Живопись беларуси 15 16 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отличительной особенностью культуры Беларуси ХIV—ХVI вв. был ее постепенный переход от византийских к западноевропейским образцам архитектуры, изобразительного искусства и литературы. Распространение западноевропейской культуры происходило посредством контактов с орденами крестоносцев, отношений с Королевством Польским, влияния католической церкви.

Активные отношения с Тевтонским орденом, Польшей и Чехией по-своему сказывались на развитии элитарной культуры Беларуси: вооружения, архитектуры, культуры двора. В процессе христианизации литовских земель ВКЛ сложился народный культ святого Казимира. Он сочетал в себе историческую фигуру Казимира (сына великого князя Казимира Ягайловича) и древние представления о Казимире как хранителе ремесел и торговли. В XV в. приобрели популярность предания о мучениках-францисканцах и трех виленских мучениках, в которых раскрывается переход общества от язычества к христианству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беларусь является хранительницей поздневизантийской художественной традиции 15 века, представленной греческой византийской или итало-критской школой, по определению ведущих представителей русской византинистики начала 20 века Н.П. Кондакова и Н.П. Лихачева. В 15 столетии эта традиция была хорошо известна на белорусских землях и оказала влияние на формирование местной школы иконописи. Параллельно похожий процесс взаимовлияния византийской традиции и русского иконописания наблюдался в Московской Руси. Для современников "критская манера" была высшей оценкой иконописного произведения. Об этом говорилось в одном из самых значительных руководств по технике иконописи Дионисия из Фурны. Диакон Павел Алеппский, сын сирийского патриарха, совершавший вместе с отцом путешествие по славянским землям в 17 веке, по старой памяти использовал это понятие, когда надо было похвалить иконы.

В иконописи Беларуси традиции византийско-русского искусства, получившие преломление в культуре древних городов (IX-XIV вв.) органично слиты со стилистическими особенностями западноевропейского искусства - романского, готики и Ренессанса (IX-XVI вв.), барокко (конец XVI-XVIII вв.) и классицизма. Причины этого явления коренятся в особенностях исторического развития Беларуси. Расположенная на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI-XVIII вв.). В этих условиях происходило формирование белорусской народности, языка, культуры (XIV-XVI вв.) [4].

Формирование белорусской иконописной школы относится к XV-XVI вв. когда местные изографы, усвоив византийско-русскую технологию, обрели свой индивидуальный почерк, нашли типы, характеры, свое понимание колорита, агиографии. В это время появилось немало местночтимых икон "Богоматери Одигитрии" в Жировицах, Минске, Супрасле, Новом Свержене, Вильно и др.

В церковных интерьерах (по документам 1549, 1556, 1571, 1579, 1588, 1590 гг.) утвердился иконостас, система которого была разработана крупными художниками Древней Руси - Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Симеоном Черным, Прохором из Городца. "Царские врата" XVI в. из Ялова (Национальный художественный музей Республики Беларусь, далее НХМ РБ) - редкий пример традиционной иконографии с приматом графического начала в его художественном решении.

Связи с древнерусской культурой прослеживаются в искусстве Беларуси и ранее. Например, икона "Дмитрий Солунский" ХIV в. из Щорсов, по мнению Н.Н. Померанцева, тяготела к памятникам новгородской живописи ХII в. Они хорошо были ощутимы в иконописи ХV-ХVI вв. В традициях древнерусского искусства выполнена изумительная по своей выразительности "Богоматерь Одигитрия Иерусалимская" в Пинске, которая перекликается с работами великого Дионисия (1430/1440-1500/1508), "Богоматерь Одигитрия" из Губинки. Одновременно в живописи обнаруживаются контакты с западноевропейским искусством: в иконах, известных по фотографиям конца ХIХ - начала ХХ в., - "Онуфрий с припадающим мстиславским князем Ю.Ю. Лугвеничем" (1407), "Богоматерь Умиление Жировицкая" (1470), последняя, по характеристике Н.П. Кондакова, сохранила итальянский характер более, чем все греко-итальянские переводы данного типа. Этот же ученый считал, что она в числе большой серии икон в ХV в. перешла с "Балканского полуострова через Южную Россию (вовсе не из Польши) в Вильно (Остробрамская), Минск, Гродно, Жировицы". Убедительным примером может служить икона "Богоматерь Одигитрия" из Слутчины (конца ХV - начала ХVI в.), в которой одновременно с усвоением традиций древнерусского искусства прослеживаются связи с итальянской и так называемой итало-критской школой живописи конца ХV - начала ХVI в., проявляющиеся в орнаменте лепного нимба. Те же черты присущи "Богоматери Одигитрии Смоленской" (ХVI в.) из Дубенца. Следовательно, в живописи Беларуси ХIV-ХV вв. усваиваются достижения древнерусского и западноевропейского искусства.

Немалое значение для развития культуры Беларуси имели контакты белорусских ремесленников с народами, населявшими Балканский полуостров, что отмечали Н.П. Кондаков, Г.В. Штыхов, В.И. Пичета. Последний писал, что Украина и Беларусь в этот период национально-культурного Возрождения находятся в тесном культурном общении со всеми славянскими странами, явление очень важное и интересное, на которое наши историки сравнительно мало обращали внимание. Именно в это время целый ряд рукописей на Украине и в Беларуси появляются на сербском языке. В ХVI в. в Беларуси работают и сербские художники.

Сильным, как уже говорилось выше, было влияние итало-критского, итальянского ренессансного искусства, которое компромиссно сплавлялось со средневековым мышлением. Наиболее ярко эти черты прослеживаются в деятельности выдающегося белорусского первопечатника, просветителя, философа, уроженца Полоцка - Франциска Скорины (ок.1490 - не позднее 1551 г.).

В белорусских городах периода расцвета гуманизма, реформационного движения, развития книгопечатания работали живописцы: пинский маляр Новоша; в Гродно в 1539-1540-х гг. - Афанасий Антонович, в 1570-1580-х гг. Была известна целая группа живописцев из Могилева - Исаак Иванович, Макар Окулинич, Ломако Федорович, Семенович, Дмитрий Иванович, Макар Маляр, Макарова Малярова, что свидетельствует о существовании в этом городе цеха живописцев.

В иконописи второй половины XVI в, например, иконах "Христос Вседержитель" из Бытени, "Параскева" из Слутчины ощутимы черты позднего Ренессанса (маньеризма), в недрах которого происходило формирование барокко - нового стиля, определившего культуру Беларуси XVII-XVIII вв. В "Параскеве" из Слутчины наряду с традиционными приемами письма доличного видны реалистические тенденции, выраженные в светотеневой моделировке лика, в стремлении к передаче глубины. Они же наблюдаются и в решении позолоченного резного фона.

Прием украшения фона орнаментом был заимствован белорусским изографом из итальянского искусства. Ренессансный орнамент в этом памятнике, как и в работах XVI в. "Богоматерь Одигитрия Минская" в Минске (еще не раскрыта реставраторами), "Христос Вседержитель" в Бытени имеет аналогии в итальянском и немецком ткачестве XV-XVI вв. Иконографическая схема "Параскевы" восходит к гравюре "Петка" из книги "Минея избранная", изданной колонией сербов в Венеции (1538), что позволяет датировать икону серединой - второй половиной XVI в. Белорусский мастер, сохранив пропорции и абрис фигуры, значительно переосмыслил эту гравюру. "Параскева" имеет огромное значение для характеристики белорусской иконописи середины - второй половины XVI в. Она - яркий пример творческих поисков мастеров Беларуси XVI в., работавших над созданием своей манеры письма, соответствующей духу времени.

Культура и искусство этого времени развиваются под знаком борьбы белорусского народа против усиления католицизма после государственной Люблинской (1569) и религиозной Брестской (1596) уний. В результате последней, рядом с православной церковью появилась униатская. Верность белорусского народа исконным традициям в этот период приобрела особенно важный политический смысл. Именно эта борьба спасла культуру Беларуси в период вхождения Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой от "размытия" ее мощными влияниями извне. Ведущая роль в борьбе против иезуитской пропаганды, за белорусскую культуру, язык, принадлежала братствам, созданным во многих городах, местечках. Они содержали на свои средства шпитали, монастыри, при которых были школы, типографии, ремесленные мастерские. Объединение иконописцев, резчиков, печатников, граверов при братствах способствовало созданию тесных контактов между ними и благоприятствовало дальнейшему развитию искусства Беларуси.

В живописи барокко присутствует аллегоризм, патетика, передача жизненных наблюдений, народный юмор, мажорный колорит. Насыщение реалиями канонических схем превращало иконы в жанровые картины на библейский сюжет, что разительно отличает белорусскую иконопись от искусства Древней Руси.

ВЫЯЎЛЕНЧАЕ МАСТАЦТВА Ў ВЯЛІКІМ КНЯСТВЕ ЛІТОЎСКІМ

ВЫЯЎЛЕНЧАЕ МАСТАЦТВА Ў

ВЯЛІКІМ КНЯСТВЕ ЛІТОЎСКІМ

Жывапіс у ВКЛ прадстаўлены: іканапісам; фрэскавымі роспісамі; жанрам партрэту; мастацкім аздабленнем кніг.

Жывапіс у ВКЛ прадстаўлены:

З часоў прыняцця хрысціянства ў іканапісе існавала арыентацыя на мастацтва Візантыі. На заходнерускіх землях, менавіта ў Смаленску, знаходзіўся найстаражытнейшы на Русі візантыйскі абраз Маці боскай – “Адзігітрыя Смаленская”.

Маці Боская Адзігітрыя Смаленская. ХVІ ст. Выяўлен у Прачысцен-скай царкве с. Дубянца Слолін. р-на.

Выяўлен у Прачысцен-скай царкве с. Дубянца Слолін. р-на.

Маці Боская Адзігітрыя. Канец ХV - пачатак ХVІ ст. Слуцк. р-н Мінск. вобл.

Маці Боская Адзігітрыя. Канец ХV - пачатак ХVІ ст.

Слуцк. р-н Мінск. вобл.

Да XV – XVI ст.ст. Належыць фарміраванне беларускай іканапіснай школы. Аб плённым выкарысіанні візантыйскіх традыцый пераканаўча сведчаць такія мастацкія творы, знойдзеныя на тэрыторыі Беларусі, як абразы “Успенне” і “Маці Боская Елеўса”.

Да XV – XVI ст.ст. Належыць фарміраванне беларускай іканапіснай школы.

Аб плённым выкарысіанні візантыйскіх традыцый пераканаўча сведчаць такія мастацкія творы, знойдзеныя на тэрыторыі Беларусі, як абразы “Успенне” і “Маці Боская Елеўса”.

Абраз “Успенне” знаходзіўся ў Мінску, адкуль пасля 1914 г. трапіў у збор І.А.Астравухава. Традыцыйна абраз адносяць да першай чвэрці 15 ст. Большасць даследчыкаў звязвае гэты твор, які з-за сваёй нязвыклай халодна-блакітнай каларастычнай гамы названы “Блакітнае Успенне”.

Абраз “Успенне” знаходзіўся ў Мінску, адкуль пасля 1914 г. трапіў у збор І.А.Астравухава. Традыцыйна абраз адносяць да першай чвэрці 15 ст. Большасць даследчыкаў звязвае гэты твор, які з-за сваёй нязвыклай халодна-блакітнай каларастычнай гамы названы “Блакітнае Успенне”.

“ Блакітнае Успенне”

“ Блакітнае Успенне”

Маці Боская Адзігітрыя Іерусалімская. ХVІ ст. Варварынская царква. Пінск.

Маці Боская Адзігітрыя Іерусалімская. ХVІ ст.

Варварынская царква. Пінск.

Побач з візантыйска-рускімі ўплывамі ў XV ст. на тэрыторыю Беларусі пачынаюць пранікаць рысы заходнееўрапейскага мастацтва. Прыкладам з

Францыскан-скі касцёл Успення Марыі. Пінск.

Характэрнымі для гэтага часу з

Св.Параскева Пятніца. Сярэдзіна - другая палова ХVІ ст. Са Слуцк. р-на Мінск.вобл.

Св.Параскева Пятніца. Сярэдзіна - другая палова ХVІ ст.

Са Слуцк. р-на Мінск.вобл.

Хрыстос Уседзяржыцель. ХVІ ст. Успенская царква у в. Быцень, Брэсткай вобл.

Хрыстос Уседзяржыцель. ХVІ ст.

Успенская царква у в. Быцень, Брэсткай вобл.

Царскія вароты. ХVІ ст.

Царскія вароты. ХVІ ст.

Манументальны жывапіс Аб манументальным жывапісе ХІV - ХVІ стагоддзяў больш вядома з літаратурных і архіўных крыніц. Іх даныя сведчаць , што фрэскавымі роспісамі былі ўпрыгожаны княжацкія палацы ў Віцебску, Троках, Крэве, Гродне, Полацку, цэрквы, касцёлы. Гэты жывапіс не захаваўся да нашага часу.

Манументальны жывапіс

Аб манументальным жывапісе ХІV - ХVІ стагоддзяў больш вядома з літаратурных і архіўных крыніц. Іх даныя сведчаць , што фрэскавымі роспісамі былі ўпрыгожаны княжацкія палацы ў Віцебску, Троках, Крэве, Гродне, Полацку, цэрквы, касцёлы. Гэты жывапіс не захаваўся да нашага часу.

Па запрашэнні Ягайлы ў Польшчу прыехалі беларускія і ўкраінскія мастакі, што распісалі фрэскамі такія вядомыя гатычныя помнікі канца XIV - першай паловы XV ст., як: капліца Св.Троіцы ў Люблінскім замку, катэдра ў Сандаміры, Калегіята ў Вісліцы, капэлы Св.Троіцы і Св.Крыжа ў Вавельскім замку; Роспіс Благавешч. царквы ў Супраслі .

Па запрашэнні Ягайлы ў Польшчу прыехалі беларускія і ўкраінскія мастакі, што распісалі фрэскамі такія вядомыя гатычныя помнікі канца XIV - першай паловы XV ст., як:

Самым значным помнікам манументальнага жывапісу XV стагоддзя, з'яўляюцца роспісы капліцы св. Тройцы ў Люблінскім замку. Плоскасці сцен асноўнага аб'ёму храма, яго апсіда, скляпенні пакрываюць сюжэтныя кампазіцыі, арнаментальныя выявы. Па сваіх мастацкіх, стылістычных якасцях, зменах у размяшчэнні асобных сцен яны нагадваюць больш ранні жывапіс, напрыклад, храмаў Бельчыцкага Барысаглебскага манастыра ў Полацку.


Гэта асаблівасць, а таксама надпіс у самой капліцы даюць падставы сцвярджаць, што яе фрэскавае ўбранне было выканана беларускімі жывапісцамі, якімі кіраваў майстар Андрэй. Гэта з’яўляецца сведчаннем двухбаковага творчага працэсу паміж польскім і беларускім сярэднявечным мастацтвам. Фрэскі доўгі час былі закрытыя слоем вапнавага тынку. У 1899 г. паліхромія была выпадкова адкрыта і пачалася рэстаўрацыя, з перапынкамі да 1997 г.

Гэта асаблівасць, а таксама надпіс у самой капліцы даюць падставы сцвярджаць, што яе фрэскавае ўбранне было выканана беларускімі жывапісцамі, якімі кіраваў майстар Андрэй.

Гэта з’яўляецца сведчаннем двухбаковага творчага працэсу паміж польскім і беларускім сярэднявечным мастацтвам.

Фрэскі доўгі час былі закрытыя слоем вапнавага тынку. У 1899 г. паліхромія была выпадкова адкрыта і пачалася рэстаўрацыя, з перапынкамі да 1997 г.







Роспіс Благавешч. царквы ў Супраслі. Дзмітрый.

Роспіс Благавешч. царквы ў Супраслі.

Роспіс Благавешч. царквы ў Супраслі. Георгій.

Роспіс Благавешч. царквы ў Супраслі.

ПАРТРЭТ Зараджэнне партрэтнага жанру у ХІV - ХV стст. было прадыктавана фарміраваннем ідэй свецкага мастацтва. Сваеасаблівай з

Зараджэнне партрэтнага жанру у ХІV - ХV стст. было прадыктавана фарміраваннем ідэй свецкага мастацтва.

Сваеасаблівай з'явай партрэтнага жанру ХVІ - пач. ХVІІІ ст. з'яўляецца сармацкі партрэт. Чалавек у такіх творах паказваўся па вызначанай схеме: у парадным адзенні, у акружэнні прадметаў, што адлюстроў-валі прыналежнасць да той ці іншай саслоўнай групы, дазвалялі даведацца аб палажэнні асобы ў грамадстве.

Партрэт Ежы Радзівіла. 1590-я гг.

Юрый Радзівіл 2 палова.16 ст.

Юрый Радзівіл 2 палова.16 ст.

Акрамя Вільні, Нясвіжа, Супрасля, буйным цэнтрам партрэтнага жывапісу ХVІ ст. з’яўляўся Слуцк. Тут пры двары князёў Алелькавічаў працавала некалькі майстроў. Магчыма аднаму з іх належыць партрэт Кацярыны Слуцкай.

Акрамя Вільні, Нясвіжа, Супрасля, буйным цэнтрам партрэтнага жывапісу

ХVІ ст. з’яўляўся Слуцк. Тут пры двары князёў Алелькавічаў працавала некалькі майстроў. Магчыма аднаму з іх належыць партрэт Кацярыны Слуцкай.

17 сентября 2013 Ольга


Мы на сегодняшний момент можем констатировать кучность нахождения византийских памятников на территории бывшей Турово-Пинской епархии и их влияние на белорусское искусство 15 века.

На сегодняшний день мы не выяснили пути миграции иконы Николаса Ламбудиса в Беларуси. Но то, что своим тематическим строем и идеей вселенской, жертвенной любви икона соответствует основным чаяниям культуры того времени, можно считать бесспорным. Она может быть соотнесена с давно известным в белорусских землях, чтимым образом Жировичской Богоматери Умиление 15 века. Эти два памятника близки друг другу иконографически. В жировичской чудотворной каменной камее (икона представляет собой вырезаный на камне овальной формы образ Богоматери с Младенцем) также виден прильнувший к Богоматери младенец с обнаженными до колен ножками. Известно, что жировичский образ был привезен Александром Солтаном из его путешествия по Европе (1470 или 1493), во время которого этот белорусский дворянин (шляхтич) посетил Неаполь и Сицилию, Милан, имел разрешение на поездку в Иерусалим. Этот факт опосредованно представляет возможности появления икон итало-критского письма на белорусских землях. [14]

Goluboe Uspenie

Успение Пресвятой Богородицы. XV в.

Какие же выводы могут последовать за выявлением такого значительного корпуса поствизантийских памятников Турово-Пинской епархии 15 века?

Результаты очевидны, но должны быть подтверждены определенным количеством художественных памятников 15—16 веков. Византийская традиция лежит в основе формирования белорусского иконописания 15—16 веков. Но круг памятников должен быть рассширен для углубления этих выводов. Яснее результаты византийского влияния в истории древнерусского искусства того же времени. В Московской Руси 15 столетия формируется своя собственная школа иконописи, в рамках которой расцветает творчество двух величайших гениев – Андрея Рублева и Дионисия. Новые формы Рублева и Дионисия оказались канонизированными Соборами 16 и 17 веков. О каких последствиях можно говорить, локализируя проблему в культуре белорусских земель? О том же самом. При встрече с поздневизантийским художественным наследием возникает поле значительного творческого напряжения, в котором мастера делают попытки формулирования актуальных для своего времени теологических проблем языком иконических форм. Должны были появиться новые иконографические изводы. Произведения мастеров итало-критской школы 15 века привели в искусстве Беларуси к пониманию необходимости работы над проблемами канонических правил, научили ценить слово и идею как основу иконного языка, показали эстетические возможности иконы и ее изобразительных возможностей.

Второй вопрос. Кто являлся проводником этого византийского влияния на белорусских землях? О южнославянском происхождении высших церковных иерархов Беларуси конца 14 – начала 15 веков митрополитов Киприана и Григория Цамблака известно, но не более того. История Московской Руси в этом отношении изучена глубже. Известно о значительной работе литургистов над богослужебными текстами и житийными текстами, русскими переводами приглашенных богословов, например Пахомия Серба. Мы хотели бы иметь поддержку в исследовании белорусского материала учеными других специальностей, потому что сохранившиеся памятники иконописи можно точно атрибутировать только при наличии широкого культурного контекста белорусско-византийских связей.

Результаты анализа художественного процесса 15 столетия позволяют говорить о присутствии постоянного византийско – греческого архетипа белорусского(украинского) иконописания. Пример обнаружения памятников в пределах одной епархии еще раз подчеркивает плодотворность выстраивания художественных взаимовлияний согласно границам епархий, как исторически определенных духовно-культурных регионов, лежащих поверх границ современных государственных образований.

[2] В.Пуцко, О.Сидор датируют икону 15 веком, но не могут объяснить его появление в небольшой церкви Речицы. Очевидно, Спас из Речицы, принадлежал когда-то одной из церквей Пинска, а впоследствии был отдан в небольшую сельскую церковь Речицы.

[4] Искусство этих земель 13-14 веков относят к галицко-волынской школе. Но временные границы галицко-волынской школы не следует выводить за пределы первой половины 14 века, а явления, связанные с поздневизантийской традицией следует описать в границах новой школы и дать ей свое наименование. Польские исследователи склонны приписывать все феномены поствизантийского искусства на территории современной Польши в Сандомире, Люблине, Кракове (примыкающие к Волыни территории ) 14—первой половины 15 века именно мастерам галицко-волынской школы.

[5] Лихачев Н.П. Историческое значение итало-критской иконописи. СПб,1911.

[6] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб.,1910. С. 52-54, 75.

[7] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб.,1910. С.188.

[8] 500-летие явления Иконы Минской Богоматери. Минск, 2000.

[9] Впервые опубликована в Каталоге Музея Древнебелорусской культуры. Музей старажытнабеларускай культуры: каталог экспазіцыі//В.В.Церашчатава і інш. Мінск, 1983. Іл.140.

[12] Прочтение и интерперетация криптограммы на мафории Богоматери принадлежит югославскому исследователю из Словении Гордоне Бабич. До публикации материала она приезжала в Минск и автор этих строк разговаривала с нею. См. Babi? G. Le maphorion de la Vierge et le Psaume 44(45) sur les images du XIV e si?cle // EVFROSYNON. Athens,1991. Т. 1. Р. 57-64.

[14] Вяроўкін-Шэлюта У. Солтаны // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Мінск, 2001. Т.6. С. 386. Пуцко В. Жыровіцкая ікона Божае Маці // Полацак, 1993, 4. С. 3—8.

[17] Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М.,1937. С.186.

[18] Попов Г.В.,Рындина И.А. Живопись и прикладное искусство Твери. М, 1985. С.189—194, С. 319-321.

[19] Ярашэвіч А.А. Гістарычныя ўмовы развіцця заходнепалескага іканапісу // Іканапіс Заходняга Палесся 16-19 вв. Мінск, 2002. С. 64—66.

[20] Миловидов А.И. Церковно-археологические памятники Пинска. М.,1898.

[21] Довгялло Д.И. Пинский Лещинский монастырь в 1588г.// Минская старина. Вып. 1. Минск, 1908. С. 65.

[22] Ярашэвіч А.А. Гістарычныя ўмовы развіцця заходнепалескага іканапісу // Іканапіс Заходняга Палесся 16-19 вв. Мінск, 2002. С. 65.

[26] Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери 14-16 веков. М., 1985. С. 191-192.

[27] Диптих опубликован Н.Ф.Высоцкой в книге Пластика Белоруссии 12-18 веков. Минск, 1983. Илл. 21, 22.

Ольга Баженова


Категория: Библиотека

Духовное творчество белорусского народа в XIV-XVIII веках выявилось в значительной степени в развитии фольклора: песенного, музыкального, хореографического. В устном народном творчестве отразились важнейшие исторические факты, народные представления, социальный опыт. Значительное место и устном творчестве занимали традиционные жанры обрядового песенного искусства: календарные, семейные, религиозные песни. Яркой образностью, поэтичностью выделяются баллады, сказки, пословицы, поговорки, где отражается природная смекалка простого народа, чувство юмора, оптимизм, где просматриваются социальные мотивы.

Тогда же возникла профессиональная музыкальная культура Беларуси. Центрами ее распространения стали религиозные православные братства, где одним из основных предметов преподавания была музыка. Выпускники таких школ прекрасно владели нотной грамотой и навыками ИС ношения сложных многоголосых произведений. В это же время получили распространение гимны на светскую и религиозную тематику — канты, отражавшие многие стороны жизни белорусского народа. Они постепенно приобре­ли популярность и стали неотъемлемой частью многих обрядов и праздников. В музыкальной культуре XVIII столетия значительное место занимали оркестры и капеллы, суще­ствовавшие при крепостных театрах. Их выступлениями сопровождались театральные постановки, церковные службы, парады, балы. Музыканты таких оркестров чаще всего были крепостными, прошедшими специальную подготовку у зарубежных преподавателей.

В конце XVI — начале XVII века при братских школах, иезуитских коллегиумах, православных академиях начал зарождаться театр. Фактически это был полупрофессио­нальный школьный театр, где ставились драмы, написанные преподавателями этих учебных заведений. В перерывах между действиями разыгрывались так называемые интермедии — короткие сценки бытового сатирического характера, пародировавшие содержание драм. Их обычно ставили на белорусском языке и включали в них элементы поэтического, музыкального, танцевального фольклора белорусов. Часто интермедии оттесняли на второй план сами драмы и пользовались большим успехом у зрителей. В XVI—XVII веках продолжал существовать и пользоваться популярностью народный кукольный театр батлейка, без которой не обходилось ни одно народное гуляние и праздник.

Ренессансные традиции в замковой архитектуре Беларуси наиболее полно представлены в замке Мир Гродненской области (XVI-XVII вв.). Он представляет собой дворец в стиле ренессанса, окруженный мощными, сложенными из кирпича, стенами (высота 13 м, толщина 3 м) и башнями (высота 25 м), оштукатуренными и облицованными тесаным камнем. Одна из таких башен в середине задней стены имеет въездные ворота. Подобные замки были возведены также в местечке Любча Гродненской области, местечке Смоляны Витебской области и т.д. Эти архитектурные комплексы свидетельствуют о том, что под воздействием идей ренессанса суровость готики и скупость крепостных и замковых форм сменилась на формы дворцовой, светской архитектуры, олицетворяющие оптимизм, эмоциональность, демократичность мировоззрения людей, живших в эпоху Возрождния.

В первой половине XVII века на территории Беларуси появляются костельные комплексы, включавшие в себя костел и монастырь. Примером такого архитектурного сооружения является комплекс в Гольшанах (Гродненская область), о котором писал в свое время Владимир Короткевич. Именно здесь в четвертый раз женился 73-летний польский король Ягайло (1422 г.) на 16-летней дочери князя Андрея Гольшанского.

В белорусской архитектуре XVII — XVIII веков появляются новые стили – барокко и классицизм. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спро­ектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля — рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Изобразительное искусство XIV-XVIII веков богато жанрами. Это иконопись, фрески, книжная миниатюра, гравюра, орнамент, деревянная резная скульптура. В начале XVI столетия на территории Беларуси сложилась собственная иконописная школа, характерной чертой которой стал мягкий светлый колорит и развитая система орнаментации фонов в образах (икона «Параскева Пятница).

Ведущим жанром светского изобразительного искусства в XVII —XVIII веках была портретная живопись, которая украшала коллекции белорусской и литовской аристократии. Наиболее типичными были парадные портреты, по стилю схожие с подобными произведениями искусства Польши и Западной Европы и отличавшиеся реалистичностью изображения (портреты неизвестных художников того времени князя А.Г.Ходкевича, митрополита И. Солтопа, магната Юрия Радзивилла и другие).

В XVIII веке стал развиваться и такой вид искусства, как балет. В это время существовали крепостные балетные труппы в Гродненском балетном театре А. Тизенгауза, Несвижском и Слуцком театрах Радзивиллов, Слонимском театре М. Огинского, Шкловском театре Зорича. Дли пол готовки танцоров были открыты специальные балетные школы, преподавание в которых вели известные евроиен скис балетмейстеры. Такие школы действовали в Гродно, Несвиже, Слониме, Шклове, Слуцке.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Читайте также: