Жоскен депре биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Один из гл. пред­ста­ви­те­лей фран­ко-флам. по­ли­фо­нич. шко­лы (см. Ни­дер­ланд­ская шко­ла). В 1477–78 пев­чий в ка­пел­ле церк­ви Экс-ан-Про­ван­са, в 1480-е гг. (воз­мож­но, так­же в кон. 1490-х гг.) слу­жил у кар­ди­на­ла Ас­ка­нио Сфор­цы в Ми­ла­не, в нач. 1480-х гг., предположитель­но, при дво­ре Лю­до­ви­ка XI, в 1489–95 – в пап­ской ка­пел­ле в Ри­ме. В 1503–04 ка­пель­мей­стер при дво­ре гер­цо­га Фер­ра­ры. С 1504 до кон­ца жиз­ни жил во Фран­ции, был на­стоя­те­лем со­бо­ра в Кон­де-сюр-л’Эско.

Мно­го­об­раз­ное по со­дер­жа­нию и ком­по­зиц. фор­мам твор­че­ст­во Ж. Д. – ти­пич­ный об­ра­зец му­зы­ки Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния, а его по­ли­фо­нич. тех­ни­ка – вер­ши­на стро­го­го сти­ля 15 в.

Сочинения:

Werken / Ed. A. Smijers e. a. Amst., 1921–1969. Bd 1–12;

New edition of the col­lec­ted works / Ed. W. Elders. Utrecht, 1987–2005–. Vol. 1–28–.

Иллюстрации:

Жоскен Депре

Жоскен Депре - выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г. В миланском соборе он прослужил с небольшими перерывами с 1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе влиятельного кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда он был певчим папской капеллы в Риме. В возрасте примерно 60 лет Жоскен возвращается во Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из. одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского общества.

В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. (Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в начале 1505 г.

Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л'Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.

Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс (самые известные - "Вооруженный человек", "Pange lingua" и "Месса о благословенной Деве"), более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты - т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки, нередко опирается на народные песню и танец.

Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в. Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: "Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты".

Жоскен Депре, Жоскен де Пре (фр. Josquin des Prez, Josquin Desprez, лат. Jodocus Pratensis, Iodocus a Prato и др.; около 1450 — 27 августа 1521, Конде-сюр-л’Эско) — французский композитор, один из ведущих представителей франко-фламандской полифонической школы.

Биография

В 1477—78 годах — певчий в капелле Экс-ан-Прованса, в 1480-е годы (возможно, также в конце 1490-х) служил у кардинала Асканио Сфорцы в Милане, в начале 1480-х, предположительно, при дворе Людовика XI, в 1489—95 годах — в папской капелле в Риме. В 1503—04 годах — капельмейстер при дворе герцога феррарского. С 1504 года до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в Конде-сюр-л’Эско (в Эно), где был похоронен (собор и могила разрушены французскими революционными войсками в 1793 году).

Творчество

Многообразное по жанрам и формам творчество Жоскена — типичный образец музыки раннего Возрождения, а его полифоническая техника — вершина строгого стиля XV века.

Рецепция

В XXI веке авторство Жоскена в отношении ряда сочинений, ранее ему приписывавшихся, активно оспаривается.

В честь Жоскена Депре назван кратер на Меркурии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Исторический промежуток от середины XV века до начала 20-х годов XVI века - время расцвета франко-фламандского музыкального искусства. Творчество нидерландцев становится эталоном композиторского мастерства, оно воспринимается современниками как новое искусство. Начинают появляться композиторские имена, в связи с которыми можно говорить о достаточно ярко выраженной индивидуальности художника-творца. Одно из этих имён - Жоскен Депре.

Жоскен Депре - выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI века Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий Йоханнес Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г. Следующее по времени точно документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 году, когда он был певчим папской капеллы в Риме. В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. Однако уже через год вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару.

Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л'Эско, где он служил настоятелем местного собора и где был похоронен (собор и могила разрушены французскими революционными войсками в 1793 году).

Весь облик Жоскена Депре соткан из органичного соединения противоположностей. С одной стороны - в мировосприятии и творчестве Жоскена представлены идеальные образы возвышенного лиризма, просветлённой радости, ликования, восторженной гармонии духа, благодаря которым немецкий музыковед Г.И. Мозер сравнивал Жоскена Депре с Рафаэлем. О том, что Жоскен вовсе не чуждался светлых, цельных, гармоничных сторон ренессансной личности свидетельствуют такие образцы его творчества, как мотет "Stabat mater".

В нём можно услышать возвышенную умиротворённость эмоций и в то же время выразительную декламацию в верхнем голосе, приближающуюся к сольному речитативно-ариозному стилю ранней итальянской оперы. Возможно, это стало свидетельством знакомства Жоскена с итальянской и античной культурой.

С другой стороны - искусству Жоскена свойственны трагедийное напряжение, повышенно субъективная окраска, насыщение настроениями возвышенного трагизма и горького юмора. Жоскену были доступны противоположные, крайние полюсы человеческих переживаний.

Так, например, в достаточно известном произведении "Тысяча страданий" ("Mille regrets") композитор говорит о горечи даже краткого расставания с возлюбленной. Удивительно глубоко запечатлена скорбь, слегка оттеняемая горькой иронией по отношению к своему чувству. Это настоящая лирическая исповедь.

Ещё один немецкий музыковед О. Уршпрунг назвал Жоскена Депре "Шубертом начала XVI века". Так же, как и Шуберт, Жоскен мыслил по преимуществу песенно. Велико разнообразие выразительных средств в музыке Жоскена. Примечательно, что их отбор для каждого конкретного произведения диктуется потребностью правдиво воплотить человеческие чувства. "Подлинный музыкант. тот, что во всеоружии знаний соотносит к каждому слогу надлежащее последование тонов и сочиняет так, чтобы слово о радости сопровождалось радостной музыкой, и наоборот", - говорил Жоскен Депре. Музыка в таком случае становится выразительницей внутреннего мира человека, его понимания действительности. Окружающий мир воспринимается с точки зрения личности, и это вызывает особый интерес к живым человеческим чувствам.

Motets & Chansons

Читайте также: