Живопись франции 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Давид в своих художественных вкусах всегда был верен классической традиции. В его стиле присутствовало четкое понимание взаимосвязи содержания и формы, умение соответствовать в композиции, ритме и цветовом решении картины выбранному сюжету.

Ученик Давида Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) искал в классическом искусстве не только и не столько идеи — он стремился к совершенной форме. Художника интересовали не сюжеты, а линии. Рафаэль был его кумиром, а самого Энгра называли художником академического направления.

Глубоко эмоциональному Энгру были присущи романтические настроения. Их не удалось избежать и новому направлению во французской живописи — реализму, лидером которого стал Гюстав Курбе (1819-1877).

ЖАК ЛУИ ДАВИД. ПЕРВЫЙ КОНСУЛ ПЕРЕХОДИТ АЛЬПЫ НА ПЕРЕВАЛЕ СЕН-БЕРНАР.
1801. Национальный дворец-музей Мальмезон

Согласно воспоминаниям очевидцев, во время перехода через Альпы Наполеон не был одет в парадную униформу и ехал верхом на муле. Давид изображает Наполеона, как обычно изображали полководцев и королей, — на коне, рука его простерта вперед, и этот жест подчеркивает развевающийся край его плаща. На камнях внизу высечены имена других исторических деятелей, переходивших Альпы: Ганнибал, Карл Великий. Сравнение с императором Карлом пришлось как нельзя кстати: уже в 1804 году императором станет сам Наполеон.

Мадам Жюльетт Рекамье — известная красавица, жена банкира — изображена в скромном белом платье, без украшений и в неопределенном, но явно мало декорированном интерьере. Все внимание сосредоточено на движении модели — она одновременно и поворачивается к зрителю и отворачивается от него. Портрет остался неоконченным, Давид бросил работу, когда узнал, что мадам позирует также его ученику Франсуа Жерару.

Автопортрет — программное произведение Энгра, в котором благородство портретов Рафаэля сочетается с чертами собственного портретного стиля. Энгр укрупняет средний план — голова располагается почти под верхней гранью рамы — и тем самым делает фигуру более репрезентативной. Уверенности и значимости портрету придает и взгляд, направленный к зрителю несколько сверху. Замечательно колористическое единство решения картины: цвет одежды прекрасно гармонирует с тонами, которыми написано лицо. Мелодичность линии, несомненно, связана с музыкальной одаренностью художника — Энгр был талантливым скрипачом.

Курбе утверждал принцип реализма, провозглашал необходимость писать с натуры, обращался в картинах к темам повседневной жизни современников. Однако в своих автопортретах он близок к идеям романтиков с их интересом к отдельной личности, герою. Художник уверял, что в автопортретах записана история его жизни. Причина такого необычного ролевого портрета — сходство раненого с Христом: здесь Курбе отчасти следует традиции, начатой еще Дюрером. Однако в сопоставлении с Христом Курбе не только и не столько подчеркивает свою значимость, сколько намекает на положение страдающего художника в конфликте с обществом.

Французская живопись XVIII века стала яркой эпохой французского искусства в целом. Обусловлено это и основанием Королевской академии, и талантливыми самородками-живописцами, которые своими шедеврами смогли возвысить французскую живопись XVIII века и, впоследствии, повлиять на будущие поколения художников.

Французская живопись XVIII века

История французского искусства XVIII века

Французская живопись XVIII века была ознаменована, прежде всего, основанием Королевской академии живописи и скульптуры. Это учреждение, которое доминировало в художественном мире почти 200 лет. Основанная в 1648 году под предводительством Людовика XIV, Королевская академия была предназначена для обучения талантливых художников для французского двора. Смерть Людовика XIV в 1715 году предвещала дебют 7-летнего периода либеральной свободы, в течение которого Францией правил гедонист Филипп Орлеанский (Philippe, duc d'Orléans). Этот сдвиг задал тон художественной жизни XVII-XVIII веков. Результатом изменений стало популярное направление рококо, характеризующееся галантными мифологическими сценами.

Основные мастера направления:

  1. Жан Франсуа де Труа (Jean-François de Troy, 1679-1752), (Jean Antoine Watteau, 1684-1721),
  2. Николя Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743), (François Boucher, 1703-1770), (1699-1779).
  1. Во-первых, в середине века процветало больше опытных художников-портретистов, чем когда-либо прежде в любой стране;
  2. Во-вторых, активно развивалась философия Просвещения с ее эмпирическим уклоном, которая очень поощряла реализм в искусстве;
  3. В-третьих, во второй половине века неоклассицизм привел к возрождению интереса к предметам и эстетике классической античности (упор на исторической теме).

Рассмотрим наиболее ярких представителей французского мира живописи XVIII века.

Французская живопись XVIII века. Инфографика

1. Жан Франсуа де Труа

Жан Франсуа де Труа – первый герой нашего списка, родился в Париже и был сыном портретиста из Тулузы Франсуа де Труа. Обучался в центре художественный жизни Европы – в Италии с 1699 по 1706 год, где вдохновлялся венецианским искусством. Де Труа был успешным и модным художником во всех областях живописи. Как очаровательный и талантливый молодой художник и сын успешного светского портретиста, Де Труа был хорошо принят элитой Парижа, а вскоре познакомился с двумя особо влиятельными покровителями того времени – финансистами Сэмюэлем Бернаром (Samuel Bernard ) и Кристофом де Лаливом (Christophe de Lalive). Первый заказал большую серию из 4 крупных полотен по истории Рима, а второй — серию из 35 аллегорических панно для отеля на улице Нев дю Люксембург (Neuve du Luxembourg). Впоследствии Де Труа был назначен директором Французской академии в Риме в 1738 году и работал там вплоть до своей смерти. Ранние работы Де Труа принадлежали почти исключительно историческому жанру и классическим произведениям. А вот модные портреты Де Троя, которые изображают досуг аристократического французского общества, оказались более популярными среди парижской богемы и заметно отличали его от коллег.

Знаковые произведения Жана Франсуа де Труа:

2. Антуан Ватто

Жан-Антуан Ватто — художник, олицетворяющий лирически очаровательный и изысканный стиль рококо. Он родился во фламандском городе Валансьен. Отец будущего художника был мастером-плиточником фламандского происхождения. По словам биографов Ватто, детство мальчика было несчастливым, он был слишком чувствителен и восприимчив к быстрой смене настроения. Но при этом был ненасытным читателем романов и заядлым меломаном (кстати, эти интересы и повлияли на излюбленный в будущем стиль рококо). Проявив ранний интерес к живописи, молодой Ватто стал учеником местного художника Жака-Альбера Жерина (Jacques-Albert Gerin). А позже, примерно в 1702 году, Ватто уехал в Париж для дальнейшего обучения. В Париже Ватто выполнял бесчисленное количество зарисовок с натуры, которые должны были стать для него источником вдохновения на всю оставшуюся жизнь.

В 1703 году он был нанят в качестве ассистента к художнику Клоду Жило (Claude Gillot), чьи работы представляли заметный контраст на фоне официального искусства под правлением Людовика XIV. Позже Ватто перешел в мастерскую Клода Одрана III, декоратора интерьеров, под влиянием которого он начал создавать рисунки с непревзойденной элегантностью. Художественная карьера Ватто была короткой по сравнению с другими влиятельными мастерами, но ему все же удалось получить признание и оказать влияние на будущее поколение художников рококо.

Знаковые произведения Антуана Ватто:

3. Николя Ланкре

Знаковые произведения Ланкре:

4. Франсуа Буше

Будучи сыном рисовальщика, живописца и вышивальщицы, Буше имел скромное, но художественное происхождение. Раннее обучение получил у отца в Париже, а позже его работы заметил почитаемый художник Франсуа Лемуан (François Lemoyne). Хотя 17-летний Буше оставался под опекой Лемуана всего несколько месяцев, он быстро освоил академический стиль своего первого наставника. Мастерством Буше как художника и гравера восхищался известный коллекционер и великий меценат Жан де Жюльен (Jean de Julienne), который поручил молодому художнику создать гравюры по рисункам Антуана Ватто. Не имея академического образования, Буше выиграл Римскую премию, высшую награду Академии, всего в 20 лет. Эта премия должна была обеспечить обучающую путевку в Италию в течение трех лет, однако вмешалась внутренняя политика Академии. Тогда Буше стал выполнять частные заказы на картины, рисунки и гравюры. Его навыки оказались настолько востребованными, что он сам смог профинансировать свою поездку в Италию в 1728 году. По возвращении в Париж Буше был официально приглашен в Королевскую академию. Буквально в одночасье Буше стал сенсацией французского мира искусства. Его портреты были одними из самых знаменитых среди парижской элиты, а клиентом был сам Людовик XV.

Знаковые произведения Франсуа Буше:

5. Жан Батист Симеон Шарден

Знаковые произведения Шардена:

Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство 18 в. было мирным, уютным, гедонистическим. Расхождение между философией и искусством на первый взгляд нарушает целостность эпохи.

Кажется, Просвещение шло своим путем, а искусство - своим. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей. У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения, а иллюстрирование просветительских идей создавало не самые ценные в художественном отношении произведения.

Для творческих людей гораздо важнее не идеологический компонент, а общий эмоциональный фон эпохи, состояние душевной атмосферы.

В общем комплексе настроений эпохи Просвещения ощущалось гуманистическое начало.

Искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. Оно искало живые формы.

В живописи видно стремление к непринуждённости.

В музыке – камерное музицирование, живые интонации.

Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков. Архитектура также решала задачи соединения с природным ландшафтом и в загородных дворцах, и в градостроительных новациях: ансамблях новых городских площадей.

В театре произошёл постепенный переход от условностей и патетики классицизма к естественной игре актеров.

Для искусства 18 века характерно стремление к радости, ощущение прозрения и освобождения, неисчерпаемости человеческого духа, стихии жизни.

18 век явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм. Кроме барокко и классицизма в 18 веке появились новые стили: рококо, сентиментализм и предромантизм.

Начало XVIII века. После смерти короля-солнца Людовика XIV становится ясно, что французская абсолютная монархия клонится к упадку. Французская аристократия, как будто предчувствуя грядущие революционные катаклизмы, с удовольствием воспринимала призывы освободиться от государственных доктрин и суровых нравственных предписаний, налагаемых христианством. Смена внутренних установок бытия рождала чувство легкой свободы, раскованности, отчасти вседозволенности. Радость жизни, радость любви, наслаждение реальными благами роскоши, охватившие аристократию, неодолимо влечет и многих художников. Так формируются основы стиля рококо — порождения утонченной, отмеченной чертами особой изысканности жизни.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно стили эпохи связывают с именами королей (стиль ЛюдовикаXIV, стиль Регенства, стиль Помпадур).

В архитектуре стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Характерная для времени сооружения Версаля грандиозная помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Их искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри — таков основной образ архитектуры рококо.

Живопись рококо тесно связана с интерьерами и архитектурой, поэтому носит декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного лица, поэтому здесь нет:

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, лепниной.




Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней — все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

Единство стиля дополняла вычурная мебель с гнутыми линиями, инкрустацией.

Столики-консоли на двух ножках, богато инкрустированные секретеры и комоды, мягкая мебель разнообразных форм, люстры, бра и настольные жирандоли со сложным ритмом хрустальных подвесок — все это соединялось в ансамбль, говорящий о жизни беспечной, богатой, радостной. В моде фарфор и перламутр. Возникают фарфоровые заводы – Севрский во Франции, Мейсенский в Германии.

В эпоху рококо одежда, причёски, внешность человека становятся произведениями искусства. Дамы, одетые по моде эпохи, сами выглядят, как фарфоровые куклы. Человек — деталь красивого интерьера, росписей плафонов, панно, стен, гобеленов. Именно таким предстает он в живописи рококо, восхищающей своей легкостью, тонкой палитрой цвета с преобладанием блеклых серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Рококо стало украшением праздного быта изнеженной знати, но не только. В этом стиле большие художники, о которых речь впереди, сумели воплотить чувственную прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором.

Жиль — главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображен в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собеседника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищенное. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и поразительных образов в истории мировой живописи.

Но вернемся к стилю рококо. Этим искусством в полной мере владел замечательный мастерФрансуа Буше (1703—1770). Думается даже, что никто из художников Франции не воплотил в своих работах столь полно и многогранно главные черты этого стиля — гедонизм (удовольствие как цель жизни), легкую фривольность, вкус к изысканной роскоши и пренебрежение обыденным, разумным, устойчивым.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюбленных овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

Скульптор расположил фигуры Граций полукругом, сблизив их обнимающим жестом рук центральной Грации. Переплетение их рук, композиционно объединяющее скульптурную группу, полно покоя и нежности. Изящные наклоны очаровательных головок, бесчисленные завитки причесок, образующих сложные венки и гирлянды, призваны усилить это впечатление. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени создают ощущение прозрачности кожи. Один из современников справедливо писал:

Его главный герой — человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.

Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности психологии героя.

Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, комедиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Вашингтона — вот лучшие работы великого скульптора. Известно, что и Екатерина II заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по многочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер был сильно болен, когда его уговорили позировать скульптору. Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.

Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновенной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукротимая жизненная энергия.

Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов не только у современников Гудона, но и у его последователей. Обращаясь к мраморному Вольтеру, французский скульптор Огюст Роден восклицал:

На пороге кровавых событий Великой французской революции в живописи заблистало новое имя — Жак Луи Давид(1748—1825).

Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство 18 в. было мирным, уютным, гедонистическим. Расхождение между философией и искусством на первый взгляд нарушает целостность эпохи.

Кажется, Просвещение шло своим путем, а искусство - своим. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей. У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения, а иллюстрирование просветительских идей создавало не самые ценные в художественном отношении произведения.

Для творческих людей гораздо важнее не идеологический компонент, а общий эмоциональный фон эпохи, состояние душевной атмосферы.

В общем комплексе настроений эпохи Просвещения ощущалось гуманистическое начало.

Искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. Оно искало живые формы.

В живописи видно стремление к непринуждённости.

В музыке – камерное музицирование, живые интонации.

Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков. Архитектура также решала задачи соединения с природным ландшафтом и в загородных дворцах, и в градостроительных новациях: ансамблях новых городских площадей.

В театре произошёл постепенный переход от условностей и патетики классицизма к естественной игре актеров.

Для искусства 18 века характерно стремление к радости, ощущение прозрения и освобождения, неисчерпаемости человеческого духа, стихии жизни.

18 век явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм. Кроме барокко и классицизма в 18 веке появились новые стили: рококо, сентиментализм и предромантизм.

Начало XVIII века. После смерти короля-солнца Людовика XIV становится ясно, что французская абсолютная монархия клонится к упадку. Французская аристократия, как будто предчувствуя грядущие революционные катаклизмы, с удовольствием воспринимала призывы освободиться от государственных доктрин и суровых нравственных предписаний, налагаемых христианством. Смена внутренних установок бытия рождала чувство легкой свободы, раскованности, отчасти вседозволенности. Радость жизни, радость любви, наслаждение реальными благами роскоши, охватившие аристократию, неодолимо влечет и многих художников. Так формируются основы стиля рококо — порождения утонченной, отмеченной чертами особой изысканности жизни.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно стили эпохи связывают с именами королей (стиль ЛюдовикаXIV, стиль Регенства, стиль Помпадур).

В архитектуре стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Характерная для времени сооружения Версаля грандиозная помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Их искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри — таков основной образ архитектуры рококо.

Живопись рококо тесно связана с интерьерами и архитектурой, поэтому носит декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного лица, поэтому здесь нет:

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, лепниной.

Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней — все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

Единство стиля дополняла вычурная мебель с гнутыми линиями, инкрустацией.

Столики-консоли на двух ножках, богато инкрустированные секретеры и комоды, мягкая мебель разнообразных форм, люстры, бра и настольные жирандоли со сложным ритмом хрустальных подвесок — все это соединялось в ансамбль, говорящий о жизни беспечной, богатой, радостной. В моде фарфор и перламутр. Возникают фарфоровые заводы – Севрский во Франции, Мейсенский в Германии.

В эпоху рококо одежда, причёски, внешность человека становятся произведениями искусства. Дамы, одетые по моде эпохи, сами выглядят, как фарфоровые куклы. Человек — деталь красивого интерьера, росписей плафонов, панно, стен, гобеленов. Именно таким предстает он в живописи рококо, восхищающей своей легкостью, тонкой палитрой цвета с преобладанием блеклых серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Рококо стало украшением праздного быта изнеженной знати, но не только. В этом стиле большие художники, о которых речь впереди, сумели воплотить чувственную прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором.

Жиль — главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображен в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собеседника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищенное. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и поразительных образов в истории мировой живописи.

Но вернемся к стилю рококо. Этим искусством в полной мере владел замечательный мастерФрансуа Буше (1703—1770). Думается даже, что никто из художников Франции не воплотил в своих работах столь полно и многогранно главные черты этого стиля — гедонизм (удовольствие как цель жизни), легкую фривольность, вкус к изысканной роскоши и пренебрежение обыденным, разумным, устойчивым.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюбленных овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

Скульптор расположил фигуры Граций полукругом, сблизив их обнимающим жестом рук центральной Грации. Переплетение их рук, композиционно объединяющее скульптурную группу, полно покоя и нежности. Изящные наклоны очаровательных головок, бесчисленные завитки причесок, образующих сложные венки и гирлянды, призваны усилить это впечатление. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени создают ощущение прозрачности кожи. Один из современников справедливо писал:

Его главный герой — человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.

Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности психологии героя.

Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, комедиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Вашингтона — вот лучшие работы великого скульптора. Известно, что и Екатерина II заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по многочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер был сильно болен, когда его уговорили позировать скульптору. Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.

Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновенной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукротимая жизненная энергия.

Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов не только у современников Гудона, но и у его последователей. Обращаясь к мраморному Вольтеру, французский скульптор Огюст Роден восклицал:

На пороге кровавых событий Великой французской революции в живописи заблистало новое имя — Жак Луи Давид(1748—1825).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Искусство Франции XVIII в. Живопись.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Искусство Франции XVIII в. Живопись.

Искусство Франции XVIII в. Живопись.

Жан-Антуан Ватто (1684—1721), французский художник, начал с подражания фламан.

Жан-Антуан Ватто (1684—1721), французский художник, начал с подражания фламандцам: маленькие по формату сцены военных бивуаков, народные типы. В 1702 г. уехал в Париж, где быстро превзошел в мастерстве своего учителя К. Жилло и ок. 1708 г. поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В 1712 г. был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Жан-Антуан Ватто Росальба Каррьера. Портрет Ватто.

Жан-Антуан Ватто. Савояр с сурком, 1716, Эрмитаж, С.-Петербург. Ж.-А. Ватто.

Жан-Антуан Ватто. Савояр с сурком, 1716, Эрмитаж, С.-Петербург. Ж.-А. Ватто. Отдых на войне. 1716. Холст, масло. Эрмитаж, С. Петербург. Ж.-А. Ватто. Невзгоды войны. 1716. Холст, масло. Эрмитаж, С. Петербург, Россия.

Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в.

Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в., который на основе традиций фламандского и голландского искусства создал новый стиль – рококо. Его работы привлекли внимание нескольких влиятельных лиц, среди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, банкир и коллекционер Пьер Кроза. Ж.-А.Ватто. За туалетом. 1716—1719. Холст, масло. Собрание Уоллес, Лондон.

Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Паломничество на остров Киферу. 1717 Холст, мас.

Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Паломничество на остров Киферу. 1717 Холст, масло., Шарлоттенбург, Берлин.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703—1770). В.

Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1759. Коллекция Уоллес, Лондон. Ф. Буше.

Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1759. Коллекция Уоллес, Лондон. Ф. Буше. Отдыхающие пастух и пастушка (Школа любви). 1761. Коллекция Уоллес, Лондон.

Франсуа Буше (1703—1770). Лес. 1740. Лувр. Париж.

Франсуа Буше (1703—1770). Лес. 1740. Лувр. Париж.

Искусство Ватто и Буше во второй половине века продолжил блестящий мастер, Жа.

Искусство Ватто и Буше во второй половине века продолжил блестящий мастер, Жан Оноре Фрагонар (1732—1806). Будучи пенсионером в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж — галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, исторические и литературные темы, натюрморт, декоративное полотно. Жан Оноре Фрагонар Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет.

Ж. О. Фрагонар.Кипарисы на главной аллее виллы. 1760. Музей изящных искусств.

Ж. О. Фрагонар.Кипарисы на главной аллее виллы. 1760. Музей изящных искусств. Безансон. Ж. О. Фрагонар. Счастливые возможности качелей. 1767. Коллекция Уоллес, Лондон.

 Ж. О. Фрагонар. Качание. 1773-1776. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

Ж. О. Фрагонар. Качание. 1773-1776. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

Ж.О. Фрагонар. Визит в детскую. 1775. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

Ж.О. Фрагонар. Визит в детскую. 1775. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

В русле новых эстетических идей развивается искусство Жана-Батиста Симеона Ша.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Скат. 1728. Лувр. Париж.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Скат. 1728. Лувр. Париж.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. 1734. Лувр. Париж. Ж.-Б. С. Шарден. Прачки.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. 1734. Лувр. Париж. Ж.-Б. С. Шарден. Прачки. 1735. Эрмитаж. С.- Петербург.

Ж.-Б. С. Шарден. Мальчик с волчком. 1735. Лувр. Париж. Ж.-Б. С. Шарден. Молит.

Ж.-Б. С. Шарден. Мальчик с волчком. 1735. Лувр. Париж. Ж.-Б. С. Шарден. Молитва перед обедом. 1740. Лувр. Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден. Бриошь. 1763. Лувр. Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден. Бриошь. 1763. Лувр. Париж.

Ж.-Б. С.Шарден. Натюрморт с артибутами искусств. 1766. Эрмитаж. С.- Петербург.

Ж.-Б. С.Шарден. Натюрморт с артибутами искусств. 1766. Эрмитаж. С.- Петербург.

Развитие бытового жанра, прославляющего скромный быт третьего сословия, связа.

Развитие бытового жанра, прославляющего скромный быт третьего сословия, связано с именем Жана-Батиста Греза (1725—1805). Его картины близки к сентиментальной драме, тому литературному жанру, в котором писал Дидро. Творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей, проповеди патриархальной идиллии и семейственных добродетелей, столь популярные в Европе того времени. Жан-Батист Грёз Жан-Батист Грез (1725—1805). Автопортрет.

Жан-Батист Грез. Деревенская невеста. 1761. Лувр. Париж.

Жан-Батист Грез. Деревенская невеста. 1761. Лувр. Париж.

Жан-Батист Грез. Отец проклинает неблагодарного сына. 1777. Лувр. Париж.

Жан-Батист Грез. Отец проклинает неблагодарного сына. 1777. Лувр. Париж.

Жан-Батист Грез. Наказание неблагодарного сына. 1778. Лувр. Париж.

Жан-Батист Грез. Наказание неблагодарного сына. 1778. Лувр. Париж.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 509 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.06.2016 2922
  • PPTX 27.9 мбайт
  • 92 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Заичко Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: