Жизнь крестьянства в творчестве некрасова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все сочинения / Некрасов / Разное / Русское крестьянство в творчестве Некрасова /

Русское крестьянство в творчестве Некрасова

Я лиру посвятил народу своему.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда —
Все претерпели мы, божие ратники,
Мирные дети труда.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!

От работы, и черной, и трудной,
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.

В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читате­лей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н. А. Некрасов занимает особое место в русской литературе.

Н.А.Некрасов отразил в своём творчестве жизнь народа, показав русское крестьянство не только с лучшей стороны, но и объективно нарисовав все особенности их труда, быта, традиций, характеров. Наиболее важными считал поэт те проблемы, которые вызывали у читателей сочувствие крестьянам: это эксплуатация и угнетение народа, унижение их и жестокое к ним обращение со стороны помещиков в условиях крепостного права.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

Отсюда возникал законный вопрос, обращённый к крестьянину:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде.

Но однажды зимой случилась беда: Прокл простыл в дороге, а лечение крестьянское соответствовало их невежеству. Молодой мужчина умирает, и его жена Дарья, которая до этого несчастья жила в мире и согласии со своим мужем, не боялась тяжкого труда, растила детей, вдруг оказалась наедине с бедой и с такими трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Хотя именно к ней относятся слова, прославляющие крестьянку:

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна…

Однако на самом деле пахать, сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает нужду, голод, тоску непреодолимую.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Некрасов показал в поэме и такого героя, которого можно назвать исключением из правил. Это человек, вырвавшийся из нищеты, он твёрдо стоит на ногах. Ермил Гирин – грамотный и честный человек, избранный крестьянами на должность бурмистра. Он с помощью крестьян купил мельницу, рассчитавшись при этом с каждым из добрых людей, выручивших его, хотя суммы не были записаны. Ермил заслужил уважение к себе не только трудолюбием и честностью, но и тем, что был человеком совестливым.

В произведении поэт показал также другую сторону крепостного права, когда человек не тяготится бесправным, зависимым положением, а приобретает такие черты, как угодничество, холопская преданность барину:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Были и другие примеры, другие представители крестьянской России, которые хотели свободно трудиться на своей земле. И они считали нужным добиваться лучшей доли.

Рекомендовать литературному жюри!

рекомендовать

Русское крестьянство в лирике Н.А.Некрасова: 1 комментарий

Некрасов не пытался показывать лучшую сторону народной жизни, напротив – освещал проблемы, вызывающие сострадание и гнев из-за существовавшей несправедливости.

Жизнь русского крестьянства поэт изображает безрадостной и беспросветной. Люди страдают и от природных стихий, и от помещичьего произвола. Но, несмотря на тяжелый удел, народ сохраняет лучшие духовные качества. Мужики-крестьяне представляются мудрыми и талантливыми в отличие от богатых господ.

Многие предшественники Некрасова изображали народ с сочувствием и жалостью. Но Николай Алексеевич, отождествляя себя с бесправными мужиками, стал выразителем народного гнева и боли. Он не просто знакомил читателей с различными представителями народных масс, но заставлял понять и полюбить их. Некрасов поставил творчество в услужение народу. Поэзия стала его голосом, стоном и криком.

Печаль и гнев являются основными чувствами, вложенными автором в свои стихи. А как гражданин он видит лишь один путь к изменению тяжелой жизни народа – революционный…

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала поэта судьба угнетенной крестьянки.

Ты вся – воплощенный испуг, – Ты вся – вековая истома! – говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке.

В стихотворении “В деревне” – перед нами старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела,

и, “кабы только не грех”, старуха-мать покончила бы жизнь самоубийством. Та же тема – горе матери-крестьянки – поставлена в стихотворении “Орина, мать солдатская”.

В основе стихотворения – не выдумка, а быль. “Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь,- вспоминал Некрасов.- Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить”. Орина рассказывает про “печаль свою великую”: единственный ее сын, замученный солдатчиной, “больнехонек” вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился. Богатырского сложения.

Но жестокая казарменная муштра сгубила, довела до чахотки этого богатыря. Так страшна была царская солдатчина, что даже в последнюю ночь перед смертью, в бреду Все ему перед кончиною Служба эта представлялся. Бред умирающего раскрывает ужас положения крестьянина, сданного в солдаты, бесчеловечное обращение с ним:

Вдруг метнулся… смотрит жалобно… Повалился – плачет, кается, Крикнул: “Ваше благородие! Ваше. ” Вижу – задыхается…

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная. Такими словами заключает автор рассказ Орины.

В произведениях Некрасова возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы “Мороз – Красный нос”, по духу – сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она “красотою дивила, была и ловка и сильна”, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, трудней которой “вряд ли сыскать”.

Нельзя равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И поэт говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил!

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни пореформенной деревни. Как и Чернышевский, он понимал грабительский характер “освобождения” и то, что изменились только формы угнетения народа. Некрасов с горечью отмечал, что положение народа после “освобождения” не улучшилось: В жизни крестьянина, ныне свободного, Бедность, невежество, мрак. В поэме “Дедушка”, написанной в 1870 г., он нарисовал такой образ “свободного” крестьянина:

Вот он, наш пахарь угрюмый, С темным, убитым лицом; Лапти, лохмотья, шапчонка… Голоден труженик вечный,

Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях “Голодная”, “Барщинная”, “Солдатская”, “Веселая”, “Соленая” и других. Вот, например, каким показан дореформенный барщинный мужик в одной из этих песен:

Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот, Верченый, крученый, Сеченый, мученый Еле Калина бредет… Белея, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота

Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана. Как и прежде, крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их “вместо барина драть будет волостной”. Безмерны народные страдания.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но “почва добрая душа народа русского”, и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому “тошен свет”, потому что у него “хлеба нет, крова нет”. Они же выручают Ермила Гирина, который “бился” с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне – “люди… великие” в работе; “привычка… к труду” никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

…иногда пройдет Команда. Догадаешься: Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. К тому же типу крестьян принадлежит и “непокорный” Агап, который на брань князя Утятина – “последыша” – ответил гневными словами: Цыц! Нишкни!

Читайте также: