, прежде всего, очень лично написанных портретов А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова и др. Здесь, как и в некоторых своих стихах, Зинаида Николаевна резко выступает против большевизма и дает свидетельство своего глубокого почитания свободы человеческого достоинства и русской культурной традиции.
Самый неизученный пласт творчества З.Н. Гиппиус – это её малая проза. Именно рассказы поэтесса считала местом концентрации своих творческих сил, относилась к ним даже серьёзнее, чем к поэзии. Несмотря на это, малая проза Гиппиус осталась на периферии её творчества. Однако в контексте изучения развития традиций русской литературы её сборники рассказов могу послужить богатой почвой для исследования.
В нескольких рассказах первых двух сборников (“Новый люди, “Зеркала”) прослеживаются параллели с героинями малой прозы И.С.Тургенева. В частности, героини рассказов “Мисс Май”, “Легенда”, “Среди мёртвых” сопоставимы с героинями “Трёх встреч”, “Призраков”, “Странной истории”. В это время поэтессу привлекают героини с неопределенным психологическим, социальным и онтологическим статусом. З.Гиппиус притягивает тургеневский тип женщины свой загадочностью, таинственностью. Героиню рассказа “Среди мёртвых” Шарлотту по неизвестным причинам манит всё, что связано с миром мёртвых. Её прототипом можно считать Сусанну, героиню рассказа “Несчастная”.
Следует также отметить, что Гиппиус не копировала слепо, а заново переосмысливала русскую классику, помещая своих героев в атмосферу произведений Достоевского, Тургенева, Чехова. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом.
Читайте также: