Жизнь в средневековье кратко

Обновлено: 06.07.2024

В Средние века казалось, что время движется медленно, ведь условия жизни людей почти не менялись. Повседневность простого человека в Средние века заметно отличалась от современной жизни. В чем же эти отличия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с письменными источниками и текстом учебника.

1. Жизнь и смерть человека Средневековья.

Эпоха Раннего Средневековья сопровождалась страданиями, лишениями и гибелью миллионов людей, поэтому численность населения росла крайне медленно. Прирост населения в Европе наблюдался лишь в XI—XIII вв., когда на европейские земли прекратились вторжения внешних врагов. Ученые утверждают, что в это время климат в Европе заметно смягчился. Люди начали лучше питаться и меньше болеть. Европейцев стало значительно больше. Выросла продолжительность жизни.

Рост численности населения Европы начался в период Зрелого Средневековья (XI—XIII вв.).

Продолжительность жизни человека в Средние века прежде всего зависела от условий его жизни, принадлежности к тому или иному сословию и рода занятий. Например, средняя продолжительность жизни французских королей династии Капетингов (X—XIV вв.) составила 56 лет, а обычные люди в среднем жили только 45 лет. Тогда старость и болезни приходили к людям рано. Сохранилась перепись населения одного французского села XIII в. Из 60 его жителей только двое дожили до 60-летнего возраста.

Даже в самые благополучные годы в странах Западной Европы сохранялся высокий уровень детской смертности. Очень много детей умирало в младенчестве. Отсутствие реальной медицинской помощи приводило к тому, что из-за болезней часто вымирали целые села, а в городах исчезали богатые и многолюдные семьи. Люди Средневековья были почти беззащитны перед такими болезнями, как холера, дизентерия, тиф, коклюш, туберкулез, скарлатина. Катастрофические последствия несли эпидемии чумы.

Жизнь человека во многом зависела от природных условий и прихотей погоды. Как и сейчас, в Средние века случались засухи, сильные морозы и наводнения. Резкие перемены погоды часто заканчивались неурожаем и голодом. Голод приводил к массовой гибели людей.

Для того чтобы поддерживать численность населения на должном уровне, города и другие поселения нуждались в постоянном притоке переселенцев. Для Средних веков была характерна миграция — переселение значительной части населения на новое место жительства. По средневековым дорогам двигались миллионы людей: паломники и крестоносцы шли к святым местам, монахи-проповедники несли свет веры, студенты искали новые знания. Торговцы жаждали наживы, рыцари — подвигов, а крестьяне мечтали о свободных землях и справедливых сеньорах. С помощью переселенцев европейцы обменивались опытом и достижениями, передавали новые знания и. болезни.

Численность населения в Европе к концу эпохи Средних веков едва достигала 60 млн человек.


Распространение христианских ценностей и морали способствовало укреплению семьи. Тем не менее жена оставалась в полной зависимости от мужа, как и дети — от отца. Покорность главе семьи считалась залогом семейного счастья. Наследование земли происходило только по отцовской линии.

Дети не дают родителям спать по ночам, а днем докучают тем, что надобно все время заботиться об их кормлении; когда они подрастут, то носятся по улицам, и приходится следить, чтобы они не угодили под лошадь или повозку; повзрослев, они требуют от родителей богатого наследства.

? Что общего в поведении средневековых и современных детей?

Средневековые семьи были большими. Число выживших детей в семьях рыцарей, ремесленников и крестьян колебалось от трех до восьми. Дети взрослели рано. Уже в 10 лет во Франции детей привлекали к работе по хозяйству. В этом же возрасте их могли судить за серьезные преступления. С 12 лет дети имели право давать показания в суде, а девиц из благородных семей выдавали замуж. В 15 лет мальчики могли жениться, вступать в права наследства, а в семьях феодалов их посвящали в рыцари. Родители стремились воспитать в детях праведность и благочестие, обучить своему ремеслу.

В Средние века простые люди питались скромно, два раза в день: утром и вечером. Основу питания составляли ржаной хлеб, каши, овощные похлебки, приправленные чесноком, луком, травами. В селах и городах люди держали огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Из-за необходимости соблюдать церковные посты в меню средневекового человека преобладала растительная пища.

Мясо ели по праздникам. Обычно употребляли свинину и крайне редко — говядину. В горных районах Европы отдавали предпочтение баранине. Домашнюю птицу (кур, гусей, уток) ели чаще, но далеко не каждый день. На юге Европы широко использовали оливковое масло, а в северных странах — свиной и говяжий жир. Пили воду и молоко. В юго-западной части Европы предпочитали вино и яблочный напиток сидр, в других странах пили пиво, у славян был популярен квас. Самой распространенной сладостью был мед. Сахар привозили издалека, он стоил дорого и считался лекарством.

Посуду использовали экономно, так как она была очень дорогой. В больших семьях все ели из общей миски. Мясо брали руками. Даже в богатых домах миску и кубок использовали один на двоих или передавали друг другу, пуская по кругу.

4. Жилище и комфорт.

Нам известно, что большинство населения составляли крестьяне, которые кормили своим трудом другие сословия. Какой же была жизнь простых людей?

Окон в домах не было. Небольшие прорези в стенах затягивали бычьим пузырем, кусками слюды, промасленными тряпками. Мутное, непрозрачное стекло было очень дорогим, его могли позволить себе только богатые люди. Цветное стекло (витражи) украшало главные храмы городов.


Рис. 3. Средневековые глиняные игрушки, найденные во время раскопок


Рис. 4. Пир в замке феодала


Рис. 5. Крестьянский двор. Реконструкция


Рис. 6. Горожане. Барельеф монастыря Клюни во Франции (XIV в.)

Жизнь простого человека была подчинена световому дню. С закатом солнца все ложились спать. Немного осветить помещение можно было глиняной или стеклянной лампой, наполненной маслом. Однако это несло дополнительные расходы. В зимнее время в домах было холодно, и зачастую люди спали одетыми. В XII в. появились камины, а позднее в домах начали строить печи, которые европейцы позаимствовали у славян. Жизнь в сырых, плохо отапливаемых помещениях сказывалась на здоровье. Многие люди страдали заболеваниями костей и суставов.

Большинство жителей Средневековья не были избалованы комфортом.

5. Одежда и мода.

В Средние века одежда в основном изготавливалась из домотканых тканей — шерсти и льна. До XII—XIII вв. мужчины и женщины носили камизу — длинные, до колен, рубахи, а также брэ — короткие штаны. Сверху надевали блио — рубаху из более плотной ткани, достигавшую колен. В это время появились чулки, которые носили и мужчины, и женщины. Верхней одеждой служил длинный плащ, иногда с капюшоном.

Простые люди носили одежду неброских темных цветов: черную, коричневую, серую. Более зажиточные люди окрашивали одежду в различные оттенки зеленого, красного, синего цветов. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани привозили из богатых стран Востока.

В XIII в. была распространена котта — облегающая шерстяная верхняя одежда. Поверх котты носили сюрко — безрукавку с разрезом. Одежду украшали мехом, кружевами, комбинировали ткани разных цветов. Следуя моде, богатые люди носили длинную пышную одежду, не предназначенную для того, чтобы в ней работать. Появились длинные юбки, шлейф которых мог достигать нескольких метров.

Пуговиц не было (они появились только в XIV—XV вв.). Обычно одежду скрепляли специальными медными или бронзовыми застежками — фибулами. Иногда для изготовления фибул использовали драгоценные металлы и камни, превращая их в настоящие произведения ювелирного искусства.

Причудливые головные уборы обычно подчеркивали социальное положение мужчин и женщин. На ногах красовались остроносые короткие сапожки, изготовленные из дорогой кожи. Простолюдины носили сабо — грубые ботинки, выдолбленные из дерева.

В Средневековье одежда отвечала общественному и материальному положению человека и зависела от его занятий.


Рис. 7. Средневековая модница

Вопросы и задания

Вообще, современные историки располагают относительно небольшими данными по поводу суровой средневековой бытовухи. А все потому, что тамошние летописцы старались исписать пергамен громкими событиями и геройскими деяниями, особо не задумываясь, что их потомкам будет интересно читать про житейское. Словом, там не было тенденции "реализма", которая заполонила всю литературу 19 века. Но, тем не менее, любопытной информации по этому вопросу достаточно, чтобы в целом представить средневековый труд и день рядового человека.

В сущности, средневековую эпоху можно назвать эпохой Католической церкви, ибо сам средневековый человек был очень зависим от религиозного мировоззрения. Для той поры, все же к счастью, не нашлось великого Ницше, который во всю вопил, что "Бог умер". Почему к счастью? Вероятно, сама концепция общества средних веков не могла бы быть управляемой и взаимовыгодной структурой при ином типе власти. Сам монарх, как и Церковь, отождествлялись с Божественным, поэтому, конечно не всегда и не везде, но зачастую пренебрежение народом с их стороны воспринималось безропотно. Разве что местный житель мог пожаловаться на тяжкую долю и вновь пойти возделывать поле. Ибо кто знает, сколько бы еще бунтов и полноценных восстаний лицезрела бы история без этой пропаганды?

Но чтобы управлять самим обществом - нужно управлять его временем. Поэтому ритмы Католической церкви накладывались на ритмы аграрной отрасли, которые зависели от природных условий и естественного хода времени: возделывание поля, уход, сбор урожая, воспроизводство скота и прочее, прочее. Словом, чтобы подчинить себе все это, Церковь сообразила "календарь", который приписывал человеку самый верный распорядок дня. "Календарь" этот высекали из камня перед церковным порталом, разукрашивали им стены и изображали в религиозных книгах . На нем было расписано все до мелочей: вот тогда-то ты работаешь, тогда-то ты ешь и справляешь мессу. Таким образом Церковь давала понять, что человек поступает правильно, соблюдает Божью волю, а главное - неустанно двигает экономику, будь то обеспечение едой или розничная торговля. И подчеркну: справлять мессу нужно было обязательно, дабы само влияние божественного не исчерпывалось в человеке. Конечно, были и ослушники календарного режима, которые, впрочем, зачастую каялись в своем проступке.

Но существовали и дни отдыха. То же воскресенье, когда работа осуждалась строго, или христианские праздники. Примечательно, что работающих в эти дни, ориентировочно в XIV-XV веках, уверяли, что каждый забитый ими гвоздь вонзается в тело Распятого. Естественно, что выражение можно интерпретировать по разному и в угоду всякому.

В раннем средневековье, то есть до XI века, люди в основном влачили бренное существование и в целом боролись за жизнь. Особенно это касается сельского хозяйства. Не было таких понятий, как "прогресс" или "излишки". Человек то боролся с природой, либо отнимая у нее территорию, либо признавая ее могущество, то противостоял викингам с севера или арабам с юга. Разумеется, при таких условиях человеку просто была необходима эта пресловутая "уверенность в завтрашнем дне", эта неизменность ритмов и опостылевшая стабильность. Именно поэтому удалось найти очень много пергаменов, в которых власть имущий давал бенефицию хозяину какого-нибудь поля, проще говоря - крестьянину. Так получалось, что этот самый крестьянин, не умея читать и писать, мог весьма дерзновенно потребовать от местной власти зафиксировать какого-либо рода обещание на пергамене.

Такая податливость со стороны власти объясняется тем, что средневековая деревня, как уже упоминалось, была залогом если не развития, то стабильности. Сама по себе земля - основа всего в Средние века. Из чего следует, что любое изменение в аграрном деле отразится изменением и на прочих сторонах общества.

Я клоню к тому, что только к 1000 году начинают появляться те орудия труда, без которых не удалось бы перейти в Новое Время. Например, появился ассиметричный колесный плуг, сменивший соху и повысивший эффективность возделывания земли. Он мог осилить более твердые, каменистые и наносные почвы, что давало возможность расширять хозяйство и меньше считаться с территорией. Также, плуг проводил более глубокую борозду, делал ее более рыхлой, что позволяло лучше пропитать землю всяческими удобрениями. А потом начинает прогрессировать тягловая сила. Появляются ярмо и борона. Но главное - появляется подкова, что увеличило общую производительность лошади, ибо подкова защищает копыто животного от разрушения. Да и вообще, в тот период начинают отказываться от быка, заместив его менее выносливой, зато более универсальной и быстрой лошадью.

Если так можно выразиться, именно с той поры начался расцвет средневековой эпохи. Активное использование нововведений дало мощный экономический скачок: деревни росли, города уплотнялись, еды всегда хватало, а по праздникам не скупились на мясо и хорошее вино. Основная проблема "скачка" заключалась в качестве. Плуги ломались, подковы приходилось заменять, тот же голод время от времени настигал Европу, таким образом все поставив на круги своя. Вновь началась борьба за выживание, но уже не столь рьяная. Само общество перестало пребывать в стагнации. Рождаются те же мыслители, те люди, которым свойственно что-либо изобрести, сделать какое-либо открытие. Тот же Роджер Бэкон в XIII веке, богослов и натурфилософ, предсказывал самолеты и подводные лодки, но всерьез его мало кто воспринимал. Да и более реальные вещи для того времени из области науки мало кого интересовали. Об этом явствуют "часы", которые изобрели в конце 12 века, но в обиход они вошли только лишь в 13 веке. А все потому, что люди были равнодушны к подобному, у них, что говорится, и своих проблем было предостаточно: монархи разыгрывали войны, совокупляя их с прочими распрями, а народ либо возделывал землю, либо на этих войнах воевал. В общем, тогда совсем было не до науки, ибо всех интересовали сугубо практические знания. Так, например, с развитием прядильных мастерских в средневековье появилась застежка для горла, весьма быстро снизившая смертность.

И только ближе к середине XV века философия людей начинает меняться, общество начинает выходить из средневековья и у него появляется тяга к познанию. Наверное, это самое разумное объяснение того, что викинги в свое время не открыли Америку Европе.


Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303–1305 годы © Wikimedia Commons

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

Поиск Бога

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.

Жизнь человека

Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245–1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068–1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056–1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214–1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223–1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

Лицо и имя

С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII–XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII–XIV веках они обрели имена.

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325–1340 годов © British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071–1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091–1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Средневековый город значительно отличался от современных городов. Прежде всего обычно он был городом-крепостью. Об этом свидетельствовали толстые и высокие с башнями и запираемыми воротами городские стены. Стенами была окружена основная часть города ("бypг", "град", "кремль"), а с течением времени и городские предместья.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ


Улицы были узкие. Дома строились в несколько этажей, причем каждый из верхних этажей выступал над нижним так, что на улице был постоянный полумрак, даже в солнечные дни. При этих условиях в городах оставалось, естественно, мало места для садов и прочих насаждений.
Уже в XII - XIII вв. городские строения в Западной Европе были преимущественно из камня и кирпича, что объясняется наличием на Западе соответствующих строительных материалов. Архитектура городских домов, однако, была в общем несложная и однообразная. Лишь общественные здания - городские соборы и церкви, городские ратуши (дома, где помещалось городское управление) да немногие дома-дворцы богатых купцов и проживающих в городах феодалов - выделялись среди других своими размерами и украшениями.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ


Отдельные улицы города обычно целиком были населены ремесленниками той или иной специальности, что и давало соответствующее название самим улицам.

Почти в каждом городе была кузнечная улица, улицы ткачей, оружейников (бронная), гончарная, сапожная, кожевников и т. д.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ


Мастерская ремесленника, как правило, выходила окнами на улицу, и прохожий мог видеть всю картину ремесленного производства. Рамы окна летом приподнимались, и через открытое окно потребитель мог купить в самой мастерской необходимый ему предмет.
Города в средние века не имели какого-либо искусственного освещения. Богатый человек, если ему ночью приходилось проходить по улицам города, обычно шел в сопровождении слуг с факелами.

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ


Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

Одежда горожан соответствовала общему направлению в развитии одежды в средневековом обществе.

Однако поскольку жители средневековых городов чаще, чем селяне общались и с представителями знати, и с купцами, много повидавшими в различных частях света, их одежда отличалась большим изяществом и они больше следили за влияниями моды. Антисанитария средневекового города тоже отразилась на одежде его жителей: среди горожан были распространены высокие деревянные башмаки, которые позволяли жителям городов не испачкать свою одежду на грязных и пыльных городских улицах.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

Питание горожан мало чем отличалось от питания жителей села, поскольку практически все горожане имели небольшие огороды в пределах городской черты.
Горожане употребляли в пищу достаточно много овощей, основой их пищи были каши и хлеб из различных видов зерновых, а также многочисленные кисели.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ


Пища богатых горожан была близка питанию знати. Отличительная черта питания жителей города заключалась в употреблении достаточно большого количества привозной пищи, как из сельской местности, так и из других стран. Поэтому на столах горожан чаще можно было увидеть такие экзотические продукты, как сахар, чай или кофе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: