Жизненные ценности наташи ростовой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благодаря созданной череде женских образов в романе автор говорит о роли женщины и в социальной, и в семейной жизни. Причем часть характеров из них статичны, а часть – развивающиеся.

Во многом противопоставлены между собой две героини романа – Элен Безухова и Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет Элен, неспособны сломить естественность и природную живость Наташи.

Даже внешне светская красавица все же проигрывает любимой героине Толстого. Образ Элен постоянен, тогда как за Наташей читатель наблюдает на протяжении многих лет, отслеживая этапы ее развития, изменения мировосприятия и жизненных приоритетов.

Впервые появляется она на страницах романа девочкой 13 лет, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Именно

подчеркивая ее непривлекательность, Толстой описывает удивительное обаяние, исходившее от нее. Ее внутренняя красота и способность к чуткому пониманию окружающих выделяет ее еще подростком среди других, даже старших сестер и подруг.

Естественность и жизнелюбие, одухотворенность и простота в Наташе побеждают трезвость ума и подчинение прописным манерам высшего общества. Лукавое выражение и смех, прыжки и плутоватый вопрос при Марье Дмитриевне (ее все боялись) о том, какое пирожное сегодня на ужин – подобная открытость и непосредственность вызывают только улыбки у взрослых.

И взрослея, Наташа по-прежнему всегда в центре внимания и восхищения. При этом многие благодаря ей меняют взгляды на привычные вещи: она оказывает невольное влияние на нравственную жизнь других героев. Живет героиня Толстого “умом сердца”: не имеет тяги оценивать и анализировать поступки, но обладает собственным, истинным знанием ценностей жизни.

В разнообразных жизненных перипетиях именно Наташа помогает найти правильный выход своему горячо любимому брату Николаю Ростову: во взаимоотношениях с Соней, при огромном проигрыше в карты Долохову, в устройстве его семейной жизни с Марьей Болконской. Николай слышит пение Наташи, и тут же приходит умиротворение: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она – настоящее”. Поиском смысла в жизни и своей полезности государству заняты Андрей Болконский и Пьер Безухов.

А ответами послужат поступки Наташи, которая сердцем поможет распутать клубок вопросов и сомнения для каждого из них.

Сначала ее радостный искрометный взгляд и лучезарная грация молодости привлечет князя Андрея Болконского. Она для себя откроет странное счастье и новый мир: “Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова?”.

Но больше в этом зарождающемся чувстве страхов и тревог. Ведь ей предстоит год разлуки со своим женихом. Испытание посылает ей судьба и сталкивает Наташу со светским щеголем и красавцем Анатолем Курагиным.

Скука и удрученность, нервозность и нетерпение целого года молодой жизни бросают ее в объятия Анатоля. Наташа уверенна, что именно к нему испытывает настоящие чувства. Она просит Болконского о разрыве, но похитить ее Анатолю не удается, к счастью.

А после понимания, того что ошиблась в Курагине, и испытывая угрызения совести за боль, причиненную князю Андрею, Наташа не видит смысла в дальнейшей жизни. Но дружба с Пьером Безуховым, приближение Наполеона понемногу возрождают ее к жизни. Спасаясь от французских войск, в одной из крестьянских изб Наташа встречает уже смертельно раненного Болконского. И тут возникает та долгожданная духовная связь между ними, любовь преображает их обоих.

Здесь же Наташа подружилась с сестрой Андрея. И вновь необъяснимой силой наполнится душа Наташи Ростовой, потому как увидит смысл своей жизни в страдании и в самоотречении.

А после всех испытаний встреча со старым и верным другом, “детская душа” которого близка Наташе своей естественностью и открытостью, станет новым этапом в жизни героини. Пьер Безухов на протяжении всего романа боготворит ее. Он создаст столь необходимый семейный оплот для нее, подарит душевное спокойствие. Быть верной и преданной женой, любящей матерью четверых детей, хранительницей домашнего очага – вот цель всех ее метаний, смысл человеческого бытия.

Наташа и Пьер живут чувствами и эмоциями, внутренне близки друг другу. Крепкая и дружная семья – основа государства. А женщина-мать – идеальный образ, по мнению Толстого.

Доброта и простота привнесут и красоту, и счастье в жизнь. Именно они помогают пройти и освободиться от всего фальшивого главной героине романа.

Уже с самого начала читатель воспринимает ее положительно, поскольку она предстает перед ним как веселая, позитивная и жизнерадостная девушка. Наташа описывается автором как вдохновляющая особа, поскольку благодаря ей многие меняют свой взгляд на жизнь, понимают, что их переживания – ничто. Необходимо ценить жизнь в ее нынешнем состоянии. Она старается поддерживать в доме положительную атмосферу, из этого и можно прийти к выводам, какие у нее жизненные цели и ценности несмотря на то, что автор не указывает их отдельно.

Ростова ценит любовь и дружбу, как и все остальные. Она поддерживает каждого, кто вот уже готов сдаться. Со временем, вырастая, она понимает, что одно из важнейших целей и ценностей человеческой жизни – это семья и дети. Именно это она и получает, выйдя замуж за Пьера Безухова.

Сюжетные линии

Наталья Ильинична Ростова — обаятельная молодая женщина, одна из главных героинь романа. Впервые читателю она предстает 13-летней влюбленной девочкой, мечтающей летать. В дальнейшем Наталья превращается в романтически настроенную девушку, которая то и дело влюбляется или увлекается кем-либо. Она довольно легкомысленна, даже намеревается сбежать с поклонником Анатолием и тайно обвенчаться с ним. Толстой так описывает свою героиню:

Наталья Ильинична Ростова — обаятельная молодая женщина

  • черноглазая;
  • с большим ртом;
  • некрасивая, но живая;
  • прелестная;
  • с черными кудрями;
  • с робкой грацией;
  • тоненькая;
  • с внимательным взглядом;
  • с бледным лицом.

Девушка находится в атмосфере постоянной влюбленности. Она обаятельна, чувствует жизнь во всей ее полноте, внутренне красива. Ее живость и непосредственность противопоставляются в романе светскому холоду остальных дам.

Душевная чуткость и интуиция позволяют ей безошибочно разбираться в людях. Девушка не застывает в мечтах, она постоянно в движении. Ее внутренний мир тоже движется. Наташа находится в поисках и стремится познать людей. Это положительное качество характера, но именно из-за него она иногда совершает ошибки, например, изменяет Андрею Болконскому.

Избыток жизни заставляет Ростову менять поклонников. На протяжении романа показаны ее любовные линии с:

  • Денисовым;
  • Трубецким;
  • Болконским;
  • Курагиным;
  • Безуховым.

Если говорить кратко, сущность Наташи Ростовой — любовь. Это чувство переполняет ее, выплескиваясь наружу. Девушка любит братьев Николая и Петю, Соню и весь мир. Но неопытность заставляет ее делать необдуманные поступки.

Князь Андрей прощает ее, но его смерть лишает Наталью смысла жизни. И только любовь к матери, сходящей с ума после известия о гибели Пети, заставляет героиню преодолеть собственный эгоизм и уделить внимание другому человеку, который в этом очень нуждался.

Поиски себя

На протяжении всего произведения Наташа Ростова ищет свое счастье. Она не слишком размышляет об отвлеченных понятиях, не думает о смысле жизни, выборе пути. Героиня просто следует за событиями, меняясь с течением времени, приспосабливаясь к обстоятельствам. Вместе со своим народом Наташа Ростова прошла через горе и радость, страдание и удовольствие, войну и мир.

Духовная эволюция преобразовала Наташу от наивной и легкомысленной девочки, считающей, что жизнь состоит только из праздников, а мир полон гармонии, до патриотки, стремящейся помогать людям, а затем превратившейся в воплощение хранительницы семейного очага, готовой сделать все для блага родителей, мужа и детей.

Сам Толстой считал, что главное предназначение женщины — быть хорошей матерью и женой. Его любимая героиня к концу романа становится именно такой. Она полностью отдается заботам о семье.

Оригинальность героини

Как у всех женщин той эпохи, внутренний мир Наташи, несмотря на ее энергичность, яркость и живость, достаточно ограничен. Она девушка не столько умная, сколько эмоциональная, естественная и отзывчивая. Героиня понимает жизнь не мозгом, а сердцем.

Наташа Ростова помогает раненным

Близость к народу и здоровое нравственное начало, свойственное простым людям, являются стержнем, на котором Наташа Ростова строит свою жизнь. Она радостно погружается в мир русского быта, легко сходится с крестьянами и дворовыми. Тесная связь с родиной превратилась во время войны в ярко выраженные патриотические устремления. Наташа помогает раненым так же просто и естественно, как воюют солдаты и полководцы. Ее жизненная цель в это время — участвовать в освобождении России.

После гибели князя Андрея она находит в себе силы преодолеть духовный кризис. Любовь к матери показала героине, что ее душа не умерла. Она заставила женщину вырасти духовно. Жизненные искания Наташи Ростовой привели ее к пониманию, что настоящая ценность — это семья. В конце романа она показывается как преисполненная чувством долга мать семейства, погруженная в заботы о близких.

Портрет: описание внешности, голоса, характеристика речи

Происхождение, воспитание, занятия

Наташа — дочь не очень богатого графа Ильи Ростова. Семья Ростовых жила в Москве. У героини была старшая сестра Вера, старший брат Николай и младший брат Петя. Наташу воспитывала эмигрантка-француженка. Девочка была любимицей отца и матери, но графиня делала ей иногда замечания, когда та слишком вольно вела себя при гостях. Наташа, как и Николай, славилась своей музыкальностью. Родители наняли итальянца, чтобы обучать её пению. Девочка любила петь, с удовольствием училась танцевать, умела плавать и ездить верхом.

Характер

Наташа слишком доверчива была с Элен и Анатолем, интуиция не подсказала ей, что за их красотой и добродушием скрывается безнравственность, бездуховность.

Внутренняя красота Наташи состоит в том, что она отзывчива, добра. Во время наступления Наполеона на Москву она убеждает мать оставить почти все вещи, которые стоят сто тысяч рублей, в доме и взять на подводы раненых.

Несмотря на то, что девушка была воспитана француженкой, в ней всё же был русский дух, который проявился в её пляске в гостях у дядюшки.

Азарт Наташи проявляется на охоте. Она говорит, что охота на волков — это самое большое её удовольствие. Во время охоты она оживлена, весела, с удовольствием ездит верхом.

Жизненный путь, духовные искания

Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа. Писатель представил духовную эволюцию этой героини на пятнадцатилетнем отрезке её жизненного пути (с 1805 по 1820 год) . В начале романа Наташе 13 лет. Главные черты её характера в этом возрасте — весёлый нрав, неудержимая эмоциональность, легкомыслие. У неё восторженное восприятие жизни, она живёт в состоянии любви ко всему свету, к родным людям. Любовь — сущность жизни героини, поэтому её духовные искания связаны именно с этим чувством.

Путь духовных исканий Наташи Ростовой:

  • Радостное восприятие жизни, детская любовь к Борису.
  • Кажущееся счастье, когда стала невестой Андрея Болконского.
  • Не смогла выдержать испытания разлукой с женихом, увлеклась Анатолем Курагиным.
  • Разочарование в себе, глубокий духовный кризис после разрыва с князем Андреем.
  • Возрождение к жизни под влиянием необходимости спасения матери от безумия после гибели Пети.
  • Первая осознанная высокая и трагическая любовь к раненому князю Андрею.
  • Постижение своего предназначения быть женой и матерью. Смысл жизни нашла в семье.

Отношение к окружающим


Наташа Ростова — очень чуткая девушка, которая интуитивно понимает суть каждого человека. Она даёт героям точные характеристики. Например, Долохова считает злым человеком, неестественным, неприятным. Но иногда Наташа ошибается: не смогла разглядеть за прекрасной наружностью Элен и Анатоля бездушных, низких людей.

Наташа Ростова и Борис Друбецкой

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Вскоре после этого, 31 декабря 1809 года Наташа приехала на свой первый большой бал. Там она влюбилась в князя Андрея Болконского, князю тоже понравилась эта оживлённая очаровательная девушка, и под её влиянием он вновь поверил в возможность счастья.

Когда князь Андрей сделал ей предложение и сообщил, что свадьба состоится, по воле его отца, только через год, Наташа была в отчаянии, но всё же согласилась. Она не выдержала испытания разлукой, так как инстинктивное стремление к счастью сделало её эгоистичной, и она увлеклась Анатолем Курагиным. Узнав после неудачного побега из дома, что Анатоль женат, Наташа испытала стыд, отчаяние, проглотила немного мышьяка, испугалась, сказала об этой Соне, и нужные меры против яда были приняты. Вернувшись из-за границы, князь Андрей не смог простить невесту и разорвал с ней отношения.

Когда во время войны раненый Болконский попал к Ростовым, уезжавшим из Москвы, Наташа стала за ним ухаживать. Она испытывала к князю беспредельную любовь и жалость, сознавала свою вину перед ним. После его смерти у неё был глубокий духовный кризис.

Наташа Ростова и Анатоль Курагин

Стремление Наташи к любви, к тому, чтобы рядом был тот, кто будет восхищаться ею, явилось причиной её измены жениху. Из-за этого страстного стремления быть любимой, она не разглядела в Анатоле низкого, пустого, ничтожного эгоиста.

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Наташа всегда относилась к Пьеру хорошо, она чувствовала, что это добрый, чуткий человек. А он всегда восхищался её искренностью и непосредственностью. Пьер помог девушке преодолеть душевный кризис после её разрыва с князем Андреем. Он понял, что любит её. После смерти князя Андрея и жены Пьера Элен Наташа своим чутким сердцем поняла, что Пьер любит её. Эта любовь возродила её к жизни, и она тоже полюбила Безухова.

Отношение к семье

Наташа была любящей дочерью, заботливой сестрой. В эпилоге Толстой показал, что тернистый путь ошибок его любимой героини закончился тем, что, выйдя замуж за Пьера Безухова, она поняла, что её высшее предназначение — в любви к мужу и детям. В семействе Безуховых уже четверо детей, и их мать полностью погружена в заботы о них.

Вывод

Характеристика образа Наташи Ростовой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: