Живопись 18 19 века в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

В Сергиево-Посадском музее находится небольшая, но достаточно интересная коллекция живописи, которая состоит из произведений XVIII – начала XX века, а также живописные работы сергиевопосадских художников XX - XXI веков. Состав коллекции неоднороден; в лучшей части ее прекрасные образцы портретной живописи XVIII века, различные по художественным методам и принципам портреты XIX века, редкие аллегории, пейзажные этюды XIX века, значительная часть работ современных художников – произведения с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города, пейзажи, натюрморты и портреты.

В музее есть полотна и неизвестных живописцев. Часть произведений создана художниками, игравшими незначительную роль в развитии русской живописи ХVIII и XIX веков; часть произведений позволяет говорить о живописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, существовавшей с ХVIII века и закончившей свою деятельность в начале XX столетия. Коллекция живописи конца XIX-XXI вв., являющаяся логическим продолжением и завершением собраний изобразительного искусства Древней Руси и Нового времени, даёт прекрасную возможность проследить развитие художественных традиций Сергиева Посада за всё предшествующее столетие.

Высшим достижением русской художественной культуры в XVIII и XIX вв. стал портрет. В нем воплотились поиски места и значения человека в окружающем мире, внимание к человеческой личности, новое понимание этической, гражданской и нравственной ценности человека и его внутреннего состояния. К произведениям петровского времени относится портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой (1664—1723), жены царя Иоанна Алексеевича, приписываемый кисти известного художника первой трети XVIII в. Ивана Никитича Никитина (ок. 1680— ок. 1742).

Галерея Лавры создавалась разными художниками, как столичными, так и лаврскими. В коллекции музея находится портрет царя Иоанна Алексеевича, который является погрудной копией большого портрета, созданного в конце ХVII века, находившегося в Романовской галереи Зимнего дворца. Возможно, образцом для портрета была гравюра, созданная Филиппо Джорджио Маттарнови. Многие десятилетия своей творческой жизни с Троицкой обителью и ее деятелями был связан крупнейший русский художник XVIII в. Алексей Петрович Антропов (1716— 1795). В период между 1744 и 1751 гг. он трудился над парадным портретом императрицы Елизаветы Петровны, который писал для Царских чертогов по заказу Синода. В 1762 г. им написаны для Лавры коронационные портреты Петра III и Екатерины II, а в 1770—80-е годы — троицкого архимандрита и Московского митрополита Платона Левшина.

Парадный портрет великого князя Павла Петровича в рост, на котором великий князь изображен в адмиральском мундире, приписывается В.Эриксену и создавался в 60-е годы ХVIII века. Портрет был подарен законоучителю наследника митрополиту Платону Левшину и украшал приемный зал его Вифанской резиденции. Есть ещё один портрет великого князя Павла Петровича, который предположительно выполнен известным живописцем Жан-Луи Вуалем, датируется концом ХVIII века. В коллекции музея находится интересный овальный портрет императрицы Екатерины II середины XVIII в., приписываемый кисти В.Боровиковского.

В монастырском собрании находилось значительное количество портретов настоятелей Троице-Сергиевой Лавры и других священнослужителей, большая часть которых была передана в РПЦ. В музейной коллекции сохранилось лишь несколько портретов митрополита Платона, а также архимандритов Гедеона Криновского, Лаврентия Хоцятовского, Августина Виноградского и др. Почти все они написаны неизвестными художниками с разной степенью мастерства. Типичным парадным портретом из собрания Троице-Сергиевой лавры является портрет митрополита Платона, изображённого одетым в дорогие одежды и роскошную митру вклада Елизаветы Петровны 1744 года. На груди Платона две панагии, одна из которых лаврская бриллиантовая, а вторая подарена Платону в 1775 году Екатериной II и Потёмкиным.

С лаврской коллекцией связана и одна из самых ранних работ ученика А. П. Антропова Петра Дрожжина, начавшего свой творческий путь, видимо, в Троице-Сергиевой лавре, где он учился у лаврского живописца П. Казановича. Портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского написан в 1765 году, когда Дрождин был учеником Антропова. Следует отметить портрет архимандрита Троице-Сергиевой лавры Гедеона Криновского, созданного в мастерской ТСЛ между 1770-1775 гг.

Портреты членов царской фамилии продолжают появляться в Троице-Сергиевой лавре и в XIX веке. Нередко они являются профессионально выполненными копиями русских художников с оригиналов иностранных живописцев. Среди них можно отметить два небольших портрета с изображениями императоров: Александра I в стиле французского живописца Жерара и Николая I в стиле немецкого художника Крюгера

В начале XIX века был написан двойной портрет императора Александра I с императрицей Елизаветой Алексеевной, аллегорически отражающий события войны 1812г . Эта картина носит условное название "Мир Европы". Вероятно, образы подсказаны гравюрами С.Кардели и А.Афанасьева "Александр I освобождает Францию и восстанавливает мир в Европе" или "Мир Европы". Аллегория решена в портретной форме четы русских императора и императрицы с масличной ветвью в руках и комментирующей надписью рядом с изображением.

Кисти популярного в России в середине XIX века немецкого художника Карла Лаша принадлежит портрет Льва Арнольди, написанный в несколько романтическом духе. Для портрета характерны профессионализм письма, достоверность изображения, умение понравиться заказчику, что свойственно манере Карла Лаша.

На рубеже XVIII-XIX вв. все большее значение приобретает камерный портрет. Они нередко украшали интерьеры дворянских усадеб и купеческих домов. К их числу можно отнести два портрета: неизвестной в чепце и косынке и неизвестного с орденом св. Владимира и крестом св.Анны, стилистически относящиеся к концу ХVIII века. Они поступили в музей, скорее всего, во время работы комиссии по охране лавры, и их происхождение, возможно, связано с обследованием окрестных усадеб.

Некоторые портреты XIX века связаны с именами малоизвестных или неизвестных художников. Интересным произведением является портрет неизвестной в белом чепце. Он датируется 30 -ми годами XIX века, когда были модны платья с широкими рукавами - жиго и воздушные косынки. Портрет привлекает гармонией светлого образа миловидной женщины и изысканного колористического решения всех деталей одежды.

Около двадцати произведений составляют группу памятников, основой сюжета которых является христианская или светская аллегория. Большинство из них выполнены, по-видимому, в мастерской Троице-Сергиева монастыря. Наиболее ранним произведением является картина "Моление Гедеона", которая датируется серединой ХVIII века и связана с заказом архимандрита лавры Гедеона Криновского. Сложная аллегория заложена и в сюжете картины "Восхваление дел Екатерины II", созданной скорее всего в самом конце ХVIII или начале XIX века. Аллегория восхваляет не только государственные, просветительские, но и духовные дела императрицы.

В коллекции музея находятся единичные полотна и этюды известных русских художников конца XIX и начала ХХ столетия. Жемчужиной собрания является картина И.К.Айвазовского "Прибой". Созданная в последние годы творчества (на ней стоит авторская дата "1895" год), она свидетельствует о колористическом даре выдающегося мариниста, фантастической способности передавать цветовые и световые нюансы морской глади и морского воздуха.

Среди этюдов выделяется небольшой этюд А.К. Саврасова 1880-х гг. с изображением любимого художником переходного состояния природы – начала весны. Пейзаж отличается простотой мотива, который подчеркивает его замечательные живописные качества. Его колорит построен на сочетании многочисленных оттенков серого цвета, прекрасно передающих рыхлый подтаявший снег, прозрачный весенний воздух, дымку облаков.

Живописная коллекция XVIII-XIX вв. представляет небольшой, но достаточно полный комплекс произведений, необходимых для понимания сложных путей развития русского искусства. Многие из них – работы неизвестных или малоизвестных художников, чье творчество составляет тот фон, на котором могли появиться выдающиеся мастера. Работы И. Никитина, А. Антропова, Ф. Матвеева, И. Айвазовского, А. Саврасова усиливают ценность коллекции.

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

3. Живопись в России в XIX веке.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

6. Список литературы.

1. Введение.

Русское искусство XVIII – XIX веков – период взлёта русского искусства, на который повлияли реформы Петра Великого. Русская живопись этих столетий приобретает самостоятельность; время ученичества у Европы – это уже пройденный этап. Во второй половине восемнадцатого столетия наступает небывалый расцвет национального искусства. Открытие Академии художеств, рождение крупнейших и оригинальных портретистов, утверждение светскости, – всё это выводит державу на новый культурный уровень.

Активно развиваются жанры: портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры. Тематика художественных произведений варьируется от остро-выраженной социальности до глубокого психологизма и освещению вопросов, связанных с общечеловеческими проблемами. Завершается этот период утверждением индивидуальности в искусстве. В целом, живопись XIX века характеризуется как искусство народное, гуманистическое, стремящееся к демократизму.

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

В XVIII веке в русской живописи происходит множество перемен. Начинает приобретать всё большее значение гравюра, в технике которой запечатлевались события из истории, эпизоды дворянской и царской жизни, крупнейшие придворные инициативы. Самым крупным и талантливым гравёром петровского времени был А.Ф. Зубов (1682 – 1744), который своё образование получал у мастеров Оружейной палаты. На тот период она являлась центром культуры и искусства страны. Произведением, наиболее прославившим Зубова-гравёра, является огромная, располагающаяся на восьми листах, панорама Петербурга, на которой изображены дворцы, парки, Нева и другие сооружения, стоящие на её берегах. Кроме того, А.Ф. Зубов в гравёрной технике изобразил городские развлечения и исторические события.

Эволюционировал и портретный жанр. В его развитии отразились коренные переломы в стране, иное восприятие важности личности, а также роли человека в общественных деяниях. Творчество художников-портретистов, выявило и запечатлело лучшие черты деятелей эпохи Петра Великого. Под этими чертами принято понимать твёрдость характера, целеустремлённость, интеллектуальную одарённость и активность. Самыми выдающимися портретистами XVIII века стали выходцы из народа: И.И. Никитин (1690 – 1741) и А.М. Матвеев (1701 – 1789).

Важнейшим созданием зрелого этапа деятельности И.И. Никитина явился портрет Петра I (1721, Русский музей). На этом полотне образ императора чужд ложному пафосу, в нём ощущается непреклонная воля, мудрая решительность в осуществлении преобразований, очевидная способность осуществлять свою политику силой. Живописный язык этого художника отличается лаконичностью и выдержанностью: чёткая композиция, отсутствие второстепенных деталей, сосредоточенное внимание автора на лице и личности своей модели.

В XVIII веке сформировалась тенденция к усилению социального значения дворянства, что привело к формированию придворного искусства в стиле модных западноевропейских течений, относящихся к позднему барокко. Дарование и умение живописцев реализовывалось в основном для внешнего, декоративного оформления городских объектов.

В середине столетия формируется иное направление, основанием для которого оказывается всеобщий национальный подъём. На трон взошла Елизавета Петровна (1709 – 1752), чьё влияние на умы подданных было существенным. В эти годы улучшаются условия для формирования русской художественной школы, во главе которой стоял М.В. Ломоносов (1711 – 1756), разработавший технику изготовления мозаики, создал совместно с учениками несколько мозаичных картин, что было неожиданным и необычным явлением для русского искусства.

В официальной академической живописи рассматриваемого периода оформляются следующие жанры: монументально-декоративный, исторический, портрет и театрально-декорационное искусство. В Академии художеств рос интерес к историческим полотнам на темы российского прошлого. В этой сфере выделяется имя А.П. Лосенко (1737 – 1773), написавшего значительные исторические картины.

А.П. Антропов (1716 – 1795), И.П. Аргунов (1727 – 1802) – представители реалистического направления. Интересно, что XVIII век второй половины с его подъёмом, расцветом и бурной энергией неодолимо тянуло к юности. Если у Антропова мы встречаем замечательные портреты старух, то у Ф.М. Рокотова, Д.Г. Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757 – 1825) их очень мало. Это обстоятельство – примета времени.

Далее русский лирический портрет становится всё лиричнее и глубже, это хорошо прослеживается в творчестве Рокотова (1735 – 1808), художника, который с трудом поддаётся определениям, общие дефиниции и рассуждения о нём идут зачастую по касательной к нему, не задевая его.

Вторая половина столетия – заложение основ жанра пейзажа, который зарождается вместо утвердившихся ранее гравюр – как панорамных, так декоративно-видовых. Жанр пейзаж в русской живописи основал С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – автор великолепных видов Петергофа и Гатчины в романтическом исполнении.

3. Живопись в России в XIX веке.

В начале XIX века в Россию приходит романтизм, охвативший все сферы искусства и культуры, в том числе, и живопись. Развитие переживает станковая живопись, претерпевающая интерес к героическому прошлому своего народа, что обуславливает главную тему в этом жанре – тему героическую, раскрывающую воинскую доблесть, славу, патриотизм; несущую гуманистический и свободолюбивый пафос.

Продвижение романтизма, а затем и реализма подрывным образом действовала на идейные основы академической живописи, которые всё более устаревали и конфликтовали с действительными проблемами и социальными задачами искусства.

По содержанию и народному характеру творчества А.Г. Венецианов (1780 – 1847) примыкал к художникам пушкинской поры. Вне стен академического искусства он отобразил жизнь и быт русской деревни, создал галерею правдивых крестьянских образов. Школа реалистической живописи Венецианова – знаменательное явление художественной жизни России.

Созданию подобных полотен способствовала историческая ситуация. Это время было началом царствования Александра II. Тогда и возникло особое направление, которое можно назвать как реально-национальное, получившее активное развитие. Для этого было несколько предпосылок, таких как небывалый подъём общественного сознания, а так же пришедшая внезапно свобода в искусство. Руководство Академии более не подавляло художников. Изменилась и сама организации художественного образования. Теперь, вместо учеников И.И. Бецкого, которые боялись свободы и самовыражения, в Академии собралась активная молодёжь со всей России. Они хорошо знали жизнь народа, у них был высокий уровень национального самосознания. К тому же их не страшила свобода и творческая реализация, даже если она шла вразрез с устоявшимися традициями.

Таким образом, рост и всё увеличившаяся перспектива художественного осознания воссоздаётся через возникновение большого количества художественных сообществ; заведений, где учили живописи и рисованию. Характерно для этого времени открытие музеев и частных галерей, причём не только в Москве и Санкт-Петербурге. Особой приметой времени оказывается введение в школах уроков рисования.

Итак, все эти факторы приводят к блестящим результатам. В России появляется целая плеяда талантливых и оригинальных художников, выросших на национальной почве. Так и русской искусство делается национальным. Его главным отличием от искусства предшествующего периода является воплощение в живописи всех социальных проблем и нравственных язв общества.

Наиболее это очевидно в области бытового жанра. Когда проходит первая когорта художников-жанристов, творивших в 50-х годах XIX века и творивших скорее в сатирико-юмористическом ключе, возникает вторая плеяда. Это происходит уже в следующем десятилетии – в 60-х годах. Это художники-жанристы, работающие в другом направлении – социально-тенденциозном. Теперь художники желали не только изображать, но и направлять, обучать, изобличать.

Наследие художников-передвижников – это величайший прорыв в отечественном и мировом искусстве. Каждый из них в меру своего самобытного таланта внёс неоценимый вклад в культуру, став событием мирового значения.

Таковы разнообразные процессы, проходящие в искусстве XVIII – XIX веков, благодаря которым российское искусство обрело свою неповторимость, яркость и гениальность.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

В величайшее событие для русской культуры превратилось возникновение двух крупнейших музеев – Эрмитажа и Русского музея. Первый их них был основан в 1764 году, второй – в 1898 году.

Прошло пять лет, прежде чем Екатерина Вторая приобрела новые полотна. Они были закуплены в Дрездене. Коллекция отличалась высокой художественной ценностью. Среди прочих, в неё входили картины великих мастеров – Б.Ф.П.Э. Беллотто (1721 – 1780) и Тициана (1477 – 1576). Далее, в 1772 году, императрица пополнила свою коллекцию уникальными работами, которые в дальнейшем явились визитной карточкой того Эрмитажа, который сегодня известен всем. Новая коллекция включала в себя картины Рембрандта (1606 – 1669), К. Лоррена (1600 – 1682), Рафаэля (1483 – 1520), Н. Пуссена (1594 – 1665), П.П. Рубенса (1577 – 1640), Тициана (1477 – 1576), А. Ватто (1684 – 1721), А. Ван-Дейка (1599 – 1641).

Уже на этот момент собрание Екатерины можно было смело причислять к уникальным, но она, тем не менее, продолжала его пополнять. Бесценные шедевры Ван-Дейка и Рембрандта появляются в коллекции императрицы в 1779 году. Более того, она обращает своё внимание не только на живопись, но и графику, в результате чего её собрание обогащается графическими работами в количестве не менее пятисот экземпляров. Это же касается и скульптуры. Благодаря Екатерине можно увидеть в Эрмитаже образцы античной скульптуры и даже такого титана, как Микеланджело (1475 – 1564).

Смерть Екатерины Второй не приостановила расширение собрания. Эпохи последующих правителей – Александра I, Николая I приносят новые, не менее ценные экземпляры в эту коллекцию. Решением Николая I музей становится публичным (1852). После 1917 года Эрмитах, подобно другим учреждениям культуры, переходит к государству. Пополнение собрания происходит за счёт конфискованных частных коллекций. В ХХ веке Эрмитаж получает в своё владение полотна В. Ван Гога (1853 – 1890) и импрессионистские шедевры.

Советская эпоха принесла не только увеличение коллекций, но и существенные утраты. Так, Бриллиантовая комната стала собственностью Алмазного Фонда. Немалое количество экземпляров старинной живописи отправилось в другие музеи. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда так же не способствовало расцвету музея. Вынужденная эвакуация всех коллекций за Урал, устройство в самом здании музея бомбоубежища – всё это было тяжёлым испытанием. Проведённая после войны реставрация явилась для Эрмитажа открытием второго дыхания. Возвращённые экспонаты заняли свои места в музее. Большая часть коллекция осталась неповреждённой.

Итак, 50-е годы становятся для музея временем обновления и расширения фондов. В 1957 году открывается для экскурсантов третий этаж Зимнего дворца. Сегодня экспозиции Эрмитажа – это собрание колоссальных коллекций, охватывающей практически все эпохи: от каменного века до всего наилучших творений современности. Аналогов коллекциям Эрмитажа в мире больше не существует.

Основание Государственного Русского музея произошло в 1895 году. Доступным для посетителей он стал в 1898 году. Костяком его коллекции сделались живописные и скульптурные произведения русских авторов. Обеспечение музея происходило за счёт фондов Эрмитажа, Академии художеств, а также частных собраний. На начальный период формирования Русского музея его собрание характеризовалось как частичное: не были представлены произведения многих заслуживающих того художников, отсутствовали целые периоды истории искусства России.

Подобно Эрмитажу, после революции 1917 года в Русском музее также произошли изменения. Происходит возрастание коллекций в существенные разы. Сотрудники распределили коллекции по историко-монографическому принципу с соблюдением хронологии, принадлежности к эпохе, школе и направлениям. Теперь Русский музей имеет отделы: древнерусской живописи, искусства, относящегося к XVIII и XIX вв.; отдел искусства советского времени; отдел современного искусства.

В ХХ веке Русский музей окончательно утвердился в статусе одного из самых грандиозных собраний национальных шедевров. Сотни тысяч экспонатов содержатся в его стенах. По картинам, представленным в музее, можно изучать всю историю отечественного искусства в полном объёме.

Музей является обладателем одной из наилучших коллекций отечественной гравюры и скульптуры, а также впечатляющим собранием образцов народного и декоративного творчества. По своему строению он занимает целый комплекс зданий, центральным из которых является Михайловский дворец. Он построен по проекту крупнейшего архитектор XIX века К.И. Росси (1775 – 1849). В Михайловском дворце и корпусе, к нему примыкающему, расположена коллекция дореволюционного искусства.

В 1916 году был достроен новый корпус по проекту Л.Н. Бенуа (1856 – 1928), архитектором которого был С.О. Овсянников (1880 – 1937). Второй этаж этого корпуса будет в дальнейшем отдан для живописных экспонатов, относящихся к периоду второй половины XIX – начала ХХ века, в то время как первый этаж посвящён искусству советскому. Оба корпуса – Михайловский дворец и корпус Бенуа связаны специальным переходом, позволяющий посетителям осматривать экспозиции с максимальным удобством.

Оба музея – Эрмитаж и Государственный Русский музей – относятся к достоянию Россию, активно функционируют и принимают в год не менее полутора миллионов человек.

5. Заключение.

Искусство первой половины XVIII века отразило в себе созидательный характер реформ Петра I, новые представления о ценности человека, победы русского оружия. Со второй половины столетия художественная культура России выходит на ведущее место Европы, благодаря масштабному вкладу в общую сокровищницу и совершенству художественных решений. В области живописи эти решения воплотили идеи высокого нравственного предназначения человека. В портретном жанре реалистическое изображение человека нашло одно из самых выдающихся воплощений.

История русской культуры XIX века является национальным духовным богатством. Живопись, подобно всей художественной культуре, запечатлело в себе народную память о великих свершениях, произошедших в России. Примечательно, что и творческая интеллигенция, и граждане страны к началу ХХ века мыслили совсем иначе, чем россияне 50 – 60-х гг., что и отразилось в живописи данного периода.

6. Список литературы.

1. Варшавский С.П., Рест Б.И. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа /С.П. Варшавский, Б.И. Рест. – Л.: Искусство, 1939. – 252 с.

2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

3. История русского искусства: В 2-х томах. – М.: Белый город, 2007. – 889 с.

4. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 634 с.

5. Русский музей. Проспект. Составитель и автор текста А.И. Кий. – Л.: Лениздат, 1982. – 28 с.

6. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций/Д.В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ. 1989. – 337 с.

Русская Живопись 18 века эрмитаж

В русской живописи 18 века продолжался процесс обмирщения, который начался еще в предыдущем веке. Свидетельством данного явления стало развитие портретной живописи.

18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в написании портретов. Речь идет о Никитине, Матвееве, Адольском и Зубове. Эти художники утверждали новый, светский принцип русской живописи 18 века.

Рисуя портреты, художник обращался к человеку, пытаясь понять темперамент и особенности индивида, стремясь точно отобразить свои наблюдения на холсте.

Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века, развивает такие направления как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. В построении произведения входят перспектива, глубина и объемность изображения на плоскости, направлении света. Искусство начинает становиться более реалистичным.

Во второй половине 18 века живопись становится более сложной в жанровом составляющем. Формируется целая система жанров живописи: портретная, историческая, пейзажная, монументальная.

Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства. Больших успехов в жанре исторической живописи добился художник Лосенко, не отставал от него и его коллега Угрюмов.

В живописи 18 века, пейзаж становится самостоятельным жанром. Признанными мастерами написания пейзажей стали: Щедрин и Алексеев. Тонкие акварели запечатлели различные живописные уголки русских городов и деревень.

Культурным центром русской живописи 18 века становится Эрмитаж. В 1764 году было положено начало формирования новой коллекции художественных достояний… Русская живопись 18 века очень оригинальна и интересна. 18 век подарил нам много замечательных художников и их великих произведений.

Рус­ская живо­пись 18 века — это осо­бен­ное явле­ние в миро­вой живо­пи­си. Нача­лом раз­ви­тия свет­ской рус­ской живо­пи­си мож­но счи­тать 18 век. С это­го момен­та древ­не­рус­ская живо­пись при­об­ре­та­ет некую свет­скость и отхо­дит от кано­нов ико­но­пи­си. У худож­ни­ков воз­ни­ка­ет потреб­ность изоб­ра­жать повсе­днев­ную жизнь, при­ро­ду, чело­ве­ка. В этот пери­од вре­ме­ни про­ис­хо­дят пере­ло­мы прак­ти­че­ски во всех сфе­рах рус­ской куль­ту­ры, в том чис­ле и в живописи.

Развитие русской живописи в 18 веке

Рус­ская живо­пись после пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний 18 века пре­тер­пе­ва­ет еще боль­шие изме­не­ния. Ино­стран­ные худож­ни­ки начи­на­ют при­ез­жать в Рос­сию и рабо­тать при дво­ре. Появ­ля­ет­ся Ака­де­мия худо­жеств, откры­ва­ют­ся кар­тин­ные гале­реи. Рус­ская живо­пись вры­ва­ет­ся в миро­вое искус­ство и за несколь­ко деся­ти­ле­тий 18 века про­хо­дит такой путь, кото­рый Евро­па про­шла до это­го за несколь­ко веков.

В 18 веке в Рос­сии появ­ля­ют­ся раз­лич­ные сти­ли и направ­ле­ния, при­чем, если в Запад­ной Евро­пе живо­пись раз­ви­ва­лась после­до­ва­тель­но, тече­ния посте­пен­но сме­ня­ли друг дру­га, то в Рос­сии раз­ви­тие раз­ных жан­ров про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски параллельно.

Рус­ская живо­пись в 18 сто­ле­тии ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ной: в боль­шом коли­че­стве начи­на­ют созда­вать­ся как парад­ные, так и камер­ные порт­ре­ты, в живо­пись при­хо­дит натюр­морт, так попу­ляр­ный в то вре­мя в Евро­пе. Во вто­рой поло­вине XVIII века, бла­го­да­ря Ака­де­мии худо­жеств, в Рос­сии рас­цве­та­ет клас­си­цизм (в основ­ном, это кар­ти­ны на исто­ри­че­ские, биб­лей­ские и мифо­ло­ги­че­ские сюжеты).

Особенности русской живописи XVIII века

Посте­пен­но рус­ская живо­пись начи­на­ет обрас­тать наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. На полот­нах начи­на­ют появ­лять­ся сюже­ты из рус­ской исто­рии, наря­ду с биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми геро­я­ми кар­тин ста­но­вят­ся былин­ные бога­ты­ри, не усту­пая пер­вым в нака­ле стра­стей. Порт­рет­ное искус­ство во вто­рой поло­вине 18 века обре­та­ет новое дыха­ние с при­хо­дом новых масте­ров живописи.


Порт­рет­ный жанр обо­га­ща­ет­ся новы­ми направ­ле­ни­я­ми – костю­ми­ро­ван­ный и мифо­ло­ги­че­ский порт­рет. Посте­пен­но порт­рет­ное искус­ство пере­ста­ет быть эли­тар­ным. Порт­рет выхо­дит за пре­де­лы сто­лиц и при­хо­дит в рус­скую про­вин­цию, ста­но­вясь вер­ши­ной рус­ской живо­пи­си 18 века.

К кон­цу сто­ле­тия в рус­ской живо­пи­си начи­на­ет зарож­дать­ся новый жанр – быто­вой. И его глав­ным геро­ем ста­но­вит­ся про­стой народ и, конеч­но, рус­ское крестьянство.

В кон­це 18 века еще одно направ­ле­ние рус­ской живо­пи­си выде­ля­ет­ся в само­сто­я­тель­ное – это пей­заж. Худож­ни­ки начи­на­ют рас­смат­ри­вать при­ро­ду как цен­ность, достой­ную отдель­но­го изоб­ра­же­ния. Тогда как ранее при­род­ные фоны исполь­зо­ва­лись толь­ко как укра­ше­ние зад­не­го пла­на картины.


Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Знание стилей помогает понять историю искусства, учит разбираться в современном искусстве, "видеть" смысл и ценность произведения.

Стиль в изобразительном искусстве - это единство определенных особенностей, признаков, художественных традиций. общих для искусства данного периода.


Представляем вам восемь стилей в русской живописи XVIII - XXвв.: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн, авангард и соцреализм (краткую информацию о художественных стилях). Большинство определений и теорий стиля опирается на классическую историю искусства, которую можно рассматривать как непрерывный процесс возникновения, развития и смены стилей. Слово "стиль" происходит от греческого stylos, означающего "палочка для письма".

В истории русского изобразительного искусства можно условно выделить два периода, граница между которыми происходит в эпоху правления Петра I. Конец XVII и начало XVIII века - время крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. (До этого на Руси почти восемь столетий с момента принятия христианства в 989 году и до конца XVII столетия господствовала религиозная церковная культура).

В начале XVIII века русская культура испытывает неизбежное влияние европейского художественного опыта. Особенность развития русского искусства заключалась в том, что освоение общеевропейских стилей в России протекало стремительно. Всего за несколько десятилетий русскому искусству суждено было превратиться из религиозного в светское. При этом русское искусство перенесло европейский опыт на свою национальную почву, не порывая связи с древнерусскими традициями иконописи. По мнению многих исследователей, аналогов такому развитию в европейском искусстве нет.

Сохранились уникальные произведения переходного стиля - от иконописи, плоскостного изображения на деревянной основе, к объемному изображению на холсте. Первые попытки светского портрета - это парсуны, парадные портреты с условным изображением фигур и пространства. Парсуна означает изображение персоны, т.е. не некоего святого, а определенного, реального человека. Парсуна - своего рода мостик, пройдя который, русское искусство начинает новый этап своего развития.

В начале XVIII века сложился первый общенациональный стиль - русское барокко (декоративная пышность). Иван Никитин (1690 - 1742) - один из первых художников Нового времени. Алексей Антропов (1716 - 1795) - наиболее яркий выразитель русского барокко в живописи.

В середине XVIII века в России сложился стиль рококо (легкость, изящество). Иван Вишняков (1699 - 1761) - автор парадных портретов, Иван Аргунов (1729 - 1802) - портретист.

В эпоху правления Екатерины II (1762 - 1796) возникает и развивается новый стиль - классицизм. Следует отметить, что каждый последующий стиль зарождается в недрах предыдущего. Смена стилей не происходит в одночасье. Разные стили сосуществуют параллельно, представленные творчеством различных художников, а часто, в творчестве одного художника мы наблюдаем этапы увлечения разными стилями.

Во второй трети XIX века черты классицизма и романтизма по-прежнему сосуществуют в творчестве великих академиков Карла Брюллова (1799 - 1852) и Александра Иванова (1806 - 1858), но уже в недрах романтизма зарождаются черты нового направления - реализма. И ярчайший тому пример - творчество А. Иванова.

Художники - реалисты стремились изображать жизнь "как она есть", без приукрашивания, а зачастую и заостряя свое критическое отношение к действительности. Особенно ярко это проявилось в творчестве художников - передвижников. И хотя на рубеже XIX - XX веков реалистические традиции передвижников уходят в прошлое и на первый план выходит новый стиль - модерн, те или иные черты реалистического направления будут появляться в творчестве художников последующих поколений.

Конец XIX - начало XX столетия - бурный период в истории русской живописи: появляются самые разные течения. Русский модерн представлен творчеством художников Мира искусства и Союза русских художников. Выразителями философии символизма стали Михаил Врубель (1856 - 1910) и Виктор Борисович Мусатов (1870 - 1905). Их современником был Константин Коровин (1861 - 1939), основатель русского импрессионизма.

Русский импрессионизм стал стартовой площадкой для всех авангардистских художественных течений XX века, начало которого являло собой пеструю картину разностилья. В этот период сформировались совершенно новые для искусства направления: абстракционизм Василия Кандинского (1866 - 1944), супрематизм Казимира Малевича (1878 - 1935), лучизм Михаила Ларионова (1881 - 1964), кубизм Аристарха Лентулова (1882 - 1943), примитивизм Натальи Гончаровой (1881 - 1962), аналитический метод Павла Филонова (1883 - 1941), сюрреализм Марка Шагала (1887 - 19850).

Такое яркое явление в русской живописи, как обращение к своим отечественным корням, глубоко и разнообразно проявилось в творчестве легко узнаваемых по особой манере письма Бориса Кустодиева (1878 - 1927), которого привлекла тема русского быта, праздников и гуляний, и Михаила Нестерова (1862 - 1942), который внес в русскую живопись особую проникновенную ноту, стремясь воплотить соборный образ Святой Руси.

В начале 30-х годов XX века официально признанным направлением в СССР провозглашается социалистический реализм, главной чертой которого была идейность и воспитание советских людей в духе социализма. Но и в это время многие художники создавали не только полотна официального характера, но и искренние произведения о жизни страны, о труде и праздниках советского народа.

Читайте также: