Жизнь князей и бояр кратко

Обновлено: 28.06.2024

В Средневековой Руси жизнь типичного князя была довольно непростой. Войны, государственные дела, интриги, проблемные семейные отношения, неожиданные болезни – всё это занимало много времени и сил для древнерусского правителя. Безусловно, от всех этих дел нужно было время от времени отдыхать. Так, каким же образом князья Древней Руси это делали?

Пиршество

Пиры играли важную роль в повседневной жизни средневекового правителя не только как элемент развлечения, но и как средство осуществления важных государственных дел, а также интриг. Не редко в пирах участвовали политические деятели других стран. Кроме этого, есть воспоминания об участии в княжеских пирах рядового населения, что свидетельствует о стремлении князей получить одобрение и поддержку непривилегированных слоев общества.

Пиры з участием народных масс устраивались в честь знаковых событий. Так, например Лаврентьевская летопись нам сообщает, как Владимир Великий организовал пир, в результате победы над печенегами:

"Праздновал князь дней восемь, и возвращается к Киеву на Успенье святая богородица, и сотворяет праздник великий, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же [это]люди христиане радуются душой и телом".

Очень много пиршеств встречается в былинах. Тут также наиболее часто фигурирует имя князя Владимира Красное Солнышко. Видимо, этот князь очень сильно любил этот вид празднеств и развлечений.

Но также не нужно отрицать корыстный элемент пиршеств с боку государственной деятельности князя Владимира, который скорее всего прибегал к разным застольям и для укрепления собственной власти. Пирушки устраивал и сын Владимира – Ярослав, что вспоминается в летописях.

Организация пиров имела свои особенности в разное время и на разной территории русских земель. Безусловно, в ХІІ-ХІІІ веках, когда раздробленность и слабость власти князей только увеличились, изменилось и поведение русской знати на всяких торжествах. Например, в Галицко-Волынской летописи есть такие строки:

"И некогда ему [Даниилу] в пиру веселящему, один из тех безбожных бояр лице залил ему чашею, и той ему стерпел".

Шуты и скоморохи

Развлекали и князей шуты, артисты и певцы. Это было нормальной практикой для средневековой Европы, в том числе и для Руси. На восточнославянских землях артистов называли "скоморохами" .

Впервые скоморохи появляются в середине ХІ века, скорее всего под влиянием византийских актеров-мимов. Они выделялись специфическим древнерусским фольклорным стилем. Скоморохи активно путешествовали з города в город, и при этом часто останавливаясь в княжеских дворах, развлекая княжую свиту своими выступлениями.

Хотя нужно сказать, что христианской церковью деятельность скоморох воспринималась довольно негативно. Так, в "Повести временных лет" есть история, о том, что игумен Феодосий, придя к киевскому князю Святославу, возмутился весельями артистов во дворце. А первое воспоминание от Нестора о скоморохах не очень благоприятное к последним:

"Но этими и другими способами всякими дьявол обманывает, хитростями привлекая нас от бога: трубами, и скоморохами, и гуслями, и русалиями".

Охота

Учитывая географические условия проживания древних славян, станет само собой очевидным, почему охота пользовалась такой популярностью, среди населения здешних территорий. Нестор Летописец пишет о славянах:

" … это было [между них] трое братьев: один по имени Кий, другой - Щек и третий – Хорив и сестра их - Лебедь. Сделали они городок в честь брата, и назвали его Киев. И был вокруг города лес и бор велик, и ловили [здесь] зверей".

Леса, болота, долины, степи - во всем этом древнерусский человек был маленькой песчинкой. Власти природы человек покорялся и поклонялся. Окружающий мир одновременно был "кнутом и пряником" для обывателя средних веков. Именно, охота была ареной борьбы человека с природой, что иногда стоило человеку целой жизни. Победа в противостоянии с животным миром приносила не только пищу человеку, но психологическую уверенность и физическую готовность перед неожиданными проблемами средневекового мира. В некоторой степени, охота была видом спорта жителя средневековья. Поэтому, ловля имела чрезвычайную популярность среди князей.

О важности охоты в жизни русского князя демонстрируют следующие факты. На фресках построенного храма Софии Киевской были изображены иллюстрации охоты князей. Владимир Мономах в "Поучении детям" особое внимание уделяет охоте. Он пишет:

"Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым".

Галицко-Волынская летопись сообщая нам о деяниях Владимира Васильковича акцентирует внимание на эго охотничьем прошлом:

"Он был и сам ловец добр и храбр, никогда к вепря, и к медведя не ждал он слуг своих, чтобы ему помогли, а всегда сам умерщвлял всякого зверя".

Активно занимались охотой князья и вместе с иностранными государями. В 1164 г. Галицкий князь Ярослав Владимирович вместе с Андроником Комниным пировали и охотились на туров. Встречалась также практика обмена подарками между князьями в виде охотничьих трофеев.

Поединки и рыцарские турниры

В средневековых исторических источниках мы часто натыкаемся на рассказы о поединках и рыцарских турнирах.

Нестор в "Повести временных лет " вспоминает поединок в контексте битвы русских против печенегов. Поединок между воинами был составной частью устной народной традиции Древней Руси. Рассказы о русских богатырях подтверждают это утверждение. Поединки практиковались и среди русских князей, но все таки они носили более тренировочный и развлекательный характер.

Относительно рыцарских турниров на Руси картина более сложная. Точных упоминаний о соревнованиях военной дружины в источниках нет. Скорее всего, это было следствием особенности культуры Западной Европы и Древней Руси. Но всё-таки есть упоминание за 1249 год в Галицко-Волынской летописи о проведении турнира черниговским князем Ростиславом Михайловичем вместе с угорским королем Белой на Галицкой земле, во время войны против Даниила Галицкого:

"И затеял он игру перед городом, и столкнулся он с [рыцарем] Воршой. И упал под нём конь, и вывихнул он плечи, и не к добру примкнули ему [это] знамение".

Но распространёнными рыцарские турниры на Руси не были. Этот случай как исключение.

Дорогой читатель, если тебе понравилась статья подписывайся на канал и ставь лайки.)

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Главный принцип построения русской дружины формулировался так:

Некоторые из древних жизненных установок воина дошли до нас в виде пословиц:

Во второй половине IX века власть в Русской земле переходит к варяжским конунгам из династии Рюриковичей. Утвердившись сначала в Новгороде, а затем в Киеве, первые князья этого рода, начиная с Игоря Старого и Святослава, постепенно распространяют свое влияние на другие земли, посылая в главные города Руси своих сыновей в качестве наместников. К середине XI века вся Русская земля была поделена между их многочисленными потомками, управлявшими ее частями в порядке очередности по старшинству и на правах вассальной зависимости от киевского князя. С этой поры среди имен русских князей наряду со славянскими, становятся обычными и норманнские – Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi), Игорь (Ingvarr).


В уроке представлено описание быта крестьян, горожан и высших слоёв русского общества. Описываются костюм, жильё и традиции населения Древней Руси.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повседневная жизнь населения"

Неотъемлемой частью мужского и женского костюма на Руси был пояс. Объяснялось это не только его функциональностью, но и символическим смыслом. Неприличным считалось мужчине появиться на людях без пояса. Пояс был своеобразным оберегом, приносящим удачу, он защищал человека от чужих злых помыслов. Жениха и невесту связывали поясом, тем самым скрепляя их союз.

В ходе урока вы узнаете о жизни земледельцев, горожан, князей и бояр.

Древняя Русь отличалась самобытной культурой и своеобразным укладом жизни. В сёлах люди в основном занимались хозяйством. Они распахивали землю, ходили на охоту и рыбалку, выращивали овощи и фрукты.

Для Руси были характерны большие семьи. Главой семьи был самый старший из мужчин. Он жил вместе со своей женой, детьми и внуками. Глава семьи распоряжался не только имуществом, но и отвечал за судьбу своих детей.

В русских семьях воспитание детей было трудовым. С семи лет мальчики помогали старшим в поле и учились ремеслу. Девочки вели хозяйство и присматривали за младшими детьми. Нередкими были ранние браки, так как в хозяйстве часто не хватало рабочих рук.

Зимой, когда солнце садилось рано, вся работа велась в доме. Женщины пряли, а мужчины занимались изготовлением или починкой домашней утвари. Одним из развлечений были встречи со сказителями, которые рассказывали былины. Так люди больше узнавали о своей истории и культуре.


После принятия христианства на Руси ещё долго сохранялись языческие традиции. Детей называли славянскими именами. Такими, например, как Лют, Добрыня или Сновид.

Жилища у русичей были разными. На юге люди селились в полуземлянках. А на севере строили деревянные дома – избы. Печь в избе топилась по-чёрному. Это значит, что весь дым выходил внутрь помещения и выветривался через специальные отверстия под крышей. Вместо стёкол на окнах использовался бычий пузырь или холстина. Основным источником света были щепки сухого дерева – лучины.


Одевались жители Руси практически одинаково. Мужчины носили длинную холщовую рубаху и порты – неширокие штаны. Верхней одеждой был зипун – кафтан без воротника. В холодное время мужчины надевали кожухи и меховые шапки. Основной обувью были лапти, чтобы ноги не мёрзли, их оборачивали длинными кусками ткани – онучами.



В городах жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. Как в больших, так и в маленьких городах регулярно устраивался торг. Здесь продавали посуду, украшения, кожевенные и кузнечные изделия. Часто на торгу можно было встретить иностранных купцов, которые привозили ткани, драгоценные камни и пряности.

Города были не только торговыми, но и культурными центрами Руси. Здесь строились школы, храмы и монастыри, в которых занимались Иконописью и переводами книг.

Жизнь горожан мало отличалась от крестьянской. Они также занимались сельским хозяйством. Глава семьи участвовал в вечевых собраниях. Также он нёс ответственность за все проступки, совершённые членами его семьи.

Богатые горожане жили в срубах, которые могли быть и двухэтажными. Здесь было несколько комнат – покоев. В них стояли столы, кровати, скамьи, сундуки с одеждой.

Ремесленники селились в слободах на окраине города. Они жили в деревянных или глинобитных домах.

Свои порядки существовали в домах знатных людей. Детей здесь до пяти лет воспитывали няньки. В младенчестве ребёнком занималась кормилица, которая была самой близкой слугой в доме. Её сын воспитывался вместе с хозяйским сыном. Обучением княжича занимался дядя – брат его матери.

Знатные люди при крещении получали второе имя, но даже после этого домашние продолжали их называть славянскими именами, наиболее распространёнными из которых были Ярослав, Святослав, Мстислав.

Князья и бояре жили в хоромах, которые состояли из нескольких соединённых между собой строений. Центральным зданием был высокий терем, в котором находилось отапливаемое помещение, холодные горницы и летние спальни. В богатых хоромах были парадные горницы, где хозяин собирал свою дружину.


Рядом с хоромами находились хозяйственные помещения: кузница, конюшня, погреба и амбары, в которых хранились продукты. Двор окружала высокая ограда с большими воротами.

Главным развлечением знати были охота и пиры. На столах стояла дорогая посуда – серебряные кубки и ложки. В летописях содержатся сведения, что между князьями и дружинниками нередко вспыхивали ссоры из-за посуды, так как дружинники хотели есть серебряной ложкой, а не деревянной.

Наравне с мужчинами за стол садились женщины. Для развлечения гостей приглашали гусляров и скоморохов.

Одежда богатых людей отличалась в первую очередь тканью. Рубахи знати шились из шёлка или тонкого полотна. Парчовыми были порты. Верхней одеждой служил широкий плащ без рукавов, который украшался мехом, драгоценными камнями и пряжками. Назывался такой плащ епанча.


Также князья носили плащи, которые накидывались на одно плечо и застёгивались пряжкой на другом.

Парадной одеждой князей был византийский костюм: шёлковая или парчовая тога.

Женщины надевали шёлковые рубахи и бархатные плащи, украшенные золотыми нитями или отороченные мехом. Молодые девушки носили сарафаны, которые подпоясывали лентами. В праздничные дни на голове женщин красовался кокошник, обтянутый золотой тканью и украшенный жемчугом.


Женская обувь шилась из сафьЯна – выкрашенной кожи козы. Её вышивали золотом и жемчугом.

Давайте подведём итоги:

Для Руси были характерны большие семьи, главой которых был старший из мужчин.

Боярская дума пятисотлетней давности чем-то походила на нынешнюю Государственную.

Существовали и так называемые земские бояре — самые знатные люди княжества. Однако значение этого сословия почти во всех русских землях, за исключением Новгорода и Пскова, быстро сошло на нет, и боярами стали называть только ближайшее окружение князя.

Бояре на Руси

Бояре были почти полным древнерусским аналогом западноевропейских феодалов. Они служили князю, как французские маркизы своим королям. Бояре имели собственные владения, где были полновластными хозяевами, и вассалов, которые служили им, как немецкие бароны — графу. Когда Киевская Русь стала дробиться на мелкие княжества, у бояр появилось право отъезда: если им чем-то не нравился собственный князь, они могли поехать служить соседнему правителю, при этом их прежние земли сохранялись в полной собственности.

В период феодальной раздробленности значение княжеских бояр резко возросло. Там, где князья были сильнее, они держали своих вассалов в узде, поощряя верных людей щедрыми подачками. В других княжествах бояре брали верх, правили и обогащались без посторонней помощи.

В этот период усилилась роль и боярских дум. Теперь эти коллегиальные органы уже не только давали князю советы, но и принимали важные решения по военным, экономическим и политическим вопросам, которые монарх лишь визировал, иногда под явным принуждением. А куда ему было деваться? Общая площадь владений всех членов думы часто превышала владения самого князя, а это значило, что и вассалов у них больше, и войско в случае конфликта они смогут выставить такое, что княжеская дружина с ним просто не совладает. В таких княжествах (примерами могут служить Минское, Черниговское или Муромо-Рязанское) бояре держали своих князей в чёрном теле, контролируя каждый их шаг.

Особая роль была у бояр в Новгороде и Пскове. Формальной власти они не имели — все важные решения принимало вече. Однако то, какие вопросы выносить на эти собрания горожан, решал совет бояр, куда входили знатнейшие и богатейшие граждане. Интересно, что большинство бояр сколотило состояние за счёт ростовщичества — они ссужали купцам капиталы под солидный процент. В случае военных конфликтов бояре командовали войсковыми подразделениями и чаще всего вели себя в сражениях очень храбро.

В пору монгольского нашествия и последовавшего за ним ига роль русских бояр изменилась не сильно. Во время нападения на города они отважно сражались с захватчиками. Множество бояр полегло в сражениях.

С ростом влияния Московского княжества бояр в нём становилось всё больше — на службу к богатому и всё более могущественному правителю отъезжали бояре из ближних и дальних регионов. Хозяева Москвы приветствовали этот процесс, так как он ослаблял их конкурентов. К концу правления Дмитрия Донского бояр при его дворе развелось столько, что в их среде началось расслоение. Те, кто не мог доказать свою значимость с помощью ума, храбрости или других важных качеств, смешивались с обычными дворянами. Думу составляли лишь самые родовитые мужи и те, кто мог быть действительно полезен в управлении государством. При этом шанс стать членом думы появлялся у людей не знатных. Известны случаи, когда боярами за особые заслуги становились даже купцы, что было немыслимо в прежние века.

Василий III и московские бояре принимают крымского посла.

Когда Москва поглотила большинство русских княжеств, её правители начали ограничивать права боярства. Теперь старинное право на отъезд уже не отвечало княжеским интересам, и Иван III его попросту отменил. Одновременно с этим исчезла возможность укрыться от княжеского гнева в своих владениях — власть великого князя распространилась и на них.

Закат древних чинов

Влияние и экономическая мощь боярских родов сильно ослабли во время правления Ивана Грозного.

Сидение Михаила Фёдоровича с боярами. А.П. Рябушкин, 1893.

Сидение Михаила Фёдоровича с боярами. А. П. Рябушкин, 1893. Источник: Третьяковская галерея

В Смутное время Боярская дума пыталась обезопасить через ограничение власти монарха. Царь Василий Шуйский в 1606 году даже крест целовал, что будет во всех делах советоваться с думой. Неудивительно, ведь он сам был представителем одной из древнейших боярских фамилий. Впрочем, его правление продолжалось всего четыре года, после чего к власти уже официально пришли бояре. Эпоха так называемой Семибоярщины длилась менее двух лет. Люди, кичившиеся тем, что они самые знатные в России, оказались неважными правителями государства.

Бояре 4.jpg

При первых Романовых родовитое боярство становилось всё менее заметным в руководстве страной. Всё больше мест в думе занимали люди, попавшие туда не по знатности, а из-за того, что они были родственниками очередной царицы. Так, фактически через постель стали боярами Стрешневы, Нарышкины, Милославские. Гораздо более важное место в думе занимали люди, получившие боярский чин за реальные заслуги в деле государственного управления. При царе Алексее Михайловиче боярские чины получили такие худородные, но заметные в истории России люди, как Афанасий Ордин-Нащокин и Артамон Матвеев. Большинство же потомков древних фамилий беднели и становились трудноотличимыми от обычных дворян.

Бояре 5.jpg

Окончательно подорвала древние устои боярства отмена в 1682 году местничества — системы, когда на высшие государственные должности назначались не самые достойные, а самые знатные претенденты. В начале правления Петра I одряхлевшее боярство уже было явным анахронизмом. Пётр Алексеевич формально не отменил этот титул и даже пожаловал его троим придворным. Однако это было скорее данью традициям, а не признанием заслуг. Руководили государством при Петре люди, которых он сам примечал и выдвигал, обращая мало внимания на их происхождение.

Читайте также: