Жизнь евреев в испании 6 класс история кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Испании, на Пиренейском полуострове, евреи жили с незапамятных времен, еще до утверждения христианства в этой стране. Они проникли туда как подданные Римской империи, в состав которой входила и Испания. В V веке, когда Римская империя распадалась, Испанией завладело германское племя вестготов и утвердило здесь свое царство. Вестготские короли, приняв христианство по католическому обряду, предоставили в стране большую класть духовенству, — и с тех пор евреев стали жестоко преследовать за веру.

Король Рекаред I издал крайне стеснительные для евреев законы (589 г.) Эти законы имели целью прекратить всякое общение между евреями и христианами, которые раньше жили как добрые соседи. Боялись, что евреи отвлекут христиан от церкви. Вестготский король Сизебут предложил всем испанским евреям или принять крещение, или выселиться из страны (612 г.). Многие тогда выселились в другие страны, но иные были принуждены креститься, сохраняя в душе привязанность к иудейству. Некоторые из правителей позднейшего времени отменяли или смягчали эти строгости против евреев. Но таких правителей было немного. Большая часть вестготских королей в Испании соединяла в себе первобытную дикость нравов с необузданным религиозным фанатизмом. Подстрекаемые католическим духовенством, они стремились или истребить евреев, или обратить их в христианство.

Особенной свирепостью отличались короли Рецесвиит (652 г.), Эрвиг (680 г.) и Эгика (687 г.). Они больше всего преследовали тех евреев, которые раньше, по принуждению, принимали христианство и потом возвращались к прежней вере. При короле Эгике эти крещеные евреи были доведены до такого отчаяния, что они решились составить заговор с целью низвержения вестготской династии.

Неизвестно, что сталось бы с евреями после таких гонений, если бы вскоре не пришел конец вестготскому владычеству в Испании. Из северных областей Африки, отделяемых от Испании Гибралтарским проливом, хлынули в эту страну воинственные племена арабов (берберы, мавры) и быстро завоевали большую часть ее (711 г.). Евреи встретили арабов как освободителей и оказывали им помощь в борьбе с вестготами. Завоевав какой-нибудь город, арабские вожди поручали охрану его евреям, как надежным союзникам, и шли с войском дальше. Столица Испании, Толедо, была сдана арабскому полководцу Тарику евреями, которые отворили завоевателю ворота города, в то время как католическое население искало спасения в церквах; охрана столицы также поручена была евреям. Таким образом, евреи сделались хозяевами тех городов, откуда их раньше бесчеловечно изгоняли. Вступив в управление Испанией, арабские халифы предоставили евреям полную свободу вероисповедания и внутреннее самоуправление. В Гренаде, Кордове, Толедо и других городах Испании вновь образовались многочисленные еврейские общины, пользовавшиеся таким же независимым положением, как их соплеменники в арабской Вавилонии.

Арабское войско, завоевавшее Испанию, принадлежало восточному халифату, где тогда царствовала дамасская династия Омайадов[37]. Поэтому Испания сделалась сначала провинцией Дамасского халифата.

Когда омайадские халифы уступили место династии Абассидов из Багдада (Багдадский халифат), последний из Омайадов, Абдуррахман, бежал в Испанию и объявил себя здесь независимым правителем (755 г.). Он избрал своей столицей город Кордову, и вследствие этого арабское царство в Испании позже называлось Кордовским халифатом. Здесь для евреев наступила пора мирного развития. Твердо держась своей религии и народности, они, тем не менее, сближались с просвещенными арабами в гражданской и умственной жизни. Совокупными усилиями этих двух семитических народов, исповедовавших иудейство и ислам, была создана в Испании такая высокая культура, которая сделала эту страну самым светлым уголком в темной средневековой Европе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Испания

Испания Можно долго не писать — достаточно заглянуть на туристический сайт:«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно

Испания

Испания

Испания

Испания Испанский кризис начался в апреле 1931 года. Буржуазно-демократической революцией была низложен король Альфонс XIII. Второй раз (после 1873 года) Испания стала республикой. В течение пяти лет у власти находились правые и правоцентристские политики. В феврале 1936 года

Испания

Испания >А почему нейтральным голубую дивизию в СССР посылал)Официально НЕ посылал. а запретить добровольцам — в нормах международного права — не возбранялось. США же посылали не воюя добровольцев в Англию до 1941.Франко же давал возможность служить у немцев только

ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ На территории Пиренейского полуострова издревле существовали различные самостоятельные государства. Два из наиболее значительных для становления Испании, королевства Кастилия и Леон, развивались в рамках общей для этих стран истории. Иногда они объединялись

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г.

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г. 913–923 Ордоньо II923–924 Фруэла II924–930 Альфонс IV930–950 Рамиро II950–957 Ордоньо III957–958 Санчо I958–959 Ордоньо IV Злой959–966 Санчо I (вторично)966–982 Рамиро III982–999 Бермудо II999–1027 Альфонс V1027–1037

Испания

Испания В. И. Вернадский приводит следующие очень важные сведения: «Вероятно, наибольшее значение из золотых разработок в римскую эпоху имели месторождения Пиренейского полуострова. Грандиозные разработки в южной Португалии и Испании описаны еще Плинием. Здесь в

Испания

Испания Испанский театр переживал свой золотой век в то же время, когда в Англии расцветал елизаветинский театр, — с 1560 до 1640 г. Как и в Англии, средневековая испанская драма состояла из религиозных пьес (autos sacramentales), разыгрываемых различными труппами на праздник

I. Испания

I. Испания К этой именно стране сводится прежде всего средневековая деятельность евреев, пришедших сюда с финикиянами ещё за тысячу лет до Р.Х. Разгром Иерусалима Титом и рассеяние иудаизма Адрианом из Палестины во II столетии по Р.Х. наряду с изгнанием евреев из

Испания

Испания Смута творилась и в Испании. В 1931-м короля Альфонсо XIII выдавили, установилась республика. Однако южный темперамент не позволил испанцам жить спокойно: постоянно вспыхивали бунты, самосуды, правительственные кризисы… На февральских выборах 1936 года большинство в

§ 3. Дальняя Испания в 147/146 г. и Ближняя Испания в 145/144 г.

§ 3. Дальняя Испания в 147/146 г. и Ближняя Испания в 145/144 г. Оба эти надежно засвидетельствованных источниками наместничества, Квинта Фабия Максима Эмиилиана в 145 и 144 гг. в Дальней Испании и Квинта Цецилия Метелла Македонского в Ближней Испании в 143 и 142 гг. завершают собою

Испания

Испания Какие только теории не получили распространения по поводу происхождения испанских евреев! Испанские евреи могли законно претендовать на самую глубокую древность в том, что касалось их происхождения. Но уже с весьма ранних времен они старались еще более

4. Испания

4. Испания Та роль, которую на Востоке играли тюрки, на Западе принадлежала берберам. При жестоком и бездарном правлении новой берберской династии Алморавидов, которая воспользовалась слабостью мелких испанских государств, чтобы в 1091 г. овладеть Андалусией, прекрасный

В Испании, как и во многих других странах Европы, евреи жили издавна. Испанские евреи — сефарды были изгнаны с Иберийского полуострова в конце XV столетия и получили возможность вернуться сюда лишь пятьсот лет спустя.

Считается, что это произошло во втором веке нашей эры во времена римского императора Адриана. На протяжении нескольких столетий положение сефардов на полуострове можно было считать вполне удовлетворительным. Но, начиная с конца шестого века, во времена правления вестготских королей, это положение изменилось к худшему. Так, в 616 году король Сисебут издал указ, по которому сефарды должны были креститься.

Между тем, ещё в ХI веке испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие права. Именно поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселилась в христианскую, то есть в уже отвоеванную у арабов, часть страны. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло в то время большинство.

Мудрый Альфонсо Х

В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия — с оригинала, а не с греческого, Талмуд и Каббала. Король Альфонсо издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.

Из сефардских общин Испании вышло большое число выдающихся личностей, получивших мировую известность: поэт и философ Соломон ибн Гвироль, поэт-мыслитель Иегуда Галеви из Туделы, переводчик, философ, поэт и врач Иегуда ибн Тибон из Гранады и, наконец, Маймонид из Ко́рдовы, философские труды которого повлияли на ученых разных стран и народов последующих эпох. Это самые громкие имена. Среди поэтов особо выделялся Давид Абарбанель — один из лучших в Испании того времени.

Реконкиста

В конце ХV столетия произошло знаменательное событие в истории Испании. Реконкиста — отвоевание испанской территории у арабов, длившаяся более семисот лет, завершилась в 1492 году победой испанцев. Католическая церковь настаивали теперь на том, что в едином королевстве должны жить представители лишь одной веры — католической. Правящий в то время страной король Фернандо и королева Исабель предоставили сефардам и мусульманам право выбора — либо креститься, либо покинуть страну.

Во время изгнания из Испании евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. В зависимости от места проживания в Испании сефарды отправлялись в разные регионы мира. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы — в нынешнюю Грецию, страны бывшей Югославию и Болгарию; андалузские евреи — в Северную Африку и Турцию. В столице Боснии Сараево стоит памятник евреям-сефардам, добровольцам, погибшим в Гражданской войне в Испании. Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость. И хотя первая книга на испано-еврейском языке — ладино — была издана в Риме в начале XV века, римские власти выпуск подобной литературы контролировали. В Османской империи же, начиная с конца XV века, испано-еврейские книги издавались свободно.

Но многие беженцы в другие страны терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем, а детей младше 13 лет оставить и крестить.

Судьба сефардов после изгнания

Ну а как сложилась судьба сефардов, высланных из Португалии? Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно услышать легенды из Ветхого завета. Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония.

Что касается сегодняшней еврейской диаспоры в Испании, то она вновь сформировалась к 1916 году. Ее основателем был Ицхак Баер. В начале прошлого столетия в Испанию переехали многие евреи из Центральной и Восточной Европы. Они обосновались на севере — в Стране басков. Занимались, в основном, коммерцией, торговлей тканями и бумагой. Гражданская война конца тридцатых годов затормозила процесс возвращения евреев в Испанию. И только в 1964 году жизнь диаспоры несколько оживилась. Еврейский активист Макс Масин встретился с диктатором Франко и тот позволил создать еврейские ассоциации в Мадриде, Барселоне, Сеуте и Мелильи. Затем появились ассоциации в Малаге и Севильи. Ну а в 1982 году была создана федерации еврейских обществ Испании.

Новейшие пополнения диаспоры

В последнее время диаспора пополняется за счет выходцев из Аргентины и некоторых других стран Латинской Америки. Но это, в основном, не сефарды, а ашкенази, предки которых были выходцами в основном из царской России — бежали сюда от погромов начала XX столетия.

Чисто сефардские общины находятся в испанских городах-анклавах Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Здесь проживает до 3 тысяч евреев. В Мелильи действует 10 синагог. С 1982-го года существует закон, позволяющий евреям получать испанское гражданство после двух лет проживания в Испании.

По мнению наблюдателей, открыто признать свою религиозную принадлежность многие евреи опасаются из-за антисемитизма, бытующего в испанском обществе.

108618348_large_4229746_diasporasefardiespana_644x3621

В Средневековой Испании еврейская диаспора достигла высшего расцвета, какой был у евреев в истории рассеяния, после чего ее постигло самое горькое разочарование. Можно сказать и иначе: ни на одну страну еврейская диаспора и своим существованием, и своим исчезновением не повлияла так, как на Испанию.

Евреи появились на Пиренейском полуострове в I веке н.э., по некоторым данным, даже раньше. Крестьянствовали, держали рабов, торговали, бороздили моря. Проблемы у них начались с насаждением христианства. Сначала властями Рима, потом вестготами, завоевавшими полуостров в V веке. Почти через 200 лет, едва сами познав "истинную веру", те стали силком загонять туда же евреев.. Отказавшихся убивали.

И поэтому, когда в 711 году в Испанию вторглись мусульманские завоеватели, евреи им только обрадовались. Мусульмане доверяли евреям охранять захваченные у вестготов города, а сами двигались дальше. Вскоре почти весь полуостров, за исключением отдельных анклавов на севере, был у них в руках.

Вопреки сегодняшнему представлению о воинах ислама их средневековые предшественники проявляли образцовую веротерпимость, несли культуру и прогресс. Евреи (впрочем, как и христиане) в исламских странах находились в статусе зимми - подчиненных, но пользующихся покровительством властей иноверцев. Насильственное обращение в ислам не практиковалось.

При мусульманском владычестве Испания стала оазисом Запада - центром культуры, науки, искусства, философии и литературы, в то время как остальная Европа еще толком не освоила грамоту и не научилась умываться. Экономика процветала, развивались наука, искусство, ремесла и торговля.

Во всем этом принимали активнейшее участие евреи. Многие из них занимали ключевое положение при дворах мусульманских правителей - были первыми министрами и командующими.

"Золотой век" мавританской Испании продолжался до христианского реванша - до Реконкисты. Лев Поляков, автор фундаментальной "Истории антисемитизма", характеризует Реконкисту как "постоянный крестовый поход продолжительностью в восемь веков. который достиг всех своих целей - в отличие от крестовых походов на Восток".

В своем стремительном походе на Пиренейский полуостров мавры оставили нетронутыми северные территории, где выжили карликовые христианские королевства. Завоеватели их презирали, считая дикарями вроде суданских негров или берберских племен - жалко на них силы тратить, себе дороже потом усмирять и содержать.

Но они не учли, что по ту сторону Пиренеев с этими варварами граничит христианская Европа, такая же дикая, но еще и воинственная. Там у христианских фундаменталистов уже вызревала идея, которая через тысячу лет обуяет фундаменталистов исламских,- подчинить истинной вере мир. Они уже бросали взоры на исламский восток, и мусульманская Испания здесь, за горой, в Европе, была как бельмо в глазу.

Христианские проповедники зачастили в северные земли Испании поднимать народ на освобождение от ига нехристей. Не все из этих божьих агнцев - монахов и священников - могли прочесть Библию, зато мечом они владели умело. В 1045 году началась освободительная война - на два века.

Мавры легко завоевали Испанию малочисленным войском - в 7 тысяч сабель. Удержать оказалось труднее. Они призвали на помощь единоверцев из Северной Африки - кочевников-туарегов - альморавидов и горных берберов - альмохадов. Последние были не только дикими (давним утонченным завоевателям не чета), но и фанатичными. Они принялись обращать в ислам всех, кто попал под их власть, а евреев с особым рвением и жестокостью.

Евреи стали искать убежища в христианских областях Испании. По той же причине, которая поставила их в VIII веке на сторону завоевателей-мусульман, они пришли в лагерь их противников-христиан. И тем тоже пришлись ко двору. Почему? Да потому что, вырвав из рук мусульман богатую, просвещенную, хорошо организованную Испанию, неотесанные христианские правители не знали, что с ней делать. А евреи знали. Они ведь ее и отлаживали при власти мавров.

Новые правители испанских земель нуждались в евреях куда больше, чем их предшественники-мусульмане во времена просвещенных халифов. По замечанию Л. Полякова, "их роль можно сравнить с функциями европейских экспертов в слаборазвитых странах". В социальной иерархии евреи занимали верхние позиции, сразу после королей и высших сеньоров. Они главенствовали в торговле и ремеслах, добыче золота и серебра, виноделии и виноградарстве, были самыми умелыми и влиятельными чиновниками, короли опирались на них в финансовых делах и дипломатии, дарили им дворцы, обширные земли, пастбища. Они шикарно одевались, носили оружие и умели им владеть, ездили верхом и участвовали в военных походах.

Евреи и христиане жили в дружбе и согласии. Вместе отмечали праздники - свои и соседские. Евреев часто звали в крестные отцы и матери, а они, в свою очередь, приглашали христиан на обрезание своих сыновей, совместные молитвы и походы на проповеди не были редкостью. Длилось все это до тех пор, пока шла война с маврами и христианским королям нужны были на нее еврейские деньги. К XIV веку почти вся Испания, за исключением Гранады, была освобождена, христианская администрация окрепла, а духовенство, многие представители которого пришли из Франции, где с евреями давно не церемонились, приобрело большое влияние.

С этого периода начались гонения. В конце века вспыхнула народная антиеврейская война. Она началась в Севилье - самом крупном и богатом городе Испании, который стал таковым во многом благодаря евреям. Пламя погромов перекинулось на другие города Андалусии и Кастилии, Арагона и Каталонии. "Жадное желание грабить евреев,- отмечал современник,- росло с каждым днем". Соседи и друзья стали безжалостными врагами. Некоторые аристократы давали убежище евреям в своих замках - но за огромную плату.

Был один способ спастись - крещением. Многие предпочитали мученическую смерть, кончали самоубийством. Но большинство испанских евреев шло на вероотступничество. В Западной Европе их соплеменники вели себя иначе, но богатые и образованные испанские евреи были менее религиозны. Считали, что строгие законы иудаизма обязательны для простолюдинов, а им, просвещенным и независимым европейцам, можно быть не такими уж ревностными евреями.

Мне трудно удержаться от аналогий: так же спустя века рассуждали евреи Германии, стремясь быть большими немцами, чем немцы. А в Средневековой Испании для этого требовалось всего лишь сменить веру. Еврейская знать легче других переходила под сень креста. (О как мне это напоминает сегодняшние Евреененавидящие евреи С.Л)

После лавины крещений в 1413-1414 годах еврейский историк Ибн Верга записал: "Уцелело не более одного еврея на каждую тысячу пришедших из Иерусалима в Испанию". То есть лишь малая часть испанских евреев сохранила открытую принадлежность к своей религии (их называли "публичными евреями", некоторые муниципалитеты приравняли их по статусу к публичным женщинам). Остальные были "перешедшими" - "конверсо". Они, в свою очередь, делились на тех, кто действительно сменил веру и стал ревностным католиком, и тех, кто, крестившись, сохранил приверженность иудаизму,- марранов. Досталось и тем, и другим.

Испанцы не верили "новым христианам": оскорбления хуже, чем "еврей", в стране не было. "Жид крещеный - что вор прощеный" - разве он исправится, если осенится крестом? Наверняка бога нашего не любит, обманывает церковь и людей. Надо только разоблачить. Этим и занялась испанская инквизиция, учрежденная в 1480 году.

Любопытно, что как особый церковный суд - инквизиция возникла еще в XIII веке, но Испания без нее вполне обходилась. Почему же вдруг теперь в ней появилась нужда? А потому что в 1469-м случилось важное событие: король Арагона Фердинанд и королева Кастилии Изабелла сочетались браком. Этот брак через несколько лет привел к династической унии, а попросту говоря, к объединению всей христианской Испании под властью одной семьи. Единственным на полуострове мусульманским анклавом оставалась Гранада. Ее и предстояло отвоевать. А для этого нужны были деньги. На предыдущие войны деньги доставали евреи. Теперь публичных евреев осталось мало, значит, следует выявить скрытых - под личиной "новых христиан". Этим и займется инквизиция.

Еретикам, а в испанской версии - скрытым евреям, предлагалось сначала признаться самим. Если придут с повинной и назовут всех известных им тайных приверженцев иудаизма - их избавят от пыток и тюрьмы и накажут несильно: публичное бичевание, ношение позорного колпака - "санбенито", пожизненный запрет на почетные профессии, частичная конфискация имущества. В целом гуманно.

Ну а если сами не придут, их арестуют по доносу - тогда, конечно, хуже. Жестокие пытки, пока не раскаются во всех грехах, не назовут все имена для новых арестов, тюремное заключение, вплоть до пожизненного, а то и публичное сожжение на костре. И, конечно, полная конфискация имущества, а также пожизненный запрет на почетные профессии и должности не только изобличенному, но и его потомкам.

Христианам вменялось в обязанность выдать инквизиции всех подозрительных из своего окружения, даже если это отец и мать. Был издан список из 37 признаков скрытого еврея-еретика.. Жаришь мясо на масле, а не на сале - еврей. Нарядно оделся в субботу - еврей. Невнятно произнес молитву. Эпидемия доносительства охватила Испанию. Все стучали на всех.

В испанских архивах до сих пор хранятся тома доносов. Меня впечатлил один. Женщина пишет: когда ее муж был ребенком и играл с другими детьми на улице, еврей вынес им пирог, он тоже взял кусочек. Добрая христианка сообщает об этом святой инквизиции, потому что муж отказался сделать это сам.

2 января 1492 года Фердинанд и Изабелла вступили в покоренную Гранаду, последний оплот мавров. Донорская и объединительная миссия испанских евреев была выполнена. Больше нужды в них не было, оставался последний грабеж. 31 марта их католические величества подписали указ об изгнании всех евреев из Испании.

В течение четырех месяцев им предписывалось продать все свое имущество (вывозить с собой деньги и драгоценности было запрещено) - и убираться. Евреи по своему обыкновению пытались откупиться. Рассказывают, что, соблазнившись огромной суммой, обещанной королевской семье, Изабелла уже готова была согласиться на отсрочку трансфера. Тогда к ней ворвался возмущенный великий инквизитор Томас Торквемада (о еврейском происхождении которого ходили упорные слухи), швырнул на стол королеве распятие и сказал: "Если вашему величеству так нужны деньги, продайте еще и Его".

150 тысяч евреев - огромное по меркам того времени количество - отправились в изгнание. Они покидали землю своего величия, оболганные и нищие (дом продавали за осла, виноградник - за отрез ткани), но не сломленные. Всех детей старше 12 лет переженили, чтобы никто не оказался на чужбине одиноким. Раввины приказали юношам и девушкам петь, играть на флейтах и барабанах, чтобы было ясно и изгнанникам, и гонителям: уходили не отщепенцы - народ. Как когда-то народ уходил из Египта.

Это было 31 июля 1492 года. Через два дня от берегов Испании отправились две каравеллы под водительством потомка крещеных евреев Христофора Колумба, который станет открывателем Америки. Хлынувшее в результате этого открытия золото для короны позволит Испании на время забыть о том, что она потеряла в результате изгнания евреев. Лишь много позже, уже в новые времена, станет ясно, что именно это событие навсегда превратило самую передовую страну Европы в одну из самых отсталых.

Испанская инквизиция, добившись своего - избавления от евреев,- уже не могла остановиться. Эпидемия доносительства, пыток и расправ продолжалась. Искали остатки приверженности иудаизму в "новых христианах", в их потомках, потом - наличие еврейской крови в потомственных католиках. Простолюдины очутились в более выгодном положении - они не имели родословных. А почти все отпрыски знатных испанских родов, включая церковных иерархов, оказывались или могли оказаться под подозрением. Пока остальная Европа развивалась, в Испании шла необъявленная гражданская война, сохранялись всесилие католической тайной полиции и непрерывная охота на ведьм.

. А испанские евреи в это время преображали остальной мир. Они основали процветающие общины в Северной Африке, на Балканах, создали первые еврейские общины в Новом Свете, привели к расцвету европейскую провинцию, бывшую испанскую - Голландию, подняли экономику и оборонную мощь Османской империи.

В течение нескольких веков сефарды занимали ведущие позиции в еврейском мире настолько, что даже стеснялись своих ашкеназских соплеменников, всячески отмежевывались от них и объясняли своим европейским соседям разницу между ними и остальными евреями.

Из них - основоположники западноевропейской философии Барух Спиноза и классической политэкономии Давид Рикардо, премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли. Когда в палате лордов его попрекнули еврейством, он ответил: "Да, я еврей. Когда предки моего уважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Иерусалимском храме".

В момент изгнания из Испании раввины поклялись, что ни один еврей не ступит на эту землю еще 500 лет.

Срок вышел. Как они могли предвидеть, что их потомки станут искать основания для возвращения гражданства изгнавшей их страны, вопреки логике и национальной памяти? Но стали же евреи добиваться гражданства, например Германии, не переждав и полувека после холокоста? Есть вещи дороже памяти. История ничему не учит, даже евреев. А вот переэкзаменовки устраивает постоянно.

Евреи начали селиться в Испании и Португалии во втором веке нашей эры во времена римского императора Адриана.

На протяжении нескольких столетий их положение на Иберийском полуострове можно было считать вполне удовлетворительным: они имели одинаковые права с коренным населением, порой занимали высокие государственные посты, нередко мужчины брали в жены местных женщин и т.д.

Начиная с конца шестого века, во времена правления испанского императора Рекаредо, их положение меняется к худшему. А уже в 616 г. король Испании Сисебут издает указ, по которому сефарды (испанские евреи) должны были креститься либо покинуть Испанию. Какая-то часть их действительно приняла христианство, но большинство при первой же возможности снова возвращалось в свою веру.

В 711 г. иберийский полуостров захватили арабы. Их эмиры предоставили сефардам очень много прав и свобод, не требуя при этом перехода в другую религию. Они часто назначали сефардов на высокие государственные посты, в еврейских общинах расцветали ремесла и торговля. Особенно преуспела община Кордовы. Еврейский ученый Хасдай бен Шапрут (915-970) был назначен визирем халифа Абдаррахмана III и способствовал переселению еврейских ученых и поэтов в Кордову. Он основал в этом городе высшую духовную еврейскую школу. В мусульманской части Испании евреи создали религиозную философию, а такие философы, как Мойсей Маймонид, повлияли на философию других народов, в частности, на европейскую и арабскую.

ХII век считается золотым веком испанских евреев-сефардов. Этому предшествовало то, что ещё в ХI в. испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам все гражданские права, поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселяется в христианскую часть и в таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляет большинство. Как раз в этот период из сефардских общин Испании вышло наибольшее число ученых, писателей и философов: Соломон ибн Габироль из Малаги, Мойсей ибн Эзра и его брат Авраам ибн Эзра [1] из Гранады, Иегуда Галеви из Туделы, Иегуда ибн Тибон из Гранады и Мойсей Маймонид из Кордовы. Труды последнего оказали значительное влияние на таких философов, как Фома Аквинский, Бэкон, Декарт, Спиноза, Кант, о чем они сами писали. В еврейском народе сложилась пословица: "От Моше и до Моше не было такого Моше", т.е. после библейского Мойсея не было среди еврейского народа человека, подобного Мойсею Маймониду.

В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому (1221-1284 гг.). Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разных вероисповеданий и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия (с оригинала, а не с греческого), Талмуд и Каббала. Альфонсо Х Мудрый издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу вероисповедания и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным праздником евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.

Но так было, к сожалению, недолго. Другие короли и католическая церковь делали всё возможное, чтобы ущемить еврейское население Испании. Их заставляли ходить на проповеди в церковь, чтобы обратить в христианство. Их не оставляли в покое часто даже после принятия новой веры. Большинством жертв инквизиции, сожженных на кострах, были так называемые новые христиане, т.е. евреи, перешедшие в новую веру, которых подозревали в тайном исповедании иудаизма. Весь XIV век был чрезвычайно трудным для сефардов. От уговоров и запугивания инквизиция начала переходить к конкретным действиям.

В начале ХV столетия произошло знаменательное событие в истории Испании. Реконкиста - отвоевание испанской территории от завоевателей-арабов, длившаяся восемьсот лет, завершилась в январе 1492 г. победой испанцев. Католическая церковь и ее передовой отряд – инквизиция, настаивали теперь на решении еврейского вопроса, предлагая провести физическое уничтожение всех сефардов под тем предлогом, что сейчас, когда страна стала полностью испанской, в ней должна быть только одна религия – христианская. Был выдвинут даже лозунг: "Одна страна, одна религия". Но католические короли Испании Изабелла и Фернандо не согласились на уничтожение евреев и всё-таки предоставили им какое-то право выбора.

31 марта 1492 г. был опубликован указ королей, по которому сефардам предлагалось либо принять католичество и остаться в стране, либо в течение четырех месяцев до 2 августа покинуть пределы Испании. Среди испанцев были люди, которые выступали против этого указа, о чем свидетельствуют хроники конца ХV и начала ХVI вв. Один из хронистов писал: "Было много лиц, считавших, что короли совершили ошибку, пожелав изгнать из своих владений народ столь полезный и трудолюбивый, который достиг в их королевстве такого значения как по своей численности и влиянию, так и благодаря способности к обогащению…"

В июле начался массовый отъезд евреев, которые не пожелали принять христианство. В Испании в то время проживало приблизительно семь миллионов человек. Количество сефардов колебалось от шестисот до восьмисот тысяч. Считается, что треть из них крестилась, а две трети покинули страну. Сефарды любили Испанию, в которой прожили не менее полутора тысяч лет. Уезжая, они клялись больше никогда туда не возвращаться. Известный советский поэт, сефард по происхождению, судя по его имени и фамилии, Перец Маркиш, посетив в 1937 году Испанию, написал потом в своем поэтическом цикле "Испания" такие слова:

Евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. Так, например, знаменитый дом-музей Эль Греко в Толедо когда-то принадлежал казначею короля Самуэлю Галеви. Наиболее богатые старались использовать свои связи с еврейскими банкирами и купцами в других странах, прибегая к денежным переводам за границу, но большая часть пострадала во всех отношениях.

В зависимости от места проживания в Испании сефарды отправлялись в разные регионы мира. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы – в нынешнюю Грецию, Югославию и Болгарию; андалузские евреи – в Северную Африку и Турцию. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем из страны, а детей младше 13 лет оставить и крестить.

Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и вместе с политическими и уголовными преступниками высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе, куда попала большая группа юношей. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно совершенно неожиданно услышать легенды из Ветхого завета. Иезуиты-миссионеры обнаружили следы иудаизма в фольклоре западно-африканских племен.

Самый лучший прием был оказан сефардам в Турции и странах Балканского полуострова. Турецкий султан сделал своим личным врачом еврея, который стал известен в Турции под именем Исаак-паша. По его письменным воспоминаниям турецкий, султан неоднократно удивлялся тому, что испанские короли могли изгнать из своей страны столько образованных, умных и знающих людей.

Несмотря на тяжелейший для сефардов 1492 год, они успели принять участие в экспедиции Колумба. Сам Христофор Колумб по линии своей бабушки, матери отца, был еврейского происхождения. В экспедиции Колумба находился крещеный еврей Луис Торрес, принятый в состав экипажа в качестве переводчика с восточных языков. Он стал первым европейцем, который ступил на землю Нового Света. Оплатил экспедицию Колумба финансовый советник королевы Изабеллы, крещеный еврей Луис Сантанхель и севильский купец Франсиско Пинелло.

1492 годом можно было бы закончить историю евреев Испании. Но перенесемся на 500 лет вперед. 31 марта 1992 г. король Испании Хуан Карлос Первый в мадридской синагоге в присутствии тогдашнего президента Израиля Хаима Герцога отменил указ своих пращуров Изабеллы и Фернандо и признал его незаконным. Сефарды получили право вернуться на свою родину как граждане Испании. Беспрецедентное событие в истории! Справедливость, хоть и запоздалая, восторжествовала. Этим указом воспользовались сразу же тридцать семей боснийских евреев, которые переселились в Испанию. Но слишком долгим оказался пятисотлетний путь назад, к тому же у евреев за это время появилось собственное государство.

В настоящее время в Испании проживает 15 тысяч евреев, но это не сефарды, а ашкенази, родители которых были выходцами в основном из России. Их дети приехали в Испанию из Аргентины учиться, а потом остались тут и в 1956 г. основали две синагоги: в Мадриде и Барселоне. Из двух небольших сефардских общин одна находится на острове Санта Крус де Тенерифе на Канарских островах, другая в испанском городе Мелилья на северном побережье Африки.

Случаи признания сефардов гражданами Испании бывали и раньше. Впервые этот вопрос поставил выдающийся испанский врач и ученый Анхель Пулидо (1852-1932 гг.) еще в 1905 г., когда в Мадриде была опубликована его книга "Сефарды - испанцы без родины". В 1993 г. факсимильное издание этой книги вышло в издательстве Гранадского университета. Путешествуя по Дунаю в 1880 году, Анхель Пулидо познакомился на пароходе с директором сефардской гимназии в Бухаресте доктором Энрике Бахарано и его женой, которые разговаривали на понятном ему, но странном испанском языке, оказавшемся языком ХV века – ладино, который увезли с собой сефарды в изгнание и сохранили до настоящего времени.

Тогдашний король Испании Альфонсо ХIII, дед нынешнего короля, со вниманием отнесся к книге Анхеля Пулидо, но никаких конкретных шагов для возвращения сефардов в Испанию не предпринял. Второй случай связан с именем генерала Франко, который в 1941 г. освободил из концлагеря в Салониках пять тысяч греческих сефардов, объявив их гражданами Испании.

И, наконец, вышеупомянутый указ от 31 марта 1992 года, который породил огромный интерес испанцев к еврейскому прошлому своей страны. Дело дошло до курьезов. Старинная и родовитая семья герцогов Альба, имеющая собственный архив, заявила о том, что их предки были евреями. Мэр города Альмерия, объявив себя евреем, репатриировался в Израиль. Владелец самого большого в Барселоне рыбного магазина повесил у себя в витрине огромную шестиконечную звезду и т.д.

Испания оценила тот огромный вклад, который внесли сефарды в развитие испанской и европейской культуры и науки. Современные испанские ученые проделали огромную работу, восстановив родословные многих выдающихся личностей Испании, которые оказались евреями по происхождению. Среди них - первый составитель грамматики испанского языка Элио Антонио де Небриха, выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Луис Вивес, испанские писатели Матео Алеман, Луис де Гонгора, Фернандо де Рохас, знаменитый французский писатель Монтень, мать которого Антония Лопес была сефардкой. Сюда же можно отнести великого художника Пабло Пикассо, выдающегося итальянского художника Амадео Модильяни и французского композитора Жоржа Бизе, автора популярной оперы "Кармен". На очереди великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Он был из дворянской семьи, но не так давно обнаружили в его родном городе Алькала де Энарес дом его предков, который расположен в центре иудерии, т.е. еврейского квартала.

Во многих испанских городах сохранились иудерии. В Толедо, Жироне, Севилье, Кордове это – места паломничества туристов. В Толедо есть две старинные синагоги-музеи, в Кордове возродилась замечательная керамика на еврейскую тематику и можно увидеть бронзовый памятник Мойсею Маймониду, возведенный испанцами в 1935 г. в честь 800-летия великого философа. Рядом старинная синагога-музей, в которой в 1985 г. приехавшими из Израиля священнослужителями было проведено богослужение в честь 850-летия Маймонида. В Гранаде поставлен красивый памятник Иегуде ибн Тибону, на котором написано: "Гранада – своему выдающемуся сыну Иегуде ибн Тибону, 1120-1190 гг., патриарху переводчиков, философу, поэту и врачу".

История сефардов – интереснейшая и блистательная страница в жизни еврейского народа, которому еще предстоит оценить по достоинству вклад испанских евреев в мировую культуру.

Маргарита Жердиновская (Мюнхен)

[1] Знаменитый персонаж романа Лиона Фейхтвангера "Испанская баллада" Иегуда ибн Эзра был родным племянником этих поэтов.

Читайте также: