Жюльен офре де ламетри биография кратко
Обновлено: 05.07.2024
Жюльен Офре де Ламетри родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом портовом городке Сен-Мало. Он проходил обучение в колледжах:
- Кутанса,
- Кана,
- Плесси (Париж),
- Аркура.
В 1746-1747 годах выходят в свет несколько работ Ламетри:
Ламетри продолжал писать. С 1748–1751 гг. вышло несколько его книг:
Готовые работы на аналогичную тему
Только близкие Ламетри знали, насколько несправедливым было к нему общество.
Он умер в возрасте сорока двух лет 11 ноября 1751 года, по легенде, отравившись паштетом. По указанию самого Ламетри, оставленному в его последних трудах, ученый был отравлен. Однако смерть Ламетри никогда не расследовалась.
- тело механически вздрагивает от ужаса при виде неожиданной бездны,
- веки опускаются при угрозе удара,
- зрачок сужается на свету, чтобы сохранить сетчатку,
- зрачок расширяется, чтобы видеть вещи лучше в темноте,
- зимой поры кожи закрываются механически, чтобы холод не попал внутрь сосудов,
- сердце, артерии и мышцы сокращаются во время сна и т.д.
Жюльен Офре де Ламетри
Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offray de La Mettrie) родился 25 декабря 1709 года в Сен-Мало. В Париже изучал теологию. Многим казалось, что Ламетри был предназначен судьбой для того, чтобы стать священником янсенистского толка. Однако врач, практиковавший в Сен-Мало, пробудил в нем интерес к медицине. Потому в 1733 году Ламетри отправляется изучать медицину в Лейден к знаменитому Герману Бургаве. Кстати, его работы он впоследствии будет переводить на французский язык.
Жюльен Офре де Ламетри, достигнув известности как врач, получил место хирурга в полку королевской гвардии в Париже. Однажды, заболев горячкой, он вел наблюдения во время болезни за собственными мыслями и ощущениями. В результате он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга.
Возмущение, вызванное неортодоксальными представлениями Ламетри, привело к тому, что он должен был покинуть Лейден. В 1748 году он получил место чтеца при дворе Фридриха II в Берлине и стал членом Берлинской академии наук.
В своих последних работах Ламетри подошёл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства.
Умер Жюльен Офре де Ламетри 11 ноября 1751 года в Берлине — по преданию, отравившись паштетом. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована.
Жюльен родился в эпоху раннего Просвещения Франции: золотой век утопии. Просветители считали призрачным все, что нельзя математически рассчитать, несуществующим — что нельзя почувствовать.
Удачное начало
Родился Жюльен 25 декабря в обеспеченной семье торговца тканями, в портовом городе Франции Сен-Мало. Родители постарались дать сыну хорошее образование. Он изучал гуманитарные науки, ораторское искусство. Успешно справлялся на литературной ниве, пробовал себя в поэзии.
Молодой человек несколько лет обучался богословию в школе янсенистов, готовясь к священству. По совету друга семьи, врача, передумал и поступил в колледж изучать натурфилософию. В 1728 году 19-летний юноша получил докторскую степень в области медицины.
Военный врач и писатель
В 1742 году, пройдя врачебную практику, Жюльен отправился в Париж. Его назначают военным врачом армии. Гвардия, в которой он служит, участвует в военных битвах, осаде немецкого города Фрайбург. Врач заболевает лихорадкой, и наблюдает за своим состоянием при повышении температуры тела.
Неожиданная смерть
Ламетри, скрываясь от недоброжелателей, некоторое время жил в Германии. Но тоскуя по родине, в письменном обращении просит Вольтера помочь возвратиться во Францию. Но этому не суждено было случиться.
Он умирает от несварения желудка на приеме у французского лорда. Один съел весь трюфельный мясной пирогом. Лечение назначил себе сам: кровопускания и ванны. Жюльену Ламетри пришлось восемь раз надрезать вену, чтобы выпустить кровь.
Существует мнение современных врачей, что Ламетри умер скорее от восьмикратного кровопускания, чем от острого энтерита.
Первый французский философ-материалист Жюльен Офрэ де Ламетри родился в 1709 г. в Сен-Мало и получил образование в богословской школе янсенистов, последователей учения Августина, усвоивших себе затем философию Декарта. Отец готовил Ламетри к духовному званию, но он пристрастился к медицине, которую изучал под руководством знаменитого врача-спинозиста Бэрхева в Лейдене.
Французский философ Жюльен Офре де Ламетри
Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offray de La Mettrie; 25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин) — французский философ-материалист, врач; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма.
- 1. Детство и начало литературной деятельности
- 2. Первые философские работы
- 3. Бегство из Франции и последние дни
- 4. Главные философские и социально-политические труды
- 4.1. Трактат о душе (Естественная история души) (1745)
- 4.2. Краткое изложение философских систем для облегчения понимания трактата о душе (1751)
- 4.3. Человек-машина (1747)
- 4.4. Человек-растение (1748)
- 4.5. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье (1748)
- 4.6. Опыт о свободе высказывания мнений (1748)
- 4.7. Послание уму моему, или Осмеянный аноним (1749)
- 4.8. Система Эпикура (1750)
- 4.9. Животные – большее, чем машины (1750)
Родился в 1709 г. в городе Сан-Мало на западном побережье Франции. Учился в коллежах Кутанса, Кана, дю Плесси и в парижском коллеже д'Аркур. Затем поступил на медицинский факультет Парижского университета, по окончании которого отправился для пополнения знаний в Лейден, к крупнейшему медицинскому светилу века — Бургаве.
Возвратившись в родной город, Ламетри работает врачом, ведя борьбу за передовые методы в медицине и занимаясь переводом научных трудов Бургаве. Появляются его собственные научные публикации.
Оказавшись позднее в столице, Ламетри получает должность домашнего врача герцога де Граммона и врача возглавляемого им гвардейского полка и принимает участие в войне за австрийское наследство. Мысль Ламетри продолжает упорно работать. Один за другим он пишет анонимные памфлеты, на страницах которых выведены псевдоврачи, кичащиеся своим положением в обществе, ничего не смысля в своем ремесле.
Не заставила себя ждать расправа и с автором трактата. Одно за другим стали публиковаться возмущённые выступления. Ламетри вынужден уйти со своей должности в гвардии. Более того, назначенный на должность инспектора нескольких военных лазаретов, он вскоре должен покинуть и этот пост: ему грозит тюрьма, и он вынужден бежать сначала в Гент, затем в Лейден (Нидерланды).
Вскоре распространяется слух, что автор сочинения — Ламетри. Ночью Ламетри уходит из Лейдена, а позднее покидает и страну. Ещё до выхода трактата из печати Ламетри обращается за помощью к Мопертюи — знаменитому учёному, математику, у которого деизм даже со склонностью к теизму сочетался с настойчивым стремлением объяснить природу из нее самой, а психические явления — из свойств материи. Это существенно сближало взгляды Ламетри с мировоззрением учёного, который был в это время президентом берлинской Академии наук и пользовался большой благосклонностью короля Пруссии Фридриха II (всячески афишировавшего своё покровительство писателям, учёным, философам, преследуемым попами).
В итоге король, проявив к изгнаннику сочувствие и интерес и целые дни проводивший в его обществе, предоставил Ламетри возможность работать и отстаивать свои убеждения в Берлине, сразу же назначив его на должности врача и личного чтеца короля, а позднее и членом берлинской Академии наук. Король.
Тогда в Академии царили реакционные взгляды людей, для которых учения Лейбница и Вольфа были лишь философской апологией ортодоксально-религиозного образа мыслей. Нетрудно понять, как отнеслось большинство членов берлинской Академии к Ламетри, стороннику просвещённого абсолютизма, считавшему, что развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. Однако Ламетри встретил в Берлине и людей, в идейном отношении близких ему, — Вольтера, Мопертюи, д'Аржанса, Альгаротти.
Несмотря на то, что врачебная практика и обязанности королевского чтеца отнимают у него немало времени, Ламетри с увлечением работает над созданием новых философских и медицинских произведений. Одна за другой выходят в свет его философские работы, публикуются сатирические произведения. Позднее философские идеи Ламетри окажут значительное влияние на Дидро, Гольбаха и Гельвеция.
4.1. Трактат о душе (Естественная история души) (1745)
Считается, что основные идеи трактата впервые посетили Ламетри в результате наблюдений, которые он производил над собой, заболев лихорадкой в лагере французских войск во время осады Фрейбурга. На континенте данный трактат — первое печатное произведение XVIII в., выдвигающее и отстаивающее идею самодвижения материи — идею, которую Ламетри защищает и разрабатывает и в работах, созданных им позднее.
4.2. Краткое изложение философских систем для облегчения понимания трактата о душе (1751)
4.3. Человек-машина (1747)
В этой книге идеи, выдвинутые в первом философском труде Ламетри, развиваются более смело и решительно. Атеизм и материализм в ней выражены ещё резче.
Все философские системы, говорится в трактате, могут быть сведены к двум: материализму (считающему, что есть лишь одна субстанция — материя, которая может обладать способностью мыслить) и спиритуализму (постулирующему существование еще одной субстанции — нематериальной, которая мыслит, на что материя не способна).
Главное для автора — доказать, что психика человека, так же как и психика животных, ничего сверхъестественного, мистического в себе не содержит, что ее носитель не нечто таинственное, нематериальное и божественное, а вполне доступные исследованию мозг и нервы, что человек близок к высокоорганизованным животным, от которых он произошел, и что он часть природы, ступень в развитии материи. Ближайшие к нему ступени — обезьяны, бобры, слоны, а дальние — собаки, кошки, птицы, рыбы. Животным предшествуют растения, растениям — минералы.
4.4. Человек-растение (1748)
4.5. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье (1748)
Ламетри призывает презирать преследования, обрушиваемые на независимо мыслящих людей, выступающих против господствующих взглядов и открыто отстаивающих то, в чем их разум усматривает истину.
4.6. Опыт о свободе высказывания мнений (1748)
В данном произведении открыто и решительно отстаивается атеизм, высказываются социально-политические идеи Ламетри и его требования свободы мысли.
4.7. Послание уму моему, или Осмеянный аноним (1749)
4.8. Система Эпикура (1750)
В трактате даётся развернутое объяснение процесса, приведшего к целесообразному строению и поведению растений и животных.
4.9. Животные – большее, чем машины (1750)
Ознакомившись с книгой Траллеса, Ламетри пишет ироничный ответ на опус бреславльского ревнителя веры.[1]
Читайте также: